Stockmann что это такое
История Stockmann
От первого магазина в Хельсинки до ухода из России
27 ноября стало известно, что до конца 2016 года Stockmann продаст все свои универмаги в России, чтобы выйти на прибыльность. Обозреватель vc.ru изучил историю финской компании.
В 1825 в семье лесника Франца Германа Стокманна родился сын Георг. Сын решил не идти по стопам отца, а заниматься торговлей. С 15 лет он начал работать в сфере торговли «колониальными товарами», а позже товарами химической промышленности. Георг не собирался останавливаться, и поиски дальнейшего развития карьеры привели его из немецкого Любека в Финляндию.
В городе Нуутаярви Георг устроился на работу кассиром и бухгалтером в стекольном заводе. За 7 лет работы он прошёл путь до начальника одного из цехов. В 1859 году завод, где работал Стокманн, открыл в Хельсинки свой магазин в здании рядом с Рыночной площадью. Управляющим магазина стал Георг и вёл торговлю от своего имени — на вывеске было написано «Г.Ф. Стокманн». В 1860 году Георг получил гражданство Финляндии.
К 1862 году Стокманн полностью выкупил магазин на свои деньги и основал компанию Stockmann. Ассортимент товаров в магазине начал расширяться — помимо товаров из стекла появилась продукция из хлопка, различные инструменты и многие другие товары, которые поставлялись из-за рубежа. Бизнес продолжал расти, к розничным продажам добавилась оптовая торговля. В 1880 году большой универмаг Stockmann открылся на Сенатской площади Хельсинки. В 1897 году Стокманн открыл ещё один магазин в Каллио.
В 1902 году Stockmann стала G.F. Stockmann Aktiebolag — компанией с ограниченной ответственностью. Помимо самого Георга акционерами стали его сыновья Франц и Карл, которые продолжили дело отца после его смерти в 1906 году.
В 1918 году была основана Aktiebolaget Stockmann Osakeyhtiö. В собственность новой компании перешли все склады, недвижимость и бизнес акционерного общества Г.Ф. Стокманна. Акции были распределены между многочисленными держателями.
С 1919 года компания продолжила расти быстрыми темпами. Была приобретена деревообрабатывающая мастерская Keravan Puusepäntehdas, которая оставалась частью Stockmann до 1985 года.
Stockmann за 10 лет выкупила площадь в жилищном массиве, где до сих пор находится универмаг в центре Хельсинки. В 1922 году в двухэтажном здании на углу улиц Pohjoisesplanadi и Keskuskatu открылся спортивный магазин Stockmann.
Главным магазином по-прежнему оставался Stockmann на Сенатской площади, но в 1926 году было торжественно открыто новое четырёхэтажное здание универмага на углу улиц Keskuskatu и Aleksanterinkatu. Полностью строительство универмага было завершено в 1930 году. В просторном здании посетителей особенно впечатляла вращающаяся дверь, эскалаторы и стойка для продажи напитков Soda Fountain. В отделе прохладительных напитков продавалась Coca-Cola, впервые в Финляндии. В том же году Stockmann купила академический книжный магазин, расширив свой бизнес.
В 1942 году Stockmann вышла на Хельсинскую фондовую биржу. Во время войны здание центрального универмага было повреждено, особенно пострадала крыша. Во время бомбардировки в 1944 году в универмаг попали бомбы, начался пожар, но его удалось достаточно быстро ликвидировать.
После войны здание восстановили, но появились проблемы с набором персонала — осталось слишком мало опытных людей. Поэтому Stockmann основала Школу продавцов, которая существовала вплоть до 1977 года. На тот момент в Финляндии не было дневных муниципальных детских учреждений, поэтому компания открыла детский сад для детей своих сотрудников.
Телевидение в стране появилось в 1950 году, а первая трансляция прошла 18 ноября в универмаге Stockmann. В 1955 году в Stockmann появились автомобили — компания стала дилером Ford. Впоследствии в Stockmann также продавались автомобили Volkswagen, Audi и Skoda.
С 1957 года Stockmann начала расширяться за пределы Хельсинки — в Тампере открылся первый универмаг на улице Хамеенкату. В 1967 году Stockmann появился в Пиетарсаари, а в 1976 году новый универмаг открылся в городе Коувола. Для академического книжного магазина построили новое здание по проекту Алвара Аалто — в Книжный дворец магазин переехал в 1969 году.
В 80-е годы универмаги Stockmann продолжили расширяться или перемещались в более просторные помещения. В 1981 году открылся универмаг в Тапиола, а через год Stockmann появился в Турку. В 1985 году Stockmann приобрела компанию по продаже товаров из каталогов по почте — Hobby Hall.
С 1986 года в Финляндии появились кредитные карты, а Stockmann начала программу лояльности: клиенты могли получить карту постоянного покупателя. В апреле того же года универмаги Stockmann провели свою первую акцию — «Сумасшедшие дни». Распродажи имели большой успех и в дальнейшем проводились каждые полгода.
В 1988 году частью Stockmann стала сеть магазинов Seppälä, начавшая свою историю в 1930 году с продажи мужской одежды и аксессуаров, а к концу 80-х годов открывшая уже 54 магазина в Финляндии, Германии и США. После поглощения Seppälä продолжила расширяться и пришла в Швецию, Россию и страны Прибалтики.
В 1989 году главный универмаг Stockmann в Хельсинки открыл дополнительное крыло и по общей площади занял целый квартал. В то же время компания пришла в Россию, открыв первые магазины Stokmann в Москве.
В 1990 году Stockmann прекратила оптовые продажи, которыми занималась больше ста лет. В 1992 году новый универмаг открылся в Хельсинки в торговом центре Itäkeskus, а Hobby Hall начал работать в Эстонии. Через год в Таллинне открылся первый магазин Stockmann, а в 1996 году произошло открытие универмага, который к 2000 году после расширения стал самым крупным универмагом в странах Балтии.
В 1998 году Stockmann стала открытым обществом с ограниченной ответственностью и запустила большой универмаг в Москве. С 1999 года академический книжный магазин начал онлайн-продажи, а Seppälä открыла магазины в Эстонии.
В 2000 году начал свою работу Hobby Hall Online, ставший самым популярным сайтом для покупателей в Финляндии. К концу 2001 года Hobby Hall Online запустили в Эстонии и Латвии. Stockmann продолжила расширение в Финляндии и в сентябре 2001 года открыла универмаг в городе Оулу.
В 2002 году компания открыла первый магазин Zara в Хельсинки по договору франшизы. Также была запущена косметологическая сеть Stockmann Beauty cosmetics. В 2003 году универмаг Stockmann появился в Риге, а в Латвии открылись первые магазины Seppälä. В Москве компания открыла первый магазин Zara.
С 2004 года Stockmann взялась ещё серьёзнее за развитие в России. В апреле 2004 года в Москве открылся универмаг в торговом центре «Мега Теплый стан», также открылись первые магазины сети Seppälä. Ещё один универмаг в Москве открылся в торговом центре «Mega Химки» 15 декабря.
В Финляндии седьмой универмаг Stockmann открылся в торговом центре Jumbo 27 октября 2005 года. В 2006 году Stockmann продала свой автомобильный бизнес и дочернюю компанию, занимавшуюся развитием марки Zara, её владельцу — Inditex.
Магазины концерна продолжили открываться в России — Seppälä и Bestseller были запущены в Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске. Stockmann заключила договор о сотрудничестве с Nike и открыла пять магазинов этого бренда в России, начав с Санкт-Петербурга. Hobby Hall запустил дистанционную торговлю для России, но проработал только с 2007 по 2009 годы.
В 2007 году Stockmann приобрела шведскую компанию Lindex, одну из крупнейших сетей женской одежды в Северной Европе. В том же году открылся четвёртый торговый центр Stockmann в Москве в торгово-развлекательном комплексе «Мега Белая Дача».
В 2008 году из-за конфликта с арендодателем и отключения электроэнергии в арендуемых помещениях пришлось закрыть ТЦ «Калинка-Стокманн» несмотря на разрешение суда продлить договор аренды.
В августе 2008 года в России открылся первый магазин Lindex в Санкт-Петербурге. А в сентябре Lindex начала деятельность в Саудовской Аравии. Компания Delta по договору франшизы, открыла там 5 магазинов сети. Также партнёры Lindex открыли магазины в Дубае (ОАЭ) и Боснии и Герцеговине.
13 февраля 2009 года в ТРК «Метрополис» в Москве открылся ТЦ «Калинка-Стокманн», а в марте 2010 года в ТРЦ «Золотой Вавилон» был запущен пятый универмаг Stockmann в Москве. Кроме того, компания запустила свой интернет-магазин stockmann.com. В ноябре 2010 года в Санкт-Петербурге прошло открытие ТК «Невский Центр».
В 2011 году Lindex запустил интернет-магазин lindex.com для 28 стран мира. В марте того же года состоялось открытие магазина Lindex в Польше. А в России открылся ещё один универмаг Stockmann, на этот раз в Екатеринбурге. 1 февраля 2012 года Stockmann отпраздновала своё 150-летие.
К 2015 году компания подошла с финансовыми проблемами, особенно в России, поэтому концерну пришлось подготовить новый план по оптимизации своей сети универмагов и выходу на прибыльность. Компания продаст Seppälä, сеть Академических книжных магазинов и полностью откажется от электроники в каталоге товаров, чтобы к 2016 году улучшить своё положение.
Stockmann
Содержание
История
Основана в 1862 году Георгом Францем Штокманном, немецким купцом из Любека, начавшим свою деятельность с руководства стекольным магазином в Хельсинки. Спустя 18 лет компания открыла первый в Хельсинки универсальный магазин. В 1918 году до этого частная фирма была акционирована. Первой телевизионной трансляцией в Финляндии в 1950 году стал репортаж из универмага Stockmann в Хельсинки. В 1985 году Stockmann приобрела компанию каталожной торговли Hobby Hall, а в 1998 году компания стала открытым акционерным обществом. [5]
Деятельность
Магазины компании расположены в Финляндии, России, Эстонии, Латвии и Литве.
Stockmann в России
Stockmann вышла на российский рынок в 1989 году, став одной из первых иностранных компаний и одним из первых ритейлеров, зашедших на российский рынок. На 2010 год компания Stockmann имеет в России пять универсальных магазинов (универмаг «Стокманн» в ТЦ «Смоленский Пассаж» был закрыт и вместо него 13 февраля 2009 года открылся магазин «Калинка-Стокманн» в Торговом Центре «Метрополис»). 4 марта 2010 года был открыт универмаг «Калинка-Стокманн» в ТЦ «Золотой Вавилон» в московском районе Ростокино.
12 ноября 2010 года в присутствии премьер-министра Финляндии Мари Кивиниеми был открыт самый большой универмаг «Стокманн» в России, находящийся в Санкт-Петербурге, в торговом центре «Невский центр» на пересечении Невского проспекта и улицы Восстания. 30 марта 2011 года в ТЦ Гринвич был открыт первый в Екатеринбурге универмаг «Стокманн».
Остальные универсамы расположены в торговых комплексах «МЕГА».
Stockmann в Эстонии
Первый магазин Stockmann в Эстонии открыл свои двери в 1993 году. Универмаг в центре Таллина по адресу Лийвалайа, 53 ( (эст.) Liivalaia) открылся в 1996 году.
В 2011 году осуществлена детальная планировка с объединением участков Лийвалайа, 49 и 53, Маакри, 25 и 27 и Лийвалайа, 51 для перестройки всего торгового комплекса с сохранением исторической трубы бывшей бумажной фабрики. [7]
Stockmann в зимнем Таллине
Задний план Stockmann с разгрузочной эстакадой
Сумасшедшие дни в Таллинском универмаге Stockmann
Парковка универмага Stockmann
Труба бывшей бумажной фабрики под охраной [7]
Критика
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Stockmann» в других словарях:
Stockmann — (OMX|HEX24363|STCBV) is a Finnish listed company which was established in 1862 and is engaged in the retail trade. Stockmann s three divisions are the Department Store Division, Hobby Hall, which is specialized in mail order sales and e commerce … Wikipedia
Stockmann — steht für das größte Kaufhaus Finnlands, siehe Stockmann (Unternehmen). die Stockmann Felder, Gasfelder vor Norwegen in der Barentssee Stockmann ist der Familienname folgender Personen: August Cornelius Stockmann (1751–1821), deutscher Jurist und … Deutsch Wikipedia
Stöckmann — (Neuenkirchen,Германия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Behninger str. 17, 2964 … Каталог отелей
Stockmann — Stockmann, Aug. Cornelius, geb. 1751 in Schwiekarlshain bei Waldheim; war Professor der Rechte in Leipzig u. st. 1821; er schr. außer mehrern juristischen Dissertationen u. Schriften viel Belletristisches, u.a. Die Leiden der jungen Wertherin,… … Pierer’s Universal-Lexikon
Stockmann — (Signalmann) s. Zugpersonal … Enzyklopädie des Eisenbahnwesens
Stockmann — Sucursal de Stockmann en Turku. Fotografiada desde Yliopistonkatu en diciembre de 2005 … Wikipedia Español
Stöckmann — Dieter Stöckmann (* 29. Juli 1941 in Stolp, Pommern) ist ein General a. D. des Heeres der Bundeswehr. Von 1996 an diente er zwei Jahre als Oberbefehlshaber der Allied Forces Central Europe der NATO und übernahm am 1. April 1998 den Posten des… … Deutsch Wikipedia
Stockmann — 1. Wohnstättennamen auf mann zu mhd. stoc »Baumstamm, Baumstumpf; Gefängnis«, mnd. stok »Baumstumpf; Brunnen, Pumpe; Gefängnis« für jemanden, der bei einem dieser Gegenstände oder Gebäude wohnte. 2. Herkunftsnamen auf mann zu Ortsnamen wie Stock… … Wörterbuch der deutschen familiennamen
Stöckmann — 1. Wohnstättennamen auf mann zu mhd. stoc »Baumstamm, Baumstumpf; Gefängnis«, mnd. stok »Baumstumpf; Brunnen, Pumpe; Gefängnis« für jemanden, der bei einem dieser Gegenstände oder Gebäude wohnte. 2. Herkunftsnamen auf mann zu Ortsnamen wie Stock… … Wörterbuch der deutschen familiennamen
Stockmann (Unternehmen) — Stockmann Rechtsform AG Gründung 1862 Sitz Helsink … Deutsch Wikipedia
Стокманн — магазин одежды с богатой историей
У многих компания Стокманн ассоциируется с понятиями — качество, солидность, долговечность.
История Стокманн началась в середине 19 века в Финляндии. Основатель компании, выходец из Любека — Георг Франц Штокманн. Он начинал свой бизнес с маленького магазинчика, в котором торговал изделиями из стекла. К концу 20-го века компания уже владела сетью магазинов одежды и товаров для дома, которые работали во многих странах Европы и США.
В 80-х годах фирма пришла в Россию. Знаменитую Калинку — Стокманн помнят многие москвичи. В настоящее время в Москве и ближнем Подмосковье открыты 6 магазинов компании, успешно работает официальный интернет-магазин.
🛍 Какие товары представлены в магазине?
Ассортимент магазина рассчитан на широкий спрос и вкус — одежда, косметика, обувь, аксессуары, товары для дома многих известных брендов. Отличительная черта компании, это соотношение цена — качество. Покупки в магазине может позволить себе каждый.
Пальто, костюмы, платья из хлопка, шерсти, кожаную обувь можно купить по весьма привлекательным ценам.
С момента открытия и до наших дней особым спросом пользуются детские товары. Качественные изделия из натуральных тканей, обувь подходящаяя растущей стопе, игрушки, школьные принадлежности.
Женщины порадуют себя модными нарядами, косметикой знаменитых брендов.
Мужчин привлечет линейка солидной, классической одежды, спортивная экипировка.
Особенно удачный шопинг бывает во время распродаж. Несколько раз в году проводятся знаменитые «Сумасшедшие дни» с привлекательными скидками.
аксессуары балетки белье блузки блузы боди бокалы босоножки ботильоны ботинки ботфорды брюки верхняя одежда вешалки вилки водолазки гели гели для бровей гели для душа гели для умывания гигиена декор интерьера декорации деним джемперы джинсы духи жакеты жилеты зимние ботинки зонты кардиганы кашемир кеды кепки керамика кигуруми коврики ковры колготки комбинезоны кондиционеры косметика костюмы крема кроссовки кружки купальники куртки кухонные принадлежности леггинсы ложки лосины лосьоны майки макияж маски масла муссы наборы нижнее белье ножи ножницы носки одеколоны одеяла освещение очки палетки парфюм патчи пиджаки пижамы платья пледы подарки подарочные наборы подушки покрывала полотенца полусапоги помады постельное белье посуда ремни рубашки рюкзаки сандали сапоги сарафаны свитеры свитшоты скатерти скрабы слипоны спреи сувениры сумки тапки текстиль тени ткани толстовки тональные крема тоники топы туники туфли туши угги уход футболки халаты хозтовары чемоданы шампуни шапки шляпы шорты штаны шторы юбки
Stockmann
Stockmann (произносится Сто́кман) — финская компания розничной торговли и одноимённая сеть магазинов по продаже одежды и товаров для дома. — в Хельсинки. Помимо универмагов Стокманн компания также владеет такими известными брендами одежды, как Seppälä (Сеппала) и Lindex, а на российском рынке по франшизе развивает такие бренды, как Bestseller (Jack Jones, Vero Moda, и другие). Раньше Stockmann по франшизе развивал магазины Zara и Nike, первые были проданы, а вторые закрыты.
Основана в 1862 году Георгом Францем Штокманном, немецким купцом из Любека, начавшим свою деятельность с руководства стекольным магазином в Хельсинки. Спустя 18 лет компания открыла первый в Хельсинки универсальный магазин. В 1918 году до этого частная фирма была акционирована. Первой телевизионной трансляцией в Финляндии в 1950 году стал репортаж из универмага Stockmann в Хельсинки. В 1985 году Stockmann приобрела компанию каталожной торговли Hobby Hall, а в 1998 году компания стала открытым акционерным обществом.
Универмаг Stockmann в Хельсинки (крупнейший универмаг в странах Скандинавии)
В феврале 2015 года руководство компании подписало соглашение о продаже сети магазинов Seppälä их нынешним владельцам Эвелиине Мелентьефф и её супругу Тимо Мелентьефф.
Stockmann в России
Stockmann вышла на российский рынок в 1989 году, став одной из первых иностранных компаний и одним из первых ритейлеров, зашедших на российский рынок. Первый полноценный магазин располагался с 1998 по 2009 год в Смоленском пассаже в Москве. Это был второй зарубежный Стокманн после таллинского.
На 2010 год компания Stockmann имела в России пять универсальных магазинов (универмаг «Стокманн» в ТЦ «Смоленский Пассаж» был закрыт и вместо него 13 февраля 2009 года открылся магазин в Торговом Центре «Метрополис»). 4 марта 2010 года был открыт универмаг в ТЦ «Золотой Вавилон» в московском районе Ростокино.
В 2015 году руководством компании было принято решение о закрытии до конца 2016 года трёх универмагов в московских торговых комплексах «МЕГА». Входящая в структуру Стокмана сеть магазинов женской одежды Lindex, имеющая в России 19 торговых точек, запланирована к закрытию.
3 марта 2018 года «Стокманн» открылся в Краснодаре в центре «OZ Молл».
«Стокманн»: универмаг фри-фло — самая трендовая концепция
Компания «Стокманн», о которой в СМИ появлялась противоречивая информация, намерена не только расти, но и задавать тон в сегменте современных универмагов. Как рассказали председатель совета директоров Яков Панченко и генеральный директор компании «Стокманн» Геннадий Левкин в ходе пресс-конференции, такого формата в России почти нет, а потенциальная емкость рынка довольно велика.
— Итак, «Стокманн» не уходит, а, наоборот, строит планы развития в России. Какова сейчас ситуация в сети: сколько магазинов осталось, будет открыто, в каких городах?
Яков Панченко, председатель совета директоров компании «Стокманн»:
— В настоящее время занимаемся реструктуризацией портфеля площадок — из одних торговых центров уходим, в другие приходим, подбираем подходящие площадки для новых магазинов, приоритетные локации — города-миллионники.
Когда год назад Reviva Holdings Limited (Яков Панченко имеет контрольный пакет акций RHL. — Прим. ред.) приобрела компанию «Стокманн», сеть насчитывала семь универмагов, к декабрю 2018 года их стало уже восемь — в Москве, Казани, Краснодаре, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
В 2019 году откроются еще три универмага: два — на месте Podium Market и один — на новой площадке. Мы закрываем проект Podium Market и переделываем магазины этой сети под бренд «Стокманн».
Два универмага Podium Market уже сменили вывеску — в Казани (октябрь 2017 года) и Краснодаре (февраль 2018 года). Два оставшихся московских магазина – в ТЦ «Модный сезон» и «Европейский» — откроются как универмаги «Стокманн» в феврале 2019 года. Помимо этих двух магазинов во второй половине 2019 года откроется магазин в одном из московских торговых центров, переговоры о площадке находятся на финальной стадии. Итого, к концу 2019 года сеть будет объединять одиннадцать магазинов.
— Каких показателей удалось достичь к концу 2018 года?
— Общую цифру товарооборота не называем, но динамика прироста от года к году составила 17 % за счет роста сопоставимых продаж старых магазинов и открытия новых.
Трафик вырос на 16 млн человек, + 7 %, — к ноябрю 2018-го, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Число держателей бонусных карт бренда увеличивается ежемесячно почти на 25 тыс. человек.
Прорывным событием стал запуск онлайн-магазина по нестандартной схеме — сразу с возможностью омниканальных продаж. В ближайшее время будет доступно приложение для смартфонов и планшетов.
— Расскажите поподробнее о развитии интернет-магазина. В чем прорыв этого проекта?
Геннадий Левкин, генеральный директор компании «Стокманн»:
— Обычный путь офлайн-ритейлера, выходящего в онлайн, таков – сначала запускается сепаратный веб-сайт с таким же ассортиментом и названием, как и физический магазин, но отгороженный от основного бизнеса компании и имеющий собственные товарные остатки. Затем разные каналы начинают постепенно интегрироваться. Мы сделали нестандартно — с самого начала запустили омниканальные продажи, и интегрировали интернет-магазин в основной бизнес компании.
Нет выделенного стока для интернет-магазина, доступны все товары во всех магазинах, что порождает большие сложности с интеграцией и видимостью остатков. Ведь одна из бед при совмещении онлайн и офлайн — некорректность остатков. В ритейле вообще не бывает стопроцентно корректных остатков. Тем не менее нам удалось добиться довольно высокой видимости остатков — 97 %. Теперь клиенты могут онлайн заказать любой товар, присутствующий в офлайн, сделать это и дистанционно, и в физическом магазине, получить курьером или в пункте выдачи заказов, и так далее.
Реализована классическая схема омниканальности: покупатель получает одинаковый потребительский опыт по всем каналам продаж.
— Какова особенность вашего мобильного приложения?
— Ключевая возможность мобильного приложения — получение информации о товаре по фотографии ценника. Вроде бы простая и банальная история с фотографированием является для нас одной из прорывных технологий. Покупатель сможет, сфотографировав ценник любого товара в любом магазине сети, получить данные о производстве, составе, цене, акциях и так далее. Продавцы смогут на своем смартфоне показать покупателю, в каких магазинах, какие размеры и цвета модели присутствуют.
К каждой модели будут предлагаться дополнительные товары, подобранные мерчандайзерами. Уже разрабатываются и формируются total look — комплекты, в которые будут входить одежда, обувь и аксессуары. Пользователь приложения получает дополнительный сервис, а продавцы — помощь в комплексных продажах.
— Почему понадобилось отказываться от формата Podium Market?
Яков Панченко:
— Подписывая в 2017 году лицензионный договор с компанией Podium Market на временное владение брендом, мы имели основной план «А» — ребрендинг магазинов Podium Market под бренд «Стокманн» и для подстраховки — план «Б», в котором была заложена опция покупки и дальнейшего контроля бренда Podium Market.
Компания «Стокманн» не покупала компанию Podium Market. Мы перезаключили напрямую договора аренды на четыре помещения, ранее арендованных компанией Podium Market, выкупили остатки товара и оборудования, переоформили сотрудников, сохранив рабочие места. Поработав с брендом год, поняли, что приятных сюрпризов по выручке и ассортименту не будет, и приняли решение не покупать бренд и не продлевать лицензию на его использование. Лицензия на этот бренд заканчивается в марте 2019 года. В соответствии с планом «А» проводится ребрендинг оставшихся Podium Market под «Стокманн».
— Чем Podium Market принципиально отличается от «Стокманн»?
Геннадий Левкин:
— В течение работы с этим брендом выявились две основные неприятные для нас особенности. Первая – удельные продажи и привлекаемая аудитория Podium Market примерно в три раза ниже продаж и трафика среднего магазина «Стокманн». Вторая — Podium Market силен концепцией презентации нишевых брендов модных дизайнеров, нередко рассчитанных на узкую аудиторию. Это небольшие коллекции трендовых вещей довольно высокой стоимости. Иногда заказ одного бренда на два магазина составляет 2 тыс. евро плюс значительно увеличивает издержки стоимость обработки заказа.
Огромное количество брендов, маленькие заказы, большие издержки и невысокие продажи — характерные особенности Podium Market.
— Как будет происходить переоснащение?
Геннадий Левкин:
— Планируем остановить оба магазина — в ТЦ «Модный сезон» и «Европейский» — на 7–10 дней, пересобрать товар и поменять вывеску. Кардинальных изменений не будет. Останется то, что было позитивного в Podium Market, — архитектура пространства. Это красивые, современные, уютные и доброжелательные магазины формата фри-фло. Более того, свежий концепт магазинов Nordstrom в США выглядит примерно как же, как Podium Market. В сегменте универмагов фри-фло — самая трендовая концепция. Здесь есть полное попадание в мировой тренд, и поэтому новые магазины сети будут больше похожи на Podium Market, чем на существующие сейчас «Стокманн».
— Чем характеризуется формат «универмаг», в котором позиционируется «Стокманн», и насколько этот формат востребован?
Яков Панченко:
— Универмаги занимают от 5 до 15 % розничного рынка во всех развитых странах Западной Европы, Америки и Азии. У нас эта ниша практически свободна. Как правило, магазины, которые в России называются универмагами, не являются современными универмагами ни по размеру, ни по ассортименту, ни по концепту, — чаще всего это классические мультибренды.
Универмаги — крупный формат, нередко — многоэтажный, где концептуально объединены различные отделы одежды, обуви, товаров для дома, продукты.
— Планируете ли вы развивать продуктовые отделы?
— В «Стокманн» работали не просто небольшие гастроточки, а полноценные супермаркеты площадью 2,5 тыс. кв. м.
В 2016 году продуктовое направление в сети было самым убыточным. Во-первых, санкции отсекли большое количество востребованных финских продуктов, во-вторых, сильно выросла конкуренция — развились сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ», в третьих, в больших моллах, являющихся приоритетными точками локации, стоят продуктовые гипермаркеты, с которыми невозможно конкурировать.
Сейчас в «Мегах» эти площади закрыты, и пока платить аренду за неиспользованные метры выгоднее, чем содержать там продуктовые магазины.
В Санкт-Петербурге успешно реализована коллаборация с супермаркетом «Лэнд», в Москве подходящий оператор пока не найден.
— Какую торговую площадь вы считаете оптимальной для новых универмагов «Стокманн»?
— Купив в 2016 году «Стокманн», мы получили сеть разноформатных магазинов. Так, в Санкт-Петербурге работает флагман площадью 20 тыс. кв. м, в ТЦ «Мега Химки», «Мега Теплый Стан» и «Мега Белая дача» — магазины по 14 тыс. кв. м, в ТЦ «Золотой Вавилон» — 12 тыс. кв. м, и еще несколько десятитысячников.
За два года осознали, что наиболее эффективно работает формат площадью 8 тыс. кв. м, достаточный для разумного представления всех категорий товаров, — коллекций мужской, женской и детской одежды, обуви и аксессуары, товаров для дома.
Исключение составляет питерский флагман, где площадь в 2,5 тыс. кв. м занимает продовольственная группа — «Стокманн Гурмэ».
Стояла задача оптимизации портфеля форматов. Начали с магазина в ТЦ «Золотой Вавилон»: отказались от одного из этажей, уменьшили площадь до 8 тыс. кв. м. Показательно, что при этом продажи не упали, а, наоборот, продолжают расти.
От «Мега Теплый Стан» пришлось отказаться, так как договор не удалось пролонгировать («Мега» приняла новую концепцию, согласно которой эти площади будет занимать детский кластер).
Но в двух других моллах — «Мега Химки» и «Мега Белая Дача» магазины «Стокманн» оставили, управляющая компания в нас поверила, посмотрев на ежемесячный рост продаж, но при этом поставила условие — переделать концепт под более современный и сократить площади. В настоящее время идет процесс подготовки рабочих планов по концепту, и к середине 2020 года оба магазина будут конвертированы в новый формат.
Еще одним экспериментом станет магазин в ТЦ «Европейский» площадью 4,5 тыс. кв. м, где не будут представлены детские товары, так как в ТЦ расположено много детских магазинов.
Ищем в Москве площадку под флагманский магазин, по примеру питерского, но пока подходящих предложений не было.
— Чем российский «Стокманн» отличается от финского?
Геннадий Левкин:
— Сначала, чем схожи – работают в одинаковом ценовом сегменте, под одной торговой маркой, продают финские частные марки «Стокманн», имеют пересекающиеся бренды. Отличие в том, что наш холдинг полностью самостоятельный, производит независимые закупки, имеет бренды, которых в финских магазинах нет.
Мы не меняли концепцию, не уходили в более дорогие или дешевые товары, но провели колоссальную работу с ассортиментом.
Стараемся при заказе учесть интересы и вкусы русских людей. Ассортимент даже одного бренда в магазинах Москвы и Хельсинки отличается на уровне цветомоделей. Встречаясь с финскими коллегами на закупочной сессии, наблюдаем разницу — русская команда выбирает более цветные, модные, трендовые, молодежные модели, финская — более классические и консервативные.
— Как для вас прошла «черная пятница»?
Геннадий Левкин:
— В этом году участвовали в «черной пятнице» третий раз и можем сравнить результаты разных лет. В 2016 году, когда мы присоединились к акции, далеко не все операторы и торговые центры озаботились активным участием, и проведение «черной пятницы» в России было достаточно вялым. Но уже в 2017 году ситуация кардинально изменилась: масштаб акции вырос, присоединилось много новых участников, все ТЦ давали широкую рекламу, игроки активно проводили промоушн.
По результатам «пятницы» этого года создалось впечатление, что все игроки осознали, что это прекрасная инициатива, позволяющая генерировать покупательский трафик перед основной распродажей сезона. Наши результаты «черной пятницы» 2018 года: рост продаж от года к году за 4 дня акции составил 38 %.
Посмотрев на успешность подобной инициативы, хотим предложить профессиональному сообществу проводить аналог «черной пятницы» в последнюю неделю мая. Это сопоставимый период перед началом сезонной скидочной кампании, характеризующийся не очень высоким трафиком и слабой покупательской активностью. В мае этого года мы уже провели первую подобную акцию под названием «Яркая пятница» и получили рост продаж на 87 %. Но так как делали ее пока одни, не получили эффекта синергии. Работаем над тем, чтобы объединиться с другими игроками для совместного продвижения «Яркой пятницы». Название может быть другим, но надо «раскачивать» эту историю вместе.
— За счет чего удавалось расти на падающем рынке?
Геннадий Левкин:
— Год экономически был непростым, к тому же информация об уходе «Стокманн» сделала свое дело — каждый второй покупатель удивленно спрашивал: «Разве вы еще здесь?» Тем не менее покупательский трафик даже вырос.
Одной из причин роста стал запуск новой программы лояльности в ноябре 2017 года. К началу этого года программа как раз «раскрутилась», покупатели осознали выгоды, почувствовали вкус предложения. Представлена понятная и интересная бонусная схема: один бонус равен одному рублю, бонусами можно оплатить до 20 % покупки, действуют карты нескольких уровней — серебряная (классический уровень, накопленная сумма до 50 тыс. руб.) и черная (эксклюзивный уровень, свыше 50 тыс. руб.).
Количество держателей динамично прирастает: в неделю продаем около 5 тыс. карт. С ноября прошлого года успели продать и обменять более полумиллиона карт. Планы 2019 года — работа с базой, анализ и обогащение данных о клиентах.
— Сколько брендов представлено в сети и какой процент российских брендов?
Яков Панченко:
— В ассортименте сети более 350 брендов, из них российских около 10 %. Сеть открыта к работе с российскими дизайнерами, в том числе с локальными дизайнерами городов присутствия, но мешает одно ограничение — не все дизайнеры способны обеспечить объем, качество и своевременность поставок, что очень важно для универмага.
— Что происходит с фэшн-рынком, по ощущениям этого года?
Геннадий Левкин:
— По большому счету, с рынком ничего кардинального не происходит ни в мире, ни в России. Российский рынок уже сформировался, есть главные игроки — Inditex, H&M, Uniqlo — и небольшие «звезды», которые время от времени загораются и гаснут. Но если посмотреть в 20-летней ретроспективе, то заметно, что рынок сильно подешевел, стал более оформленным.
В стране все непросто с экономикой, и это откладывает отпечаток на фэшн: объем потребления не растет, люди не могут себе позволить покупать больше. К тому же этой осенью случилась теплая погода — сентябрь, октябрь и начало ноября и в России, и в Европе стояли необычно теплые, что повлекло падение продаж. Наши финские коллеги жаловались, что и у них плохо с продажами: люди не покупают новую одежду, потому что в Хельсинки ненормально теплая погода. Но в целом, если от многих фэшн-ритейлеров приходилось слышать, что продажи от года к году падают, то у «Стокманн» они растут.