справочник пин кодов табачных изделий
Маркировка сигарет. Строение кода маркировки
В этой статье я постараюсь прояснить техническую часть и состав маркировки сигарет.
Простите меня Хабр читатели за укороченный обзор.
Что такое маркированные сигареты?
Маркированными являются те сигареты, на потребительской упаковке которой нанесены средства идентификации с соблюдением требований Закона №381-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативно правовых актов Правительства РФ.
Таким образом, для признания товаров маркированными необходимо выполнить следующие условия:
Надо помнить, что в течение периода эксперимента для производителей (2018-07.2019) состав маркировки менялся. Производители сигарет совместно с оператором ЦРПТ пытались найти приемлемые решения. Вся произведенная продукция с нанесенной маркировкой в этот переходный период также являлась маркированной.
Давайте разберем строение кода маркировки сигарет, действующего сегодня.
Он, кстати, является копией кода маркировки сигарет в некоторых европейских странах. Именно поэтому для транснациональных компаний маркировка стала конкурентным преимуществом над Российскими производителями.
Для кодирования серийного номера сигарет и МРЦ (максимальной розничной цены) используется 80 символов:
Алгоритм кодирования-декодирования МРЦ основан на переводе размера МРЦ в копейках в 80-ричную систему исчисления, используя следующий алфавит:
Результирующее значение изначально равно 0.
1. Берём первый символ МРЦ: “A”2. Индекс символа “A”: 03. Возводим 80 в степень 3 (позиция текущего символа, считая от конца строки из 4 символов) и умножаем на 0, получаем 04. Прибавляем 0 к результирующему значению строке: 05. Берём второй символ МРЦ: “C”6. Индекс символа “C”: 27. Возводим 80 в степень 2 и умножаем на 2, получаем 128008. Прибавляем 12800 к результирующей строке: 128009. Берём третий символ МРЦ: “W”10. Индекс символа “W”: 2211. Возводим 80 в степень 1 и умножаем на 22, получаем 176012. Прибавляем 1760 к результирующему значению: 1456013. Берём четвёртый символ МРЦ: “.”14. Индекс символа “.”: 7015. Возводим 80 в степень 0 и умножаем на 70, получаем 7016. Прибавляем 70 к результирующему значению: 1463017. Итоговое значение МРЦ = 14360к или 146р30к
Поскольку на практике МРЦ(максимальная розничная цена) округляется до рублей и имеет диапазон от 60 до 500 рублей, можно сделать вывод: МРЦ в 80-ричной кодировке всегда начинается с «A», а заканчивается на один из четырех символов «A»,«U»,«o,»8″. Можно использовать это для проверки валидности МРЦ в коде маркировки пачки.
Рассмотрим маркировку на примере Сигарет с фильтром «T&W» ОРИДЖИНАЛ КОМПАКТ МРЦ 106″
Вот как выглядит маркировка на пачках и блоках: Извините, я не нашел блок с МРЦ 106, для фото брал 115.
Маркировка пачки:
04610030141527 00000Hd AB0o OnE1
GTIN-14 (14 цифровых символов). Содержит лидирующие «0» и EAN-13 код для единицы измерения «пачка» прижаты к правому краю. Аналогичен обычному EAN-13, нанесенному на пачке.
Маркировка блоков:
(01)04610030141534 (21)00000!& (8005)106000 (93)yikZ
Маркировка коробов:
(01)14610030141524 (21)0011986 (8005)106000 (37)50
ВНИМАНИЕ! ИЗМЕНЕНИЯ В МАРКИРОВКЕ КОРОБОВ ПОСЛЕ ВЫПУСКА СТАТЬИ:
Мы получили несколько официальных разъяснений от ЦРПТ по поводу маркировки коробов и я считаю необходимым отразить их в статье.
ВОПРОС: Какие символы могут применяться при указания серийного номера (21) кода маркировки для транспортного КОРОБА.
Допустимые значения:
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789!»%&'()*+,-./_:;=<>?.
Серийный номер должен быть не короче 7 символов.
Рекомендуем начать серийный номер с префикса фабрики и линии, если применимо, и использовать простой счетчик (инкремент) коробов.
Да, в данном случае, серийные номера могут быть одинаковыми.
Маркировка паллет:
(00)94610030141 0004634
Строка длиной 20 символов. Содержит префикс 00 и обязательный логистический код паллеты (контейнера) SSCC.
На всех упаковках, кроме пачек, наносится как машиночитаемый код, так и его человекочитаемый эквивалент. Это позволяет набрать код маркировки вручную, если по какой-то причине код не сканируется сканером.
Агрегации и дезагрегации.
В системе маркировки заложены такие возможности, как агрегация и дезагрегация упаковок.До недавнего времени агрегация производилась только на заводе изготовителе. С завода информация передается в систему не только о нанесенных кодах маркировки, но и об ее агрегации. JSON файл, передаваемый с завода в СУЗ, содержит структуру, в которой нельзя отправить данные о маркировке без данных о заводской агрегации. На заводе агрегация блоков/коробов/паллет производится при повторном сканировании маркировки с каждого вложенного элемента и кодов упаковки. Этим обеспечивается проверка читаемости кода и гарантия правильной агрегации, т.е. соответствие кодов, входящих в состав упаковки, коду самой упаковки.
Поэтому старайтесь сохранять заводскую упаковку до последнего момента. Вскрыв заводскую коробку, уже нельзя гарантировать, что все блоки относятся именно к этому коробу. Привет всем торговым сетям, которые проверяют вложенные блоки и вскрывают заводские короба для этого 😉
Недавно функция агрегации сигарет появилась в API для торговых организаций. Видим большую перспективу здесь для отгрузки паллетами с логистических складов.
Дезагрегация производится автоматически, как только вложенная в упаковку единица была использована в документах выбытия или смены собственника. Другими словами, если продать пачку сигарет, то блок, в котором она находилась, автоматически дезагрегируется на пачки, а короб, в котором находился этот блок, дезагрегируется на блоки и т.д. Использовать в дальнейшем дезагрегированные коды блока, короба, паллет будет невозможно. Это очень изящное решение. Сегодня дезагрегация короба/блока производится только в том случае, если выбытие вложенного агрегата произошло на стороне текущего собственника. Если сторонний контрагент попытается продать ваши сигареты из вашей коробки, это не приведет к ее автоматической дезагрегации, поскольку по данным ГИС МТ, контрагент не являлся собственником на момент сканирования маркировки при подачи сведений о выбытии.
Описание кодов идентификации потребительских упаковок, наборов, групповых упаковок, транспортных упаковок при указании в УПД, УКД
с указанием максимальной розничной цены
код товара (14 цифр) ИСН (7 символов) максимальная розничная ценапачки (4 символа)
без указания максимальной розничной ценыкод товара (14 цифр) ИСН (7 символов)
с указанием максимальной розничной цены
01 код товара (14 цифр) 21 (7 символов) 8005 сумма максимальнойрозничной цены (6 символов)
пример: (01)04600266012586(21)E’d8ZnM(8005)100000
пример: 010460026601258621E’d8ZnM8005100000
допустимо указание КИГУ со скобками и без
без указания максимальной розничной цены01 код товара (14 цифр) 21(7 символов
пример: (01)04600266012586(21)E’d8ZnM
пример: 010460026601258621E’d8ZnM
допустимо указание КИГУ со скобками и без
короба: группа1+группа2+группа3
• группа 1
01 код товара (14 цифр) или
02 код товара, входящего в короб (14 цифр)
• группа 2
11 дата изготовления (6 символов) или
13 дата упаковки (6 символов)
• группа 3
21 серийный номер (до 20 символов)
пример:
02046002660125991302071921E’d8ZnMZx
или
01046002660125861101071921E’d8ZnM
паллеты, контейнера:
серийный код транспортной упаковки, SSCC (20 символов) (стандартGS1-128, указывается с идентификатором применения AI (00))
пример: 00177102981700000049
Производители ПО обратите внимание: В примере нигде не применяется символ «FNC1» (код 29). Он вырезается при подстановке в УПД.
Формируемый для подачи сведений файл УПД должен иметь в названии признак маркировки — ««MARK»»
Правила маркировки табака изменились
С 1 июля 2020 года внесены изменения в правила маркировки табачной продукции.
Определили коды табачной продукции (далее – альтернативная табачная продукция), которую необходимо маркировать с 1 июля 2020 года наряду с сигаретами (код ОКПД2 12.00.11.130, код ТН ВЭД ЕАЭС 2402 20 900 0) и папиросами (код ОКПД2 12.00.11.140, код ТН ВЭД ЕАЭС 2402 20 900 0):
Иные виды табачной продукции обязательной маркировке не подлежат.
Ввод в оборот немаркированной альтернативной табачной продукции был возможен до 1 июля 2020 года, а ее оборот все еще допускается до 1 июля 2021 года.
Напомним, что ввод в оборот немаркированных сигарет и папирос был возможен до 1 июля 2019 года, а их оборот – до 1 июля 2020 года. Обратите внимание: участники оборота вправе хранить, перевозить и маркировать находившиеся на 30.06.2020 в обороте немаркированные сигареты и папиросы до 1 декабря 2020 года. Но продавать их без нанесения кода маркировки больше нельзя.
Также с 1 июля 2020 года введены понятия «остатки табачной продукции» и «перемаркировка». В этих случаях регистрацию продукции в системе мониторинга осуществляют:
Таким образом, до 1 июля 2020 года регистрацию табачной продукции в системе мониторинга осуществляли только производители и импортеры. Однако с этой даты маркировать продукцию смогут оптовые и розничные продавцы.
Остатки табачной продукции – это немаркированная табачная продукция:
При регистрации остатков табачной продукции для получения кодов маркировки необходимо представить (до ввода продукции в оборот) следующую информацию:
Удаленный доступ к регистратору эмиссии оптовикам и розничным продавцам ЦРПТ предоставит на безвозмездной основе. Типовую форму договора утверждает Минпромторг.
В заявке на получение кодов маркировки указываются:
Коды маркировки, которые не использованы в течение срока, установленного для маркировки остатков табачной продукции, аннулируются.
Отметим, что при передаче (приемке) остатков табачной продукции участник оборота представляет в систему мониторинга следующую информацию:
Перемаркировка – это повторное нанесение средств идентификации на потребительскую и (или) групповую упаковку альтернативной табачной продукции или этикетку. Перемаркировка потребуется, если утрачены или повреждены ранее нанесенные средства идентификации.
Как и в случае с маркировкой остатков, при перемаркировке продукции для получения кодов необходимо представить (до ввода продукции в оборот) следующую информацию:
Удаленный доступ к регистратору эмиссии оптовикам и розничным продавцам ЦРПТ предоставит на безвозмездной основе. Типовую форму договора утверждает Минпромторг.
В заявке на получение кодов указывается:
Если утрачены или повреждены средства идентификации альтернативной табачной продукции, перемаркировать ее следует до того, как она предложена к реализации. В информационную систему предоставляются:
Столкнуться с утратой или повреждением средств идентификации можно и при возврате маркированной табачной продукции. В этом случае также потребуется перемаркировка. Участник оборота передает в информационную систему:
С 1 июля 2020 года в системе мониторинга для «кода идентификации», «кода идентификации транспортной упаковки», «кода идентификации групповой упаковки» и «агрегированного таможенного кода» вводится статус кода. Для кода идентификации и кода идентификации групповой упаковки предусмотрены:
Для кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода:
Агрегированный таможенный код
С 1 июля 2020 года введено понятие «агрегированный таможенный код». Это уникальная последовательность символов для каждой отдельной совокупности товаров. Последовательность объединяет коды идентификации каждого товара, в т.ч. коды идентификации упаковки, объединяющей товары в процессе агрегирования. Она формируется оператором для целей идентификации товаров и используется участником оборота при таможенном декларировании товаров.
Агрегированный таможенный код включает две группы данных и формируется в виде: XXXXXXXXXXXXДДММГГXXXXXXX.
Первая группа данных – последовательность из 12 цифр. Она содержит ИНН заявителя, который присваивается оператором автоматически на основании регистрационных данных заявителя (если ИНН состоит из меньшего количества цифр, ему предшествуют нули (00)).
Вторая группа данных – последовательность из 13 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита). При этом:
Если участник оборота передает сведения об агрегированных таможенных кодах, то это равнозначно передаче сведений о товарах, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС, содержащихся в агрегированном таможенном коде.
С 1 июля 2020 года сведения в систему мониторинга потребуется передавать и при трансформации упаковок, а также после полного расформирования групповой (транспортной) упаковки.
Трансформация упаковки означает изъятие табачной продукции из упаковок, перекладку табачной продукции из упаковки в упаковку, добавление табачной продукции в упаковку. В этом случае в систему мониторинга передаются:
После полного расформирования групповой (транспортной) упаковки участник оборота должен представить в систему мониторинга следующие сведения о проведении операции полного расформирования упаковки:
Нанесение средств идентификации
Как и раньше, при производстве табачной продукции на территории РФ нанесение средств идентификации осуществляется в местах производства или хранения. С 1 июля 2020 года уточняется, что такой порядок применяется и при производстве из иностранного сырья, ранее помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или под таможенную процедуру свободного склада.
С 1 июля 2020 года имеет значение, откуда именно ввозится товар. Так, если товар ввозится в РФ с территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, наносить средства идентификации следует до помещения товара под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта. Такой же порядок применяется в случае ввоза на остальную часть территории РФ:
и табачной продукции, изготовленной на территории свободного склада из иностранного сырья, помещенного под таможенную процедуру свободного склада
Если табачная продукция ввозится с территорий государств – членов ЕАЭС, средства идентификации, как и раньше, наносятся до фактического пересечения государственной границы РФ.
Если требуется перемаркировать табачную продукцию или промаркировать табачную продукцию, приобретенную не для реализации, нанести средства идентификации необходимо до предложения этой табачной продукции для реализации (продажи).
Также с 1 июля 2020 года наносить средства идентификации разрешается не только на потребительскую и групповую упаковку табачной продукции, но и на этикетку, прикрепляемую к потребительской упаковке. Это новшество введено для альтернативной табачной продукции.
Этикетка – это носитель информации для нанесения средства идентификации способом, не допускающим его отделения от упаковки без его повреждения. Она прикрепляется:
к групповым упаковкам табачной продукции
или потребительским упаковкам остатков табачной продукции
а также к потребительской упаковке альтернативной табачной продукции, на которую невозможно нанести средство идентификации иным способом
К нанесению этикеток есть свои требования:
Уточняется, в каких случаях при передаче (приемке) табачной продукции передающая сторона должна формировать уведомление. Так, с 1 июля 2020 года передающая сторона формирует уведомление (в форме УПД) при передаче табачной продукции в рамках:
сделок, предусматривающих переход права собственности
договоров комиссии и (или) агентских договоров
при передаче заказчику продукции, произведенной по контракту
Напомним, что уведомление передается в информационную систему в течение не более трех рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) табачной продукции.
Что касается розничных продавцов, они, как и раньше, направляют информацию в систему мониторинга о выводе из оборота табачной продукции при помощи онлайн-кассы. Однако с 1 июля 2020 года использовать кассовую технику необходимо и в случае корректировки информации о выбытии товара.
Кроме того, с указанной даты при розничной продаже части табачной продукции, упакованной в маркированную потребительскую упаковку, необходимо включать в кассовый чек следующую информацию:
Если организации и предприниматели приобретают табачную продукцию для целей, не связанных с дальнейшей реализацией, уведомление (о переходе права собственности) они подписывают на основании подтвержденного покупателем уведомления. А продавец на основании подтвержденного покупателем уведомления в срок не более трех рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) табачной продукции должен представить оператору следующую информацию:
Такие правила действуют с 1 июля 2020 года.
Маркировка табачной и альтернативной табачной продукции в решениях 1С
Маркировка табачной и альтернативной табачной продукции
В составе групп маркируемых товаров выделяются в том числе следующие категории товаров:
альтернативная табачная продукция.
Общие принципы работы со всеми маркируемыми товарными группами едины. Для читателей, уже знакомых, например, с маркировкой шин, эти общие принципы известны. Основным сценарием оформления движения маркируемых товаров является электронный документооборот (ЭДО).
В общем случае в жизненном цикле маркируемых товаров можно выделить три укрупненных этапа:
Правила маркировки табачной продукции утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 953 в правила внесены изменения. Согласно поправкам определены виды альтернативной табачной продукции, производство которой без нанесения кодов маркировки запрещено с 01.07.2020. Это, в частности, табак для кальяна, сигары, сигары с обрезанными концами (черуты), сигариллы и др. В течение переходного периода предусмотрена маркировка остатков продукции, уже находящейся в обороте, которую выполняют оптовые и розничные продавцы. Сроки маркировки остатков:
Для маркировки остатков используются упрощенные коды GTIN: они кодируют обобщенную группу товаров, а не конкретную товарную позицию. Такие коды выдает система ИС МП на основе упрощенного описания. При этом при маркировке остатков табачной продукции используется только упрощенный код GTIN (начинается на 029), а для маркировки остатков альтернативной табачной продукции наряду с упрощенными кодами GTIN можно использовать GTIN из национального каталога с полным описанием продукции.
Маркировка табачной и альтернативной табачной продукции имеет определенные отличия от маркировки остальных товарных групп. Во многом отличия связаны с особенностями производственного процесса. Маркировка табачной продукции осуществляется непосредственно на производственной линии, в рамках которой производится упаковка табачной продукции в пачки и блоки. Это определяет состав реквизитов для документов маркировки. Например, в Заказе на эмиссию указываются реквизиты производственного объекта, включая код GLN, который присваивается производственному объекту национальной ассоциацией идентификации GS1rus, адрес объекта, идентификатор линии, идентификатор производственного заказа и т. д.
Технологический процесс маркировки альтернативной табачной продукции отличается. Для него эти реквизиты не обязательны, но они также будут присутствовать в документах для обеспечения единообразия.
Настройка программы 1С для работы с маркируемой табачной продукцией
Порядок отражения операций приведен для программ «1С:ERP Управление предприятием» (ред. 2.4), «1С:Комплексная автоматизация» (ред. 2.4), «1С:Управление торговлей» (ред. 11.4).
По ссылке Настройка сканирования кодов маркировки можно настроить контроль статусов в момент оформления оптовых и розничных продаж. В этой же форме можно настроить возможность обработки кодов из «серой зоны» и контроль стандартной вложенности (в блоке 10 пачек).
Маркировка остатков в 1С
Основанием для маркировки остатков является складской документ Пересчет товаров в разделе Склад и доставка. В пересчете отражается фактическое количество, и именно по этому количеству будут заказаны коды маркировки. В рабочем месте Обмен ИС МП в списке Маркировка товаров ИС МП нужно создать новый документ и выбрать вид операции Маркировка остатков. В качестве основания необходимо выбрать документ Пересчет товаров. Заказ заполняется на основании пересчета. Далее нужно сохранить документ, пока без проведения, после чего появится ссылка на Заказ на эмиссию кодов маркировки.
При маркировке остатков коды описываются в упрощенном порядке. Для описания остатков достаточно указать ТН ВЭД («2402»), наименование (по умолчанию подставляется наименование номенклатуры, но его можно поменять), вид упаковки, модель и торговый знак. По такому описанию можно запросить коды GTIN в ИС МП. После того как коды GTIN получены, можно запросить коды маркировки. После завершения эмиссии следует распечатать коды и приступить к их физическому нанесению на продукцию. Распечатать коды можно из самого заказа или списка Пул кодов маркировки. При печати нужно выбрать шаблон этикетки.
После передачи данных в ИС МП меняется статус документа на «Коды маркировки нанесены и агрегированы», и продукцию можно продавать.
Маркировка собственной продукции в 1С
Маркировка табачной продукции может производиться в составе производственной упаковочной линии методом лазерного нанесения кода или независимо от процесса упаковки с использованием этикеток. В первом случае заказ кодов и их печать в программе не выполняются. Эти действия выполняются аппаратным и программным обеспечением производственной линии. Информацию о нанесении кодов маркировки в ИС МП можно передать из программы 1С. Для этого создается документ Маркировка товаров ИС МП, в котором устанавливается флаг Отчет производственной линии, а таблица кодов маркировки загружается из файла, полученного от производственной линии.
В случае маркировки табачной и альтернативной табачной продукции с использованием этикеток заказ кодов маркировки и печать этикеток можно выполнить из программы 1С. Основанием для заказа кодов маркировки может быть введенный в программу Заказ на производство. Документы отражаются в рабочем месте Обмен с ИС МП по ссылке оформить в строке Заказы на эмиссию кодов маркировки СУЗ.
По кнопке обработать можно сразу создать Заказ на эмиссию кодов маркировки, который заполняется автоматически на основании Заказа на производство.
После отражения в системе завершения производства по ссылке оформите в строке Маркировка товаров ИС МП в рабочем месте Обмен с ИС МП можно перейти к оформлению ввода в оборот. В созданном документе Маркировка товаров ИС МП флаг Отчет производственной линии не установлен, а на закладке Товары доступна ссылка Подобрать и проверить маркированную продукцию. В форме проверки указывается структура упаковок и перечень маркированной продукции (рис. 2).
Если коды маркировки к этому моменту уже нанесены, то необходимо просто отсканировать эти коды. Если коды не печатались и не передавались в производство, их можно распечатать непосредственно в момент оформления документа Маркировка товаров ИС МП. Для этого следует отсканировать штрих EAN-13 (он же GTIN), после чего появится форма, из которой можно распечатать новый код маркировки. При выполнении подбора и проверки можно создать структуру групповых упаковок. При работе с групповой упаковкой можно руководствоваться правилом трех сканирований:
После подбора и проверки всей продукции можно передать документ в ИС МП для ввода в оборот, а если были указаны групповые упаковки, то дополнительно выполнить агрегацию.
Маркировка импортных товаров в 1С
Заказ на эмиссию кодов маркировки для импортных товаров можно сделать на основании введенного в систему Заказа поставщику. В рабочем месте Обмен с ИС МП в строке Заказы на эмиссию кодов маркировки по ссылке оформите можно создать и автоматически заполнить документ на основании введенного Заказа поставщику. Оформление заказа выполняется аналогично рассмотренным выше сценариям.
После фактического поступления товара и прохождения таможенных процедур в программе будет отражен документ Приобретение товаров и услуг. Создать документ Маркировка товаров ИС МП для ввода товаров в оборот можно по ссылке оформите в рабочем месте Обмен с ИС МП. В документе необходимо заполнить реквизиты таможенного органа и декларации и далее перейти к подбору и проверке поступившей продукции. В форме подбора и проверки есть возможность заполнить данные на основании файла, если такой файл предоставлен поставщиком.
После завершения подбора и проверки необходимо передать данные в ИС МП для ввода товара в оборот и агрегации.
Отражение движения маркируемых товаров в оптовой торговле
Движение маркируемой табачной и альтернативной табачной продукции между участниками оборота отражается электронными документами. Коды маркировки указываются в структуре универсального передаточного документа (УПД) и затем передаются оператором ЭДО в ИС МП.
После этого отследить его дальнейшее состояние можно в рабочем месте Текущие дела ЭДО в списке Исходящие, из которого можно открыть форму просмотра документа (рис. 3).
На стороне покупателя после выполнения информационного обмена документ появится в рабочем месте Текущие дела ЭДО. Если в полученном документе есть позиции номенклатуры, отсутствующие в справочнике у покупателя, то их необходимо создать.
Соответствующие карточки автоматически заполняются данными продавца.
Розничные продажи маркируемых товаров
В 1С:ИТС доступны справочники о маркировке: