советский менталитет все на халяву

Злобный взгляд на советский менталитет

Какой он советский человек? Всегда ли смотрел исподлобья? Всегда ли он хамил и находился в тоне подозрительности? Возможно ли определить, почему советского человека всегда видно было в зарубежных поездках? Почему советские люди всегда невыгодно выделялись на фоне западных людей? Что же такого было в этих советских людях, что многие в мире от них шарахались?

Рассмотрим знакомые ситуации из жизни в СССР. Например, в магазине: женщина-продавщица с неприветливым видом, всегда оценивающе, посмотрит на тебя, как на врага и спросит, женщина (или мужчина), вам чего? После такого вопроса злобной, раздражённой продавщицы вам уже ничего не хотелось. А если перед ней стоял ребёнок, то она либо его просто игнорировала, либо шла болтать к своей подруге в другой отдел. И такое поведение было нормой для работников всех сфер обслуживания в СССР. В гостиницах, при поселении, на вопрос: есть ли места, вам что всегда говорили, при этом хмуря брови? Мест – нет. Знакомая ситуация? А эти славные обращения «женщина», «мужчина». Других обращений не было, хотя нет, ещё было популярное обращение – «товарищ».

Поведение советского человека на курорте тоже всегда вызывало живой интерес, с точки зрения психологии. Эта страсть везде мусорить, неизвестно откуда взявшаяся, возможно что-то осталось со времён татаро-монгольских нашествий, ведь все эти дикие племена так или иначе генетически проросли в русском человеке, иначе откуда же такая дикость и нелюбовь к своей же собственной земле?! А эта дикая привычка, дошедшая до наших дней — плевать на землю. Каждое лето начиналось одинаково – с поиска нужного человека, который бы достал билеты на поезд в Крым. Приходишь в советскую кассу за 2 месяца, за месяц – билетов никогда не было. Поезда были, ходили по своим маршрутам, кто-то в них ездил, но билетов никогда не было в кассах. Всегда надо было иметь персональную кассиршу. Внутри самого поезда советский человек порой вёл себя неадекватно – он всегда возил с собой чесночную колбасу, либо чесночные котлеты и конечно же сразу начинал пить водку, мусор многие любили выбрасывать из окна. Оригинальным было и решение советского человека с местами – вечная проблема верхней и нижней полки. Люди, заранее купившие себе хорошие места и выстоявшие очередь, либо купившие билеты по блату, почему-то должны были уступить это место семье с маленьким ребёнком, при этом их собственный ребёнок в счёт не входил, даже если он и был немного старше по возрасту. Они очень злились, если вы на это не соглашались. Ну позвольте, говорили вы, почему же вы сами заранее о себе не побеспокоились и не взяли своему ребёнку нижнюю полку? С какой радости наш ребёнок должен уступать нижнюю полку вашему? Советский человек не любил сам о себе заботится, он хотел всегда навязывать вам свои принципы и хитрости и почему-то считал, что именно вы ему что-то должны. И откуда эта манера запрыгнуть сверху и кататься на ближнем? Видимо тоже от татаро – монгол. Конечно, это не по-немецки, скажете вы и даже не по-американски, и уж совсем не по-английски.

Теперь поговорим про улыбки. Почему-то среди советских людей не принято было улыбаться, если на улице вы встречали человека, который просто приветливо на вас посмотрел, то это было просто аморально и сразу считалось, что с этим человеком что-то не так, иначе чего это он приветливый такой, почему улыбается? Советский человек никогда не улыбался! Ему было запрещено!

Знаменитые и всеми очень любимые работники ЖЭКов – это вообще отдельная история. За слесарем надо было охотиться, но ему-то было всё равно, т.к советский слесарь всегда был пьян. Если вы и заставали его трезвым и давали ему на бутылку, то он снова исчезал надолго. Тоже самое было и с электриком, а паспортистка была фурия, сам же председатель ЖЭКа активно воровал всё, что можно было украсть, в основном стройматериалы с капитального ремонта дома. Я вообще удивляюсь, как наши дома не развалились в те годы, при таких работниках.

Оригинальной была ситуация с деньгами. Мало того, что самой популярной на всё советское пространство зарплатой, была зарплата именно в 120 рублей, так ещё и запрещено было заниматься совместительством. То есть, советский человек имел право работать только на одном месте и получать свои 120 рублей, подрабатывать сразу на нескольких работах было строго запрещено. Конечно, были люди, которые умудрялись как-то это делать, но не все так могли. Были конечно и другие зарплаты, но это была среднестатистическая по стране. Конечно, при тех ценах в СССР на 120 р. можно было прожить, но этого не хватало, скажем на отдых на море всей семьёй, различные поездки по дружественным республикам СССР, покупку телевизора и т.д.

Многие из тех, кто работал на фабриках и заводах в те годы и перевыполняли план – получали, нет не деньги, как вы подумали, а грамоты с благодарностью. А деньги получало их вышестоящее начальство. Грамоты в те годы были очень популярны, их вручали всем и везде, и какой хитрец их придумал? Это ли не унизительно, когда было такое отношение, а тем, кто был не согласен, сразу почему-то вспоминали про комсомольский или партийный билет.

В те годы были популярны так называемые общественные, публичные наказания. Эти знаменитые доски позора, такого конечно в мире не было нигде и нет. До такого могли додуматься лишь злобные, угрюмые советские люди. И откуда такая жестокость в стране, победившей фашизм? Эти обличающие доски были повсюду – на остановках, в школах, подъездах. Позор пьянице и дебоширу такому – фото, имя, фамилия. Позор такому-то. А как же помощь, а как же права человека? А как же отзывчивость, сострадание, доброта? Советским людям была чужда отзывчивость. Все были сильно углублены в себя и свои проблемы, не откликался никто. И такая жестокость в обществе всеми силами поощрялась, травить и бить ногами, по сути очень больных людей. В СССР над алкоголиками, наркоманами попросту смеялись. Смеялись всей страной над больными людьми. Их принято было высмеивать в газетах, в кинофильмах, в рубриках карикатуры, а также в главном юмористического издании Советского Союза «Крокодил». Казусным был и тот факт, что если человек, не страдающий алкоголизмом, был случайно замечен работниками милиции в нетрезвом состоянии в общественном месте, его тут же задерживали, доставляли в отделение и наутро сообщали на работу. То есть, если человек погулял у друзей на дне рождении, немного расслабился или, быть может, отмечал радостную новость о рождении сына, его тоже автоматически записывали в алкоголики. На Западе таких людей принято было лечить. У нас же такие люди становились изгоями общества. Алкоголизм, наркомания, иные виды зависимостей в цивилизованных странах считались такой же болезнью, как любая другая. На предприятиях, на партийных собраниях, очень любили также обсуждать и вашу личную, семейную жизнь. Почему, например Иванов П изменяет жене или наоборот. Почему такой-то и такой-то пьёт, он позорит честь партии. Интересно только, в каком месте у партии была честь?

И таких примеров советского психологического быта, к сожалению, было немало. Такие дивные, странные, неадекватные истории происходили в нашей стране, на наших глазах и совсем неудивительно, что, живя в такой стране сплошного прессинга и жестокости, советский человек, в массе своей, был хамовит, нелюбезен, недружелюбен, а про улыбку, вежливость и правила хорошего тона попросту не знал. Да, кстати, вот названия стран поменялись, а советский менталитет – нет. Он живёт и по сегодняшний день и цветёт буйным цветом! А куда ж ему деваться, с такими-то глубокими корнями, он навечно пророс в генетическом коде целых поколений, живущих в, теперь уже, бывшем, СССР.

В этой связи вспоминаются слова профессора Преображенского: «разруха не в клозетах, а в головах. А если головы одни и те же…».

Источник

Как Советский Союз изменил русский менталитет

советский менталитет все на халяву. Смотреть фото советский менталитет все на халяву. Смотреть картинку советский менталитет все на халяву. Картинка про советский менталитет все на халяву. Фото советский менталитет все на халяву

Спустя двадцать семь лет после распада СССР наших современников все больше интересует вопрос жизненного уклада в Советском Союзе.

Какими были люди в то время? И как изменил СССР нравы русского народа?
Психологическая наука зародилась в России лишь в конце XIX века. Однако и она еще не совсем представляет собой учение о душе и человеческой индивидуальности: в то время начали работу психофизиологические лаборатории, получили широкое распространение научные труды Бехтерева и прочих физиологов.

Поэтому психологическая наука до 1920 года может похвастаться скудным набором данных о личностных и нравственных портретах людей дореволюционной эпохи.

Однако до наших дней сохранились биографии, дневники и исторические сводки начала XX века и дореволюционного периода. И современная психология положительно относится к методу работы, основанному на анализе и синтезе исторических источников.

Мораль и общественность

Для того, чтобы представить общий моральный уровень людей дореволюционной эпохи, необходимо вспомнить, что в то время еще существовало строгое деление общества на социальные слои.

Учебники истории наперебой рассказывают, как порицались в то время маргиналы, челкаши и тунеядцы всех мастей. Однако даже в самой императорской семье с моралью было не всегда гладко.

Согласно воспоминаниям А. Ф. Тютчевой, даже при дворе люди не гнушались бесстыдного поведения: «Однако, не следует забывать о диких порядках, господствующих в самой императорской семье: развратное поведение великих князей, воровство (например, князь Николай Константинович украл у своей матери бриллианты для любовницы-певички), драки, пьянства, во время которых рубили головы своим борзым собакам, стоя на четвереньках, лакали шампанское из серебряной лохани и нагими распевали серенады, сидя на крыше собственного дома».

О печальном разложении нравов бомонда Петрограда писала в своих воспоминаниях и придворная фрейлина Анна Вырубова: «Трудно и противно говорить о петроградском обществе, которое, невзирая на войну, веселилось и кутило целыми днями.

Рестораны и театры процветали. По рассказу одной французской портнихи, ни в один сезон не заказывалось столько костюмов, как зимой 1915–1916 годов, и не покупалось такое количество бриллиантов: война как будто не существовала».

Праздное дворянство, жившее на дотационные средства от государства, также не показывало пример морали и нравственности.

Согласно воспоминаниям очевидцев, представители высшего света чаще всего демонстрировали разнузданное поведение, праздность, леность и тунеядство.

Согласно историческим источникам, трудолюбие было присуще лишь крестьянам.

С особым пиететом относились дореволюционные крестьяне к антагонистической диаде чести и бесчестия.

До наших дней дошли фольклорные доказательства такого отношения: «Беден да честен», «Гол, да не вор».

В первую очередь, честным человеком считался тот, кто трудился на благо общества и своей семьи.

Бесчестным же считался тот, кто незаконным путем присвоил себе чужую собственность.

В среде крестьянства ценились трудолюбие, вежливое обращение к старшим, уважение к чужой собственности и трезвый образ жизни.

Советский Союз

Одним из постулатов жизни в Советском Союзе стало социальное равенство для всех и каждого. На деле, конечно, все продолжали жить с разным достатком, однако богатством более не кичились, а праздный образ жизни и тунеядство обществом порицались.

На авансцену жизни советского гражданина вышли семейные и экзистенциальные ценности.

Об этом свидетельствует исследование доктора психологических наук Влады Пищик, начатое еще в 2010 году.

Это означает, что человеческие ценности сдвинулись от чисто гедонистических и эгоистичных желаний удовлетворения собственных прихотей до почитания семейных отношений и поиска смысла жизни.

Кроме того, согласно исследованиям, советские граждане были более требовательны к себе и окружающим, уверены в себе, более отзывчивы и в то же время упрямы.

Коллективное сознательное

Одна черта была присуща русским во все времена — коллективизм.

В противовес западному индивидуализму он сформировался уже очень давно и, пожалуй, его нельзя искоренить в одночасье.

Рассуждая о причинах революции, Шубарт писал: «Русский переживает мир, исходя не из «я» и не из «ты», а из «мы».

Этот нрав является основным источником обаятельности русского народа.

И именно «мы», крестьянская община, разрушаемая под видом европеизации нашей культуры, оказалась одной из причин революционных потрясений».

Именно сплочение перед лицом опасности, общность целей и интересов смогли некогда сделать крестьянство стойкой силой, способной пережить социальные потрясения любого масштаба.

Похожая черта прослеживалась и у советских людей.

Согласно исследованию Пищук, советский гражданин, живший в эпоху коллективизма, впитал его своим духом и ценил верность традициям, открытость, сердечность, дисциплинированность и уважение к власти.

Закаленные судьбой

О нравах дореволюционного общества, а уж тем более об их толерантности к сложностям и превратностям судьбы современным психологам известно крайне мало.

Однако, согласно психологии защитных механизмов, употребление алкоголя и кутеж — это деструктивные способы ухода от реальности при неспособности с ними справиться самостоятельно.

Следовательно, можно предположить наличие у дореволюционных граждан низкой способности сопротивляться сложностям.

Советское же поколение получило очень высокие баллы по шкале толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.

Скорее всего, это объясняется тем, насколько жесткие события пришлось им пережить.

Человек 2.0

Современные психологи не устают поражаться силе влияния Советского Союза на психику людей того времени.

Выросший в суровых условиях кризисов, репрессий, войн, гонок вооружения и научного прогресса, всю жизнь боровшийся за мир и светлое будущие, он стал трудолюбивее, честнее, упрямее и сильнее своего отца, Человека Дореволюционного.

Стал сильнее — и обеспечил этим могущество страны на долгие годы.

Источник

Халява как ведущая стратегия русского человека

советский менталитет все на халяву. Смотреть фото советский менталитет все на халяву. Смотреть картинку советский менталитет все на халяву. Картинка про советский менталитет все на халяву. Фото советский менталитет все на халяву

Иногда простое, очевидное и, казалось бы, элементарно понятное ускользает от глаз, делаясь неуловимым. Таким очевидным, но явно непонятым и необъясненным явлением стала русская халява.

Где бы ни появился пытливый русский человек, он инстинктивно, даже рефлекторно ищет вокруг себя халяву. Она как Пушкин – наше всё. Но мы, русские люди, халяву как принцип в упор не видим, отказываемся ее понимать и осмысливать. Пусть другие обдумывают этот феномен – а мы попользуемся. На халяву!

Слово халява русским переводить не надо, на другие языки слово переводится с трудом и с большими неточностями. Халява это легкая добыча, то, что досталось даром, без труда, без усилий, бесплатно, случайно, по стечению обстоятельств. Для этого всего мы найдем слова в других европейских языках, но у русской халявы есть уникальное качество, описать которое европейские языки бессильны. В русском мире халява понимается как нечто объективно существующее, несмотря на свое якобы случайное появление, халява есть некое вселенское благо, которое можно и нужно искать, и оно обязательно найдется.

Халява как принцип, как философия жизни покрывает значительную часть русского сознания, особенно коллективного бессознательного. Заберите у русских халяву, и многим из них станет скучно и грустно.

Между тем наши упитанные европейские братья по разуму и по судьбе о феномене русской халявы ничего не знают. Разве что польские сантехники иногда расскажут, но по привычке все перепутают и переврут. Поляки тоже любят халяву, но чисто платонически. Им укрепляться нужно в духе и вере. Слабы пока – вот и не обламывается им.

Мой рассказ о халяве больше для европейцев, чем для русских. Не мне учить халяве дорогих соотечественников.

Происхождение халявы

Оно кроется в том, что русские кочуют, передвигаются по жизни намного больше, чем другие народы. Русские подвижны и мобильны в своем отношении к миру, к судьбе и будущему, и в этом похожи на воинов Чингисхана, орды которых вдруг ни с того ни с сего потекли в Европу как реки.

Только татаро-монголы давно растворились в пространстве и во времени, а русские – нет. Русские все еще кочуют и несут в себе древние инстинкты завоевателей и добытчиков.

Я без труда могу представить себе отряд кочевников- монголов, которые восемьсот лет назад перевалили через Карпатский хребет и рыщут по открывшейся перед ними плодородной придунайской равнине, сегодня принадлежащей Словакии и Венгрии. Равнине довольно густо населенной.
Чем руководствовались завоеватели монголы, обнаружив себя вдруг в населенной и богатой равнине? Тем же, чем любые другие природные, стихийные, неидейные завоеватели, не искавшие ни гроба господня, ни свободы с равенством, ни восточного пути в Индию, а просто двигавшиеся по земле в поисках добычи.

Все они руководствовались особым здравым смыслом добытчика, который говорил: нужно внимательно смотреть по сторонам и захватывать то, что легко захватывается. Быстро и решительно. Пока эту легкую добычу – халяву – не захватили другие. Или она не ускользнула. Или пока мы не попались на глаза нашему Чингизхану, суровому повелителю вселенной, который бросит нас штурмовать крепостные стены, в то время как вокруг этих стен так много живописных деревень, там и овцы, и куры, и женщины попрятались, может быть, не все.

Это и есть халява в ее исконном значении. Халява – принцип стихийного завоевателя, вечный как мир.
Этот город укреплен, его защищают свирепые и хорошо вооруженные солдаты. А вот рядом другой городишко – не укреплен совсем, и мужчины все разбежались. Куда направим своих коней, уважаемые коллеги по дикой степи?

Халява – не хорошо и не плохо

Хотя слово в современном русском языке окрашено, скорее, отрицательно, халява как философская категория, как принцип жизни, не хороша и не плоха. Халява она и есть халява.

В русском мире она была, есть и будет, потому что на огромных необжитых и ненаселенных пространствах России инстинтивное поведение стихийного завоевателя помогает выживанию больше, чем прославленное протестантское трудолюбие. Кроме того, в России обязательно что-то где-то плохо лежит. Или вообще всё лежит плохо.

Русские верят в халяву, потому что халява была и есть реальность русской жизни. Для многих русских не просто реальность – а смысл существования.
А вот у китайцев с халявой напряженно. Они пять тысяч лет в тесноте друг у друга на головах живут и размножаются. И легкой добычи в таких скученных условиях китайцы друг другу не позволят. И лежала у китайцев под носом все эти пять тысяч лет безлюдная холодная Сибирь, лежала бесплатно, на халяву. Но то, что оказалось легко Ермаку Тимофеевичу со товарищи, нехалявным китайцам было недоступно.

Им же, китайцам, с их великими династиями, увлеченными воздушными змеями и бумажными драконами, так и не удалось научиться плавать по морям. И теплая Австралия досталась английским уголовникам, совсем на халяву. А как пригодилась бы китайцам уже сегодня, как нужна была бы завтра. Что делать – халява не китайская стихия.

Халява как знамение нашего времени

Россия не знала более халявного времени, чем стремительный переход от развитого социализма к еще более развитому капитализму, состоявшийся в последние двадцать лет.

С развалом СССР началось время быстрых денег, которые многие называли деньгами легкими, не понимая, что легких денег не бывает. И уж совсем не может быть легких больших денег.

В Россию пришли деньги быстрые и очень большие. Халявные деньги, тяжелые как свинец.

Демократия в России принесла с собой торжество халявы для самых шустрых, рисковых и стайных. Большинству же русских от демократической халявы не обломилось ничего хорошего. Но знамением времени халява стала для всех, даже для самых бедных.

Потому что свалившееся России на голову царство халявы неожиданно, конкретно и со всеми прибамбасами доказало тезис гимна компартии «Интернационал», которому в советские времени не очень верили, хотя и пели стоя: «Кто был ничем, тот станет всем».

Стал, и еще как стал! На халяву выросли новые скороспелые «элиты», которым сегодня предстоит решать вопросы не совсем халявные.
Россия сегодня все еще переживает кульминацию эпохи быстрых и больших денег, буйного обогащения «новых элит», но многих в России начинают терзать сомнения: халява кончится, а что потом?
«Потом инновации и развитие! Даже не потом, а вот буквально с завтрашнего дня!» – строго говорят сверху, но кто поверит в это, пока в Россию течет река нефтедолларов и газоевров.

Халява как секретное оружие

Некоторым народам мира дано понять русскую халяву. Много турков, присмотревшись к русским гостям, вероятно, очень разбогатели, осознав, что халява в форме «олл инклюзив» настолько радует русских, что качество «инклюзива» их уже не интересует. И все остаются довольны. Отдыхающие из России радуются турецкой халяве и одновременно кормят немалую часть турецкого населения.

Вернемся назад и повторим тезис: халява есть инстинктивный принцип поведения добывателя, диаметрально противоположный образу английского газона, который возделывали поколения садовников на протяжении восьмисот лет. Или образу голландских дамб и тюльпановых плантаций.

Есть ли основания считать, что русские изменят свой менталитет добытчиков, ищущих легкой добычи, халявы? Станут, например, искусными торговцами. Научатся производить дешевые хорошие автомобили. Завалят Европу дешевым зерном. Похожий эпизод, кстати, уже был в истории России и не в последнюю очередь стал катализатором Первой мировой войны.

Нет, менталитет русских так быстро не меняется. И начавшаяся после Косова в Европе эпоха малых и больших войн будет не очень благоприятна для торговли или производства. А вот на добывателей в этой новой эпохе может появиться спрос.

Я настаиваю на том, что русская халява вне морали. Так же как шведское трудолюбие или эскимосское пьянство. Это просто продукт развития цивилизации, качество, свойство. О котором, конечно, удобно и приятно морализировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *