Spac ipo что это
Как заработать на компании-пустышке: рассказываем, что такое SPAC
В июне стало известно, что инвестор-миллиардер Билл Экман подал в регулирующие органы США заявку об IPO SPAC (a special purpose acquisition company) — компании, созданной специально для слияния с другой частной компанией, которая желает выйти на биржу, минуя процедуру IPO. У SPAC нет ни активов, ни истории деятельности, ни бизнес-плана — это фактически пустышки.
SPAC — инструмент далеко не новый, но при этом малоизвестный и все более широко распространяющийся. А его поверхностное описание способно отторгнуть большинство консервативных инвесторов, боящихся мошенников. Рассказываем все, что нужно знать инвестору о таких компаниях.
SPAC — что это вообще такое?
SPAC проводит первичное размещение, привлекая средства инвесторов вслепую — по сути, с этого начинается история компании. Их IPO называются blank-check («пустые чеки») — покупая такие акции, инвесторы де-факто приобретают воздух. Однако в перспективе это может окупиться, если руководители SPAC договорятся о слиянии с хорошей частной компанией.
SPAC обязана потратить не менее 80% собранных средств на один актив. Любая сделка должна быть сперва одобрена акционерами. Частные компании, сливающиеся со SPAC, могут конвертировать свои бумаги в акции SPAC в пропорции 1:1. После этого тикер SPAC меняется на тикер новой публичной компании.
Вложения в SPAC доступны только квалифицированным инвесторам. Все собранные средства на IPO помещаются на эскроу-счет — это служит гарантией, что они пойдут на приобретение бизнеса, а не на личные цели руководителей SPAC.
Обычно спонсорами SPAC выступают известные финансисты — руководителям-ноунеймам трудно договориться о сделке и, как следствие, привлечь средства инвесторов.
Зачем SPAC нужен спонсорам и частным компаниям?
Менеджмент SPAC — потенциально главные бенефициары SPAC в случае успешного слияния. По условиям сделки со SPAC сливающаяся с ней компания обязана провести допэмиссию акций (обычно 20%), которые полностью достаются спонсорам.
Главный риск для учредителей — потеря собственных средств в случае неудачного слияния или же провала сделки. В случае ликвидации SPAC его спонсоры несут все операционные издержки. Затраты на создание технической компании могут исчисляться десятками миллионов долларов.
Кроме того, SPAC считается сферой, где нет права на ошибку: если спонсорам не удалось за два года найти бизнес для слияния, то они зарабатывают плохую репутацию. Скорее всего, для второй попытки они просто не найдут инвесторов.
Зачем SPAC нужен инвесторам?
Также инвесторы в пакете с акциями обычно получают варранты — бумаги, позволяющие купить еще акций по заранее определенной цене. Никто не запрещает избавиться от акций, но сохранить ни к чему не обязывающие варранты — это хеджирует риски и создает вариативность стратегий.
Но есть и подводные камни. Инвестор не знает, во что вкладывается, — даже если спонсоры SPAC сообщают о договоренности о сделке с той или иной компанией, это ничего не значит. Оформить сделку можно только после IPO — гарантий ее осуществления у инвесторов нет.
Значительная часть SPAC попросту не находит бизнес для слияния и распускается. Для инвестора это далеко не худший вариант, ведь тогда он ничего не теряет — вложенные средства попросту вернутся. Гораздо хуже другой вариант: слияние, в результате которого бумаги преобразованных SPAC теряют в цене. В большинстве случаев происходит именно так: по данным WSJ, акции более половины SPAC, ставших публичными в 2015–2016 годах, сейчас торгуются ниже стоимости IPO.
Одна из причин этого — возможное желание спонсоров любой ценой реализовать имеющийся капитал и заработать, в результате чего они могут переплачивать за относительно недорогие компании. Чаще всего это случается со сделками, заключенными в самом конце двухлетнего периода. А рынок после слияния оценивает приобретенный бизнес адекватно, и бумаги новой компании стремительно дешевеют.
Какие компании стали публичными благодаря SPAC?
Вскоре путем Nikola может пойти еще один производитель электрокаров — Fisker. 13 июля компания объявила о слиянии со Spartan Energy Acquisition Corp — еще одной SPAC, финансируемой частной акционерной компанией Apollo Global Management Inc.
Стоит ли связываться со SPAC?
Инвестировать в SPAC можно — это не настолько рискованный инструмент, каким кажется на первый взгляд. Гораздо больше рисков несут его спонсоры. Однако инвестор должен однозначно верить в способность спонсоров (лучше, чтобы они были с именем) найти бизнес для слияния. Еще лучше — если у компании уже есть определенная цель.
Больше новостей и интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Краткое обозначение акций компании, валюты или товара на бирже. Чаще всего состоит из букв, использованных в названии компании. Реже — из цифр (на азиатских биржах). В тикерах облигаций указаны базовые характеристики ценной бумаги — обычно цифрами. Тикеры валют состоят из трех букв. Первые две обозначают страну, а третья — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее Процедура включения ценной бумаги в список торгуемых на бирже активов.
Что такое SPAC: разбираемся в последней моде на Уолл-стрит
Этот факт хорошо показывает, что объемы финансирования, получаемые предприятиями на SPAC-размещениях, достигли значительных уровней. Осталось разобраться, что это вообще такое.
В этой статье поговорим о том, как работает механизм SPAC-инвестирования, почему это стало так популярно и что со всем этим делать обычным инвесторам вроде нас.
Что такое SPAC
SPAC — это special-purpose acquisition company, «специально созданная для поглощения компания». Вкратце это работает так: SPAC выводится на биржу, инвесторы покупают его акции, а на вырученные деньги компания ищет перспективный стартап, который можно поглотить и вывести на биржу вместо самой SPAC. Если SPAC находит такой стартап и поглощает его, акции взлетают.
То есть схема тут такая:
Если SPAC находит нужную компанию, то после объявления о слиянии ее акции начинают сильно расти, а тикер и название SPAC меняются на тикер и название новой компании. Обычно таким образом на биржу выводят всякие наукоемкие или технологические компании.
В проспекте SPAC были написаны достаточно общие вещи про характеристики компании, которую CCIV искал для поглощения: «возможность повышения эффективности операций», «высокая маржинальность».
Что интересно, окончательное соглашение между CCIV и Lucid было достигнуто только спустя 5 недель, то есть первое время акции SPAC росли фактически без оснований. Когда слияние завершится, то все держатели акций CCIV станут акционерами Lucid.
Самая суть SPAC такова: вы отдаете деньги другим людям, чтобы они на эти деньги что-нибудь купили и это что-нибудь выросло вместе с вашими вложениями. Обычно до появления новостей о слиянии акции SPAC практически не растут, но и особо не падают. Так что фактически, покупая акцию SPAC, акционеры приобретают лотерейный билет: никогда не знаешь, какой будет исход.
Собственно, участие «Яндекса» в IPO нескольких SPAC — это такая угадайка с возможностью заработать.
А еще бывают опционы на акции SPAC
Кроме самих акций те инвесторы, кто участвовал в IPO, получают и ордера — warrant, — которые позволяют им в течение определенного прописанного срока купить акции этой SPAC по фиксированной цене, если эта цена будет превышена. По сути, это опционы.
Через какое-то время после IPO акции и ордера начинают торговаться отдельно. С ордером можно больше заработать, если акции SPAC взлетят. Но можно и потерять кучу денег: сами ордера обычно покупают с большой скидкой, плюс к этому указанная в ордере цена может быть не достигнута.
Если владеть акциями SPAC, которая закроется, инвестор получит изначальную номинальную стоимость акции. А после окончания срока действия ордера и закрытия SPAC инвестор получит дырку от бублика.
Кому выгодны SPAC
Кроме акционеров бенефициарами SPAC выступают следующие персоналии и организации.
Руководство SPAC. Их еще называют спонсорами — это создатели SPAC. Часто это опытные инвесторы или даже просто известные предприниматели, также это могут быть юридические лица типа частных фондов. Если слияние проходит успешно, то обычно они имеют право получить 20% новой компании по цене, по которой проводилось IPO SPAC.
В общем, если все пройдет хорошо, SPAC найдет компанию и поглотит ее, а акции вырастут, то руководитель SPAC может озолотиться.
Кстати, бонус для спонсора размывает стоимость акций других акционеров: поскольку для него создаются новые акции, что размывает стоимость всех акций. Этот момент очень важен в критике SPAC многими сторонними наблюдателями.
Поглощенные компании. Очень часто это убыточные стартапы, которые всегда счастливы продаться нашедшемуся покупателю. Впрочем, множество традиционных IPO или DPO — это как раз убыточные компании.
Банки. Они получают комиссию за проведение IPO — и размещение SPAC для них более чем рентабельно: вокруг каждой компании, проводящей IPO, нужно плясать и каждое IPO уникально, зато SPAC развелось просто уйма — и с них можно получать плату.
В каких отраслях происходят слияния SPAC
Процент от общего объема сделок | Количество компаний | |
---|---|---|
Здравоохранение | 40% | 6 |
Технологии | 20% | 3 |
Финансовые услуги | 13% | 2 |
Энергетика | 13% | 2 |
Потребительские товары | 7% | 1 |
Другое | 7% | 1 |
Заявленные в ходе IPO отрасли для слияния разных SPAC
Процент от общего объема сделок | Количество компаний | |
---|---|---|
Технологии, ПО | 20% | 48 |
Общие | 19% | 45 |
Наука, здравоохранение | 11% | 25 |
Финансовые услуги | 10% | 24 |
Телекоммуникации | 9% | 20 |
ESG, устойчивое развитие | 7% | 16 |
Потребительские товары | 5% | 12 |
Энергетика | 3% | 8 |
Недвижимость | 3% | 6 |
Транспорт | 2% | 4 |
Не США | 6% | 14 |
Другое | 5% | 12 |
Почему стартапы выбирают SPAC, а не IPO
Может возникнуть вопрос: зачем же тогда этим модным стартапам покупатели из SPAC, если есть обычное IPO? Здесь есть ряд тонких моментов.
Скорость. Процесс подготовки к IPO со всеми его регуляторными тонкостями может занять полгода, а то и полтора. Слияние со SPAC обычно занимает два месяца.
Это очень важно, поскольку на бирже за лишние четыре месяца может произойти что угодно. Например, может случиться пандемия, которая сделает отрасль, в которой работает этот стартап, крайне непривлекательной для инвестиций.
Также в случае обычного IPO компании должны воздерживаться от продвижения своих акций до самого момента начала торгов — а SPAC могут очень много себя рекламировать, что помогает создавать ажиотаж вокруг акций и придает их росту ускорение.
Можно приукрасить реальность. С традиционным IPO все заявления компаний и информация, указанная ими в проспекте, проверяется более-менее серьезно. По идее, стартапы, которые сливаются со SPAC, тоже должны проверяться, но по факту в их случае аудит проводится спустя рукава. То есть проводится главным образом аудит SPAC, что фактически бессмысленно: ведь компания не ведет операционной деятельности и ее слияние со стартапом — это именно слияние, а не IPO в строгом смысле.
SPAC-слияния — это крайне плодотворная среда для мошенников. Например, обвиняемая в обмане акционеров компания Nikola — это бывшая SPAC. Ну или, например, IPO коворкинговой компании WeWork в 2019 году развалилось до размещения акций, потому что инвесторы начали задавать много неудобных вопросов. А если бы это была SPAC, то компания вышла бы на биржу. Собственно, WeWork готовится выйти на биржу через слияние со SPAC. Как говорится, умному — достаточно.
«Потому что всем на все наплевать». Предшествующему пункту благоприятствует система стимулов для спонсоров. Руководство SPAC не заинтересовано в том, чтобы сторговаться и взять хорошую компанию подешевле. Им нужно скорее устроить слияние и получить практически гарантированную огромную прибыль, оставив большинство инвесторов с компанией, которая может оказаться несостоятельной в средне- и долгосрочной перспективе.
Согласно оценкам Renaissance Capital, при рассмотрении 93 SPAC, запустившихся в 2015 и слившихся с какой-то компанией до 2020 года, средний результат всех акций оказался отрицательным и составил −29,1%. Это сильно хуже результата компаний, которые за тот же период прошли через обычное IPO, тут результат +47,1%. Из всех этих 93 SPAC только 29 вышли в плюс.
Обычные инвесторы тоже могут хорошо заработать на SPAC и на тех компаниях, которые из них получаются. Вот, например, вышедшие из SPAC сервис онлайн-ставок DraftKings (NASDAQ: DKNG) и оператор турполетов в космос Virgin Galactic Holdings (NYSE: SPCE) очень круто выросли. Пикантность ситуации в том, что обе компании глубоко убыточны, а Virgin еще пока не возила туристов в космос.
Что за ажиотаж вокруг SPAC в США
SPAC (Special Purpose Acquisition Company) – альтернатива IPO для некоторых стартапов и новый способ привлечения капитала для инвесторов. Так вышел на биржу Virgin Galactic Ричарда Брэнсона в октябре 2019 года.
Все привет! Мы тут часто пишем про всякие разные способы привлечения финансирования, и сегодня я хотел бы рассказать про одно явление из области финансового мира США, которое набирает популярность.
Я помню, как в конце 2019 года меня удивила своей неожиданностью новость о том, что Virgin Galactic (SPCE) вышла на IPO. Обычно слухи, о том что компания планирует стать публичной, появляются задолго до самого листинга.
В случае с Virgin Galactic это случилось так стремительно, потому компания сделала листинг не путем выпуска новых акций, а путем слияния со специально созданной компанией, которая на тот момент была уже публичной, – Social Capital Hedosophia Holdings Co. (SCH).
Последняя была создана в 2017 году с одной единственной целью – найти растущую компанию и слиться с ней. Для этого SCH выпустила свои собственные акции на сумму 600 млн долл. США и разместила их на бирже по 10 долл. США за штуку. Как видно на графике, все это время до объявления слияния с Virgin Galactic акции SCH почти не колебались.
Раньше такие сделки можно было пересчитать на пальцах одной руки, но в ближайшие годы их будет, видимо, намного больше.
Буквально пару недель назад стало известно о запуске крупнейшего SPAC на сумму 4 млрд долл. США под названием Pershing Square Tontine Holdings, Ltd. (PSTH U). Спонсором выступил известный инвестор Билл Акман, управляющий фондом Pershing Square. У этого SPAC есть свои интересные особенности, о которых будет дальше. Сейчас давайте посмотрим на особенности SPAC по сравнению с традиционными схемами.
Частные компании иногда становятся публичными. Для технологических стартапов и их инвесторов – это заветное желание. Как правило, компания становится публичной путем первичного выпуска новых акций (IPO) и размещения их на бирже. Но есть еще два способа, которые стали относительно популярны в последнее время: прямое размещение существующих акций (“direct listing”) и через слияние со SPAC.
На прямом размещении мы не будем здесь подробно останавливаться. Достаточно сказать, что этот механизм работает хорошо, когда компании не нужно привлекать новый капитал. Происходит просто размещение уже существующих акций на бирже, что делает акции ликвидными и позволяет инвестором и работникам при желании продать свои пакеты на открытом рынке. Через прямое размещение стали публичными Spotify и Slack.
В глазах компании, которая планирует стать публичной, слияние со SPAC представляет собой реальную альтернативу длительному и дорогостоящему процессу IPO. В отличие же от прямого размещения акций при слиянии со SPAC компания также привлекает новый капитал для развития.
Пожалуй, главная причина – это обременительность процесса IPO.
Во-первых, процесс IPO очень долгий и трудоемкий. Кроме того, он требует привлечения большого количества средств для создания и дальнейшей организации работы команды по осуществлению IPO: аудиторы, юристы, менеджеры, андеррайтер, который в дальнейшем будет полностью руководить процедурой IPO. Подготовка к IPO может занять несколько лет, и за это время могут произойти серьезные изменения, как в самой компании, так и на рынке в целом.
Во-вторых, для IPO характерна непредсказуемая политика ценообразования. Прежде чем установить цену на акции, представители компании совместно с андеррайтерами устраивают роуд-шоу, где предоставляют инвесторам документы для ознакомления с компанией и проектом IPO.
По итогам роуд-шоу андеррайтер совместно с компанией оценивают результаты и формируют цену за одну акцию и количество акций, которые будут торговаться по этой цене. Если роуд-шоу прошло не так успешно, как хотелось бы, цена на акцию может быть значительно ниже той, на которую рассчитывала компания изначально.
В-третьих, когда акции только начинают торговаться на бирже, баланс спроса и предложения на эти акции еще не сформирован. Чтобы избежать излишней волатильности в первый период торговли на бирже, для работников компании и их инвесторов устанавливается lock-up период, в течение которого держатели акций не могут продавать свои акции.
В-четвертых, акции могут скользить вниз начиная с самого момента открытия торгов, если по какой-либо причине андеррайтер неверно оценил покупательский аппетит игроков. В такой ситуации главная задача инвестбанка – помочь стабилизировать ситуацию. И делается это с помощью схемы, которая называется “greenshoe”, где инвестбанк опять всегда остается в плюсе.
Другие отличия SPAC от IPO и других видов сделок неплохо изложены в этой таблице:
Частный инвестор может инвестировать в SPAC, которые находятся в поисках компаний для слияния, купив их акции на бирже. По факту такие инвестиции в SPAC на стадии, когда неизвестен таргет, это просто напросто выражение доверия к спонсору.
Недавно Goldman Sachs выпустил отчет, в котором проанализировал 56 сделок по слиянию компаний через SPAC. Результаты следующие:
Как указывают аналитики, 75% SPAC превосходит индекс S&P 500 на 22 процентных пункта, в то время как оставшиеся 25% отстают на 69 процентных пунктов.
Теперь давайте залезем под капот и разберем основные условия инвестиционной документации на примере уже упомянутого фонда Билла Акмана Pershing Square Tontine Holdings, Ltd. (тикер PSTH U).
В классическом SPAC ценные бумаги предлагаются к покупке по цене 10 долларов за единицу. В каждую единицу входит одна или несколько обыкновенных акций и один или несколько варрантов. Варранты в дальнейшем могут быть исполнены на одну обыкновенную акцию по цене предложения или цене, близкой к цене предложения, в течение длительного периода после приобретения ценной бумаги.
SPAC от Pershing Square немного отошел от этих канонов. Инвесторы приобретают обыкновенные SPAC-акции при первичном размещении PSTH U по 20 долларов за акцию. В дополнение к обыкновенным акциям инвесторы также получают варранты в качестве дополнительного стимула к инвестированию. Эти варранты отделяются от акций и в дальнейшем могут быть использованы как самостоятельные ценные бумаги, позволяющие вкладывать средства в краткосрочный инвестиционный арбитраж.
Структура SPAC-сделки Tontine Holdings уникальна по нескольким причинам. Во-первых, каждая ценная бумага (unit) состоит из одной обыкновенной акции по цене 20 долл. США за штуку и одного варранта, составляющего одну третью от стоимости акции. При этом каждый варрант структурирован таким образом, чтобы создать стимул для держателя ценных бумаг быть долгосрочными инвесторами и не продавать акции сразу после объявления сделки. Отсюда термин “Tontine” (тонтина) в названии, который отсылает к инвестиционной схеме из 17 века.
Во-вторых, в обычном SPAC спонсоры приобретают 20% от общего числа акций по номинальной стоимости. Однако в случае с PSTH Билл Акман и члены совета директоров приобретают только спонсорские и директорские варранты, соответственно. Эти варранты могут быть исполнены исключительно в том случае, если в первые 10 лет после эмиссии акций цена на них достигнет 24 долл. США. Если этого не произойдет, то эти варранты попросту сгорят.
В-третьих, еще одной отличительной чертой PSTH U является то, что при закрытии сделки основателям и спонсорам не будут выплачиваться ни комиссионные за управление активами, ни поощрение за закрытие сделки. То есть, по сути, фонд представит собой первую в истории SPAC, в которой полностью отсутствуют как management fees, так и incentive fees для спонсоров, что было призвано повысить привлекательность фонда в глазах инвесторов.
В остальном условия документации PSTH U в рамках рыночных стандартов. Все привлеченные на IPO средства зачисляются на целевой счет и лежат там до нахождения таргета. Если будет принято решение о ликвидации, все средства будут возвращены спонсорам и инвесторам. PSTH U будет иметь несколько независимых членов совета директоров в соответствии с требованиями листинга на фондовой бирже. Генеральный директор SPAC выбирается спонсорами на стадии IPO, а затем дополнительные директора при необходимости назначаются советом SPAC.
Мафия SPAC: кто зарабатывает на компаниях-пустышках и есть ли пузырь на рынке
Все три компании не имеют активов. Они называются SPAC (a special purpose acquisition company) и привлекают средства инвесторов для вложений в непубличные компании. Так как SPAC уже торгуется на бирже, компания-«цель» благодаря сделке пропускает процедуру классического IPO и становится публичной через сделку M&A. Как правило, на поиск непубличной компании для сделки отводится два года. Если найти не получится, SPAC вернет деньги инвесторам.
Как стало возможно, что технические компании без финансовых показателей и четкого бизнес-плана привлекают миллиарды долларов под честное слово и делают своих основателей мультимиллионерами?
Как работает SPAC
Медиа описывают механику работы SPAC так. Ее основатель идет к инвесторам и говорит: «У меня очень большой опыт. Дайте мне денег, я инвестирую их в частную компанию и сделаю ее публичной, а вы увеличите свои инвестиции. Если вам не понравится «цель» — вы можете отдать мне ваши акции, а я верну вам инвестиции».
Считается, что у основателя (другими словами — спонсора) должен быть большой опыт в предпринимательстве или менеджменте. Миллиардер Билл Экман или предприниматель Иван Таврин отлично подходят под это описание. Но это необязательно: в конце прошлого года о создании SPAC объявил баскетболист Шакил О’Нил (правда, совместно с бывшими топ-менеджерами Disney).
Высокую значимость опыта основателя SPAC подтверждает анализ Майкла Клауснера из Stanford Law School и Майкла Олрогге из NYU School of Law: средняя трехмесячная доходность SPAC с high-quality спонсорами составляет +32%, а у non-high quality — минус 39%.
Средства, привлеченные на IPO, можно использовать только для финансирования M&A-сделки и оплаты, например, налогов SPAC. Пока основатель ищет компанию-«цель», средства вкладываются в краткосрочные казначейские облигации США.
Голосование против может привести к негативным последствиям для всех связанных со SPAC сторон. Основатели потеряют миллионы долларов расходов, а акционеры — апсайд в виде варрантов. Считается, что именно поэтому компании-пустышки во что бы то ни стало находят «цель», а голосование обычно заканчивается положительным решением.
По данным Goldman Sachs, из 272 SPAC, которые разместились с августа 2018 по декабрь 2020 года, была ликвидирована только одна. Вероятнее всего, это FPAC, которая планировала сделку с tax-free компанией Global Blue, ее ликвидировали после того, как коронавирус почти похоронил индустрию туризма.
We need to talk about warrants
Согласно общепринятому мнению, если инвестор в SPAC требует возврата своих инвестиций во время голосования за сделку — это провал, и такого не может произойти с «качественными» SPAC. Как бы не так.
Медианная доля возвратов инвестиций составляет 73%, а в четверти сделок — более 95% средств: такой вывод делают Клауснер и Олрогге после анализа 47 SPAC, которые успешно завершили слияние с января 2019-го по июнь 2020 года.
«Мафия SPAC»
Основным инвесторами в SPAC, по данным SPAC Research, являются хедж-фонды Millennium, Magnetar и Glazer. Каждый из них держит позиции как минимум в 100 SPAC одновременно. У Glazer, к примеру, в SPAC почти 70% инвестпортфеля в акции. На глобальном уровне всего 70 инвесторов контролирует почти 70% капитала всех SPAC.
То, что изначально казалось провалом, а именно возврат инвестиций инвесторам, оказывается именно тем, что может больше всего привлекать IPO-инвесторов в SPAC. Анализ Клауснера и Олрогге показывает, что средняя годовая доходность SPAC-инвесторов, которые решили забрать свои инвестиции, составляет 11,6%. Неплохо для почти безрисковой инвестиции?
Из этого может последовать логичный вопрос: зачем кому-либо, кто купил акции SPAC во время IPO, оставаться в акционерах после объединения? Если он верит в рост акций, то сможет заработать на варрантах. Зачем оставаться держателем акций, если можно зафиксировать прибыль? Как правило, прибыль все-таки фиксируют, и это подтверждается анализом структуры акционеров SPAC перед слиянием и сразу после, который провели Клауснер и Олрогге.
Почти 100% «старых» акционеров полностью выходят из капитала SPAC после сделки. Даже те инвесторы, которые не предъявляют акции к возврату, просто продают их на бирже. Их заменяют инвесторы, заинтересованные в долгосрочном росте акций «цели». Такие инвесторы покупают акции на бирже либо в рамках PIPE (private investment in public equity) — частных инвестиций в SPAC специально «под сделку».
SPAC: пузырь или феномен
Это тема для серьезных рассуждений — смотря с какой стороны смотреть. Фундаментально SPAC не может существовать без компании-«цели». И пузырь, вероятнее всего, начнет лопаться, как только компании-пустышки перестанут находить привлекательные активы. Скорее всего, процесс начнется с небольших и малоизвестных SPAC — у них не такие известные основатели и меньше переговорной силы. Провалившиеся SPAC повлияют на остальных: инвесторы начнут распродавать акции и фиксировать прибыль, а новым SPAC будет все труднее поднять новые инвестиции.
«На сделку с нашим клиентом сначала претендовало 14 SPAC, после отбора осталось 12, а в итоге необязывающие предложения подали десять SPAC» — так описывает идущую сейчас сделку по выводу компании на IPO через SPAC лондонский инвестбанкир. Правда, неизвестно, с каким количеством «целей» ведутся переговоры на другой стороне стола.
Компаниям-пустышкам с каждым днем все сложнее найти подходящую цель. Но SPAC с опытными основателями остаются в дефиците, и им удается найти «цель» крайне быстро. Последняя сделка Kismet и Nexters — яркое тому подтверждение.
Что будет дальше
Вероятнее всего, продолжится «рационализация» структуры SPAC по примеру Tontine Holdings, основанной Биллом Экманом. Tontine ограничила доходность своих основателей — спонсор получает только варранты, без акций и «мафии SPAC»: часть варрантов сгорает, если инвестор предъявляет акции к возврату в момент сделки.
В конце концов это приведет к снижению доходности для основателей SPAC и IPO-инвесторов, но сможет более справедливо учесть интересы тех, кто заинтересован в долгосрочном росте бумаг. Что в конечном итоге повысит привлекательность SPAC как инструмента для IPO.
Почти все концепты и детали технического характера в этой статье были намеренно упрощены для более легкого восприятия материала читателем. Эта статья не претендует на абсолютную точность изложенного материала. Каждая SPAC уникальна, и не все утверждения в этой статье могут быть актуальны для каждой конкретной SPAC. Все примеры и расчеты в этой статье являются иллюстративными. Мнение автора может не совпадать с мнением работодателя, редакции или третьих лиц.