Support что это за организация
Саппорт IT-продукта, часть 1: чаты, роли сотрудников, боты и отношения с разработкой
Даже идеальному продукту пользователи могут вкатить «кол», если у него нет качественного саппорта. Разбираемся, что лучше — телефон или умные боты.
Кирилл Молоков
В поддержке — более трёх лет. Саппортил несколько IT-стартапов и медиасервисы «Яндекса» на первой и второй линиях. На момент публикации — руководитель поддержки GoLogin.
Консалтинговые компании и топ-менеджеры наперебой рассказывают, насколько важен классный саппорт. Однако на практике организация качественной поддержки нередко оказывается где-то в самом конце бэклога — это также подтверждают средние зарплаты по отрасли и очень низкие требования к скиллам в вакансиях.
И вроде бы это логично: в приоритете явно будут разработка, менеджмент, дизайн и тот же маркетинг — ведь чтобы саппортить продукт, его нужно создать и запустить продажи. Но именно сотрудники службы поддержки напрямую общаются с клиентами, повышают их лояльность и укрепляют репутацию компании, гася негатив.
А лояльность бизнесу очень даже выгодна: 5% клиентов, которых удалось удержать, легко могут увеличить доходы на 25% (отчёт Bain & Company). При этом клиентская база, лояльная к бренду, обходится дешевле, чем привлечение новой аудитории.
Казалось бы: просто возьми и запили нормальный саппорт. Однако опыт взаимодействия пользователей с компаниями удручает: толковых служб поддержки практически нет, а 79% людей считают, что их пожелания и жалобы просто игнорятся (исследование Harris Interactive).
Плохой саппорт может испортить репутацию компании, снизить доверие, оттолкнуть клиентов, разрушить стартап и даже известную компанию с длинной историей.
Я несколько лет проработал в техподдержке и расскажу, что лучше — голосовая линия или умные боты, как подружить саппорт и разработку и по какому принципу удобно делить роли сотрудников в общении с клиентами.
Кол-центры vs онлайн-чаты: испортился ли телефон?
В TikTok-мемах о зумерах и миллениалах, которые готовятся к телефонному звонку с друзьями так же долго и со страхом, как и к собеседованию, есть доля правды: поколения Y и Z действительно не любят общаться с компаниями по телефону.
В пользу письменного общения с клиентами говорит и свежий отчёт Comm100: 82% респондентов нравится общаться с саппортом через онлайн-чаты. А вот удовлетворённость телефонными звонками почти в 2 раза ниже — всего 44%.
У телефонной или голосовой службы поддержки есть пара неоспоримых преимуществ: голосом проще решить сложную проблему, а сам факт общения с живым человеком как бы говорит: «Да, мы вас ценим и занимаемся проблемой — честное пионерское!» Ну и, конечно, старая гвардия предпочитает телефон чатам и другим бесовским способам пообщаться с компанией 🙂
Однако по другим параметрам онлайн-чаты уделывают звонки. Вот их основные плюсы:
Кстати, онлайн-чаты упрощают работу и самого саппорта:
И конечно, онлайн-чаты дают фору имейл-поддержке: скорость ответов по электронной почте настолько низкая, что в какой-то момент пользователь просто перестаёт вам писать.
Социальные сети тоже теряют актуальность, а вот мессенджеры запросто могут стать «новым чёрным» в саппорте — особенно для e-commerce. При этом операторам поддержки нет нужды переключаться между Telegram и WhatsApp — все мессенджеры можно объединять и контролировать в хелпдесках вроде Zendesk, Chat2Desk, Paldesk.
Выводы:
Я, робот: нужны ли умные чат-боты
В 2021 году продвинутые чат-боты справляются с некоторыми задачами быстрее и эффективнее людей: моментальные ответы, поддержка в режиме 24/7, экономичность и максимальная «стрессоустойчивость». Чат-боты уже способны решить 66% клиентских запросов, однако у них есть ряд недостатков, из-за которых пользователи до сих пор предпочитают общаться с живым оператором.
И всё же чат-боты — это отличное решение, когда речь идёт о рутинных задачах. Их стоит попробовать хотя бы для самых частых и простых вопросов — например, уточнения тарифов, набора функций или настроек аккаунта. Но более сложные кейсы, в которых нужны эмпатия и критическое мышление, лучше оставить людям.
Кстати, будьте осторожны с настройкой чат-бота, если не хотите, чтобы из его ответов понаделали мемов о тупом ИИ. Например, у ВТБ отличный робот-помощник, и они даже попытались сделать его «эмоциональным». Только эмоциональность эта оказалась какой-то неуместной и неловкой: я несколько дней не мог решить проблему, использовал многоточия, а робот ничего не мог понять, не помогал, но сыпал смайликами 🙂
Выводы:
No pasaran: линии и роли сотрудников в саппорте
«Сейчас я переключу вас на специалиста техотдела…» — фраза, которая порой заставляет нас охать, ахать, закатывать глаза и вообще испытывать самые странные эмоции. Если вы думали, что ваш саппорт «уж точно таким не будет!», то у меня для вас неприятные новости.
Обязанности саппорта распределяются между разными специалистами не ради фрустрации клиентов. Невозможно взвалить все задачи на одного сотрудника — снижается его эффективность, а в случае ухода такого работника, служба поддержки может встать на несколько дней.
Надо также понимать, что большинство саппортеров не умеют писать код. А если бы умели, то стали бы разработчиками. В свою очередь, программисты тоже не могут постоянно мониторить чаты и тем более общаться с клиентами голосом — да и далеко не все пользователи обращаются с техническими проблемами. Поэтому посадить на саппорт, например, крутого питониста — чтобы решал проблемы людей в свободное время — так себе решение.
В общем, лучше всего выстраивать саппорт так, чтобы задачи были распределены между несколькими сотрудниками — в зависимости от сложности и характера проблем. Такая организация называется многоуровневой и подразумевает несколько линий службы поддержки.
Это условная структура: например, многие саппортеры работают сразу на первой и второй линиях, а четвёртая больше относится к задачам менеджеров. Тем не менее чёткая структура помогает лучше отслеживать проблемы пользователей и не тратить лишние ресурсы на кейсы, которые легко решаются на первых линиях. Однако не стоит увлекаться и слишком сильно бюрократизировать весь этот процесс — такая тактика снизит эффективность саппорта, раздует его структуру и встанет «в копеечку».
Вывод:
Саппорт обязательно нужно структурировать. Лучше всего организовывать работу по линиям, фильтруя рядовые кейсы на первых уровнях. Но делать это надо без фанатизма — 10 линий превратят поддержку в бюрократический хаос.
Идите-ка вы в щи: как подружить разработчиков и саппорт
Если верить опросам Rollbar, то 38% разработчиков тратят четверть своего рабочего времени на баг-фиксы. А 26% и вовсе признались, что рутина съедает до 50% их времени.
Причём здесь саппортеры? Поддержка способна приносить баг-репорты для неочевидных сценариев, которые команда разработчиков не может учесть на этапе тестирования. Представьте, что вы разрабатываете приложение для macOS, Windows и Linux. Пять человек пожаловались, что приложение вылетает при нажатии кнопки «Go». Саппортер уже заранее уточнил все детали: ОС, версию приложения, при каких обстоятельствах проявилась ошибка. И теперь, вместо того чтобы пытаться отловить баг сразу на всех операционках, разработчик сразу сядет за Windows и будет разбираться, почему свежая версия крашится при включении VPN.
Я не раз замечал, что этот момент особенно плохо организован в стартапах. На саппорте сидят люди, которые плохо разбираются даже в основах продукта. При этом на их просьбы о помощи айтишники часто задирают нос и объясняют технические вещи самыми непонятными словами.
В итоге саппортеры так и не могут разобраться в проблеме и помочь клиентам, теряют мотивацию, становятся пассивными, а команда разработчиков продолжает пилить какие-то хардкорные фичи, которые непонятны даже продвинутым пользователям. Кто от этого выигрывает? Конкуренты.
Поддержка — как прозрачная среда между пользователем и разработчиками, которая помогает улучшить UX продукта, а организация правильного взаимодействия между саппортом и отделом разработки должна стать одной из приоритетных задач менеджмента.
Даже если саппортер задаёт глупый вопрос, разработчику не стоит закатывать глаза, ведь вопрос саппортера — это почти всегда вопрос клиента. Чем лучше программист вникает в «тупые» вопросы пользователей и объясняет технические аспекты службе поддержки, тем больше прокачиваются его софты. А чем лучше прокачиваются софты, тем более «дружелюбным» для пользователя становится программный продукт.
Да, можно упростить задачу и нанять саппортера-инженера, который способен общаться с технарями на одном языке. Однако для начинающих компаний такой наём вряд ли окажется финансово выгодным — реальных технических проблем у стартапов не так много, а платить квалифицированному сотруднику придётся в несколько раз больше.
Вывод:
Взаимодействие саппорта и разработчиков — это мост, на котором стоит пользователь. А отношения между ними влияют не только на климат в коллективе, но и на качество всего продукта.
Резюмируем
Программное обеспечение для оптимизации работы службы поддержки пользователей.
Техподдержка. Сколько денег можно на этом заработать? (часть 1 — Россия)
Мы ежедневно общаемся с десятками людей, оказывающих сервисную поддержку и абонентское обслуживание, нам стало интересно разобраться что из себя представляет российский рынок вакансий в этой части. Что такое «клиентская» и «техническая» поддержка? Чем они отличаются? Какие есть «уровни» экспертизы. Можно ли на этом заработать и сколько? Ответы первого подобного исследования под катом. Если кому-то лень читать, то основные важные цифры и выводы — в самом конце этой публикации.
Несколько важных пояснений перед прочтением
Классификация поддержки
Прежде чем говорить о доходах, необходимо расставить все точки в вопросе терминологии.
Поддержку можно условно разделить на:
Показательно и то, что, кадровые агентства, публикующие резюме, вакансии и аналитику, крайне редко разделяют эти направления работы, называя всё “технической поддержкой” и распределяя кандидатов лишь по формальному названию должности. В ходе анализа предложений Яндекс.Работы мы обнаружили лишь 48 компаний, чьи вакансии соответствуют запросам “поддержка клиентов” / “клиентская поддержка”. Причем, часть вакансий (в 7 компаниях) на самом деле подразумевала исполнение обязанностей технической поддержки, еще 9 компаний использовали эту формулировку для поиска руководителя call-центра или того же отдела технической поддержки.
На западном рынке (об этом подробнее в следующей заметке) видно явное разделение вакансий на клиентскую и техническую. При этом требования к кандидатам разительно отличаются. В рамках клиентской поддержки важнее быть “психологом” и уметь хорошо общаться. В технической поддержке важны специализированные знания. А “технари”, которые любят и умеют общаться с клиентами, вообще на вес золота.
“Табель о рангах” от кадровиков
Помимо очевидного различия должностей (оператор / специалист / инженер / руководитель), кадровые агентства используют классификацию, основанную на заявленных в вакансии обязанностях и требованиях к знаниям и опыту работы. Иногда их классификацию по уровням путают с разделением на линии поддержки в рамках той или иной компании. Но эти понятия в общем случае смешивать нельзя. Линии поддержки внутри компании — про бизнес-процессы, зачастую уникальные для каждой компании, а кадровые “уровни” — про экспертизу и опыт специалиста.
“Первая линия поддержки” или стартовые позиции
Вопреки приведенной выше оговорке, отождествление первого карьерного уровня и первой линии технической поддержки в терминах бизнес-процессов, вполне допустимо. Первая линия поддержки имеет минимальные требования к специализированным знаниями, соответственно, сюда необходимы люди с минимальным опытом и компетенциями. Однако и зарплаты здесь ниже.
Среди стандартных требований:
Первая линия поддержки. Зарплаты
Зарплаты традиционно варьируются в зависимости от города, где размещается работодатель. Больше всего они в Москве, меньше всего (среди крупных городов) — в Волгограде.
В 2013 году на этом уровне можно было рассчитывать на доход от 11 до 25 тыс. рублей. На текущий момент среди вакансий с объявленной зарплатой предложение варьируется от 15 до 35 тыс. рублей.
Формально есть на рынке вакансии и с бОльшим верхним пределом зарплаты, но обычно после изучения их содержания становится понятно, что относятся они к более высоким уровням — требуют опыта работы в смежных областях, нестандартных навыков или специфического образования. Их сложно учитывать в общей статистике.
Еще одна оговорка — на “этом уровне” лишь 45% вакансий содержит информацию о зарплате. А всего работу без опыта предлагают 20% из всех опубликованных вакансий в технической поддержке.
Уровень “Плавали-знаем”
Судя по текстам опубликованных вакансий, на позиции на “втором уровне” необходим опыт работы 1-2 года, но на него могут претендовать и специалисты, не имеющие опыта работы в техподдержке. Однако в таком случае становится важным опыт в смежных областях, например, в продажах какой-либо техники.
По данным SuperJob четырехлетней давности на этом уровне специалисты могут рассчитывать на доход от 15 до 30 тыс. рублей.
“Эксперт” тех.поддержки
На этот уровень в терминах SuperJob кандидаты попадают после года работы и с базовыми “админскими” знаниями:
Статистика четырехлетней давности говорит о доходах в диапазоне от 16 до 42 тыс. рублей. Текущие данные с Яндекс.Работы — от 20 до 100 тыс. рублей, в зависимости от города и доли “админской” работы.
При этом вакансий с доходом более 60 тыс. рублей — мало, поэтому столь широкий диапазон не должен вводить в заблуждение: 70-100 тыс. рублей в этом сегменте получают “звёзды”.
Из общего количества вакансий в поддержке 57% ожидают опыта 1-2 года, 11% — опыта 3-5 лет. БОльший опыт требуется в каких-то экстраординарных случаях (на момент анализа только в 3 вакансиях от кандидатов ожидали более 6 летнего опыта).
С небес на землю или реальное положение дел
Многие крупные работодатели — компании, способные предложить хорошую зарплату или большие перспективы — не показывают зарплат в объявлениях, предпочитая называть конечную цену после личного общения с кандидатом.
По данным “Моего круга” примерно каждая пятая вакансия в ИТ-сегменте не содержит данных о зарплате — а это 20% рынка! Кстати, если не полагаться на цифры кадровиков из публикаций, а открыть Яндекс.Работу, то из более чем 1000 компаний, предлагающих в России работу в техподдержке, вакансии с данными о зарплате публикуют менее половины (в нашем эксперименте — чуть больше 400).
Кстати, в статистику кадровых агентств попадают либо предприятия, расширяющие техподдержку (набирающие новых сотрудников), либо сегменты отрасли, для которых характерна высокая текучка кадров. Отсюда и довольно низкие средние доходы по всему рынку — большая часть статистических данных относится как раз к низкому ценовому диапазону (зарплата специалистов первой линии попадает в отчеты с бОльшим весом).
Дополнительные плюшки
Доход работника не всегда выражается только в деньгах. Недостаток зарплаты иногда компенсируется различными оплаченными опциями — ДМС, обедами, корпоративным транспортом от метро, фитнес-клубами, уроками английского и другим обучением.
Ряд компаний предпочитают “растить” техподдержку под себя. В таком случае принципы набора на открытые вакансии изначально иные. Чем больше планируется обучать кандидатов, тем меньшие требования предъявляются к опыту и знаниям на этапе приема, и тем меньше изначально обещанная зарплата. На кадровом рынке крупнейших городов всегда можно найти несколько предложений о вообще неоплачиваемой стажировке. Предложение о зарплате обученному кандидату (при удачном стечении обстоятельств) будет сделано только по окончании стажировки.
Разноцветные зарплаты
Еще один фактор — экономический. Черная и серая зарплаты существуют, а их популярность (по данным тех же кадровых агентств) растет несмотря на все попытки государства “обелить” бизнес. Предложить какое-то внятное распределение зарплаты с учетом этого фактора не представляется возможным.
Удаленная техническая поддержка и совмещение
“Удаленных” сотрудников становится все больше. Кстати, в США такие специалисты технической поддержки в среднем получаются даже больше, чем те, кто работает в офисе. У нас какая-либо статистика “удаленки” в принципе отсутствует. Известно лишь, что откликов на вакансии с удаленкой в 3-4 раза больше, т.е. на такую работу есть ощутимый спрос. При этом в отраслевых сообществах по ИТ по данным “Моего Круга” удаленно работает уже каждый третий.
На российском кадровом рынке все еще любят экономить на привлечении узких специалистов, нанимая “многостаночников”. Так, к примеру, поддержку клиентов порой объединяют с продажами. В итоге появляются объявления о найме продажников с навыками администрирования/поддержки и, наоборот, администраторов с умением продавать и поддерживать. Учитывать зарплату таких кадров в общей статистике невозможно.
А с другой стороны — многие квалифицированные специалисты, как мы писали, одновременно работают на нескольких работах и это еще одна возможность серьезно увеличить свой доход.
Итог анализа — общая картина
Хотя конкретные цифры постоянно изменяются, сохраняются общие тенденции относительно найма специалистов технической поддержки.
Чаще всего карьера таких специалистов начинается в отделах с более-менее жестким разграничением обязанностей — где можно выделить первую линию с простейшими задачами (и, соответственно, минимальными требованиями к знаниям кандидата). Это могут быть call-центры интернет-провайдеров или подобных им структур. Здесь больше смотрят не на знания, а на “общечеловеческие” навыки и умения:
С развитием востребованных навыков, вне зависимости от уровня специалиста, растет и зарплата. Во многих случаях на увеличение заработной платы влияют:
Вместо заключения или важные цифры
Всего компаний с вакансиями в поддержке в России за июль-август 2017 года: 1025.
С указанием зарплаты: 436 (42,5%).
Компаний с вакансиями в поддержке в отрасли ИТ: 930 (91% от общего числа компаний с вакансиями в поддержке).
Из них с указанием зарплаты: 394 (42% от общего числа компаний с вакансиями в поддержке в сегменте ИТ).
Далее речь только о вакансиях из ИТ:
Уже в следующей публикации мы посмотрим, как обстоят дела за рубежом: какие доходы там и есть ли отличие технической поддержки от клиентской.
Специалист техподдержки: Кто это и сколько зарабатывает
Специалист техподдержки работает в соответствующей службе или отделе, который занимается поиском и устранением пользовательских проблем по части программно-аппаратного обеспечения.
Для каждой конкретной организации отдел техподдержки формируется по-разному:
Отдел может как обслуживать клиентов извне (в этом случае он еще и выполняет функции колл-центра), так и быть частью организации, будучи включенным в IT-отдел. Это характерно для крупных предприятий и международных корпораций.
Пользователи обращаются в службу технической поддержки (ее еще называют «саппорт») не только с целью решить проблемы, но и для получения консультацию. Поэтому служба часто занимается еще и информационной поддержкой.
Векторы техподдержки
Можно выделить здесь три основных направления:
Порог вхождения в профессию специалиста техподдержки
На базовом уровне, когда работник отвечает только за прием телефонных звонков, нужны лишь начальные познание в информационных технологиях. Здесь важно быть уверенным пользователем персонального компьютера и грамотно использовать специализированное ПО.
И-за этого в техподдержку часто идут подрабатывать студенты и работать выпускники вузов. Между тем, из года в год все больше закрепляется требование к сотрудникам знать английский язык, чтобы умело давать подсказки, данные в англоязычных инструкциях и прочей технической документации.
Если у человека есть желание двигаться дальше – на следующий уровень – ему нужно наращивать свой багаж знаний – тут и системное администрирование UNIX-платформ, и программирование, и даже умение проводить мелкий ремонт устройств.
Чтобы начать работать специалистом технической поддержки второго уровня, необходим запас технических знаний (например часто в описаниях вакансий можно встретить требование опыта системного администратора Linux или Windows от года).
Должностные обязанности
Навыки специалиста техподдержки
Зарплата специалиста техподдержки
Данные на июнь 2020 года:
К сожалению, в IT заработные платы специалистов техподдержки остаются одними из самых низких, если вести речь про обслуживающий персонал. Между тем, даже «джуниоры» в этой профессии могут получать больше, чем не относящиеся к сфере информационных технологий.
Карьера специалиста технической поддержки
В саппорте, как и в программировании существуют три ступени компетенций:
Базовое отличие уровней между собой — сложность решаемых задач и ответственность за их решение.
Junior предполагает работу для начинающих и малоопытных специалистов, которые решают простые задачи – выставляют тикеты клиентам, следят за состоянием их выполнения, а также обрабатывают телефонные звонки.
Middle решает задачи серьезнее и часто выполняет административные функции.
Senior — это специалисты с опытом и квалификацией, они решают глобальные вопросы технической и информационной безопасности предприятий и управляют командами специалистом техподдержки.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
В заключение стоит отметить, что техническая поддержка может оказываться как на платной, так и на бесплатной основах.
Четыре линии техподдержки
Служба технической поддержки условно делится на уровни. Принято считать, что существует четыре линии.
Содержание
Первая линия техподдержки
Консультирует пользователей по функционалу устройств и программ. Решает не сложные технические задачи, часто путём удалённого подключения.
Задачи:
Кроме того, в задачи первой линии техподдержки входит обеспечение психологического комфорта пользователя. То есть, специалист берет на себя функцию громоотвода, в случаях, когда клиент эмоционально реагирует на сложности в работе с продуктом. После разговора градус напряжения клиента спадает, появляется уверенность, что проблема будет решена, специалисты заинтересованы помочь, понятен алгоритм дальнейших действий.
Первая линия техподдержки должна обладать минимальным набором знаний и навыков, необходимых для решения стандартных пользовательских задач.
Кроме того, первая линия отвечает за организацию таких процессов, как, например, выезд специалиста или замена оборудования, в случаях, когда такая потребность очевидна.
Вторая линия техподдержки
Решает технические вопросы, требующие глубоких знаний, специальных доступов.
Специалисты обязаны в совершенстве знать, как работает продукт.
Данные специалисты также могут удалённо подключаться к пользователям, но кроме того, обладают широкими правами доступа в специализированные системы, могут вносить правки на уровне кода.
Третья линия техподдержки
Исправляет серьёзные программные ошибки, выявляет уязвимые места, информирует разработку о необходимых доработках.
Четвертая линия техподдержки
Отвечает за доработку продукта, как самостоятельно, так и с привлечением сторонних ресурсов, например, поставщиков.
Кроме того, третья и четвертая линии могут быть отделом разработки и находиться на стороне заказчика.
Тем не менее, независимо от того, разделена ли служба формально на четыре уровня, все они так или иначе существуют и работа по поддержке пользователей затрагивает их все.
ITSSupport может осуществлять поддержку с первой по третью линию, а также тесное взаимодействие со службой разработки. Мы готовы организовать службу технической поддержки в зависимости от типа продукта и структуры вашей компании.