Sip клиент что это такое
SIP-телефония
Большинство пользователей глобальной сети знают и даже активно используют способ передачи мультимедийных данных через Интернет – межсетевой протокол IP (Internet Protocol). Если говорить просто, то для обмена информацией, включая аудиосообщения, требуется установить IP-соединение между устройствами.
Но что такое SIP-телефония? Это один из протоколов передачи голосовой информации, который базируется на принципах IP-телефонии. Расшифровывается SIP как Session Initiation Protocol – «Протокол Установления Сеанса». Используется для множества целей – аудио и видеоконференции, телефония, онлайн-игры и другое. Протокол SIP работает по схеме «клиент-сервер-клиент», чередуя запросы и ответы.
Далее подробно остановимся на алгоритме работы, отличиях от IP и VoIP и преимуществах SIP-телефонии.
Как работает
Что такое звонок через SIP? Обмен голосовыми сообщениями выполняется по следующему алгоритму:
Детально схема соединения выглядит так: голос первого абонента передается в SIP-оператор, сжимается в цифровой сигнал и направляется через интернет на SIP-оператор второго абонента, где он преобразуется в аналоговый сигнал и подается на приемное устройство.
Что нужно для отправки и приема звонка через Интернет?
Пользователям предлагается несколько вариантов применения SIP-протокола:
Разберем на примере, что такое SIP.
Владислав планирует перелет самолетом из Пхукета в Москву на определенное время. На смартфоне у него SIP-клиент. Российская авиакомпания также имеет виртуальную АТС с поддержкой этого протокола. Владислав набирает номер компании, через сервер смартфона выполняется поиск IP-адреса авиаперевозчика. При отклике абоненты соединяются для обмена информацией.
Голосовые сообщения Владислава сжимаются и оцифровываются, после чего передаются на сервер собеседника. СИП-модуль виртуальной АТС дешифрует сигнал и передает его на устройство уже в аналоговом качестве – абонент слышит голос.
Для связи с мобильным телефоном через SIP-клиент алгоритм немного другой. Сначала сервер пытается найти IP-адрес абонента, если не может найти, то выполняется соединение с устройством напрямую стандартными технологиями. При этом сохраняется сжатие и оцифровка аналогового сигнала.
Из примера видим, что для работы SIP-телефонии необходимо интернет-соединение, а также наличие виртуального или физического телефона. Возникают вопросы, что такое SIP-номер и как его получить.
Обычно поставщик услуги предоставляет пользователям цифровую комбинацию – ID, с её помощью можно осуществлять бесплатные звонки внутри сети. Для соединения с абонентами других сетей требуется знать URI – комбинация ID и адреса провайдера.
Также клиентам выдаются стандартные телефонные номера:
Ввод комбинаций номера в SIP-телефонии аналогичен с сотовой связью, то есть используется код страны. Например, для России – (+7).
Чем отличается SIP-телефония от VoIP и IP
Если СИП-протокол – это стандарт для звонков через Интернет, тогда возникает вопрос: для каких целей применяют IP-телефонию и VoIP? Например, подключаясь к виртуальной АТС, эти технологии используются совместно, что несколько запутывает неопытных пользователей. Давайте разберемся в понятиях.
Начнем с фундамента – это Internet Protocol или IP, что означает межсетевой протокол. По нему все сетевые устройства в мире связываются в глобальную сеть. Соответственно у каждого компьютера, гаджета, сервера или прибора подключенного к интернету есть уникальный IP-адрес. С его помощью пользователи обмениваются любыми данными и информацией.
Чтобы передавать аудиоданные по сети была придумана собственная технология, ответвление Internet Protocol – VoIP, то есть Voice over IP. Переводится как «голос по IP» или проще «голос по Интернету». С помощью этой технологии пользователи могут обмениваться данными, где в каком-либо виде присутствует голос. Например, вебинары и трансляции через Интернет, звонки в сети, онлайн-игры, видеонаблюдение с оповещением и другое.
SIP-телефония представляет собой более узкое понятие, то есть разновидность IP-телефонии, выделенный протокол связи. Основное отличие в том, что соединение между абонентами осуществляется только по этому каналу, не используя другие технологии. Это позволяет привязать номер к конкретному пользователю, а не к общей локации. Например, SIP-протокол применяется в Skype, а также в сервисах отслеживания звонков call tracking.
Преимущества технологии
Звонить и поддерживать связь через Интернет сегодня намного выгоднее и практичнее, чем пользоваться традиционной телефонией. Например, SIP-технология позволяет быстро и недорого обеспечить компанию связью. Рассмотрим преимущества для бизнеса и не только:
Мы ответили на вопрос, SIP-телефония: что это и как работает. Рассмотрим, где эта технология активнее всего применяется.
СИП-телефония применяется коммерческими и государственными корпорациями, малым и средним бизнесом для создания скоростной сети внутрикорпоративного общения, а также для связи с партнерами и клиентами. Например, крупные колл-центры, торговые павильоны и мега-маркеты используют этот IP-протокол.
Обычные пользователи также применяют программы и оборудование для интернет-звонков. Технология СИП существенно сокращает расходы на телефонию.
Резюме
Мы изучили, что такое SIP. Узнали отличия этого вида интернет-телефонии от IP-связи и VoIP. Рассмотрели принцип работы, преимущества, программное обеспечение и сферу применения технологии.
СИП-телефония – эффективное и экономичное решение для стартапа, а также практичный вариант организации бизнес-процессов в корпорации, на крупных предприятиях и госорганизациях. Технология помогает вести аналитику звонков, повышать качество обслуживания клиентов и доходы компании.
SIP-клиент: какие программы используются для IP-телефонии
Сегодня понятие SIP-клиент хорошо известно пользователям Интернета. SIP (Session Initiation Protocol, протокол установки соединения) — это протокол, используемый в одном из видов IP-телефонии для передачи мультимедийного трафика по сети. Стандартное SIP-приложение позволяет обмениваться голосовыми и видеозвонками, пересылать тексты и видеоизображения из любой точки мира, где есть Интернет. Использование SIP-телефонии существенно снижает расходы на связь и предоставляет много возможностей для интеграции с офисными приложениями.
Для чего использовать SIP?
SIP-телефония — отличный выбор для стартапа, для малого или среднего бизнеса. Это решение дает возможность сэкономить вложения, улучшить уровень обслуживания клиентов, а также выстроить полноценную аналитику деятельности компании.
Подключение выполняется разными способами:
Самые популярные SIP-клиенты
X-lite
Это один из самых удобных и функциональных бесплатных SIP-клиентов. Простой, интуитивно понятный интерфейс. Поддерживает видеозвонки, передачу текстовых сообщений, запись аудио- и видеозвонков, конференц-связь с двумя участниками, архив истории звонков. Из минусов — поддержка только двух линий и возможность использования только одного аккаунта. Шифрование отсутствует.
Zoiper
Доступен для iPhone, Android, WP8, Windows, Mac и Linux. Программа позволяет просматривать историю звонков, менять рингтоны для разных учетных записей. Есть возможность переключаться между двумя аккаунтами. Приложение может в фоновом режиме принимать звонки, возможна интеграция во встроенную адресную книгу. Программа русифицирована.
3CX Phone
Версия 14 системы 3CX Phone может быть размещена как локально у заказчика, так и в публичном облаке. Разнообразные функции программы помогут в организации офисной телефонии. 3CX Phone поддерживает до пяти одновременно обрабатываемых звонков и до пяти участников конференции. Можно работать с несколькими аккаунтами.
Поддерживается следующий функционал:
Blink
Простой клиент для Windows, Mac и Linux. Есть две версии, бесплатная (урезанная) и платная. Поддерживает:
В приложение может быть интегрирована телефонная книга из Google Contacts, продублированы данные с iCloud и установлены на вызов файлы с iTunes.
MicroSIP
MicroSIP — максимально простая и удобная программа для IP-телефонии. Нетребователен к объему памяти. Основные возможности:
Эта программа поддерживает режим работы без SIP-аккаунта благодаря функции SIP direct. Русифицирована.
Linphone
Эта программа совместима с операционными системами MAC, Windows, Linux, Android, IOS и BlackBerry. Linphone распространяется под лицензией GNU General Public License (GPL) и поддерживает протокол IPv6. Linphone может использоваться за транслятором сетевых адресов (NAT). Позволяет работать с несколькими аккаунтами и неограниченным количеством вызовов.
Основные возможности Linphone:
SJ Phone
Этот клиент позволяет работать только с одной учетной записью, но есть возможность организовывать конференции неограниченного размера и обрабатывать неограниченное число вызовов. Шифрование не предусмотрено.
CsipSimple
Одна из лучших программ под платформу Android. Распространяется под лицензией GPLv3. Адаптирован для российских провайдеров. Отличительные особенности:
SIP-клиент встроенный на Android
Начиная с версии 4.0, в Android встроен стандартный клиент. Встроенная SIP-программа глубоко интегрирована в основную операционную систему. Это позволило упростить и унифицировать настройки SIP с другими телефонными функциями. Фактически встроенный клиент превращает телефон с Android в полноценный SIP-фон.
Если нет специфических требований к SIP-программе, то использование встроенного клиента является оптимальным выбором
Сравнительная таблица SIP-клиентов
Как выбирать программу для SIP-телефонии
Выбор программы SIP-телефонии в большей мере зависит от дальнейшего использования организованных каналов связи. Возможно несколько направлений:
Сип-телефония – что это такое? Простыми словами
SIP-телефония – это способ голосовой связи через интернет на основе протокола SIP. Благодаря ему устройства, используемые абонентами для звонков, «понимают» друг друга и корректно передают данные по принципу чередования запросов и ответов. Спектр применения данного протокола довольно широк: облачная телефония, аудио- и видеоконференции, онлайн-игры.
В данной статье расскажем, что такое сип-телефония, для чайников и не только.
Отличия SIP- и IP-протоколов
Современную IP-телефонию часто называют SIP-телефонией (и это в большом количестве случаев не является ошибкой). Но многие задаются вопросом: а есть ли вообще разница между этими понятиями? Дело в том, что SIP – хоть и самый популярный сегодня, но не единственный IP-протокол. Следовательно, сип-телефонией называется только тот способ связи, который основан именно на данном протоколе.
Многие недоумевают также, почему для обозначения одного и того явления используются сразу 3 термина – SIP-телефония, IP-телефония и VoIP. Разберем более подробно суть этих понятий.
Начнем с технологии в целом – связи по межсетевому протоколу (Internet Protocol – IP). Он и объединил все компьютерные сети в сеть, которую мы называем «интернет». Для обмена информацией у каждого устройства существует оригинальный IP-адрес.
Технология передачи голоса обозначается аббревиатурой VoIP (дословно – «голос по IP»). Она отвечает за обмен любыми аудиоданными, сюда относятся трансляция подкастов, вебинаров, звонки через интернет, просмотр записей с современных камер видеонаблюдения, передающих не только изображения, но и звук.
IP-телефонией называется технология телефонной связи через интернет, то есть это конкретная разновидность VoIP, к которой относится исключительно аудио- и видеообщение по интернету. Принцип связи основан на протоколе IP. В свою очередь, как мы уже сказали выше, звонки по SIP-протоколам (и, следовательно, сип-телефония) – это разновидность IP-телефонии. Кроме SIP, существует еще ряд других IP-протоколов: H.323, MGCP и др.
Условия для качественной связи через сип-телефонию UIS – скорость интернета не меньше 128 Кбит/сек.
Как работает SIP-телефония
Поговорим немного подробнее о принципе работы. Что происходит, когда пользователь совершает звонок с устройства с установленным SIP-клиентом в компанию, где работает IP-телефония.
Специальный кодек превращает человеческий голос в цифровой сигнал. К слову, уже здесь проявляется серьезное преимущество современной телефонии: такой способ передачи данных служит ускорению связи и снижению нагрузки на сеть.
Сигнал передается на устройство, с которым работает абонент «на том конце провода».
Устройство позвонившего и устройство принимающего вызов определяют друг друга по IP-адресу и начинают соединение через протокол SIP.
Сигнал расшифровывается, и взявший трубку абонент слышит человеческую речь.
Совершение и прием звонков
Когда пользователь набирает нужный номер, вызов через интернет поступает на сервер оператора облачной телефонии. Затем он автоматически маршрутизируется на номер абонента, которому звонит пользователь. Такой звонок может быть направлен не только на SIP-номер, но и на обычный, городской или мобильный, это зависит от способа организации связи на той стороне.
Принимать и совершать звонки через SIP можно, используя следующее оборудование:
современный VoIP-телефон (с проводной трубкой либо переносной радиотрубкой), напрямую подключенный к интернету;
аналоговый телефон, подключенный к IP-шлюзу, в свою очередь, подключенному к интернету;
ПК или ноутбук, если на нем установлено приложение для звонков (SIP-клиент) и работает интернет;
SIP-приложение на мобильном телефоне, если есть Wi-Fi или мобильный интернет.
У провайдера UIS есть обширный каталог передового оборудования для бизнес-телефонии, где можно выбрать в том числе VoIP-телефон и шлюз. При желании можно бесплатно скачать софтфон UIS для работы с компьютера/ноутбука либо мобильное приложение.
Переадресация
Трудно найти компанию, которая не нуждалась бы в разнообразии схем переадресации звонков. Этого требуют и особенности графика работы сотрудников, и устройство отдела, и распределение ответственности. IP-телефония позволит переадресовывать звонки в тех случаях, когда сотрудник, которому направлен звонок, занят или отсутствует на рабочем месте.
Например, если сотрудник уехал из офиса, звонок будет перенаправлен на его мобильный или домашний телефон. Если сотрудник не может ответить, вызов автоматически переадресуется коллеге. Когда клиент звонит в нерабочее время, его может встретить голосовое сообщение о том, что в настоящее время компания не работает. Есть еще много других ситуаций. Наличие разных вариантов обработки звонков позволит не терять входящие обращения и не допускать ухода потенциальных клиентов к конкурентам.
Также возможна настройка различных сценариев распределения звонков, в том числе через интерактивное голосовое меню. В последнем случае клиента в самом начале встретит виртуальный секретарь, благодаря чему звонок быстро дойдет именно до того специалиста, который нужен позвонившему. Возможно, привлекать сотрудника к общению не понадобится вовсе – клиент звонит узнать информацию, которая будет сообщена ему автоматически (например, статус заказа).
Интеграция с бизнес-сервисами
Сип-телефонию UIS можно интегрировать с любой сторонней IT-системой, будь то CRM-, ERP-система или др., что позволяет автоматизировать работу отдела продаж (и любого другого «телефонного» отдела). Большой популярностью пользуются однокнопочные интеграции с amoCRM, Битрикс24 и RetailCRM. Для amoCRM разработан специальный компактный виджет, который позволяет обрабатывать звонки, не закрывая окно CRM, и занимает совсем немного места на экране. Также интеграция дает возможность автоматизировать исходящий обзвон внутри amoCRM, удобно переводить звонки на коллег и многое др.
Помимо основных CRM, у UIS есть готовые интеграции с более чем 30 системами, в том числе отраслевыми. Их список можно посмотреть здесь. Если в вашей компании используется не универсальная CRM, а узкоспециализированная, обратите внимание на этот список – возможно, вы найдете в ней свою. Любая интеграция дает возможность пользоваться базовыми преимуществами решения:
хранение и прослушивание записей разговоров в CRM;
открытие карточки в CRM с информацией о клиенте при входящем звонке.
А если ваши сотрудники работают в уникальной, самописной CRM, благодаря открытому API вы и ее сможете интегрировать с телефонией UIS.
Недавно один клиент рассказал нам, как благодаря интеграции с мессенджером Telegram он просматривает на наручных часах уведомления обо всех звонках, которые приходят в его колл-центр. API UIS позволяет объединить телефонию с множеством всевозможных IT-сервисов, даже с системой «умный дом» (есть компании, в которых пригодится и такое).
Простыми словами: Что такое SIP-телефония
О SIP слышал практически каждый. Но не все понимают, что это такое и чем SIP-телефония отличается от обычной связи по телефону. Мы продолжаем цикл ознакомительных статей об аналитике и виртуальной АТС. И сегодняшняя тема нашей статьи — SIP-телефония простыми словами .
Время чтения 8 минут
Вы можете перейти сразу к интересующему разделу:
Чем отличается SIP-телефония от IP и VoIP
Если вы хоть раз читали про виртуальную АТС, то наверняка сталкивались с этими терминами. Поэтому для начала разберемся — в чем же разница между SIP, IP-телефонией и VoIP. Это поможет вам не запутаться в терминологии и сразу понять, как все устроено.
Начнем с самого обширного понятия — IP связь (Internet Protocol — «межсетевой протокол»). Можно сказать, что это «начало всех начал», так как именно протокол IP связал все компьютерные сети мира в глобальную сеть интернет. Именно поэтому у каждого компьютера есть свой уникальный IP-адрес, который нужен для обмена данными.
Для передачи аудиоданных по сети есть своя технология — она называется VoIP связь (Voice over IP — «голос по интернет-протоколу IP»). Благодаря ей мы можем обмениваться любыми данными, где присутствует голос — звонить через интернет, транслировать вебинары или смотреть видео с камер видеонаблюдения со звуком.
IP-телефония — общее название для телефонной связи через интернет. Это составляющая часть VoIP, но сюда относятся только звонки и видеообщение по сети и ничего больше. Как понятно из названия, связь происходит благодаря тому же самому протоколу IP.
Еще более узкое понятие SIP-телефония. Если IP-телефония — это название технологии в целом, то SIP — лишь одна из ее разновидностей, протокол связи. Если проводить сравнение, то они так же относятся друг к другу, как ноутбук и ASUS.
О SIP мы поговорим ниже, а пока подытожим:
Что такое SIP-телефония
SIP (Session Initiation Protocol) — протокол передачи данных. Его можно сравнить с языком, который помогает устройствам понять друг друга и обмениваться данными без ошибок. Он используется для множества целей — для IP-телефонии, видео и аудиоконференций и даже онлайн-игр. Говоря упрощенно, он работает по схеме «клиент-сервер», постоянно чередуя запросы и ответы.
Есть и другие протоколы для IP-телефонии. Но в наше время SIP — это универсальный стандарт для обмена данными по сети. Специалисты считают его самым перспективным, и он чаще всего используется. SIP-телефония доступна там, где есть интернет со скоростью не менее 64 Кбит в секунду. То есть практически повсюду.
Преимущества Виртуальной АТС Ringostat
Как можно звонить и принимать звонки с помощью SIP
Принимать и совершать звонки можно и с помощью Ringostat Smart Phone — для этого достаточно зарегистрироваться зарегистрируйтесь в нашем сервисе. Это телефон прямо в браузере и аналитический помощник менеджера по продажам. Читайте об этом в статье «Виртуальная АТС Ringostat 2.0: ассистент sales-менеджера и телефон в браузере».
Как работает SIP-телефония
Рассмотрим пример, когда человек звонит с компьютера, на котором установлен SIP-клиент, в компанию, которая использует SIP-телефонию:
Ниже упрощенная схема, которая иллюстрирует работу SIP-телефонии при таком входящем звонке:
Схема звонка в sip-телефонии
Преимущества SIP-телефонии
Часто задаваемые вопросы
Что нужно для SIP-телефонии?
Интернет-соединение, компьютер или ноутбук, наушники с гарнитурой и программа для совершения и приема звонков. Также компания может приобрести у оператора телефонный номер в SIP-формате и разместить его у себя на сайте.
Как настроить SIP телефонию?
Если вы подключаете виртуальную АТС, то ее базовой настройкой обычно занимается компания, которая предоставляет этот инструмент. Если вы принимаете звонки с помощью специального софта, то настроить его можно по инструкциям, которые обычно есть на сайтах подобных компаний.
Как выбрать SIP телефонию?
В первую очередь обращайте внимание на надежность связи. Узнайте, предоставляет ли сервис номера нужного вам региона или оператора, можно ли гибко настроить телефонию под ваши потребности.
Выводы
SIP-телефония — отличное решение для стартующего бизнеса и компаний, которые практично подходят к организации бизнес-процессов. Это не только возможность сэкономить, но и повысить уровень обслуживания клиентов, а также построить полноценную аналитику для компании. Именно поэтому SIP-телефония приобретает все большую популярность.
Взаимодействие клиентов SIP. Часть 1
Месяц назад я начал свое знакомство с IP-телефонией, а именно с Lync и Asterisk. И заметил следующую картину: в сети очень много интересных статей по практической стороне вопроса (как и что делать) и очень мало внимания уделено теории (в конце статьи приведены ссылки). Если Вы хотите разобраться с SIP, то извольте либо читать RFC 3261, либо одну из «этих толстых книг». Это, естественно, полезно, но многим хочется в начале изучить некую выжимку, а уж потом бросаться в омут с головой. Эта статья как раз для таких людей.
Чтобы не перегружать читателя, я решил разбить статью на две части. В первой части мы рассмотрим работы протокола SIP при взаимодействии двух клиентов.
Простое взаимодействие клиентов
Взаимодействие клиентов в рамках SIP чаще всего осуществляется в виде диалога.
Диалог – это равноправное взаимодействие двух User Agent (UA) в виде последовательности SIP-сообщений между ними. При этом, существуют запросы, не образующие диалогов. Однако обо всем по-порядку.
Ниже приведен пример простого взаимодействия между двумя устройствами с поддержкой SIP:
Петр хочет начать обмен сообщениями с Иваном, для этого он посылает INVITE-сообщение с данными о типе сессии (простая, мультимедиа и т.д.). Сообщения имеют следующий формат: стартовая строка, одно или несколько полей заголовка, пустая строка, обозначающая конец полей заголовка и необязательное тело сообщения.
Стартовая строка содержит метод, Request-URI и версию SIP (актуальная – 2.0). Request-URI – это SIP-адрес ресурса, которому посылается запрос.
Поля заголовков имеют следующий формат: :
Первая строка начинается с заголовка Via. Каждое SIP-устройство, создающее или пересылающее сообщение, добавляет свой адрес в поле Via (как это происходит, я планирую показать в следующей части статьи). Обычно адрес представляет собой имя хоста, которое может быть разрешено с помощью DNS-запроса. Поле Via содержит версию SIP, знак “/”, пробел, транспортный протокол (UDP, TCP, TLS, SCTP), двоеточие, номер порта и branch – идентификатор транзакции. Ответы на этот запрос будут содержать такой же номер транзакции.
Чаще всего, значение branch начинается с “z9hG4bK”. Это значит, что запрос был сгенерирован клиентом, поддерживающим RFC 3261 и параметр уникален для каждой транзакции этого клиента.
Следующее поле, Max-Forwards, содержит относительно большое целое число. Каждый сервер SIP, который пересылает сообщение, уменьшает это число на единицу. Данное поле обеспечивает простой механизм обнаружение петель (loop).
Следом идут поля From и To, которые описывают отправителя и получателя запроса. Важно, что SIP-запросы маршрутизируются исходя из Request-URI, указанного в стартовой строке (см. выше). Это объясняется тем, что поля From и To могут быть изменены при пересылке. Если используется отображаемое имя (например, Ivan Ivanov), то SIP URI помещается внутрь пары угловых скобок. Параметр tag в поле From генерирует отправляющая сторона. В свою очередь принимающая сторона поместит свой tag в поле To.
Поле Call-ID – идентификатор вызова. Совокупность tag’ов из полей From и To и Call-ID однозначно идентифицируют данный диалог. Это необходимо, так как между клиентами может идти сразу несколько диалогов.
Следующее поле, Cseq, содержит порядковый номер запроса и название метода. В данном случае – INVTITE. Номер увеличивается с каждым новым запросом.
Поля Via, Max-Forwards, To, From, Call-ID и CSeq составляют минимальный необходимый набор полей заголовков SIP-сообщения.
Для сообщения INVITE также необходимо поле заголовка Contact, в котором содержится SIP URI, относящийся к коммуникационному устройству отправляющей стороны. Это поле используется, чтобы из всех устройств, которыми одновременно может пользоваться Петр, ответ был отправлен именно на данное устройство. Обратите внимание на значения полей From и Contact. Первый раз я не заметил разницу:
В сообщении присутствует опциональное поле Subject, то есть тема сообщения. Некоторые SIP-клиенты могут выводить значение этого поля на экран. Для маршрутизации и идентификации диалога поле не используется и может быть произвольным.
Поля Content-Type и Content-Length отвечают за описание тела сообщения. В данном случае будет использоваться Session Description Protocol (SDP). Размер сообщения вычисляется с учетом символов перевода строки:
Детальное описание работы протокола SDP заслуживает отдельной статьи, поэтому ниже приведена только краткая расшифровка:
В ответ на INVITE SIP-клиент Ивана отправляет два сообщения: 180 Ringing и 200 OK. Первое сообщает, что на стороне Ивана SIP-клиент подает звуковой сигнал звонка, второе – подтверждает установку диалога. Разберемся с каждым из них.
Так будет выглядеть сообщение 180 Ringing:
Бледным выделен текст, который не изменился по сравнению с сообщением INVITE.
Обратите внимание на поля заголовков To и From. Несмотря на то, что данное сообщение идет со стороны Ивана, значения полей остаются такими же, как были в первоначальном запросе (от Петра к Ивану). Это объясняется тем, что данные поля определяют направление запроса, а не сообщения.
Строка Via также перекочевала из исходного запроса, в конце строки добавлен параметр received этот параметр содержит IP-адрес, с которого пришел запрос. Обычно это адрес, который может быть получен путем разрешения URI, содержащегося в Via.
Как я и обещал, в поле To добавился tag, идентифицирующий диалог. Все последующие сообщения в рамках диалога будут содержать неизменные значения tag.
Наконец, в поле Contact содержится актуальный адрес Ивана.
Так выглядит сообщение 200 ОК, которое отправил SIP-клиент Ивана:
Думаю, смысл всех полей, относящихся к протоколу SIP теперь ясен.
В ответ на 200 ОК клиент Петра отправляет подтверждение:
Данное сообщение подтверждает, что клиента Петра успешно получил ответ от клиента Ивана. Оба клиента договорились о параметрах меди-сессии, которая будет осуществляться по протоколу RTP.
Обратите внимание, что номер последовательности CSeq все еще равен единице, но в качестве метода уже стоит ACK. Параметр Branch в поле Via содержит новый идентификатор транзакции, так как ACK, отправляемый в ответ на 200 OK считает новой транзакцией.
Теперь давайте рассмотрим, как происходит завершение медиа-сессии. Клиент Петра посылает BYE-запрос для завершение сессии:
Получив запрос на завершение сессии, клиент Ивана посылает подтверждение:
Мы рассмотрели простой вариант работы протокола SIP. Обратите внимание, что в разные моменты времени клиенты Ивана и Петра выступали то в роли сервера, то в роли клиента, поэтому во всех SIP-клиентах должна функционировать как серверная (User Agent Server или UAS), так и клиентская часть (User Agent Client или UAC).
В следующей статье я планирую рассмотреть взаимодействие клиентов SIP с использованием Proxy-сервера и регистрацию клиентов на Proxy-сервере.