сколько зарабатывают создатели читов
От игр к программированию
Все началось с того, что я начал активно играть в компьютерные игры. Я проводил большую часть свободного времени, играя в Call of Duty, Gears of War, Runescape и другие игры. Вместе с друзьями мы начали все больше времени проводить в интернете, а не на улице.
Самой увлекательной игрой была Runescape. Для тех, кто не знает, она была написана на Java. Вместе с интересом к игре росла моя заинтересованность к Java и спустя некоторое время я окунулся в мир разработки ПО.
С каждым поиском в Google я начал понимать, что зная код, я смогу самостоятельно создавать программы. Эта мысль вскружила мне голову. Это было только начало, и в течение следующего месяца мой интерес к программированию продолжал расти.
После того, как я осознал возможности Java я наткнулся на книгу Teach Yourself Java in 21 days. Далее я скачал Eclipse и начал кодить. Книга увлекла меня, и, хотя я все еще был заядлым игроком, я обнаружил, что с каждым днем все больше увлекался своим новым хобби.
После школы я возвращался домой, занимался делами, играл в игры, а потом кодил. Вскоре я начал использовать свои новые знания. Я писал скрипты, которые сканировали документы, создавал различные графические интерфейсы и даже написал программу, которая делала за меня домашнюю работу по математике.
Увлечение программированием
Шли месяцы, и я начал расстраиваться из-за темпа, с которым я продвигался в Runescape. Поэтому я начал искать читы. К моему удивлению, я нашел много макросов, ботов и скриптов, которые работали 24/7 и могли играть за меня. Это потрясло меня.
Я протестировал каждого бота, которого смог найти, но большинство из них были плохи. Я продолжал поиски, пока не наткнулся на сообщество, которое предлагало бесплатного бот-клиента. Он мог даже запускать кастомные скрипты. Я присоединился к форуму.
О таком сообществе мечтал каждый ребенок. В течение месяца я протестировал около 20 скриптов. Были те, что рубят дерево, дерутся с монстрами или выполняют квесты. Самое крутое, что делали они это все автоматически.
Я понимал, что эти скрипты написаны на Java, но не задумывался над тем, чтобы написать свой. Спустя некоторое время мой аккаунт в Runescape забанили по причине, не связанной с использованием читов. Я был подавлен. Я помню, как был на гране того, чтобы разрыдаться, потому что аккаунт, которому я посвятил много часов своей жизни, был заблокирован.
Превратить лимоны в лимонад
Я не знал, что делать дальше. Как теперь проводить свое свободное время? Что я скажу друзьям? Я решил создать новый аккаунт. Идея была в том, чтобы с помощью читов быстро вернуться на прежний уровень.
Но в прошлом аккаунте у меня было пять звезд у боевых навыках, а в то время было немного ботов, которые могли драться за тебя. Поэтому я начал искать и в итоге нашел бота, который мог убивать куриц. Я спросил себя: почему только куриц? Почему не любого монстра?
Я просмотрел код и понял, что с помощью некоторых модификаций можно сделать бота, который будет драться с любыми монстрами. Вооружившись новыми знаниями и смекалкой, я создал GenericFighter, первого все-в-одном бота. Проведя несколько тестов, я был уверен, что GenericFighter готов. Я был настолько рад, что рассказал о нем в сообществе.
В течение нескольких недель GenericFighter стал одним из самых популярных ботов на форуме, а характеристики моего аккаунта в Runescape стали превосходными. Я получил много положительных отзывов, но на этом работа над ботом не закончилась. Дальше я стал также получать сообщения о багах и пожелания о новых функциях. Я стал зависим от программирования.
Так прошло несколько месяцев. Работа над ботом заставила меня улучшить свои знания в Java. В этот момент я еще не знал о глобальных планах основателей форума.
Я был зависим от кодинга, и люди это заметили
Я все меньше времени уделял игре, и все больше — боту. Я усердно трудился, и люди это заметили. Однажды со мной связались основатели форума. Они работали над маркетплейсом, где создатели ботов могли продавать свои разработки. Вскоре я объединился с владельцем RSBots.net и начал продавать премиального бота AutoFighter Pro.
Продажи росли ежемесячно. По мере расширения платформы основатели привлекали все больше создателей ботов. Когда-то небольшая группа людей стала чрезвычайно конкурентной.
Спустя короткий промежуток времени авторы начали создавать копии других скриптов и конкурировали за функциональность, удобство и цену. Тебе нужно было не только кодить, но и уметь продавать. Я быстро понял, что при конкуренции важна каждая деталь.
Не зная того, я балансировал между профессией разработчика и продакт-менеджера. Я получал фидбек, планировал функции, общался с аудиторией и постоянно обновлял бота — это было нормой. В этой гонке нужно было постоянно быть в движении. Клиенты использовали боты не только в личных, но и в коммерческих целях. Продажа GP (валюта Runescape) и «раскрученных» аккаунтов была распространенным явлением.
Проблемы в раю
На протяжении этого времени моя жизнь состояла из школы днем и кодинга ночью. В определенный момент это негативно повлияло на мои показатели в школе, так как я ФОКУСировался лишь на боте. Программирование стало моим приоритетом.
На пике популярности бот мог драться с группой монстров одновременно, автоматически восстанавливать здоровье, обращаться к реальным игрокам и так далее. Как вы можете предположить, так продолжалось не долго.
После примерно года продажи ботов на основателей маркетплейса подали в суд. Они активно ходили на заседания, но в итоге проиграли дело. Это привело к закрытию всех сайтов и форумах, где велась продажа ботов.
Я рассказал маме и папе, чем занимался все это время. Мама была немного обеспокоенной. У отца была подобная реакция, но они были рады и поддерживали меня. Вы спросите, что я сделал со всеми этими деньгами? Я помог оплатить родителям долг, свозил семью в Диснейуорлд и инвестировал в себя.
Игры и программирование изменили мою жизнь
С тех пор я программирую и создаю различные программы. После того, как я перестал работать над ботом, я создал Follow — приложение для Twitter, которое отслеживало отписки от пользователей. На данный момент его скачали более 200 000 раз. Сейчас я работаю над криптографическим инструментом SafePGP и рад, что смог связать свою жизнь с юношеским хобби.
Хотя империю накрыли, как минимум один чит отлично себя чувствует.
После разгрома группировки редакторы Vice смогли пообщаться с создателем Chicken Drumstick и рассказали историю расцвета и заката группировки. Вот самые интересные моменты из материала издания.
Создатель Chicken Drumstick поначалу не думал о прибыли. Первый чит для PUBG был создан просто по приколу, для друзей и личного использования: там был воллхак и аимбот. Затем, когда игра вышла на iOS и Android, читы были портированы и туда.
Первого продавца нашли в чате, где общались разработчики читов. Он специализировался на китайском рынке и брал на себя все продажи, позволив автору чита сосредоточиться на совершенствовании технологии.
Хакер и продавцы с самого начала действовали аккуратно: всем было отлично известно, что рано или поздно полиция может взяться за поиски разработчиков читов. Даже в личных разговорах старались раскрывать минимум данных.
Доходы чита тут же превзошли ожидания партнеров. За несколько дней были приобретены тысячи копий — просто потому, что для смартфонов таких читов раньше не было. Продажи за первую неделю создатель Chicken Drumstick оценивает в десятки тысяч юаней, это сотни тысяч рублей.
Давление было слишком велико: надо добавлять новые функции, следить за обновлениями игры, отыскивать способы обойти античит Tencent.
$350000 в месяц это очень много, обычно разработчики читов зарабатывают куда меньше. Создатель Chicken Drumstick считает, что на такую выручку удалось выйти из-за популярности PUBG и качества чита.
Ради борьбы с античитом пришлось осваивать новые технологии. Первые версии чита работали в эмуляторе и не требовали взламывать смартфон для получения рута. Затем стало ясно, что для обхода античита все-таки понадобится рут: чит пришлось переделать. Требование взламывать смартфон немного снизило выручку.
В конце 2019 года хакеры начали выходить на новые рынки. Во-первых, читы стали продаваться в Индии, Арабских Эмиратах, Кувейте и некоторых других странах. Во-вторых, стали создаваться читы для других игр: например, Fortnite и COD Mobile.
В начале 2021 года к создателю Chicken Drumstick подобрались вплотную. Полиция арестовала двух продавцов чита, один из которых был администратором «корпоративного» Slack. Используя его аккаунт, полицейские связались с самим хакером, но тот заподозрил неладное.
Я знал, что полиция следит за моей организацией. Они больше года направо и налево арестовывали наших реселлеров в Китае.
Никогда не раскрывал коллегам личную информацию, но на самом деле всегда думал, что они — невидимки и никогда не будут арестованы. И месяцами строчку за строчкой читал лог чата. Просто чтобы удостовериться, что не сболтнул ничего лишнего.
Полицейские попытались идентифицировать хакера, отправив от лица его продавца ссылку — якобы, чтобы купить что-то на Taobao. Хакер посмотрел логи, понял, что продавец почему-то перестал использовать прокси, и решил, что надо рвать когти.
Было решено прекратить всю деятельность. На тот момент у чита было порядка 600 тысяч активных пользователей, но хакер решил не рисковать. Пользователям сообщили, что чит прекращает работу из-за внимания полиции и Tencent, сам хакер ушел в подполье.
Было грохнуто все железо, к которому имелся доступ. Сервера, использовавшиеся для обеспечения работы читов, были очищены. Чтобы обезопасить собственные накопители, которые могли содержать данные, связанные с разработкой читов, хакер использовал «старый добрый молоток». Обломки накопителей хакер выбросил в нескольких километрах от дома.
Я так испугался, что раздолбал буквально каждый заметный чип на SSD.
Сам чит отлично себя чувствует до сих пор, сейчас он известен под названием Cheat Ninja Sharpshooter и поддерживается, видимо, разработчиком из Казахстана. Продавцы чита не в курсе, кто занимался его разработкой раньше и кто делает это сейчас.
Некоторое время создатель Chicken Drumstick собирался вернуться к разработке читов — просто для того, чтобы отомстить Tencent за разгром его детища. Но затем передумал: благодаря росту курса криптовалют у хакера достаточно денег, чтобы безбедно существовать всю жизнь.
Теперь хакер просто наверстывает упущенное и играет в игры, вышедшие за время разработки и поддержки чита. Сама полиция все еще пытается найти создателя Chicken Drumstick.
Бизнес на читах – большие деньги на нечестных игроках
Читеры были всегда. Для соревновательных игр вроде Counter-Strike сражение с читерами – это вечный сизифов труд. В феврале сайт Reddit поднял вопрос о системе Valve-Anti Cheat (VAC) – она используется в Counter-Strike и множестве других Steam-игр – где присутствовал код, следящий за DNS-кэшем пользователей. В своём заявлении Гейб Ньюэлл признал, что Valve не любит говорить о VAC, потому что «у читеров появляется больше возможностей для атаки на систему». Но поскольку в последнее время вопрос сетевой безопасности стал особенно острым, он сделал исключение.
Ньюэлл объяснил, что существуют платные чит-провайдеры, которые при помощи «звонка» к DRM-серверу проверяют, заплатил ли игрок за их продукт – похожим образом Steam сверяется с сервером как минимум один раз в две недели. Какое-то время – по словам Ньюэлла, 13 дней – VAC искал в DNS-кэше пользователей частичные совпадения с этими читерскими DRM-серверами.
Я знал, что читы существуют, но был шокирован тем, как много людей платят за них через DRM. Я захотел выяснить, как работает читерский бизнес… и стал читером сам.
Так я нашёл Zero. После нашей беседы он напомнил, чтобы я отправил ему обещанные 25 долларов. Я, впрочем, ни словом не заикнулся о том, что вообще намереваюсь за что-нибудь платить. Я переспросил, что он имеет в виду – я что-то ему обещал или, может, я должен что-то сделать? «И то, и другое», – ответил он. «Я также посоветовал бы не использовать эту информацию против меня. Это было бы неразумно».
Как я стал ненавистным читером
Bohemia Interactive (разработчик Arma, DayZ) считает, что лишь один процент онлайн-игроков готов тратить деньги на читы поверх и без того не дешёвого хобби. Даже если исходить из этих оценок, Counter-Strike: Global Offensive с его 2,5 млн уникальных пользователей в месяц приходится иметь дело с 25 тыс. читеров. Достаньте калькулятор и сложите вместе пользовательские базы других популярных онлайновых игр, с которыми работают чит-провайдеры (Call of Duty, Battlefield, Rising Storm), и перед вами откроется невероятно прибыльный рынок.
Моей жертвой пал CS:GO. Будучи в старших классах и имея уйму свободного времени, я очень неплохо играл в Counter Strike 1.3. Теперь же я играю в основном с друзьями – просто забавы ради. Но когда я захожу на случайный сервер, иначе как пушечным мясом меня не назовёшь.
Я загуглил «Counter-Strike: Global Offensive cheats», и мой поиск быстро привёл меня к одному довольно удобному чит-провайдеру. Судя по траффику и размеру комьюнити – одному из самых крупнейших. В этой статье я буду называть его Ultra Cheats, чтобы защитить анонимность своих источников. Никнеймы источников – вроде Zero – тоже изменены.
Я следовал простой инструкции, одним из шагов которой было, например, отключение дефолтного антивируса Windows. Я запустил новую копию CS:GO на новом Steam-аккаунте, принадлежащем «Перри Си Гэмблу», «подгрузил» чит при помощи чит-загрузчика и вошёл в игру. Поначалу мне казалось, будто я никакой не игрок, а самый настоящий бог.
Самая очевидная из моих сверхчеловеческих способностей – это шпионить за другими игроками через стены. В CS:GO этот чит невероятно полезен. Когда соперник выглядывает из-за угла, счёт идёт на миллисекунды. Моя способность знать, когда именно появится враг, и видеть, где он прячется, когда я приближаюсь, была, мягко говоря, нечестной.
Мне стало интересно, как далеко я могу зайти. Я же, в конце концов, за это заплатил. Я хотел почувствовать мощь, хотел, чтобы вложенные мною деньги окупились до последнего цента. Я включил автоприцеливание и автоматический спуск курка при наведении курсора на врага.
Я сыграл много матчей, пользуясь этими и другими читами. Они, впрочем, оказались не такими полезными, как wallhack, а то и не работали вовсе, но до того, как я успел принять взвешенное решение, другие игроки выгнали меня голосованием. В итоге моя читерская карьера не продлилась и пары часов – на полпути к следующему матчу система VAC забанила меня в CS:GO.
Игрострой: порог входа в индустрию, специальности и возможный доход
Разработчик игр — одна из наиболее востребованных в IT-профессий. Во-первых, потому, что это интересная работа, во-вторых, хорошо оплачиваемая, и в-третьих… ну, геймдевелопер может показать результат своего труда, и его в большинстве случаев смогут оценить даже непосвященные.
Геймдевелоперы разрабатывают игры для самых разных игровых платформ, включая ПК, консоли, смартфоны, VR-шлемы, умные часы и т.п. Кстати, несмотря на то, что термин «геймдевелопер» давно устоялся, существуют его разночтения. В некоторых случаях так называют исключительно «игровых программистов». Мы же чуть расширим горизонт, включив сюда как программистов, так и гейм дизайнеров и артистов. Разбираться в этом сложном вопросе помогал Илья Афанасьев, декан Факультета Разработки игр GeekBrains.
Подробнее о геймдеве
Специализаций внутри этой отрасли гораздо больше, чем было сказано в предисловии. При этом список навыков, которые требуются для работы, варьируется в зависимости от типа разрабатываемых игр. Это могут быть небольшие браузерки, мобильные игры или проекты ААА-класса. В любом случае, даже краткое описание лишь самых распространенных профессий займет целый раздел.
Аниматор. Собственно, название полностью отражает суть. Это специалисты по анимации, которые знают Unity 3D, Maya, 3D Max, Mecanim и другие платформы.
Геймдизайнер. Интересная специальность, которая находится где-то посередине между художниками и инженерами. Геймдизайн это наука о том, как игра «играется». И задача геймдизайнера не только придумать геймплей, но представить средства через которые игроку будет рассказан сюжет. Кроме того, геймдизайнеры занимаются игровым балансом и думают над тем, чтобы игра была интересной.
UI-специалист. Это направление можно разбить еще на 3 составляющие. Первая — UX дизайнер, который придумывает где, как и что будет расположено, вторая — UI-artist, который отрисовывает интерфейс, и третья — UI-верстальщик, который просто собирает всё воедино и заставляет интерфейс работать, как надо.
DevOps. Недавно мы публиковали статью о том, кто такие девопсы. Есть они и в играх.
Разработчики движка. Они занимаются SDK-интеграцией, разработкой утилит и ПО для других направлений.
Технические художники (technical artist). Собственно, разрабатывают инструменты для гейм-дизайнеров. Кроме того, они помогают писать ТЗ для художников, занимаются контролем качества моделей, выстраивают пути оптимизации приложения и активно участвуют в настройке графики и шейдеров в играх.
Backend и client-разработчики. Первые занимаются работой с северной частью игры, включая парсинг, БД и т.п., вторые — обрабатывают события, создают архитектуру и выполняют прочие сложные задачи.
Сколько зарабатывает геймдевелопер?
Поскольку это одна из самых востребованных профессий на IT-рынке (берем разработку игр в целом, без разделения на направления), то и заработная плата соответствующая. Объективную картину показывает калькулятор зарплат сервиса Хабр Карьера. По его данным, разработчик игр зарабатывает около 170 тысяч рублей в месяц. Это данные за первую половину 2020 года.
Этот же сервис показывает и наиболее частые навыки, которые указывают в качестве необходимых сами разработчики:
На Хабр Карьере вы найдете вакансии в геймдевелопменте с не менее реальными зарплатами.
А что насчет порога входа?
Чтобы попасть в эту сферу, нужны несколько факторов: нужно хорошо владеть компьютером, разбираться в играх и не бояться учить новые для себя вещи. Но учиться придется весьма прилежно. Любая из профессий, перечисленных в предыдущем разделе, требует долгосрочной подготовки — не меньше года (и это только база).
Вот, например, карта навыков (и одновременно дерево развития) программиста клиентской части.
А вот то же самое для программиста серверной части, бэкенда.
Выглядит одновременно и впечатляюще, и пугающе, верно? На самом деле, бояться не стоит — все это нужно знать не в начале пути, развитие специалиста, как и в любой другой отрасли, происходит постепенно. Рассмотрев инфографику получше, становится понятно, что на входе от разработчика требуется знать игровые математику и физику. Изучить можно без особых проблем. Затем нужно осваивать синтаксис языка, алгоритмы и структуры данных, плюс паттерны проектирования. Ну а остальное придет в процессе совершенствования своих навыков и развития профессиональных качеств.
В целом, любой предыдущий бекграунд или опыт может стать преимуществом в разработке игр. Многие разработчики начинают с создания любительских сюжетов и модов для игр. Например, карт для Heroes of Might and Magic или Starcraft.
Еще, конечно, нужны и софт-скиллы. Это готовность к постоянному развитию, умение решать задачи, способность концентрироваться и заниматься рутинной работой, а также умение работать в команде. Для геймдевелопера, если он не одиночка, разрабатывающий инди-игры для мобильных устройств, умение работать в коллективе — крайне важный скилл.
В качестве заключения можно сказать, что геймдев должен быть не работой, а страстью всей жизни. Только в этом случае можно достичь настоящего успеха и стать известным. Это вовсе не значит, что человек, который работает в гейм-индустрии и просто выполняет свои должностные обязанности — плохой специалист. Но все же по-настоящему востребованными становятся профессионалы, которые горят своим делом. Правда, это же можно сказать и о представителях любых других отраслей, причем не только IT.
Сколько на самом деле зарабатывают майнеры – две реальные истории о миллионерах-неудачниках
Тема майнинга как никогда популярна. На нашем ресурсе даже начали появляться записки шахтёров, осмелившихся заявить о попытке заработать путём покупки дорогих видеокарт с большой переплатой. Скажем честно, если бы я в ноябре знал, что видеокарты так подорожают, а Эфир подпрыгнет, то поставил бы пару ферм из 30-40 Radeon RX 580 на просторном балконе. Но я, как и многие наши читатели, не ожидал роста криптовалюты и уж тем более не предполагал, что видеокарты так подорожают. Но это не значит, что мне не о чем вам рассказать. Перед вами две любопытные истории. Я бы не стал называть их поучительными, скорее типичными, ведь реальная жизнь всегда отличается от наших фантазий об идеальном будущем. Ну а в чужом огороде и яблоки слаще.
реклама
Из всех моих знакомых только двое промышляют майнингом. Назвать их профессиональными шахтёрами сложно, ведь у одного в подвале стоят 16 Radeon RX 480 (8 Гб), а у другого 14 штук Radeon RX 5700. Миллионерами они не стали, каждый имеет семью, что не позволило откладывать криптовалюту в долгий ящик. Как мне рассказывал владелец Radeon RX 480, он собрал ферму много лет назад, она неплохо настроена, но работает не в полную силу, поскольку видеокартам уже по 4 года. Ресурс ещё есть, а значит оптимальным решением будет поддерживать ферму в максимальной работоспособности до конца текущего криптобума, не пытаясь выжать всё из старых бойцов. По его словам, он продавал Эфир в конце каждого месяца, что позволяло делать приятные сюрпризы жене и детям, а на отложенную сумму несколько раз в год летать на заграничные курорты. Последний вывод и продажа денег пришёлся на середину декабря, когда мой знакомый вывел всю добытую криптовалюту раньше срока и продал её. На тот момент Эфир стоил 650 долларов.
Я немного поспрашивал у него о сверхдоходах, давайте кратко их изучим, ведь всегда интересно почитать о заработках майнеров. У моего знакомого 16 видеокарт, которые давно себя окупили, поэтому говорить о вложении мы не будем. Максимум, на что способна одна Radeon RX 480 – 29 MH/s, но после даунвольта и небольшого снижения тактовых частот, они выдают стабильные 26 MH/s. Вся ферма обеспечивает выход 416 MH/s. При текущей цене на криптовалюту за месяц можно заработать 1800 долларов чистыми. Но это только теория, ведь существует человеческий фактор. Так, владелец этой фермы поддался уговорам жены и 21 января вывел всё заработанное, поскольку за сутки цена на Эфир упала на 200 долларов и казалось, что падение продолжится. Сейчас и он и его жена жалеют о таком решении, но вернуть ничего нельзя. После последнего большого заработка оба договорились не поддаваться панике в будущем. На заработанные 1400 долларов купили игровой ноутбук.
Владелец Radeon RX 5700 более расчётливый парень, но дело в том, что в тот момент, когда криптовалюта начала дорожать, он вместе с женой оказался в больнице с коронавирусом. Произошло это в самом начале января, а значит пришлось срочно переводить всё заработанное в деньги, ведь лечение в больнице увы не бесплатное. Детей отправили к бабушке, а фермы отключили. Две недели бешеного заработка пропали, а сам владелец фермы вернулся домой только 27 января. Эфира на счету не было, а деньги, как обычно, куда-то разлетелись. Сейчас ферма разогналась в полную силу и выдаёт по 49 MH/s на одну видеокарту. Точных цифр мне не называли, поскольку я лично с хозяином фермы не виделся, получив эти данные от него же по Вайберу, а больше он говорить не хотел, поскольку не до конца пришёл в себя после болезни и был расстроен потерей денег на лечение и отключением фермы. У парня обширная депрессия, а его жена на фоне скандалов уехала к маме. Как оказалось, коронавирус домой принесла она, когда с подругами пошла на день рождения. Выяснилось, что она знала, что в соседней комнате лежит человек с коронавирусом.
реклама
Предлагаю посчитать его возможные доходы опираясь на текущую стоимость Эфира. Итак, одна карточка приносит в месяц около 200 долларов, а значит 14 штук – 2800 вечнозелёных. Ждать первого нормального дохода стоит в самом конце февраля, а пока просто терпеливо смотреть на вращающиеся вентиляторы. Отмечу, что вложения хозяин фермы отбил не так давно. Видеокарты были куплены с рук. Их продавал наш общий знакомый, который майнил на них около полугода. Предложение вначале поступило мне, но я покрутил у виска и отказался. Сейчас мне кажется, что этот жест полностью отражал мою глупость и недальновидность на тот момент времени.
Что мы имеем в сухом остатке: кажется, что майнеры – сплошь миллионеры. На самом же деле они обычные люди, которые поддаются панике, что приводит к значительным потерям. Мало того, они болеют, имеют какие-то желания и потребности. Заработать на майнинге действительно можно, но мне кажется, что сейчас входить в этот бизнес уже поздно. Кстати, если подумать, то за 350 тысяч рублей, которые стоили 2 фермы на 14 б.у. видеокарт Radeon RX 5700, можно было в середине лета купить 20 монеток Эфира. Хотите знать, сколько можно было бы выручить за них сегодня? Более 2.5 миллиона рублей. Как по мне, майнинг – это несомненно прибыльно, но гораздо эффективнее покупать криптовалюту, когда она находится в нижней точке.
реклама
Стану ли я покупать Биткоин, если он опуститься до 5000 долларов? Нет. И дело даже не в том, что я не верую в его возвращение к росту. Я уверен, что после падения он подорожает. Вот только здесь нужно какая-то пиратская жилка, желание рисковать, ставить всё на кон, не боясь проиграть. При прочих равных я луче подумаю о покупке новой машины, хотя прекрасно понимаю, что, посидев на Фокусе 2015 года ещё пару лет, на следующем витке роста криптовалюты можно заработать на новый Гелик. Или нельзя. Давайте я оставлю ответ на этот вопрос на откуп читателям. Представьте себе ситуацию: через полгода Биткоин падает снова до 5000 долларов. Купите ли вы его в надежде, что через года полтора криптовалюта поднимется до 50 000?