система учета товара по штрих коду
Система штрихкодирования товаров на складе и в производстве: что это такое и с чего начать, виды штрихового кодирования продукции
Предлагаем рассмотреть, что это – штриховое кодирование товаров и как оно влияет на развитие компании. Этот процесс помогает моментально идентифицировать продукт, определить его название, форму, группу, к которой он относится, улучшить учет остатков. Если фирма собирается развиваться, ей стоит подумать об оптимизации многих задач. А для некоторых видов товаров нанесение уникального кода на продукт с 2020 года стало обязательным требованием. Но иногда нанесение индивидуальных штрихкодов только усложняет и запутывает. Давайте изучим нюансы, чтобы все перемены на предприятии были только на пользу.
Что это такое
Это метод кодирования информации о характеристиках продукции, позволяющий при помощи специального оборудования считать их. Все работает на основе специально разработанной международной системы.
Основной объект — это конкретная единица товара со своими параметрами: цена, размер, масса, качество. И каждому продукту присваивается штриховой и цифровой код.
Технология штрихкодирования подразумевает уникальность каждого штрихкода, поэтому необходимо централизованное распределение кодов. Существуют следующие разновидности:
Внутри одного двухмерного кода можно сохранить до 3 Кбайт данных, создаются они прямоугольной или квадратной формы. Выглядят как ряды черных и белых чередующихся полосок различной яркости. В отдельных случаях используются круглые элементы, так как стандартами это не запрещено.
Главное условие — сформированная метка должна оставаться машиночитаемой. Само штрихкодирование подразумевает три последовательных операции, о которых мы поговорим подробнее.
Присвоение штрихкода
У каждого экземпляра он будет индивидуальным, повторяться они не должны.
Нанесение
Процесс можно провести разными способами и продумать технологию, в которой информация будет присваиваться еще на производстве. Допускается отдельно печатать его на этикетках в типографии и наносить позже. И третий вариант – клеить метки уже на складе во время приемки.
Какой из методов лучше – зависит от продукции и оборудования. Стоит продумать каждый из них и выбрать тот, что осуществить будет проще и с минимальными издержками.
Считывание штрихкода
Маркировка не будет работать, если ее нечем будет считывать. Для этих целей используют специальный сканер или терминал сбора данных, которые читают двухмерные изображения. Каждый раз система проводит идентификацию и определяет принадлежность к товарной группе.
Есть несколько видов штрихкодирования, которые делятся по территориальному признаку:
Основные требования
Цель внедрения формата кода DataMatrix — снизить объемы контрафактной продукции в товарообороте. Благодаря наличию метки государство может отследить изделия на всех этапах производства и движения от производителя к конечному потребителю.
Еще один нюанс – покупатели смогут самостоятельно проверять товары. Для этого было создано специальное приложение «Честный знак», которое подходит для устройств на системе Андроид и iOS. С помощью этого можно защититься от подделок.
Поэтому была создана маркировка. Она позволяет упростить проверку качества как проверяющими органами, так и обычными потребителями.
На метке обязательна такая информация:
В отдельных случаях производители добавляют что-то от себя, если считают это значимым. Так появляются отметки об отсутствии ГМО и консервантов. Но это допускается вписывать, только если есть подтверждающие документы и исследования.
Для парфюмерной продукции и косметики немного другие пункты:
Для одежды тоже установлены обязательные поля, так как важно рассказать многое о материале, чтобы стало понятно, как ухаживать за вещью. Если это меховое изделие, то следует вписать тип меха и способ, которым он обрабатывался.
Среди общих требований к любым меткам тоже есть несколько правил:
Если какое-то указание не было соблюдено, то нарушитель попадает под административную ответственность, которая вписана в 15.12 КоАП РФ. ИП при выявлении ошибок выставят штраф на 10-20 тысяч рублей, юридическому лицу до 300 тысяч рублей. Если же неисполнение данной обязанности повлекло вред здоровью покупателя, то все суммы вырастают в 3 раза.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Как была создана система штрихкодирования
Сейчас это встречается практически в каждом магазине и организации. Казалось бы — это просто перечень черных и белых полосочек, но его значение сложно недооценить. С его помощью работа любого торгового предприятия упрощается в разы, повышается сервис для покупателей, экономится время на приемку и складские операции.
Всем ли требуется штрихкодирование
Некоторые бизнесмены считают, что это внедрение обязательно пойдет на пользу компании, так как автоматизация складских задач поможет увеличить скорость товарооборота и снимет вопросы о пересортах.
Но следует помнить о том, что это дорогостоящая процедура, которую не так просто провести. Сначала необходимо закупить оборудование, стоимость которого зависит от размеров фирмы и необходимых элементов.
Это лишь часть одной огромной системы, в которые входит программное обеспечение по управлению складскими операциями, информационными и трудовыми ресурсами и так далее. В небольших организациях это неоправданные перемены, которые несут только бессмысленные затраты и усложнение большинства действий.
Если ассортимент включает всего несколько позиций, то на инвентаризации наличие меток не поможет ускорить нахождение всех экземпляров, а во время сбора заказа не станет проще. Увеличится только стоимость и усложнится процесс.
Но не стоит забывать, что сейчас появляется все больше товарных групп, маркировка которых обязательна. А когда на продукции уже размещены знаки отличия, то лучше ими пользоваться, а не игнорировать их.
Чтобы определиться, следует ли приобретать и устанавливать софт и эту технику, советуем сравнить временные, материальные и другие затраты, которые приходятся на каждую операцию сейчас и после предположительного внедрения. После этого можно делать выводы и принимать решение.
Если вам трудно выявить потребность в этом оборудовании и софте или нет времени на расчеты, обращайтесь в «Клеверенс». Наши сотрудники подскажут, что стоит изменить, чтобы увеличить прибыль и упростить многие рутинные задачи, высвободив время сотрудников для других, более важных, дел.
Особенности технологии штрихкодирования
Это специальная система, которая предназначается для идентификации товаров и документов. Каждому изделию присваивается уникальный номер, зашифрованный в DataMatrix или обычный одномерный код. Это информация, которая записывается и считывается определенным оборудованием.
С помощью этого нововведения можно значительно сократить затраты времени на обработку заказов и размещение партий в складских помещениях.
Кодирование товара: виды штриховых кодировок
Как мы уже говорили выше, есть три категории изображений. Некоторые используются между странами, другие внутри одного государства, но между городами, третьи потребуются только для идентификации в рамках фирмы. Давайте рассмотрим их подробнее.
Как выглядит European Article Number, EAN
Этот код — набор последовательных черно-белых полос с разной шириной, всего их 12 штук, в них закодированы цифры. После них стоит еще одна, 13, она нужна для контроля правильности ввода остальных символов.
Необходимо понимать, что если продукт будет совсем маленьким, то на него такой список может не поместиться. Уменьшить ниже стандартов его не получится, так как сканер не будет считывать столь мелкие значения. В этих ситуациях используется его обрезанная версия EAN 8. В обоих случаях не может содержаться ничего, кроме указанного выше цифрового кода. В версию EAN 128 можно зашифровать как цифры, так и буквы, которые регламентированы и объединены в группы.
CODE 39
Этот вариант предлагает максимальную свободу. Можно выбирать, что кодировать — никаких ограничений по наполнению или количеству. Допускается шифровать здесь не только стандартные буквы и цифры, но и специальные символы. Это удобно для компаний, которые стремятся уместить все о продукте, включая серийный номер. Выглядит он так же компактно, как и его аналог EAN 13, так как в каждый шаблон помещается по 2 цифры.
Получение штрихкода
Чтобы его получить, предприятию придется вступить в Национальную организацию товарной нумерации. Для этого нужно написать заявление и сделать это грамотно. Затем его подписывает руководитель и ставит печать, скрепляет с пакетом документов и отправить в ассоциацию. Когда поданные бумаги рассмотрят и одобрят, потребуется внести взнос в размере 25 000 рублей. Последующие переводы будут в размере 15 000 рублей каждый год.
