Virgin group что это
Virgin Group
Virgin Group — британский конгломерат, в который входит более 400 компаний в самых разных отраслях: от свадебных салонов до авиаперевозок и разработки космических аппаратов.
История компании началась в 1970-м году, когда ее основатель Ричард Брэнсон стал продавать аудиокассеты под именем Virgin (в переводе с английского — девственный, невинный). Такое название Брэнсон объясняет тем, что и он сам, и его партнеры в те годы были совершенно не искушены в бизнесе.
Спустя некоторое время бренд Virgin был официально зарегистрирован: в 1971 году Брэнсон и Ник Пауэлл открыли в Лондоне магазин звукозаписей Virgin Records. В 1972 году Брэнсон решил открыть собственную звукозаписывающую студию — Virgin Music. Их дебютным альбомом стал Tubular Bells Майкла Олдфилда, ставший хитом. Благодаря ему Virgin Music достаточно быстро приобрела известность, и стала одним из крупнейших лейблов, где записывались Rolling Stones, UB40, Питер Габриел, Стив Уинвуд, Пола Абдул. Параллельно Брэнсон открывал ночные клубы, кинотеатры, запустил студию по созданию фильмов Virgin Vision, журнал Event.
В 1984 году Брэнсон открыл Virgin Atlantic Airways, что положило начало новому этапу развития его бизнеса. Он стремился всегда быть на шаг впереди конкурентов, придумывал различные инновации, что позволяло его авиакомпании процветать.
«Выход Virgin на рынок авиапутешествий был встречен со скепсисом, но вскоре мы показали критикам, что пассажиры хотят чего-то нового — чтобы на рейсах были развлечения и отличный сервис — и мы увидели, что большинство наших конкурентов слишком медленно реагируют на это», — вспоминает Брэнсон.
Так, например, Virgin была первой компанией, установившей видеоэкраны в спинки кресел самолета.
В 1996 году Virgin приобрела авиакомпанию Euro Belgian Airlines, специлизировавшуюся на коротких перевозках, и переименовала ее в Virgin Express. В 2006 году к ней присединили SN Brussels Airlines, и объединенная компания получила название Brussels Airlines. Также Брэнсон основал национальные авиалинии в Нигерии — Virgin Nigeria (продана в 2009 году), в США — Virgin America (продана в 2016 году), и в Австралии — Virgin Australia.
Также в структуру Virgin входит железнодорожная компания Virgin Trains и круизная — Virgin Cruises. В 2014 году Брэнсон создал Virgin Galactic — компанию для организации туристических полетов в космос.
В Virgin Group работает около 69 тысяч сотрудников в 35 странах мира.
Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей.
Virgin Group
Virgin Group – международная группа компаний различного профиля, основанная знаменитым английским предпринимателем Ричардом Брэнсоном.
О компании Virgin Group
История компании началась в 1970 году с продажи пластинок. Это было одно из успешных направлений бизнеса Брэнсона. Он с другом сначала занимался рассылкой пластинок по почте, а затем они открыли магазин пластинок «Virgin Records and Tapes».
Более всего Virgin Group известна своей деятельностью в области звукозаписи, авиаперевозок, сотовой связи, кабельного телевидения и радио.
Компании Virgin Group
Virgin America — американская авиакомпания.
Virgin Atlantic Airways — британская авиакомпания.
Virgin Australia — австралийская бюджетная авиакомпания.
Virgin Books — британская книжная компания.
Virgin Cola — британская компания безалкогольных напитков (вышла из бизнеса).
Virgin Condoms — британская компания по производству презервативов.
Virgin Connect — интернет-провайдер в России.
Virgin Films — киностудия (вышла из бизнеса).
Virgin Galactic — космический туроператор.
Virgin Interactive — британский издатель видеоигр.
Virgin Mobile — оператор сотовой связи.
Virgin Oceanic — компания, предлагающая подводные погружения.
Virgin Radio — британская радиокомпания.
Virgin Racing — автогоночная команда Формулы-1 (продана в 2012 году Marussia F1).
Virgin Records — британский звукозаписывающий лейбл.
Virgin Trains — британская железнодорожная компания.
Virgin Vodka — британская алкогольная компания.
