Sony walkman что это
Плеер Walkman® от Sony
Как один звуковой бренд изменил подход к прослушиванию музыки на ходу
С момента основания компания Sony всегда была тесно связана со звуком. Само название бренда произошло от латинского sonus («звук») и популярного в Японии выражения sonny boy («маленькие гении»), что прекрасно отражало суть молодой и энергичной компании.
Компания Sony всегда была открыта инновационным идеям и стремилась к разработке и созданию аудиопродуктов для ценителей музыки и меломанов. Один из основателей компании Sony, Масару Ибука так сформулировал инновационный дух компании: «Креативность — это постоянный поиск неочевидных решений и выход за рамки собственного опыта».
Качество звука и постоянное усовершенствование технологий всегда оставались были приоритетными направлениями развития для компании, благодаря чему Sony неоднократно выступала в отрасли аудиотехнологий первопроходцем, предлагая многие инновационные решения и оставаясь ориентиром, на который принято равняться.
Когда первый Walkman® оказался на прилавках, многие были не уверены в его успехе, поскольку он выглядел непривычно и непонятно. Сама по себе технология не была новой, но идея музыкального плеера без функции диктофона была никому раньше никогда не приходила в голову. Однако вопреки мнению скептиков к аудиоплееру Sony Walkman® быстро пришла слава, и он полностью перевернул все существующие представления об аудиоустройствах и о способах прослушивания музыки, сделав звук портативным.
Предлагаем остановиться на некоторых вехах в истории эволюции музыкальных плееров Walkman® от Sony — от первой модели TPS-L2 до новинки с поддержкой аудио высокого разрешения.
Модель TPS-L2 стала первым кассетным плеером, который представила Sony под маркой Walkman®, имела огромный успех вопреки возражениям скептиков, которые считали, что без функции диктофона она не получит популярности.
Этот портативный музыкальный проигрыватель изменил представления о способах прослушивания музыки и дал возможность каждому слушать тот, что им хотелось.
Цвет корпуса для этой модели был выбран синим «под металл», отдавая дань набиравшей в те годы популярность джинсовой моде. С того самого момента дизайн продуктов Sony сделал шаг в сторону практичности и безупречного стиля.
Модель Walkman® D-50 стала первым в мире портативным дисковым плеером, размеры которого напоминали четыре коробки компакт-дисков, сложенные вместе.
Компактный размер этого устройства стал одним из факторов развития популярности аудио-компакт-дисков. Плеер Walkman® D‑50 можно было слушать в течение пяти часов, он работал от шести щелочных батареек размера C.
Sony создает первый в мире плеер Walkman® MZ-1 для минидисков стандарта MD, который позволял не только воспроизводить, но и записывать диски, а также был оснащен цифровой клавиатурой и технологией антишока.
С помощью этого устройство можно было записывать звуковые дорожки продолжительностью 74 минуты, после чего записи можно было делить, объединять, удалять и переименовывать — с пленочными кассетами таких возможностей никто не мог себе даже представить!
Плеер MZ-N1 Walkman® стал первой моделью, которая получила поддержку технологии NetMD, которая позволяла переписывать звук с компьютера на Walkman® с высокой скоростью передачи данных. Кроме того, этот плеер поддерживал непрерывное воспроизведение музыки в течение 110 часов.
Sony стала одной из первых компаний, запустившей в производство полную линейку аудиоустройств с поддержкой воспроизведения форматов аудио высокого разрешения, в которую также вошла серия плееров ZX1 Walkman® с высококачественным звуком, в которых нашли воплощение знания и многолетний опыт в разработке технологий.
Чтобы обеспечить достаточное количество музыкальных записей в новом формате аудио высокого разрешения, компания Sony стала сотрудничать с Universal Music Group, Warner Music Group и Sony Music Entertainment. Вскоре после этого Sony выпустила свой флагман ZX2 Walkman®, который вывел качество звука портативных аудиоплееров на новый уровень.
Sony остается лидером в отрасли аудиотехнологий, особенно когда речь заходит об аудио высокого разрешения. По словам президента компании Кадзуо Хираи: «Развивая методы цифровой обработки и форматы кодирования музыки мы стремимся вдохнуть новую жизнь в музыку и создать новый уровень музыкального восприятия и взаимодействия слушателя и исполнителя. Мы видим в аудио высокого разрешения будущее музыкальной индустрии». Компания Sony продолжает комбинировать классические технологии с новейшими изобретениями в мире аудио и создавать такие разработки как плеер Walkman® NW-ZX2, который в очередной раз вывел компанию на лидирующие позиции в аудиоиндустрии.
Узнайте больше о возможностях NW-ZX2BLK с поддержкой аудио высокого разрешения емкостью 128 ГБ.
История Sony Walkman или как начиналось портативное аудио
Бренд Walkman в представлении не нуждается, наверняка читатели пользовались и отлично помнят кассетные и CD-плееры Sony Walkman, с которыми у многих и ассоциировалось понятие портативной музыки как таковой. В свое время именно плееры Walkman дали огромный толчок к развитию и популяризации портативных плееров. Музыкальные носители постоянно развивались, после весьма габаритных пластинок и бобин появился более компактный и практичный формат — аудиокассеты (или компакт-кассеты). Их размер уже позволял задуматься о создании портативных устройств для индивидуального прослушивания музыки, и Sony стала первой компанией, выпустившей коммерческий портативный кассетный плеер.
Кассетные плееры Walkman, или с чего все началось
Sony Walkman TPS-L2
История Walkman началась чуть более 35 лет назад, в 1979 году. Разработкой занимался инженер Нобутоси Кихара (Nobutoshi Kihara) по поручению директора и основателя Sony Акио Морита (Akio Morita). Первой моделью стала TPS-L2, которая представляла из себя несколько переработанный диктофон Pressman TCM-600. Он лишился встроенного динамика и функции записи, а встроенный микрофон задействовали для функции «hotline», которая накладывала звук с микрофона на музыку для общения во время воспроизведения музыки. Функция не прижилась, ее убрали уже в следующей модели плеера. Гнездо для внешнего микрофона переделали на второй выход для наушников, что позволило слушать музыку вдвоем. Справедливости ради стоит вспомнить, что TPS-L2 является первым в мире коммерческим портативным аудиоплеером (но не первым с точки зрения функциональности и назначения). Изобретателем стал Андресас Павел (Andresas Pavel) в 1972 году, устройство называлось Stereobelt и, как понятно из названия, представляло из себя своего рода пояс с необходимой электроникой. Производителей техники он так и не смог заинтересовать своим изобретением, но запатентовал его в многих странах, что позволило ему неоднократно судиться с Sony, которая все-таки выплатила немалую сумму изобретателю в 2003 году. TPS-L2 не стал особо популярным в начале своего жизненного цикла, но ситуация изменилась с рекламным продвижением и выходом через несколько лет в других странах. Первый вариант TPS-L2 был вовсе без бренда Walkman, на нем красовалось слово Stereo (как на фото выше). К выходу на международный рынок появились названия Soundabout, Stowaway и Walkman, которое в итоге и прижилось.
Sony Walkman TPS-L2
Самым удачным с коммерческой точки зрения считается выпущенный в 1981 году WM-2 (или Walkman II), над которым инженеры поработали обстоятельно. Он стал привлекательнее и существенно уменьшился в размерах, что во многом получилось благодаря перекомпоновке всех механизмов. В частности, весь лентопротяжный механизм переехал в крышку. Про качество звука тоже не забыли: оно стало существенно лучше. Плеер разошелся тиражом свыше 2 млн экземпляров. В том же году были выпущены бюджетные и не столь популярные модели WM-1 и WM-3 (первый — на базе диктофона, второй — удешевленная версия TPS-L2 ).
Кассетных плееров за свою историю компания Sony выпустила огромное количество, все вспоминать смысла не имеет. Можно остановиться на нескольких наболее интересных моделях. Sony WM-7 был выпущен в 1982 году и стал первым портативным плеером, в котором была функция автореверса, проводной пульт ДУ и функция Hold для избежания случайных нажатий. В плеере использовалось три мотора: два для воспроизведения в обе стороны и отдельный для перемотки.
WM-10 был выпущен в 1983 году. Основной его «фишкой» была конструкция, благодаря которой плеер был по высоте меньше аудиокассеты (без нее внутри, разумеется). Для того чтобы ее вставить, крышку надо было сдвинуть. В рабочем состоянии, разумеется, устройство увеличивалось до привычных размеров.
Компания продолжала выпускать кассетные модели и после начала выпуска плееров на компакт-дисках. Sony WM-701 была юбилейной и выпущена в 1989 году в честь 10-летия Walkman. В нее компания впихнула весь арсенал своих технологий, плеер был компактным, с цифровым пультом ДУ, но уже о былой популярности речи не шло.
Sony Walkman WM-701
Последней кассетной моделью Sony стала WM-EX651 в 2010 году. Она не имела ничего революционного, но стала своего рода концом эпохи. Позже в этом же году компания заявила о прекращении выпуска своих кассетных Walkman. Всего их было продано порядка 200 млн штук (приблизительно половина всех Walkman).
CD-плееры Sony Discman (в последствии — Walkman)
С портативными CD-плеерами Sony тоже подоспела раньше всех и выпустила в продажу в 1984 году свою первую модель, которая получила еще один суббренд и называлась Discman D-50 (на некоторых рынках D-5). Разработка началась вскоре после начала массового производства компакт-дисков в 1982 году и выхода стационарной модели CDP-101. Основной задачей инженеров было создание портативного проигрывателя дисков, который не будет по размерам превышать четыре коробки для CD стопкой. Бренд Discman использовался долгое время, но в 90-х годах от него решили отказаться, и на CD-плеерах Sony тоже начала красоваться надпись «Walkman». А вот такой Sony Walkman D-E01 был выпущен к 15-летию CD-плееров в 1999 году:
CD-плееры Sony производятся по сей день и достигли своего технологического максимума: пульты управления с экранами, поддержка различных форматов, как собственного ATRAC, так и MP3.
Эксперименты Sony
В 1987 году Sony и Philips разработали цифровой формат звукозаписи DAT ( Digital audio tape ), которым планировалось заменить компакт-кассеты. Формат так и не прижился в силу разных причин, в том числе и финансового характера. Некоторое время использовался в профессиональной сфере, первым устройством стал плеер TCD-D3:
Sony Walkman TCD-D3
Вторым не особо удачным экспериментом был формат MiniDisc, появившийся в 1992 году. Он опять же создавался в качестве замены кассет и конкуренции CD. На MiniDisc можно было записать столько же музыки, как и на CD, при этом он имел более скромные габариты и мог быть перезаписан. Звук кодировался собственным алгоритмом компрессии аудиоданных ATRAC (Adaptive TRansform Acoustic Coding), который также не прижился, но при этом долго и упорно использовался компанией даже после перехода на плееры с флеш-носителями. Первой моделью был портативный рекордер MZ-1:
Sony Walkman MZ-RH1
О выходе на пенсию формата MiniDisc компания заявила в 2013 году, тогда же и прекратила продажи плееров. «Расходники» для них будут производиться до 2015 года.
Sony GV-8 Video Walkman
Эпоха MP3 и закат популярности плееров Walkman
В конце 90-х годов, когда набирал популярность формат MP3 и появлялось все больше плееров с его поддержкой, началось все с корейского MPMan, который был выпущен в 1998 году и имел на борту всего 32 МБ памяти. Вскоре появился вариант Compaq с жестким диском, а производители CD-плееров начали внедрять поддержку формата в свои гаджеты. Sony выдала по этому поводу так называемые Network Walkman. Первым был NW-MS7 с поддержкой карт памяти 64 MB MagicGate MemoryStick (опять же собственная разработка, от которой мало кто был в восторге):
Sony Walkman NW-MS7
Они поддерживали только ATRAC, так продолжалось долгое время, это происходило на фоне растущей популярности выпущенного в 2001 году iPod, который был привязан к iTunes. Со временем Sony от этой практики отказалась, но все последующие модели уже не могли похвастаться таким успехом, как в свое время кассетные и CD-плееры Walkman. Конкуренция стала огромной, Sony так и не смогла вернуть себе лидирующие позиции, производители предлагали аналогичную (или более широкую) функциональность по более низким ценам. В 2004 году был выпущен первый Walkman с жестким диском на 20 ГБ NW-HD1, который не мог по цене конкурировать с тем же iPod. Позже выпускались варианты и с меньшим объемом.
Sony Walkman NW-HD1
В 2005 году был выпущен достаточно популярный и компактный Sony Walkman NW-E505 со встроенной Flash-памятью и поддержкой MP3, WMA, WAV, ATRAC3 и ATRAC3plus:
Sony Walkman NW-E505
Первый сенсорный Walkman появился в 2009 году под названием NW-X1060:
Sony Walkman NW-X1060
Далее были устройства на ОС Android, масса более простых моделей с флэш-памятью и куча моделей плееров-наушников, в том числе и влагозащищенные для занятий спортом, как например NWD-W273:
Sony Walkman NWD-W273
Бренд Walkman начал активно использоваться в мобильных телефонах и смартфонах, которые Sony позиционировала как музыкальные:
Sony Ericsson W810i
В последние годы портативные плееры как класс вытесняются смартфонами. Сейчас небольшая часть пользователей покупает отдельный плеер в угоду аккумулятору смартфона, просто чтобы иметь отдельное устройство для музыки или ради лучшего качества звука. Для последнего типа пользователей появился класс «аудиофильских» плееров. В большинстве своем они предназначены только для прослушивания музыки без сжатий.
Sony Walkman NW-ZX1
Аппаратно тут тоже все весьма неплохо: используется соответствующая начинка, металлическая рамка, задник под кожу и 128 ГБ встроенной памяти. Управляется это ОС Android 4.1 и стоит немалых денег: в Украине плеер еще не продается, а российская цена составляет 27990 руб (около 10000 грн), что весьма немало. Логика компании вполне понятна, однако популярность весьма сомнительна, особенно с учетом присутствия большого количества более дешевых аудиофильских плееров.
Вот так прошли 35 лет выдающегося бренда Walkman, который породил огромный рынок устройств. Несмотря на то, что Sony уже давно не является лидером данного рынка, устройства Walkman по-прежнему выпускаются, и каких-либо предпосылов к прекращению их существования пока нет.
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.
История Sony Network Walkman
Провал Sony на рынке портативного аудио в начале XXI века уже успел стать хрестоматийным. Журналистам, на долю которых выпадет писать о плеерах этой компании, не нужно долго думать над вступлением: все они, как под копирку, пишут о том, что, мол, некогда родоначальница отрасли нынче полностью растеряла свои позиции.
Серьезный анализ причин этого встретишь нечасто, хотя, казалось бы, не каждый день компании таких масштабов как Sony теряют рынок, на котором уверенно доминировали два десятка лет. Сегодня все шаги, которые Sony предпринимала на рынке портативного аудио в новом тысячелетии, оказались в тени феномена Apple iPod, и у многих уже сложилось впечатление, что компания в буквальном смысле слова «проспала» добрые 5 лет, чтобы очнуться лишь где-то к 2005 году.
Между тем первые годы нового века были весьма насыщены анонсами, инициативами, презентациями от Sony в области портативного аудио. Но, увы, все они оказались провальными. Сегодня ретроспектива деятельности японской компании может быть полезной, чтобы понять, что именно она сделала не так. А ошибки должны были быть очень серьезны, ведь почти на нет была сведена и двадцатилетняя безупречная репутация, и высочайшая квалификация инженеров, дизайнеров и разработчиков, и колоссальный вес бренда в глазах потребителя.
Предыстория
К 1998 году компания Sony менее чем за двадцать лет умудрилась трижды побывать «первой в мире» в области портативных аудиоплееров. В 1979 году она заложила первый камень в основание всей отрасли, выпустив первый в мире портативный кассетный плеер Sony Walkman.
TPS-L2, первый Walkman (фото с сайта pocketcalculatorshow.com)
Через 5 лет, снова первой, Sony анонсирует портативный плеер на цифровом носителе – CD.
D-50, первый Discman (фото с сайта walkmancentral.com)
Наконец, в 1992 году компания первой приносит в портативную технику технологию сжатия аудиоданных в лице Mini-disc-плеера с поддержкой формата ATRAC.
Характерно, что безусловный успех сопутствовал Sony тогда, когда она использовала открытые форматы, будь то компакт-кассета или CD-диск. Популярность ее собственной разработки, Mini-disc, была куда ниже. Фиаско с этим форматом накопителя стало прелюдией к грядущим неудачам, а провалы в общем высококачественных продуктов из-за приверженности к закрытым технологиям – новым фирменным почерком компании.
Итак, в 1998 году Sony порядка семи лет продвигала свой собственный формат Mini-disc как замену традиционным CD-накопителям. Результаты были противоречивы – в Японии и части Европы Mini-disc сумели завоевать определенную популярность, но главный рынок – США – пока оставался непроницаем. Несмотря на это, многие эксперты смотрели в будущее формата с оптимизмом, веря в способности Sony на ниве инноваций и маркетинга.
Как и абсолютное большинство крупных компаний, Sony серьезно недооценила возможности сети Интернет, в том числе на аудиорынке. Само по себе это не было трагедией – все конкуренты были примерно в таком же положении. Весь вопрос был в том, насколько быстро компания сможет наверстать упущенное.
А происходящее на рынке недвусмысленно подсказывало японской компании, что действовать надо быстро. Сначала корейская Saehan и американская Diamond Multimedia, выпустив плееры на флэш-памяти, впервые в истории портативного аудио оставили Sony без титула «первой в мире». А в следующем году это достижение повторила корейская Hango с лицензированным у Compaq первым в мире плеером на жестком диске.
Такое стремительное развитие событий застало Sony врасплох и поставило в довольно сложное положение. Новые портативные аудиоплееры проигрывали незащищенный формат MP3, который считался самой страшной угрозой всей индустрии звукозаписи, главным орудием злостных нарушителей авторских прав. О выпуске аналогичных изделий от Sony Group, в состав которой в числе прочего входила одна из крупнейших звукозаписывающих компаний Sony Music, не могло идти и речи.
Поэтому уже в конце 1998 года крупнейшие игроки на аудио и компьютерном рынке собираются вместе в группу, получившую название SDMI, чтобы найти способ загнать «джина» под названием MP3 в бутылку лицензионной музыки. Sony проявляла едва ли не наибольшую активность в этом направлении, и уже в конце 1999 года миру были показаны первые плоды ее трудов.
VAIO или Walkman?
Под каким флагом выпускать в плавание это новое поколение устройств? Для Sony в 1999 году это было отнюдь не праздным вопросом. С одной стороны, портативный плеер, как тогда было модно говорить, «интернет-музыки» был намертво связан с персональным компьютером, сетью Интернет. Для подобной продукции у Sony с 1996 года существовал бренд VAIO.
VAIO расшифровывается как Video Audio Integrated Operation. Это словосочетание вполне можно понимать как синоним «мультимедиа». Логотип VAIO с волной в виде букв V и A и единичкой с нулем в виде «I» и «O» символизирует единство цифрового и аналогового в продуктах под этим суббрендом.
Официальный логотип 1979 года (с сайта pocketcalculatorshow.com)
С другой стороны, это все-таки были портативные аудиоплееры, а портативные аудиоплееры от Sony уже более 20 лет были известны миру как Walkman.
В итоге было принято компромиссное решение: в конце 1999 года Sony анонсировала новое поколение цифровых портативных плееров под обоими суббрендами.
Аппараты были разделены между VAIO и Walkman по казавшемуся тогда достаточно разумным принципу. Плееры под маркой Sony VAIO стали частью концепции VAIO Gear – широкой линейки аксессуаров и сопутствующих устройств для ноутбуков и ПК VAIO. Они должны были быть предельно компактными и имели лишь встроенную флэш-память в качестве накопителя. Их дизайн имел явно «аксессуарные» мотивы, равно как и название – VAIO Music clip, «музыкальная скрепка».
Суббренд Walkman получил приставку «Network», «сеть», как свидетельство того, что устройство предназначено для «сетевых», сжатых аудиоформатов. Память о неудаче Mini-disc не помешала Sony сделать сердцем новых Walkman очередной закрытый носитель, на этот раз им стали карты памяти Memory Stick.
Первые карты MemoryStick, представленные в 1998 году
Это было главное отличие между двумя линейками – миниатюрные и легкие плееры-аксессуары VAIO на встроенной памяти и более основательные плееры Network Walkman на Memory Stick-картах.
«Волшебные ворота», закрытые на десять замков
Объединяли оба типа драконовские методы защиты авторских прав. Плееры проигрывали исключительно закрытый формат Sony ATRAC3, дополнительно защищенный системой DRM от Sony, OpenMG. Единственным способом прослушать на нем MP3-файл было перекодировать его в ATRAC с помощью комплектного ПО. На компьютерах того времени этот процесс занимал до 5 минут для одной песни средней продолжительности, это не считая примерно 3 минут на собственно копирование. Кроме пожирания времени перекодирование также не могло не сказаться на качестве. Можно было, конечно, сжимать в ATRAC песни с CD-дисков. Но этот формат не поддерживался популярными программными плеерами наподобие Winamp, что в конечном итоге вынуждало пользователей держать на компьютере каждую композицию в двух экземплярах – MP3 и ATRAC. Не очень удобно, учитывая емкости жестких дисков в те времена.
OpenMG (MagicGate) одна из самых старых DRM схем для цифровой музыки на рынке. Здесь у Sony получилось снова стать пионером
Network Walkman в дополнение к этому имел еще один слой защиты. Покупатели, рассчитывавшие использовать в них ранее приобретенные карты Memory Stick, сталкивались с жестоким разочарованием – плееры поддерживали исключительно новый, защищенный формат Memory Stick Magic Gate.
«Волшебная» белая карта MSMG 1999-2000 гг
А потратив изрядную сумму на эту самую Memory Stick Magic Gate (цены даже на простые MS-карты тогда были заоблачными), они обнаруживали, что она несовместима с их старым кард-ридером, ПК или ноутбуком.
Воистину, новые Network Walkman получились настоящим сосредоточением закрытых технологий: закрытый ATRAC3, защищенный закрытой DRM OpenMG, записывался на закрытую Memory Stick, дополнительно защищенную закрытой Magic Gate. Закрытость на закрытости закрытостью погоняет. И это при том, что в то время основным покупателем подобных устройств была «продвинутая» Techie-аудитория – поклонники открытой архитектуры и свободного движения информации. Они стали первыми покупателями VAIO Music и Network Walkman, они же, обнаружив все «закрытые» прелести, возвращали их десятками в магазины и писали о них нелицеприятные вещи на форумах и в зарождающихся блогах. Последствия этого Sony ощущала на себе еще долгое время. Худшее начало жизни для нового поколения Walkman сложно было придумать.
Особенно забавно было то, что компания старательно подчеркивала все DRM-ограничения своих новых плееров в анонсах и пресс-релизах, явно считая это самой лучшей рекламой.
Упоминание SDMI крупным шрифтом на лицевой стороне коробки SonyWalkman
Складывалось впечатление, что Sony потеряла чувство реальности и искренне считала, что единственное, что нужно потребителю от плеера, – это надежная защита авторских прав в соответствии с рекомендациями SDMI. В интернет-сообществе в это время аббревиатура SDMI уже успела стать ругательством.
Первенцы
Как бы то ни было, в конце 1999 года первые два «интернет-плеера» от Sony были пущены в открытое плаванье.
Sony VAIO Music Clip MC-P10
Сегодня форма MP3-плеера, близкая к авторучке, в виде некоего цилиндра, уже использовалась не одним производителем. Тогда же новинка смотрелась очень свежо. Технические характеристики вызывали уважение: USB-интерфейс вместо еще часто встречающегося в то время LTP, дисплей с подсветкой, 64 МБ встроенной памяти. Добавьте простое и удобное управление и беспрецедентно малые для 1999 г. размеры и вес. Плеер использовал DSP от Texas Instruments, позволяющий выжать не более пяти часов из AA-батареи. Результат, кажущийся убогим сейчас, тогда на общем фоне был вполне приемлем.
Memory Stick Network Walkman NW-MS7
Аппарат имел более простой дизайн, тем не менее, выделяющийся на общем фоне того времени. Памяти на борту у него не было, зато в комплект входила карта на 64 МБ. Плеер был больше и тяжелее MC-P10, зато имел дисплей большего размера, 4-строчный, причем графический, в отличие от символьного у Music Clip. Еще одним отличием было то, что аппарат работал на встроенной Li-ion батарее, обеспечивавшей лишь в районе 4 часов непрерывной работы.
Оба плеера начали еще одну характерную традицию. Они получили весьма высокие оценки большинства изданий: эксперты особо отметили привлекательность дизайна, удобство управления, качество материалов и сборки. Все проблемы, связанные с DRM, они сочли лишь «мелкими недостатками», вероятно потому, что им самим не предстояло пользоваться плеерами ежедневно. И впоследствии новинки от Sony будут удостаиваться высоких оценок и быстро уходить в небытие. Правда, позже многие эксперты прочувствовали настроение читателей и начали ставить новым Walkman низкие баллы.
Еще одна традиция сомнительного свойства, начавшаяся с этих двух аппаратов, – это завышенная стоимость портативных плееров от Sony. Так, MC-P10 имел рекомендованную цену 299 долларов США, NW-MS7 – 399. Сказать, что это было совсем в новинку, нельзя – техника Sony всегда стоила дороже аналогов. Но то, что исправно работало на рынке бытовой видео- и аудиотехники, ноутбуков, здесь работать отказывалось. Высокие цены на VAIO Music Clip и Network Walkman быстро стали вызывать не уважение, а нервный смех и комментарии типа: «Они что там, совсем с ума сошли?!».
Богатый на новинки 2000 год
В новый век – под новым флагом. Логотип Walkman 2000 года воплощал вхождение бренда в «эру цифровых сетей»
В 2000 году Sony выпустила еще несколько моделей в рамках концепции VAIO Gear.
Ближе к концу года на рынке появились преемники первого Music Clip – модели MC-S25 и MC-S50.
С них началась еще одна традиция Sony – присваивать разные названия-индексы моделям с разной емкостью памяти. Единственным отличием между MC-S25 и MC-S50 было 32 МБ у первого и 64 у второго. В то время подобный нейминг использовали многие компании, к сожалению, Sony до сих пор никак не откажется от него.
Выпуск 32 МБ версии был, очевидно, призван сделать модель более доступной – не цену же, в конце концов, снижать? Прочие изменения коснулись в основном дисплея, увеличившегося в размерах, и формы управляющих клавиш. Цена на 64 МБ версию все же снизилась и составила 230 долларов – все равно довольно много. За пределами Японии эту модель тоже было сложно увидеть – линия VAIO явно перешла в разряд «для внутреннего потребления».
Линия Network Walkman в 2000 году также пополнилась новобранцами.
NW-MS9 разительно отличался по дизайну от своего предшественника: тонкий металлический корпус, однострочный дисплей на ребре в стиле американских пейджеров. Внутри тоже было немало отличий: плеер обзавелся, помимо MS-слота, также и внутренней памятью в количестве 64 МБ (карта памяти на 64 МБ из комплекта, естественно, исчезла), источником питания стал сменный «плоский» металлогидридный аккумулятор, способный поддерживать жизнь в плеере в течение 10 часов. Цена в 330 долларов на фоне 400-долларового предшественника смотрелась выигрышно, но не надо забывать о падении цен на память и о том, что менее именитые конкуренты в это время уже предлагали 128 МБ плееры и за меньшие деньги.
NW-E – новые веянья
Принципиальной новинкой стала серия NW-E2/NW-E3/NW-E5.
Это были первые не-Memory Stick Walkman-ы только со встроенной памятью. Их появление предвосхитило закат обеих изначальных концепций Sony – и VAIO Music clip, и Memory Stick Network Walkman. Почему эти концепции не получили развития?
Смерть VAIO Music clip можно назвать естественной. В 2001-2002 годах MP3-плеер сумел завоевать свое место под солнцем как аппарат, имеющий самостоятельную ценность. Продвигать его как компьютерный аксессуар уже не было никакого смысла – такая политика только размывала маркетинговые усилия компании. Тем не менее, бренду VAIO предстояли еще «камбеки» в истории портативных плееров Sony.
Звезда MS-плееров, и так светившая не очень ярко, окончательно закатилась, когда от поддержки карт памяти отказалось большинство производителей MP3-плееров.
Многочисленные концепты MS-плееров, показанные Sony в 1999 году, свидетельствовали, что компания возлагала на это направление большие надежды
Плееры без кард-слотов были компактнее, проще, дешевле и, что немаловажно, чаще менялись пользователями на новые. Этих причин хватило, чтобы от поддержки карт памяти отказались производители, использующие SD- и MMC-карты. Что уж тут говорить о картах Memory Stick, которые тогда были гораздо дороже и куда менее популярны.
NW-E2/NW-E3/NW-E5 стали первыми плеерами долгоживущей NW-E-серии. Эту серию можно обозначить как простые, обычные плееры, в противовес NW-S, спортивной серии, и NW-A, премиум-серии, появившимся позднее. Сегодня NW-E уже можно охарактеризовать как бюджетную или эконом-серию.
Плееры имели 32, 64 и 96 мегабайт набортной памяти соответственно для NW-E2, NW-E3 и NW-E5 модели. Дизайн их металлических корпусов имел сходные с NW-MS9 мотивы. Аппараты использовали стандартную батарею AAA, от одного заряда которой могли работать 4 часа – немного, но нужно помнить, что всего года назад для примерно той же цифры первому VAIO Music clip была нужна AA-батарея. Первый NW-E обрел оригинальный орган управления – аналоговое колесико, вариации которого впоследствии станут фирменной чертой плееров от Sony.
Все новинки Sony 2000 года поддержали традиции предшественников – высокие оценки экспертов за дизайн и качество исполнения, драконовское DRM по спецификациям SDMI, бешеные цены. В конкурентной борьбе с Rio, Creative, RCA и корейскими компаниями Sony явно буксовала.
«Спячка» 2001-2002 годов
Следующий 2001 год ознаменовался окончанием деятельности группы SDMI и выходом Apple iPod. Оба этих факта имели самые неприятные последствия для Sony.
Рекламировать «защиту авторских прав в соответствии с рекомендациями SDMI» на фоне краха самой SDMI было как-то глупо. Возможно, это послужило одной из причин переименования программного менеджера плееров Sony из «OpenMG Jukebox» в «SonicStage» в конце этого года. Не исключено, что таким жестом Sony также хотела избавиться от накопившегося негатива, связанного с OpenMG Jukebox, и подготовиться к грядущей конкуренции с такими программными продуктами, как Apple iTunes и Windows Media Player.
На выход Apple iPod корпорация не прореагировала никак. Вообще, за два года присутствия на рынке HDD-плееров Sony не сделала ни шага в этом направлении, несмотря на очевидный успех этих устройств. Это было еще одним неправильным решением – HDD-аппараты довольно быстро заняли место High-End среди MP3-плееров. После этого попытки Sony продавать устройства на 64 или 128 МБ флэш-памяти за премиум-цену выглядели неубедительно.
Таким образом, в 2001, а также на протяжении почти всего 2002 года, мы не увидели от Sony ничего нового. Не считать же таковым модели типа NW-MS11, «бюджетный» вариант NW-MS9 без встроенной памяти. И это в то время, когда корейские компании успешно подминали под себя флэш-рынок, и Apple начала восхождение со своим iPod!
NW-MS70 – «наивысшее выражение духа Sony»
На исходе 2002 года Sony наконец разродилась новинкой – NW-MS70/NW-MS90. Этой модели было суждено стать последним Memory Stick Network Walkman (по состоянию на начало 2007 года).
По многим параметрам плеер был просто великолепен. Титановый корпус. Новая фирменная платформа с использованием технологии Virtual Mobile Engine (не над ней ли колдовали инженеры Sony, долгие два года ничего не выпуская?) дарила плееру до 33 часов работы от одного заряда – беспрецедентный результат, в который поначалу просто отказывались верить. Удобное и стильное управление с помощью фирменного джог-дайла – идея из первого NW-E-плеера, доведенная до ума. 256 (позже – 512 для MS90) мегабайт встроенной памяти плюс слот расширения Memory Stick. Размеры меньше спичечного коробка – 5 на 3.5 на 2 см – и сегодня пример для подражания. В то же время осталась преемственность с NW-MS9 в виде однострочного «пейджерного» дисплея.
Казалось бы, что в этот раз может помешать Sony добиться успеха?
Помешать оказалось вполне по силам Apple iPod третьего поколения, который при емкости памяти в 10 ГБ стоил ровно тех же денег – 299 долларов. Помешать также смогли iriver и Mpio, флэш-аппараты которых хоть и не были титановыми и не работали 33 часа, зато стоили куда меньше и не загоняли пользователя за SonicStage перекодировать всю свою музыку в ATRAC. Недорогие флэш-плееры Muvo и емкие Zen-ы от Creative также без проблем мешали продажам NW-MS70.
iPod 3G, Iriverifp-100 – эти плееры, а не NW-MS70 стали героями 2002-2003 гг.
Выход NW-MS90 с 512 мегабайтами памяти ничего, в принципе, не изменил.
Таким образом, выход «в люди» платформы Virtual Mobile Engine, на которую Sony сильно рассчитывала, не помог компании изменить расстановку сил на рынке. Продажи NW-MS70/90 были достаточно скромны.
Впрочем, их хватило, чтобы наполнить Интернет жалобами на работу SonicStage. Программу обвиняли в нестабильности, пожирании ресурсов, медленной работе, необъяснимом нежелании работать с некоторыми файлами, фатальных сбоях с безвозвратной потерей гигабайтов музыки. SonicStage начала становиться «черной легендой» Sony: когда в Интернете кто-то заводил речь о достоинствах плееров японской компании, одного слова «SonicStage» или «ATRAC» часто хватало, чтобы заставить его замолчать.
Появление Virtual Mobile Engine, кроме восхищения ее экономичностью, породило и определенную критику. Многим потребителям она казалась слишком тихой. И вправду, мощности большинства плееров, использующих VME, часто не хватает для высокоомных накладных наушников. Впрочем, основная масса все равно пользуется чувствительными «вкладышами», для которых такой громкости вполне хватает.
По крайней мере, эта модель оказалась первым Network Walkman, который рынок заметил и запомнил, многие сейчас и вовсе считают его первым подобным устройством от Sony.
Запоздалая кампания 2004 года
Неудача NW-MS70/90 заставила инженеров Sony засесть за чертежные доски еще на год. На лето 2004 компания запланировала массированное наступление на направлении портативного аудио с целой линейкой моделей, массированной маркетинговой поддержкой. Но было уже слишком поздно.
Во-первых, к этому времени уже окончательно сформировался «миф iPod». На рынке США Apple уверенно занимала доминирующее положение, но еще важнее было доминирующее положение, которое бренд iPod стал занимать в головах потребителей, причем далеко не только американских.
За пока еще оставшийся флэш-сегмент шла напряженная борьба между множеством компаний – iriver, Mpio, Rio, RCA, Creative, Samsung и др. В этих условиях предложение от Sony должно было быть ударным. А оно таковым не было. Все повторилось снова – красивые анонсы, благосклонные пресс-релизы (правда, теперь, наученные горьким опытом, эксперты и журналисты стали осторожнее в оценках).
Летом 2004 года компания объявила о выпуске двух новинок – одного плеера на флэш-памяти и одного HDD-плеера.
Итак, Sony понадобилось пять лет с момента появления первого HDD-плеера на рынке, чтобы выпустить аналогичное устройство. Не самый впечатляющий результат для компании, которой когда-то те же пять лет понадобились, чтобы после первого в мире кассетного плеера выпустить первый в мире плеер на CD. От Apple, которая до 2001 года на рынке портативного аудио была вообще никем, Sony отстала на три года. Если бы Sony решила вообще не выпускать никаких HDD-плееров, это можно было как-то понять – ну, у великих свой путь. Но выпуск продукта-аналога спустя три года после конкурента – это был приговор. Теперь про ее новинки будут говорить: «компания Sony анонсировала нового конкурента Apple iPod», а то и еще хуже – «iPod-киллера». Сначала с надеждой, потом с сарказмом. Можно ли представить себе большее унижение?
NW—HD1
Можете ли вы представить, чтобы Стив Джобс, представляя публике очередной iPod, держал его вверх ногами?
NW-E55 / NW-E75 / NW-E90 / NW-E99
Наконец, новый флэш-плеер был продолжением NW-E-серии. В каком-то смысле это была бюджетная версия NW-MS70/90: металлический корпус, фирменный джог-дайл, но память только встроенная, от 128 МБ до 1 ГБ. Цепляла цифра 70 часов работы от одного заряда AAA-батарейки. В остальном плеер не отличался от предшественников. Цена в 200 долларов за 256 МБ (в США) была более вменяемой, чем обычно, но все же несколько выше, чем у более функциональных аналогов.
В общем и целом июльское наступление Sony провалилось. Ее «бронетанковые силы» в лице NW-HD1 оказались наголову разгромлены подешевевшим iPod и добиты «тяжелой артиллерией» iPod Photo. Атака «пехотинцев» NW-E захлебнулась, наткнувшись на мощную и глубоко эшелонированную оборону iriver, Mpio, Rio, RCA, Creative, Samsung и других.
2005 год. Все поставлено на карту
Вряд ли в Sony не понимали, что следующий, 2005 год, может стать для них последним шансом вскочить на уходящий поезд. Наступающий год обещал стать годом рекордного роста рынка, упусти его Sony – направление портативного аудио можно просто сворачивать.
Чтобы не допустить этого, Sony, наконец, подняла руку на «священную корову» – ценник. Новая флэш-линейка – модели NW-E100, NW-E400, NW-E500 – пошла в продажу по вполне вменяемым ценам, местами ниже, чем у корейских аналогов.
Новые флэш-плееры от Sony были очень просты, но имели приятный дизайн. Титановым сплавам пришла на смену дешевая пластмасса, зато аппараты стали легкими и доступными – именно такие и были нужны аудитории в 2005 году.
NW-E100 был исполнен в форме шайбы, имел оригинальное управление нажатиями на лицевую панель (что-то в этом роде iriver чуть позже назовет «фирменным управлением D-click» на своей модели u10). От одной AAA-батарейки он работал те же 70 часов, правда, на ATRAC, в MP3 результаты были скромнее, но не намного.
NW-E400 и NW-E500 (последняя – с FM-тюнером) были более изысканными, с OLED-дисплеями, в форме своеобразных «флаконов» с фирменным джог-дайлом вместо колпачка. Позже вышла премиум-версия, NW-A600, предлагающая модификацию с 2 ГБ памяти, небольшие изменения в управлении, поддержку WMA при сохранении того же дизайна.
Правда, на HDD-фронте Sony так и не дождалась успеха, несмотря на прикладываемые усилия.
Первой новинкой стала NW-HD3, она повторяла NW-HD1 во всем, но также наконец-то проигрывала MP3 без перекодирования в ATRAC и к тому же стоила на 100 долларов дешевле.
Чуть позже компания выпускает новую модель – NW-HD5. Очевидно, она решила, что покупателей отпугивает «ландшафтный» дизайн ее jukebox-ов и сделала новинке дизайн в стиле iPod. Чтобы не обидеть малочисленных приверженцев старого стиля, новинка имела возможность автоматического переворота в ландшафтное положение – такую возможность у iPhone сегодня называют «гениальным изобретением Apple». Не успели покупатели присмотреться к новинке, как дизайнерам Sony на ум пришла новая идея: «Смотрите, как хорошо народ покупает наши NW-E400 и NW-E500 плееры!» – сказали они. – «Надо сделать jukebox именно в этом стиле!»
Сказано – сделано, да не один, а целых два плеера – NW-A1000 и NW-A3000, на 1- и 1.8-дюймовых жестких дисках. Оба имели идентичный дизайн, большие монохромные OLED-дисплеи. Масштабирование, столь модное в то время, опять не прошло. Дизайн подобного рода неплохо работал для дешевых плееров, а дорогие jukebox-ы, пухлые, громоздкие и моментально покрывающиеся отпечатками пальцев, нравились далеко не всем.
У провала jukebox-ов от Sony в 2005 году были следующие основные причины. Во-первых, iPod еще в конце 2004 года обзавелся цветным дисплеем, после чего монохромные Jukebox-ы стали однозначно «некрутыми». Во-вторых, Sony не смогла здесь скорректировать свою ценовую политику в достаточной степени, и ее jukebox-ы продолжали стоить дороже продуктов от Apple. В-третьих, описанные выше разброд и шатание в модельном ряду не могли вызвать доверия у потребителей.
И все же на фоне провалов прошлых лет 2005 год прошел для компании удачно. Она продала 4.5 миллиона плееров и получила долю рынка в районе 5%!
5% рынка портативного аудио. Кто бы мог подумать в 1979-1999 годы, что для Sony это может быть большим достижением. С другой стороны, кто из гигантов тех лет может похвастаться сегодня хотя бы таким результатом? Philips? Toshiba? JVC? Panasonic, Sharp или Sanyo?
2006 год. От простого к сложному?
В 2006 году компания разумно отказалась от развития HDD-плееров, сосредоточившись на недорогих флэш-плеерах.
Новая спортивная модель NW-S200 с дизайном в стиле VAIO Music clip, но в гораздо лучшем исполнении, со спортивными функциями наподобие шагомера имела неплохой успех.
Эконом-модель NW-E000 – плейдрайв от Sony – донес, наконец, до масс идею, что плеерами Sony тоже можно пользоваться как флэшкой. За это и за низкую цену он стал весьма популярен.
Впрочем, и на флэш-рынке у Sony бывают провалы. В частности, модель Sony Bean (NW-E300) просуществовала лишь несколько месяцев.
Полноразмерный USB-разъем и компактные размеры не смогли перевесить нелепый дизайн и слабую эргономику – во время управления рука пользователя заслоняла дисплей.
Конечно, амбиции Sony не могут ограничиваться простенькими дешевыми плеерами. Те помогли ей перевести дыхание, окопаться на рынке, но теперь компания снова готова перейти в наступление.
Первой ласточкой стали модели NW-S600 и NW-S700. Во многом они сочетали в себе достоинства успешных NW-E400/500 и NW-S200 – «флаконообразный» дизайн первых и спортивность второй с цветным OLED-дисплеем в качестве довеска. Но в NW-S600 и NW-S700 Sony запихала целую кучу своих фирменных технологий. Все пошло в ход: и Virtual Phone Technology Acoustic Engine с Mini-disc-плееров, и Jacket Search с VAIO Pocket, и новые аудиотехнологии Clear Stereo, Clear Bass, и интерфейсный разъем WM-PORT, который предполагается использовать для подключения плееров ко множеству аксессуаров и прочих устройств. NW-S700, ко всему прочему, в паре с комплектными наушниками реализует функцию шумоподавления.
Продолжает тенденцию NW-A800. Его, естественно, называют конкурентом nano из-за аналогичного форм-фактора, хотя на этот раз продукт Sony выглядит интереснее уже полтора года не обновлявшегося iPod-а. Большую часть черт дизайна он заимствует у NW-A1000 и NW-A3000, отсюда, очевидно, и название. В целом его можно назвать помесью NW-A1000 и nano. Обращает на себя внимание цветной QVGA TFT-дисплей диагональю 2 дюйма (в два раза больше, чем у nano), как обычно, экстраординарное время работы: 30 часов аудио, 8 часов видео; последнее – результат, которым может похвастаться мало какой PMP. Кроме того, Sony обещает Drag&Drop копирование видео (формат MPEG4) и изображений (JPG), что непривычно и радует. Хотя для музыки остается все тот же SonicStage.
Бюджетный сегмент, однако, не забыт – модель NW-E010 должна продолжить дело NW-E000 с более новым дизайном в стиле PS3 и цветным OLED-дисплеем, как у NW-S600 и NW-S700 моделей.
Размышления
Доля Sony на рынке остается сегодня стабильной – порядка 5%. В 2006 году компания продала 5-6 миллионов плееров, что растворяет ее в «группе преследователей» Apple, среди Creative, Samsung, Sandisk. Преследователей безнадежных, т.к. их совокупные годовые продажи едва дотягивают до половины продаж iPod-ов.
Могла ли компания добиться большего и как? Сегодня к продукции Sony имеется ряд претензий.
Это SonicStage, за шесть лет жизни превратившаяся в настоящую страшилку. Она успела переименоваться в Sony Connect и обратно в SonicStage и все равно остается объектом критики. Впрочем, сегодня Sony может переписать ее заново, создав просто идеальную программу, но ее все равно будут критиковать – по инерции. Отказаться от нее в пользу Drag&Drop или хотя бы MTP Sony пока не решается и не факт, что решиться когда-нибудь. Впрочем, нам кажется, что роль SonicStage и ATRAC явно преувеличена, она, скорее, играет роль простого ответа на сложный вопрос: «Почему у Sony доля всего 5%? Да это все SonicStage и ATRAC!».
От поклонников корейских аппаратов типа iriver или Cowon в адрес Sony раздаются упреки в слабой функциональности. И правда, пока ни один плеер от Sony не оснащался диктофоном, радио имеется лишь на некоторых, более дорогих модификациях, причем без записи. Правда, те же недостатки почему-то никак не мешают тому же iPod-у.
Претензии предъявляются и к рекламной политике Sony. И вправду, маркетинговая активность вокруг бренда Walkman не идет ни в какое сравнение к таковой вокруг, той же Play Station или PSP, ни по количеству, ни, особенно, по качеству.
И все же складывается впечатление, что главной ошибкой Sony была ее ценовая политика. Перенеся в новую реальность, сложившуюся на рынке портативного аудио свою старую привычку к премиальному ценообразованию, японцы серьезно просчитались. Потребители не нашли ни в бренде Sony, ни в ее продукции достаточно дополнительной ценности, чтобы платить за них втридорога. Характерно, что с мертвой точки продажи Sony сдвинулись лишь когда компания, наконец, скорректировала свое ценообразование.
Волшебная сила дешевизны – до 2004 года плееров от Sony продавалось так мало, что они даже не учитывались. Зато в 2005 году – более чем пятикратный рост!
В этой связи возврат Sony к премиум-ценам на новые модели, NW-S600, NW-S700, NW-A800, внушает беспокойство. Резкие движения кого-то из конкурентов могут привести к очередным трудностям японской компании.
Прочие минусы, будь то SonicStage или что-то еще, только послужили дополнительными стимулами покупателям, чтобы отказаться покупать продукты Sony по премиум-цене. Они помогли им объяснить самим себе, привыкшим к японской марке, почему надо брать не Sony, а другую, даже ранее неизвестную марку. Отсюда легкость, с которой к продуктам Sony липнут негативные мифы, будь то «страшная SonicStage» или «тихий звук».
С другой стороны, ранее мы уже призывали посмотреть на ситуацию в ином свете и поискать на современном аудиорынке компании, которые в до-интернетовском прошлом конкурировали на нем с Sony, и часто успешно. Поискать – и не найти либо найти с десятыми долями процента. На этом фоне 5% Sony Walkman из провальных показателей превращаются в свидетельство колоссального запаса прочности, заложенного в эту торговую марку.
Сегодня Network Walkman продолжает жить и чувствует себя, пожалуй, увереннее, чем за все последние восемь лет. Очень кстати тут пришлось почти полное вымирание корейских производителей, освободивших нишу для продуктов Sony.
Между тем компании уже пора готовиться к новым сражениям на полях рынка портативного аудио – между ее дочкой SonyEricsson и Apple iPhone.
Черным отмечены годы, когда Sony совершала названные ошибки, белым – когда этих ошибок не наблюдалось. Года, когда компания не могла совершить ошибку по объективным причинам (например, не могла назначать завышенные цены, так как не производила продукцию), заштрихованы.
Дополнение. Другие портативные плееры от Sony
VAIO Giga Pocket PCVA—HVP20
Заявленный во второй половине 2003 года и так и не покинувший пределов Японии VAIO PCVA-HVP20 был первым и пока последним HDD-PMP от Sony. Называть аппарат Walkman не было смысла, в эту концепцию он не вписывался никак, а вот в концепцию VAIO, высокотехнологичных мультимедиа-устройств, вполне.
Аппарат был оснащен 3.5-дюймовым цветным ЖК-дисплеем и имел 20 ГБ памяти в форме жесткого диска. Плеер был способен воспроизводить видеофайлы форматов MPEG-1 и MPEG-2, MPEG4 и WMV могли конвертироваться в формат MPEG-2 с помощью ПО. Устройство имело видеовход для оцифровки и записи аналогового видеосигнала и видеовыход для подключения к телевизору. Оно было громоздким и тяжелым 84х28х120 мм, 300 г.
PCVA-HVP20, один из первых PMP на платформе от Texas Instruments, был аналогом многочисленных корейских аппаратов, которым предстояло выйти в 2004-2005 году. Сама компания Sony, очевидно, не верила в это направление, и развития оно не получило. В Японии аппарат продавался за сумму, эквивалентную 460 долларам США.
VAIO Pocket VGF-AP1L
Этот плеер появился примерно одновременно с jukebox-ом NW-HD1, летом 2004 года. Он также не был массовым продуктом, скорее, демонстрацией возможностей. Использование бренда VAIO было логичным – очевидно, новинка не должна была отвлекать массового потребителя от покупки NW-HD1.
VAIO Pocket был первым плеером от Sony с цветным дисплеем, да еще и сразу QVGA, и возможностью просмотра фото. Кроме того, он был оснащен новой фишкой под названием Jacket Search – поиск альбома по Album art. Не так зрелищно, как у появившегося позже Cover Flow от Apple, но тоже неплохо. По дизайну он напоминал младшего брата, NW-HD1. Аппарат имел оригинальное, хотя и спорное по удобству сенсорное «матричное» управление, док-станцию с USB-хост.
С другой стороны, VAIO Pocket был громоздким и тяжелым.
Короче, своеобразное «а мы вот как можем!» от Sony, которое на фоне неудач компании на портативном фронте звучало несколько фальшиво.
Sony Mylo
Это устройство, появившееся на рынке в сентябре 2006 года, сложно назвать просто «плеером». Сама Sony называет его «персональным коммуникатором», отсюда и название, расшифровывавшееся как «My Life On-line» – «Моя жизнь он-лайн».
Коммуникаторские корни выдает QWERTY-клавиатура, выдвигающаяся по принципу слайдера, WiFi, поддержка Skype, Google Talk, Yahoo! Messenger. Аппарат оснащен 2.4-дюймовым QVGA TFT-дисплеем, несет на борту 1 ГБ памяти (эх, маловато сильно по нынешним временам!), расширяющиеся с помощью карт памяти Memory Stick (сразу вспоминаются Memory Stick Network Walkman). Как плеер устройство способно проигрывать MP3, WMA (характерно, что также и WMA-DRM, впервые среди устройств Sony) и ATRAC по музыкальной части, MPEG4 – по части видео. Поддерживаются и изображения – JPG, PNG, BMP, а также текст.
Нежелание предлагать этот мультимедиа-аппарат под брендом VAIO объясняется спецификой целевой аудитории, на которую нацелилась Sony – это молодежь 18-14 лет. VAIO считается брендом для более зрелых покупателей. Для этой же цели – окраска в стиле SonyEricsson Walkman.
Пока перспективы этого «молодежного коммуникатора» неясны, но это явно нишевый аппарат, свидетельствующий о желании Sony присутствовать во всех возможных портативных сегментах – на всякий случай. Чтобы не вышло так, как на рубеже XX и XXI веков.