Однако штриховой код на упаковке товара и вступление в Национальную организацию GS1 является необязательным и добровольным.
Однако, если вы хотите реализовывать товар в крупных торговых сетях, то штрихкод нужно будет зарегистрировать, так как с помощью него можно получать дополнительную информацию (движение, подлинность продукта, предприятие-изготовитель). Таким образом, штриховое кодирование — это вопрос успешной реализации продукции.
Расшифровка
Его может при желании расшифровать простой потребитель, у которого есть значения цифр:
Сферы внедрения штрихкодирования
Правительство выступило с желанием все разновидности продукции включить в проект с обязательными метками (планируется к 2024 году). Это помогает снизить долю контрафакта и упростит получение налогов. Для производителей тоже плюс – станет меньше недобросовестных конкурентов с некачественным предложением. Потребитель сможет проверять качество через приложение. Сейчас это внедряется более чем в 10 направлениях. Давайте рассмотрим основные.
Как это будет выглядеть в торговле
Штрихкодирование на производстве
Внедрить это сложнее, но пользы для производителя больше. Это даст возможность контролировать, где находится произведенная партия от ворот завода до конечного потребителя. Можно отслеживать, у какого оптовика «зависает» реализация, а у кого все проходит быстро. Становится видно, на каких этапах логистику стоит поправить.
Применение штрихкодирования на складе
Здесь внедрение значительно упрощает учет ТМЦ, помогает следить за остатками и сроками годности, ускоряет инвентаризацию в разы и сбор заказов по накладным. Нет необходимости вводить все данные товарных групп вручную, уменьшается вероятность ошибки или пересорта из-за человеческого фактора. Но важно не забывать, что в случае поломки или отключения электричества все предприятие может встать. Станет невозможной отправка потребителям и приемка от поставщика, перемещения и даже передача учтенных материалов на производство.
Использование штрихкодов на складе сейчас – один из основных упрощающих приемку и хранение инструментов.
Штрихкодирование в других сферах деятельности
Конечно, применять эту систему можно не только там, где есть складские помещения, также это уместно, где есть много однотипных предметов, которые необходимо учесть и систематизировать. Поэтому сейчас активно задействуют технику и софт в:
Это упрощает работу везде, где есть большие объемы того, что можно рассортировать и распределить. Упростит поиск, отправку, приемку и другие операции по хранению и пересылке.
Организация работы склада. Описание. BPMN схемы прилагаются
Штрихкод был изобретен в 1951 году и, казалось бы, уже прочно вошел в нашу жизнь, однако, как показывает моя практика, многие пользователи не знают, что это такое, даже многие IT-специалисты не знают, что такое сканер штрихкодов и терминал сбора данных. И кажется, что все это сложно для понимания и внедрения, но на самом деле это достаточно просто. И одна из целей данной статьи — показать, насколько проста работа при штрихкодировании, прояснить логику и последовательность операций на автоматизированном складе.
Данная статья не претендует на истину: на некоторых проектах вопрос автоматизации решается иначе, нежели приведенный в статье вариант. Таких проектов, где необходимо было привести работу склада в эффективное, рабочее состояние, у моей компании было порядка 30. И у меня выработалась схема работы, которая стала для меня стандартом автоматизации работы склада. С одной стороны она проста, с другой — она отвечает основным требованиям.
Приведенная в статье схема работы склада масштабируема, но суть в любом случае остается одна и та же. Такая схема работы подойдет как компаниям-реселлерам, так и компаниям-производителям, имеющим склад и ведущим учет товаров или материалов.
Мы поговорим о складском учете с применением специального оборудования, программных и аппаратных средств. Я расскажу, какие применяются устройства, в какой момент, как поступать в тех или иных ситуациях.
Данная статья предназначена прежде всего для IT-специалистов, для программистов и для тех, кто владеет хотя бы немного техническими навыками. Во-первых, в статье употребляются термины, которые часто не понятны простым пользователям. Во-вторых, здесь есть еще BPMN-нотации с описанием бизнес-процессов, которые будут понятны специалисту, но не пользователю. К тому же за последнее время ко мне три или четыре раза обращались именно IT-специалисты, которые открывали свои магазины, либо консультировали своих клиентов. Если вы собираетесь открывать свой бизнес, который предполагает наличие склада, либо оказываете консультирование по внедрению программ и оборудования — данная статья будет вам полезна.
Зачем нужна автоматизация склада?
Сейчас в мою компанию достаточно часто обращаются клиенты по вопросам внедрения CRM-системы, увеличения продаж, оптимизации процессов и т. д.
Но на этапе анализа я, как правило, смотрю еще и на то, как построена работа склада (обыкновенно в компаниях всегда присутствует склад). И если я вижу какие-то “провалы” в работе склада, то непременно ставлю в известность руководство компании.
Какой смысл внедрять CRM-систему и систему увеличения продаж, если учет товара ведется неправильно? Если клиент, с которым вы так тщательно работали, применяя нововведения, закажет у вас в итоге товар, который будет в недостаче или пересортице, и отсутствует на складе? Получается, вы проделали напрасную работу?
Поэтому я всегда рекомендую для начала наладить систему хранения и учета товара и автоматизировать работу склада.
Обыкновенно склад малых и средних предприятий находится на самом примитивном уровне. Ведение складского учета ведется вручную. Точность учета при этом оставляет желать лучшего. Исходя из своего опыта скажу, что ведение складского учета ручным методом обходится предприятию гораздо дороже, нежели его автоматизация. При ручном методе сбора и ввода данных та информация, которая необходима, часто оказывается недостоверной. А увеличение стоимости обслуживания товара ведет к увеличению стоимости самого товара.
Автоматизация работы склада — сравнительно простая технология, внедрение которой не требует дорогостоящего оборудования или программного обеспечения. Таким образом, автоматизация если не напрямую сказывается на увеличении прибыли и объемов продаж, то текущие расходы предприятия снижает точно.
Штрихкодирование товара
В системах учета обязательно вводить данные о штрихкодах номенклатуры. Иначе ваша учетная система не распознает товар, и вы не получите полноценного учета. При заполнении информации о новой позиции номенклатуры предусмотрены два варианта формирования штрихкода:
Оборудование для складского учета
1. Сканер штрихкодов
Сканер штрихкодов — это компактное устройство, главной функцией которого является считывание информации с этикетки товара и передача её в учетную систему. Сканер штрихкода используется при сборке товара, при поступлении товара и реализации товаров клиенту.
Сканеры бывают разные по своим техническим характеристикам: одноплоскостные, многоплоскостные и т.д. Они отличаются качеством, скоростью, дальностью считывания и другими показателями.
Сканеры штрихкодов бывают проводные и беспроводные. Я рекомендую использовать беспроводные для того, чтобы не ограничивать мобильность сотрудника и не быть привязанным к месту. Да, они стоят в разы дороже, но зато это очень удобно.
2. Терминал сбора данных
Терминалы сбора данных — это специализированное устройство, представляющие собой портативный компьютер со встроенным сканером штрихкода.
Терминал предназначен в первую очередь для быстрого сбора, обработки и передачи информации о товаре при проведении инвентаризации, но также может использоваться при поступлении товара и сборке товара для отгрузки клиенту.
Терминал сбора данных имеет луч для сканирования; монитор, на котором мы можем увидеть, какой товар просканирован; и кнопочную панель для введения информации о количестве товара и для выполнения различных команд.
С помощью ТСД вы можете как сканировать весь товар подряд, так и считать штрихкод отдельной позиции и вручную ввести количество этого товара.
Терминал в отличии от сканера не только считывает штрихкод, но и накапливает информацию о просканированных штрихкодах у себя в памяти. Естественно, есть более дорогие устройства, которые могут связываться с базой данных и выдавать информацию об остатке товара и т. п. Но мы рассматриваем простейший вариант ТСД, когда нам просто необходимо провести инвентаризацию.
ТСД бывают разные, их стоимость варьируется от 25 тысяч рублей до заоблачных цифр (я видел ТСД за 250 тысяч). Эффективность ТСД в данном случае не зависит от цены. Какой я рекомендую использовать ТСД? Я рекомендую самый простейший, выполняющий операции сканирования, хранения и передачи данных в систему учета. Все новомодные системы на андроиде, с цветным дисплеем и другим продвинутым функционалом требуют квалифицированных специалистов, продуманной работы с этим оборудованием и хорошего программного обеспечения. Да, такие функции и не нужны, так как на конечный результат они не влияют. Поэтому чем проще — тем лучше.
Также при покупке ТСД необходимы такие комплектующие, как подставка и запасной аккумулятор. ТСД — это такое оборудование, которое быстро снимают с производства. Вы его купили, а потом можете не найти на него комплектующие, и вам придется либо искать их, либо покупать новый. Поэтому рекомендую сразу запастись аккумуляторами.
Зачем нужна подставка? Она связана с самой системой учета, через нее происходит передача данных из ТСД в систему. Кроме того, в комплекте с оборудованием обычно нет кабеля USB для связи подставки с компьютером, его тоже необходимо приобрести.
Еще один важный нюанс, который необходимо учитывать при покупке ТСД: вы можете купить одну или две подставки на четыре-пять терминалов. Почему? Сам терминал во время инвентаризации постоянно используется, подставка же используется короткий промежуток времени для выгрузки и загрузки данных из вашей системы в терминал данных в вашу учетную систему. Можно и подождать, так как сама выгрузка происходит 10-15 секунд в зависимости от скорости работы терминала. Клиентам я рекомендую приобретать 2 подставки и 5 ТСД на один склад среднего размера для проведения быстрой инвентаризации.
Кроме того, ТСД можно использовать при поступлении или реализации. Вы можете просканировать весь поступивший товар терминалом, и загрузить данные в документ поступления в учетной системе.
3. Принтер этикеток
Принтер этикеток – это устройство, с помощью которого изображение штрихкода наносится на этикетку. В учетной системе формируется этикетка, которая затем распечатывается на принтере.
Этикетки со штрихкодами необходимо печатать, как я уже писал выше, на товар, который не имеет штрихкода. Это бывает в том случае, если вы являетесь производителем товара, либо вы получили от поставщика товар, не имеющий штрихкода.
Какой покупать принтер этикеток? Я рекомендую покупать не самый дорогой, но и не самый дешевый принтер этикеток.
№ п/п | Наименование | Цена | Кол-во | Сумма |
---|---|---|---|---|
1 | Термотрансферный принтер этикеток Citizen CL-S 621 (черный) | 33014 | 1 | 33014 |
2 | Самоклеющаяся этикет-лента 30х20 (2000 шт.) полуглянец | 76 | 2 | 152 |
3 | BlueTooth лазерный сканер штрих-кода Honeywell/Metrologic 1202g, Voyager, BT, USB, с подставкой (черный) | 27411 | 2 | 54822 |
4 | Кабель интерфейсный USB (A-B) | 242 | 1 | 242 |
5 | Терминал OPH-1005 (в сборе) 4Mb flash, 64Mb RAM | 38293 | 2 | 76586 |
Итого: | 164816 |
Теперь, когда товар проштрихкодирован, в учетную систему внесены данные о соответствии номенклатуры и штрихкода, оборудование закуплено, мы можем вести автоматизированную работу склада. Рассмотрим подробно, как это происходит.
Автоматизация складских процессов
Условно работу склада можно разбить на три процесса:
Поступление товаров от поставщика.
Как происходит операция приема товаров от поставщика?
Мы уже об этом говорили выше, но сейчас подробно рассмотрим саму процедуру. Если товар пришел без штрихкода, то есть два варианта развития событий:
Если продукция дорогая — я не рекомендую использовать второй вариант приема товара. Все-таки в этом случае сначала нужно проштрихкодировать товар, принять его, а затем уже начать продавать.
Надо запомнить правило: если товар пришел без штрихкода, если у нас мало времени и товар не очень ценный — мы его сначала можем оприходовать по количеству, не проводя через сканер штрихкода, а потом уже штрихкодировать и наклеивать этикетки.
При наклейке на товар этикеток со штрихкодами есть один полезный прием. Он очень простой, но значительно облегчает работу:
Если вы сделали заказ поставщику, и знаете, какое количество товара придет, вы распечатываете этикетки заранее. Бывает так, что товар либо весь не заштрихкодирован, либо известно, какой товар не будет обладать штрихкодом — вы заранее генерируете штрихкоды на такой товар в учетной системе и распечатываете все этикетки на товар будущего поступления. Количество этикеток должно совпадать с количеством ожидаемого товара.
Затем при поступлении товара от поставщика, вы можете не считая его, просто наклеить этикетки. Если не осталось этикеток и необклеенного товара — значит, количество товара соответствует тому, что вы заказали. Если остались лишние этикетки (такое бывает), значит, товар не довезен. Если этикеток не хватило — значит, привезли излишек или налицо какая-то пересортица (возможно, наклеили штрихкод не на тот товар). В этом случае надо сразу выяснять, где вы ошиблись, или что не довез поставщик.
Итак, для оприходования товара от поставщика или любого другого оприходования необходим сканер штрихкодов и принтер этикеток. Также поступление можно делать терминалом сбора данных: считываем все штрихкоды терминалом, а затем всю информацию единовременно или частями загружаем в документ поступления товаров в учетную систему.
После того, как товар проэтикирован, вы его раскладываете. Про адресное хранение, когда ваш склад поделен на секции, и в определенную секцию вы кладете определенный товар и отмечаете это в системе — я здесь говорить не буду. Использовать или не использовать адресный склад — каждый решает сам. Но я не рекомендую его использовать на малых и средних предприятиях, так как сотрудники начинают ошибаться, они не могут рассчитать правильно площадь и объем своего склада и тому подобные вещи. Поэтому в данной статье не будет рассматриваться такой вариант, как адресное хранение, серийный учет и тому подобные вещи. Это масштабирование, усложнение системы, но на суть работы это не влияет.
После того, как мы товар приняли, он у нас хранится, мы должны контролировать товар, вести его учет, делать так называемую инвентаризацию и при необходимости оформлять перемещения товаров.
Хранение и учет товара на складе
Хранение и учет товара предполагает проведение инвентаризаций и перемещение товаров между складами и помещениями. Перемещение товаров происходит путем считывания штрихкодов — здесь я не буду углубляться в описании. Документ Перемещение представляет собой одновременную выдачу товара с одного склада-источника и поступление на склад-получатель. Вы открываете документ Перемещение товаров и сканируете в него необходимый товар.
Давайте остановимся подробнее на инвентаризации. Как она происходит? Какое оборудование для этого нужно?
Инвентаризация — это проверка наличия товаров на определённую дату путём сличения фактических данных с данными системы учёта.
Из моего опыта скажу, что неправильно делать инвентаризацию своими силами. Многие компании проводят инвентаризацию своими силами, аргументируя это тем, что их сотрудники очень хорошо знают товар, в отличие от сторонних специалистов. Но это неправильно, так как получается, что работник склада сам себя проверяет.
Идеально, если для проведения инвентаризации будут привлечены сторонние компании (аудиторы или 1с-ники), либо если такой возможности нет — привлечь сотрудников своей же компании, но из других отделов, не связанных с работой на складе. Почему это необходимо? Потому что, повторюсь, нельзя, чтобы человек проверял сам себя.
Бывали, такие случаи, когда инвентаризация (в особенности если это была первая инвентаризация) была поводом списать все свои огрехи, воровство и т.д. и т.п. Особенно если человек работает долго. Если по результатам инвентаризации — все сошлось, это должно вызвать у вас подозрение, скорее всего здесь дело не чисто, налицо обман системы сотрудником.
При мне был такой случай, что складовщик “находил” товар после выявления недостач в результате инвентаризации. Это выглядело крайне подозрительно.
Также напомню, что инвентаризация должна проводиться в выходные дни или в нерабочее время, чтобы не происходило движения товара. Многие компании этим пренебрегают, а после ищут, откуда взялась недостача.
Как происходит инвентаризация? Сотрудник или несколько сотрудников (если несколько сотрудников — склад разбивается на секции) считывают товар на стеллажах один за другим, используя терминал сбора данных. Каждый сотрудник идет и сканирует товар, который ему попадается в своей секции. Затем ТСД устанавливается на подставку и данные загружаются в учетную систему.
Информация из ТСД поступает в виде документа Инвентаризация товара или Пересчет товара с информацией, какой товар был просканирован во время этой работы. Затем необходимо удалить данные из терминала, после чего можно сканировать следующую порцию данных, пока не будет просканирован весь товар.
Какие нюансы необходимо учитывать при автоматизированной инвентаризации товаров? Если вы сканируете товар в несколько заходов существует такая проблема: при загрузке данных из терминала в учетную систему, предыдущие данные из документа Инвентаризации удаляются.
Как мы обычно поступаем в таких случаях? Создается несколько документов Инвентаризации данных, где записывается, кто сканировал, и какой стеллаж. Потом мы берем и объединяем данные из нескольких документов в один путем копирования.
Выдача товаров
Теперь рассмотрим вариант отгрузки товаров клиенту. Обычно схема реализации товаров клиенту выглядит так:
И при такой схеме работы складовщик сообщает менеджеру о недостаче товара постфактум.
Как это можно решить? Я рекомендую внедрить между оформлением заказа клиента и оформлением реализации процедуру сборки товара:
Если мы сосканировали больше необходимого количества, то система выдает список лишних позиций. Если мы сосканировали меньшее количество — мы не сможем закрыть работу по заказу, пока весь товар не будет собран. Если же в сборке количество собранного товара совпадает с количеством к сборке — на основании этой сборки создается реализация товаров и услуг.
Если товара недостаточно, об этом сообщается менеджеру, менеджер уже связывается с клиентом по поводу заказа, но это уже другой бизнес-процесс.
Зачем нужна сборка товара? Если мы создаем сразу реализацию, это неправильно, потому что тогда наступают наши финансовые обязательства перед клиентом. Но на самом деле, пока мы не видим в наличии весь товар по заказу клиента, пока мы его не собрали, мы не можем сказать покупателю, что товар действительно есть в наличии.
Вы можете оформлять сборку товара не только при помощи сканера, но и при помощи терминала сбора данных. При этом весь собранный товар единовременно сканируется, и данные загружаются в документ Сборка товара.
Часто на предприятиях возникает вопрос: Что делать с весовым товаром, который мы продаем поштучно?
Бывает такое, что товар оприходуется по весу, а продается поштучно. Например, болты. Болты приходят килограммами, а продаете вы их штучно. Как здесь быть? Очень просто. В системе заводится две единицы измерения номенклатуры — шт и кг, указывается коэффициент, какое количество штук содержится в килограмме. При продаже и сборке товара сотрудник сканирует штрихкод этого товара и вводит продаваемое количество товара. При этом этикетки со штрихкодами не нужно наклеивать на каждую единицу товара. У складовщика есть листок со штрихкодами товаров, на который нельзя наклеить штрих-код, он сканирует и вбивает количество болтов.
При списании списывается количество как в штуках, так и в килограммах. Потом инвентаризация проводится уже по килограммам, товар взвешивается, и фактический вес сверяется с учетным. Благодаря коэффициенту всегда можно знать, сколько штук содержится в килограмме, сколько весит одна штука. И если пришло 50 кг болтов, а продали 1000 шт по 50 гр — у нас должно остаться количество — 0. Если ничего не осталось, значит все в порядке: 50 кг болтов пришло, 50 кг ушло.