True peak что такое

True peak что такое

Борис Меерзон

Вступление

В настоящее время телевизионное вещание является одним из самых популярных и эффективных видов СМИ.

В литературе описан психологический феномен, полученный в ходе проведения субъективных экспертиз телевизионных передач и много говорящий о роли звука в телевидении: даже хорошая “картинка”, если она сопровождается плохим звуком, оценивается экспертами ниже, чем она же воспринимается в сопровождении звука более высокого качества.

К сожалению, телезрители часто жалуются на то, что техническое качество звукового сопровождения наших, отечественных телевизионных передач далеко не всегда безупречно. Одной из главных проблем и общей бедой телевизионного вещания (не только отечественного, но и зарубежного), являются неожиданные резкие “скачки” громкости звука в телепередачах.

Очень часто телезрители обращают внимание на неоправданные содержанием программы завышения или занижения громкости. Режущие слух перепады громкости замечаются не только при переключении с одной программы на другую, но даже внутри одной и той же передачи. И это вызывает постоянные нарекания телезрителей.

Особенно болезненно воспринимается большая разница громкости в кинофильмах при переходе к рекламе. Происходит это потому, что в процессе производства рекламных роликов звук в них подвергается сильному сжатию по динамическому диапазону (компрессии). Делается это заведомо, чтобы сделать рекламу громче и этим привлечь к ней внимание телезрителя. Но телевизионная реклама, иногда неожиданно врываясь в программу, звучит громче по сравнению с ней децибел на 15, а то и на все 18! И это очень раздражает слушателя.

Прыжки громкости в передачах замечались и в прошлые годы, когда рекламы в вещательных передачах и в помине не было. Несбалансированность звука часто проявлялась, например, на радио. Наиболее это было заметно в передачах, в которых перемежались речевые и музыкальные фрагменты. Преобладание громкости музыкальных фрагментов над речевыми было иногда столь сильным, что слушатель был вынужден много раз в течение одной передачи подстраивать громкость своего приёмника. И причины этого явления для специалистов секретом отнюдь не являются.

Историческая справка

Традиционно, ещё с того времени, когда вещание было только аналоговым, выравнивание громкости радиовещательных и телевизионных передач проводилось на основании показаний измерителей уровня, регистрирующих максимальные величины электрического уровня сигнала (leveling).

При этом установилось неукоснительное правило: учитывая сравнительно узкий (не более 40 дБ) динамический диапазон, разрешённый аналоговой аппаратурой того времени, для его наиболее рационального использования звукорежиссёр должен был вручную строго поддерживать и нормировать уровень передачи по пикам сигнала, ориентируясь на максимальные показания измерителя уровня. Все элементы программы, вне зависимости от их содержания, “загонялись” в единый, достаточно узкий динамический диапазон, чётко ограниченный сверху уровнем, превышение которого могло бы повлечь за собой перемодуляцию передатчика. Такой метод поддержания уровня по дозволенному максимуму был оправдан тем, что это позволяло улучшить в передаче соотношение сигнал/шум.

Это правило проведения аналоговых передач, как говорится, въелось в плоть и кровь работников вещания, как на радио, так и на телевидении и действует до сих пор.

Но, при обмене программами между вещательными организациями разных стран не всегда принималось во внимание, что в разных студиях телерадиовещания для контроля уровня звукового сигнала могут использоваться измерители уровня с разными техническими характеристиками. А, как известно, показания приборов сильно зависят от их баллистических (скоростных) характеристик.

Приборы, даже совершенно одинаково откалиброванные по эффективному значению напряжения измерительного синусоидального сигнала, могут, если они имеют разное время интеграции (время, за которое прибор усредняет сигнал), на реальных программах давать существенно отличающиеся друг от друга показания уровня. Это трудно предусмотреть заранее, т.к. показания эти зависят от содержания программы, от её временной структуры, т.е. наличия в ней коротких выбросов и частоты их повторения.

Исторически сложилось так, что в вещательных студиях стран Америки, Австралии и некоторых других в основном используется VU-метры (Volume Units meter), имеющие время интеграции 300 мс и относящиеся к измерителям уровня т.н. средних значений. Этот прибор, из-за своей большой инерционности не успевает отреагировать на короткие импульсы уровня и игнорирует их.

В качестве альтернативы VU-метру, Международная электротехническая комиссия в документе IEC 60268-10, совместно с Европейским вещательным союзом (EBU), рекомендовали более быстродействующий прибор с малым временем интеграции (5 мс)

Эти приборы дают звукорежиссёру возможность следить за самыми короткими из воспринимаемых на слух выбросами текущего уровня, которые, при превышении допустимого предела, могут вызвать неприятные нелинейные искажения.

Измерители квазипиковых значений уровня звукового сигнала (QPPM) стандартизованы в России для измерений параметров звукового сигнала и применяются во всех отечественных студиях РВ и ТВ (ГОСТ 21185-75).

Таким образом, в мировом вещательном сообществе ещё со времен аналогового вещания не было единообразного подхода к контролю уровня звукового сигнала: и на радио и на телевидении вещатели разных стран ориентировались на одну из этих двух основных разновидностей приборов: либо на QPPM (квазипиковые), либо на VU-метры (средних значений).

Вот в этом различии контрольных приборов и состояла одна из серьёзных технологических проблем, затрудняющих унификацию уровней звукового вещания: более инерционные приборы занижали показания уровня, а приборы с меньшим временем интеграции, наоборот, завышали их.

Попытки выйти из этого положения осуществлялись давно. Делалось это самыми разными способами. Например, на радио уже лет 40 тому назад применялись в вещании различные модификации автоматических регуляторов уровня – компрессоров и лимитеров. Чисто аппаратным методом предельно сжимался динамический диапазон передачи и “под одну гребёнку” выравнивались пиковые значения сигнала по всей программе, без оглядки на её содержание. До сегодняшнего дня, на большинстве аналоговых FM-радиоканалов, громкость, в основном, выравнивается этим самым примитивным способом, с помощью компрессирования и лимитирования.

Такой способ проведения передач действительно может обеспечить постоянство максимального электрического уровня сигнала и дать возможность приблизительно выровнять среднюю громкость программы. Но подмена звукорежиссёра автоматическим прибором проблему нормализации уровня вещательных передач кардинально не решает. Ведь, при этом нивелируются все художественные нюансы звучания, передача становится “плоской” и невыразительной.

Известно, например, что использование компрессии звука при показе кинофильмов по телевидению приводит к снижению их привлекательности для телезрителей. Как показывают опросы телевизионной аудитории, любители кино в этих случаях просто отказываются от услуг телевидения и предпочитают воспользоваться альтернативой: ранее – прокатом DVD, в настоящее время – сервисом «видео на заказ» (VOD), предоставляемым интернет-телевидением (IPTV), скачиванием телефильмов и сериалов с торрент-серверов, либо их он-лайн просмотром. Таким образом, для высококачественного художественного вещания и, в первую очередь, телевизионного, способ автоматического сжатия динамического диапазона и нормализации уровня по пикам представляется весьма сомнительным.

Даже разработки “умных” автоматов, т.н. “стабилизаторов уровня”, которые, на основе анализа характера сигнала могут отличить музыку от речи и автоматически вносить необходимые поправки по их уровню, до сегодняшнего дня среди вещателей особого одобрения не завоевали и остаются вопросом дискуссионным.

Решение проблемы согласования показаний измерителей уровня с разными характеристиками было достигнуто только в начале 1990-х годов в результате разработки международных рекомендаций по использованию при калибровке каналов передачи системы поправок к показаниям приборов, имеющих разное время интеграции.

При калибровке канала по установочному уровню предлагалось учитывать тот факт, что прибор средних значений (VU-метр) на коротких пиках уровня (длительностью 5 – 10 мс) существенно занижает свои показания, а ещё более короткие пики вовсе игнорирует. По данным статистики, это занижение показаний VU-метра на коротких пиках реальных программ может иногда достигать 9 дБ по сравнению с показаниями на синусоидальном установочном сигнале.

В этом случае на реальных программах независимо от того, каким прибором пользовался звукорежиссёр при их создании, квазипиковые значения уровня по QPPM никогда не превысят 0 дБ, т.е. своего номинального или максимально допустимого значения (PML, Permitted Maximum Level). Разница в 9 дБ (headroom) между уровнем установочного сигнала AL и номинальным или «максимально допустимым» уровнем передачи PML хорошо знакома всем вещателям, но поправка в 9 дБ решала проблему только при аналоговых передачах.

Однако с появлением новых технологий вещания рекомендация ITU-R BS. 645-2 потребовала дополнений. При переходе радио и телевидения на цифровое вещание можно было бы наконец ожидать решения проблемы громкости передач. Однако этого не произошло. Более того, более широкий динамический диапазон, доступный при цифровом вещании, эту проблему ещё более обострил. Пришлось считаться с тем, что цифровой сигнал благодаря своей специфике требует нового подхода к измерениям текущего уровня.

В цифровых цепях даже мгновенные, неощутимые на слух пики уровня передачи становятся причиной сильнейших искажений, выражающихся в щелчках и тресках. Поэтому не показывающий пики короче 5 мс квазипиковый прибор, вполне удовлетворявший по точности требованиям аналогового вещания, для контроля уровня цифрового сигнала оказался непригоден.

Цифровой сигнал необходимо измерять практически безынерционным измерителем, реагирующим на импульсы длительностью менее 0,1 мс, т.е. дающим возможность измерить мгновенные значения сигнала. В литературе измерители мгновенных пиковых значений стали называться «истинно-пиковыми» (True peak) или SPPM (Sample peak program meter) т.е. «измерителями пиков программного уровня с точностью до семпла». Измерители мгновенных значений имеют шкалу, отградуированную в dBFS, т.е. в децибелах относительно полной цифровой шкалы уровня сигнала. Этот уровень, обозначенный на шкале прибора отметкой 0 dBFS, является пределом, превышение которого вызывает цифровое ограничение (клиппирование) сигнала и сопровождающие его необратимые искажения.

Измерения уровня цифрового сигнала имеет принципиальное отличие от измерений сигнала аналогового. Если определение уровня аналогового сигнала сводится в конечном счёте к измерению величины его напряжения (реже мощности), выраженной в децибелах по отношению к величине напряжения (мощности), выбранной за нулевое значение, то уровень цифрового сигнала ни вольтами, ни ваттами не определяется. Нельзя также уровень цифрового сигнала выразить в децибелах по абсолютной шкале в dBu, т.е. по отношению к абсолютному нулевому уровню (0 dBu), за который принимается напряжение 0,775 В эфф.

Цифровой сигнал физической размерности не имеет. Каждой выборке цифрового сигнала присваивается номер соответствующей зоны цифрового квантования. А общее число зон квантования и абсолютная величина полной шкалы уровней цифрового сигнала определяются разрядностью квантования и зависит только от параметров конкретного АЦП. Но главная особенность измерителей уровня мгновенных значений заключается в том, что эти приборы из-за своей мгновенной реакции для регулирования громкости звучания при вещании вовсе не пригодны. Сфера их использования ограничивается чисто техническими функциями – калибровкой каналов передачи и контролем за пиками цифрового сигнала, чтобы они (пики) никогда бы они не превысили 0 dBFS, т.е. точку клиппирования. Разумеется, показания таких приборов очень сильно отличаются от показаний приборов инерционных. Поэтому внедрение в РВ и ТВ цифровых технологий ещё более усложнило проблему унификации поддержания уровней передач.

Таким образом, инженерам вещания пришлось решать новую задачу по согласованию цифровых и аналоговых уровней. Этому согласованию посвящены рекомендации, изложенные в документах Европейского вещательного союза (EBU) R68-2000 и американского Общества телевизионных и киноинженеров (SMPTE) RP 155-2004. Обе эти рекомендации основываются на уже существующем правиле калибровки всех звеньев тракта международных трансляций по эталонному синусоидальному установочному сигналу (AL), аналоговая величина которого должна быть выражена путём её сопоставления с цифровой шкалой измерителя мгновенных значений, отградуированного в dBFS.

Однако несмотря на то, что все перечисленные международные рекомендации по калибровке каналов телевидения опубликованы, в том числе в интернете, и широко всем доступны, на наших отечественных телевизионных каналах на практике путаница в правилах поддержания уровней передач существует и поныне. Может быть, это частично происходит из-за того, что человеку, недостаточно знакомому с историей проблемы, трудно не запутаться в многочисленных переводах на русский язык рекомендаций по этой тематике, опубликованных, в основном, по-английски. Тем более что переводы этих документов часто выполнены так, что оставляют читателю возможность трактовать их текст достаточно вольно.

Но самая главная причина постоянных “скачков” громкости, особенно заметных в передачах, в которых чередуются речевые и музыкальные фрагменты, лежит значительно глубже, нежели разнобой в используемых в разных странах измерителях уровня.

Но этот метод измерений и нормализации уровня аудиосигнала далеко не всегда даёт звукорежиссёру возможность объективно оценить громкость, чтобы выравнивать её в передачах разных жанров таким образом, чтобы слушатель чувствовал бы себя комфортно.

Дело в том, что на основании измерений максимальных величин электрического уровня аудиосигнала VU-метром или QPPM-метром и нормализации уровня по пикам проблема выравнивания громкости передач в принципе решена быть не может, т.к. субъективное восприятие слушателем громкости звука (loudness), далеко не всегда однозначно определяется величиной электрического уровня передачи (level).

Современный взгляд на решение проблемы (Рекомендация ITU-R 1770-2)

Известно, что на восприятие громкости звука, помимо физической величины электрического сигнала, влияет целый ряд психофизиологических (психоакустических) свойств восприятия: временная структура звука (наличие и частота повторения в нём коротких импульсов), спектральный состав звуковых колебаний, эффект взаимной звуковой маскировки и многое другое. Здесь нельзя сбрасывать со счетов даже экранирующий эффект головы слушателя.

Новый метод измерений уровня аудиосигнала, адекватных его громкости, разработан и впервые изложен в Рекомендации Международного телекоммуникационного союза ITU–R BS.1770. В связи с новизной метода и отсутствием практического опыта работы с ним эта рекомендация с момента разработки первой редакции в 2006 году постоянно совершенствовалась и претерпела ряд изменений. Её последняя версия была опубликована в 2011 году.

Разработаны также дополнительные требования к приборам “Измерителям громкости”, которые должны по своим техническим характеристикам отличаться от традиционных “Измерителей уровня”, применяющихся до настоящего времени в студиях звукозаписи и эфирной трансляции. Предлагаемый алгоритм оценки громкости достаточно прост, его можно изложить кратко, если не касаться некоторых технических подробностей и не приводить математический аппарат, на основе которого строится весь процесс измерений.

Состоит этот алгоритм из четырёх этапов:

Упрощённая схема измерений громкости, в одинаковой мере пригодная для монофонических, стереофонических и многоканальных систем, приведена на рис.1.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

На приведённой блок-схеме показаны входы пяти основных каналов системы Surround Sound – 5.1 (левого, центрального, правого, левого тылового и правого тылового); что позволяет осуществлять контроль записей, имеющих от одного до пяти каналов. Канал «точка один» для низкочастотных звуковых эффектов (LFE) в этом случае не учитывается. Если программа имеет менее пяти каналов, некоторые входы не используются.

На первом этапе работы алгоритма применяется двухступенчатая фильтрация сигнала с помощью фильтра взвешивания по кривой К, т.н. «К»- взвешивания.

Фильтр “K”-взвешивания осуществляет две ступени фильтрации. Первая ступень – предварительный сглаживающий фильтр, который учитывает акустическое экранирующее воздействие головы на принимаемые ушами сигналы. Частотная характеристика этого фильтра показана на рисунке 2.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

Во второй ступени К-фильтра применяется алгоритм Leq (RLB), задачей которого является определенное взвешивание частотных составляющих звука, соответствующее чувственному восприятию спектрального содержимого сигнала. Это фильтр высших частот второго порядка, осуществляющий взвешивание по B-кривой c коррекцией по нижним частотам. В данном случае он используется в качестве одного из возможных вариантов метода измерений Эквивалентного уровня звукового давления (Leq) со спектральным взвешиванием. В результате обработки этим фильтром, частотные компоненты аудиосигнала становятся адекватными их слуховому восприятию. Частотная характеристика фильтра RLB изображена на рисунке 3.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

В документе ITU-R 1770 рекомендуется после спектральной обработки в фильтре К-взвешивания цифровые значения громкости обозначать в LKFS, т.е. в единицах громкости, взвешенных по кривой «K», по отношению к номинальной полной шкале измерений. Единица LKFS эквивалентна децибелу, поскольку увеличение уровня сигнала на 1 дБ соответствует увеличению уровня громкости на 1 LKFS.

После спектральной обработки сигнала его взвешенные значения измеряются в определённых временных интервалах поблочно. Для расчёта измеренного значения громкости интервал измерений делится на множество перекрывающихся интервалов-блоков. Каждый блок это множество непрерывных отсчётов звукового сигнала за время продолжительностью T = 400 мс. Перекрытие блоков должно составлять 75% длительности одного блока.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

Но при этом те кратковременные падения громкости в отдельных измерительных блоках, которые по уровню оказываются ниже второго установленного на основании измерений порога, из результатов суммирования исключаются, чтобы не занизить общий результат вычисления средней громкости передачи в целом. Это осуществляется благодаря применению т.н. функции gating, аналогичной прибору Gate (пороговый фильтр), который в звукорежиссуре используется в качестве шумоподавителя, производя отключение канала, когда сигнал становится меньше определённого порогового значения.

Следует отметить, что для измерений, предусмотренных рекомендацией ITU-R BS.1770, должны использоваться “Измерители истинно пиковых значений”. Здесь, во избежание путаницы в терминологии, надо пояснить, что прибор, названный в рекомендации ITU-R 1770 “Измерителем истинно пиковых значений” (True peak), несколько отличается от описанных в начале статьи безынерционных пиковых измерителей, именуемых так же. В данном контексте “Измеритель истинно пиковых значений” работает с более высокой по сравнению с аудиосигналом частотой дискретизации (обычно четырехкратной), чтобы уловить пики сигнала, попавшие между семплов, которые, тем не менее, могут превысить 0 dBFS и, таким образом, вызвать искажения сигнала. Так, при стандартизованной для радио и телевизионного вещания частоты дискретизации 48 кГц измерения громкости должны производиться прибором с собственной частотой дискретизации 192 кГц.

Нормирование громкости и максимально допустимый уровень аудиосигнала (Рекомендация EBU R 128-2011)

Положения, изложенные в рекомендации Международного телекоммуникационного союза ITU-R BS. 1770-2, легли в основу дальнейших разработок документов по практическому внедрению нового способа измерения аудиосигналов. Так, в августе 2011 года была опубликована рекомендация Европейского вещательного Союза EBU R 128, в которой суммировались все наработанные за последние годы идеи по совершенствованию методов контроля качества звукового вещания.

В этой рекомендации, озаглавленной “Нормирование громкости и максимально допустимый уровень аудиосигнала”, подчёркивалось, что:

В соответствии с вышеизложенным, Европейский вещательный союз рекомендует при измерениях аудиосигнала пользоваться новой единицей уровня LU (Loudness Unit) и LUFS (единицей громкости относительно полной шкалы). (Наименование “LUFS”, соответствует международной конвенции по терминологии и эквивалентно наименованию LKFS, которое используется ITU-R BS.1770-2).

Рекомендуется для полной характеристики передачи производить измерения по трём основным параметрам:

Основные правила измерений этих параметров сводятся к следующим пунктам:

Завершая этот обзор, нельзя не сказать о том, что известная американская компания Dolby Laboratories, один из признанных лидеров звуковой индустрии, для выбора номинального (опорного) уровня громкости разработала и использует при производстве фильмов и программ в формате Dolby Digital альтернативный метод, названный ими Dialogue Intelligence. Концепция этого метода основывается на моделировании поведения зрителя, находящегося дома у своего телевизора.

При просмотре телепрограмм зритель настраивает уровень громкости так, чтобы речь персонажей фильма (диалоги) или участников телепрограммы были бы хорошо слышны и чётко различимы. Скорее всего, зритель не будет увеличивать громкость своего телевизора, пока в программе нет диалогов. Также мала вероятность того, что он снизит уровень громкости из-за короткого всплеска громкости, вызванного, например, ружейным выстрелом.

Таким образом, выбор фрагмента, по которому человек устанавливает громкость, можно перепоручить измерительному прибору, способному распознавать те фрагменты программы, которые являются определяющими для установки громкости. Эту функцию и исполняет алгоритм Dialogue Intelligence, с требуемой периодичностью проводящий оценку громкости и помогающий оператору выбрать тот фрагмент программы, по которому можно установить оптимальную центральную громкость передачи.

И последнее замечание. На момент написания этой статьи некоторые радиотелевизионные компании Германии (NDR), Австрии (ORF), Бельгии (RTBF) и др. уже накопили определенный опыт использования нового метода измерений уровня громкости и его нормализации.

К сожалению, измерительная аппаратура, соответствующая требованиям, изложенным в рекомендациях ITU-R BS.1770 и EBU R 128, в наших отечественных студиях стала появляться лишь недавно и в единичных экземплярах. Для того чтобы данные рекомендации смогли бы быть внедрены на практике, работникам вещания надо переходить на новые методики проведения передач постепенно по мере того, как это окажется возможным.

В любом случае, есть уверенность в том, что результаты этой “маленькой революции” в телевизионном вещании не преминут весьма благотворно сказаться для огромной аудитории телезрителей.

Источник

TD310 Совет дня

Эдгар Ротермих (Edgar Rothermich) поднял по-настоящему очень важную для всех компьютерных музыкантов тему и начал серию статей, касающихся понятия «воспринимаемой громкости» микса и применения нового стандарта нормализации громкости Loudness Normalization. Предлагаем вашему вниманию заключительную, третью часть этой серии статей.

Logic Pro X: Нормализация громкости. Часть 3: Лоджиковский плагин Loudness Meter

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

Если вы сводите свой микс в приложении Logic (или в любой другой DAW), вы должны знать о Loudness Normalization (Нормализации громкости) — СЕРЬЕЗНО. Независимо от того, будет ли ваш микс воспроизводиться на радио или на сайте Spotify, либо вы загрузите его на свой канал YouTube или просто прослушаете его в своей медиатеке iTunes, это повлияет на ваш микс, и вы лучше знаете, как именно. В этой серии из трех частей я объясню все подробности. Часть 3: Лоджиковский плагин Loudness Meter.

Часть 1: В чем проблема?

Что такое Loudness (Громкость) и почему она приведет к серьезным проблемам с вашими миксами, если вы не понимаете некоторые основополагающие принципы (которые я объясняю в части 1).

Часть 2: Стандарты нормализации громкости

Никогда не используйте Peak Normalization (Пиковую нормализацию) в своем сводимом миксе, а вместо этого воспользуйтесь новым глобальным стандартом нормализации воспринимаемой громкости Loudness Normalization (разъяснения по которому я даю в части 2).

Часть 3: Лоджиковский плагин Loudness Meter

Инструкции о том, как использовать плагин Loudness Meter (Измеритель воспринимаемой громкости) приложения Logic и другие инструменты, чтобы избежать сюрпризов из-за нормализации громкости, когда вы позже услышите свои песни на iTunes, Spotify, YouTube и так далее (как я объясняю это в части 3).

Лоджиковский плагин Loudness Meter

Изучив все основы воспринимаемой громкости and ее измерения в частях 1 и 2 данной статьи, мы теперь хорошо подготовлены к рассмотрению собственного лоджиковского плагина Loudness Meter (Измеритель воспринимаемой громкости), чтобы увидеть, как использовать его в вашем миксе.

Loudness Metering (Измерение воспринимаемой громкости) впервые появилось в приложении Logic v10.2.1 как часть плагина MultiMeter, но в Logic Pro X версии 10.2.3 добавился новый измеритель Loudness Meter в качестве своего собственного плагина как составной части плагинов Audio Effects (Аудиоэффекты) ➊. Существует множество независимых приборов Loudness Meter (аппаратных и программных), от бесплатных до стоящих нескольких тысяч долларов, но пока они являются измерителями, совместимыми со стандартом EBU, они все делают почти то же самое, что и лоджиковский плагин Loudness Meter. У более дорогих есть только большее число модных наворотов и какая-то крутая графика для отображения измерений. Однако все они имеют одинаковые общие параметры и элементы управления.

Target Level (Целевой уровень)

Первым шагом при использовании измерителя громкости является установка «Target Level» («Целевой уровень») или «Target Loudness» («Целевая воспринимаемая громкость»), для обеспечения нормализации воспринимаемой громкости используется эталон воспринимаемой громкости системы (радиостанция, потоковая передача и так далее). Поскольку существуют разные стандарты, использующие различные значения для этого целевого уровня, вы должны знать, для чего вы микшируете или делаете мастеринг своей песни (или любого другого контента). Радио и телевидение используют более низкий целевой уровень –23 LUFS (Европа) или –24 LUFS (США), а сервисы потоковой передачи музыки используют более высокий целевой уровень –16 LUFS или –14 LUFS.

Плагин Loudness Meter приложения Logic Pro X позволяет установить целевой уровень на нужное вам эталонное значение.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

➊ Momentary Loudness – M

На первом индикаторе слева отображается так называемая «Momentary Loudness» («Моментальная воспринимаемая громкость»), которая отображает громкость, подобно измерителю пикового уровня.

➌ Short-term Loudness – S

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такоеВторой индикатор отображает так называемую «Short-term Loudness» («Краткосрочную воспринимаемую громкость»), которая отображает воспринимаемую громкость, подобно измерителям RMS или VU.

➍ Integrated Loudness — I

Этому измерителю интегральной (средней) встроенной громкости сначала потребуется некоторое привыкание, поскольку вам нужно вручную запустить и остановить измерение.

➒ LU Range — LUR

Индикатор LU Range (Диапазон LU) имеет только цифровую индикацию внизу. Помните, что это не сырой динамический диапазон песни от самого низкого до самого высокого уровня. Вместо этого он измеряет среднюю динамику, «распределение статистической громкости, исключая экстремальные уровни».

Кнопки ➎ Start/Pause (Старт/Пауза) и ➏ Reset (Сброс)

Как уже упоминалось, эти две кнопки позволяют запускать и останавливать измерение интегральной (средней) громкости Integrated Loudness и диапазона LU Range.

➓ Vertical (Вертикально) или Horizontal (Горизонтально)

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

В меню View (Вид) в правом верхнем углу плагинного окна вы можете выбирать отображение плагина Loudness Meter либо по вертикали, либо по горизонтали.

Лоджиковский плагин MultiMeter

Плагин MultiMeter приложения Logic также оснащен встроенным измерителем воспринимаемой громкости. Пользовательский интерфейс немного отличается несколькими настройками, на которые вы должны обратить внимание.

True Peak Meter (Измеритель истинных пиков)

Как мы только что видели, сам плагин Loudness Meter не имеет измерителя уровня True Peak Level, поэтому вам всегда требуется открывать дополнительное плагинное окно для мониторинга истинных пиков True Peak (которые вам нужны). Стандарты ITU и AES определяют максимальный уровень True Peak –1dBTP (и –2dBTP для программ сжатия данных). Преимущество плагина MultiMeter заключается в том, что он отображает и Loudness Meter (Измеритель воспринимаемой громкости), и True Peak Meter (Измеритель истинных пиков).

Loudness Meter (Измеритель воспринимаемой громкости)

Раздел Loudness Meter немного отличается:

Опции просмотра

Меню View (Вид) ➐ в правом верхнем углу плагинного окна позволяет переключаться между тремя различными видами.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

Другие измерители воспринимаемой громкости

В дополнение к встроенному в Logic (бесплатному) плагину Loudness Meter, имеется множество независимых измерителей воспринимаемой громкости, программных и аппаратных, от бесплатных до стоящих несколько тысяч долларов. Все они имеют одинаковые стандартные параметры, основанные на спецификациях стандарта EBU R128, но часто имеют дополнительные функции, программные настройки или сложную графику, такую как гистограммы (показывающие уровень с течением времени) или измерители, выполненные в виде радара (показывающие громкость с течением времени круговым способом).

Вот только несколько измерителей воспринимаемой громкости со ссылками на них, чтобы вы могли проверить, соответствуют ли они вашим потребностям и бюджету.

NuGen Audio VisLM 2

TC Electronic LM1n, LM2n, LM6n

Waves WLM Meter Plus

RTW Loudness Tools

Toneboosters EBU Meter

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

Плагин AURoundTripAAC

Стандарт EBU R128 определяет два эталона для максимально допустимого уровня True Peak (Истинный пик). Для файлов PCM это –1 dBTP, а для сжатого аудио (mp3, AAC и так далее) это –2 dBTP. Причиной этого дополнительного dB является природа алгоритмов сжатия данных, которые могут иметь некоторые «побочные эффекты», повторно градуирующие пиковые уровни.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такоеКомпания Apple предоставляет небольшую помощь в этом отношении с аудиоэффекторным плагином под названием AURoundTripAAC, расположенным в плагинном меню Audio FX ➤ Audio Units ➤ Apple ➤ AURoundTripAAC. Он имитирует то, что определенные алгоритмы сжатия данных делают с вашим миксом. Мало того, что он измеряет уровень сигнала после (имитируемого) кодирования в режиме реального времени, он также позволяет вам послушать, как ваш микс звучит «закодированно».

Имитация кодирования AAC + Loudness Meter

Если вы установите плагин Loudness Meter ➊ после плагина AURoundTripAAC ➋, вы можете измерять уровень воспринимаемой громкости и истинный пиковый уровень после «кодирования AAC».

Графический пользовательский интерфейс

Интерфейс плагина AURoundTripAAC довольно прост:

Вы можете оставить плагин в закодированном режиме, если хотите слышать «кодированный результат» во время микса, но обязательно включайте плагин в режим байпаса, когда вы делаете сведéние микса!

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

Я рассказываю о плагине более подробно в своей книге Logic Pro X – Tips, Tricks, Secrets #2 (Logic Pro X — Советы, трюки, секреты #2).

Пиковые измерители

Даже концентрируя все свое внимание на воспринимаемой громкости и динамике, не забывайте следить за пиковыми уровнями своей песни.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такоеПлагин Level Meter

Устанавливайте плагин Level Meter (Измеритель уровня) на канале Stereo Output (Стереовыход) одним из последних плагинов (до или после плагина Loudness Meter) и всегда ставьте его в режим True Peak (Истинный пик) ➊. У плагина Level Meter есть свой желтый индикатор целевого уровня Target Level ➋, который вы можете установить на –1dBTP или –2dBTP в зависимости от стандарта, который вы производите.

Плагин Adaptive Limiter

Вот одна маленькая деталь, которую стоит упомянуть в отношении режима True Peak. Если вы используете лимитер на выходной канальной линейке, убедитесь, что он также использует True Peak Detection (Распознавание истинных пиков) ➌. Вы можете найти эту ценную функцию в множестве плагинов-лимитеров в настоящее время, включая собственный плагин приложения Logic — Adaptive Limiter (Адаптивный лимитер).

Иногда настройка называется Oversampling (Передискретизация), поскольку это — метод, используемый ей для отслеживания межсэмпловых пиков. Кстати, чем большую частоту дискретизации вы используете для своего проекта (например, 192 kHz), тем меньше будет проблем с межсэмпловыми пиками в целом.

iTunes

Если вы захотите проверить, что сделает Loudness Normalization (Нормализация воспринимаемой громкости) с вашим миксом при его проигрывании в контексте других песен, для проверки этого вы можете использовать свое приложение iTunes на компьютере Mac или iPhone.

Проверка звука

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

В настройках воспроизведения Preferences ➤ Playback в приложении iTunes ➍ и в Settings (Настройки) приложения Music (Музыка) на iOS ➎ имеется флажок Sound Check (Проверка звука), который активирует нормализацию воспринимаемой громкости для всех композиций в вашей медиатеке iTunes на целевом уровне –16 LUFS.

iTunes предположительно имеет Album Mode (Альбомный режим), использующий единую программную воспринимаемую громкость Program Loudness при воспроизведении песен альбома и переключающийся на индивидуальную программную воспринимаемую громкость, когда вы не находитесь в режиме прослушивания альбома или используете режим воспроизведения в случайном порядке (я сам еще не проверял это).

Интерактивный инструмент анализа и сравнения воспринимаемой громкости

Вот отличный, работающий в веб-браузере онлайн-инструмент, предназначенный для анализа треков относительно их воспринимаемой громкости и воспроизводящий их как с использованием, так и без использования Loudness Normalization, применяемой к ним.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

Что общего у Metallica и пылесоса?

Война громкости

Печально известная «Война громкости» началась, когда музыкальные продюсеры и звукозаписывающие компании, а также продюсеры радио- и телерекламы пытались получить преимущество над своим конкурентом, используя феномен, при котором для слушателей более громкий аудиоматериал звучит лучше. Поскольку цифровой домен имеет точный максимальный допустимый уровень сигнала 0 dBFS, которому все должны были следовать, они пытались играть системой с помощью компрессоров и лимитеров для уменьшения общей динамики своих песен или рекламы. Воспринимаемая громкость песни (или любого аудиоматериала) усиливает звучание песни, имеющей меньшую динамику.

Как и в любой войне, были жертвы, и в этом случае это была хорошо звучащая музыка со здоровой динамикой и естественными переходными процессами. Вместо этого результатом стала сжатая динамика всего в несколько dB с высоким искажением, что привело к общему дерьмовому звуку (несмотря на то, что все создавалось на самом лучшем и самом дорогостоящем оборудовании). К сожалению, это не имело значения, пока продукт делал море денег с такими треками. Девизом было не «Давайте делать хорошо звучащую музыку», а вместо этого было «К краю искажений и дальше за него».

Не поймите меня неправильно, попытка создания музыкального стиля «стены-из-звука» это нормально, если ей движет намерение художника, а не парня из звукозаписывающей компании, который следит за мастеринговой сессией и дает указание звукорежиссеру сделать гиперкомпрессию трека только ради того, чтобы получить финансовое преимущество над продуктом конкурентов (помните, что именно по этой причине это и называется «музыкальным бизнесом»).

Динамический диапазон и звук пылесоса

Томас Лунд (Thomas Lund), инженер Genelec, выступил с отличным докладом о воспринимаемой громкости на недавней конвенции AES в Лос-Анджелесе, где он сравнил песню из альбома Metallica с записью пылесоса. Измерение показало, что звук пылесоса имел больший динамический диапазон, чем записанная «музыка» трека Metallica, сжатая до невыносимых 3dB!

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

Если вы слушаете типичную радиостанцию Top40, большинство станционных отбивок, объявлений и заполнений между песнями настолько сжаты с короткими музыкальными фрагментами музыки, а также с шумами и звуковыми эффектами, что звуковой результат часто похож на звук белого шума при 0 dB.

Остановить безумие

Наконец, это безумие заканчивается реализацией стандарта Loudness Normalization (Нормализация воспринимаемой громкости).

Песня Metallica и старая песня Van Halen могут быть обе нормализованы по пикам до 0dBFS, однако «супергромкая» песня Metallica со сплющенной динамикой 2 dB будет убавлена и будет звучать намного мягче, чем песня Van Halen с намного более здоровым динамическим диапазоном.

True peak что такое. Смотреть фото True peak что такое. Смотреть картинку True peak что такое. Картинка про True peak что такое. Фото True peak что такое

Loudness Normalization: новый и лучший мир

Где мы сейчас?

И, наконец, большой вопрос заключается в том, к какому программному воспринимаемому уровню (Program Level) мы должны стремиться в нашем измерителе Loudness Meter, когда мы микшируем свою песню или какой-либо другой материал? Из-за разных стандартов простого ответа на этот вопрос нет, поскольку это зависит от различных факторов. Вот лишь несколько соображений.

О мастеринге

Несколько соображений о процессе мастеринга.

Обзор стандартов

Общественные радио- и телевизионные станции во всем мире принимают уже региональные стандарты воспринимаемой громкости, и все больше коммерческих радиостанций следят за ними, чтобы улучшить согласованность на протяжении звучания всей программы. С частными компаниями дело обстоит несколько сложнее, поскольку они не только не всегда объявляют о принятии какого-либо конкретного стандарта, они часто тщательно отбирают конкретные процедуры и эталоны, изменяя или обновляя их на свое усмотрение. Как результат, все по-прежнему довольно запутанно, но определенно намного лучше, чем раньше, и это — несомненное улучшение, поскольку это именно то, куда направляется вся музыкальная индустрия.

Вот список некоторых из существующих стандартов (на июнь 2017 года). Следует иметь в виду, некоторые из цифр обнаружены пользователями, и отдельная реализация варьируется лишь в небольших пределах.

Прочие соображения

Вот несколько тем, которые я не затронул в этой статье, но они показывают, что нужно учитывать гораздо больше, когда речь заходит о предоставлении согласованной аудиопрограммы с использованием стандарта Loudness Normalization.

Последнее, но не менее важное

Теперь, с новым пониманием Loudness (Воспринимаемой громкости), будьте осторожны при чтении любой публикации о Loudness. «Loudness» не является новым термином, поэтому статьи могут говорить о громкости, используемой в более общих терминах или в контексте измерения приборами VU Meter или RMS Meter, а не в контексте новых стандартов нормализации воспринимаемой громкости Loudness Normalization.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *