Soft skills что это такое простыми словами
Soft skills – что это такое и где этому научиться
Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны
Какие бывают навыки
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
Топ-10 гибких навыков 2020 года
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:
Модель «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
Что дают гибкие навыки
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.
Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:
Как развивать гибкие навыки
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря
Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
Курсы и тренинги
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Что нужно запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что такое soft skills и как их развить
Объясняем человеческим языком, без лишних терминов, зато с примерами! А ещё намечаем план действий и советуем книги по теме.
Часто слышу от руководителя про soft skills. Это что такое?
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». Иногда переводят буквально — «мягкие навыки», это одно и то же. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры.
Сейчас почти никто не работает в одиночку. Каждый работник общается с коллегами, а иногда ещё и с клиентами, партнёрами. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
То есть soft skills важны и для дизайнера, и для менеджера по продажам, для программиста и руководителя, маркетолога и преподавателя. Предприниматели, фрилансеры, научные сотрудники не исключение. Soft skills нужны всем.
Пишу научпоп, люблю делать сложное понятным. Рисую фантастику. Увлекаюсь спелеологией. Люблю StarCraft, шахматы, «Монополию».
Раньше никаких soft skills не было — и ничего, обходились.
А можно подробнее про сами навыки?
Гибких навыков много, причём среди них есть такие, которые почти (или совсем) не связаны между собой. Условно все soft skills можно разделить на несколько групп:
Раз это «мягкие» навыки, то ещё, наверное, и «жёсткие» есть?
Да, понятию soft skills часто противопоставляют понятие hard skills — «жёсткие навыки». Это знания и умения, специфичные для конкретной профессии. Например, для программиста это знание языков программирования, для интернет-маркетолога — владение инструментами аналитики, для графического дизайнера — уверенное знание профессиональных программ.
Понятно. Значит, если я профессионал, то soft skills мне не нужны?
Нет, всё равно нужны. Гибкими навыками должен обладать любой работник, как бы ни был высок его уровень профессионализма. Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в вашей профессии.
Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным работником — не одно и то же. Для второго важны умение общаться, самоорганизация и многое из того, о чём мы рассказали в третьей карточке.
А работодателю какие навыки важнее — «жёсткие» или «гибкие»?
Однозначного ответа нет. Гибкие навыки важны, но сам набор навыков и соотношение soft skills и hard skills зависят от компании и от специальности.
В Ribas Hotels Group при подборе на руководящие позиции 80% внимания обращают на гибкие навыки кандидата и только 20% — на профессиональные. Но при подборе линейного персонала и специалистов соотношение обратное: 80% — hard skills и только 20% — soft. Артур Лупашко, генеральный директор Ribas Hotels Group, уточняет: «Но это не означает, что, например, повар не должен уделять внимание своим личным качествам, а сосредоточиться только на квалификации. Личностные особенности и гибкие навыки помогают развиваться специалисту».
А может, это всё придумали? Какие-то серьёзные исследования есть о soft skills?
Джина Уотсон Митчелл в своей диссертации анализирует данные опросов и рекомендует университетам включать развитие гибких навыков в свои учебные планы.
Окей, убедили. Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Определиться нужно не только с набором гибких навыков. Ещё важно понять, какое соотношение hard и soft skills оптимально в вашем случае. Чтобы найти ответы на оба эти вопроса, подумайте вот о чём:
Понятно. А сложно развить эти навыки?
Это зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который вам нужен. А в целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми soft skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.
Поэтому настраивайтесь не на спринт, а на марафон. Понадобятся активность, терпение и вдумчивость, но результат того стоит. Подросший уровень soft skills не только поможет вам в работе, но и, скорее всего, изменит к лучшему вашу жизнь в целом, включая отношения с близкими (особенно если вы поработаете над своим эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками).
Как можно развить soft skills?
Есть несколько способов. Первый — на специальных курсах и тренингах. Ищите, смотрите отзывы, выбирайте — и учитесь под руководством наставника.
Второй способ — с помощью книг, посвящённых гибким навыкам. Их издано уже довольно много, и на русском тоже. Почти по каждому навыку есть хотя бы несколько, так что выбор у вас будет.
Третий способ — развивать гибкие навыки, опираясь на обратную связь от других людей, например, ваших коллег по работе, членов семьи.
Кроме того, вы можете комбинировать все эти методы (или некоторые). И это самый лучший вариант, потому что информация будет поступать к вам по разным каналам и что-то обязательно дойдёт.
Важно не забывать вот что: какой бы способ вы ни выбрали, вам понадобятся саморефлексия, осмысление и оценка полученного опыта. Кстати, они тоже soft skills, так что развивать их полезно.
Я хочу сам, без тренингов и курсов, что посоветуете?
Гибкие навыки очень разные, а мы не знаем, что нужно именно вам. Поэтому конкретные советы дать сложно. Но вот пять универсальных рекомендаций.
Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).
Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на близких и коллегах» (цель конкретная, годится).
Более конкретные советы вы найдёте в книгах, статьях и вебинарах.
Кстати, о книгах. Посоветуете что-то почитать про гибкие навыки?
Обязательно. Книг немало, так что по основным направлениям мы упомянем буквально по две-три. Но при желании вы легко найдёте и многие другие.
Книги по развитию личной эффективности
Книги по развитию креативности, творческого потенциала
Книги про развитие стрессоустойчивости
Книги про коммуникативные навыки
Онлайн-университет Skillbox
Получите новую профессию — или прокачайте имеющуюся!
Обучение через интернет, в удобном режиме. Рассрочка платежа и помощь в трудоустройстве.
Что такое Soft Skills?
При выборе кандидата все чаще можно встретить оценку не профессиональных умений, а навыков работы с бумагами и людьми. Конечно, отзывы прежних руководителей, дипломы, сертификаты значимы при выборе кандидата, но не меньшее внимание уделяется социальным навыкам, ведь сотрудник, который не умеет оценивать мотивацию, понимать намерения и желания других людей, управлять эмоциями, оказывается малоэффективным. Поэтому уровень развития soft skills преобладает над узконаправленными навыками работы. Это связано с тем, что развить личностные качества более затратно, чем обучить работника профессиональным обязанностям.
Что такое гибкие навыки
Soft skills – это навыки, которые зависят от характера человека и личного опыта. Такие качества сложно наглядно продемонстрировать, проверить, отследить. К ним относят:
Гибкие (личностные) качества – это будущее, ведь развитие робототехники позволит автоматизировать узконаправленные работы.
Наиболее распространенные профессии, где превалируют soft skills, – менеджеры (и другие должности в сфере продаж), творческие. Также они понадобятся в политике, бизнесе.
Для чего нужны личностные качества
Soft skills (навыки) помогают:
В зависимости от статуса сотрудника необходимо:
Только общение позволяет рассмотреть проблему с разных сторон и найти правильное решение.
Основные навыки
Чтобы повысить свою востребованность на рынке труда, необходимы ключевые soft skills:
Чтобы оценить уровень soft skills, проводятся опросы и собеседования с построением проблемных ситуаций. Наблюдение за реакцией соискателя позволяет оценить возможность работы в коллективе, стрессоустойчивость, неординарность.
Что нужно для развития личностных качеств
Получить хард скилл навыки можно, обучаясь в техникуме, вузе, посещая курсы переподготовки, при повышении квалификации. Пошаговых программ для развития soft skills не существует. Одни получают базовые знания в детстве, а другие – с опытом через ошибки. При этом профессиональное развитие происходит быстрее личностного.
Для развития личностных навыков необходимо менять свой характер. Существуют несколько базовых принципа развития skills:
Развитие личностных качеств – это систематическая работа, которую необходимо проводить постоянно, что достаточно трудно, особенно при существующих соблазнах.
Виды гибких навыков
Софт skills – это неспециализированные навыки, которые не зависят от специальности сотрудника, его возраста и пола. Основные виды:
Как подчеркнуть софт скилс
Чтобы повысить свой рейтинг в глазах работодателя, необходимо уметь правильно продемонстрировать свои личностные качества в резюме, на собеседовании, в повседневной работе, например:
Информация должна быть достоверной и преподнесена просто, четко. Сильные софт скиллс помогут заинтересовать работодателя и сделать тем сотрудником, которого хотят нанять на работу, обеспечив помощь в профессиональном развитии.
Soft skills: что это и зачем они нужны в работе
Team Leader Qlean.ru и преподаватель Нетологии Федор Кошель рассказал, что такое soft skills, как они помогают в работе команды и зачем нужны как новичкам, так и опытным диджитал-специалистам.
Разработчики предпочитают прокачивать hard skills — профессиональные навыки, например, знание языков программирования, шаблонов проектирования, алгоритмов, архитектуры баз данных и так далее. Soft skills придают меньшее значение, хотя они делают специалиста более высокооплачиваемым и востребованным.
Что такое soft skills
Это надпрофессиональные неспециализированные навыки, которые не связаны с должностными обязанностями сотрудника. Soft skills одинаковы для всех независимо от специальности. К ним относятся умения:
Недостаточно прокачать soft skills самому, нужно поделиться ими с коллегами.
Зачем нужны
Повысить личную производительность. Иногда эффективнее задать вопрос коллеге и получить ответ за 10 минут, чем искать решение проблемы самостоятельно весь рабочий день.
Оптимизировать рабочий процесс. Если технические навыки не идеальны, софт скиллз компенсируют это. Сотрудник, который умеет задавать вопросы, может уточнить информацию или попросить помощи у другого специалиста.
Планировать время. Если работник умеет ставить задачи и распределять рабочее время, он успевает больше.
«Я знаю одного банкира, который поставил своё рабочее время под контроль и теперь он проводит больше времени со своей семьей на яхте. Тщательно распланировав своё время, он обнаружил, что теперь ему гораздо легче предпринимать новые проекты и приспосабливать каждодневные дела к своим долгосрочным планам. Его умение планировать — это не прирождённый талант. Просто банкир вложил много времени и усилий в планирование».
— Алан Лакейн, «Искусство успевать»
Получить повышение. Чтобы получить руководящую должность, нужны лидерские качества, навыки делегирования обязанностей и конфликт-менеджмента. При обсуждении желаемой должности или прибавки к зарплате также понадобится навык вести переговоры и аргументировать свое мнение.
Бэкенд разработчик, тимлид Qlean
КУРСЫ НЕТОЛОГИИ
Soft Skills
Что нужно всем
Слушать членов команды. Разберём на примере стандартной SCRUM-команды. Продукт менеджер хочет больше возможностей для клиентов, QA-инженер — убрать все баги, дизайнеры — красивое оформление и поиграть со шрифтами. Программисты понимают, что часть из этого невозможна, часть не нужна, на остальное нет времени. Команда сможет сделать продукт, только если все услышат друг друга.
Не бояться говорить о своей проблеме. Навык отрабатывают во время дейли или стендапов — коротких встреч на 5-15 минут, где выступает каждый член команды. Если у специалиста возникнет проблема, ему нужно сказать об этом. Коллеги помогут решить её в течение 15 минут прямо во время дейли или хотя бы выработают путь решения. Например, если бэкенд-разработчик в рассказе о вчерашней работе упомянет о реализации, фронтендер сможет заметить несогласованность ещё до написания своей части. В итоге проблему смогут решить еще до ее возникновения.
«Говорить — это всё равно что играть в гольф, водить машину или держать магазин: чем больше этим занимаешься, тем лучше это выходит и тем большее доставляет удовольствие».
— Ларри Кинг, «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно»
Планировать. Если продукт-менеджер принёс задачу, которую невозможно или нецелесообразно выполнить за определённое время, членам команды нужно об этом сказать. Когда все выскажутся и услышат друг друга, смогут спланировать реальный график работы.
При общении проблему рассматривают с нескольких сторон — так шанс найти правильное решение выше.
Что нужно новичкам
Искать информацию. Если знаете, где искать — ищите самостоятельно. Не знаете надежный источник — обратитесь к коллегам.
Перенимать опыт коллег. Наблюдайте за работой опытных специалистов, спрашивайте советы, если есть возможность — просите ознакомиться с их готовыми проектами.
Спрашивать советы. Важно не стесняться подойти к опытному коллеге и сказать, что вы не можете придумать решение или оно кажется неправильным. Прежде, чем задать вопрос, обдумайте его и попытайтесь найти решение самостоятельно. Не мешайте коллегам работать и не просите решать проблемы за вас.
Не бояться показаться глупым. Если вы только учитесь, то имеете полное право задавать вопросы и просить поделиться опытом. Не задавая вопросов, вы можете выглядеть лучше, но развиваться при этом будете хуже.
Лучше один раз спросить и показаться глупым, чем не спросить и остаться таковым.
Что нужно опытным
Предлагать помощь новичкам. Многие новички будут бояться и стесняться, предлагайте им помощь сами. Благодаря опыту и навыкам вы сможете дать полезные советы. Это облегчит работу и вам: чем профессиональнее будут молодые коллеги, тем меньше проблем возникнет при работе над проектом и тем быстрее вы его сдадите.
Объяснять и учить. Попробуйте доступно и с примерами рассказать, как работают хэш-таблицы или В-деревья. Объяснение будет полезно и вам — так вы посмотрите на привычную задачу с другой стороны и начнёте лучше её понимать.
Критиковать и принимать критику. Озвучивайте только обоснованную критику. Если не можете сразу предложить альтернативное решение, выводите команду на обсуждение и совместный поиск. Не забывайте, что тоже можете ошибаться. Не считайте критику оскорблением профессионализма.
Профессионал уверен в своих навыках, его невозможно оскорбить критикой.
Предлагать новые решения. Скорее всего, вы уже работали с разными проектами, технологиями и моделями управления. Если текущая команда не использует какое-либо рациональное решение, значит, его никто не предложил и не описал преимущества. Станьте первым — принесите лучшее из своего опыта.
Вывод
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Что такое soft skills и как их развить
Успех в карьере – это не всегда про опыт в конкретной специализации и IQ. Это больше про EQ (эмоциональный интеллект) и вторичные навыки типа коммуникабельности и образа мышления. Еще их часто называют гибкими навыками (soft skills).
Что это такое и почему они так важны – подробно расскажу в сегодняшней статье.
Почему soft skills – это важно
В профессиональной среде принято разделять навыки на два типа – это soft skills (гибкие навыки) и hard skills (жесткие навыки). Первые помогают решать жизненные задачи и взаимодействовать с другими людьми, а другие позволяют получать наилучший результат в конкретной профессии.
Нужно обладать несколькими гибкими навыками, чтобы добиться успеха. Например, каждому специалисту нужно уметь ладить с коллегами, клиентами, менеджером, начальником – без этого никуда. Такие навыки нельзя получить в школе, университете или на курсах, они развиваются в течение всей жизни, с момента нашего рождения.
Soft skills связаны с эмоциональным интеллектом и хорошо ценятся работодателями. Даже на собеседовании HR-специалисты обращают внимание на умение выстраивать коммуникацию, убеждать и договариваться.
Не стоит забывать и о hard skills – это неотъемлемая часть soft skills, которая их дополняет. Например, если вы дизайнер, то жесткие навыки – это владение графическими редакторами, а мягкие навыки – это общение с заказчиками, креатив.
По статистике Гарварда и Стэндфорда, 85% успеха в профессии достигается за счет soft skills и только 15% остается на hard skills. На основе только этих данных уже можно говорить, что без гибких навыков сейчас никуда, и их стоит постоянно развивать. Как же это сделать – попробуем разобраться далее.
Виды soft skills
Soft skills – это те навыки, которые по большей части помогают во взаимодействии с людьми. Мы не будем рассматривать все существующие навыки, а поговорим лишь о тех, которые позволят чувствовать себя устойчиво на протяжении всей карьерной лестницы.
Коммуникация
Без коммуникации сегодня никуда: умение общаться с людьми – залог успеха в любой карьере. Данный тип позволяет найти контакты, чтобы не только удовлетворять человеческие потребности, но и выполнять профессиональные задачи. Этот навык будет актуальным еще долгое время, поэтому важно его прокачивать первым делом. Он включает в себя два важных определения:
Развить навыки коммуникации можно простой практикой – больше общайтесь, но не просто общайтесь с друзьями, а ищите людей, которые выведут вас из зоны комфорта. Можно также устраивать дискуссии или играть в деловые игры с друзьями и коллегами.
Критическое мышление
Критическое мышление – это способность взвешенно подходить к обработке и потреблению информации. Вокруг нас очень много информации, но важно уметь правильно сортировать получаемые знания, проверять факты, находить взаимодействия между фактами, рационально мыслить и формировать сильные аргументы, способные выстоять точку зрения.
Развить данный навык можно с помощью логики и наблюдения. Например, можно попробовать определить ролевые модели поведения коллег на работе: исследуйте, как они реагируют на входящую информацию. Научитесь также задавать вопросы, применяйте методики критического мышления, например «5W+H» или IMVAIN.
Клиентоориентированность
Клиентоориентированность – это умение вовремя узнать о потребностях своей целевой аудитории и удовлетворить их с максимальной пользой. Например, если вашему клиенту неудобно забрать заказ из вашего интернет-магазина, то можно сделать доставку на дом. В таком случае клиент увидит заботу, а вы получите лояльного клиента и, скорее всего, хороший отзыв. Такой навык хорошо помогает конкурировать на рынке труда.
Для развития клиентоориентированности поможет анализ целевой аудитории.
Управление проектами
Проекты можно найти везде – это и разработка мобильного приложения, и постройка крупного объекта, и организация мероприятия. В проекте, как правило, собирается много людей – это могут быть клиенты, заказчики, помощники, подрядчики и другие лица. Однако, сколько бы в проекте ни было людей, в нем всегда есть человек, который управляет всем. У него есть связь со всеми участниками проекта и именно от него зависит то, что получится в итоге.
Для развития такого навыка рекомендуется организовать все текущие дела в виде проектов. Постарайтесь разделить текущее дело на цели, сроки и этапы – это позволит стимулировать проект. Также подумайте, как все это можно оптимизировать и получить от этого еще больше пользы. Например, если вы часто встаете на работу слишком поздно, то попробуйте разные методы пробуждения, установите дополнительные будильники и так далее.
Наставничество
Наставник или ментор – это тот человек, который помогает достичь результата в определенной сфере. Например, это может быть тот, кто активно помогает на онлайн-курсах: составляет план обучения и следит за результатами учащихся. Работать наставником – это делиться своими умениями и знаниями с другими людьми.
Чтобы развить наставничество, для начала следует определиться со сферой и понять, что нужно для этого прокачать. После этого можно составить план обучения на год вперед и следовать ему, отмечая все результаты. И только тогда, когда вы научитесь управлять своим обучением, можно попробовать стать ментором для своих друзей или коллег.
Ненасильственное общение
Ненасильственное общение – это особый метод, заключающийся в четком и понятном донесении информации до собеседника. Он подразумевает, что вы сообщаете собеседнику наблюдение, подкрепляете его фактом, говорите о своей потребности и формулируете просьбу. Подобный навык помогает договариваться в коллективных совещаниях, личном общении с коллегами и близкими.
Развитие ненасильственного общения начинается с понимания себя и отношения к другим людям с сопереживанием. Также стоит посещать встречи и лекции, на которых люди учатся общаться спокойно, без насилия.
Принятие решений
Принятие решений – это важный навык, позволяющий выбирать наилучшее решение из всех возможных вариантов. Благодаря этому можно быстрее достичь поставленной цели, например, если вам предоставили на выбор две интересующие вакансии, то без умения выбирать можно потерять оба варианта.
Научиться принятию решений можно путем видения максимального количества вариантов, верной расстановки приоритетов и выбора лучшего из возможного.
Решение проблем
Когда что-либо идет не по плану, можно идти двумя путями: пожаловаться либо начать решать проблему. Способность решать проблемы поможет не только в работе, но и в целом по жизни. По сути, это тот же навык управления проектами, только вместо проекта стоит проблема, у которой есть цель и желаемый результат.
Развитие навыка может показаться сложным, но зато эффективным и реально полезным делом: попробуйте найти или придумать десяток проблем из своей жизни и дать им рациональное решение. Обозначьте срок, в который проблема должна быть решена. Главное, чтобы в результате проблема ушла напрочь.
Эмоциональный интеллект
Ранее мы вскользь упоминали об эмоциональном интеллекте – это способность понимать эмоции, мотивацию, свои намерения и других людей. Такой навык позволяет принимать решения и строить коммуникацию с людьми. Например, если вы видите, что на вашей лекции устали люди, то следует сделать перерыв, чтобы избежать еще большего разочарования в вас и вашем выступлении.
Для развития эмоционального интеллекта старайтесь больше развивать эмпатию к себе и другим. Наблюдайте за эмоциями людей и анализируйте, с чем они связаны и как влияют на других.
Обучаемость
Обучаемость – способность узнавать новую информацию и применять ее в жизни для решения различных задач. Это важный навык, который позволяет управлять знаниями и помогает выбирать нужные источники информации.
Развитие навыка начинается с составления плана обучения и фильтрации нужной информации. Важно выбирать знания, которые вы хотите применять на практике, а теории и концепции нужно проживать на себе и анализировать результат.
Работа в режиме неопределенности
Работать в режиме неопределенности – значит, уметь быстро реагировать на предстоящие задачи, принимать решения, управлять проектами и своими ресурсами. Это очень важные умения, которые позволяют хорошо себя чувствовать на конкурентном рынке. Одно из понятий, входящих в режим неопределенности – стресс-менеджмент. Это управление состоянием и поведением в период сжатых сроков, форс-мажоров, сильных нагрузок и прочего.
Режим неопределенности – это развитие самостоятельности. Попробуйте придумать различные выходы из ситуаций, используйте подходы, которыми ранее не пользовались. Добавьте в свою жизнь новые инструменты, следите за трендами и технологиями, а также выбирайте то, что подходит именно вам.
Бережливое производство
Бережливое производство – это решать проблемы любого рода, искать узкие места и улучшать процесс создания чего-либо. С помощью данного навыка можно экономить ресурсы, например, если вы постоянно выгораете, то можно рассчитать нагрузку, благодаря чему вы будете эффективнее работать и не уставать. Такой подход отлично подойдет предпринимателям и фрилансерам.
Бережливое производство включает в себя технологию 5S, которая, в свою очередь, содержит удаление ненужного из жизни, самоорганизацию, соблюдение чистоты, стандартизацию процессов, совершенствование порядка. Для прокачки навыка использование технологии 5S – то, что нужно.
Экологическое мышление
Экологическое мышление – это навык отношения к происходящим событиям без вреда себе и окружающей среде. Он помогает увлекаться своим делом и получать удовлетворение от результата. Например, если сдвигаются сроки, то не нужно паниковать, следует все взвесить и найти решение.
Старайтесь развивать в себе активное мышление: например, если кто-либо вам нагрубил, подумайте, стоит ли делать то же самое в ответ. Если от этого ничего не изменится, то промолчать будет лучшим выходом. Также следует экологично относиться к ресурсам, расходуемым в доме: ведите раздельный сбор мусора, следите за расходом воды, покупайте меньше пластика.
Саморефлексия
Последнее, о чем стоит сказать – саморефлексия. Это анализ своих поступков, поведения и деятельности. Благодаря ей можно оценить свои действия и понять, что делать дальше. Например, вы работаете в офисе, но никак не можете поладить со своими коллегами. Саморефлексия поможет найти ошибки в общении со стороны себя. Также такой навык часто называют осознанностью, так как он позволяет лучше понять себя и осознать свои потребности.
При развитии саморефлексии следует регулярно наблюдать за собой: отмечать детали поведения и поступков. Например, можно завести дневник и записывать туда то, что произошло за день, какие чувства были испытаны. В него же можно записывать людей, которым вы благодарны за то, что они есть в вашей жизни.
Какие навыки выбрать
Обратите внимание, что вышеперечисленные навыки – это не все, что нужно именно вам. Возможно, вам не хватает всего двух-трех навыков. Понять, чего вам не достает, можно следующим образом:
Посмотрите на вышеперечисленные навыки и выберете тот, который удовлетворит большую часть ваших потребностей.
Сложно ли развивать soft skills
Развитие гибких навыков – это регулярное и стремительное изучение себя, даже если это будет получаться неидеально. Это постоянный эксперимент, в котором задействованы попытки и рефлексия: участник узнает что-то новое, применяет это и делает выводы.
Например, в Яндексе программы обучения soft skills построены таким образом, чтобы сотрудники смогли проработать различные ситуации в безопасной среде. Это могут быть ситуации, с которыми они раньше не сталкивались, или конкретные случаи из их практики, в которых они хотели бы получить наилучший результат. Проработать можно многое: от найма новых людей и постановки задач до конфликта интересов и вопросов мотивации. Как правило, ситуации недопонимания между сотрудником и руководителем сложны для обеих сторон, но можно научиться с ними справляться.
Важно понимать, что в основе всего лежит мотивация, поэтому если у вас нет желания развиваться, то будет сложно улучшить soft skills и изменить себя.
Вывод
Soft skills – это навыки, которые есть у каждого из нас, но не у всех они достигли хорошего уровня. Главный успех кроется в регулярной прокачке выбранного навыка, получении обратной связи и анализе пройденного этапа – без всего этого сдвинуться с места будет крайне проблематично. Пробуйте себя в новом, не бойтесь ошибаться, и тогда все непременно получится.
Кстати, в новом выпуске подкаста «Релиз в пятницу» от команды Timeweb речь пойдет о важности soft skills для работы в IT-компании.
Правда ли, что софт-скиллы стали новыми хард-скиллами? Ответ на этот вопрос вы узнаете в видео.