Spotify бесплатная версия в чем
В России запустился Spotify. Как скачать и сколько стоит
Это правда. После стольких лет ожидания и нескольких отказов от запуска Spotify, наконец-то, начал свою работу в России на радость всем фанатам и к великому сожалению хейтеров. Скорее всего, руководство шведского сервиса планировало официальный релиз, как и сообщалось ранее, на 15 июля, однако одноимённое приложение стало доступно в российском сегменте App Store уже сегодня, пусть и с небольшими ограничениями. Поэтому, если вам неинтересны подробности, вот вам прямая ссылка – качайте и разбирайтесь самостоятельно. А если хотите узнать об особенностях российского запуска Spotify, милости просим под кат.
Spotify уже заработал в России, пусть и не совсем официально
На данный момент хоть Spotify (скачать) и доступен для загрузки российским пользователям, пока предлагает только бесплатную подписку. То есть оформить премиум-абонемент в Spotify пока нельзя, а значит, и слушать музыку можно только с рядом оговорок. Если вы никогда не пользовались этим сервисом, вот вам список ограничений, которые действуют в отношении пользователей бесплатного тарифа:
Ограничения бесплатной версии Spotify
Необязательно платить сразу, можно оформить пробный абонемент
Apple организовала музыкальную премию Apple Music Awards
Несмотря на то что именно сейчас купить платный абонемент нельзя, на официальном сайте Spotify представлена подробная информация о премиум-доступе. Забегая вперёд, хочется отметить, что слух о том, что самая базовая подписка будет стоить 300 рублей в месяц, не оправдался. Шведский сервис не стал мудрствовать лукаво и назначил минимально возможную цену на доступ к прослушиванию музыки. А, что касается тарифов, то у нас их будет аж пять:
Цена подписки на Spotify в России
Spotify уже объявила российские цены
К каждому тарифу, за исключением бесплатного, который и так бесплатен, будет доступна возможность оформить пробный период сроком на 3 месяца. Это совершенно стандартная практика, которой придерживаются все платные сервисы. Та же Apple даёт бесплатный доступ к Apple Music для новичков, а Яндекс – к Яндекс.Музыке. Поэтому, если вы планируете подписаться на Spotify, вот вам ссылка про запас. Откроете её завтра и оформите платный абонемент, списание средств за который будет предварять трёхмесячный триал-период.
Как попасть в Apple Music и сколько платят за прослушивания: отвечает музыкант
Теперь главный вопрос – стоит ли подписываться на Spotify? Лично я делать этого не буду, потому что уже пользуюсь Яндекс.Музыкой. Но дело тут не в том, что я люблю российский сервис, а к шведскому испытываю патологическую неприязнь. Всё дело в том, что Яндекс.Музыка входит в пакет Яндекс.Плюс, в рамках которого я имею скидку на такси, на облако, каршеринг, бесплатную доставку с «Беру!» и много других преимуществ. А поскольку я являюсь держателем банковской карты «Яндекс.Плюс», для меня всё это совершенно бесплатно. Поэтому оплачивать Spotify не вижу никакого смысла.
Однако это не значит, что и вам не стоит оформлять подписку на Spotify. Ведь, как известно, шведский сервис знаменит мега-крутыми подборками. Чего только стоит один плей-лист Discover Weekly. Он еженедельно обновляется и включает в себя несколько треков, которые будут максимально соответствовать вашему вкусу и которые вы будете готовы слушать на репите.
Spotify уже в России. Сколько стоит сервис и как работает бесплатная версия
После нескольких попыток, которые заканчивались неудачей, стриминговый сервис из Швеции Spotify объявил о начале работы в России. Эксперты прогнозируют, что аудитория подобных сервисов будет только расти. Однако стоит учитывать, что на рынке уже есть несколько сильных конкурентов. Рассказываем, сколько стоит приложение в России, как работает его бесплатная версия и почему запуск откладывался несколько лет.
Читайте «Хайтек» в
Долгожданный старт запуска Spotify
14 июля 2020 года мобильное приложение Spotify стало доступно в российском магазине App Store. Представители музыкального стримингового сервиса официально объявили — с 15 июля он станет доступным для пользователей из России. Также Spotify запускается еще в 12 странах СНГ и Восточной Европы. Сегодня сервис доступен в Молдавии, Украине Казахстане, Белоруссии, Албании, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Косове, Черногории, Сербии, Словении и Северной Македонии. География сервиса расширится до 92 стран.
A post shared by Spotify Russia (@spotifyrussia) on Jul 14, 2020 at 11:01pm PDT
Сколько будет стоить сервис в России?
Подписка на полный пакет услуг Spotify Premium обойдется российским пользователям в 169 рублей в месяц, семейный доступ будет стоить 269 рублей в месяц. Семейная подписка предполагает подключение до шести аккаунтов единовременно.
Также есть специальная подписка для студентов по сниженной цене — 85 рублей в месяц. Кроме того, российских пользователей ждет еще один новый тариф Spotify Premium для двоих. Сервис предлагает плейлист, который будет автоматически обновляться и сочетать в себе треки, которые подойдут по вкусу для обоих пользователей. Услуга обойдется в 219 рублей в месяц.
Есть ли бесплатная версия?
Музыкальный сервис может работать в обоих режимах: бесплатном и по подписке. Но в бесплатном режиме есть ряд ограничений.
Пользователи версии Spotify Premium не будут слушать рекламу, также им будет доступна музыка без подключения к интернету. Кроме того, сервис обещает более высокое качество для пользователей премиальной версии Spotify.
Есть и другие ограничения. Бесплатное использование Spotify позволяет прослушивать только предложенные треки, возможность перемоток в час ограничена до шести. Премиальная версия приложения дает пользователю возможность самостоятельно выбирать треки для прослушивания, а число перемоток не ограничено.
Кроме того, есть временные ограничения по использованию бесплатной премиальной подписки, они составляют три месяца.
Как Spotify пытался прийти в Россию
Сервис Spotify был запущен в 2008 году. Сейчас его фонотека содержит более 30 млн треков, и до 15 июля сервис был доступен на территории почти 80 стран. Но не в России. В 2011 году в Spotify вложился фонд DST основателя Mail.ru Group Юрия Мильнера, в 2018 году Spotify провел первичное размещение акций (IPO) на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Компания ООО «Спотифай» была зарегистрирована в России с января 2014 года. Начать работу сервис планировал осенью того же года. Но этого не произошло и запуск пришлось перенести на начало 2015 года. Шведский стриминговый сервис не мог договориться о партнерстве с сотовым оператором, именно при его поддержке Spotify планировал работать в России. Однако и в 2015 году фанатов ждало разочарование — запуск так и не стартовал.
Обнадеживающая информация о запуске приложения в России появилась в СМИ весной 2019 года, но в итоге запуск снова был перенесен.
Наконец недавно СМИ сообщили, что Spotify запустится в России 15 июля 2020 году, совместно с сотовым оператором «Мобильные телесистемы» (МТС).
Есть ли место Spotify на российском рынке?
Сейчас основными игроками на растущем рынке являются Яндекс, ВКонтакте, Apple (сервис iTunes) и Google (сервисы Google Play Music и Youtube Music).
Некоторые эксперты считают, что Spotify опоздал с выходом на российский рынок и сервис будет интересен только меломанам. Однако другие аналитики уверены, что Spotify «залетает» в последний вагон. В России у него уже есть верная аудитория, которая ждала запуска пять лет и умудрялась оплачивать сервис. Какая судьба ждет сервис в России, покажет время. Однако ряд российских и мировых знаменитостей уже поздравили российских пользователей с запуском Spotify в рамках маркетинговой стратегии компании.
Что такое Spotify и чем он хорош
Содержание
Содержание
15 июля 2020 года в России наконец-то после нескольких лет переносов запустился музыкальный стриминговый сервис Spotify. Его ждали так долго, что за это время конкуренты, работающие в нашей стране, успели реализовать все его самые интересные функции. Поэтому возникает вопрос, а нужен ли пользователям новый музыкальный сервис при наличии «Яндекс.Музыки», «Музыки ВК»/«Boom», Play Музыки, Apple Музыки и прочих? Есть ли в Spotify что-то такое, за что его стоит не просто установить, но еще и оплатить подписку, дающую доступ ко всем функциям?
Что такое Spotify
Spotify — это самый первый в мире музыкальный стриминговый сервис, который появился в 2006 году. За это время Spotify пришел, наверное, на все возможные платформы, где можно обработать файлы с цифровым звуком и имеется усилитель с динамиком, чтобы играть треки.
За годы работы сервис накопил огромную библиотеку, в которой содержатся миллионы треков, причем их число постоянно растет.
Но основная «фишка» Spotify заключалась не в большой базе, а в умном сервисе рекомендаций и формирования плейлистов. Ориентируясь на то, какую музыку пользователь больше лайкает, сервис предлагает ему послушать другие треки, которые должны понравиться. Считается, что искусственный интеллект Spotify делает это лучше всех конкурентов. Как показало тестирование — это спорный момент, но тут все зависит от того, насколько много времени вы проведете в сервисе.
Еще один важный плюс Spotify — большое количество разнообразных и регулярно обновляемых плейлистов, в том числе мировых чартов и топов для всех стран, в которых присутствует сервис. Можно создавать и свои плейлисты, а потом делиться ими с миром. Spotify доступен в платной и бесплатной версиях. Бесплатная имеет ряд ограничений: не более шести перемоток треков за час, недоступно максимальное качество звука, нельзя прослушать треки оффлайн, есть реклама. В платной версии все это доступно, причем есть несколько вариантов подписки.
Кстати, для хорошей музыки могут пригодиться и хорошие наушники:
Основные возможности Spotify и сравнение с конкурентами
Разберем подробнее основные возможности, которые есть у Spotify и чем они отличаются от конкурентов.
Качество музыки
Начать надо с качества музыкальных треков. Пользователи могут выбрать несколько вариантов по качеству — от экономного для трафика битрейта 160 кбит/с до максимального 320 кбит/с (при условии наличия подписки). В Spotify используется формат файлов Ogg Vorbis, дающий по сравнению с mp3 лучшее качество звука при одинаковом битрейте.
На одинаковом оборудовании звук в Spotify при максимальном битрейте на одинаковых треках показался глубже и приятнее, чем в «Яндекс.Музыке» с включенным HQ. Остальные, в том числе Apple Music, Play Музыка, «Музыка ВК», звучали также хуже Spotify.
При этом в плане качества звука все перечисленные сервисы проигрывают Deezer, в котором при наличии подписки Deezer HiFi можно слушать треки в lossless-качестве в формате flac, звучащие объемнее. Правда, Deezer при отличном качестве треков проигрывает конкурентам в сервисе рекомендаций — основной «фишке» таких музыкальных проектов.
Музыкальные рекомендации
«Умные плейлисты», которые Spotify предлагает пользователю, сначала вас не удивят, потому что сервис не знает, какая музыка вам нравится. Для того, чтобы сервис начал предлагать адекватные настроению треки, ему надо подстроиться под персональные предпочтения. Но, у «Яндекс.Музыки» это получается быстрее. Она очень четко и быстро начинает предлагать треки под настроение и формировать интересный «Плейлист дня».
Spotify в этом плане первые две недели тестирования просто ставил в «умные плейлисты», треки групп, отмеченных как понравившиеся, немного разбавляя их другими. И только через пару недель «Мой микс дня» стал немного интереснее и разнообразнее. Кстати, Spotify предлагает пять таких разноплановых миксов на день, а «Яндекс.Музыка» — только один. Остальные «умные плейлисты» в «Яндекс.Музыке» формируются раз в неделю.
Интересная вещь, которая есть именно в Spotify, — регулярно обновляемые плейлисты чартов для всего мира и по разным странам. Такого нет в заточенной в основном на Россию «Яндекс.Музыке». В этом сервисе вообще имеется только один чарт, составленный на основе популярных у пользователей мелодий, хотя тематических плейлистов под разные настроения и вкусы довольно много. Поэтому в чартах Spotify очень хорош. Конкурентом в этом плане для Spotify является Apple Music, в котором также есть такая функция.
Полезная функция Spotify — «Радар новинок». В отличие от «Яндекс.Музыки», которая в плейлист новинок часто ставит ремиксы или недавно добавленные в сервис треки, хотя они на самом деле совсем не новые, Spotify составляет «Радар новинок» из недавно вышедших мелодий.
Отсутствие подкастов в российской версии
Нельзя не отметить, что в России Spotify запустился без подкастов, которые уже давно есть в «Яндекс.Музыке», реализованы в ВК и пользуются большой популярностью в Apple Музыке. Наверняка когда-то они появятся и в Spotify, потому что в международной версии подкасты есть. Но пока в российской версии их нет, и это минус.
Конечно, нам и так есть, где послушать «Брендятину» или лекции «Арзамаса», но если бы это было в российском Spotify, сервис стал бы интереснее и полноценнее. А так – «Яндекс.Музыка» опять оказывается на коне, потому что в ней всё это есть и сделано очень удобно, вплоть до плейлиста с наиболее популярными подкастами. Да и Apple Music с «Музыкой ВК» могут предложить тем, кто хочет послушать что-то занятное, но не музыкальное.
Spotify Connect
У Spotify есть интересная функция, которой нет у конкурентов — Spotify Connect. Если у вас есть несколько устройств, на которых может запускаться Spotify (ноутбук, компьютер, планшет, телевизор, игровая консоль), можно тапнуть на значок «Подключение к устройству» и выбрать тот гаджет, через который вы хотите запустить музыку. В результате музыка заиграет, например, не в вашем смартфоне, а в колонках или телевизоре.
Зачем это надо? Например, если вы хотите включить музыку для вечеринки. Или хотите одновременно слушать музыку и позвонить кому-то. А первое устройство, с которого запущено воспроизведение в этом случае можно использовать в качестве пульта. Получается что-то вроде «бесшовного» перехода с одного устройства на другое.
Про стоимость подписки
Первые три месяца Spotify, как и многие другие, предлагает пользоваться сервисом целиком и полностью бесплатно, а потом надо либо смириться с ограничениями, либо заплатить за премиум подписку.
Тарифы похожи на предложения конкурентов. «Яндекс.Музыка», «Apple Музыка», «Play Музыка» для одного пользователя стоят столько же. Отличия незначительны. Например, «Музыка ВК» просит 149 рублей за однопользовательскую подписку, а семейная подписка «Яндекс.Музыки» требует 299 рублей.
При этом необходимо отметить, что «Яндекс.Музыка» вообще-то берет 169 рублей не просто за подписку на музыкальный сервис, а за «Яндекс.Плюс». А это все-таки несколько больше, чем просто много музыки. « Яндекс.Плюс» это еще и скидки на такси, Кинопоиск, доставку еды, каршеринг, облачный Диск и прочие полезные плюшки.
Есть ещё один интересный вариант, которого нет в Spotify, как и в большинстве других стриминговых сервисов — это подписка Deezer HiFi в сервисе Deezer. Она стоит 255 рублей в месяц и дает доступ к трекам в формате flac. А это совсем другое качество звука и битрейт до 1411 кбит/с. Разница между 320 кбит/с, максимальными в других сервисах, с 1411 кбит/с в Deezer HiFi заметна «невооруженным ухом».
Резюме
На момент своего появления в России Spotify не является уникальным сервисом. Конкуренты предлагают неплохие альтернативы. Тем не менее, у Spotify есть ряд важных плюсов, которые могут заинтересовать поклонников музыки:
Музыкальный сервис Spotify — что это за программа?
Spotify — музыкальный сервис родом из Швеции, доступный почти в 120 странах, в том числе в РФ, Украине, Белоруссии и ряде других государствах. В его каталоге более 50 миллионов композиций и четырех миллиардов плейлистов. Здесь можно отыскать треки российских и иностранных исполнителей. При этом сервис Спотифай доступен почти на всех мобильных устройствах, игровых консолях, ТВ, десктопах и стереосистемах.
Что это
Для чего нужен Spotify
Для понимания преимуществ приложения Spotify, мало знать, что это такое. Важно понимать его назначение. Простыми словами, сервис Спортифи предназначен для бесплатного прослушивания музыки, подкастов и аудиокниг без скачивания на девайс. Функционалом сервиса можно пользоваться с помощью интернет-сайта или через приложения для всех ОС. Миллионы пользователей знают, зачем и для чего нужен Spotify, поэтому сервис занимает свыше 36% мирового аудиостриминга в США, странах Европы, Азии, Африки и прочих.
Описание платформы: функционал, возможности
Музыкальный сервис Spotify открывает большие возможности для любителей уникального контента со всего мира. Рассмотрим основной функционал программы:
Дополнительные опции
Рассматривая, что такое Спотифай музыка, опции для пользователей можно перечислять бесконечно. Кроме уже описанных функций, участникам доступны:
Перед применением площадки необходимо разобраться, как работает Спотифай, какой функционал открывается пользователям, и как пользоваться имеющимися возможностями. Подробные сведения по платформе можно найти на официальной странице поддержки support.spotify.com. Здесь доступны сведения по условиям применения, особенностям интерфейса и преимуществам сервиса музыки Spotify. А здесь вы узнаете почему некоторые треки недоступны.
Где работает
Перед применением сервиса важно разобраться, где работает Спотифай. На официальном ресурсе приводится подробная информация по этому поводу. В список доступных стран входит:
Музыкальная платформа Spotify постоянно расширяет регионы своего присутствия, поэтому при отсутствии страны в перечне необходимо уточнить этот вопрос.
Как начать пользоваться Spotify, условия
Выше мы рассмотрели краткий обзор Спотифай, позволяющий оценить возможности онлайн-сервиса / приложения, его сильные и слабые места. Но у многих возникает вопрос — как начать пользоваться, в чем суть подключения. Компания Spotify Technology предлагает два вида подписки — бесплатную и платную. Возможности первой ограничены, но их достаточно для полноценного пользования ресурсом. Так, в бесплатной версии доступны следующие опции:
Уже в бесплатной версии сервис доступен на разных устройствах — ПК, телефонах, планшетах и автомобильных системах. Чтобы разобраться, в чем смысл Spotify, сделайте следующие шаги:
Сразу после этого доступны основные функции для бесплатного пользователя. В дальнейшем можно купить Премиум подписку для семьи, для двоих или для студентов. Стоимость необходимо узнавать индивидуально для своей страны.
Итоги
Теперь вы знаете, как выглядит Spotify, в чем его особенности, и как пользоваться онлайн-сервисом / приложением. Сразу после регистрации или загрузки софта разберитесь, что значит та или иная опция, а также проверьте доступный функционал. Если имеющихся опций недостаточно, всегда можно купить платную подписку.
Spotify против гигантов: придумать бесплатный сервис, за который будут платить
Когда Apple, объявив о покупке Beats, замахнулась на стриминговый рынок, Spotify переживал свой самый крупный кризис. Уже второй год компания занимает «неправильную» сторону в мобильной революции. Впоследствии Даниэль Эк будет рассказывать, что ощущал это как агонию. Кризис начался в 2012 году. Прошло пять лет с тех пор, как Стив Джобс представил миру первый iPhone. Но только сейчас смартфон становится убедительной альтернативой компьютеру. Мобильные устройства дешевеют и работают всё быстрее, а современные компании (Uber и другие) предлагают принципиально новые услуги, для пользования которыми смартфон просто необходим.
IT-компаниям без мобильных стратегий приходится на рынке нелегко. Для Facebook лето и осень 2012 года — это первое полугодие на бирже. Курс акций снижается — в том числе и потому, что Марк Цукерберг недостаточно зарабатывает на мобильной рекламе. Всё это может навредить и Spotify: руководство компании с нарастающей тревогой следит за биржевыми позициями Facebook. На переднем рубеже — Хенрик Ландгрен, бывший сотрудник консалтинговой компании McKinsey & Company. Он программирует с 6 лет, сейчас ему 31. Хенрик пришел в Spotify в 2010 году и стал одним из ближайших соратников Даниэля: он руководит аналитическим отделом.
Аналитики видят, как распределяется поток новых пользователей: людям не так интересен компьютер (хотя сервис для десктопов полностью бесплатен), как мобильные устройства, где приложение работает бесплатно только первые 48 часов. Временнóе окно закрывается быстро. Очень немногие пользователи мобильного приложения Spotify идут дальше и оплачивают подписку. Конвертация на десктопах во много раз выше.
Вся концепция Spotify построена на том, что бесплатная компьютерная версия привлекает больше пользователей. Многие остаются и со временем начинают платить за отключение рекламы и за доступ к музыке с мобильных устройств. Между собой разработчики называют бесплатную версию воронкой, которая «затягивает» новых клиентов и ведёт их дальше, к премиальному сервису. Теперь же горлышко воронки рискует превратиться в коктейльную соломинку.
Даниэль Эк осознает, что схему следует выровнять. Во всяком случае, мобильное приложение должно быть бесплатным не 48 часов, а дольше. Летом 2012 года у Spotify прогнозируемый спад слушателей. (И неудивительно — кому хочется просидеть солнечные месяцы за компьютером?) Но количество пользователей, возвратившихся осенью, оказывается, существенно меньше ожидаемого. Аналитики предполагают, что причина̀— мобильные устройства.
«Пропасть рядом, — вспоминает сотрудник команды, которая занималась этой проблемой. — Мы не знаем, где она, но знаем, что вот-вот в̀ нее свалимся».
Bridge Over Troubled Water
В мае 2013 года влиятельный инвестор Мэри Микер пишет о революции смартфонов. Её трендовые отчёты — настоящая библия для интернет-сектора ещё со времен доткомов. Теперь она говорит, что мобильные устройства сменили стратегию — со «стремительной» на «агрессивную». Похоже, что молодые потребители отказываются от компьютеров в пользу смартфонов быстрее, чем планировалось. Без бесплатного мобильного приложения рост Spotify остановится, инвесторы устанут и компания пойдет ко дну.
Spotify уже больше полугода ведёт переговоры о лицензиях, предусматривающих бесплатное мобильное приложение. Задача не из легких. Звукозаписывающие компании ежегодно зарабатывают на Spotify миллиарды крон. А шведы опять хотят расширить эту сомнительную бесплатную часть сервиса. С главами звукозаписывающих компаний общаются директор по контенту Кен Паркс и главный юрист Джаред Грусд. Они ведут переговоры с позиции силы — «нам лучше знать». Они прекрасно представляют себе, на какие ограничения в приложении может согласиться Spotify, и знают, чем привлечь звукозаписывающие фирмы.
Несколько месяцев разработчики и аналитики Spotify проводили тестирование версий мобильного приложения, в котором участвовали тысячи пользователей. Цель — найти версию, которая понравится пользователям больше остальных… и как раз с такими ограничениями, которые впоследствии вынудят их платить. Некоторые тестовые варианты предполагают полный доступ к каталогу, но ограничение по времени, — можно слушать музыку определённое количество часов в месяц. Другой вариант работает с Wi-Fi, но не с мобильной сетью. Есть и вариант, при котором прослушивание возможно только в режиме «перемешать и воспроизвести», то есть треки из сокращённого каталога прослушиваются в случайном порядке.
Тесты показывают, что наиболее оптимальный вариант для Spotify — shuffle, перемешивание.
Выбор музыки достаточно велик, чтобы привлечь новых пользователей. Кроме того, клиенты, которые уже платят, едва ли будут готовы отказаться от подписки в пользу такого бесплатного варианта. В переговорах со звукозаписывающими компаниями Кен Паркс и Джаред Грусд блефуют — больше всего они хотят получить право на приложение-shuffle, но притворяются, будто это для них болезненный компромисс.
Переговоры затягиваются, положение почти критическое. Распространение мобильных устройств снова сказывается на летней статистике. В период отпусков цифры предсказуемо падают, осенью к десктопам возвращается всё меньше слушателей. И всё чаще люди пользуются только и исключительно смартфонами. В том смысле, что даже дома они предпочитают проводить время за мобильным устройством, а не за десктопом. Впоследствии Густав Сёдерстрём скажет: «Именно в это лето Европа стала мобильной». Во второй раз за всю историю Spotify число активных пользователей сокращается. Внутренние показатели говорят, что в период с июля по сентябрь 2013 года рост Spotify практически остановился. Даниэль Эк чувствует, что катастрофа неминуема. Потом он будет описывать положение как замену двигателя в самолете, который уже поднялся в небо.
I Want to Break Free
Sony одобряет бесплатное мобильное приложение, но Warner тянет до последнего. Небольшая делегация юристов и разработчиков изучает документы с лупой. За одобрение мобильного приложения переговорщики Кен Паркс и Джаред Грусд предлагают звукозаписывающим компаниям дополнительные акции Spotify. После нескольких дней обсуждений представители Warner принимают условия лицензирования. Руководство Spotify может облегчённо выдохнуть.
Примерно через неделю Даниэль Эк объявляет о нововведении журналистам в Нью-Йорке. Бесплатное приложение будет работать только в режиме shuffle, с регулярными рекламными паузами. В отличие от платной версии, нельзя слушать музыку офлайн. Кроме того, запланирован запуск Spotify ещё в 14 странах Латинской Америки и в 6 европейских.
Менее чем за два года Spotify станет крупнейшим игроком цифрового музыкального рынка Мексики и обойдёт таких конкурентов, как Google и Deezer.
После презентации в Нью-Йорке Даниэль Эк дает интервью CNN, в котором повторяет свой тезис из дискуссии со звукозаписывающими компаниями: чем больше люди слушают музыку, тем вероятнее, что они начнут за это платить. «Словом, это и есть наша бизнес-модель», — говорит он.
Речь заходит и о передовых стратегиях Spotify — экстенсивное распространение, максимальный охват всех операционных систем и устройств. «Мы хотим быть везде, где есть музыка. Поэтому мы разрабатываем Spotify для любых девайсов — от домашних стереосистем и, скажем, до „умных“ курток», — говорит Даниэль Эк.
It’s the Most Wonderful Time of the Year
Через несколько дней Spotify устраивает рождественскую вечеринку в бывшем здании легендарного манхэттенского ночного клуба The Tunnel. А ещё раньше под высокими кирпичными сводами загружали вагоны для перевозки товаров через Гудзон. Теперь сотрудники Spotify отмечают здесь запуск нового мобильного приложения. Сдержанный Кен Паркс заключает коллег в медвежьи объятия. Джаред Грусд в прекрасном расположении духа. Основатели компании общаются с гостями — Мартин Лорентсон в одном конце помещения, Даниэль Эк в другом. Все нарядно одеты и радуются, что мобильный кризис наконец-то миновал.
«Мы прямо как Netflix», — говорит один из сотрудников, имея в виду победу стриминга над DVD. Потом Даниэль Эк признается, что до закрытия Spotify оставалось — теоретически — от силы полгода.
За первое полугодие 2014 года у Spotify 11 млн новых слушателей бесплатной версии. 50-процентное увеличение. Прирост настолько интенсивный, что в итоге становится проблемой. Слишком большая доля бесплатных клиентов заставляет руководство начать совершенствовать тонко настроенную бизнес-модель. Даниэль Эк решает надавить на стоп-кран и просит занимающегося расширением компании Джеффа Левика сообщить об этом всей компании.
«Давайте пока без новых рынков», — говорит он по телефону Акселю Барду Брингеусу, который за два года запустил Spotify в 50 странах.
Сотрудников собирают на острове Гринда в Стокгольмском архипелаге для внутреннего совещания. В последний год компания оценивала возможности запуска Spotify в России и наняла руководителя в Москве. Но несколько новых законов, в частности тот, который обязывает иностранные компании хранить личные данные пользователей на русских серверах, вызывают серьёзные сомнения.
В начале 2014 года, когда Крым становится частью России, Spotify отказывается от проекта — к большому облегчению Мартина Лорентсона, который терпеть не может российский режим.
На совещании сотрудники обсуждают запуск на других рынках — в Японии, в Южной Корее, в Юго-Западной Азии и ещё в нескольких европейских странах. Но экспансия приостанавливается. «Мы берём паузу», — сообщает Джефф Левик по телефону.
«Бесплатно для клиента» не значит «бесплатно для компании». Грубо говоря, каждый клиент стоит для Spotify около доллара в месяц. Расходы снизятся, если удастся продавать рекламу. Но мобильной рекламной платформы у компании пока нет. Это означает, что миллионы новых пользователей ежемесячно обходятся компании в дополнительные миллионы долларов.
Руководителей Spotify обуревают сомнения. Их интересует, когда число платных подписчиков начнёт расти с той же скоростью, с какой сейчас растёт приток слушателей бесплатной версии. С особенно жёсткой критикой выступает член совета директоров Барри Маккарти. Прошло всего несколько месяцев с тех пор, как его компания Technology Crossover Ventures стала соучредителем, а Даниэль Эк уже успел промахнуться в своих прогнозах. Американец звонит из Калифорнии и открыто выражает недовольство.
Даниэль Эк вынужден принимать меры. Он прерывает запуск в ЮАР, где уже заключен договор с оператором Vodafone. Слишком велик риск, что южноафриканские пользователи будут слушать в основном бесплатную версию, — а это только ухудшит показатели. Кроме того, он поручает Густаву Сёдерстрёму разработать рекламную платформу, чтобы можно было снизить расходы.
Словом, глава Spotify сосредоточен на общем количестве пользователей, обращая особое внимание на конверсию бесплатных пользователей в платежеспособных подписчиков, которые приносят компании около 90% всех доходов.
Весной 2014 года Spotify сообщает, что число платных клиентов достигло 10 млн. Это только первый пресс-релиз (потом их будет множество), рассказывающий о росте платной подписки. Представители звукозаписывающих компаний внимательно изучают публикации. Им тоже ни к чему слишком большая доля бесплатных пользователей. Согласно некоторым источникам, Spotify будет иногда занижать общее число клиентов примерно на 10%, чтобы доля платных клиентов казалась больше.