Souls like игры что это
Почему souls-like так популярны?
5 февраля 2009 года на виртуальных полках PlayStation Store и полках реальных магазинов появилась новая игра… В первые месяцы её «не поняли»: сюжет не ясен, кат-сцен совсем мало, диалогов тоже, а сложность… нестандартная. Но через пару месяцев эта игра начала потихоньку завоевывать популярность: игроки «поняли фишку» данного проекта. Зашкаливающая сложность приносила удовольствие, после победы над очередным противником, а простой и отполированный геймплей очень редко давал игроку право обвинять в проигрыше игру (простите за тавтологию), лор был, но чтобы его понять следовало быть внимательным, шевелить мозгами и частенько додумывать некоторые моменты, а отсутствие сюжета, кат-сцен, диалогов позволяло не отвлекаться от напряженного, но такого затягивающего игрового процесса. Игра стала популярной в геймерской тусовке и, что самое главное, окупилась. А ведь на стадии разработки её собирались прикрыть: команда разработчиков совсем не знала, как должна выглядеть их будущая игра и что вообще нужно для начала делать. Благо, вмешался один парень, амбициозный программист, который решил во что бы то ни стало возглавить проект и сделать свою первую игру. Звали его Хидэтака Миядзаки и он понятия не имел, что сумеет создать целый поджанр игр, стать известным среди разработчиков и даже взять награду за игру года на The Game Awards 2019, он просто делал игру, а называлась она Demon’s Souls
Линейка серии Souls, к которой относятся Demon’s Souls, серию игр Dark Souls и Bloodborbe, стала культурным феноменом в игровой индустрии и, как уже было написано выше, породила целый поджанр игр, отличающихся сложностью и сюжетным минимализмом. И я уже не пишу про мемы, спидраны, постоянные пасхалки в других играх от других разработчиков, прохождения на картошке и т. д.
Так в чем же дело? Почему souls-like так популярны и чем они подкупают геймеров, в них играющих, и разработчиков, делающих такие игры?
Почему Souls-like игры нравятся геймерам?
Начнем с первых. Souls-like помогает отделить реально хардкорного геймера от казуала. Он, казуал, не станет заходить в Bloodborne, чтобы расслабиться после работы или на выходных. Такой тип игрока выберет Call of Duty, Assassin’s Creed Odyssey или что-нибудь такое же популярное, что-нибудь, где хотя бы можно выбрать уровень сложности. Геймер же, наслышанный о сложности «этих вот ваших соус-лайков» готов пройти и Bloodborne, и Dark Souls, и The Surge, и Nioh, и, да простит меня Кодзима, Lords of the Fallen c Immortal: Unchained, чтобы не выглядеть казуалом среди своих или, чтобы доказать себе, что он чего-то тоже стоит (лично мной двигало последнее). А сколько дискуссий можно проводить на тему того, как правильно нужно убивать Германа, Первого Охотника или что это за голос мы слышим в конце The Surge, какой билд в Nioh самый эффективный и стоит ли тратить время и силы на то, чтобы стать драконом в Dark Souls 3? Ах да… я забыл упомянуть о куче тематических роликов на Youtube, в которых вам расскажут как стать тем самым драконом в Dark Souls 3, разложат по полочкам историю Bloodborne, а еще… впрочем, вы и сами можете это проверить.
Осталось только упомянуть о кооперативе. Как известно, общие трудности объединяют людей. Во время игры в souls это правило тоже сохраняется. Стоит признать, что в MMORPG это более выражено, чем в играх серии souls: если Ибраитас, дочь Космоса еще можно с горем пополам победить с 15-20 попыток, то какого-нибудь рейдового босса, размером с Шанхайскую башню и миллионами очков здоровья в одиночку вы сможете одолеть где-то к пенсии (шучу, конечно… его добьют ваши правнуки). Но souls тоже располагают к общению и взаимопомощи среди игроков, а также вторжениям в чужие миры в виде противника и прочим схваткам, а это, как-никак, социальное взаимодействие.
Чем Souls-like игры привлекают начинающих разработчиков?
Итак. Выверенный геймплей, сочетающийся с высокой сложностью, социальное взаимодействие внутри игры, высокий потенциал для обсуждения, загадочный и интригующий мир, который нужно стараться понять и исследовать, а так же низкие затраты на создание самой игры, при условии знания своего дела и наличии богатой фантазии, сделали игры серии souls-like известными, узнаваемыми, интересными и популярными в геймерской тусовке. Хидетака Миядзаки стал легендой геймдева на уровне с Крисом Авеллоном и Питером Молньё и получил заслуженную награду за Sekiro: Shadow Die Twice на The Game Awards 2019.
Сам Хидетака Миядзаки в последнее время отошел от выверенной механики souls и его последнюю игру, а именно Sekiro: Shadow Die Twice, уже сложно назвать соулс-лайком, его следующая игра, Elden Ring, может быть похожей на Dark Souls по сеттингу, но в сохранении ею геймплейных традиций серии я тоже сомневаюсь. Видно, что геймдизанер не хочет стоять на одном месте и пытается придумать что-то новое, возможно, даже новый поджанр. А его идеи, воплощенные в Bloodorne, Dark и Demon’s Souls, на мой взгляд, со временем станут обязательной частью любой ААА-игры, как сейчас ею являются элементы RPG в виде кастомизации, прокачки навыков и выбора реплик (Star Wars Jedi: Fallen Order тому пример).
Эволюция Souls-like: как менялся и чем стал самый безжалостный жанр
Пожалуй, самая интересная деталь новой игры Хидэтаки Миядзаки (Hidetaka Miyazaki) — нас ждёт немало нововведений. Не сногсшибательная революция, но явное расширение горизонтов. А ведь первые три-четыре игры из поджанра Souls-like, были довольно консервативны. Казалось, что в без пяти минут идеальную формулу попросту нельзя ничего нового добавить и уж тем более нельзя списать в утиль что-то из проверенных механик. Время доказало обратное — части серии Souls и их последователи прошли немалый и порой тернистый путь эволюции.
Демонические души, тёмные души
Здесь уместно будет вспомнить о по-своему уникальной консольной серии экшенов Armored Core. Когда 30-летний Миядзаки пришёл трудиться в компанию FromSoftware, ему поручили работу именно над этой франшизой. Хидэтака, большой поклонник манги и настольных игр, взялся за мир огромных роботов с чувством и толком. В частях Armored Core, над которыми он работал — вскоре уже не как дизайнер, а как руководитель, — можно выделить изобретательный дизайн персонажей и глубокий конструктор боевых механизмов. Уникальный облик героев и монстров, а также тонкую прокачку протагониста игроки вскоре увидели и во вселенной Souls.
А вообще в команде FromSoftware ещё до прихода Миядзаки было сработано несколько ролевых игр из серии King’s Field, и они отличались сложностью сильно выше средней и атмосферой липкой безнадёги. Так что будущий автор Souls удачно выбрал место работы — там для него уже были созданы все условия.
Выход Demon’s Souls не стоит называть громким словом «сенсация» — на популярности негативно сказался эксклюзивный статус для консоли Sony. Но игру быстро заметили, высоко оценили — и потребовали продолжения мрачного банкета.
Здесь, в первой игре грядущего поджанра, японский мастер заложил основы той формулы, что исправно работает и по сей день. Люди, в играх не особо разбирающиеся или ошибочно считающие себя спецами, не смогут многое сказать об этой формуле. Сложно, нечестно, геймпад вдребезги? Это верно лишь отчасти.
Да, сложность здесь высока. Но Миядзаки не ставил перед собой задачу утомить игрока лютым хардкором. В любой его игре подход к сложности более тонкий. Сам Хидэтака в одном из интервью сказал, что любой может бросить вызов его играм, применяя наблюдательность, изобретательность и обучаясь на ошибках. Вовсе не обязательно проводить дни и ночи за гриндом и иметь рефлексы молодого мангуста. Но любая качественная Souls-like заставит вас проявить таланты и умения. Именно это стоит обозначить как достойный «челлендж». Миядзаки-сан умеет бросить вызов игроку, а грязные трюки на уровне программного кода пусть остаются менее талантливым гейм-дизайнерам.
Помимо высокой сложности в работах Хидэтаки нужно отметить умелый подход к моделированию мира, где любопытный исследователь обязательно найдет десятки тайных локаций и скрытых ходов, постепенно разгадывая элегантный пазл и связывая в одну большую карту отдельные уровни. Здесь уникальный подход к бестиарию — на экране появляются невиданные фантастические монстры.
Обозначенная формула успеха, впрочем, не стала монолитом — жанр Souls-like за годы существования ощутимо изменился.
Только что здесь были мои души!
Одна из основ Souls-like со времён Demon’s Souls — система сбора, потери и возврата трофейных душ. Энергия поверженных врагов служит для развития навыков, точно как привычная «экспа» в менее замысловатых RPG. Только очки опыта обычно не отображаются на локации, не визуализируются. И эти самые очки протагонист не может потерять, если уж он их однажды заработал. В Souls-like, как известно всё иначе — если ваше альтер эго таскает с собой запас ценной энергии и гибнет, то возрождается он уже без единой души.
Эта механика даёт массу действительно острых ощущений. Но со временем возник вопрос: так ли необходимо усложнять прокачку, если вокруг по умолчанию жесть, мрак и скрежет зубовный: И некоторые создатели Souls-like стали отказываться от механики возврата утерянных душ.
К примеру, в очень неплохом продолжателе идей Souls под названием Remnant: From the Ashes частые смерти центрального персонажа не влекут никаких штрафов, а опыт падает в нашу копилку безвозвратно.
Да и сам Миядзаки спрятал механику потерянных душ в тёмный чулан. В самурайском экшене Sekiro: Shadows Die Twice очередная фатальная неудача отнимает у игрока часть абстрактных очков опыта, часть кровно заработанных денежек, снижает божественную поддержку и слегка ухудшает статистику заболеваний по региону. Разработчики Sekiro подают чёткий сигнал: в игре не стоит погибать под вражескими мечами. Но опасные забеги за стайкой тёмных душ, парящих на месте недавней гибели, исчезли. Не исключено, что в творчестве Миядзаки — навсегда.
Прогулки на свежем воздухе
Хитро сплетённый лабиринт из переходов, ветхих мостиков и тёмных пещер отлично работал во всех четырёх играх серии Souls. Но стремление вдохнуть полной грудью воздух неизведанных просторов не давало покоя разработчикам. Ну а поклонники RPG, будь это наполовину экшен или микс с пошаговой тактикой, всегда ценили высокий уровень свободы, когда на них не давят обшарпанные стены и пыльные потолки.
Да и сам Миядзаки, судя по последней информации, пришёл к идее большого и открытого для путешествий мира. Среди особенностей Elden Ring заявлена огромная карта, изучая которую пытливые умы не увидят загрузочных экранов.
Школа водного танцора
По-настоящему богатую — даже слегка избыточную — боевую систему предложила команда знатоков вопроса — студия Team Ninja. Она к моменту создания своего видения Souls под названием Nioh уже имела немалый опыт работы над контактным экшеном в видеоиграх. В её активе — культовые серии Dead or Alive и Ninja Gaiden (та, что в 3D).
Ещё одним гармоничным дополнением Souls-системы в Sekiro стало появление шкалы концентрации. Измотав противника умелыми атаками и блоками, мы обнуляем эту шкалу, делая оппонента лёгкой добычей. Впрочем, не стоит забывать и о наличии у Волка точно такой же шкалы. Во многих прежних Souls-like схожим образом работал показатель выносливости, но дьявол, как известно, в деталях.
Рано или поздно должна была появиться огнестрельная версия Souls-like. Ведь это даже звучит круто — Dark Souls с пушками! Но по старой недоброй традиции первый блин получился так себе.
Досадно, но проект оказался далёк от хитового статуса. А ведь стрельба как таковая вполне удалась: чувствуется мощь пулемётов и винтовок, а враги демонстрируют неплохую систему повреждений при попадании пуль. Но унылый дизайн уровней и зачастую блёклая картинка отпугнули часть заинтересованного сообщества.
Эксперименты с внешними данными
Проще всего сказать новое слово в жанре получилось языком визуальной подачи. В Souls и Bloodborne тёмная атмосфера во многом достигается прямым воздействием на пользователя: вокруг мрак, туман и ночь. Солнечного света практически нет, тона приглушены. Вопреки такому подходу немецко-польские разработчики в своей Lords of the Fallen рискнули щедро плеснуть на экран света и красок. Нет, атмосфера декаданса осталась, но художники смогли показать и блестящие снежные пики, и пышное убранство монастырей, и сотни факелов, и тысячи свечей. Получилось совсем не плохо — неспроста в Сети всё ещё говорят о продолжении.
А японский гигант Bandai Namco и вовсе выполнил свою Souls-like в стиле аниме, с пёстрой картинкой и гротескными образами. Вампирская Code Vein от этого плохой игрой вовсе не стала. А за работу с цветовой гаммой в эпизодах с флешбэками художникам отдельный плюс в карму.
Сеттинг сурового фэнтези с падшими богами и плотоядными демонами был признан необязательным для Souls-like. Дилогия Action-RPG The Surge предлагает путешествие в апокалипсис с декорациями киберпанка — тут вам и имплантаты, и безумные роботы, и механизированные боевые костюмы. При этом не забыты характерные черты Souls, вроде затяжных танцев с боссами в поисках слабого места.
А мятежные инди-разработчики и вовсе посягнули на трёхмерность в Souls-like. Причём успешно. Так, заслуживают внимания Salt and Sanctuary (сиквел в разработке!). А человек-оркестр из Польши, инди-мастер Томаш Вацлавек (Tomasz Waclawek), в своей Immortal Planet поднял камеру повыше над двухмерным полем боя, и все механики Souls исправно заработали. Игра имеет очень положительные отзывы в Steam.
Грядущая Elden Ring обещает двинуть жанр Souls-like дальше по пути эволюции. Миядзаки называет этот проект кульминацией своих трудов. Уже известно, что среди нововведений будет верховая езда. Изменится и подход к нарративу, ведь за литературную поддержку проекта отвечал Джордж Мартин (George R. R. Martin), написавший масштабный цикл «Песнь льда и пламени». «Лор» будет более богатым и доступным. Также прозвучало спорное обещание понизить градус хардкора.
Как бы то ни было, в начале 2022 года мы увидим игру, выводящую жанр Souls-like на новую орбиту. Быть может, это станет для вас поводом приобщиться к целому пласту сложных, но увлекательных игр. Только не пробуйте пробить геймпадом стену — не выйдет.
Souls-like игры на ПК – Список 10 лучших
Когда речь идет о souls-like играх, настоящие геймеры начинают сразу готовиться к хардкору.
Жанр получил свое название в честь легендарной серии игр «Dark Souls», любимой игроками за продуманную нелинейную историю, огромные мрачные локации, требующие изучения каждого камня и закоулка и сложность прохождения, заставляющую умирать снова и снова.
Толпы врагов, мощные боссы и необходимость постоянно качать личный скилл, чтобы кого-нибудь победить – именно это вы найдете в подборке.
1. Nioh – путь истинного самурая
«Nioh» – это такой себе «Dark Souls» в Японии с характерным окружением, целой кучей самураев и боями на клинках.
Видео игры Nioh
Особенности игры | |
---|---|
1 | Восточная атмосфера – реальные события, японские деревушки, демоны из мифологии. |
2 | Крутая боевка – используйте разные стойки в зависимости от ситуации. |
3 | Сложная прокачка – накапливайте духов, наделяйте героя силой стихий, бейте больнее. |
4 | Отличная картинка – запутанные «коридорные» уровни, разнообразие врагов. |
5 | Зрелищный экшен – ближний бой, магия, беготня по крышам, толпы врагов, мрачный мир. |
Интересный лор, большие дополнения, наличие мультиплеера и кооператива. Здесь бывает больно, бывает сложно, но всегда интересно.
2. Immortal: Unchained – спасение мира будущего
«Immortal: Unchained» – новинка 2018 года с очень красивой современной картинкой и жесткими перестрелками на различных планетах.
Видео игры Immortal: Unchained
Используйте бластеры, снайперские винтовки и световые мечи, чтобы валить многочисленных роботов, солдат и монстров, но помните, что у них это обычно получается лучше.
3. Lords Of The Fallen – история скандинавского грешника
«Lords Of The Fallen» – одна из первых попыток скопировать «Dark Souls», оставив суть геймплея, но изменив лор и картинку. При этом довольно удачная.
Видео игры Lords Of The Fallen
Особенности игры | |
---|---|
1 | Викинги и демоны – спасать мир от сил тьмы предлагается заточенному в тюрьму грешнику. |
2 | Большой мрачный мир – уровни темные и тесные с кучей ловушек и врагов, боссы интересные. |
3 | Та самая боевка – многое скопировано до мелочей, вплоть до системы душ в прокачке. |
4 | Есть свои фишки – легендарные скандинавские мечи, бонусы за максимально долгое время без смерти. |
У игры симпатичная картинка, интересный мир и большие, сложные в прохождении боссы. В принципе, этого достаточно.
4. Necropolis – кооперативный поход в подземелье
«Necropolis» – в отличие от предыдущих игр в списке, эта предлагает разнообразное прохождение за счет случайной генерации уровней. Да, это рогалик!
Видео игры Necropolis
Ну и смерти за каждым поворотом, конечно, все как полагается. И еще очень интересный запоминающийся визуальный стиль.
«Pharaonic» – простое на первый взгляд уютное инди с видом сбоку. Игра не критично хардкорна, так что подходит для начинающих, только пытающихся знакомиться с жанром.
Видео игры Pharaonic
На фоне более серьезных проектов игра может показаться немного примитивной, но у нее есть стиль, харизма и лор. К тому же, Древний Египет – это всегда интересно.
6. The Surge – экзоскелеты и роботы
«The Surge» – еще одно далекое будущее в этом списке. В сюжете игры – мегакорпорации, занимающиеся принудительной роботизацией человечества, и главный герой, пытающийся им помешать.
Видео игры The Surge
Особенности игры | |
---|---|
1 | Исключительно ближний бой – мечи, топоры, бензопилы, поршни и дисковые пилы. |
2 | Экзоскелет – улучшайте героя, прокачивая каждую часть отдельно, добавляйте модули. |
3 | Интересная добыча предметов – отстрелите роботу конечность и она появится в коллекции. |
4 | Продуманный мир – есть выбор варианта ответа в диалоге, неплохая история. |
В 2019 году выходит вторая часть игры с продолжением сюжета в мире будущего и еще более сумасшедшими сражениями. Обещан кооператив.
7. SINNER: Sacrifice for Redemption – готические битвы с боссами
«SINNER: Sacrifice for Redemption» – эта игра еще не вышла, но нам не терпится про нее рассказать. Это темный готический мир с огромными боссами.
Видео игры SINNER: Sacrifice for Redemption
Да, это практически все, что мы знаем об игре. Но согласитесь, смотрится она интересно!
8. Blade & Bones – отыщите семь мечей
«Blade & Bones» – инди, пытающееся подражать «Dark Souls» во всем, но со значительно упрощенной механикой.
Видео игры Blade & Bones
Локации красивые, есть сюжет. Сложности игре добавляет то, что количество жизней ограничено, начинать заново бесконечно не получится.
9. Inferno Climber – найдите магические камни
«Inferno Climber» – еще одно инди с классическим сюжетом. Игрок отправляется найти 5 камней, которые, вероятно, не дадут человечеству погибнуть.
Видео игры Inferno Climber
Ничего особенного, это просто качественное уютное инди, о котором мало кто знает. К сожалению, без русского языка.
10. Salt and Sanctuary – очень стильная RPG
«Salt and Sanctuary» – это как если бы ту самую игру перенесли в 2D. Причем очень удачно.
Видео игры Salt and Sanctuary
Особенности игры | |
---|---|
1 | Никакой помощи – разберитесь со всем сами, просто исследуя мир в любом направлении. |
2 | Свободная прокачка – много веток, добавляющих герою способности воина, мага, паладина. |
3 | Сильные враги – победа зависит исключительно от навыков игрока, есть система ранений, выносливость. |
4 | Великолепная картинка – мрачные задние локации отражают атмосферу безысходности. |
Самый большой плюс игры – отличная атмосфера! Этот проект запоминается надолго. А теперь он еще и на русском.
Некоторым souls-like играм так и не удалось дотянуть до «оригинала», другие все же умудряются зацепить интересными мирами и необычной механикой. Попробуйте их все, чтобы сделать свои выводы!