соблюдение дресс кода в офисе
Нужно ли соблюдать дресс-код на работе?
Я работаю в колцентре. С клиентами общаюсь только по телефону, то есть они меня не видят. Но руководство установило правило: приходить на работу в строгом костюме или носить блузку с юбкой. Колготки только телесного цвета, туфли только черные. В джинсах, свитере и кроссовках ходить не разрешают, хотя мне так удобнее.
Законно ли это требование? Говорят, что, если мы будем его нарушать, нам объявят выговор и могут даже уволить по статье. За джинсы? Это правда? Объясните, что закон говорит про дресс-код на работе и могут ли наказать за нарушение формы одежды.
Юля, работодатель имеет право установить дресс-код и требовать, чтобы вы его соблюдали. Но только если он все правильно оформил. Тогда при несоблюдении дресс-кода вы рискуете потерять деньги и даже работу.
Что такое дресс-код
Дресс-код — это требования к стилю или форме одежды. В трудовом кодексе нет такого термина, но работодатели все равно могут его использовать и устанавливать для сотрудников правила: в чем можно и в чем нельзя приходить на работу, ездить на встречи с партнерами или выступать перед публикой. При этом в документах необязательно будет термин «дресс-код». Это могут быть требования к внешнему виду работника, но суть такая же.
Может ли работодатель установить дресс-код для сотрудников
Да, работодатель может поставить работникам условия, как выглядеть и одеваться на рабочем месте или во время деловых встреч.
В трудовом кодексе нет прямого указания на это. То есть в списке обязанностей работников нет требования соблюдать дресс-код или правила для внешнего вида.
Но вот какая цепочка норм трудового кодекса заставит вас это сделать:
То есть работодатель может включить в трудовой договор условие о дресс-коде. Или установить правила трудового распорядка, с которыми соглашаются все работники: подписывая трудовой договор, они обязуются их соблюдать.
Если в трудовом договоре есть такие условия или отсылки к внутренним документам, это не нарушение. Такой договор можно не подписывать и поискать другую работу. Но оспорить это условие или признать его недействительным вряд ли получится. По крайней мере, если требования к внешнему виду адекватные и без дискриминации. Со стороны работодателя это не ущемление прав.
Как нужно оформлять требования к внешнему виду на работе
Дресс-код нужно соблюдать, только если требования описаны на бумаге. Например, есть локальный нормативный акт, приказ и лист ознакомления. Или требования перечислены прямо в трудовом договоре.
Требования могут быть такими:
Нельзя требовать от сотрудников:
Лучше всего, когда требования сформулированы общими фразами с обоснованием, зачем это нужно работникам и компании.
Мужчинам рекомендуется носить деловой костюм синего, черного или серого цвета. Рубашка — белая или голубая. Галстук — в классическом стиле. Носки — темнее костюма. Обувь — закрытая, классического фасона, темнее костюма и носков. Волосы короткие, стрижка — аккуратная. Пирсинг и заметные татуировки на открытых местах запрещены.
Женщинам рекомендуется носить деловой костюм с юбкой или брюками. Блузка или водолазка — белого или голубого цвета. Обязательны чулки или колготки без рисунка. Обувь — классическая, темного цвета, на устойчивом каблуке. Макияж и маникюр в нейтральных тонах. Аксессуары и бижутерия — в сдержанном стиле. Прическа — фиксированная и аккуратная, распущенные волосы ниже плеч запрещены.
Некоторые компании дают сотрудникам список магазинов, в которых надо покупать одежду, и запрещают носить бижутерию, а требуют только дорогие украшения. Возможно, работников это устраивает, потому что статус и доход позволяет соблюдать требования. Отдельно можно установить требования для командировок или деловых встреч.
Если условия трудового договора не подходят, всегда можно уволиться или попробовать договориться.
Проверьте, как описаны требования к внешнему виду в документах вашего работодателя. Если в трудовом договоре о дресс-коде ничего нет, не спешите делать вывод, что он незаконный. Возможно, об этом написано в правилах трудового распорядка или должностной инструкции. Эти документы при трудоустройстве не всегда читают, но соблюдать их все равно нужно.
Главное, чтобы такие документы были и вас с ними ознакомили.
Что будет, если не соблюдать дресс-код
Если в документах есть требования к внешнему виду, работники должны их соблюдать. Иначе они нарушают трудовую дисциплину и распорядок.
За такие нарушения можно получить дисциплинарное взыскание:
Если работник откажется соблюдать дресс-код и будет приходить на работу в джинсах и кроссовках, ему могут объявить выговор. Несколько таких взысканий — и появится повод для увольнения по статье.
Может быть, для начала сделают замечание, но если нарушение будет повторяться, тогда появится повод для выговора. Оформить такие взыскания несложно, а вот оспорить при наличии грамотно оформленных документов вряд ли получится. В судебной практике есть примеры, когда увольнение за несоблюдение дресс-кода признавали законным.
Это было не единственное нарушение работника, но оно сыграло свою роль: если работодатель захочет, он использует это при увольнении и будет прав.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Как умирает дресс-код: чего ждать от офисного стиля после пандемии
Исследователь моды Тим Ильясов рассказывает, как изменился офисный дресс-код за последние 20 лет, и как на него повлияла пандемия.
Меня зовут Тим Ильясов. Я исследователь моды, журналист и телеведущий. «Газпромбанк» попросил меня рассказать о том, как эволюционирует офисная мода. Ну что ж, поехали!
Офисный дресс-код начал активно меняться не сегодня, а более 20 лет назад, что было связано с IT-революцией и развитием на рынке крупных IT-компаний, в которых уже не было необходимости выстраивать вертикальную иерархию. В таких компаниях сотрудники получили максимальную свободу самовыражения, что мотивировало к развитию креативности, инициативности и большей продуктивности. Кроме того необходимости айтишнику, программисту, специалисту по онлайн-технологиям одеваться в костюм и галстук просто не было.
Собственно, уже в 2000-х офисная визуальная культура с мужчинами в пиджаках и женщинами в юбках и на каблуках начала разваливаться. Кризис 2008 года и последовавшая за ним короткая, но плодотворная хипстерская эпоха с ее коворкингами и мягким нон-конформизмом этот процесс укорили. Кризис показал несостоятельность идеально выстроенной корпоративной культуры. Многие люди, строившие карьеры, лишились ее в момент. Они разочаровались в том, что казалось незыблемым. Огромное количество молодых людей, которые готовились к тому, чтобы войти во взрослую жизнь, учились в университетах на экономистов, юристов, маркетологов и менеджеров, вдруг поняли, что это путь в никуда. На рубеже нулевых и начала десятых годов хипстерская эпоха показала, что можно строить бизнес, карьеру и корпоративные отношения вне стеклянных башен и пиджаков.
Именно кризис 2008 года и последовавшие за ним увольнения и сокращения показали, что человек может вполне существовать вне офисной культуры и быть успешным, развивая свой творческий потенциал. Становится понятным, что главное для этого пост-кризисного поколения — это творческая самореализация, а не строительство карьеры. А значит, все элементы, которые заявляют статус и фиксируют высоту карьеры (такие, как дорогой костюм, галстук, правильный портфель и обувь) оказываются невозможными или даже неуместными.
К концу 2010-х в деловое пространство начинает медленно, но верно врываться поколение Z, пока еще совсем юных молодых людей. Однако, несмотря на юность, за каких-то несколько лет «зумеры» и их герои существенным образом повлияли на культуру во всех ее проявлениях: от способов подачи информации до моды. «Зумеры» отрицают границы и стереотипы во всем: размываются границы гендера, отменяются стереотипы внешнего вида, для героев поколения Z нет мужского и женского, вечернего и дневного, делового и повседневного — не существует как категории. Естественно, примириться с ограничениями во внешнем виде, которые предполагает дресс-код, они не могут.
Сегодня то понятие, которые мы по привычке называем офисным дресс-кодом, крайне размыто, а тот усредненный деловой стиль с пиджаками, галстуками, женскими комплектами с жакетами и юбками, с туфлями лодочками на каблуках или классическими мужскими оксфордами— исчезает, но не везде.
Но давайте не будем категорично заявлять, что дресс-код умер и что его больше нет. Это не так.
На дворе 2020 год, пандемия, случается переход компаний на «удаленку», когда даже работавшие в классических офисах сотрудники вдруг оказываются запертыми у себя в домах. Они работают чаще всего в домашней одежде и лишь иногда выходят на конференции в Zoom, где нужно найти какой-то баланс между деловым гардеробом (потому что вроде как я на работе, пусть и онлайн) и домом, потому что у меня на фоне домашний шкаф, кухня или гостиная.
Сидеть на собственной кухне в галстуке, белой рубашке и пиджаке как-то странно. Участники zoom-конференции так или иначе понимают, что даже если на тебе галстук и рубашка на ногах все равно будут надеты джинсы или вообще шорты.
Так, появляется новая форма делового стиля. С одной стороны это вещи исключительно casual формата: джемпера, простые рубашки или даже футболки, с другой стороны вырабатывается определенная сдержанная цветовая палитра, появляется понимание, что уместно, а что нет в рамках онлайн-совещания.
Пойти на zoom-встречу в блестящей футболке с уточками странно, а в нейтральной голубой рубашке или в однотонном синем джемпере — вполне возможно. Может быть для работы в офисе образ с джинсами и синим свитером был бы слишком кэжуален, но для домашнего офиса это отличный вариант. Главный принцип делового стиля — не раздражать, не возбуждать и не давать контрагентам лишней информации. Таким образом даже в домашнем офисе цвета будут нейтральными, а яркие характерные принты и рисунки на одежде нежелательны.
Любопытно, что сейчас раннее совершенно неформальные вещи приобретают формальные свойства. Те предметы одежды, которые казались нам кэжуальными (футболки, мягкие фланелевые рубашки, джинсы и треники) постепенно включаются в деловое пространство и формализуются. Появляются новые правила сочетания вещей, и вот уже какая-то мягкая рубашка, джинсы и нейтрального оттенка джемпер кажутся нам если не деловыми, то вполне уместными в офисном пространстве.
После пандемии офисы уже не вернутся к тому режиму, в котором они существовали раннее, ведь многие компании (в том числе и в России) переходят на гибридную систему работы. Вместе с новым режимом работы, появляется и новый, гибридный режим офисного стиля. Костюмы и галстуки (дресс-коды Business best и Business traditional) как необходимость сохранятся только для сотрудников, выходящих на встречи с представителями государственных структур и встречи протокольного уровня. Для сотрудников, в чей круг обязанностей посещение таких встреч не входит, подойдет мягкий вариант дресс-кода smart casual, то есть набор комфортных кэжуальных вещей, которые, тем не менее, вписываются в пространство деловой этики и не нарушают главное правило внешнего вида делового человека — «не бесить!».
Дресс-коды не исчезают, но становятся мягче, а гласные и прописанные правила заменяются негласными. Причем, негласные, незафиксированные дресс-коды внутри компании не менее важны и эффективны. В айти-компаниях ведь тоже есть своеобразный дресс-код, который является негласным. Если вы придете работать в офис такой компании в пиджаке, галстуке, рубашке, в оксфордах с глассажем, в нейтральных очках с тонкой оправой, это будет выглядеть слишком строго и не соответствовать общей атмосфере офиса. На вас будут смотреть косо: почему ты так нарядился, почему ты так выглядишь? Это очень странно, здесь все в футболках, в худи, в свитерах, здесь никто не носит пиджаки. А это ведь тоже своеобразный негласный дресс-код, и вы понимаете, что в такой «расслабленный» офис лучше прийти в джемпере, а не в пиджаке.
Или наоборот, когда вы идете на встречу с министром или начальником одного из мунициальных департаментов, вы оказываетесь в пространстве гласного, официального дресс-кода и одеваетесь в соответствии с ним.
В общем и целом, сейчас полностью консервативных в смысле дресс-кода сфер осталось немного. В России консервативного и строгого дресс-кода придерживаются компании, связанные с государством — например, нефтегазовые компании, все государственные ведомства, муниципальные и федеральные органы, а также строго дресс-кода придерживаются гражданские сотрудники силовых структур.
Необходимость носить одежду строгого делового стиля в рамках двух верхних дресс-кодов сохраняется только на уровне государственного управления, дипломатических и других кросс-культурных коммуникаций на верхнем уровне. Соответственно, только компании работающие в пространстве международных отношений и государственных ведомств, сохраняют дресс-код для своих сотрудников. Все остальные компании и даже банки, которые долгое время были оплотом консервативного делового стиля от формальных дресс-кодов отказываются. Представьте себе современный офис банка: уже никто не ходит в пиджаках и галстуках. Там идет процесс отмены консервативных норм и замены их новыми, более мягкими.
Наиболее строгий дресс-код, существующий сейчас — Business Best, он применяется на протокольном уровне. Например, на сессиях Петербургского экономического форума или саммита в Давосе принято быть одетым Business Best.
Business best для мужчины — это белая рубашка, синий или серый костюм, черная и только черная обувь (скорее всего оксфорды на тонкой подошве), это синий или серый галстук. И в общем-то все. Для женщин это тоже темный (синий, серый или черный) костюм, в котором непременно будет жакет или пиджак, сочетающийся с юбкой, брюками или платьем. Обувь тоже будет достаточно строгой: или темные туфли-лодочки на невысоком каблуке, или полуботинки с небольшим подъемом.
Мы не смогли отпустить Тима, не задав еще несколько вопросов напоследок.
— Можно ли себе представить, что через десять лет топ-менеджеры будут приходить на переговоры в модных кроссовках?
— Давайте будем откровенны, нам не нужно ждать 10 лет: топ-менеджеры и так ходят на переговоры в кроссовках далеко не первый год. Мы видим, как спортивный стиль, соединяясь с деловым стилем, становится новой версией делового. Существует даже разделение на спортивные и городские кроссовки. Так что кеды или кроссовки с костюмом — это новая норма.
Ну и, конечно, все зависит от того, о каком офисе идет речь. Впрочем, образ руководителя в костюмов и в кроссовках уже давно никого не шокирует. Особенно если мы говорим про западное пространство.
Другое дело, что президентов в кроссовках мы не увидим ни в ближайшие пять, ни в ближайшие десять лет, ибо протокол есть протокол, у него свои функции и свои правила.
— Будут ли сегодняшние зумеры в будущем поддерживать традиционные пиджаки или они придумают что-то своё?
— Классический пиджак не умрет. Не умрет, потому что есть большая группа людей, которые их любят! Это мужчины-денди, которым нравится одеваться в костюмы и галстуки, потому что это их стиль, их идентичность. Татуировки на лице — это одна идентичность, мужчины в рюшах — другая. Синие волосы, кожаные куртки, винтаж, классические костюмы или смешение всего со всем, — это все разные варианты стиля, на каждый из которых найдется свой покупатель. Для разных вариантов стиля есть разные магазины, разные пространства, разные инфлюенсеры. Внутри костюмного мира есть свои герои, свои журналы, свои ценности и мужчин, исповедующих эти ценности, немало. Поэтому костюм никуда не денется, но да, массово мужчины в пиджаках и галстуках, как это было в 1950-х, ходить уже, конечно, не будут.
Мир сейчас достаточно диверсифицирован. Мы живем в эпоху разнообразия, где каждый может выбрать для себя, кем он хочет быть, каким он хочет быть и что хочет носить. Для одних — пиджаки, для других — худи. Каждый выбирает по душе.
— Мода как будто быстрее стала устаревать. Как выжить в мире постоянно меняющихся тенденций, и может ли случиться так, что мода станет меняться еще быстрее?
Цикл моды за последние три десятилетия действительно сильно ускорился. К 2010-м годам модный цикл сократился до 3 лет. Однако, нагонять этот бешеный ритм и далее было уже невозможно. Темп моды стал истеричным, сумбурным, и работать в таком режиме индустрия уже не могла.
Пандемия показала, что мода вполне может замедлиться и вернуться к более длительным циклам. Замедлившись, мы будем наблюдать чуть-чуть более плавное изменение стилей. Тем не менее, мы живем в динамичную эпоху, в сверх-цифровую эпоху, в которой все крайне быстро, информация распространяется мгновенно, но есть надежда, что трехлетний цикл удлинится до четырех-пяти лет.
Мода, пусть даже офисная, скоротечна и изменчива, а гибридная удаленка в «Газпромбанке» — похоже, стабильно и надолго. В нашем большом банке работают больше двадцати тысяч человек, которых не смущает внешний вид друг друга: по нашим офисам ходят как любители классики, так и те, кто любит покататься на скейтбордах и одеты соответствующе — в худи и широких штанах. Ну а если вы дома, обычно коллеги не заставляют включать камеру на совещаниях — мало ли, какого стиля вы там придерживаетесь.
Но если серьезно, мы рады всем. Особенно тем, кто ищет работу: для них мы предлагаем интересные задачи, достойные зарплаты, отличный соцпакет и возможности. Переходите по ссылке, чтобы посмотреть наши вакансии.
Основные требования к офисной одежде, что собой представляет дресс-код
Офисные работники должны соблюдать дресс-код — придерживаться определенных правил касательно одежды и внешнего вида специалистов. Учитывая это, офисная одежда должна соответствовать некоторым критериям, к которым относится внешний вид и расцветка. В некоторых компаниях неправильно подобранный гардероб сотрудников воспринимается как нарушение трудового распорядка и дисциплины. Поэтому работники офиса должны знать, какую одежду надо выбирать, а какие вещи запрещено носить на работу.
Что такое офисный дресс-код
Жизнь каждого человека связана с разными правилами, требованиями и ограничениями. Они касаются даже деловой сферы. Поэтому руководители разных компаний намеренно вводят в офисе дресс-код. Он представлен сводом правил, имеющим отношение к одежде и внешнему виду сотрудников.
С помощью дресс-кода подчеркивается фирменный стиль компании, а также поддерживается деловая атмосфера в офисе.
Одежда для офиса должна правильно подбираться не только женщинами, но и мужчинами. Но особенно много внимания уделяется все же внешнему виду прекрасного пола. Они должны подбирать не только оптимальный гардероб, но и подходящую прическу, макияж и маникюр. В этом случае гарантируется формирование делового стиля.
Корпоративный стиль одежды в офисе должен отвечать некоторым требованиям:
Нередко офисный стиль одежды для девушек и мужчин прописывается непосредственно в трудовом договоре, подписываемом во время устройства специалиста в конкретную компанию. В этом случае отклонение от дресс-кода может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. В определенных организациях сотрудники вовсе получают несколько костюмов, которые они должны носить на работу.
Основные модели
Можно выделить некоторые наряды, которые считаются наиболее подходящими для офиса. Они являются строгими, но и удобными. Если на работе все люди будут придерживаться единого стиля, то это положительно скажется на продуктивности работы. В компании будет создана эффективная деловая атмосфера.
Для мужчин
Стиль одежды для мужчин, подходящий для офиса, считается стандартным. К основным моделям, которые могут использоваться для офиса, относятся:
Установленные правила одежды для офиса указывают, что мужчины не могут надевать на работу кепки или другие головные уборы, носить спортивные штаны, шорты и другие предметы гардероба со спортивной символикой. Нередко для персонала специально выбирается фирменная корпоративная одежда для сотрудников. Одежда руководством компании может выдаваться бесплатно или за определенную плату.
У мужчин украшения должны быть минимальными. Допускается наличие цепочек или украшений для тела. При выборе мужской одежды для офиса учитывается дополнительно цветовая гамма, так как расцветка должна быть неброской.
Для женщин
В гардеробе деловой женщины должно иметься несколько видов одежды. Наиболее актуальным считается повседневный стиль, используемый ежедневно. Если в компании происходят какие-либо значимые события, предполагающие посещение организации контрагентами или высшим руководством, то выбираются классические вечерние наряды, которые должны быть элегантны и изысканны.
Всегда должен выглядеть стильно и строго менеджер. Советы по формированию гардероба от специалистов и дизайнеров:
В некоторых компаниях допускается носить одежду из джинсовой ткани, но она должна быть светлой.
Что носить категорически нельзя
Имеются некоторые модели, которые не допускается надевать работникам офиса. Сюда относится не только женская одежда, но и мужская одежда для офиса. К основным таким запретам для мужчин относятся:
При выборе женской офисной формы одежды придется отказаться от следующих элементов в гардеробе:
Можно посмотреть примеры интересных одеяний формы одежды на фото. Имеются определенные ограничения, которые относятся как к женщинам, так и к мужчинам:
Стильная одежда для офиса должна быть действительно практичной, удобной и привлекательной. Она не должна отвлекать от работы пестрыми расцветками или сложными рисунками. Если изначально офисный работник будет знать, как правильно выбирать наряды, то у него никогда не возникнет разногласий с руководством или коллегами.
Таким образом, выбор офисной одежды считается не слишком простым процессом, так как должны учитываться все требования дресс-кода. Наличие подходящего гардероба является обычным требованием многочисленных компаний. Каждый работник офиса должен знать, какие наряды являются оптимальными, а какие вещи запрещено надевать на работу. Выбор должен основываться на разных критериях, к которым относится внешний вид одежды, ее расцветка и удобство использования. Если в компании учитываются требования дресс-кода, то создается действительно рабочая атмосфера, способствующая эффективной реализации должностных обязанностей работников.
Видео
Все тип-топ – каблуки, макияж: как заставить сотрудников соблюдать дресс-код
Дресс-код – это требования к внешнему виду сотрудников организации, форме и стилю одежды. По сути, он является продолжением корпоративного стиля. Каждый работник компании должен его соблюдать, иначе возможны взыскания, вплоть до риска лишиться работы.
В трудовом кодексе РФ не прописано такое понятие, как «дресс-код», но сказано, что работник обязан соблюдать «правила трудового распорядка и дисциплину труда», а эти правила могут включать требования к внешнему виду. В момент подписания трудового договора работник соглашается с их обязательным соблюдением.
Работодатели могут вводить рекомендации, как сотрудники должны выглядеть в разных случаях делового общения. Устанавливать правила, в чем нельзя приходить на работу, посещать деловые встречи и публичные выступления. При этом в документации не обязательно будет фигурировать понятие «дресс-код», возможна другая формулировка, например, «требования к внешнему виду сотрудников».
Дресс-код для компании – это возможность выделиться на фоне других игроков рынка, продиктованная высокой конкуренцией
В серьезных компаниях требования к внешнему виду могут быть очень строгими, особенно для сотрудников, которые работают с клиентами и деловыми партнерами. Чаще всего регламентируют стиль одежды банки, нотариальные и юридические фирмы, финансовые учреждения. А также заведения, где важно, чтобы персонал был узнаваем: фирменные магазины, кафе, парки развлечений, казино и т. п.
При этом отношение к внешнему виду сотрудников, которые находятся только в офисе и не пересекаются с клиентами и партнерами лично, более демократичное.
Согласно статистике, только 8 % работодателей устанавливают жесткий дресс-код, остальные – прописывают рекомендации к стилю.
Плюсы введения дресс-кода в компании
Внешний вид сотрудников может многое рассказать о компании и повлиять на атмосферу внутри коллектива. Дресс-код:
Главные задачи дресс-кода – поднять авторитетность компании, дисциплинировать и сплотить сотрудников для достижения общей цели.
Дресс-код персонала на примере сотрудников «Сбербанка»
Почему дресс-код может вызывать отторжение у сотрудников
Руководители в один голос утверждают, что дресс-код работников формирует имидж компании. HR-специалисты уверены, что общий стиль одежды исключает неуместное обсуждение гардероба коллег на работе и формирует из представителей разных социальных групп дружный и сплоченный коллектив.
При этом сами сотрудники нередко считают, что дресс-код ограничивает их свободу, препятствует самовыражению и проявлению лидерских качеств. Поэтому возможны попытки саботажа и игнорирования правил.
Чтобы понять, как контролировать сотрудников, давайте разберемся, какие требования может и не может включать дресс-код.
В рекомендациях к внешнему виду можно прописать:
Нельзя требовать от работников:
Как заставить сотрудников соблюдать дресс-код
Единственный действенный метод добиться соблюдения правил – контроль. Сотрудники должны знать, что их ждет за несоблюдение дресс-кода и быть готовыми к проверкам.
Проверку внешнего вида персонала удобнее всего проводить с помощью электронного чек листа, где отмечены все основные пункты, которые нужно зафиксировать:
Большое преимущество электронного чек-листа в том, что его можно дополнить любыми пунктами в соответствии с принятой на предприятии политикой дресс-кода.
Все отчеты по проверкам внешнего вида сотрудников хранятся в личном кабинете CheckOffice. В любое время можно посмотреть данные за разный период по конкретному сотруднику или подразделению, сравнить несколько филиалов между собой.
Анализ позволит сделать выводы о результативности работы HR, принять решение о премировании или депремировании сотрудников, скорректировать кадровую политику.