тестировщик по код профессии
Тестировщик программного обеспечения
Сфера деятельности
Информационные технологии, интернет, связь
Вид деятельности
Контролировать, проверять, оценивать
Анализировать и упорядочивать тестовую информацию, делать расчеты
Краткое описание
Тестировщик ПО – это специалист, который занимается контролем качества программного обеспечения. Основная задача тестировщика – обеспечить высокое качество программного обеспечения.
В обязанности специалиста входит поиск возможных ошибок и сбоев в работе программы, а также причин, которые приводят к этим сбоям. Тестировщик составляет план тестирования, в который вносит, что и как будет тестироваться.
Затем специалист моделирует и прорабатывает различные ситуации, которые могут возникать в ходе использования программного обеспечения. После этого тестировщик сравнивает ожидаемый результат работы программы с фактическим результатом, полученным в ходе тестирования.
В ситуации, если фактический результат работы программы не совпадает с ожидаемым, тестировщик описывает полученную ошибку, анализирует и заносит в базу данных. Затем специалист сообщает об ошибке разработчику программы с тем, чтобы эта ошибка была исправлена до попадания программы в руки конечного пользователя.
Где учиться
Направления обучения:
Математика и механика (01.00.00)
Компьютерные и информационные науки (02.00.00)
Информатика и вычислительная техника (09.00.00)
Информационная безопасность (10.00.00)
Языкознание и литературоведение (45.00.00)
01.03.02 — Прикладная математика и информатика
Где работать
Кто такой тестировщик и как им стать с нуля
Разбираемся, кому подходит профессия и что нужно уметь QA-специалисту.
Тестировщики, или QA-инженеры, — это люди, которые проверяют, как работает программа или приложение. Они ищут ошибки, смотрят, чтобы программа делала именно то, что задумано, защищают продукт от хакеров, проверяют, как приложение работает на разных устройствах и в разных операционных системах.
Тем, кто не работал тестировщиком, кажется, что это очень просто: понажимал все кнопки подряд, нашёл ошибку, сказал разработчику, и всё. На самом деле тестировщик — это сложная и творческая профессия на стыке IT, UX-дизайна и продуктового менеджмента.
Что делает тестировщик
Честно говоря, тестировщикам действительно приходится тыкать на все кнопочки и ссылки, заполнять все формы и стараться совершить все возможные ошибки, которые могут прийти в голову пользователю. Без этого не обойтись.
Неполиткорректные разработчики из-за этого когда-то обидно называли тестировщиков «обезьянками-кликальщиками». Термин был так распространён, что Android назвал свой инструмент для автоматизации тестирования MonkeyRunner — в том смысле, что он как обезьянка, только быстрее.
Программист, консультант, специалист по документированию. Легко и доступно рассказывает о сложных вещах в программировании и дизайне.
Но не думайте, что тестировщики лишь хаотично бьют по клавишам в надежде найти баг, — это непродуктивно. У них есть собственные методы для определения слабых мест программы и быстрого поиска ошибок.
QA-инженеры придумывают инструкции для тестирования — тест-кейсы. На элементарном уровне это выглядит так: аналитики пишут требования — какие данные должны быть на входе, как они обрабатываются, что должно получиться в результате; тестировщики пишут пошаговые инструкции для проверки программы на соответствие этим требованиям.
Тестировщик должен скрупулёзно проверить, что будет, если совершить какое-то действие, и соответствует ли результат ожидаемому.
Но ошибки коварны — в лабораторных условиях они могут себя и не проявить, зато пользователь наткнётся на них после релиза. Поэтому QA-инженеры придумывают разные стандартные и нестандартные ситуации, чтобы проверить, как поведёт себя программа. Это творческий процесс, для поиска скрытых багов приходится проявлять смекалку и аналитические способности.
Нужно предусмотреть все возможные и невозможные варианты. Что будет, если пользователь введёт цифры вместо букв? А что, если у него компьютер глючный? А вдруг сразу много пользователей будут работать и перегрузят систему?
Работа тестировщика — это бесконечное приближение к совершенству. Невозможно проверить всё, поэтому тестировщик должен работать так, чтобы совершить минимум действий, но найти максимум ошибок.
Мануальщики и автотестеры
Облегчить работу тестировщика помогают программы для автоматического тестирования. Автоматизация сокращает время тестирования и уменьшает рутину в работе. В больших проектах без автоматизации не обойтись: там очень много элементарных повторяющихся действий, никакого времени не хватит, чтобы все их проделать.
Всех тестировщиков делят на мануальщиков и автотестеров. Первые ищут ошибки в коде вручную, вторые пишут программы, которые делают это автоматически. Но это очень условное деление. Вы не найдёте автоматизатора, который не умел бы тестировать программу вручную. А многие мануальные тестировщики не любят рутину, поэтому осваивают языки программирования и пишут автоматические тесты. Опытные специалисты могут выполнять работу и мануальщика, и автотестера.
Может ли новичок-нетехнарь стать хорошим QA-специалистом
Порог входа в тестирование довольно низкий. Чтобы стать тестировщиком, не требуется техническое образование. Главное, чтобы человеку была интересна сфера IT и он хотел развиваться в этом направлении. Об этом говорит в своём интервью на hh.ru руководитель департамента обеспечения качества ПО Veeam Software Игорь Кацев.
На сайте Software-Testing.ru опрашивали тестировщиков из России и СНГ по поводу их образования. Оказалось, что в профессию приходят и достигают в ней карьерных высот разные люди: технари, гуманитарии, экономисты, юристы, люди с двумя высшими и люди без диплома вообще.
Насколько востребована профессия тестировщика
Тестировщики нужны во всех мало-мальски серьёзных IT-проектах. Большие компании предпочитают нанимать их в штат, малые работают с фрилансерами. О том, насколько востребованы QA-специалисты, говорят данные с сайтов по поиску работы:
Мануальщиков, не понимающих кода, работодатели не любят, даже если они прекрасно составляют тесты. Но и автоматизаторы, не знающие основ тестирования, тоже никому не интересны.
Вот, например, скрин с hh.ru, где работодатель перечисляет требования к тестировщику:
Большим спросом пользуются универсалы, владеющие современными методами тестирования, знающие языки программирования, умеющие составлять и автоматизировать тесты, например:
На какую зарплату можно рассчитывать
Заработная плата тестировщика в регионах — от 55 до 60 тысяч рублей, а в Москве — 80–150 тысяч.
Новички могут рассчитывать на зарплату от 40 тысяч рублей, специалисты высокого уровня получают 220–300 тысяч.
Как развиваться тестировщику
Путей для карьерного роста много. Некоторые начинают с тестирования, чтобы потом уйти в разработку, но это не единственный вариант — можно развиваться и внутри профессии.
Младший специалист тестирует программы вручную по готовым тест-кейсам. Чтобы из «обезьянки» стать мидлом, нужно развиваться: досконально изучать проект, знать язык кода и основы автоматического тестирования.
Если джуниор хорошо себя зарекомендует, то через 2-3 года получит повышение и станет мидлом. Будет самостоятельно составлять тест-кейсы и заполнять документацию.
Ещё через год-полтора успешный мидл может претендовать на должность старшего специалиста (Senior QA Engineer). Его круг задач расширяется: синьор планирует работы по тестированию, контролирует работу джунов.
Лет через пять можно стать тимлидом — руководителем команды тестировщиков. От тимлида требуются профессиональные компетенции, навыки менеджмента, умение решать сложные задачи.
Так происходит карьерный рост специалиста по вертикали. Но на практике тестировщики часто выбирают развитие внутри профессии — например, специализации по тестированию:
Какие личные качества необходимы тестировщику
Кроме того, в тестировании очень важны личные качества специалиста. Вот список основных, без которых точно не обойтись:
Что надо уметь
От тестировщика требуется:
Кроме того, тестировщик должен владеть инструментами ручного и автоматического тестирования. Это могут быть:
Для автоматизации тестов понадобятся системы тестирования веб-приложений, программы для функционального и нагрузочного тестирования.
Ну и обязательно потребуется английский язык — для чтения и заполнения технической документации.
Где всему этому научиться
Если вас увлекла профессия тестировщика, можно самостоятельно изучить методики тестирования по книгам, мануалам и видео, а затем попытаться устроиться на работу на junior-позицию. Этот вариант рабочий, но займёт много времени.
Более простой способ стать тестировщиком — пройти обучение на онлайн-курсах. Вы освоите необходимые техники и инструменты, получите практический опыт тестирования крупного проекта. После обучения наши успешные студенты становятся специалистами middle-уровня.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. N 225н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по тестированию в области информационных технологий» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. N 225н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по тестированию в области информационных технологий»
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
Приказом Минтруда России от 2 августа 2021 г. N 531Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 марта 2022 г.
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по тестированию в области информационных технологий».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2014 г.
Регистрационный N 32623
ГАРАНТ:
См. справку о профессиональных стандартах
См. должностную инструкцию инженера-тестировщика (тестировщика)
Профессиональный стандарт
Специалист по тестированию в области информационных технологий
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. N 225н)
С изменениями и дополнениями от:
Информация об изменениях:
Приказом Минтруда России от 12 декабря 2016 г. N 727н в раздел I внесены изменения
Разработка и тестирование программного обеспечения
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оценка качества разрабатываемого программного обеспечения путем проверки соответствия продукта заявленным требованиям, сбора и передачи информации о несоответствиях
Разработчики и аналитики компьютерных систем
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы
Отнесение к видам экономической деятельности:
Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая
Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квалификации
Подготовка тестовых данных и выполнение тестовых процедур
Подготовка выполнения рабочего задания
Подготовка тестовых данных в соответствии с рабочим заданием
Выполнение процесса тестирования
Регистрация дефектов в системе контроля (базах данных)
Тестирование сопроводительной документации на соответствие требованиям заказчика
Разработка тестовых случаев, проведение тестирования и исследование результатов
Определение и описание тестовых случаев, включая разработку автотестов
Проведение тестирования по разработанным тестовым случаям
Восстановление тестов после сбоев, повлекших за собой нарушение работы системы
Анализ результатов тестирования
Проверка исправленных дефектов в порядке их приоритета
Предоставление результатов тестирования руководителю группы (отдела) тестировщиков
Деятельность по обучению младших тестировщиков
Разработка документов для тестирования и анализ качества покрытия
Оценка требований исходной документации
Определение требований к тестам
Разработка тестовых документов, включая план тестирования
Подбор персонала совместно с руководителем подразделения и специалистом соответствующей службы
Проведение обучения тестировщиков
Разработка стратегии тестирования и управление процессом тестирования
Выявление приоритетных функций для покрытия тестирования
Утверждение с аналитиком (и/или руководителем проекта) требований заказчика
Формирование и утверждение стратегии тестирования
Организация рабочего процесса команды специалистов по тестированию (включая оценку трудозатрат)
Мониторинг работ и информирование о ходе работ заинтересованных лиц
Проведение интервью, оценка технических знаний кандидата на замещение вакансии
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Подготовка тестовых данных и выполнение тестовых процедур
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Требования к образованию и обучению
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Разработчики и аналитики компьютерных систем
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы
Прикладная информатика (по отраслям)
«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» Техник, Старший техник
«Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)» Техник, Старший техник
«Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» Техник, Старший техник
«Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей» Старший техник
3.1.1. Трудовая функция
Подготовка выполнения рабочего задания
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Изучение рабочего задания
Оценка времени, необходимого для выполнения поставленного объема работ
Извещение руководителя о результатах изучения задания
Изучить предоставленный алгоритм рабочего задания
Формулировать вопросы для создания четкого алгоритма действий для выполнения рабочего задания
Анализировать алгоритм рабочего задания на недостаточность или избыточность действий
Самостоятельно работать с информацией
Основная терминология по тестированию
Язык, на котором написана техническая документация продукта, на уровне, достаточном для чтения технической документации
3.1.2. Трудовая функция
Подготовка тестовых данных в соответствии с рабочим заданием
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Проведение анализа реальных данных
Выделение тестовых данных из имеющихся машинных файлов
Выделение тестовых данных из внемашинных документов
Применение при необходимости генератора тестовых данных
Подготовка отчета о выполненных действиях
Работать с инструментами подготовки тестовых данных
Самостоятельно работать с информацией
Основные термины и сокращения, используемые в документации и принятые в организации
Русский язык и язык, на котором написана техническая документация продукта, на уровне, достаточном для чтения технической документации
Понимание форматов представления данных
3.1.3. Трудовая функция
Выполнение процесса тестирования
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Проверка всех компонентов инструментария и тестируемого программного обеспечения на корректное начальное состояние для начала тестирования
Подготовка тестовых платформ (установка операционной системы, дополнительного программного обеспечения и другого по необходимости)
Выполнение тестовых процедур на тестовых данных
Сравнение фактического и ожидаемого результатов
Сообщение руководителю о выполненном задании
Способность выполнять алгоритм без отклонений
Работать с инструментом выполнения тестов
Составлять отчет по выполнению рабочего задания
Пользоваться специальным программным обеспечением для автоматизированного тестирования (при необходимости) на уровне запуска готовых тестов
Работать в команде с другими специалистами по тестированию и разработчиками
Нормативные, методические материалы по вопросам испытания и тестирования программных продуктов
Основы работы в операционной системе, в которой производится тестирование, баз данных
Основы теории алгоритмов и автоматов, основы дискретной математики в объеме полученного профессионального образования
3.1.4. Трудовая функция
Регистрация дефектов в системе контроля (базах данных)
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Занесение информации о дефекте в систему контроля дефектов, включая описание условий, при которых возник дефект
Занесение информации об улучшении программного обеспечения в систему контроля дефектов, если такая информация появилась
Добавление в систему планирования задач отчета о выполненном рабочем задании
Системы контроля дефектов
Жизненный цикл дефекта
3.1.5. Трудовая функция
Тестирование сопроводительной документации на соответствие требованиям заказчика
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Проверка наличия сопроводительной документации
Выявление недостатков документации и несоответствия внутренним стандартам качества
Проверка документов на соответствие требованиям заказчика
Пошаговое произведение действий по указаниям в документации
Проверка соответствия действительных и указанных в документации результатов
При выявлении несовпадений регистрация найденных дефектов в системе контроля дефектов
Читать техническую документацию
Способность выполнять алгоритм без отклонений
Составлять грамотный и полноценный отчет по выполнению рабочего задания
Нормативные, методические материалы по вопросам испытания и тестирования программных продуктов
Основы работы в операционной системе, в которой производится тестирование, баз данных
3.2. Обобщенная трудовая функция
Разработка тестовых случаев, проведение тестирования и исследование результатов
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Требования к образованию и обучению
Требования к опыту практической работы
Стаж работы не менее года в области разработки и тестирования программного обеспечения
Особые условия допуска к работе
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Разработчики и аналитики компьютерных систем
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы
«Прикладная информатика». Бакалавр прикладной информатики
«Информатика и вычислительная техника» Бакалавр техники и технологии
«Информационные системы» Бакалавр информационных систем
3.2.1. Трудовая функция
Определение и описание тестовых случаев, включая разработку автотестов
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Изучение плана тестирования и выявление приоритетных областей покрытия тестовыми случаями
Идентификация всех значений, которые вводятся участниками в сценарии использования системы
Выделение классов эквивалентности значений каждого типа входных данных
Построение таблиц, в которые помещен список комбинаций значений из различных классов эквивалентности
Построение тестовых случаев, в которых сочетаются одна перестановка значений с необходимыми внешними ограничениями
Написание программ для автоматизированного тестирования (при необходимости)
Разработка рабочих заданий для младших тестировщиков
Разрабатывать скрипты для автоматизации тестирования
Понимать процесс тестирования программного обеспечения и жизненный цикл программного продукта
Работать в команде с разработчиками
Анализировать тестовые случаи
Классификация видов и типов тестирования
Техники проектирования и комбинаторики тестов
Основы работы необходимых приложений
Системы автоматизированного тестирования
Язык скриптов для написания автотестов
3.2.2. Трудовая функция
Проведение тестирования по разработанным тестовым случаям
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Выполнение необходимых видов тестирования в соответствии с планом тестирования
Проведение автоматизированного тестирования при необходимости
Получение статистики о выполнениях тестов
Анализ полученных результатов
Составление новых тестовых случаев и повторение тестирования при необходимости
Работа в команде с разработчиками
Оформление полученных результатов в соответствии с требуемым форматом
Понимать процесс тестирования программного обеспечения и жизненный цикл программного продукта
Пользоваться специальным программным обеспечением для автоматизированного тестирования (при необходимости)
Техники тестирования (техники, базирующиеся на интуиции и опыте инженера; техники, базирующиеся на спецификации; техники, ориентированные на код; тестирование, ориентированное на дефекты; техники, базирующиеся на условиях использования; тестирование, базирующееся на надежности инженерного процесса; техники, базирующиеся на природе приложения)
Системы автоматизированного тестирования
3.2.3. Трудовая функция
Восстановление тестов после сбоев, повлекших за собой нарушение работы системы
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Определение причины сбоя вместе с разработчиками
Исправление проблемы, если она находится в компетенции специалиста; если нет, то подготовка отчета начальству и группе разработчиков
Выполнение начальных настроек для проведения тестирования
Проведение повторного тестирования
Описание полученной ситуации в рабочем журнале
Самостоятельный поиск информации, необходимой для восстановления тестов после сбоя
Архитектура тестируемой системы
Основы работы в операционной системе, в которой производится тестирование
Техники тестирования (техники, базирующиеся на интуиции и опыте инженера; техники, базирующиеся на спецификации; техники, ориентированные на код; тестирование, ориентированное на дефекты; техники, базирующиеся на условиях использования; тестирование, базирующееся на надежности инженерного процесса; техники, базирующиеся на природе приложения)
Системы автоматизированного тестирования
3.2.4. Трудовая функция
Анализ результатов тестирования
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Получение данных об ожидаемых результатах тестирования
Получение данных о реальных результатах тестирования
Проверка на соответствие полученных результатов
Исследование некорректных результатов тестирования при необходимости
Проверка тестового сценария на ошибку в данных при необходимости
Проверка тестовых методов на охват основных функций и свойств, при необходимости
Проверка выполнения достигнутой цели тестирования тестовым сценарием
Сопоставлять и анализировать информацию
Проводить сравнительный анализ
Составлять и оформлять документы
Инструменты выполнения тестов
Базовые техники проектирования и комбинаторики тестов
Типы дефектов, их классификации и статистики возникновения
Виды и техники тестирования
Понимание среды применения разрабатываемого программного продукта
3.2.5. Трудовая функция
Проверка исправленных дефектов в порядке их приоритета
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Получение обновленной версии программного обеспечения
Определение критериев масштабов изменений для выявления необходимости проведения регрессионных тестов
Выполнение тестовых сценариев, выявивших дефекты, для подтверждения успешности их выполнения после исправления программного обеспечения
Сообщение руководителю о завершении задания
Работать в команде с разработчиками
Использовать шаблоны тестов
Жизненный цикл программного обеспечения, жизненный цикл дефекта
Техники тестирования (техники, базирующиеся на интуиции и опыте инженера; техники, базирующиеся на спецификации; техники, ориентированные на код; тестирование, ориентированное на дефекты; техники, базирующиеся на условиях использования; тестирование, базирующееся на надежности инженерного процесса; техники, базирующиеся на природе приложения)
3.2.6. Трудовая функция
Предоставление результатов тестирования руководителю группы (отдела) тестировщиков
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Составление статистики выполнения тестов
Составление отчета о проведенном тестировании, в соответствии с регламентом своей организации
Работать с текстовыми редакторами и другими пакетами для создания отчетов
Формат представления информации по регламенту организации
3.2.7. Трудовая функция
Деятельность по обучению младших тестировщиков
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Подготовка аналитической справки о недостающих знаниях и умениях
Подготовка методических материалов для обучения согласно требованиям руководителя, проводящего обучение
Объяснять материал, подготовленный для обучения
Отвечать на вопросы обучающихся
Основные понятия и виды тестирования и материала, на основе которого проводится обучение
Основы методики преподавания
3.3. Обобщенная трудовая функция
Разработка документов для тестирования и анализ качества покрытия
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Требования к образованию и обучению
Требования к опыту практической работы
Стаж работы в области разработки и тестирования программного обеспечения не менее трех лет
Особые условия допуска к работе
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Разработчики и аналитики компьютерных систем
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы
«Прикладная информатика». Бакалавр прикладной информатики
«Информатика и вычислительная техника» Бакалавр техники и технологии
«Информационные системы» Бакалавр информационных систем
3.3.1. Трудовая функция
Оценка требований исходной документации
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Тестирование исходной документации (поиск нестыковок, выяснение недостающей информации по продукту)
Проведение анализа требований на реализуемость
Проведение анализа требований с точки зрения пригодности к тестированию
Подготовка отчета о некорректности документации, при необходимости
Анализировать взаимосвязи, выявлять пропущенную информацию
Определять наиболее затратные места в процессе тестирования
Определять конечные данные для эксплуатации на основе разрабатываемых требований
Методы анализа и тестирования требований
Теория тестирования (модели тестирования, планирование тестирования, тест-дизайн, проектирование тестов)
3.3.2. Трудовая функция
Определение требований к тестам
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Изучение документации с требованиями к разрабатываемому программному продукту
Разработка требования к тестированию на основе требований к системе (бизнес-требований, функциональных требований, требований к производительности и др.)
Определять цели тестирования
Разрабатывать требования к тестированию
Выбирать и комбинировать техники тестирования
Оценивать важность (приоритет выполнения) различных тестов (на основе приоритетов пользователя, проектных задач и рисков возникновения ошибки)
Теория тестирования (модели тестирования, планирование тестирования, тест-дизайн, проектирование тестов)
3.3.3. Трудовая функция
Разработка тестовых документов, включая план тестирования
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Определение цели тестирования
Определение объекта тестирования
Определение видов тестирования (приемочное, установочное, альфа- и бета-тестирование)
Определение входных данных
Разработка последовательности проведения работ: подготовки, тестирования, уточнения сроков этапов работы, анализа результатов в разрезе запланированных фаз разработки
Выбор видов тестирования и их применения по отношению к объекту тестирования
Определение критериев начала и окончания тестирования
Описание необходимых рабочих ресурсов
Составление плана тестирования
Формулировать и структурировать полученную информацию
Распределять имеющиеся ресурсы (человеко-часы, машино-часы)
Оценивать важность (приоритет выполнения) различных тестов (на основе приоритетов пользователя, проектных задач и рисков возникновения ошибки)
Теория тестирования (модели тестирования, планирование тестирования, тест-дизайн, проектирование тестов)
Стандарты в области тестирования
Стандарты и методологии, применяемые к необходимым приложениям
3.3.4. Трудовая функция
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Оценка покрытия кода тестовыми случаями
Оценка покрытия требований тестовыми случаями
Анализ пропущенных дефектов и причины их пропуска
Проведение сбора продуктовых метрик
Определение набора исполняемых тест-кейсов
Отслеживание работоспособности скриптов для автотестов
Выбирать и комбинировать техники тестирования
Оценивать важность (приоритет выполнения) различных тестов (на основе приоритетов пользователя, проектных задач и рисков возникновения ошибки)
Классы эквивалентности, тестирование операций сравнения, покрытие программного кода
Метрики покрытия глубины тестирования
Модели роста надежности
Жизненный цикл тестов, оценки надежности
Типы дефектов, классификации и статистики возникновения
Понятия и термины из области измерения программного обеспечения
3.3.5. Трудовая функция
Подбор персонала совместно с руководителем подразделения и специалистом соответствующей службы
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Анализ резюме соискателя
Проведение собеседования совместно с руководителем и составление объективного мнения о компетенции соискателя
Разработка тестового задания для соискателя при необходимости
Проверка и анализ результата выполнения тестового задания при необходимости
Подготовка отчета о результатах собеседования с обоснованием принятого решения
Оценивать квалификацию соискателей
Принимать решение на основе полученной информации
Квалификационные требования к персоналу
Должностные инструкции различных уровней специалистов по тестированию
3.3.6. Трудовая функция
Проведение обучения тестировщиков
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Проведение аттестации специалистов и выявление уровня квалификации
Разработка плана обучения
Организация обучения специалистов или выбор курса обучения
Разработка оценочного (тестового) материала для проверки усвоения материала
Разработка принципов мотивации обучения с учетом политики организации
Подбор необходимой литературы и других источников информации по темам обучения
Подготовка отчета о результатах проведенного обучения
Оценивать квалификацию сотрудников
Оценивать качество и актуальность предлагаемых курсов обучения
Структурировать собственные знания и накопленный опыт
Работать с учебной литературой
Кадровая политика организации
3.4. Обобщенная трудовая функция
Разработка стратегии тестирования и управление процессом тестирования
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Руководитель службы тестирования
Руководитель команды тестовых инженеров
Руководитель отдела тестирования
Требования к образованию и обучению
Требования к опыту практической работы
Стаж работы в области разработки и тестирования программного обеспечения не менее пяти лет
Особые условия допуска к работе
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
Разработчики и аналитики компьютерных систем
Специалисты по компьютерам, не вошедшие в другие группы
«Информатика и вычислительная техника» Магистр техники и технологии
«Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» Инженер
«Автоматизированные системы обработки информации и управления» Инженер
«Системы автоматизированного проектирования» Инженер
«Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» Инженер
«Информационные системы» Магистр информационных систем
«Информационные системы и технологии» Инженер
3.4.1. Трудовая функция
Выявление приоритетных функций для покрытия тестирования
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Проведение совместно с аналитиком переговоров с заказчиком
Уточнение приоритетов заказчика
Корректировка рабочего процесса команды тестирования на основе результатов переговоров с заказчиком
Анализировать взаимосвязи, выявлять пропущенную информацию
Понимать процесс разработки проекта
Общая информация о проектных методологиях
Предметная область разрабатываемого программного обеспечения
Ограничения тестирования (теория и практика)
3.4.2. Трудовая функция
Утверждение с аналитиком (и/или руководителем проекта) требований заказчика
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Проведение экспертизы требований совместно с аналитиком и/или руководителем проекта для выявления пропущенных требований
Анализ требований для исключения некорректно сформулированных требований
Согласование методик и методов тестирования
Анализировать ответы, выявлять пропущенную информацию
Выявлять приоритеты функциональных требований
Анализ требований к программному обеспечению
Понимание жизненного цикла разработки программного обеспечения, различных методологий его разработки и места тестирования в данном процессе
3.4.3. Трудовая функция
Формирование и утверждение стратегии тестирования
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Определение целей тестирования, уровня тестирования, ролей и обязанностей каждого члена команды
Определение требования к тестовым данным
Определение инструментальных средств для достижения целей тестирования
Определение требований к окружению и программному обеспечению, необходимых для достижения целей тестирования
Проведение анализа рисков и выработка плана по снижению рисков
Оценка сроков выполнения тестирования
Принятие решения об автоматизации тестирования
Определение рабочих ресурсов (количества тестировщиков, списка рабочих станций, тестовых сред), для проведения тестирования
Определение и документирование механизмов передачи продукта на тестирование
Определять наиболее значимые критерии качества программного продукта
Выделять оптимальный вариант
Принимать решения в критических ситуациях
Теория различных стратегий тестирования
Базовые понятия качества программного продукта и качества процесса разработки программного обеспечения
Метрики и риски тестирования
3.4.4. Трудовая функция
Организация рабочего процесса команды специалистов по тестированию (включая оценку трудозатрат)
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Распределение нагрузки между тестировщиками
Организация рабочего процесса команды тестирования
Разработка политики мотивации специалистов по тестированию
Контроль рабочего процесса команды тестирования, контроль хода выполнения тестовых заданий
Корректировка рабочего процесса команды тестирования, при необходимости
Формировать команду для тестирования программного обеспечения
Принимать решения в критических ситуациях
Основы организации труда и управления; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности
Жизненный цикл разработки программного обеспечения, различные методологии его разработки и место тестирования в данном процессе
3.4.5. Трудовая функция
Мониторинг работ и информирование о ходе работ заинтересованных лиц
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Контроль процесса тестирования (включая сроки исполнения)
Уведомление о ходе тестирования заинтересованных лиц в формате, установленном регламентом организации
Обеспечение разработчиков и других заинтересованных сторон информацией о проблеме для ее идентификации и исправления
Составление отчетов, включающих анализ реального и запланированного состояний
Принимать решения на основании данных мониторинга тестирования
Теория критериев качества программного продукта и качества процесса разработки программного обеспечения
3.4.6. Трудовая функция
Проведение интервью, оценка технических знаний кандидата на замещение вакансии
Происхождение трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Составление перечня необходимых навыков для специалиста определенного уровня
Организация и проведение технического интервью
Проведение анализа полученных результатов интервью
Оценка соответствия навыков и умений кандидата квалификационным требованиям
Квалификационные требования к специалистам по тестированию разного уровня квалификации
Способы выявления необходимых качеств и умений специалистов в ходе интервью
ООО «Нордавинд-Дубна», город Дубна, Московская область
Генеральный директор Свирин Илья Сергеевич
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, город Москва
ЗАО «АБМ», город Москва
ЗАО «Технокерт», город Москва
ООО «ORACLE», город Москва
ООО «Аурига», город Санкт-Петербург
ООО «ЛИТ-ТРАСТ», город Дубна, Московской области
ООО «СМАРТЕК СЕКЬЮРИТИ», город Москва
ООО НПГ «ТРАДИЦИЯ», город Москва
ФГУП ГНЦ РФ «ВНИИгеосистем», город Москва
ФГУП МОКБ «МАРС», город Москва
Филиал корпорации «Делавэр Инжиниринг Менеджмент, Инк», город Москва
Утвержден профессиональный стандарт «Специалист по тестированию в области информационных технологий». В нем дана характеристика трудовых функций в зависимости от уровня квалификации. Установлены требования к образованию, к опыту практической работы.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 апреля 2014 г. N 225н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по тестированию в области информационных технологий»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 июня 2014 г.
Регистрационный N 32623
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 29 сентября 2014 г. N 39
Приказом Минтруда России от 2 августа 2021 г. N 531Н настоящий документ признан утратившим силу с 1 марта 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтруда России от 12 декабря 2016 г. N 727н
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа