структура кода представляет в товароведении
Кодирование товаров
Цель и методы кодирования. Особенности построения кодов в разных системах классификации, их структура. Современные формы и системы кодирования товаров. Эскизы пробирных клейм для драгоценных металлов. Таблица соответствия штрих-кодов стран в системе EAN.
В настоящее время ассортимент товаров увеличивается с большой скоростью. Предметом товароведения являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительская ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет востребован, а следовательно, не будет использован по назначению в обусловленной для него сфере применения.
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Кроме того, обо всех этих характеристиках товаров должна быть товарная информация. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.
На современном этапе развития товароведения уже недостаточно просто описания потребительской ценности товаров. Предметом товароведения становятся и методы их познания, а также товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения ее необходимого уровня.
Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах. Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация, соответствие.
В данной работе большее внимание уделяется принципу систематизации. С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории, составить систему, построенную по определенному плану.
С помощью метода систематизации обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для достижения определенных целей организации, а также выбор показателей при оценке качества и условий хранения для минимизации потерь.
Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.
Принцип систематизации широко применяется в товароведении, положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, обобщение и кодирование.
Актуальностью кодирования является то, что на данный момент оно стало неотъемлемой частью товародвижения.
Целью данной работы является изучение целей кодирования, методов кодирования, современных форм кодирования, особенностей построения кодов в разных системах классификации, и на основании полученных знаний проведение анализа различных кодов и символов на примере разных групп товаров.
1. Цель кодирования. Основные термины, понятия и определения
Целью кодирования является систематизация объектов путем их классификации, идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно значимость кодирования возросла в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ (автоматизированная система управления).
Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.
Правила кодирования состоят в следующем:
код должен иметь определенную структуру построения;
код должен быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
код должен способствовать упорядочению объектов.
Основанием кода называется общее число знаков в его алфавите [5]. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.
Код характеризуется также длиной.
Во избежание ошибок при считывании кодов обычно вводят контрольное число, используемое для проверки записи кода.
2. Методы кодирования
Для образования кода применяют регистрационный и классификационный методы.
Метод кодирования может носить самостоятельный характер и применятся без предварительной классификации объектов (регистрационные методы кодирования) или быть основанным на предварительной классификации объектов (классификационные методы кодирования).
Порядковый метод является наиболее простым и заключается в сквозной последовательности порядковой регистрации объектов. Чаще всего для удобства обработки информации используется равномерный код, в котором число разрядов в каждом кодовом обозначении одинаково. Число объектов, которое может быть закодировано при применении данного метода, зависит от основания кода и числа разрядов в кодовом обозначении. Он обладает наибольшей полнотой и простотой для идентифицирования объектов, обеспечивает наиболее простое присвоение кодов новым объектам и использует наиболее короткие при данном алфавите кода кодовые обозначения. Вместе с тем к существенным недостаткам порядкового метода кодирования относятся отсутствие в коде конкретной информации о существующих признаках, а также сложность автоматизированной обработки информации при получении итогов по группировке объектов классификации со сходными признаками. Поэтому применение его в чистом виде малоэффективно.
Серийно-порядковый метод характеризуется назначением определенной серии порядковых номеров для кодирования группы сходных объектов с выделением одного или нескольких отдельных разрядов (при основании кода, как правило, равным 10 или кратным ему), то есть последовательным использованием нескольких порядковых перечислений объектов, соподчиненных друг другу. Исходя и этого, его целесообразно применять для объектов, имеющих два или несколько порядковых признаков. Строго говоря, данный метод может рассматриваться как использование иерархического метода классификации с серийно-порядковым методом кодирования.
Кроме перечисленных преимуществ для порядкового метода кодирования, серийно-порядковый метод обладает свойством кодирования объектов по последовательно выделенным соподчиненным порядковым признакам. Однако и при этом условии в коде отсутствует конкретная информация о существенных признаках, характеризующих свойства отдельных объектов классификации, что, в свою очередь, создает сложность для автоматизированной обработки информации при суммировании итогов по группе объектов.
В дополнение к описанному виду серийно-порядкового метода кодирования часто используется его разновидность, заключающаяся в выделении серии порядковых номеров, в пределах которых объекты кодируются в регистрационном порядке. При этом количество выделенных номеров в серии не соответствует постоянному десятичному или кратному ему основанию кода. Оно чаще всего не подчиняется определенному закону и имеет переменное значение в зависимости от количества объектов в данной серии. Это не дает возможность закрепить за серией постоянный разряд или группу разрядов кодового обозначения. Условно можно сказать, что при таком кодировании используются переменный алфавит и основание кода. Например, с 1-го номера по 5-й закодирована одна группа объектов, с 6-го по 12-й другая, с 13-го по 25-й третья и так далее.
Классификационные методы кодирования бывают двух типов: последовательный и параллельный.
Последовательный метод кодирования предполагает, что значение признака, записанного в виде цифры на определенном разряде кодового обозначения, зависит от значений признаков, записанных на предыдущих разрядах кодового обозначения. В этом случае код нижестоящей группировки образуется путем добавлений кодов соответствующего количества разрядов к коду вышестоящей группировки. Последовательный метод кодирования чаще всего используется при иерархическом методе классификации, дающем последовательное расположение признаков на каждой ступени классификации.
Преимуществами последовательного метода кодирования являются простота построения кода, большая емкость при высокой информативности, возможность получения итогов по старшим разрядам. Однако этот метод влечет за собой большую значимость и сложность построения кода, а также обладает всеми недостатками, присущими иерархическому методу классификации, и ограниченными возможностями идентифицирования объектов. Негибкая структура классификатора, построенная с применением последовательного метода кодирования, позволяет применять его только в тех случаях, когда технико-экономическая информация и показатели меняются в течении длительного времени использования классификатора.
Последовательный метод кодирования может быть проиллюстрирован на примере группы товаров «Продукция кабельная», которая подразделяется на подгруппы и виды по взаимосвязанным признакам.
Штриховое кодирование товаров
Штриховой код, или штрих-код — это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию._
Внешне штрих-код представляет собой комбинацию темных полосок (штрихов) и разделяющих их светлых полосок различной толщины.
Каждая единица товара идентифицируется с помощью штрихового и цифрового кода.
Штриховой код EAN (European Article Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Это 13-разрядный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины.
Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно, причем ряд стран имеют диапазон кодов, некоторым предоставлена возможность дополнить 2-х разрядный код третьим разрядом (Приложение 1).
В частности, код 46 был присвоен СССР, а в настоящее время он детализирован в третьем разряде: 460-469 — страны СНГ. Цифровой код — это единственная информация штрихового кода, которую можно проверить визуально.
Штриховой код идентифицирует товар, потому что никакой другой товар на международном рынке не может иметь точно такой же код.
Например, цифровой 13-разрядный код товара 4902580420222 включает:
Штриховой код считывается сканером (контрольное число предназначено для проверки правильности считывания кода).
Для товаров небольших размеров существует структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13. Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.
Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него, так как потребитель
у мерен в том, что это не фальсификат. В ряде стран без штрихового кода продукция не принимается к реализации. Он повышает пре-i I и ж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. Кроме того, штриховой код способствует организации эффективного контроля за товародвижением, начиная с предприятия-изготовителя п до склада магазина. Он применяется также для учета и контроля говаров в пределах предприятия.
Штриховое кодирование является важнейшей частью маркировки товара. С внедрением электронно-вычислительной техники возросла необходимость внедрения кодирования товаров. С помощью кодов легче систематизировать, найти и распознать любой товар среди множества других.
Штриховой код (ШК) представляет собой системную последовательность светлых и темных вертикальных полос различной толщины и цифровых обозначений.
Наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта товаров. В 1977 г. была создана Европейская система кодирования EAN (Европейская ассоциация товарной нумерации).
Штриховой код стал применяться в Италии, Германии, Франции, Англии. В России штриховым кодированием занимается ЮНИСКАН — Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации. Чтобы стать членом-пользователем Международной ассоциации EAN и получить штриховой код на свою продукцию, предприятию необходимо зарегистрироваться в ЮНИСКАНе. Цены на товары без штрихового кода снижаются от 3 до 15%. Отсутствие штрихового кода является одной из причин снижения конкурентоспособности товаров.
Штриховой код товаров облегчает управление процессом товародвижения, автоматизирует учет и контроль товарных запасов, сокращает издержки на делопроизводство (проведение торговых сделок «без бумаг»), быстро производится идентификация товара и изготовителя, дает идентификацию для маркетинговых исследований.
Существуют различные виды кодов. Наиболее распространены EAN (европейские) и ИРС (американские).
Коды EAN подразделяют на три типа:
Код типа EAN-8 используется для маркировки малогабаритных товаров, в нем информация сокращена, он отличается малыми размерами.
EAN-13 наносится, если позволяет площадь, на любые товары и упаковки.
EAN-14 используется для транспортной тары, код имеет крупные размеры. Так как код EAN-14 не считывается сканером, на упаковке самого товара применяется код EAN-13.
Перечень кодов в табл.
Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах
Рис. Структура штрихового кода EAN-13
Штриховой код EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают.
Первые 2—3 цифры обозначают страну происхождения товара, иногда называются «флагом».
Следующие 4—5 цифр — код фирмы изготовителя товара. Затем еще 5 цифр обозначают код товара. Последняя цифра Контрольная, применяется для проверки правильности предшествующих 12 цифр.
Для проверки штрих-кода следует провести вычисления: код 4600104008498.
1. Сложить цифры, стоящие на четных позициях
6 + 0 + 0 + 0 + 8 + 9 = 23.
2. Сумму, полученную в пункте 1, умножить на 3
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных позициях
4 + 0 + 1+ 4 + 0 + 4 = 13.
4. Сложить суммы, полученные в пункте 2 и 3
5. Определяется контрольное число как разность между полученной суммой и ближайшим к нему большим числом, кратным 10
Если цифра после расчета не совпадает с контрольной, это означает, что товар произведен незаконно и его качество не гарантируется.
По штриховому коду можно судить о подлинности товара или установить фальсификацию продукции.
Иногда код банка данных не совпадает с кодом страны изготовителя. Это может быть в нескольких случаях:
— фирма была зарегистрирована и получила код не в свое стране, а в той, куда был направлен основной экспорт продукции;
— товар мог быть изготовлен на дочернем предприятии, расположенном в другой стране;
— учредителями предприятия являются несколько фирм из разных государств;
— товар мог быть изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны.
Для считывания штриховых кодов применяют:
— лазерные сканеры, стационарные или портативные, которыми можно считывать ШК на расстоянии от 60 см до 5—6 м от товара;
— кассовые терминалы, оснащенные системами считывания ШК;
— оптические контактные считыватели в виде лазерных пистолетов, ручек, карандашей и др.
Размещают ШК на абсолютно ровной поверхности упаковки товара на задней ее стенке в правом нижнем углу на расстоянии 20 мм от краев.
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса в США в 30-х годах прошлого столетия. В 1932 г. был разработан линейный код, ставший основой штриховой кодификации. Реальное применение штриховой код (ШК) впервые нашел в пищевой промышленности Великобритании. В 1977 г. возникла Европейская система кодирования (European Article Numbering — EAN), ставшая международным стандартом кодирования.
В настоящее время ШК наносится на 99 % продукции, выпускаемой различными фирмами. Он наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или с помощью этикетки или ярлыка, которые приклеиваются. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие ШК на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Его отсутствие отрицательно влияет на конкурентоспособность продукции. Иногда незакодированный товар просто невозможно реализовать, так как торговые фирмы с технологией, нацеленной на автоматизированное товародвижение, часто не принимают на реализацию товар без ШК. Такая система информации экономически эффективно влияет на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации, бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.
Штриховые коды подразделяются на две группы: товарные и технологические.
Товарные ШК используются для идентификации производителей товаров (например, товарный код EAN, называемый глобальным номером торговой единицы).
Технологические ШК наносятся на любые объекты для автоматизированного сбора информации об их перемещении и последующим применении потребителями. Эти коды можно использовать отдельно или вместе с товарными кодами.
В Российской Федерации единственной национальной организацией товарной нумерации (член EAN International) является Ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Она насчитывает около 6500 предприятий-членов, всем им присвоены идентификационные номера. Приказом Госстандарта России от 30 апреля 1993 г. № 92 на базе ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ образован Технический комитет по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355 «Автоматическая идентификация», одним из направлений деятельности которого является разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению государственных стандартов Российской Федерации в области штрихового кодирования.
Информацию кодируют с помощью различных символик — линейных (одномерных) и двухмерных. Номера на упаковку товара в соответствии с правилами EAN International наносятся в виде символа ШК EAN/UCC, утвержденного как европейским стандартом EN 797, так и российским ГОСТ Р 51201—98 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике «ЕАН/ЮПиСи». ШК предназначены для считывания информации сканерами, которые декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.
Ассоциация пользователей EAN установила ряд обязательных и рекомендуемых требований, которые следует выполнять на всех этапах использования ШК. Основные требования:
первые два или три разряда ШК должны обозначать код национального ведомства. Принято называть эти разряды префиксами (флагами) и обозначать f1, f2, f3;
идентификация товара должна быть цифровой и соответствовать формату EAN-8, EAN-13;
каждая разновидность товара должна иметь свой идентификационный код, а при любом изменении вида товара (цены, цвета, сорта, размера, упаковки) должен изменяться и идентификационный код товара;
правила кодирования внутри страны, устанавливаемые национальным ведомством, должны гарантировать, что для двух различных товаров не будет одинаковых кодов;
системы ведения реестра ШК должны предусматривать возможность присвоения новым товарам кодов старых товаров не ранее чем через три года после изъятия товара из сферы торговли;
возможность однозначно идентифицировать товары независимо от их производителей.
Одни и те же сканеры должны считывать коды EAN-8 и EAN-13. Штриховое изображение всех 8(12) цифр составляет в целом код EAN. Краевые знаки кода (удлиненные штрихи-знаки начала и конца символа) определяют его границы; символ делится на две части разделительным знаком (удлиненные штрихи в центре символа). Возможен вариант, когда для кода страны-изготовителя отводится два знака, а для кода предприятия — пять.
Номера товара в ШК EAN-8 и EAN-13 служат ключом к информации, хранящейся в базах данных. Например, номер EAN-13 имеет следующую структуру.
Рис. Структура ШК EAN-13
первые 2. 3 цифры — это префикс национальной организации или ее код. Их присваивает EAN International;
следующие S. 1 цифр — это код изготовителя (предприятия);
в целом первые 7. 9 цифр, включая префикс, — это регистрационный номер предприятия внутри национальной организации;
следующая группа цифр — это порядковый номер продукции внутри предприятия;
Шаг 1. Складываем цифры, стоящие на четных позициях кода.
Шаг 2. Результат умножаем на три.
Шаг 3. Складываем цифры, стоящие на нечетных позициях кода.
Шаг 4. Складываем результаты 2-го и 3-го действий.
Шаг 5. Контрольное число представляет собой разность между окончательной суммой и ближайшим к ней числом, кратным 10.
Национальные организации товарной нумерации, уполномоченые ассоциацией EAN International, могут использовать систему EAN на национальном или региональном уровнях в качестве официальных представителей EAN. В отдельно взятой стране или регионе возможно существование только одного представителя EAN International. Существует заблуждение, что по первым цифрам ШК можно определить страну происхождения товара. Это неверно, по префиксу можно определить, в какой национальной организации зарегистрировано то или иное предприятие, но ШК не может служить свидетельством страны происхождения товара.
Префиксы 460—469 в коде EAN-13 присвоены ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ. Префикс 460—469 означает, что предприятие зарегистрировано в ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, а вовсе не то, что предприятие находится на территории Российской Федерации.
Система EAN/UCC по своему статусу является необязательной и добровольной. Нигде в мире (за исключением Татарстана и Украины) не существует нормативных актов, обязывающих то или иное предприятие (компанию) вступать в EAN и наносить на упаковку ШК.
Предприятие имеет право самостоятельно определить, в национальную организацию какой страны ему следует вступать, а также может вступить в несколько национальных организаций одновременно. С помощью штрихового кодирования предприятие открыто заявляет о себе как о производителе данной продукции.
Например, одна из немецких фармацевтических компаний, экспортирующая лекарственные средства в разные страны, вступила в национальные организации — члены EAN International стран-импортеров и для каждой страны изготавливает упаковки продукции со своим ШК (например, для Российской Федерации с префиксом 460, для Бельгии с префиксом 54).
В национальную организацию Российской Федерации может вступить любое предприятие, независимо от страны, где оно находится, при условии, что оно имеет свое представительство в нашей стране. При вступлении в ЮНИCKAH/EAN РОССИЯ предприятию будет присвоен соответствующий код. Например, префикс 50 означает, что предприятие зарегистрировано в национальной организации Великобритании, а не то, что оно расположено на английской территории (префиксы некоторых национальных организаций состоят из двух цифр).
Регистрационный номер предприятия состоит из префикса и номера предприятия, зарегистрированного внутри национальной организации. Следующие за трехзначным префиксом девять цифр кода означают номер предприятия и номер товара.
Регистрационный номер, получаемый предприятием в ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ (например, 460700952), является уникальным. Нигде в мире не встретится другое предприятие с таким же номером. EAN International следит за тем, чтобы только у одной национальной организации был префикс 460. В свою очередь, каждая национальная организация (в том числе и ЮНИСKAH/EAN РОССИЯ) следит, чтобы никому в ассоциации не было присвоено двух одинаковых номеров 700952.
Если в EAN РОССИЯ (460) под номером 700952 зарегистрировано одно предприятие, то в EAN Греция (520) под номером 700952 будет зарегистрировано совсем другое предприятие (например, какое-нибудь греческое). Именно национальные организации товарной нумерации, которой в Российской Федерации является Ассоциация ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, обеспечивают уникальность присвоенных кодов в глобальном пространстве.
По номеру на упаковке через национальную организацию товарной нумерации можно отыскать продукцию данного предприятия, определить изготовителя товара. Информация о кодах предприятий хранится в банке данных национальной организации.
Последняя тринадцатая цифра называется контрольным разрядом (КР). Она предназначена для проверки правильности считывания кода EAN сканирующим устройством. Прочитав графическое изображение ШК с помощью сканера и преобразовав его в цифровой код, компьютер по специальному алгоритму вычисляет КР и сравнивает его со считанным из графического изображения.
Совпадение считанного и вычисленного КР означает правильное считывание ШК. В этом случае на сканере появляется соответствующий световой (звуковой) сигнал. Если код сканером читается неправильно, то одна или несколько цифр кода могут быть при считывании искажены. В этом случае сканер не даст сигнала о правильном считывании.
Аналогично, если кто-то придумал свой код из произвольных 13 цифр или если КР имеет произвольное значение, то этот фальсифицированный ШК сканером считываться не будет.
Каждая цифра кода представляет собой сочетание штрихов и пробелов, исполняемых в комбинациях А, В или С; тип комбинации определяется первой цифрой.
Любой символ кода EAN-13 состоит из шести цифровых знаков переменного паритета (исполненных в комбинациях А или В) в левой половине символа кода, а также шести цифровых знаков четного паритета (исполненных только в комбинации С) в правой половине символа кода, двух краевых и одного разделительного знаков.
Значение кода EAN остается неизменным на всем пути от производителя товара до покупателя. На складе по номеру на упаковке компьютер установит, какой товар находится в этой упаковке, откуда груз поступил, кому предназначен и какое количество должно быть в наличии. Этим существенно облегчается процесс инвентаризации.
Проверка штрих-кода онлайн
Для массовой проверки штрих-кодов, определении наименований товаров, подлинности и определения страны, воспользуйтесь сервисом онлайн Товар по штрих-коду.