Soft collection что это

Soft Collection с использованием CRM-системы

Soft collection что это. Смотреть фото Soft collection что это. Смотреть картинку Soft collection что это. Картинка про Soft collection что это. Фото Soft collection что это

В данном материале описывается пример быстрого, качественного и эффективного процесса погашения задолженностей, относящихся к стадии Soft Collection, а также реальные инструменты по достижению следующих целей:

Для упрощения в статье используется один из вариантов процесса Soft Collection, который используют банки. Допускаются вариации используемых способов коммуникации с клиентом и длительности периодов. Описанное ниже CRM-решение настраивается индивидуально для каждого банка.

Описание ситуации

Клиент приобрел автомобиль в кредит. Согласно договору клиенту нужно выплачивать ежемесячный платеж до 1 числа каждого месяца. Если платеж не проведен, то у клиента появляется задолженность. При наступлении такого случая нужно максимально быстро вычислить клиента с просроченным кредитом и начать действия, способствующие погашению задолженности по кредиту. Этой работой в банке занимается отдел Collection.

Автоматизация работы с должником на стадии Soft Collection

Решение построено на базе системы Microsoft Dynamics CRM 2013, интегрированной с контакт-центром.

Для определения задолженности в клиента в CRM-системе ежедневно происходит автоматическая проверка кредитных договоров. В случае обнаружения записи кредита, в которой отсутствует запись платежа за проверяемый период, система формирует запись задолженности по кредиту, содержащую следующие признаки:

После определения задолженности начинается процесс работы с клиентом.

Этап первый. 1 день просрочки

Бывают разные жизненные обстоятельства, включая банальное «забыл». На этой стадии задолженности нет смысла привлекать операторов, звонить клиенту и настаивать на личной встрече. Достаточно напомнить о платеже, для чего лучше всего подойдет СМС-сообщение – самый дешевый и наименее навязчивый способ связи с клиентом. Как это работает? CRM-система автоматически отправит сообщение в первый день просрочки в настроенное время, к примеру, в 9.00 утра. Если в карточке клиента указано предпочтение по времени получения СМС-сообщений, то система отправит его в соответствующий период. В тексте сообщения автоматически подставится сумма задолженности и координаты контакт-центра банка или ближайшего отделения.

Soft collection что это. Смотреть фото Soft collection что это. Смотреть картинку Soft collection что это. Картинка про Soft collection что это. Фото Soft collection что это

Рис. 1 Пример СМС-сообщения

Этап второй. 3 дня просрочки

Клиент не провел платеж, и мы продолжаем напоминать ему о возникшей задолженности. Кроме СМС-сообщения, следует подключать и другие каналы связи. В данном случае используем письмо на личный электронный ящик клиента. CRM-система проверит запись задолженности. Если на этот день она не была погашена, то будет создано очередное СМС-сообщение, а также сообщение электронной почты. Шаблон письма изначально настраивается в соответствии с корпоративным стилем банка. В шаблон CRM-система подставит актуальные данные клиента, контактных лиц банка, а также полную информацию о задолженности и возможных вариантах ее погашения.

Soft collection что это. Смотреть фото Soft collection что это. Смотреть картинку Soft collection что это. Картинка про Soft collection что это. Фото Soft collection что это

Рис. 2 Пример шаблона письма с задолженностью

Этап третий. 7 дней просрочки

Клиент до сих пор не провел платеж. На данном этапе подключается использование прямой связи с клиентом. CRM-система автоматически формирует звонок клиенту, который поступает на рабочую форму оператора контакт центра. При выполнении звонка в едином окне оператор видит всю информацию о задолженности клиента, детали кредита и историю коммуникаций. Все данные передаются напрямую из базы CRM-системы и являются актуальными. По окончании звонка оператор фиксирует срок погашения задолженности, который озвучил клиент. Дополнительно информация дублируется с помощью СМС-сообщения и электронного письма.

Что делать, если клиенту не удалось дозвониться? Можно настроить механизм перезвона, например, в течении дня с интервалом в 2 часа и ограничением попыток не более 3. На обработку оператору поступит только тот звонок, при котором установлена связь с абонентом. Таким образом оптимизируется время работы оператора и увеличивается потенциальное количество обработанных звонков за день.

Описываемое CRM-решение предоставляет также возможность связаться с пользователем с помощью социальных сетей. Оператор отправляет клиенту шаблон сообщения и с помощью социального коннектора может общаться с ним напрямую. Результатом такого общения должно стать обещание клиента о погашении задолженности с указанием конкретной даты.

Возможность использования данного канала связи зависит от согласия клиента предоставить свой аккаунт в социальной сети и последующей его верификации. Неоспоримым преимуществом данного способа коммуникации перед живым общением с помощью телефона является его дешевизна и удобство: клиент не зависит от времени получения сообщения и может ответить на него, когда ему будет удобно. При этом вся история коммуникации оператора и клиента будет храниться в CRM-системе.

Этап четвертый. 15 дней просрочки

Оплата от клиента так и не поступила. Система формирует звонок оператору, который после соединения общается с клиентом, напоминает о задолженности и обещании погасить ее в предыдущем разговоре. В форме единого окна CRM-решения можно настроить сценарий диалога общения с клиентом. В результате звонка оператор фиксирует новое обещание клиента с конкретной датой погашения задолженности. Дополнительно информация дублируется с помощью СМС-сообщения и электронного письма.

Этап пятый. 25 день просрочки

Схема взаимодействия с клиентом идентична предыдущему этапу, однако оператор уведомляет клиента о том, что этот звонок является последним в цепочке процесса soft-collection. В форме единого окна CRM-решения можно настроить сценарий диалога общения с клиентом. В результате звонка оператор фиксирует новое обещание клиента с конкретной датой погашения задолженности. Информация в очередной раз дублируется в СМС-сообщении и электронном письме.

Этап шестой. 30 день просрочки

CRM-система автоматически изменяет значение записи задолженности на «hard-collection». Запись переназначается на соответствующий отдел, который продолжит работу с клиентом.

Soft collection что это. Смотреть фото Soft collection что это. Смотреть картинку Soft collection что это. Картинка про Soft collection что это. Фото Soft collection что это

Рис. 3 Алгоритм процесса работы с клиентом на стадии Soft Collection

Результат и преимущества использования CRM-решения для Soft Collection

Применение CRM-системы для автоматизации работы по сбору задолженностей на стадии Soft Collection влияет, главным образом, на скорость и точность работы операторов call-центров. Благодаря внедрению системы в нескольких крупных российских банках показатели по этим параметрам удалось улучшить в два раза. Кроме того, автоматизация ряда рутинных задач дала возможность значительно разгрузить персонал.

Использование решения на базе Microsoft Dynamics CRM 2013 позволяет получить следующие преимущества:

Источник

Soft-collection

В стадии мягкого взыскания можно воплотить в действие такие принципы коллекторского подхода, как:

Давайте рассмотрим некоторые особенности Soft-collection: сначала юридические, психологические и организационные аспекты, а затем и сам алгоритм действий.

Юридические аспекты взыскания задолженности

Юридические аспекты решают 2 основных блока вопросов:

Грамотное в рамках закона оформление полномочий сотрудников коллекторской организации.

Определение границ возможных действий взыскателя: законных угроз и шантажа.

Давайте более пристально рассмотрим первый юридический блок: чтобы начать процесс взыскания необходимо или оформить договор с кредитором или купить долг по цессии. Коллекторская деятельность чаще всего осуществляется на основе договорных отношений. В договоре круг полномочий коллекторов должен быть оговорен изначально.

У коллектора должны быть полномочия на переговоры с должником, на осуществление сбора информации, куда входит отправление запросов в другие организации. Коллекторское агентство должно иметь полномочия по обращению в правоохранительные органы и в суд от имени кредитора. Это дает возможность подкрепить угрозы реальными последствиями: повестками или копиями судебных заявлений/решений. И самое главное – коллекторское агентство должно входить в государственный реестр коллекторских агентств ФССП. В соответствии с данным приказом агентство должно вести свою деятельность в специальном программном обеспечении, в котором будет регистрироваться вся исходящая и входящая корреспонденция, будет вестись вся информация о должнике, история взаимодействия с ним, будет храниться запись звонков и переговоров.

В юридическом аспекте еще одно отличие мягкого взыскания от жесткого заключается в том, что специалисты могут не оформлять отдельные доверенности на осуществление своей деятельности, так как они работают в пределах агентства без выезда.

В сферу второго блока юридических аспектов относится определение границ возможных мер воздействий на должника: границ угроз в рамках закона и шантажа. Основным рамкополагающим документом в этом вопросе является ФЗ-230. Согласно своду законов, незаконным является воздействие реальными угрозами убийством или же причинением тяжкого вреда здоровью. Также угроза применения насилия к должнику или к его близким или распространения порочащих не соответствующих истине сведений могут квалифицироваться как самоуправство.

Организационные аспекты мягкого взыскания

Комплекс организационных аспектов состоит из:

эффективного распределения и разграничения обязанностей;

наличия хороших систем управления документооборотом.

Используемые юридическим лицом оборудование или программное обеспечение должны обеспечивать:

регистрацию исходящей и входящей корреспонденции;

учет следующих сведений о должниках: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства или места пребывания, номер контактного телефона, адрес электронной почты (если известен), размер просроченной задолженности, наличие письменных соглашений, заявлений, уведомлений, согласия (отзывов согласия), судебных актов;

разграничение доступа к информации о должниках;

ведение аудиозаписи разговоров при личных встречах, автоматической аудиозаписи телефонных разговоров с сохранением аудиоинформации;

хранение аудиозаписей всех случаев ведения разговоров с должником;

хранение записей текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при общении по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, не менее трех лет со дня их осуществления;

хранение электронных копий бумажных документов, составленных или полученных в ходе осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности, не менее трех лет со дня их отправления или получения;

резервирование баз данных на отдельном физическом носителе.

Психологические аспекты взыскания задолженности

Вся коллекторская деятельность предполагает наличие внимания к психологическим нюансам. Применение психологических методик важно не только для повышения результативности переговоров, но и для коррекции психологического состояния собственно самих сотрудников.

Итак, давайте рассмотрим более подробно какие блоки психологической подготовки наиболее важны для коллекторов:

способы выявления лжи;

техники эффективного убеждения;

методики борьбы со стрессом и способы управления своим состоянием.

Правильная типизация должников позволяет выбрать верную коммуникативную стратегию. Должников можно разделить по психотипам, по социальным характеристикам, по готовности контактировать, по причинам возникновения задолженности и пр. Со временем показала свою большую эффективность следующая типизация:

Должники в силу обстоятельств: в эту категорию можно отнести людей, потерявших работу или ставших неплатежеспособными из-за разного рода жизненных событий: развода, болезни или смерти родственников. Эта категория должников не уклоняется от выплаты долга, но выплачивать может меньшие суммы и за более длительный срок. Общаясь с должниками в силу обстоятельств целесообразно рассматривать разные способы разрешения проблемы, однако нужно все время проводить мысль о необходимости уплаты долга несмотря на обстоятельства.

Какие существуют методики выявления лжи? Специалист по взысканию должен уметь определять уровень правдивости аргументов оппонента. При откровенном вранье должник в большинстве случаев ведет себя нервозно, что проявляется в каких-либо неконтролируемых движениях или, наоборот, в подавлении любых реакций. В этом вопросе можно положиться на интуицию. Для прояснения ситуации можно задавать уточняющие вопросы. Если должник говорит, что в будущем собирается выполнить обязательства, можно уточнить каким способом, когда и пр.

Деятельность по взысканию в рамках методики soft-collection

В составе soft-collection можно выделить 2 основных режима работы:

Также отдельно в качестве предварительной можно выделить деятельность по сбору дополнительной информации о должнике, чтобы выбрать наиболее эффективный для конкретного случая режим воздействия. Какой-либо границы между этими двумя режимами не существует, так как консультация может иметь угрожающий характер и наоборот.

Режим угроз

Эффективное использование угроз, соответствующих законодательству основано на возможности выбрать более действенный вид угроз. Можно выделить следующие типы угроз:

не совсем правдивые или мифические.

Юридические угрозы представляют собой разъяснение неблагоприятных последствий для должника в случае невыполнения долговой обязанности. Юридические угрозы можно разделить на:

связанные с формированием кредитной истории.

Наиболее эффективными юридическими угрозами являются:

увеличение суммы задолженности из-за включения сумм госпошлины и расходов на представителя;

угроза обращения в полицию с заявлением о мошенничестве, особенно если были выявлены недостоверные сведения, указанные при получении кредита о месте работы или размере зарплаты;

объяснение факта ухудшения кредитной истории и последствий этого;

описание вероятности запрета на выезд за границу, описи имущества, изъятия автомобиля и другого имущества после начала исполнительного производства.

Обыденные угрозы можно разделить на рабочие, домашние и пр. Самыми распространенными являются следующие варианты:

сообщение о задолженности родственникам, после чего могут возникнуть семейные проблемы.

Эффективность применения угроз во многом зависит от особенностей личности должника и возможности их сочетания.

Режим консультаций

В режиме консультирования должника сообщаются следующие сведения:

каким образом можно удобнее погасить задолженность;

В рамках мягкого взыскания чаще всего используется режим телефонного сбора информации, когда возникает необходимость в уточнении каких-либо отсутствующих или изменившихся данных: места работы должника, дней выплаты зарплаты или ее размера. Для этого коллектор созванивается с бухгалтерией организации или руководством. Для выяснения реального места проживания должника могут потребоваться телефонные звонки по соседям.

Hard-collection

Более жесткий тип взыскания носит название hard-collection. Это также метод досудебной работы с должником, основанный на специально разработанной технологии и позволяющий взыскивать задолженности различных размеров физических и юридических лиц. Hard-collection существенно отличается от soft collection самим подходом. Методики hard collection обычно применяются, когда задолженности уже больше 2 месяцев. В этом случае меняются все принципы взаимоотношений с должником.

Если в щадящем режиме взыскания предполагается, что должник просто невнимателен к своим обязательствам или легкомысленно к ним относится, то на стадии hard collection отношение к вопросу уже становится иным. Срок задолженности уже недвусмысленно показывает, что есть риск, что должник не собирается оплачивать долг или что у него есть свои скрытые мотивы. Какие самые распространенные причины длительных задержек выплаты долга можно выделить:

общее тяжелое положение – должник готовится к банкротству с последующей ликвидацией компании;

должник не хочет платить поставщику из-за возникновения противоречий с ним и желания сменить партнера;

стратегия использования чужих оборотных средств.

Определен стандартный срок hard collection, который составляет 120 дней. Конечно, долг можно взыскать и раньше. Процедура hard collection включает следующие этапы:

переговоры с должником;

детальная проработка графиков платежей и дополнительных соглашений;

Автоматизация взыскания задолженности на всех этих этапах существенно сократит время работы сотрудников, работающих с должниками. Автообзвон должника, call-центр с автоматической переадресацией на менеджера, создание специальных мероприятий по определенному неплатильщику сократит рутинную работу отдела взыскания и повысит процент взыскания минимум на 20%. Процент “неконтактных” клиентов сократится благодаря функции автодозвона и автоинформирования. Помимо прочего увеличится эффективность работы сотрудников, за счет сохранения истории взаимодействия с должником в карточке контрагента.

Давайте рассмотрим самые важные составляющие процедуры hard collection подробнее:

Письменное взаимодействие может состоять из трехступенчатой системы писем, рассылающихся через определенные периоды времени. С каждым новым письмом в зависимости от роста срока задолженности текст должен становиться все более жестким.

Телефонное взаимодействие предполагает телефонный созвон с кредитором для взаимной разработки стратегии по взысканию долга. Телефонное взаимодействие может чередоваться с письменным: например, первое письмо и звонок, второе письмо и звонок и дальше.

Прямые непосредственные переговоры проводятся для более детального обсуждения сложившейся ситуации с должником или для заключения гарантийного соглашения. На этом этапе все соглашения и договоренности нужно зафиксировать в письменной форме.

Выбор стратегии

По общему правилу стадии должны проходить последовательно:

На самом деле нецелесообразно сразу идти в суд, не выяснив причину просрочки у должника. Однако нецелесообразно и отвлекать ресурсы компании на звонки контрагенту, если он на них не реагирует. Порой должник может просто оттягивать время, чтобы увести имущество. В этом случае 30-60 дней отсрочки ему как раз достаточно, чтобы осуществить задуманное. В другом случае имеет смысл подождать с судом и дольше, если добросовестный должник ждет получения субсидии или маткапитала, или же деньги от своего должника, у которого имущество уже выставлено на торги.

Однако есть случаи, когда необходим срочный переход к Legal collection:

Должник меняет место жительства без уведомления кредитора.

Появилась информация о продаже имущества должника третьим лицам.

Появилась информация о начале процедуры банкротства.

Смена руководства компании на подставных лиц.

Подача иска к кредитору об оспаривании основного договора.

Информационные аспекты взыскания дебиторской задолженности

Клиент коллекторской организации должен иметь необходимые информационные инструменты, чтобы иметь возможность быстро сдать долг на взыскание и располагать информацией о ходе взыскания. Написание писем и контакты по телефону в большинстве случаев являются неудобными, времязатратными и утомительными для обоих сторон. Поэтому разрабатываются специальные формы электронной отчетности, к которым клиент организации может иметь постоянный доступ.

✔ Соответствует требованиям №230-ФЗ

Предоставим документы для получения лицензии ФССП

✔ Полноценное рабочее место коллектора

Специализированная CRM. Учет платежей, звонков и выездов

✔ Отчеты и расчет мотивации

Ставьте задачи сотрудникам, контролируйте сроки и объем выполнения

Источник

Soft collection что это

Soft collection что это. Смотреть фото Soft collection что это. Смотреть картинку Soft collection что это. Картинка про Soft collection что это. Фото Soft collection что это

Автоматизация SOFT и HARD collection

Soft и Hard collection – это важнейшие этапы коллекторской деятельности, необходимые для побуждения должника к выполнению финансовых обязательств или инициации процедуры исполнительного производства. Эти стадии взыскания дебиторской задолженности имеют большое значение, но отличаются методами воздействия. Soft collection предполагает наличие дистанции между должником и коллектором – осуществляются звонки с целью информирования, выяснения причины просрочки платежа и уточнения даты следующей оплаты. Как правило, данных мер достаточно для эффективного взаимодействия с теми должниками, кто забыл и задержал оплату. При Hard collection требуются дополнительные ресурсы для выезда сотрудников отдела безопасности к должникам, которым не удалось оплатить долг на стадии Soft collection ввиду серьезных затруднений и с кем нужно более плотно взаимодействовать для помощи в решении проблемы.

Soft collection что это. Смотреть фото Soft collection что это. Смотреть картинку Soft collection что это. Картинка про Soft collection что это. Фото Soft collection что это

Soft collection

Soft collection предполагает работу с кредитами, просрочка по которым не критична, например, составляет до 2 месяцев. Обычно причиной таких просрочек является забывчивость клиента или возникновение задержки между получением дохода и оплатой долга по кредиту. На данном этапе производится комплекс дистанционных досудебных процедур по взысканию долгов.

Soft collection имеет особые технологии и методы воздействия. Для достижения поставленной цели используются следующие технологии:

Важно использовать подходящий канал взаимодействия в зависимости от особенностей конкретной ситуации. В ряде случаев важно именно живое общение специалиста с клиентом для проверки степени информирования банком и возможности гибкого построения диалога.

Юридические нюансы Soft collection

Юридические нюансы Soft collection сводятся к грамотному оформлению полномочий специалистов и правильному определению границ взыскателя в рамках закона.

В базовые полномочия специалиста входит:

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ вести деятельность по взысканию задолженности возможно только при наличии специального программного обеспечения. Данное ПО позволит:

Рамки воздействия на должника также относятся к юридическим аспектам деятельности. Незаконными являются регулярные угрозы жизни и здоровью должника. Запрещается проявления насилия в любых формах по отношению к должнику и его родственникам. Распространение сведений, которые могут опорочить честь и достоинство гражданина, могут расцениваться судом, как самоуправство.

Soft collection что это. Смотреть фото Soft collection что это. Смотреть картинку Soft collection что это. Картинка про Soft collection что это. Фото Soft collection что это

Организационные аспекты Soft collection

К важным организационным аспектам относится:

К используемому ПО и оборудованию предъявляются жесткие требования. Программное обеспечение в данном случае играет ключевую роль. Оно позволяет фиксировать и сохранять важные данные, вести учет изменений, хранить аудиозаписи разговоров с должником, резервировать важные материалы, регистрировать исходящую и входящую корреспонденцию.

Психологические нюансы Soft collection

Важное значение в Soft collection имеют психологические методики. Правильное их применение при звонках специалиста клиенту позволяет не только выстроить результативный диалог, но и достигнуть успеха в итоге переговоров.

В коллекторской деятельности наиболее важными являются следующие аспекты психологической подготовки:

Для выбора правильной коммуникативной стратегии коллектору необходимо уметь правильно классифицировать должников. Типизация осуществляется по таким критериям:

К каждому виду должников применяется отдельный подход и метод воздействия.

Особенности деятельности в рамках методики Soft collection

Soft collection – это комплекс мероприятий, направленный на дистанционное стимулирование должника к выполнению финансовых обязательств. Отдельным направлением деятельности является сбор дополнительной информации о заемщике. Компетентная работа в данном случае позволяет подобрать наиболее эффективный метод воздействия и быстро установить контакт с человеком.

Hard collection

Hard collection также является методом досудебной работы с должником. В отличие от Soft collection, Hard collection имеет более жесткий характер, требует особого подхода, поиска решения и подключения больших ресурсов, включая выезды к клиенту. Данный метод воздействия применяется, когда клиент не устранил просрочку на этапе Soft collection, что чаще всего связано с серьезными проблемами. Обычно Hard collection применяется при задержке оплаты на срок более 2 месяцев, а также при отсутствии контакта с клиентом.

Длительные задержки в платежах происходят по таким причинам:

Кредитному инспектору в данном случае прежде всего необходимо выявить истинные мотивы должника и в соответствии с полученной информацией выбрать стратегию взаимодействия.

Нюансы Hard collection

Процедура Hard collection включает такие этапы:

При организации работы требуется уделить особое внимание автоматизации процесса. Сюда относится:

Это позволит повысить эффективность деятельности, сократив рутинную работу отдела взыскания.

Деятельность в рамках Hard collection

Hard collection предполагает проведение таких процедур:

При выполнении любой процедуры кредитный инспектор нацеливается на достижение конкретного результата. Для улучшения платежной дисциплины все действия со стороны коллектора должны выполняться точно и в обозначенные им сроки.

Выбор стратегии

По правилам процедура взыскания задолженности должна происходить последовательно и рассудительно. Совсем не обязательно сразу переходить к судебному производству. Во многих случаях стадий Soft и Hard collection достаточно, чтобы добиться выплат. Однако некоторые ситуации требуют немедленного перехода к стадии Legal-collection. Прибегнуть к такому методу стоит при следующих обстоятельствах:

3 основные стратегии – это беседы, встречи и обращение в суд. Стоит придерживаться последовательности действий, но помнить про случаи, при которых подача заявление в соответствующие органы является единственным способом возврата долга.

Soft collection что это. Смотреть фото Soft collection что это. Смотреть картинку Soft collection что это. Картинка про Soft collection что это. Фото Soft collection что это

Автоматизация Soft collection и Hard collection

FIS Collection – это современная система, позволяющая автоматизировать процесс работы с дебиторской задолженностью. Основные функции данного ПО:

Система взыскания просроченной задолженности FIS Collection успешно используется банками ТОП-10 России и специализированными контакт-центрами. Внедрение системы автоматизации позволяет значительно улучшить показатели работы специалистов по взысканию просроченной задолженности.

FIS Collection предполагает конкретный цикл работ по взысканию задолженности:

Заказывая внедрение FIS Collection, вы получаете рекомендации и консультации по методике работы системы на каждой из стадий взыскания по следующим аспектам:

Большим преимуществом FIS Collection является наличие мобильного приложения, которое выполняет следующие функции:

FIS Collection позволяет достигнуть значительных успехов во взыскании задолженностей, таких как:

О компании

Финансовые Информационные Системы – разработчик информационных систем для финансового сектора. Мы знаем, как в кратчайшие сроки установить, настроить и запустить наш продукт, полностью адаптированный и локализованный в соответствии со спецификой бизнеса Банка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *