Vfx artist что это

Новая профессия — VFX-дизайнер

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Dec 5, 2018 · 7 min read

Редактор «Нетологии» Полина Булгакова разобралась в профессии и рассказала, чем занимаются, где работают и сколько зарабатывают VFX-дизайнеры.

VFX-дизайнер (англ. Visual Effects Artist) — художник по визуальным эффектам. Он делает видео захватывающими и запоминающимися, поэтому востребован в кино, рекламе и игровой индустрии.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Андрей Савинский для Marvel. FREESTORE, London

Разница между спецэффектами и визуальными эффектами

Спецэффекты — это взрывы и разрушения, снятые на площадке с реальным реквизитом или актерами. Визуальные эффекты, или VFX — это комбинация реальных съемок с добавлением компьютерной графики, а CGI — объект, полностью созданный с помощью графики.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Спецэффект с постановочной аварией на площадке. «Французский связной», 1971

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

VFX — ви з уальный эффект, наложенный на отснятый кадр. «Стражи Галактики», 2014

CGI-динозавр, полностью созданный с помощью компьютера. «Мир юрского периода», 2015

История развития видеоэффектов

Первые визуальные эффекты

Первые визуальные эффекты появились в восьмидесятые. В фильме «Молодой Шерлок Холмс» рыцарь выпрыгивает из витража и горой осколков идет на священника. Зрители увидели этот эпизод и не поверили глазам: как это возможно? Тогда визуальные эффекты были доступны только киностудиям с большим бюджетом.

С начала 90-х визуальные технологии стали доступнее — даже на домашнем компьютере можно сделать 3D-объект. В России мощные эффекты начали использовать после серии фильмов «Дозор» в 2004 году.

Снимали в миниатюре. Например, как в фантастическом фильме «Годзилла» 1985 года. Сегодня такие эффекты выглядят смешно, но в свое время это впечатляло зрителей.

Применяли «компьютерную графику». Ещё до появления компьютерной графики в том понимании, которое существует сейчас, специалисты компании Industrial Light and Magicпридумывали способы реализации эффектов с помощью компьютера. Специалисты ILM экспериментировали: что будет, если в компьютере создать модель, задать ей цвет, точку просмотра и так далее. Так на «скелет» начали наращивать «мясо» — то, что позже превратилось в индустрию визуальных эффектов.

Виды VFX-профессий

Внутри направления VFX есть много узких специальностей, и чем дальше развивается индустрия, тем больше появляется профессий и тем больше становится обязанностей у каждого специалиста.

«VFX-художник — это собирательный образ специалистов индустрии визуальных эффектов». Андрей Савинский, композер Framestore Studio, Лондон

Моделлер (modeller artist) делает 3D-модели. Чтобы сделать картинку в 3D-сцене, нужно создать геометрии и объекты.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

3D-модель динозавра из фильма «Мир юрского периода»

Аниматор (animator VFX) заставляет 3D-объекты двигаться естественно и реалистично. Как и в реальном мире, в 3D должны быть колышущиеся от ветра деревья, падающие листья, передвигающиеся люди и автомобили.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Работа в программе анимации движений. Источник: rotoscopers.com

Риггер (rigger) делает так, чтобы зависимость движения отдельных объектов относительно друг друга выглядела правильно. Ему приходится создавать взаимосвязь с разными объектами внутри одной геометрии.

Лайтеры (lighters) создают правильный угол, силу, цвет и направление света. Грубо говоря, ставят осветительные приборы в виртуальной сцене.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

По освещению понятно, что за окном яркий солнечный день, хотя мы находимся внутри помещения. Мультфильм «Вверх», 2009

Шейдеры (shaders) отвечают за физические свойства отражения света от поверхности. Свет этих объектов будет попадать в камеру и определенным образом отражаться от поверхности.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Свет от мотоцикла отражается, как от реальной металлической поверхности. Мультфильм «Суперсемейка 2», 2018

Текстурные художники (texture artists) с помощью графики передают все нужные физические характеристики объектов. Например, если мы смотрим на автомобиль, то понимаем, что он точно металлический, а не пластмассовый, и в некоторых местах покрыт ржавчиной, а не грязью.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Ржавый автомобиль в мультфильме «Тачки»

Камера-трекинг — это «виртуальные операторы» отвечают за то, как, когда, куда, под каким углом и с какой скоростью движется камера.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Работа «виртуального оператора» в мультфильме «Вверх»

Художники по эффектам (fx artists) отвечают за реалистичность. Благодаря им визуально вода действительно льется, а не сыпется, как песок.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Брошенные в крем-суп ингредиенты плавно тонут, а не моментально уходят на дно, как в воде. «Рататуй», 2007

Композер (composer artist) нажимает на кнопку «Render», чтобы просчитать сцену и получить финальный результат — преобразовать плоские изображения в единую реалистичную картину.

Композ — это фотошоп, только с видео. Самые профессиональные композеры — рекламные фотографы — специалисты, которые создают кадр. Они не просто нажимают на затвор, а создают фотографию.

Колорист (colorist artist) отвечает за правильный подбор и передачу цветов всех объектов и источников света. К примеру, здесь колорист мультфильма «Вверх» с помощью приглушенных цветов и холодных серо-зеленых фильтров передал печаль:

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

А здесь выкрутил яркость цветов на максимум и передал радость:

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Специалист по компьютерной графике (CG-generalist) — универсальный специалист, который может сделать всё сам от начала до конца.

Если бюджет небольшой, как в российских студиях, какие-то специальности объединяются в рамках одного профессионала. Один специалист может отвечать за настройку шейдера, лайтинг и рендеринг или композ, рендеринг и лайтинг.

Инструменты VFX-художника

Чтобы создавать эффекты, нужно владеть инструментами анимации, моушн-дизайна и 3D-редакторами.

Композеры используют самые разные программы для разных задач: Nuke, Fusion, Natron, Flame. Nuke — индустриальный стандарт композа в больших студиях. Fusion — аналог Nuke. Он практически бесплатный и может почти все, что умеет стандартная программа, но не настолько гибкий, поэтому его не выбирают большие студии в промышленных масштабах.

Специалисты VFX общего профиля обычно используют программу Houdini.

Для моушн-графики берут Adobe After Effects — программу для моушн-дизайна, которая позволяет выполнять и некоторые композные задачи.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Процесс создания видео в Houdini

Насколько интересно работать VFX-художником?

Андрей Савинский, композер студии FREESTORE, Лондон

Работа сама по себе интересная и становится рутинной только когда ты во всем разобрался и уже всё знаешь. Но это как работа парикмахера. Можно ли назвать ее рутинной?

Самое сложное — это поиск целей: что делать дальше? Профессионально самое сложное — решить задачу, имея минимум вводных для ее решения, и непонимание других специалистов, что необходимо для качественного выполнения работы.

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Данил Криворучко для Bloomberg

Данил Криворучко, VFX-художник общего профиля, Нью-Йорк

Помимо технических сложностей, нужно понимать, что учиться придется всю жизнь. Недостаточно пройти раз в год курсы повышения квалификации и работать дальше.

Сколько получают VFX-художники

Андрей Савинский, композер студии FREESTORE, London:

Хорошо можно заработать в играх и рекламе. Какова вилка зарплат композеров? Два года назад я работал в Москве, в одной из самых больших студий визуальных эффектов в России — CGF. Моя зарплата была 70 тысяч, сейчас стартовая позиция от 50 до 150 тысяч, в зависимости от навыков, опыта, скорости и качества работы.

Данил Криворучко, VFX-художник, Нью-Йорк:

В Нью-Йорке вилка зарплат VFX-художника приблизительно от 90 до 130 тысяч долларов в год. В Канаде зарплаты на 15–20 процентов ниже.

Где учиться на VFX-дизайнера

Базовые знания. Вне зависимости от специальности нужны базовые знания: умение работать с компьютером и знание профессиональных программ. Для этого придется самому осваивать программы, читать документацию и руководства.

Источник

Кто такой VFX дизайнер (специалист по визуальным эффектам), где учиться и сколько он зарабатывает

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

VFX-дизайнер создает визуальные эффекты, которые используются в видеоиграх, фильмах, мультфильмах, рекламах и во всевозможном контенте развлекательного и информационного характера. Основная сфера применения таких эффектов — геймдев (статья про разработку игр).

Благодаря визуальным эффектам, сделанным VFX-художником, изображение выглядит захватывающим и необычным. Несмотря на то, что первые подобные эффекты начали использоваться в начале восьмидесятых, большое распространение профессия обрела лишь к началу 2010-х годов. В России и странах постсоветского пространства она по-прежнему считается довольно молодой.

Разница между спецэффектами и визуальными эффектами?

Сначала важно понять, чем VFX-специалист отличается от создателя спецэффектов. Дело в том, что визуальные эффекты — это компьютерная графика, которая добавляется ближе к финальной стадии проекта, будь то работа после завершения съемок кино или создание релизной версии игры. Что касается спецэффектов, то это физические эффекты, которые создаются на площадке. К спецэффектам относятся настоящие взрывы, съемки огня, природные явления, грим и прочее.

Так как в видеоиграх и мультфильмах нет никаких реальных съемок даже при использовании технологии Motion Capture (захват движения), то термин “спецэффекты” применим только к фильмам, рекламе и прочему контенту, который снимается на камеру и остается “реальным” в итоговом варианте.

Так как работа VFX-художником и специалистом по спецэффектам существенно различается, не стоит путать профессии и саму деятельность.

Кто такой VFX дизайнер и чем занимается

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что этоVFX — это визуальные эффекты. Они могут быть полноценными, если из них полностью созданы модели или элементы. Также есть дополнительные эффекты, которые добавляются на отрисованный или отснятый материал, выступая финальной обработкой. Эффекты добавляются и создаются через различное программное обеспечение.

Визуальные эффекты используются для отображения чего-то нереального, будь то огромный робот в фильме “Трансформеры” или кишащий жизнью мир видеоигры. Если в играх и мультфильмах VFX применяется повсеместно, то в киноиндустрии бывают фильмы и без визуальных эффектов. В последние годы их все меньше, так как с помощью VFX делают не только заметные эффекты, но и в целом улучшают изображение. Например, скрывают съемочные тросы, затирают ненужные элементы, удаляют каскадерское оборудование.

Направления в профессии

VFX-дизайн подразделяется на виды работы. Это узкие направления, которые определяют обязанности и сферу деятельности каждого специалиста. Поэтому само понятие “Профессия художника по визуальным эффектам” является собирательным, наподобие учителя или врача.

Список направлений:

Если речь идет не о больших студиях с крупным бюджетом, работодатели чаще всего ищут специалистов, которые работают сразу в нескольких направлениях. Так VFX-дизайнер может быть и аниматором, и моделлером в одном лице.

В каких сферах используются визуальные эффекты

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что этоСуществует несколько сфер, в которых используются визуальные эффекты. В списке ниже, они расположены в порядке убывания.

Популярные сферы применения VFX-эффектов:

В информационном и развлекательном контенте тоже применяется VFX. Например, для заставок на YouTube-канале или в музыкальных клипах.

Востребованность VFX специалиста

Специалист по созданию визуальных спецэффектов востребован в России. Так как профессия считается новой, работников в ней мало. Текучесть кадров крайне небольшая, потому что чаще всего специалисты надолго остаются в студиях. Поэтому компании высоко ценят VFX-дизайнеров и предоставляют им хорошие условия труда.

За границей визуальные эффекты более востребованы, поэтому всевозможных студий, — а значит и вакансий — больше. Но в отличие от России и стран постсоветского пространства, в Европе и Америке больше ценятся специалисты узкой категории, которые хорошо ее знают.

Сколько зарабатывают VFX специалисты

VFX-художник получает высокую зарплату. От опыта, квалификации и обязанностей специалиста зависит конкретная сумма. Руководитель VFX-отдела, контролирующий работу моделлеров, художников, аниматоров и других специалистов, получает от 220 тысяч рублей в месяц. В среднем в России VFX-специалисты получают 60-140 тысяч рублей.

Примеры зарплат по Москве:

Работа и карьера

Большинство VFX artist-ов предпочитают устраиваться в студии, будь то студии по разработке видеоигр или киностудии. В них всегда есть работа и не приходится обсуждать оплату, составлять техническое задание и прочие. В основном проектные работы берут опытные специалисты. Оплата их работы зависит от квалификации. Во фриланс подразделе Хабра запрашивают от 400 до 2800 рублей в час.

Какие знания и навыки нужны

Перечень обязанностей и навыков, нужных для выполнения задач, зависит от направления работы. Например, для лайтера не нужны навыки создания трехмерных моделей, но если он хочет совмещать работу в одной сфере, то без моделирования не обойтись.

Основные знания и инструменты в работе:

Примеры требований и обязанностей:

Так как в России чаще всего нужны универсальные специалисты, ценятся соответствующие навыки.

Где искать работу VFX-дизайнеру

Многие специалисты, получив опыт работы в СНГ, переезжают в другие страны. Это обосновано тем, что никакого языкового барьера в VFX-работе нет, ведь все популярные программы локализованы на английский язык. За рубежом платят больше, а также намного больше работы конкретно с визуальными эффектами. Есть компании, которые с удовольствием наймут квалифицированного работника, оплатив и переезд, и проживание.

Как стать VFX-специалистом

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что этоГлавное, с чего начать VFX-специалисту — понять перечень действий. С нуля эту профессию освоить нелегко, потому что даже при получении знаний на курсах или в учебных заведениях нужно много учиться самому. План действий также зависит от выбранного направления, но в России рекомендуется стать специалистом по компьютерной графике, работая универсальным работником.

Как стать VFX-дизайнером, пошагово:

Из-за того, что в России VFX-направление появилось недавно, качественных программ обучения еще нет. Если у вас есть возможность, эффективнее всего будет поступить в ВУЗ за границей. Отличные варианты — академия NABA в Милане и кампус Istituto Marangoni в Милане, Париже, Лондоне, Майами и Флоренции.

Где учиться на специалиста по визуальным эффектам

Обучение на художника по визуальным эффектам должно включать в себя как самообразование, так и посещение учебных заведений. В случае, если удалось поступить в ВУЗ за границей, то хватит лишь его, но для обучения в странах СНГ обязателен комплексный подход. Чтобы стать специалистом среднего уровня, нужно потратить на обучение от двух лет.

В России есть ВУЗЫ, где изучают визуальные эффекты. Поступив на них, освоить профессию будет значительно легче, и времени это займет меньше.

Список некоторых ВУЗов с профессиями VFX:

Также в России есть частные школы, где обучают визуальным эффектам:

Онлайн-курсы по VFX

Онлайн-курсы по VFX углубленно изучают профессию, и помимо знаний и навыков, у ученика появятся проекты в портфолио. Также на таких курсах помогают с трудоустройством, и самое главное, предоставляют актуальный материал для обучения. Для специальности художника по визуальным эффектам это важно, потому что новое программное обеспечение выходит часто, а старое регулярно обновляется.

Рекомендуем 3 качественных онлайн-курса:

1. Онлайн-курс по программному обеспечению Houdini FX от XYZ School

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Курс по созданию спецэффектов и процедурных ассетов в Houdini с нуля. Эта программа активно используется в играх, киноиндустрии и motion-дизайне. Программа обучения длится 4 месяца, и плюс один месяц на дополнительную проверку домашних заданий.

Ссылка на образовательный курс: https://www.school-xyz.com/houdini

Тем, кто хочет развиваться в сфере разработки игр и уметь взаимодействовать со спецэффектами, которые обязательны в VFX, стоит пройти обучение именно в школе XYZ, потому что она специализируется на геймдеве. Ссылка на школу: https://www.school-xyz.com/

Приятный бонус! Специально для посетителей нашего сайта онлайн-школа XYZ предоставила эксклюзивный промокод PROFONLINE, который дает скидку 10% на все курсы школы, к тому же скидка суммируется с остальными акциями онлайн-школы. Промокод действует до 31.12.2021.

2. Годичная программа обучения в Skillbox

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Помимо работы в Autodesk Maya и Houdini, обучение затрагивает создание скриптов на языке программирования Python.

Ссылка на курс и подробная информация об обучении: https://skillbox.ru/course/special-effects/

3. Моушн-дизайнер в 2D и 3D от Нетологии

Vfx artist что это. Смотреть фото Vfx artist что это. Смотреть картинку Vfx artist что это. Картинка про Vfx artist что это. Фото Vfx artist что это

Курс создан совместно с рекламным агентством Mag Creative. Ученик освоит работу с движущимися объектами в трехмерном и 2D-пространстве. Во время обучения студент выполнит первые проекты от реальных заказчиков.

Ссылка на курс и подробная информация об обучении: https://netology.ru/programs/vfx

Udemy

Если обучение в онлайн-школах для Вас слишком длительное и дорогое, то Вы можете приобрести недорогие курсы на платформе Udemy. Здесь есть множество различных курсов по теме в основном на английском языке, но на русском тоже встречаются (пользуйтесь фильтром).

Эффективность такого обучения не сравнима с полноценным курсом в онлайн-школе, но это хорошая альтернатива. На платформе Вы покупаете уже готовые материалы, которые изучаете самостоятельно. Основные преимущества — это цена и возможность прочитать отзывы пользователей о каждом курсе.

Ссылка на платформу Udemy с курсами по VFX: https://www.udemy.com/courses/search/?q=vfx&sort=relevance&src=ukw

Самообразование

В профессии дизайнера по визуальным эффектам самообразование должно подкреплять основное обучение. Конечно, можно попробовать научиться самому от начала и до конца, не потратив ни копейки, но найти материалы будет сложно, и что хуже всего, такое обучение будет хаотичным. Для новичков очень важна систематика в изучении специальности.

Несколько полезных материалов для самообучения:

Примеры работ VFX-специалистов

Отличные примеры работ VFX-специалистов, в которых показывается принцип создания визуальных эффектов:

Благодаря этим примерам, понять принцип работы будет значительно проще. Будущий VFX-художник будет делать нечто похожее, создавая из рендеров полноценные проекты, выглядящие словно живые.

Полезные ссылки

Несколько ссылок с интересным материалом:

Профессия VFX-дизайнера сочетает в себе творческую и техническую деятельность, поэтому очень интересна при освоении. Как и многие специальности с высокой зарплатой, путь к становлению квалифицированным художником по визуальным эффектам тернист и сложен, но стоит того. Если вы любите дизайн и хотите влиться в современную профессию, то на VFX-направления явно стоит обратить внимание.

Что думаете про сферу VFX в целом? Хотели бы попробовать себя в ней? Делитесь мнением в комментариях и удачи в начинаниях!

Видео по теме

Уважаемый посетитель, если Вы не согласны с какой-либо информацией в статье, или нашли ошибку (неточность), то перейдите пожалуйста на страницу контроля качества информации и свяжитесь с нами.

Источник

GameDev VFX: Особенности работы художника по эффектам

В этой статье мне хочется донести до широких масс геймдев сообщества некоторые особенности работы над спецэффектами. Тема незаслуженно обходится стороной и информации по ней очень мало. Отсюда и часто неверное понимание специфики этой специальности художников. Хотя эффекты в том или ином виде есть в каждом проекте.

Часто сталкиваюсь с мнением, что делать эффекты не особо сложно. Вот моделить хайполи, текстурить в Substance Painter, хэндпейнт, анимация — это да, это трудно.

На самом деле это и так и не так одновременно. С одной стороны действительно трудно и долго освоить все инструменты Zbrush, досконально изучить анатомию человеческого тела и наработать профессиональную технику скульпта. Освоить понимание свойств материалов и умение их настраивать и создавать. Так же, как научиться делать естественную анимацию персонажей или объектов. Эти навыки, без сомнения, очень востребованы. Но занимаясь только в одной области художник совершенствуется только в ней. С эффектами все обстоит несколько сложнее. Для создания качественного спецэффекта требуются навыки моделирования, скульпта, текстурирования в разных стилях, рисования от руки, в том числе и мультипликация (а это не просто), навыки анимации, понимание все тех же форм, взаимодействия цветов, оттенков. Изобретательное конструкторское мышление. Самое главное, на мой взгляд, это способность придумать эффект, который вызывает однозначную ассоциацию с действием в игре, которое он украшает.

Я всегда привожу простой пример для тех, кто хочет вытянуть посредственную графику крутыми эффектами. Представьте красивую женщину и украсьте ее драгоценностями. Она станет еще красивее, изысканнее. Но и без украшений она тоже супер. А теперь представьте страшную жируху и украсьте ее теми же брильянтами. Да, мы увидим, что она старалась, что у нее есть деньги на эти побрякушки, но общее впечатление это не спасет. Оно будет так себе. С артом и эффектами к нему такая же история. 100%-й арт становится 150%-ным при добавлении эффектов, а 30%-й арт лишь 80%-ным все равно не дотягивая даже до нормы. А часто хорошие эффекты лишь подчеркивают невысокий уровень графики, что ведет к еще большему диссонансу в восприятии целого на экране.

Таким образом мы приходим к выводу, что художник по эффектам это уже состоявшийся художник универсал, как минимум. Возможно ему не хватало творчества или он устал моделить\рисовать на одну тему (танки, персонажи, оружие). Эффекты дают свободу творчества, но при этом отнимают творческий покой. У меня не получается делать эффекты с 9 до 18, а потом выключив мозги идти домой и заниматься другими делами. Разум постоянно крутит всевозможные схемы и варианты очередного эффекта. И я их делаю и в выходные и в свободное время.

Так что сложнее, скульптить месяц очередного персонажа или каждый день-два придумывать нечто новое, быть человеком-оркестром?

Часто менеджеры, ПМы и просто люди ищущие эфыксера на свой проект неверно оценивают временные рамки для этой работы. Принято считать, что эффекты сделаем в конце проекта, когда уже до релиза рукой подать. И нередки случаи, когда мне пишут — нам нужно сделать 200-400 эффектов, времени 3 месяца. И ведь подразумевают, что каждый эффект должен быть не меньше, чем эпичным. На крайний случай лучше, чем вон в той игре, клон которой мы делаем. Не сложно посчитать, что 400 эффектов за 66 рабочих дней это по 6 эффектов в день. И хорошо, если это простенькие эффекты, вроде пульсирующего свечения или магических эльфийских огоньков в ночном лесу. Но нет, 80% эффектов будут из разряда — сделай то, не знаю, что, но чтобы было очень круто. Например, оковы души мухомора или магическая трансформация дерева в медведя. Да, в воображении тут же возникают десятки образов и идей, и кажется, что это будет действительно круто выглядеть. Но только взявшись за реализацию такого вот нетипичного для ассоциативного мышления эффекта вы столкнетесь с несколькими переделками. И каждый раз придется начинать почти с нуля. Что будет вас демотивировать, тем самым растягивая время. А в конце, когда эффект вроде бы получился, придет программист и зарубит все на корню потому, что такое мобильная игра не потянет :).

Из личного опыта скажу, что в среднем на 1 эффект уходит 1 день. Иногда 2-3 дня, если эффект многофазный. Такой ритм позволяет работать стабильно и не перегореть через месяц. Хотя мозги, конечно, кипят регулярно.

На начальном этапе создания эффектов будет еще помедленнее. Пока нет библиотеки уже созданных универсальных материалов и текстур. Каждый раз их придется создавать с нуля. Какие-то быстро, какие-то не очень. Заострю внимание на текстурах особенно. Качественная и грамотно сделанная текстура позволяет в будущем максимально реюзать ее. Что положительно сказывается и на производительности и на размере проекта и на времени работы.

Что же такое эффект для игры на самом деле, и, как он создается? Если коротко — то каждый раз это уникальный микро проект, в котором есть весь пайплайн полноценного проекта. А именно планирование, наброски, раскадровка, создание и сборка рабочей болванки, отработка не ней придуманной идеи, доведение моделей, текстур, материалов до идеальной кондиции и в конце, как вишенка на торте, тюнинг тайминга, цветов для того, чтобы максимально вписаться в стилистику и динамику игры. Да, да. Это тоже надо учитывать. В динамичной игре нужны динамичные эффекты, в размеренной RPG или пошаговой стратегии размеренные, не отвлекающие и при этом подчеркивающие шарм игры. Сюда же можно еще добавить тюнинг после встраивания в игру. Когда можно оценить весь арт вместе. А до этого момента желательно представлять всю картину в своем воображении, что тоже дано далеко не всем. И очень трудно убедить принимающего в том, что вот этот невзрачный эффект именно то, что надо, что он отлично впишется в атмосферу игры в том месте, где он должен быть.

Я работаю в редакторе частиц Unity. На данный момент он достаточно гибок для создания игрового эффекта практически любой сложности. Обратной стороной медали будет производительность и занимаемый объем памяти. Тут нужно искать баланс.

Отдельным пунктом хочу выделить инструменты для настройки и тестирования эффектов в проекте. Это может быть сцена, где есть все необходимые возможности, ориентиры габаритов, возможность запускать те или иные действия, к которым делаются эффекты. В идеале это должен быть интерактивный полигон, в котором художник может все настраивать, включать, запускать нужные анимации и т.д. Часто бывает, что вообще негде собирать эффекты, кроме как в пустой сцене. Что потом приведет к переделкам, подгонкам по размерам, цветам, переработку текстур, материалов и много чему еще, когда все это добро встроят в игру. Тестовый полигон — маст хэв! И он должен быть готов в самом начале работы над эффектами!

Так же существует стереотип, что эфыксер сам должен писать себе шейдеры и скрипты. Да, некоторые это делают, но это не наша работа, в целом. Да и найти специалиста, который делает крутой арт, еще и кодит, как боженька почти нереально. Подтверждение этому — ведущий VFX художник в Riot Games в одном из своих видео о создании эффектов к League of Legends сказал, что за все время работы не написал ни строчки кода.

В помощь художнику по эффектам подойдут несложные скрипты, которые напишет любой программист. Вроде вращения, сдвига текстурных координат. В крайнем случае их можно найти в инете или даже купить. В сторах полно всякого. Как и во многих творческих областях воображение намного важней для конечного результата, чем нагромождение крутых шейдеров, скриптов и прочих инструментов. Зачастую то же самое можно сделать простыми средствами, всего лишь создав оптическую иллюзию. На иллюзиях, кстати, удается сделать до 30-40% эффектов, по моему опыту. Пример — клубящийся дым не обязательно должен быть огромной анимированной текстурой на 256 кадров. Достаточно будет сделать 1 удачный спрайт, который при грамотной настройке параметров создаст иллюзию настоящего клубящегося, живого дыма.

Развитая фантазия, нестандартный подход к решению задач и способность изобретать помогут вам в создании отличных эффектов.

Еще один плюс творческого подхода против технического заключается в том, что крутые сторонние шейдеры, конструкторы эффектов, скрипты и т.д. могут перестать работать при портировании проекта с PC на мобилки. Или даже с Android на IOS. Поэтому я за комплексный подход, который учитывает большинство возможных сценариев развития проекта. При которых не надо будет переделывать все каждый раз. А ведь на разных платформах одного и того же проекта эффекты должны выглядеть одинаково.

Еще один важный фактор, которым любят пренебрегать люди, ставящие задачи эфыксеру. Им кажется, что каждый эффект надо делать крутым, сочным, ярким. И тогда все вместе будет выглядеть круто и бомбически. Но это не так. Чаще приводит к обратному эффекту. Все будет выглядеть огромной цветастой кашей, в которой не понятно, где задний план, где эффекты главного героя\героев, где эффекты окружения. Что вообще происходит. Все смешалось — люди, кони, эффекты :).

— Начинайте с простых эффектов. Уясните все возможности используемого редактора частиц. Часто их потенциал не очевиден.

— Развивайтесь в разных областях. Не только в создании эффектов, но и в моделировании, классическом рисунке, анимации, мультипликации, материаловедении. Изучайте новый софт. Читайте техническую литературу. Изучите особенности зрения человека. Смотрите научные передачи о механизмах, космосе, природе, человеке. Подмечайте те или иные интересные моменты в фильмах. Поинтересуйтесь психологией, особенностями восприятия цветов.

— Учитесь у других художников. Собирайте референсы картинок, гифок с эффектами, цветовые палитры, записывайте видео с экрана из игр, чтобы потом на замедленном воспроизведении разобрать, как сделан тот или иной эффект.

— Не пытайтесь сразу сделать чистовой эффект. Поработайте над общими формами, цветами, динамикой происходящего. Вполне возможно, что придется все делать по другому. И на этом можно сэкономить и время и нервы.

Все эти вещи постепенно воспитают в вас не только грамотного, высококвалифицированного специалиста, но и разносторонне развитого человека.

Спасибо за внимание. Буду рад ответить на возникшие вопросы в комментариях :).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *