Special interest tourism что это
Туризм специальных интересов: концептуальные подходы исследования
Туризм специальных интересов в целом и отдельные его разновидности все чаще становятся объектом исследования в зарубежной и отечественной литературе. Вместе с тем до настоящего времени остается нерешенным целый ряд проблем теоретического и методологического характера. В работе сформулированы основные подходы к определению понятия «туризм специальных интересов». Представлена подробная классификация туризма специальных интересов (ТСИ) по видам. Дана содержательная характеристика наиболее распространенным видам туризма специальных интересов: приключенческий туризм, экстремальный туризм, алкогольный туризм, гастрономический туризм, сексуальный туризм и т.п. Обозначены перспективы развития туризма специальных интересов.
Ключевые слова: туризм специальных интересов, атомный туризм, алкогольный туризм, гастрономический туризм, приключенческий туризм, сексуальный туризм.
В настоящее время нет обобщающих исследований об экономической значимости туризма специальных интересов в целом, что довольно сложно осуществить по ряду причин. Во-первых, ввиду большого количества различных его разновидностей, многие из которых появились буквально недавно и только стали объектом исследования. Во-вторых, по причине отсутствия необходимой статистической базы для систематического экономического анализа этого феномена. Однако по отдельным видам туризма определенная информация уже есть. Ряд осуществленных исследований свидетельствует о растущей экономической значимости гастрономического туризма. По оценкам специалистов в ряде стран в доходах от туризма «вес» гастрономического туризма достигает 30% и более [15].
Туризм специальных интересов (Special Interest Tourism) в целом и отдельные его разновидности все чаще становится объектом исследования в зарубежной и отечественной литературе. Вместе с тем до настоящего времени остается нерешенным целый ряд проблем методологического характера.
Прежде всего, речь идет об определении самого понятия «туризм специальных интересов» (Special Interest Tourism), которое характерно в большей степени для зарубежных исследований. В то время как в отечественной литературе чаще применяется понятие «специальные виды туризма». По всей видимости, их можно рассматривать почти как тождественные.
Одним из первых применил это понятие S.E. Read в 1980 г., который использовал тогда словосочетание «путешествие специальных интересов» (special interest travel). Он понимал под этим поездки с определенными целями в конкретные регионы или дестинации. Наряду с понятием «туризм специальных интересов» используется также понятие «альтернативный туризм» (Alternative tourism), подчеркивающее его отличие от массового туризма [12].
Кроме того, встречается еще и понятие «Adjectival Tourism», которое охватывает многочисленные нишевые или особые разновидности туризма, связанные с более широкими категориями (например, культурный туризм), или входят в уникальную группу (например, медицинский туризм). Таким образом, можно данное понятие трактовать как узкоцелевой туризм. Соответственно «Adjectival tourists» можно рассматривать как класс туристов, предпринимающих путешествиe с определенной целью, обусловленной специфическими потребностями этой группы потребителей.
В любом случае именно особая цель путешествия является основным мотивирующим фактором наряду с отдыхом, формируя ядро туризма специальных интересов. Такая цель может быть связана с необычным хобби путешественника или видами деятельности, которые практикуются небольшим кругом людей, а также определенными дестинациями, которые привлекают сегменты нишевых рынков.
Кроме этого в зарубежной и отечественной литературе называются и другие признаки туризма специальных интересов. Например, в зарубежных источниках отмечается, что туризм специальных интересов может быть сфокусирован на доставке с обслуживанием конкретных демографических групп, имеющих общие интересы (пенсионеры, домохозяйки, семьи). Иногда подчеркивается, что турист получает удовольствие от таких форм активности, которые не связаны с повседневной жизнью [14].
Другие характерные признаки туризма специальных интересов:
— субъектами являются одиночки, семьи или друзья;
— последние тренды;
— фокус на впечатления;
— тщательная подготовка и изучение места путешествия, желание сохранить впечатления (знания, фотографии, живопись, изучение местных языков).
Важным признаком «туризма специальных интересов» является небольшое количество «преданных» путешественников.
В отечественных работах, посвященных туризму специальных интересов, также акцентируют внимание на следующих признаках: малочисленность, трудоемкость по созданию конечного турпродукта, капиталоемкость, синтетический подход к формированию туров, новые виды туризма с использованием нетрадиционных источников финансирования [1; 2; 5].
Туристские продукты в данном случае отличаются средствами обеспечения, организацией и вовлеченными человеческими ресурсами. Это могут быть и индивидуально запланированные путешествия для того, чтобы приобрести и испытать знание из первых рук о местной культуре и окружающей среде, и групповые туры. Обычно такие туры ориентированы на уединенные территории, осуществляются не на пике сезона, могут включать самостоятельное управление своими перелетами и размещением.
Другая методологическая проблема связана с классификацией видов туризма специальных интересов. В этом отношении нет однозначного мнения ни о количестве этих разновидностей, ни о том, какие разновидности могут вообще быть включены в эту группу.
К туризму специальных интересов разные авторы относят фотографический туризм, геологический, молодежный, мрачный, генеалогический, гастрономический, транспортный, сельский, экологический, деловой, эзотерический и религиозный, алкогольный, этнографический, музыкальный, образовательный, лечебно-оздоровительный и круизный туризм [3; 4; 6; 8].
По мнению одного из немногих отечественных специалистов по туризму специальных интересов А.В. Бабкина, к специальным видам туризма относятся: религиозный, деловой, лечебно-оздоровительный, экологический, событийный, горнолыжный, экстремальный, круизный [1].
Во многих случаях эти виды туризма взаимосвязаны. Например, велосипедное путешествие может осуществляться с целью посещения сельской местности, оздоровительными или гастрономическими целями. Поэтому сложно достаточно четко классифицировать туризм специальных интересов. Еще один аспект этой проблемы заключается в том, что перечень специальных видов туризма постоянно расширяется. Наиболее часто к туризму специальных интересов все же относят именно узкоспециализированные и немассовые виды.
Еще одна нерешенная проблема связана с определением понятий уже конкретных разновидностей туризма специальных интересов. Ниже рассмотрим некоторые из них.
В последние десятилетия довольно быстрыми темпами развивается гастрономический туризм. Все чаще туристы путешествуют с целью изучения местной кулинарии. Пища рассматривается как отражение культуры страны и ее народа и, соответственно, как дополнительное средство привлечения внимания к дестинации. Несмотря на уже достаточно большое количество исследований, посвященных изучению этого явления, до сих пор нет однозначного определения понятия «гастрономический туризм» (gastronomic tourism). Наряду с этим понятием в зарубежной литературе используется также «пищевой туризм» (food tourism), «кулинарный туризм» (culinary tourism), «туризм гурманов» (gourmet tourism) [14; 15].
«Алкогольный» туризм. Под алкогольным туризмом понимается путешествие, когда одним из главных мотивирующих факторов выбора дестинации является знакомство и употребление алкогольных напитков. В настоящее время можно выделить несколько разновидностей алкогольного туризма в зависимости от категории (типа) напитка, среди которых наиболее распространенными являются винный и пивной туризм.
«Пивной» туризм как разновидность алкогольного и гастрономического туризма представляет собой путешествие с целью знакомства с культурой пивоварения и его употребления. Основной целью «пивных» туристов является именно употребление пива на месте его производства в сочетании с традиционной кулинарией. Пивной туризм распространен в странах, известных своими традициями пивоварения. Наиболее известные дестинации пивного туризма расположены в Германии, Чехии, Бельгии, Великобритании, Ирландии.
В настоящее время быстро растет популярность «приключенческого туризма» (Adventure travel). Существуют разные подходы к определению понятия «приключенческий туризм». В англоязычной литературе данный вид туризма рассматривается как путешествие в отдаленные экзотические и, возможно, опасные территории. Важными мотивирующими факторами для туристов является получение впечатлений от своеобразного культурного шока или в результате активности путешествующих, которая требует значительных душевных и физических усилий и связана с определенной степенью риска (реального или предполагаемого). Согласно определению Adventure Travel Trade Association (США) приключенческим туризмом может быть любой вид туристской деятельности, в котором присутствуют как минимум два из трех составляющих: физическая активность, культурный обмен или взаимодействие, природа [10].
Приключенческий туризм включает ряд разновидностей:
— катастрофический туризм (Disaster tourism);
— гетто-туризм (Ghetto tourism);
— этнический туризм (Ethno tourism);
— джунгли-туризм (Jungle tourism);
— сухопутные путешествия (overlanding).
Кроме того, приключенческий туризм обычно связывают с такими видами активного отдыха, как альпинизм, треккинг, банджи-джампинг, катание на горных велосипедах, рафтинг, полеты на параплане, скалолазание и др. Основные дестинации для данного вида туризма расположены в Мексике, Центральной и Южной Америке, а также на территории тропических лесов в Африке, Австралии и в Новой Зеландии.
В зарубежной литературе это понятие трактуется более широко и рассматривается как нишевый вид туризма, суть которого заключается в путешествии в опасные места (горы, джунгли, пустыни, пещеры, каньоны) или принятие участия в опасных событиях. Данный вид туризма тесно связан с экстремальными видами спорта и требует специальной подготовки.
В настоящее время экстремальный туризм является быстрорастущим бизнесом в странах СНГ (Россия, Украина, Азербайджан) и Южной Америки (Перу, Чили, Аргентина). Популярностью среди любителей экстремального туризма пользуются горные районы Северного Пакистана. Самыми известными аттракционами и местами экстремального туризма в мире считаются:
— Чернобыль (Украина);
— плавание в Дьявольском бассейне (Devil’s Pool) на водопаде Виктория на границе Замбии и Зимбабве;
— подъем пешком на гору Хуашань (Huashan) высотой более двух тысяч метров (Китай);
— Дорога смерти (Death Road Tour) в Боливии;
— Bungee Jumping в действующий вулкан (Чили);
— плавание с акулами (Флорида, США);
— скалолазание на Монблане (на границе Франции и Италии);
— наблюдение действующих вулканов (Филиппины);
— полет на вертолете над кратерами действующего вулкана (Гавайи, США).
Среди направлений экстремального туризма особо следует выделить Новую Зеландию, где вызывающие массу эмоций экстремальные развлечения получили широкое распространение.
В некоторых регионах это направление туристской индустрии в последнее десятилетие стало ведущим. Организация Объединенных Наций выступает против сексуального туризма, который имеет вредные социальные и культурные последствия для стран, как отправляющих туристов, так и принимающих. Особо осуждается эксплуатация гендерного, возрастного, социального и экономического неравенства в дестинации. Сексуальный туризм осуждается также международными организациями по защите прав человека, которые не без веских оснований утверждают, что этот вид туризма ведет к торговле людьми и детской проституции.
Безусловно, в рамках одной статьи невозможно рассмотреть даже наиболее известные разновидности туризма специальных интересов. В настоящее время их существует несколько десятков, а в некоторых перечнях фиксируется более сотни. Учитывая, что новые виды появляются постоянно, необходимо продолжить исследование этого феномена.
Литература
1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М., 2003. 316 с.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учеб. пособие. М.: Герда, 2004. 37 с.
3. Боголюбов В.С. Организация специальных видов туризма. СПб.: ГИЭУ, 2010. 116 с.
4. Владыкина Ю.О., Мороз В.Б. Лечебно-рекреационный туризм в формате активизации бизнес-сегмента курортных отелей Сибири // Сервисные технологии: теория и практика. 2012. Вып.4. С.25-37.
5. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма: вопросы и ответы. М.: Финансы и статистика, ИНФРА-М, 2009. 304 с.
6. Назаркина В.А. Методические и практические аспекты формирования фитнес-тура // Сервисные технологии: теория и практика. 2013. Вып.5. С.104-107
7. Стребкова Л.Н., Рагуцкая А.Ю. Перспективы развития экстремального туризма на Алтае // Сервисные технологии: теория и практика. 2009. Вып.1. С.125-131.
8. Штейнгольц Б.И., Третьякова Е.В. Совершенствование физического воспитания студентов: методы активного туризма // Экономика. Сервис. Туризм. Культура: ЭСТК-2013: Сб. ст. 15 Междунар. науч.-практ. конф. (г. Барнаул, 30 мая 2012 г.). Барнаул: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2013. С.50-56.
9. Бугрий Е.В. О терминологии и типологии мрачного туризма. URL: https://tourlib.net/statti_tourism/bugrij.htm.
10. Buckley R. Adventure Tourism. Wallingford, BIUK: CA, 2006. 515 p.
11. Birgit T. Conceptualizing Special Interest Tourism-Frameworks for специальные Analysis // Tourism Management. 2006. Vol.27. Issue 2. P.183-200. URL: https://ru.scribd.com/document/19955764/Conceptualizing-special-interest-tourism-frameworks-for-analysis.
12. Douglas N., Derret R. Special Interest Tourism. London: Belhaven Press, 2001.
13. Stone P. A Dark Tourism Spectrum: Towards a Typology of Death and Macabre Related Tourist Sites, Attractions and Exhibitions // Tourism: An Interdisciplinary International Journal. 2006. Vol.54. Issue 2. P.145-160. URL: http://clok.uclan.ac.uk/27720/1/27720 fulltext_stamped.pdf.
14. Wolf E. Culinary Tourism: The Hidden Harvest. Kendall/Hunt Publishing, 2006. 59 p.
15. World Tourism Organization. Global Report on Food Tourism. Madrid: UNWTO, 2012. URL: http://cf.cdn.unwto.org/sites/all/files/pdf/gastronomy_report_web.pdf.
Maletin S.S. Tourism of Special Interests: Conceptual Approaches and Research
Что такое ответственный туризм и почему пора путешествовать осознанно
Туризм подешевел, появились лоукостеры, хостелы, каучсерфинг, путешествовать стало проще. При этом мало кто знает, какой вред наносит массовый туризм местным экономикам и глобальной экологии. Университет Сиднея провел исследования и выяснил, что 8% углеродного следа (в три раза больше, чем предполагалось) оставляет именно массовый туризм. Мы наслышаны про утопающие Мальдивы, акции протеста «Tourists go home» в Испании, знаем о том, что кораллы погибают, а Стоунхендж разбирают на сувениры. Возможно, стоит задуматься, что мы оставляем после себя не только возле дома, но и вдали от него.
Гарольд Гудвин
Нет, речь не о волшебнике Изумрудного города и не об актере времен черно-белого Голливуда. Гарольд Гудвин — идеолог ответственного туризма и автор самого понятия. Профессор Манчестерского городского университета возглавляет некоммерческую организацию Международный центр ответственного туризма (IСRT) и жюри премии World Responsible Tourism Awards. В общем, за последние 20 лет он сделал для роста самосознания путешественников больше, чем все туристы вместе взятые. Принципы нового подхода к путешествиям впервые были изложены в Кейптаунской декларации в 2002 году, когда сильные мира сего поняли, что только устойчивого развития и экологической стабильности уже недостаточно.
Когда мы путешествуем, берем отпуск, едем в командировку или отправляемся в кругосветный круиз, то волей-неволей меняем мир вокруг себя. Апологеты ответственного туризма предлагают менять его в лучшую сторону. Они приводят свои поездки к общему знаменателю — ответственности. А она, в свою очередь, не особый вид или способ путешествия, а образ жизни. «Есть несколько видов туризма, которые априори считаются ответственными, — объясняет Наталия Дронова, основатель и исполнительный директор Центра социально ответственного туризма: экологический, волонтерский, духовный, социальный, поддерживающий культурное наследие. Причем они могут сочетаться между собой. Но важно понимать, что это явление гораздо шире. Ведь ответственным может быть даже all inclusive».
Проводить отпуск, помогая природе, предлагают некоммерческие организации всего мира. Например, можно записаться на субботник на Байкале с проектом «360» или там же присоединиться к созданию «Большой байкальской тропы», внести свое имя в список волонтеров по уходу за слонами на Шри-Ланке, поучаствовать в сохранении коралловых рифов в Индонезии или в восстановлении храмов российского Севера, оказать помощь популяции черепах в Коста-Рике.
Не только экология
Устойчивый туризм касается также культуры и экономики места пребывания. Причины проявить осознанность в другом городе могут быть у каждого разные. Одни устали от массового потребления, поэтому стремятся приобрести продукт не просто уникальный, а несущий на себе печать вложенного в него человеческого труда, и тем самым поддержать местных производителей. Другие думают о том, как им сократить расход продуктов и выбросы углеродного следа. И уж точно никто не хочет, чтобы его город утопал в туристах, как Барселона, Венеция или Амстердам. В конце концов, тренд будет только расти.
Осознанность вместо сувенира
Кто-то привозит из отпуска китайские магниты, а кто-то — общественно значимые проекты. Телеведущая и блогер Маша Ивакова недавно выложила на своей странице в Instagram видео, вызвавшее резонанс у подписчиков. Вместе с другом-фотографом она сняла на Бали ролик, в котором показала реальную ситуацию с мусором на острове, а также обличила популярных блогеров, которые фотошопят локации, убирая с фотографий брошенные пакеты и бутылки, и молчат о проблеме. Девушка получила массу отзывов — и запросов на сотрудничество, поступивших от экоблогеров, просветителей и Greenpeace.
«Меня поражает, как в таком красивом уголке Земли, куда приезжают насладиться природой, может быть такое безобразное отношение к ней, — комментирует Маша Ивакова. — Но сильнее удивляет то, что большинство людей закрывают на это глаза — особенно инфлюенсеры, у которых есть аудитория и которые могут транслировать идею более ответственного туризма в массы. Но они предпочитают переодеваться в кадре и фотошопить реальность. Так родился проект, идея которого «Инстапутешественники не сделают природу чище своими фильтрами». На собственные средства я собрала команду, и сейчас мы исследуем эту тему глубже, встречаемся с единомышленниками, пытаемся понять, как можно более масштабно повлиять на ситуацию в России и мире. Надеюсь, что из инстаграма это перерастет в нечто большее — возможно, сделаем какой-то проект на уровне города».
Я мыслю, следовательно, понимаю
Англицизм «каншес» (от слова «conscious»), используемый миллениалами, обозначает самосознание, а в контексте экологии — бережность и осознанность. Примером подобных качеств может служить Мария Гельман. В 2017 году она начала «экологичные» эксперименты над собой, о чем стала подробно рассказывать в Telegram-канале «Муки осознанного выбора». Она дает своим подписчикам советы по осознанным поездкам и делится впечатлениями о них. Девушка выступает соучредителем образовательного экопроекта «Теперь так». На сайте можно бесплатно или за пожертвование пройти несколько уроков, в том числе прослушать серию лекций о том, как быть более ответственным в путешествиях. Это важная инициатива Гельман — ведь содержательной площадки, где были бы собраны информация и советы, до сих пор нет.
«В нашем курсе есть модуль, посвященный путешествиям, где очень подробно рассказано о том, какой лучше выбрать транспорт, как себя вести в поездках, где и как питаться. Много именно практических советов. Мы рассказываем о том, через что прошли сами. Если нет времени досконально изучить вопрос, можно руководствоваться базой: refuse (отказ), reduce (сокращение потребления), reuse (повторное использование), recycle (переработка) и rote (компостирование), — это 5 R или пять принципов устойчивого развития, принятых в мировой практике. Они помогают быть более ответственным туристом», — объясняет Гельман.
Еще один существенный момент — общение с сотрудниками кафе и ресторанов, которые не всегда понимают, зачем посетители просят налить кофе в личный стакан. «На одной из лекций про бережные походы в рестораны у нас состоялся интересный диалог с аудиторией на тему того, как правильно объяснять свою позицию «людям за прилавком», — говорит редактор сайта «Теперь так». — На сотрудников не стоит идти войной, ведь это тоже вопрос бережного отношения, только к окружающим. Здесь два пути: либо спокойно объяснить свою позицию, возможно, вдохновляя других, либо вежливо отказаться от услуг и пойти в другое место».
В отпуск мы берем самый дорогой крем — защитить драгоценную кожу, не подозревая, что он может оказаться убийственным для окружающей среды. Флакончик ярко-оранжевого цвета, невинно лежащий в пляжной сумке, — одна из причин стремительной гибели кораллов наряду с изменением климата и загрязнением Мирового океана. «Поверхность воды после отдыха людей в конце дня выглядит как после разлива нефти», — описывает ситуацию в бухте Транк в штате Вирджиния экотоксиколог Крейг Даунс. Служба Национальных парков США вычислила, что ежегодно в воды попадает 4000–6000 т кремов с содержанием токсичных для морской экосистемы веществ, и это только у берегов США. Поэтому на Гавайях, где кораллы — важнейшее звено экосистемы и экономики, с 2021 года в силу вступит закон, запрещающий продажу солнцезащитных средств с токсичными компонентами. Еще раньше на эту проблему обратило внимание островное государство Палау — там подобный закон вступит в силу уже в 2020 году. И, скорее всего, далекими островами дело не обойдется. Соединения, которые содержатся в большинстве солнцезащитных кремов — оксибензон, октокрилен, октиноксат и парабены, — опасны тем, что подавляют рост молодых кораллов и способствуют их обесцвечиванию, тем самым снижая устойчивость морских полипов к изменению климата.
Некоторые косметические компоненты опасны не только для кораллов, но и для рыб. Но выход есть — появляется все больше средств, исключающих вышеуказанные вещества. Эксперты лаборатории Haereticus советуют внимательно изучать состав средства и приводят список вредных веществ. Между кремом и спреем лучше делать выбор в пользу первого, так как спрей сильнее прилипает к песку, попадающему во время прилива в океан. К тому же в песке могут оказаться крабы или черепашьи яйца. Следует наносить средство только на необходимые участки тела и втирать его интенсивно, при этом лучше не делать этого каждый раз, выходя из воды, — хорошее средство впитывается и не смывается. Полезно сделать подборку экологичных солнцезащитных кремов. Несколько таких марок можно найти, например, на портале Recyclemag.ru.
Не временное помешательство
У критически мыслящего человека все же неизбежно возникнет вопрос: ответственный туризм — это мода, которая неизбежно пройдет, когда продвинутые интеллектуалы наиграются в экоосознанность, или долгоиграющая пластинка, под которую будет плясать еще не одно поколение?
«Важно, чтобы культура бережного потребления закладывалась с самого детства, — говорит Наталия Дронова, основатель и исполнительный директор Центра социально ответственного туризма. — Я думаю, это явление не временное в первую очередь потому, что мы еще не до конца оценили весь масштаб проблемы. К тому же мир входит в эру нелинейной экономики, где играет роль не просто формула товар–деньги–товар, а где важно проголосовать рублем за человеческую составляющую, вложенную в тот или иной продукт. Когда мы реально оценим масштаб катастрофы, начнется ввод ограничений. И здесь в первую очередь важно, чтобы к власти пришли управленцы, которые будут лоббировать изменения по своим личным убеждениям».
В чем проявляется ответственность туриста
Поиск туроператора
Занимаясь выбором тура или экскурсии, путешественники обращают внимание, перечисляют ли туристические фирмы часть прибыли в пользу местных сообществ или фондов, которые занимаются очисткой воды или поддержкой инфраструктуры, а также смотрят, какой транспорт будет использоваться, и вместо сафари на джипах отправляются кататься на электрокарах. Один из известнейших мировых туроператоров G Adventures продает туры в самые отдаленные уголки планеты и 25% прибыли отчисляет в созданный им же фонд EcoTerra. Компания Tren Ecuador предлагает прокатиться по Эквадору на дизельном поезде, пассажиры которого оказываются в самых непроходимых дебрях, где приобретают товары местных жителей, тем самым поддерживая их экономически. С аналогичной целью команда ExploRussia устраивает туры в российскую глубинку и сотрудничает с фондами по защите окружающей среды.
Подбор гостиницы
Выбор транспортного средства
По уровню эмиссии углекислого газа в атмосферу самый вредный вид транспорта — самолет. Хуже, разве что, автомобиль на бензиновом двигателе. Чуть более эколоялен дизель, а оптимальный вариант — поезд, практически не влияющий на глобальное изменение климата.
Питание
Ответственный турист предпочтет сетевому ресторану семейную забегаловку, где бабушка, живущая на соседней улице, приготовит ризотто с осьминогом лучше, чем мишленовский шеф. Он покупает свежие продукты на рынках или в рыбацких деревнях, где шпинат завернут в газетку, а не в полиэтилен. В целом, такой путешественник стремится сократить количество потребляемых продуктов — прежде всего животных и морских обитателей, которых преподносят в качестве деликатеса, — и тем самым внести вклад в сохранение популяций.
Покупка сувениров
В каждом туристическом местечке работают магазины, пестрящие пластиковыми товарами. Ответственный турист будет обходить их стороной, ему куда интереснее приобрести что-то аутентичное: предмет гардероба или декора, в который автор вложил душу. Таким образом, он не только приобретает оригинальную вещь, но и вносит вклад в устойчивость местной экономики.
Отношение к аттракционам с животными
Чем больше туристов, тем больше аттракционов. Но совестливый путешественник заглянет на фермы и посмотрит, в каких условиях содержатся животные, или хотя бы приглядится к бедолагам, годами «пашущим» на потеху приезжим. Он проводит время с животными, только если уверен, что это не принесет им вреда.
Уважение традиций
Закрывать ноги и плечи, входя в буддийские монастыри и другие святые места, покрывать голову в арабских странах, быть толерантным к местным привычкам — это тоже часть ответственного туризма.
Желание улучшить ситуацию
Турист с рыцарскими наклонностями всегда готов обратить внимание общественности на проблему — рассказать в своем блоге или соцсетях о том, что искренне хочет исправить. Самые отважные готовы начать действовать прямо во время отпуска. Например, совместить отдых на пляже, дайвинг или каякинг со сбором мусора поблизости. Появились даже такие виды туризма — экодайвинг и экокаякинг. За время погружения или хождения на каяке можно собрать несколько килограммов мусора. Да и зачем ходить далеко — во время отдыха за городом не сложно заняться сбором мусора на близлежащей территории. И неважно, сколько вы уделили этому времени — 15 минут в день во время недельной поездки или осознанно приехали на месяц учить африканских детей искусству, как это сделал украинский проект Risa Today School в Кении. Важно, что вы просто неравнодушны.