Soft skills и hard skills в чем разница
Soft и hard skills: что это такое? Как это применить в образовании?
Всем привет, и с вами снова англицизмы. К сожалению, без них опять не обойтись. Но постараемся разобраться, что они заключают в себе на этот раз и как перевести их на великий и могучий.
Soft and hard skills – что это, простыми словами?
Soft и hard skills – понятия из области педагогики и тренингов по профориентации. Они характеризуют группы навыков, необходимых человеку для работы. Это две взаимодополняющие категории, которые формируют вместе человека-работника.
История этих терминов начинается в США, в научно-исследовательских центрах, занимающихся разработками для армии. В середине XX века было выяснено, что навыки хорошего работника можно разделить на две группы: hard skills («жёсткие навыки», относящиеся к сугубо рабочим) и soft skills («мягкие навыки», умения, зачастую связанные с личностью человека).
Различия soft skills и hard skills с примерами
К hard skills относятся навыки, получаемые при использовании интеллекта. Это умения, которым обучают, и которые можно оценить. К примеру, это набор текста на клавиатуре. Можно научить человека печатать, а затем проэкзаменовать и узнать, сколько знаков он выдаёт в минуту, сколько при этом у него ошибок. «Жёсткие навыки» можно отточить до безупречности, если использовать мощные учебные программы. И их можно проверить, получив наглядные результаты в виде цифр. А цифры всегда проще анализировать. Эти навыки можно подтвердить дипломами об окончании образовательного учреждения, дополнительных курсов.
К soft skills, как к навыкам из области эмоций, можно отнести умение работать в команде. Этому сложно научить, так как нет достаточно чётких инструментов воздействия на навык, ибо вся его суть находится в области метафизики. Нет также и шкалы для оценки мягких навыков. Формирование soft skills, в большинстве случаев, происходит у каждого человека в качестве прикладных навыков. Тех, которые он получает в течение жизни, в соответствии со своими личностными характеристиками, которые и диктуют потребность в конкретных действиях. Формируются такие навыки медленнее, да ещё и не подтверждаются никакими документами. Нет никаких дипломов об окончании курса по командной работе или доброжелательности к клиентам. Точнее, курсы-то есть, но дипломы их не котируются, так как шкалы для оценки, как уже говорилось выше, не существует.
В общем, смело можем перевести на русский: hard skills и soft skills – это профессиональные навыки и личностные качества соответственно
Различия между soft и hard skills заключаются и в скорости развития навыков, и в инструментах, используемых для образования в разных направлениях.
Зачем знать про soft and hard skills?
Так зачем же делить навыки на две категории? Чтобы знать, что именно подтянуть и какими средствами. Чтобы не забывать о целостной оценке человека, пришедшего на собеседование. Часто работодатель в первую очередь смотрит на профессиональные навыки и забывает оценивать прикладные. Работник попадает в штат, и тут оказывается, что, будучи высококлассным специалистом, он не в состоянии объяснить коллегам задачи, которые перед ними ставит работа в паре с ним.
Вспомните, как тяжело работать с гиками, которые могут быть виртуозами в компьютерных делах, но не смогут внятно объяснить, как вам самостоятельно подключить мышку. Сложно работать с людьми «не от мира сего», а ведь у них всего-то не прокачаны soft skills – навыки общения и взаимодействия.
Что важнее – мягкие или жёсткие навыки?
Важнее всего гармония, как и в любом другом деле. Практически не существует работы, где компетенции специалиста ограничивались бы только hard skills или только soft skills. Грубо обобщая, можно выделить три типа деятельности, в которых поддерживается разный баланс профессиональных навыков и личностных качеств:
Hard важнее. Научная работа, а также связанная с механизмами, исследованиями, документами, т. е., деятельность, исключающая или минимизирующая взаимодействие с людьми. Мягкие навыки не просто так считают эмоционально зависимыми. Эмоции мы испытываем во время общения с другими людьми (или животными), а если этот пункт в работе исключён или несущественен, навыки, относящиеся к soft skills, не так влияют на эффективность работы. Для данной категории важны профессиональные навыки, ух уровень, уникальность, безошибочность использования;
Hard и soft наравне. Работа, где идёт активная передача человеку (клиенту, коллеге) профессиональной информации и умений. Это полицейские, юристы, большая часть сферы услуг. На такой работе нужно и профессиональные знания иметь, и с людьми уметь общаться. Как правило, если общительность страдает, профессиональные навыки оказываются невостребованными или не доходят до своего потребителя. Эта категория использует определённые профессиональные навыки, и их рост, конечно, даёт и рост в профессии. Но вежливость, общительность, умение найти подход и донести информацию, терпеливость, отзывчивость помогают повысить авторитет и увеличить аудиторию;
Soft важнее. Общественная деятельность, а также сфера продаж опираются на личностные характеристики. Мало кому интересно, где учился политик, бизнесмен, топовый продажник или актёр. Важно то, как люди отзываются на них в момент общения. Как правило, такой деятельностью успешно занимаются люди с развитой способностью к эмпатии, а это не что иное как проявление эмоционального развития. Того самого, которое и ответственно за soft skills.
Итак, с категорией, к которой относится ваша деятельность, можно определиться, изучив этот список. Однако останавливаться на достигнутом не стоит, и причина тому – конкуренция. Из двух одинаково умных учёных-химиков успешнее продвинется в карьере тот, кто умеет общаться с руководством и работать в коллективе. А показатели продаж у менеджера, разобравшегося досконально в продукте, который он реализует, будут выше, чем у того, кто просто следует скриптам, даже если оба они хорошо ладят с людьми.
Зачем развивать навыки soft skills и hard skills?
Главная » Обучение » Зачем развивать навыки soft skills и hard skills?
Soft skills и hard skills – это полезные навыки, которые помогают успешно развиваться в любой профессиональной сфере. Если раньше главными качествами для работника были его знания и умения как узкого специалиста, то сейчас все больше работодателей хотят видеть гибких, коммуникабельных, креативных сотрудников.
Термины soft skills и hard skills прочно вошли в нашу жизнь, поэтому необходимо разбираться в особенностях и различиях понятий. Что подразумевают под формулировками, чем они отличаются, какие на самом деле нужны качества для продвижения по карьерной лестнице – ответы ищите в статье.
1. Что такое soft skills и hard skills? Зачем нужны эти навыки и как они помогут в карьере?
В конце 20-го века произошли колоссальные изменения в подходе к понятию «профессионализм». До этого времени, в Советском Союзе, было принято работать всю жизнь на одном месте и развиваться как специалисту только в одном выбранном направлении.
Сегодня все иначе. Получить знания и освоить новую дисциплину можно в интернете за малый промежуток времени. (Кстати, недавно мы опубликовали подборку из 18-ти лучших сервисов по дистанционному обучению, посмотрите, чему можно обучиться.) Узкие специалисты уже не так востребованы из-за их ограниченных способностей и навыков. При поиске работы все чаще можно столкнуться с такими понятиями, как soft skills и hard skills. Что же это?
Soft skills – это «мягкие» или «гибкие» умения, которые не связаны с профессиональными навыками, но чрезвычайно полезны для работы с людьми и решения жизненных задач. Каким бы хорошим специалистом вы ни были, без наличия «человеческих» качеств добиться успеха в карьере не получится. Под термином soft skills понимают умение находить общий язык с коллегами, начальником, клиентами, проявлять гибкость, приспосабливаться к любым обстоятельствам.
Hard skills – это профессиональные качества, необходимые для выполнения прямых рабочих задач. Для каждой специальности перечень «жестких» навыков будет свой. Для строителя это способность обращаться с разными инструментами и материалами, а для дизайнера – уметь рисовать и пользоваться графическими редакторами. К hard skills относятся те умения, которым можно научиться за определенное время, а их эффективность измеряется результатом проделанной работы. Это устойчивые навыки, четко обозначенные работодателем, входящие в список требований к работнику и должностные инструкции.
Специалисты из авторитетных университетов установили, что 85% успеха в любой профессиональной сфере составляют гибкие навыки, а твердые – только 15%. Компания Google провела исследования с целью определения наиболее эффективных отделов внутри штата. В результате было выявлено, что рейтинг продуктивности возглавляли подразделения с хорошо прокаченными soft skills, а ключевыми умениями оказались коммуникабельность, лидерские качества и способность к эмпатии.
Отличное знание того, как написать программный код, не поможет стать руководителем проекта, в отличие от развитых социальных качеств.
2. Как развивать soft skills и hard skills?
Считается, что гибкие навыки закладываются в нас с детского возраста, они связаны с эмоциональным интеллектом. Soft skills развиваются на протяжении всей жизни в процессе получения жизненного опыта, а овладеть определенным качествам на тренинге или курсе очень сложно. Именно поэтому работодатели особо ценят сотрудников, обладающих гибкими качествами.
Тем не менее, развивать soft skills возможно и во взрослой жизни, вот самые ценные из мягких умений и способы их прокачки:
Каждый soft skill развивается поэтапно, требует регулярной практики. Чем больше практического применения, тем лучше прокачивается способность.
Hard skills формируются под конкретные задачи в период обучения на любом жизненном этапе, основываясь на техническом задании. Можно проходить специальные курсы повышения квалификации, тренинги, онлайн-обучения, чтобы развивать те навыки, которых не хватает для выполнения определенной работы. Каждый обучающий курс заканчивается проверкой усвоенного материала. В ходе регулярной практики можно добиться автоматизма hard skills.
Если «мягкие» навыки требуют постепенной отработки, а степень их освоения невозможно отследить, то «жесткие» умения можно увидеть в процессе развития.
3. Чем отличаются soft skills и hard skills, что важнее?
Чтобы понять, в чем разница между «мягкими» и «твердыми» навыками, достаточно ознакомиться с их особенностями.
Так, для soft skills характерно:
Hard skills отличаются следующими особенностями:
Чтобы с легкостью выполнять любые задачи, необходимо успешно сочетать в себе и «гибкие», и «жесткие» навыки, они должны дополнять друг друга.
Согласно американской теории, разница заключается в том, что hard skills необходимы для работ с техникой, а soft skills – для взаимодействия с людьми и бумагами. Помимо этого, важность личных или профессиональных качеств зависит от сферы деятельности человека:
4. Просто о сложном: примеры реальных навыков
Проще всего понять, что такое soft skills и hard skills, чем они отличаются и как помогают в профессиональном развитии можно на реальных примерах «гибких» и «жестких» навыков.
Некоторые soft skills:
Примеры hard skills:
Заключение
Знания о soft skills и hard skills важны для тех людей, кто хочет занять достойное рабочее место и успешно продвигаться вверх по карьерной лестнице. В русскоязычных резюме и объявлениях можно встретить эти понятия как «личные качества» и «профессиональные навыки» соответственно.
Считается, что hard skills легко научиться на любом жизненном этапе, а soft skills закладываются и развиваются с детства, прокачать их труднее. Поэтому большинство работодателей сегодня помимо наличия узкоспециализированных знаний всё больше ценят наличие «мягких», личных качеств.
На самом деле важно сочетать в себе и soft, и hard skills, только в балансе навыков удастся достигнуть хороших результатов в развитии карьеры. Хотя есть ряд профессий, для которых более значимыми оказываются только «мягкие» или «жесткие» качества.
Быть или не быть: Soft vs Hard Skill’s
Привет тебе читатель!
Держу пари это далеко не первая статья на тему — » что важнее хард скиллы или софт скиллы?
И далеко не последняя.
Но все же тема очень важна, и для новичков и для тех кто уже годами работает в IT и других сферах.
Расскажу что важно конкретно для меня, как для продюсера при выборе будущего сотрудника.
First things first
Связи
Достигает ли человек опыта и знаний с помощью своего характера, либо это само приходит со временем?
Границы между личным и рабочим
Люди одевают маски, это факт, ты можешь быть одним на работе и другим дома. Улыбчивая на людях Наташа из PR отдела глубоко несчастна в своем личном пространстве и поедает мороженое с пончиками на ночь от тоски и одиночества.
Александр, начальник Натальи, жесткий руководитель и позволяет себе кричать на подчиненных, кажется он срывает на них злость. Но стоит ему прийти домой как он становится ласковым и пушистым, потому что его террорит жена и она тут босс.
Казаться и быть, две большие разницы.
Не нужно казаться, нужно быть. Именно те люди, которые не имеют радикальных различий в своем поведении между личной жизнью и рабочим временем — лучшие сотрудники, которых ты сможешь найти.
Так что же важнее и почему?
Сотрудник сделал весь кор проекта, он знает как все работает, он тут бог. Теперь он может манипулировать и требовать все что ему нужно, уволить его тяжело, ведь как быть если он уйдет? кто сможет это поддержать? что случиться с бизнесом?
Коллеги не могут ним разговаривать, они чувствуют себя грязью под его ногтями, начальство в том числе не может контролировать этого «специалиста». Знакомо?
Сотрудник берется за сложные задачи и доводит их до конца. Он не боится задавать вопросы и советоваться с коллегами, он готов помочь советом и помочь новичкам. Его цели ясны, он сразу заявил — «хочу быть лид программистом и приложу все усилия для этого».
Да вводные разные, но что важнее — люди разные. Что в будущем будет с каждым из них? Как каждый из них повлияет на бизнес и его успешность?
Это имеет значение.
Важны личные качества человека, команды. Успешный бизнес в 99% это хорошие сотрудники, те кому можно доверять и те кто не подведут. Будущее бизнеса зависит от них, зачастую больше чем от директоров и СЕО.
Как найти таких людей?
Просто общайтесь с людьми, поймите свои критерии.
Найти не так сложно, сложнее развить и поддержать. Это работа HR и лида. HR на первом этапе узнает цели сотрудника, задача лида вести и поощрять, ставить цели — это поддержка и ведение.
Относитесь к людям как к людям, у каждого своя жизнь и они инвестируют время в твой бизнес, если ты это не уважаешь и не ценишь то успеха не добьешься
Мои критерии
Воспитание
Если человек сам хочет развиваться, тебе нужно только подтолкнуть
Каждый уникален, мотивация людей может быть абсолютно разной.
Твоя задача как непосредственного начальника — понимать мотивацию твоих сотрудников и поддерживать ее.
Алексей — начинающий программист, он с успехом прошел наше софт собеседование, но его технических навыков не достаточно. Мы пообщались с ним и дали ему задачу на две недели, дали базовые советы по выполнению. Через неделю Алексей написал нам, у него появились проблемы, мы созвонились и дали совет. По окончанию срока Алексей выполнил лишь половину. Мы посмотрели задачу, нас устроило качество и внимание к деталям, оплачиваем потраченное время и принимаем в штат, добро пожаловать.
Что сыграло роль
Вывод — Алексей нам подходит, подтянем по навыкам и будет отличный специалист, через пару лет сможет сам проводить тех собеседования.
Что если нет?
Умение слушать и учиться + организованность ключевые факторы для принятия решения в данном случае.
Дальше мы составим план развития Алексея в нашей команде и согласуем его с ним.
Главный вопрос
Для того чтобы что?
Главный вопрос на который кандидат должен дать ответ, зачем он хочет этим заниматься. Без понимания он сам ничего не достигнет.
Прекрасно понимаю что таких людей единицы, но за них все сражаются, умейте увидеть их и направить, это принесет свои плоды.
Что такое hard и soft skills? В чем разница и что важнее
Когда вы находитесь в поисках сотрудника, задумываетесь ли над тем, что для вас важнее — профессиональные компетенции или личные качества? Нужен ли вам крутой спец, который уже завтра начнет эффективно работать, но не сможет найти общий язык с коллективом? Или вы видите на должности коммуникабельного, уверенного в себе новичка, душу и сердце коллектива, которого обучите уже в процессе работы? Выбирайте тот вариант, который ближе именно вам.
Откуда произошли эти термины и что они означают? Hard skills (с англ. «жесткие навыки») — профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Современный рынок труда диктует свои условия. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным специалистом, нужны не только профессиональные навыки. С уверенностью можно утверждать, что без определенных «мягких» компетенций не обойтись. В исследовании, проведенном Гарвардским университетом, отмечается, что успешность в работе на 85% зависит от хорошо развитых soft skills, и только на 15% — от hard skills. В наше время для решения технических задач можно позвать на помощь искусственный интеллект, но заменить человека в вопросах коммуникации, стратегического или творческого мышления он вряд ли когда-нибудь сможет.
Покажем наглядно разницу между двумя типами навыков:
Soft skills против hard skills: что важнее для трудоустройства?
Специалисты НИУ ВШЭ проанализировали потребности работодателей.
Как провели исследование и что оно показало
Эксперты изучили 3,8 млн вакансий, размещённых на HeadHunter с января 2019-го по октябрь 2020-го, и выяснили, какие навыки чаще всего требуются в отечественных компаниях. Результаты опубликовали в работе «Спрос на навыки: анализ на основе онлайн-данных о вакансиях».
Учёные отметили, что в исследовании не подтвердился дефицит когнитивных или профессиональных навыков высокой сложности, который требовал бы коренных изменений в системе образования. В тройке самых востребованных оказались:
Что касается необходимости компьютерных навыков, то в общей сложности о них говорится в 50% объявлений. Но, хотя в половине вакансий об этом ничего не сказано, исследователи отмечают вероятность того, что работодатели подразумевают базовый уровень цифровой грамотности как нечто естественное и не требующее особого упоминания.
Почему так важны гибкие навыки
Популярность soft skills исследователи объяснили их универсальностью: они нужны практически в любой работе. При этом один из авторов исследования, директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ Владимир Гимпельсон отметил, что профессиональные, или жёсткие, навыки (hard skills) не могут компенсировать нехватку гибких и наоборот.
«Даже если вы блестящий специалист, но со второй фразы в общении с коллегами переходите на ор, мат и угрозы, вы останетесь без работы», — прокомментировал он для официального сайта вуза.
Исследование коррелирует и с другими данными. Например, исследователи из РЭУ им. Г. В. Плеханова выяснили, что в десятку требуемых работодателями навыков входят стрессоустойчивость, коммуникативные и креативные способности. Этими качествами должны обладать выпускники вузов, чтобы быть востребованными на рынке труда. Впрочем, осваивать гибкие навыки важно не только наёмным работникам, но и предпринимателям.
В сотрудниках с социальными навыками нуждаются не только в России. Например, в рамках опроса HR-специалистов «Мягкие навыки для жёсткого мира» компания McKinsey& Company выяснила, что 37% респондентов испытывают трудности в подборе кандидатов, которые обладают креативностью и критическим мышлением, а 31% не могут найти специалистов без проблем с коммуникативными навыками. По версии деловой социальной сети LinkedIn, в 2021 году самыми востребованными у работодателей мягкими навыками стали:
А учат ли этому в школах и вузах?
Формирование гибких навыков начинается ещё на начальных этапах образования. Этот критерий есть и в российских образовательных стандартах, но исследование НИУ ВШЭ «Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей» 2018 года показывает, что стандарты не всегда соответствуют действительности. В рамках исследования опросили 4500 учителей из 85 регионов России. Оказалось, что:
Основной функцией школы учителя посчитали обучение хорошему изложению своих мыслей (89,3%) и передачу знаний по основным предметам (81,7%).
Ещё одно исследование, но со значительно меньшей выборкой, в это же время проводили в МГИМО. Участие в нём приняли 135 преподавателей из шести крупных российских вузов: МГИМО, РУДН, ВШЭ, МГУ, МГЛУ и Самарского государственного университета.
В результате опроса исследователи пришли к следующему выводу: «Показатели осведомлённости российских преподавателей и студентов о феномене soft skills подтверждают отсутствие системной ориентации университетского образования на развитие soft skills у студентов. Особую обеспокоенность вызывает сравнительно большая доля преподавателей (около 40%), которые не имеют представлений о soft skills».
Впрочем, в 2021 году эксперты утверждают, что ситуация не особенно изменилась — студентам всё ещё не хватает нужных навыков. Осваивать их россиянам приходится уже на рабочем месте. Например, опрос Superjob показал, что такое обучение по популярности занимает вторую строчку — его проходят 16% опрошенных.