Uml для чего используется
«UML. Взгляд со стороны» или «Как UML удерживает аналитиков в прошлом»
Изображение с www.uml.org
И как следствие: Аналитики используют концепцию описания программных систем, которая была заложена более 20 лет назад. Сама концепция хорошая, но нужно соотносить ее с местом и контекстом применения.
Если дальше продолжить этот анализ применения UML, а также соотнести его с требованиями текущего времени, то выводы такие:
Аспекты представления
Что делает аналитик, когда пытается увязать все диаграммы в одну модель? Он начинает строить гибридные диаграммы и таблицы связей. В результате получается не единая модель, а множество диаграмм, к которому добавились еще диаграммы и таблицы.
Уровни представления
Допустим бизнес-аналитик описал предметную область с помощью диаграмм UML. И теперь системному аналитику или тому же самому аналитику требуется сформировать модель программной системы. Если аналитик ориентирован на UML, то начнет создавать представления соответствующие сделанным ранее, но уже в рамках системы. Это будет выглядеть опять в виде аналогичных диаграмм.
А что будет делать аналитик, когда захочет сопоставить описание предметной области и модели системы?
Он опять начинает строить гибридные диаграммы, таблицы связей и трассировки.
В результате опять получается множество диаграмм и таблиц.
Тут еще нужно заметить, UML старый язык и для него имеется огромное количество книг и старых примеров. В которых в основном описываются случаи перехода от неавтоматизированного бизнеса к автоматизированному. И аналитики учатся на этих примерах. Но ведь на сегодняшний день информационные технологии проникли повсюду. Подход «Бизнес отдельно, ИТ отдельно» неприемлем.
Сервис-ориентированный подход
UML является объектно-ориентированным языком, это затрудняет с помощью него выражать другие концепции. Например, сервис-ориентированную. В стандартном профиле UML нет понятия «Сервис», но есть профиль SoaML, который преподносится как язык моделирования сервис-ориентированной архитектуры.
Коротко расскажу про сервис-ориентированный подход, чтобы далее было понятно почему SoaML не подходит для его моделирования. За основу возьмем интерпретацию определений из TOGAF.
Человек и Магазин
Задача: Описать модель покупки товара в магазине.
Объектно-ориентированный подход, я думаю, всем понятен и прост. Чтобы не тратить время, не будем рассматривать бизнес-уровень. Думаю, все могут представить в голове советующий Use Case и его детализацию в виде диаграммы деятельности или диаграммы последовательности.
Человек выступает не как пользователь, а как одна из сторон взаимодействия.
Теперь решим данную задачу с помощью SoaML, строго в соответствии со спецификацией.
На этой диаграмме определяем сообщество взаимодействующих, это Магазин и Человек.
Определяем действующий между ними бизнес-процесс «Продажа товара», в котором Магазин выступает как «продавец», а Человек как «покупатель».
На основе бизнес-процесса мы теперь можем идентифицировать следующий бизнес-сервис, в SoaML для этого используется классификатор ServiceContract.
В рамках данного сервиса: Продавец выступает как provider, а Покупатель как consumer.
Продавец как поставщик предоставляет одну операцию «продать». Бизнес-анализ закончен, переходим на уровень системы.
Нам нужно смоделировать на уровне системы обновленную версию нашего бизнес-процесса по продаже товара. Для этого я выбрал диаграмму последовательности, можно использовать любую другую поведенческую диаграмму.
Из обновленного бизнес-процесса можно выделить одну операцию «продать», оформим ее в базовый интерфейс «Умеющий продавать».
Далее нам нужно описать сервисные интерфейсы, которые будут использованы для реализации сервиса.
Теперь можно представить модель целевого сервиса в виде диаграммы композитной структуры.
Сравним результаты объектно-ориентированного моделирования на UML и сервис-ориентированного моделирования на SoaML.
Визуально вся разница вот в этих маленьких квадратиках на границе компонентов. Я отметил их красным цветом.Неужели это вся разницы?
Разница между объектно-ориентированным и сервис-ориентированным моделирование на самом деле есть, просто SoaML свел всё к объектам. Но об этом позже.
А сейчас закончим рассмотрение SoaML на более сложном случае, тогда получаться у нас будут примерно следующие схемы.
Что же не так, по моему мнению, с SoaML.
Во-первых: Опять проблемы с целостностью языка и связью между уровнем бизнеса и уровнем приложений, вы сами видели как сложно всё соотносится друг с другом.
Во-вторых: Сервис описывается как объект структуры, это нехорошо. В русской речи распространена фраза «Поставщик представляет сервис», вот это компонент-ориентированный подход, который реализован в SoaML. Но в случае с сервис-ориентированной парадигмой правильнее говорить «Поставщик оказывает сервис». А если по другому перевести «Сервис» на русский язык, то всё сразу встает на свои места: «Поставщик оказывает услугу». С этой точки зрения «Сервис» это не «Объект», это «Поведение».
В-третьих: На слайде о сервис-ориентированной архитектуре я рассказал о двух абстракциях: Процесс и Сервис. Рассматривать и описывать их через призму объектно-ориентированного подхода является, мягко говоря, напряженной задачей.
Парадигмы
Вернемся к UML. UML посредством своей парадигмы пытается описать другие парадигмы.
И если с компонент-ориентированной парадигмой всё получается, она может быть представлена как логическое продолжение объектно-ориентированной. То с сервис-ориентированной получилось нехорошо.
В данном случае выражать одну парадигму через другую неудачная идея.
Использование такой концепции я продемонстрировал с SoaML на примере задачи «Человек и Магазин».
Относится к парадигмам лучше как обозначено ниже.
Продемонстрирую, чем отличается сервис-ориентированное моделирование, от объектно-ориентированного.
Человек и Собака
Задача: Описать модель взаимодействия – Человек гуляет с Собакой.
Данную задачу не задумываясь, наверное, решит любой студент технического факультета. В школах и универах на соответствующих специальностях объектно-ориентированное программирование является обязательным. Объектно-ориентированный подход представлен ниже.
А как будет выглядеть модель с сервис-ориентированным подходом? Не знаю, ответит ли такой вопрос студент.
Нужно понимать, что это простая задача и это простая модель. Но она отражает суть сервис-ориентированного подхода. Человек предоставляет (оказывает) для Собаки сервис (услугу) «Гулять».
Можно вспомнить историю объектно-ориентированного программирования. Как к нему скептически относились в начале его появления даже очень авторитетные люди, такие как Эдсгер Дейкстра и Никлаус Вирт. И до сих пор некоторые люди считают ООП недостойным внимания.
Ну так вот, данная модель тоже может вызвать усмешки. Дело в том что сервис-ориентированная парадигма не имеет достаточной поддержки на начальном уровне программирования и проектирования. Для программистов поддержка осуществляется только фреймворками, например, Java Enterprise Edition или Spring. Думаю, что программисты добираются до них с головой, уже отформатированной под объектно-ориентированный подход.
Аналитики строят свое представление о сервис-ориентированной архитектуре и проектирование по статьям в интернете, которые по-разному понимают, что это такое, а некоторые статьи без глубокого погружения в специфику и технические детали вообще малопонятны. В результате аналитики возвращаются к общепринятым Use Case между системой и пользователями. Распространено также, что архитектура системы и ее компонентный состав уже зафиксированы архитектором или обусловлены выбранной платформой. И тогда аналитики опять просто описывают Use Case между системой и пользователями.
Сравните объектно-ориентированный подход и эту, казалось бы, смешную, где Человек оказывает Собаке услугу «Гулять». Когда она перестанет быть для вас смешной, а будет смешным казаться объектно-ориентированный подход, где Человек реализует метод «гулять», на вход которому подается Собака. Вот тогда к вам пришло понимание сервис-ориентированной парадигмы.
Нужно заметить, что эти парадигмы вполне совместимы. Человек по-прежнему может выполнять свойственные ему действия: спать и танцевать, а Собака лаять.
Еще один момент: В этом примере я ввел новое понятие «Сервис». При этом я пока четко не определил правила его использования, но оно отличается от того что в SoaML. Тут нужно быть аккуратным, не стоит этим сильно увлекаться, так как такого рода расширения относятся к метамоделированию. Может так получиться, что создаваемые модели окажутся противоречивыми и малопонятными.
UML для разработчиков
Интернет полон статей про UML, вы найдете сотни примеров для каждого вида диаграмм, и без проблем создадите свои, нотация не сложная. Но так ли уж необходимо тратить на это время? Наш богатый опыт говорит «Да». Если у вас в команде более 2 человек и проект от 3 месяцев, то уже имеет смысл отрисовать 2-3 вида диаграмм. В одной нашей команде более 30 человек, проект длительностью более 3 лет, и мы используем. 2-3 вида диаграмм.
Нотация UML избыточна. С другой стороны она недостаточна для проектирования распределенных систем, и здесь нам помогает Archimate. В этой статье мы расскажем, что действительно полезно из всего этого многообразия, и рассмотрим на примере полный цикл создания диаграмм для проекта.
В чем будем рисовать?
Если ваша цель «быстро и красиво» (например, для презентации или для этой статьи), то Visio подходит более чем: его редактор удобен и прощает любые отступления от нотации.
Если же вы занимаетесь проектированием, то потребуется полноценная система с поддержкой связей между диаграммами. Мы используем продукт Enterprise Architect, дешево и сердито.
Сравнение систем проектирования и рассказ о том, как ими правильно пользоваться — тема для отдельной статьи.
Техническое задание
Мы будем проектировать гипотетическое мобильное приложение для изучения иностранных языков. Техническое задание обычно готовят аналитики, которые и подготовят первую партию диаграмм. От разработчиков, в данном случае, требуется только правильно их читать.
Самая простая диаграмма — Use Case (Варианты использования):
На диаграмме указаны виды пользователей и перечислены функции или группы функций, которые с ними связаны. Синим цветом выделен элемент, которого в UML нет, но его часто не хватает: Requirement — Требование (из нотации Archimate), уточнение функций.
Вы спросите — и какой в этом смысл? Ведь перечень функций можно указать просто текстом, одним компактным списком! И будете правы, но есть нюансы.
Почему для связи элементов мы использовали линии, а не стрелки? Потому что никто не помнит, как выглядят стрелки «Обобщение» и «Расширение», и что они вообще такое. Чем проще вы нарисуете, тем больше людей поймет диаграмму без вашего участия.
Второй вид диаграмм, который вы можете встретить в техническом задании, это Activity diagram:
Здесь для разработчика все очевидно, кроме одного: почему AI делает вызовы Студента? Не делает. Эту диаграмму рисуют аналитики, а не программисты, они не знают где клиент, а где сервер, и их не интересуют потоки данных. На Activity diagram вы видите последовательность действий и не более того. Как же из этого сделать код? Переходим к этапу проектирования.
Проектирование архитектуры
Архитектура мобильного приложения очевидна: клиент, сервер, база данных. Если мы проектируем что-то серьезное, то следует позаботиться о разбиении проекта на Подсистемы, в нашем случае это будут как минимум:
Каждую подсистему вы можете отдать выделенной команде разработчиков, они погрузятся в свою тематику и будут меньше мешать коллегам своими неожиданными коммитами.
Для каждой подсистемы потребуется Архитектурная схема, как ее правильно нарисовать? В UML для этого нет подходящих диаграмм, давайте посмотрим на Archimate:
Даже без знания нотации схема, в целом, читаема. Помните, что 90% участников вашей команды не знают ни UML, ни тем более Archimate, и никогда не выучат эти нотации, поэтому делайте упор на надписи. Тем не менее, пара слов о кубиках и стрелочках:
Полную спецификацию Archimate вы найдете без труда.
Цвет — на ваш вкус, нотация никак их не регламентирует. Раскрасьте одним цветом текущую подсистему, вторым — смежные подсистемы, третьим — внешние системы, это сильно повышает читаемость схемы.
На схеме используется всего два вида стрелок: Flow (Поток) и Access (Вызов, Доступ). Поток показывает направление передачи данных, а Вызов — кто к кому обращается. Следует правильно понимать стрелку Поток:
На схеме не отображен поток от мобильного приложения к серверу, хотя на самом деле он есть (первым идет поток «Запрос данных»). Делается это для того, чтобы схема проще читалась: показываем только самое важное. То, что есть еще и исходный Запрос данных и так очевидно из кубика с надписью API.
Детализация
Последние две диаграммы, которые очень полезны (внимательный читатель конечно заметил, что всего видов диаграмм уже не 2-3): Sequence diagram (Диаграмма последовательности) и Class Diagram (Диаграмма классов, но вовсе не для классов).
Иногда взаимодействие клиента и сервера многоступенчатое, с использованием третьих ресурсов. Например, авторизация с Oauth2: текстовое описание этого процесса весьма затруднительно для понимания. Здесь нам поможет Sequence diagram:
Данная реализация Oauth2 не эталонная, вариантов может быть много. Самое главное, что нужно понимать на схеме — на этой диаграмме нет потоков данных, только Вызовы и Ответы на вызовы. Хотя это не помешало нам указать потоки текстом на стрелках.
Когда вы углубитесь в изучение Sequence diagram вы обнаружите, что она позволяет отобразить циклы и ветвления, но не злоупотребляйте ими: не нужно на одной диаграмме рисовать ветки «Если пользователь выбрал локальную авторизацию, то» и «Если выбрал авторизацию FB, то», вместо этого нарисуйте две схемы под каждый вариант. Условия, особенно вложенные, на Sequence diagram очень сильно снижают читаемость схемы.
Последняя диаграмма (не на сегодня, а вообще) — Диаграмма классов. Название у нее говорящее, предполагалось, что с помощью нее будут проектировать классы. В давние времена текстовых редакторов под DOS это может и было оправдано, но современные среды разработки позволяют проектировать и анализировать классы не покидая их темных и светлых тем.
Но практическое применение у Class Diagram все же осталось — проектирование баз данных:
Если вы знаете, что такое Реляционные базы данных, то это более чем наглядно. Полностью атрибуты на схеме не расписываются, указываются только связи, типы данных, иногда ограничения.
Не пытайтесь рисовать это в Visio, Enterprise Architect или аналогах. Для проектирования баз данных есть много специализированных инструментов, которые заточены под конкретные СУБД, пользуйтесь ими.
На этом все. Из всех диаграмм в UML и Archimate на практике более чем достаточно перечисленных. Сколько диаграмм каждого вида нужно для проекта? Рисовать ли их под каждый процесс и подсистему? Главное правило — диаграмма сопровождает текстовое описание, она нужна только там, где текста недостаточно, т.е. там, где команда вас не понимает.
Спасибо за внимание, с вами была компания «Программный продукт».
Простое руководство по UML-диаграммам и моделированию баз данных
Унифицированный язык моделирования (UML) играет важную роль в разработке программного обеспечения, а также в системах, не связанных с ИТ, во многих отраслях, поскольку он дает возможность визуально показать поведение и структуру системы или процесса. UML помогает продемонстрировать возможные ошибки в структурах приложений, поведении системы и других бизнес-процессах.
Почему UML?
Впервые UML появился еще в 1990-х годах благодаря трем инженерам-программистам — Грэди Бучу, Ивару Джекобсону и Джеймсу — поскольку они хотели разработать менее хаотичный способ представления разработки все более сложного программного обеспечения, в то же время отделяя методологию от самого процесса. Сегодня UML по-прежнему является стандартной практической нотацией для разработчиков, а также для руководителей проектов, владельцев бизнеса, технических предпринимателей и специалистов из разных отраслей.
Каковы преимущества UML?
Типы диаграмм UML
Существует два основных типа диаграмм UML: структурные диаграммы и поведенческие диаграммы (а внутри этих категорий имеется много других). Эти варианты существуют для представления многочисленных типов сценариев и диаграмм, которые используют разные типы людей.
От заказчиков и руководителей проектов до технических писателей, конструкторов, аналитиков, программистов и тестеров — представители каждой роли будут использовать конкретную диаграмму в соответствии со своими потребностями. Это означает, что каждый шаблон требует различного фокуса и уровня детализации. Цель UML — визуально представить диаграммы, которые легко понять каждому.
Пример базовой диаграммы последовательности UML. Шаблон доступен длязагрузки
Давайте посмотрим внимательнее:
Структурные диаграммы
Структурные диаграммы представляют статическую структуру программного обеспечения или системы, они также показывают различные уровни абстракции и реализации. Они используются, чтобы помочь визуализировать различные структуры, составляющие систему, например, базу данных или приложение. Они показывают иерархию компонентов или модулей и то, как они связаны и взаимодействуют между собой. Эти инструменты обеспечивают руководство работы и гарантируют, что все части системы функционируют так, как задумано по отношению ко всем остальным частям.
Поведенческие диаграммы
Основное внимание здесь уделяется динамическим аспектам системы программного обеспечения или процесса. Эти диаграммы показывают функциональные возможности системы и демонстрируют, что должно происходить в моделируемой системе.
Давайте подробнее рассмотрим различные типы диаграмм UML, которые относятся к каждой категории:
1. Структурные диаграммы UML
2. Поведенческие диаграммы UML
Модели базы данных
UML также завоевывает популярность как нотация для моделирования баз данных. Эти модели являются отличным визуальным инструментом для проведения мозгового штурма, создания диаграмм в свободной форме и совместной работы над идеями.
Хотя UML не имеет спецификаций для моделирования данных, он может быть полезным инструментом для построения диаграмм, тем более что данные из баз данных могут использоваться в объектно-ориентированном программировании.
Давайте рассмотрим различные типы моделей баз данных, которые вы можете создать:
Упрощение с помощью программного обеспечения
Создаете ли вы модели баз данных или диаграммы UML, использование программных инструментов упрощает и улучшает этот процесс. Обязательно выберите инструменты, которые позволят вам:
При разработке программного обеспечения и непрограммируемых систем во многих отраслях использование визуальных UML-диаграмм может играть важную роль в построении поведенческих процессов и структур. Узнайте больше о создании диаграмм UML с помощью программного обеспечения при помощи пошаговой инструкции: руководства.
Сведения об авторе
Зачем нам UML? Или как сохранить себе нервы и время
Многие программисты, столкнувшись со сложной задачей, пренебрегают этапом проектирования, ссылаясь на то, что проектирование — это потеря времени, и в данном случае оно будет мне только мешать.
Зачастую это утверждение оказывается верным, если задача и правда небольшая и квалификации программиста достаточно для определения наиболее оптимального решения.
Программисты, не использующие UML, делятся на несколько групп:
Можно провести аналогию с постройкой дома. Когда кто-то хочет построить дом, он не просто бьет молотком и приступает к работе. Ему нужно иметь план — план проектирования, чтобы он мог анализировать и модифицировать свою систему.
Если вы уже начали описывать на бумаге вашу задачу, это уже огромный плюс.
Что такое UML
UML – унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language) – это система обозначений, которую можно применять для объектно-ориентированного анализа и проектирования. Его можно использовать для визуализации, спецификации, конструирования и документирования программных систем.
Проще говоря, если посмотреть картинки в поисковых системах, то станет понятно, что UML – это что-то про схемы, стрелочки и квадратики.
Важно, что UML переводится как Unified Modeling Language. Главное здесь слово Unified. То есть наши картинки поймём не только мы, но и остальные, знающие UML. Получается, это такой международный язык рисования схем.
Плюсы и минусы UML проектирования
Все представленные ниже диаграммы связаны между собой. Комбинируя их, мы можем добиться необходимого уровня декомпозиции отдельно взятых задач.
Предлагаю познакомиться с одними из самых полезных и часто используемых диаграмм.
Речь пойдет о диаграммах последовательности, состояний, деятельности и самой сложной из них — диаграмме классов.
Представьте, что вам нужно описать последовательность действий для заказа товара в интернет-магазине. Кто должен участвовать в процессе? Какие фазы проходит заказ прежде, чем он будет оформлен?
Обычно, мы пишем длинный список этапов, которые должна пройти заявка, чтобы получить гордый статус «Оформлена». Затем описываем, кто именно будет выполнять конкретное действие. И только после этого начинаем программировать.
В чем недостаток данного подхода? Он не нагляден.
Представьте, перед вами лежит длинный список описанных ранее этапов и комментариев к ним. Насколько просто вам будет разобраться в нем? Сколько времени может на это потребоваться? Предполагаю, что достаточно.
Альтернативой данному подходу является использование диаграммы последовательностей, представленной на рисунке ниже.
Сверху отображены действующие лица, а каждая стрелка это конкретное действие, связанное с ними. Подробнее о данной диаграмме можно узнать здесь
Диаграмма состояний. Настраиваем старые электронные часы
Диаграмма состояний позволяет описать поведение отдельно взятого объекта при определенных условиях. Также она покажет нам все возможные состояния, в которых может находиться объект, а также процесс смены состояний в результате внешнего влияния.
Предположим, мы программируем советские электронные часы.
Для настройки нам дано всего несколько кнопок. Довольно негусто. При этом мы знаем, что одна из кнопок переключает режим настройки часов. Другая кнопка в первом режиме меняет минуты, а во втором часы.
Инструкция по настройке и так достаточно небольшая, но благодаря диаграмме состояний она визуально воспринимается гораздо проще.
Подробнее о диаграмме состояний можно прочитать здесь.
Диаграмма классов, или как рассказать о своем коде без кода
Диаграммы классов используются при моделировании ПС наиболее часто. Они являются одной из форм статического описания системы с точки зрения ее проектирования. Диаграмма классов не отображает динамическое поведение объектов изображенных на ней классов. На диаграммах классов показываются классы, интерфейсы и отношения между ними.
В различных документациях, описании паттернов проектирования, а также, читая хабр, все мы часто встречаем диаграмму классов. Почему же ее так часто используют?
Предположим, вам нужно спроектировать систему. Прежде чем приступить к реализации нескольких классов, вы захотите иметь концептуальное понимание системы, — какие классы мне нужны? Какая функциональность и информация будет у этих классов? Как они взаимодействуют друг с другом? Кто может видеть эти классы? И так далее.
Вот где появляются диаграммы классов. Диаграммы классов — это отличный способ визуализировать классы в вашей системе, прежде чем вы начнете их кодировать. Они представляют собой статическое представление структуры вашей системы.
Именно диаграмма классов дает нам наиболее полное и развернутое представление о структуре и связях в программном коде. Понимание принципов построения данной диаграммы позволяет кратко и прозрачно выражать свои мысли и идеи.
Рассмотрим, как с помощью диаграммы классов описать известный паттерн проектирования «Посетитель».
«Посетитель» — это поведенческий паттерн проектирования, который позволяет добавлять в программу новые операции, не изменяя классы объектов, над которыми эти операции могут выполняться.
Самыми значимыми достоинствами этой диаграммы являются:
Подробнее о диаграмме классов можно прочитать здесь, а о паттерне «Посетитель» здесь.
Диаграмма деятельности
Диаграмма деятельности – это технология, позволяющая описывать логику процедур, бизнес-процессы и потоки работ. Во многих случаях они напоминают блок-схемы, но принципиальная разница между диаграммами деятельности и нотацией блок-схем заключается в том, что первые поддерживают параллельные процессы.
Если говорить кратко, то диаграмма деятельности помогает нам описать логику поведения системы. Можно построить несколько диаграмм деятельности для одной и той же системы, причем каждая из них будет фокусироваться на разных аспектах системы, показывать различные действия, выполняющиеся внутри нее.
Именно на диаграмме деятельности представлены переходы от одной деятельности к другой. Это, по сути, разновидность диаграммы состояний, где все или большая часть состояний являются некоторыми активностями, а все или большая часть переходов срабатывают при завершении определенной деятельности и позволяют перейти к выполнению следующей.
Смысл диаграммы вполне понятен. На ней показана работа с веб-приложением, которое решает некую задачу в удаленной базе данных. Обратите внимание на расположение активностей на этой диаграмме: они как бы разбросаны по трем колонкам, каждая из которых соответствует поведению одного из трех объектов — клиента, веб-сервера и сервера баз данных. Благодаря этому легко определить, каким из объектов выполняется каждая из деятельностей.
Подробнее о диаграмме деятельности можно прочитать здесь.
Заключение
Надеюсь, что после этой статьи вы по-другому посмотрите на UML. Теперь при прочтении литературы или сайтов, посвященных данной теме, вам будет проще понять, какую цель преследует UML, и найти возможности для его применения. Попробуйте начать применять его и вы почувствуете всю силу и мощь, скрываемую за набором стрелок и квадратиков.
Оставьте комментарий, если вы думаете (или знаете), что что-то не так или могло быть описано лучше.