Soc и coc контейнер в чем разница
COC и SOC контейнер
В этой статье мы рассмотрим разницу между контейнером отправителя (Shipper Owned Container, SOC контейнер) и контейнером перевозчика (Carrier Owned Container, COC контейнер). Смысл, исходя из определения, довольно понятен. SOC контейнер – находится в собственности отправителя товара, COC контейнер – принадлежит…
В этой статье мы рассмотрим разницу между контейнером отправителя (Shipper Owned Container, SOC контейнер) и контейнером перевозчика (Carrier Owned Container, COC контейнер).
Смысл, исходя из определения, довольно понятен. SOC контейнер – находится в собственности отправителя товара, COC контейнер – принадлежит перевозчику. Но разница в двух понятиях существеннее, чем это может показаться.
Собственником контейнера может быть:
Таким образом, контейнер считается в собственности перевозчика, если для транспортировки груза его предоставляет не фактический отправитель.
В собственности перевозчика находится большинство контейнеров и они чаще всего используются в перевозках. Например, когда крупные торговые или промышленные центры являются местами отправления и назначения. В таких регионах перевозчики консолидируют большие объемы порожних контейнеров. Это означает, что отправитель не столкнется с дефицитом оборудования, а получатель сможет быстро сдать пустой контейнер. Также покупка контейнера не всегда экономически оправдана.
Обычно, отправитель приобретает SOC контейнер в собственность для реализации крупных проектов. К примеру, при объемном контракте на поставку оборудования или сырья для одного покупателя. В такой ситуации получатель может не иметь возможности сразу разместить всю прибывшую партию. Или оперативно запустить товар в процесс производства. Если отправитель будет использовать COC контейнер, то получатель может столкнуться с дополнительными расходами. Самые очевидные – штрафы за сверхнормативное хранение и использование (demurrage and detention) контейнера.
Также возможна ситуация, когда заранее понятно, что груз будет требовать длительного хранения после прибытия. В таком случае, экономически целесообразнее купить и потом продать контейнер, чем платить линии за использование.
SOC (Shipper Owned Container)
SOC контейнер (англ. Shipper Owned Container, русск. «Контейнер в собственности отправителя») — транспортный контейнер, который принадлежит клиенту на правах собственности.
Наиболее выгодный по финансам формат владения — аренда (COC), она дешевле, но требует обязательного возврата тары.
В каких случаях будет полезна покупка контейнера (SOC)
Основная проблема арендуемых контейнеров — процедура их возврата. Вернуть транспортный контейнер необходимо на терминал или на склад компании-перевозчика (в зависимости от договорённостей). А значит, необходимо взять на себя оплату всех транспортных расходов по доставке контейнера до ближайшего терминала.
На деле — это равносильно ещё одной перевозке от точки выгрузки. Терминалы располагаются преимущественно в крупных торговых городах. Поэтому услуги возврата из отдалённых регионов иногда могут превышать стоимость тары. Особенно, если учесть расходы на аренду погрузочной техники, необходимой для работы с габаритными контейнерами, и специальных тралов/иных машин, подходящих для перевозки ISO-контейнеров.
Компания-перевозчик может отказать в аренде контейнера, если не имеет возможности вернуть свою тару после доставки.
Заказчик при покупке тары, в свою очередь, может получить сниженные тарифы на доставку (так как нет необходимости оплачивать аренду контейнера), а свой контейнер в месте выгрузки он может продать другим физическим или юридическим лицам.
COC (Carrier Owned Container)
COC контейнер (англ. Carrier Owned Container, русск. «Контейнер в собственности перевозчика») — транспортный контейнер, который принадлежит компании-перевозчику (фрахтовщику).
Альтернатива COC-контейнерам — SOC, они полностью принадлежат грузополучателю, возврат перевозчику необязателен.
В каких ситуациях применение COC контейнеров выгодно
Практически во всех ситуациях COC-контейнеры наиболее удобны в использовании и приемлемы по стоимости, так как их полная покупка не требуется. Получатель груза только оплачивает аренду и обратную доставку тары до ближайшего терминала/склада перевозчика.
Тем не менее, возможны ситуации, когда обратная доставка может вызывать проблемы (это слишком дорого, отсутствует необходимый транспорт и т.п.) или требуется длительное хранение тары на месте выгрузки (всё это время получателю груза придётся оплачивать аренду контейнера). Но это скорее исключение из правил.
Основное правило для выгодного использования COC — и в точке отправления, и в точке получения должны иметься терминалы перевозчика, который является фактическим собственником контейнера.
Что входит в стоимость аренды COC-контейнеров
Базовая оплата (нормативный срок) аренды включает в себя плановое время использования тары (Free-Time). В этот период должны завершиться все планируемые операции: таможенное оформление, обработка в порту выгрузки, разгрузка и возврат контейнера на склад владельца.
В качестве дополнительной оплаты могут взиматься штрафы:
В зависимости от условий аренды штрафные санкции могут достигать 20-100 долларов США в сутки.
Ввоз через границу Российской Федерации многоразовой тары, подлежащей возврату отправителю, исключает какие-либо дополнительные пошлины или необходимость предоставления специальных деклараций. Достаточно оформить документы о реэкспорте (обязательство об обратном вывозе).
COC и SOC контейнеры выгоды и оформление
Вопрос покупать или арендовать контейнер возникает при FCL (Full Container Load) перевозках, когда необходимо перевезти хотя бы один, но полный контейнер. В зависимости от условий аренда или покупка могут существенно отличаться по затратам. Что выгодней и как правильно оформить данные операции расписано в этой статье.
Что такое COC и SOC
SOC (Shipper Owned Container) | COC (Carrier Owned Container) |
Контейнер, принадлежащий отправителю груза. Как правило контейнер покупается перед отправкой груза и продается вместе с грузом покупателю (грузополучателю). | Контейнер, принадлежащий транспортной компании, в основном морской линии. Такой контейнер дается в аренду и должен быть возвращен в заранее оговоренный срок. |
Когда выгодна аренда COC контейнера
Аренда выгодна, когда доставляемый товар может быть выгружен недалеко от контейнерного терминала (например, перегружен на автомобиль прямо в порту). Также и аренда обычной фуры дешевле контейнеровоза.Нет необходимости хранения товара в контейнере (при неблагоприятных погодных условиях или для охраны). Тем более если товар сразу поступает в работу или в специально оборудованное место хранения.
Когда выгодно покупать SOC контейнер
Покупка контейнеров безусловно выгодна при крупных проектах и на дальних расстояниях, например, оборудование для строительства на севере России. В этом случае, длительные сроки аренды и сложности с возвратом контейнера будут дороже покупки.Необходимость длительного хранения груза, особенно в сложных климатических условиях и при высокой стоимости груза.Есть возможность продажи контейнера в месте разгрузки или его дальнейшего использования. Часто перевозчики сами отказываются давать в аренду контейнер, если понимают, что ближайший терминал, куда контейнер можно сдать находится на очень дальнем расстоянии.
Оформление аренды COC контейнера
Detention и Demurrage срок использование и штраф
Demurrage (Демеридж) – задержка контейнера в терминале порта,
Detention (Детеншн) – задержка вне терминала. Важно, при аренде COC контейнера заранее уточнить free-time контейнера (данные сроки публикуются на сайте линии и фигурируют в договоре перевозки.
Таможенное оформление временного ввоза COC контейнера
Контейнер может декларироваться как:
1. ТСМП (Транспортное Средство Международной Перевозки), что накладывает на его использование некоторые ограничения1;
Оформление покупки и таможенное оформление SOC контейнера
В случае, если требуется покупка SOC контейнера, то поставщик покупает контейнер и затем продает покупателю в составе контракта на поставку товара. Такой контейнер проходит стандартное для товаров таможенное оформление и после использования для перевозки может использоваться по усмотрению владельца.
1. Глава 38. Особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Союза. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
2.1. Решение КТС от 20.05.2010 № 263 «О порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары»
2.2. КОНВЕНЦИЯ О ВРЕМЕННОМ ВВОЗЕ (Стамбул, 26 июня 1990 года) – не все страны ЕАЭС на данный момент её ратифицировали (Киргизия и Армения), надо обратить внимание в какую страну отправляется Контейнер.
3. Образец письма на упрощенное таможенное оформление тары с обязательством об обратном вывозе контейнера. Обязательство пишется в свободной форме, но с указанием следующего:
• описание контейнеров;
• количество контейнеров;
• общий вес контейнеров;
• просьба произвести упрощенное таможенное оформление контейнеров согласно статье 5 Приложения B.3 Конвенции о временном ввозе;
• обязательство произвести обратный вывоз контейнера в течение срока, не превышающего максимальный срок временного ввоза 6 месяцев, возможно продление до 1 года);
• обязательство предоставить таможенному органу по требованию информацию о движении контейнера, ввезенного согласно процедуре временного ввоза, включая дату и место его ввоза на территорию ЕАЭС и вывоза из нее, или перечень контейнеров, к которому приложено обязательство об их вывозе;
• обязательство уплатить ввозные пошлины и платежи, при невыполнении условия временного ввоза.
Контейнеры: арендуемые (COC) и купленные (SOC). Практика применения.
Я решил написать эту статью после того, как тема аренды и покупки контейнеров стала для меня очевидной. Решил поделиться своими наблюдениями.
В международных контейнерных перевозках контейнеры по праву собственности делятся на две категории: COC и SOC.
COC, аббревиатура от фразы «Carrier Owned Container» (контейнер в собственности перевозчика) означает, что перевозчик сдает в аренду для последующей перевозки свой контейнер. За это он взимает определенную арендную плату, которую включает в свои ставки на перевозку. Разумеется, стоимость аренды ниже стоимости покупки контейнера. И это устраивает большинство участников логистических цепочек (включая получателей груза).
SOC, аббревиатура от фразы «Shipper Owned Container» (контейнер является собственностью отправителя) означает, что контейнер для перевозки покупается за деньги отправителя груза. Эта покупка, как правило, перекладывается на плечи конечного получателя груза, который, в довесок к покупке товара также становится собственником контейнера.
Каждая из описанных выше ситуаций является целесообразной при определенных случаях.
Когда используют арендуемые контейнеры
Арендуемые контейнеры используются в большинстве перевозок, когда груз отправляется из крупного промышленного или торгового региона в другой развитый регион. Это означает, что в пункте отправки можно без проблем взять контейнер в аренду, а в пункте доставки этот контейнер можно без проблем сдать.
Например, мы везем груз из Шанхая в Москву в 40-футовом контейнере. В Шанхае располагается огромное количество контейнерных терминалов, где экспедитор без проблем арендует контейнер. После доставки груза в Москву контейнер должен быть возвращен на один из контейнерных терминалов, которых в районе Москве также находится достаточное количество. Адрес терминала, куда должен быть сдан груз, может указываться в товаросопроводительных документах (например, в железнодорожной накладной). Либо эта информация доводится владельцем контейнера каким-либо другим способом (через отправителя или экспедитора).
Как говорилось выше, это выгодно всем в большинстве случаев (получателю нужно лишь сдать пустой контейнер) и дешевле покупки. Получатель экономит, поскольку платит меньше.
Владелец контейнера тоже заинтересован, поскольку его тара окажется в нужном ему регионе, а он еще на этом и заработает. К сожалению, подобная ситуация возможна не всегда. Об этом — ниже.
Когда получатель груза покупает контейнер
К сожалению, не каждый регион является развитым в торговом отношении. Бывает и такое, что в пункте доставки груза нет контейнерного терминала, где его можно было бы сдать. А бывает и такое, что терминал есть, но владелец контейнера не возит оттуда грузы. Соответственно, каким грузом там загрузить контейнер «в обратку», он не знает. И поэтому отказывается сдавать в аренду свой контейнер на этом направлении.
Существуют ситуации, когда ближайший контейнерный терминал, интересный владельцу контейнера, находится на значительном расстоянии от пункта доставки. И везти пустой контейнер до этого терминала выйдет дороже, нежели просто купить его (а потом продать, сдать в аренду и т.д).
Исключением из этой ситуации являются перевозки через порты Прибалтики (Рига, Клайпеда, Таллин). В этом случае прибалтийский контейнеровоз все равно едет «домой» и везет в морской порт пустой контейнер.
Выгоды из подобной ситуации также можно извлечь: на покупные контейнеры у перевозчиков, как правило, более низкие ставки (за счет отсутствия аренды). А в пункте доставки получатель может продать ранее купленный контейнер, заработав на этом. А может сдать его в аренду, и получать за это деньги.
В недавнем прошлом можно было неплохо зарабатывать, покупая контейнеры в пункте отправки, сдавая их в аренду своим клиентам. После доставки груза контейнер продавался с прибылью. Таким образом, имея хороший грузопоток, можно было прекрасно зарабатывать.
Надеюсь, я сумел более-менее понятно объяснить разницу и целесообразность обеих ситуаций.