Virgin Unite — некоммерческий благотворительный фонд.
«Правил не существует»: как Брэнсон стал рыцарем и создал Virgin Galactic
Основатель Virgin Group 70-летний предприниматель Ричард Брэнсон сообщил, что 11 июля отправится в космос на ракете принадлежащей ему компании Virgin Galactic вместе с командой астронавтов. «РБК Инвестиции» вспоминают, как он прошел путь от своего первого бизнеса в 16 лет до международной группы компаний из более 40 предприятий и вывел свой бизнес за пределы Земли.
Миллиардер без образования
Миллиардера Ричарда Брэнсона, в 2000 году получившего рыцарский титул за особые предпринимательские заслуги, в школе считали «самым тупым учеником». В 16 лет он бросил учебу, чтобы основать свой первый бизнес, и впоследствии так и не получил ни среднего, ни высшего образования.
Первым проектом Брэнсона стал журнал Student. Он начал выпускать его в подвале дома своих родителей в 1966 году. Молодежные журналы того времени предприниматель считал слишком скучными и был уверен, что сможет сделать лучше. На страницах Student в том числе освещались события, связанные с войной во Вьетнаме, ярым противником которой был сам Брэнсон.
Когда в 1968 году был опубликован первый номер его журнала, директор школы, где Брэнсон учился до 16 лет, написал ему: «Поздравляю, Брэнсон. Я предрекаю, что ты либо сядешь в тюрьму, либо станешь миллионером». Брэнсон в конечном итоге сделал и то и другое.
«Теряя невинность»: как Ричард Брэнсон основал Virgin Group
Несмотря на то что в журнале Брэнсона публиковались статьи и интервью выдающихся авторов — философа Жан-Поля Сартра, драматурга Джеймса Болдуина, писательницы Элис Уокер и поэта Роберта Грейвса, — он так и не стал прибыльным.
Позже, в 1970 году, у Брэнсона появилась новая идея: продавать пластинки с записями по сниженным ценам, доставляя их по почте. Брэнсон размещал рекламу нового проекта в Student, и вскоре этот бизнес стал более прибыльным, чем журнал. В 1971 году Брэнсон открыл магазин дисконтных пластинок. В качестве продавцов он нанял сотрудников журнала. Свой магазин он назвал Virgin (с англ. «девственница/девственник»), так как у всех участников проекта не было никакого опыта в бизнесе.
В 1980-е годы Брэнсон запустил еще несколько компаний под брендом Virgin: выпускающую видеоигры Virgin Games в 1981 году, авиакомпанию Virgin Atlantic — в 1984-м, туристическую Virgin Holidays — в 1985-м. В 1987 году появился бренд презервативов Mates Condoms, который создавался для борьбы с распространением СПИДа среди молодежи.
В 1986 году создана Virgin Airship and Balloon Company, предоставляющая услуги полетов на воздушном шаре. Позднее она будет переименована в Virgin Balloon Flights.
В последующие годы Брэнсон запустил еще десятки бизнесов в сфере издательства, производства продуктов питания, развлечений, транспорта, индустрии красоты, мобильной связи, энергетики, финтеха и многих других.
В 1998 году была опубликована автобиография Брэнсона «Теряя невинность. Как я построил бизнес, делая все по-своему и получая удовольствие от жизни» (Losing My Virginity: How I Survived, Had Fun, and Made a Fortune Doing Business My Way).
Как предприниматель по своей природе, Ричард Брэнсон легко осваивает новые бизнес-сферы и в любых сложных ситуациях видит возможности. Вот как он перешел от звукозаписывающего бизнеса к запуску авиакомпании.
В 28 лет он застрял в аэропорту Пуэрто-Рико, пытаясь долететь до Британских Виргинских островов, где его ждала девушка. Из-за небольшого количества пассажиров рейс перенесли на утро следующего дня.
После того как самолет приземлился, пассажиры посоветовали ему создать свою авиакомпанию, так как им понравились условия такого перелета. Буквально на следующий день Брэнсон позвонил в Boeing, чтобы узнать, сможет ли его компания Virgin купить у них подержанные самолеты. В Boeing согласились продать ему суда, но попросили поменять название фирмы, потому что не верили, что авиакомпания с подобным названием будет востребована.
Сейчас в конгломерат Virgin Group входят более 40 компаний, представленных в 35 странах мира, с более 60 тыс. сотрудников. Помимо коммерческих предприятий, в группу входят благотворительные организации: предпринимательский фонд Virgin Unite и компания Virgin StartUp.
Безумные поступки Ричарда Брэнсона
Брэнсон вовлек в бизнес и членов своей семьи. Его дочь — Холли Брэнсон — директор по планированию и развитию Virgin Group, а также председатель фонда Virgin Unite. Сын Сэм — сооснователь одного из проектов фонда Virgin Unite — Big Change. Большое влияние на жизнь Ричарда Брэнсона оказала его мать Ева. Она всегда поддерживала сына и, как рассказывал сам Брэнсон, возлагала на него большие надежды. Ее именем назван самолет-носитель для SpaceShipTwo — VMS Eve.
Обзор Virgin Galactic: космические туристы и спутники
Virgin Galactic (SPCE) — это аэрокосмическая компания в составе Virgin Group, основанная в 2004 году эксцентричным миллиардером Ричардом Брэнсоном.
Совместно с дочерней компанией The Spaceship Company Virgin Galactic работает над созданием космических аппаратов, которые предназначаются для запуска в суборбитальное пространство частных туристов и вывода на орбиту спутников. Над реализацией своей «космической Одиссеи» Virgin Galactic работает 17 лет и сейчас находится на завершающей стадии коммерциализации полетов человека в космос.
Тенденции и прогнозы, емкость рынка и основные игроки
В данный момент космический туризм ограничивается несколькими орбитальными полетами, выполненными американской Space Adventures. За последние два десятилетия компания перевезла на российских ракетах «Союз» всего лишь 7 туристов.
Космический туризм сегодня — это абсолютно свободная ниша. Bank of America ожидает рост ежегодной выручки всей космической индустрии на 230%: с 424 млрд в 2019 году до 1,4 трлн долларов к 2030 году. Индустрия космического туризма только зарождается, но она может стать мейнстримом по мере развития технологий, повышения безопасности и снижения стоимости. Кроме этого, космический туризм станет отправной точкой для развития высокоскоростных передвижений вокруг Земли.
Поскольку космические полеты — это индустрия с высоким порогом входа, сегодня существует всего лишь несколько коммерческих компаний, работающих над созданием суборбитальных космических транспортных средств. Наиболее значительных успехов добились Virgin Galactic и космическая компания Джеффа Безоса Blue Origin, которые планируют провести первые коммерческие полеты в ближайшем будущем.
Компания Илона Маска SpaceX достигла значительного прогресса в орбитальных космических полетах и сегодня работает над созданием огромной ракеты Starship вместимостью 100 пассажиров. Starship предназначена для суборбитальных полетов и позволит долететь из Нью-Йорка в Шанхай за 39 минут — вместо стандартных 15 часов на самолете.
Поскольку из трех ключевых игроков — Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX — для покупки на бирже доступны акции только Virgin Galactic, рассмотрим ее в нашем обзоре подробнее.
Как победить выгорание
Virgin Galactic и суборбитальный космический полет
Virgin Galactic разработала многоразовую космическую систему под названием SpaceShipTwo, предназначенную как для отправки туристов в космос, так и для гиперзвуковых двухточечных путешествий. Космическая система состоит из трех основных компонентов: реактивного самолета-носителя WhiteKnightTwo, одноименного космического корабля SpaceShipTwo и гибридного ракетного двигателя RocketMotorTwo.
Самолет-носитель предназначен для подъема космического корабля SpaceShipTwo на высоту 15 км. Эта концепция идеально подходит для небольших космических запусков по соображениям стоимости. После набора высоты SpaceShipTwo отсоединяется от самолета-носителя и с помощью гибридного ракетного двигателя осуществляет выход в космическое пространство со скоростью, в три с половиной раза превышающей скорость звука.
SpaceShipTwo — это многоразовый крылатый корабль, который способен доставлять в суборбитальное космическое пространство и возвращать на Землю шестерых туристов за раз или коммерческие грузы. Пассажиры Virgin Galactic не будут кружить вокруг Земли, как астронавты на борту Международной космической станции. Но им удастся испытать несколько минут невесомости и увидеть пейзажи Земли на фоне черноты космоса. После того как гравитация притянет космический корабль обратно к верхним слоям атмосферы, начнется спуск на Землю, который ничем не будет отличаться от приземления на обычном самолете.
Для вывода на орбиту спутников Virgin Galactic разработала орбитальную ракету-носитель LauncherOne, которая способна доставлять небольшие спутники весом до 227 кг на околоземную орбиту по исторически низким ценам. В качестве стартовой площадки компания эксплуатирует специально построенный космопорт Америка в Нью-Мексико.
Текущее состояние проекта
Для того чтобы отправить первых клиентов в космос, Virgin Galactic осталось выполнить два успешных тестовых полета. Но с этим возникли трудности. В декабре 2020 года второй испытательный полет прервали после того, как бортовой компьютер корабля потерял связь с ракетным двигателем и прекратил его зажигание.
Для устранения возникших электромеханических помех компания перенесла очередной испытательный полет на май 2021 года. Если полет пройдет успешно, первые коммерческие рейсы можно ожидать в конце 2021 — начале 2022 года.
30 марта Virgin Galactic представила свой второй пилотируемый космический аппарат — SpaceShip III. Обновленный космолет спроектирован по модульному принципу, что позволит выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год. Первый тест нового корабля — сброс в воздухе с самолета-носителя и возвращение на землю — запланирован на лето. Компания не останавливается на достигнутом и уже работает над сборкой третьего корабля.
Стратегия развития
5 ноября 2020 года генеральный директор Virgin Galactic Майкл Колглейзер на пресс-конференции изложил долгосрочные цели, согласно которым компания планирует генерировать до миллиарда выручки в год с каждого эксплуатируемого космопорта. Для этого компания планирует осуществлять 400 полетов в год на каждом космопорте.
Исходя из заявленной способности космолета SpaceShip III выполнять не менее 400 суборбитальных полетов в год, можно сделать вывод, что в первые несколько лет на каждый космопорт будет приходиться один космолет. В дальнейшем компания планирует по три базовых корабля на каждый космопорт.
Точного количества космопортов, которые компания планирует эксплуатировать, менеджмент еще не назвал. Но, исходя из сообщений в прессе о наличии у Virgin Galactic подписанных соглашений об аренде аэропортовых территорий под космопорты с ОАЭ, Италией, Великобританией, Австралией, Швецией и другими странами, можно сделать вывод о намерении Virgin Galactic создать сеть космопортов по всему миру.
Это позволит компании осуществлять не только туристические полеты в космос, но также выйти на необъятный авиационный рынок и выполнять коммерческие сверхзвуковые пассажирские перевозки между континентами.
Финансовое состояние
Поскольку у Virgin Galactic отсутствует выручка, ее невозможно оценить с точки зрения фундаментального анализа. Для финансирования своей деятельности компания периодически выпускает и продает новые акции, тем самым размывая доли существующих акционеров.
Согласно отчетности за 2020 год, чистый убыток составил 273 млн долларов по сравнению с чистым убытком в 210,9 млн долларов в 2019 году. Основные статьи расходов — научные исследования и разработки в размере 158,8 млн долларов, а также административные расходы в размере 116,6 млн долларов.
На балансе компании находятся 665,9 млн долларов денежных средств и их эквивалентов, что достаточно для финансирования затрат компании на ближайшие 1,5—2 года. Общий долг незначительный — всего 27,5 млн долларов.
Прогноз выручки
В отчетности Virgin Galactic указано, что еще несколько лет назад более 600 человек забронировали туристический полет по цене от 200 до 250 тысяч долларов за место. После этого компания закрыла бронирование и намерена возобновить продажу билетов только после успешного завершения испытательных полетов. Исходя из целей компании генерировать миллиард в год при выполнении 400 рейсов для 2400 пассажиров, можно сделать вывод, что стоимость билета составит примерно 417 тысяч долларов. Таким образом, существующие мощности, представленные двумя космическими кораблями, позволят Virgin Galactic в течение нескольких лет увеличить выручку до 2 млрд долларов в год.
Основываясь на анализе имеющихся у компании броней, менеджмент прогнозирует, что ее целевая аудитория в сфере космического туризма представлена людьми с общим состоянием более 10 млн долларов. Согласно отчету Credit Suisse Research Institute о глобальном благосостоянии за 2019 год, в мире насчитывается около двух миллионов взрослых людей, подходящих под указанный критерий. Можно ожидать, что имеющийся портфель заказов и высокий спрос на космические полеты обеспечат Virgin Galactic низкие затраты на запуск и высокую валовую рентабельность.
Оценка компании
В данный момент капитализация компании составляет всего 5,46 млрд долларов и явно отражает недоверие инвесторов к будущему компании. Вероятно, причиной стали задержки испытательного полета и факты продажи акций основателем Ричардом Брэнсоном.
Но задержи испытательного полета вызваны необходимостью дополнительной настройки систем корабля. Исходя из технической сложности проекта, задержки и перенос сроков — это обычная практика. Компании Илона Маска SpaceX потребовалось 18 лет, прежде чем она осуществила первый пилотируемый запуск корабля Crew Dragon в космос.
Что касается продажи акций инсайдером, то вокруг этой темы уже сломано множество копий и неоднократно доказано, что факт продажи не значит абсолютно ничего. Марк Цукерберг, Джефф Безос, Билл Гейтс и Стив Джобс с момента выхода на биржу Facebook, Amazon, Microsoft и Apple регулярно продавали принадлежащие им пакеты акций. Но это не помешало этим компаниям процветать, расти в капитализации и стать лицом Америки.
Кроме этого, Ричард Брэнсон продал около 10% принадлежащих ему акций и, по данным Bloomberg, до сих пор владеет 24% акций Virgin Galactic.
Если в качестве базового прогноза взять рост выручки компании до 2 млрд долларов в течение следующих трех лет, то Virgin Galactic торгуется с форвардным трехлетним P / S 3,15. Учитывая отсутствие сопоставимых публичных конкурентов, можно провести аналогию с пионером в сфере электромобилей — компанией Tesla.
Если инвесторы аналогично оценят Virgin Galactic — P / S 20, то капитализация компании может вырасти до 40 млрд долларов, что предполагает потенциал роста в 630% на горизонте трех лет.
Вывод
Virgin Galactic находится в авангарде новой индустрии, которая откроет космос для широких масс и навсегда изменит мир. Покупка акций Virgin Galactic сегодня дает инвесторам возможность войти в компанию в самом начале истории ее роста. Сильная управленческая команда, которую возглавляет главный космический директор Джордж Уайтсайдс, проработавший до этого более 20 лет в NASA, внушает доверие.
Но следует помнить о рисках, таких как несчастные случаи со смертельным исходом. Это может снизить доверие к компании, привести к значительным компенсационным выплатам и банкротству компании.
История Virgin Group
Как Ричард Брэнсон с нуля построил конгломерат из 300 компаний
Обозреватель vc.ru изучил историю становления Ричарда Брэнсона и его группы компаний Virgin, которая занимается множеством направлений бизнеса — от мобильной связи до космических полётов. Материал рассказывает о том, как авантюризм, любовь к риску и настойчивость сделали Брэнсона одним из самых обсуждаемых мировых предпринимателей.
Ричард Брэнсон является, пожалуй, одним из наиболее ярких предпринимателей современности. Его компания сродни самому миллиардеру — ярчайший пример успеха, созданный при помощи нестандартной культуры, рискованных бизнес-моделей и четкого понимания необходимых тенденций.
На данный момент Virgin Group — это конгломерат, включающий звукозаписывающие студии, музыкальные магазины, авиакомпанию, космический туризм, собственные издания и многое другое. Все это основатель компании сделал, фактически, самостоятельно, выполняя свое главное правило — «к черту все, берись и делай».
У Ричарда Брэнсона было тяжелое детство, несмотря на то, что будущий предприниматель родился в достаточно благополучной семье. В детстве он страдал дислексией, был хулиганом и плохо учился. Чтобы подправить поведение и оценки, родители вынуждены были отправить трудного ребенка в школу Стоу, которая была военной академией. Именно там в 16 лет он вместе со своим другом Джонни Джэмсом создал журнал Student, который стал его первым серьезным бизнесом.
Сначала журнал издавался в школе Стоу. Издание было своего рода платформой, через которую Брэнсон противостоял архаичным, по его мнению, порядкам, царящим в учебном заведении. В 16 лет предпринимателю так надоела учеба, что он решил бросить обучение. Напутствием для него стали слова директора: «Брэнсон, ты или станешь миллионером, или сядешь в тюрьму».
Вскоре юноши переехали в подвальное помещение, стали вести жизнь настоящих хиппи и продолжили издавать Student. Функции распределили таким образом: Брэнсон занимался рекламой и продвижением, а Джэмс стал редактором. При этом журнал начал завоевывать свою популярность благодаря свежим интервью видных музыкантов и общественных деятелей, а также став центром молодежных протестов.
Через год в журнале работало более 20 человек, но Джэмс решил продолжить учебу, поэтому вскоре изданию понадобился новый редактор. Им стал друг детства Брэнсона Ник Пауэлл. Тем не менее, они не сработались, и после того, как Ричарда попытались вытеснить из журнaла, Пауэлл был уволен.
Счастливый случай, сеть знакомств и настойчивость самого Брэнсона позволили Student получить интервью у Мика Джагера, Джона Леннона и других звезд музыки. Это существенно увеличило читательскую аудиторию издания и, по словам самого Брэнсона, заставило задуматься над новым бизнесом — записью и продажей музыкальных дисков.
В качестве названия для новой компании было избрано английское слово Virgin, в переводе значащее «девственница». Ричард Брэнсон указывает одной из причин к появлению такого названия то, что все причастные еще оставались «невинными» в бизнесе.
Для того, чтобы успешно запустить Virgin Mail Order, понадобился человек, отлично умеющий управляться с цифрами. Именно поэтому Брэнсон снова начал работать с Пауэллом, но перед стартом бизнеса четко распределил доли и заключил договор.
Исходя из него, Ричард получал 60% компании, а Ник — оставшиеся 40%. Первое время компания занимались своего рода рассылкой. Когда им заказывали определенный альбом, сотрудники Virgin Mail Order отправляли его по указанному адресу, после чего получали чек. Эту бизнес-модель разрушила забастовка служащих почты в 1971 году.
1971 год стал важной вехой в развитии Virgin Mail Order, ведь именно тогда Брэнсон и Пауэлл занялись созданием собственных магазинов для продажи музыкальных пластинок. Изменения бизнес-модели было просто необходимы, ведь несмотря на растущее число клиентов, компания по-прежнему терпела убытки. Единственным выходом стала сеть музыкальных магазинов. При этом открываться следовало чрезвычайно быстро, ведь у молодой компании были серьезные проблемы с деньгами.
Фактически, первый магазин появился уже через неделю. Он получил название Virgin Records and Tapes. Многие аналитики с момента возникновения этого магазина начинают отсчёт истории Virgin Group.
В том же году, когда магазины Virgin были открыты уже в нескольких городах (среди которых Ливерпуль — одна из столиц британской музыки), грянул скандал. Брэнсон был обвинен государственной таможенной службой в махинации с ввозом заграничных пластинок и попал в тюрьму, в которой провел всего одну ночь.
У Ричарда не было денег на адвоката, и поэтому он вынужден был выбрать государственного защитника. Залогом стал дом родителей Брэнсона, так как он не мог внести 30 тысяч фунтов стерлингов. Тем не менее суд закончился в пользу Virgin, но молодой предприниматель должен был выплатить государству около 60 тысяч фунтов в течение трех лет, и тогда с него сняли бы судимость.
Для того, чтобы побыстрее справиться с проблемой, Ник Пауэлл принялся открывать музыкальные магазины по всей стране. Но окончательно решить вопрос помог недавно начатый Брэнсоном бизнес. Будучи увлеченным музыкальной индустрией, Ричард вынашивал идею о собственной звукозаписывающей студии.
Virgin Music начала работать в 1972 году. Для того, чтобы создать уникальную атмосферу для музыкантов, Брэнсон приобрел особняк, который стал своего рода дворцом музыкального творчества.
При этом изначальная стоимость выбранного им дома была около 35 тысяч фунтов, что было не по карману молодой компании. Брэнсон смог договориться с банками, которые не очень-то и хотели давать кредит предпринимателю, напоминавшему хиппи. Бизнесмен все-таки получил 20 тысяч фунтов. Остальные деньги вложили родственники Брэнсона.
После приобретения особняка, встал вопрос о том, кого там записывать — что будет пользоваться спросом, а что нет. В этом деле Virgin повезло — ведь двоюродным братом Брэнсона был Ричард Дрэйпер, один из экспертов по популярной в то время музыке. Именно благодаря ему Virgin Records успешно стартовала.
Первым альбомом, записанным студией, стал Tubular Bells Майкла Олдфилда, который разошелся тиражом, превышающим миллион экземпляров, и принес Virgin Records первую славу. В последующие годы услугами студии воспользовалось огромное количество исполнителей, среди которых Дэвид Боуи, The Verve, Blur, Atomic Kitten, 30 Seconds to Mars.
Огромная прибыль от студии вскоре привела к тому, что Брэнсон отказался от своих небольших музыкальных магазинчиков, запустив вместо них мультимедиа-супермаркеты, которые получили название Virgin Multimedia Megastore.
В 1970-х высокая прибыль от созданных бизнесов позволила Ричарду Брэнсону расслабиться и наслаждаться жизнью. У него было достаточно денег, и поэтому его на какое-то время поглотили вечеринки. Но он не забывал держать руку на пульсе собственных проектов, а когда развлечения ему надоели, принялся за создание новых отделений собственной компании.
Новым витком развития студии стал визит Ричарда Брэнсона на Ямайку, где он подписал контракты с несколькими исполнителями регги. В 1979 году компания открыла ночной клуб Venue, где артисты могли презентовать свои новые альбомы.
Неурядицы в семейной жизни и желание перемен привели к тому, что он задумался о дальнейшем развитии собственных компаний. В связи с этим вскоре появились новые направления, среди которых — Virgin Vision, занимающаяся созданием фильмов, Virgin Developments, торгующая недвижимостью, и производитель игр Virgin Interactive. Тем не менее, новые компании развивались достаточно медленно, что повлияло на рост конгломерата в целом.
Кроме того, значительно уменьшились объемы продаж альбомов. Студия не могла конкурировать с международными компаниями звукозаписи и попыталась сконцентрироваться на внутреннем рынке. Кризис в начале 1980-х годов привел к тому, что компании пришлось начать экономить и продолжать поиск нового прорывного исполнителя, который, подобно Олдфилду, смог бы принести солидную прибыль.
Длительные неурядицы и постоянные размолвки привели к тому, что Ник Пауэлл покинул конгломерат из-за жесткого несогласия с позицией Брэнсона, намеревавшегося приобрести два новых ночных клуба. Вместе с собой он забрал компанию по производству фильмов и кинотеатр «Скала», принадлежавший Virgin.
После ухода Пауэлла проблем стало еще больше, но Брэнсон, продолжая вести переговоры с исполнителями, заинтересовался журналистикой. Все дело в том, что в 1980-х в Лондоне чрезвычайно популярным был журнал TimeOut, но в связи с забастовкой сотрудников, он некоторое время не издавался, что открыло новую нишу на рынке. Брэнсон решил занять её собственным журналом под названием Event.
Несмотря на высокую скорость работы по запуску нового издания, TimeОut успел прекратить забастовку. В то же время у Брэнсона не было денег, чтобы поддержать новый проект, поэтому борьба была проиграна.
Тем не менее, благодаря подписанным контрактам с группами Simple Minds и The Human League, финансовое состояние Virgin Group стабилизировалось. Также свою роль в этом сыграл чрезвычайно успешный альбом Фила Коллинза.
После улучшения финансового состояния конгломерата, Ричард Брэнсон продолжил увеличивать количество направлений работы. По словам предпринимателя, если он чувствует, что занятие бизнесом в определенной отрасли уже не доставляет удовольствие, он переключается на новые проекты, назначая в качестве руководителей топ-менеджеров высокого уровня, или же просто продает такую компанию.
Первым бизнесом, добавившимся к Virgin, стала компания Virgin Books, занимающаяся распространением книг. Предприниматель не имел опыта в этом бизнесе, поэтому принялся искать квалифицированных специалистов. Вскоре Брэнсону удалось переманить к себе Роба Шрива из McMillan Publisher. Под его руководством нестабильно работающая компания существенно ускорила свой рост, первым делом отказавшись от своего ассортимента и издавая документальные книги о рок-звездах и молодежных движениях.
На данный момент Virgin Books стала одним из мировых лидеров по изданию книг о музыке. Под лейблом этой компании опубликовали свои книги Jay-Z, Дэвид Эссекс и многие другие.
Другим направлением, избранным Ричардом Брэнсоном, стало создание собственной авиакомпании. В поисках инвестиций к нему обратился Рандолф Филдз, бывший пилот, который хотел основать компанию для пассажиров бизнес-класса. Идея была безрассудной, ведь на то время на рынке уже существовало достаточно много отличных компаний, кроме того, для создания такого бизнеса требовалось огромное количество официальных разрешений. Но Брэнсон снова решил рискнуть.
Огромное количество времени заняли переговоры по получению лицензии на перелеты, которую не хотели давать частной авиакомпании, не имеющей своего флота. Кроме того, любой авиакомпании в Британии предписывалось иметь бюджет не менее 3 млн фунтов.
После того, как формальности были улажены, в 1985 году была зарегистрирована компания Virgin Atlantic, Филдз стал ее первым руководителем. Вскоре он дискредитировал себя на этом посту из-за неумения управлять персоналом и вести дискуссию, не переходя на крик. В итоге в 1985 году Филдз продал свою долю Брэнсону и ушел из Virgin Atlantic.
Первыми самолетами компании были подержанные модели, официально одобренные соответствующими органами. Это, в свою очередь, стало причиной неудачного первого полета (загорелся двигатель), что привело к серьезным проблемам и едва не поставило существование авиакомпании под угрозу.
Virgin Atlantic оригинально подходила к развитию собственного бренда, пытаясь отличаться от конкурентов. Например, пассажиров бизнес-класса привозили к самолету на лимузине.
Продвижению бренда помогла акция по спасению заложников из Багдада, организованная Ричардом Брэнсоном. Он сам присутствовал на борту самолета, прилетевшего за британскими гражданами, и вел переговоры с Саддамом Хусейном.
Успех этой акции обеспечил популярность авиакомпании в Британии. До конца 1990 года Virgin Athlantic уже осуществляла перелеты не только в границах Великобритании, но и в Америку и Японию. Вскоре компания стала одним из лидеров авиаперевозок Британии и столкнулась с сильнейшим конкурентом — British Airways.
Причиной начала соперничества стала отмена британским правительством «Правила распределения воздушного движения Лондона», что позволило Virgin Atlantic использовать терминал Хитроу для международных перевозок. Это, в свою очередь, не устроило руководство British Airways, и те предприняли несколько спорных действий по отношению к конкуренту. Фактически, в прессе появлялись обвиняющие статьи против Брэнсона, в которых некоторые его шаги назывались «бесчестными» и «рекламными».
Ричард, в свою очередь, отметал эти заявления и стремился подчеркнуть, что создает британский бренд. Противостояние накалилось до предела, когда просочилась информация о том, что менеджеры British Airways звонили клиентам Virgin Atlantic и «отменяли» рейсы компании Брэнсона.
В 1993 году дело дошло до суда, который мог выиграть Ричард Брэнсон, если бы British Airways не поспешила договориться. В итоге им пришлось выплатить компенсацию в размере 500 тысяч фунтов. Эта сумма была разделена между служащими Virgin Atlantic в качестве бонуса.
В 1999 году Ричард Брэнсон продал 49% акций своей авиакомпании Singapore Airlines за 600 млн фунтов. Эта сделка увеличила количество международных рейсов компании и продолжила ее международную интеграцию.
В 2007 году компания открыла несколько дочерних предприятий. Cреди них Virgin America и Virgin Australia, которые специализируются на бюджетных перевозках. В 2014 году Virgin America оценили в 1 миллиард долларов.
Благодаря созданию этих компаний, по мнению главы Virgin Group, конгломерат сможет стать одним из мировых лидеров по перевозке пассажиров.
В 2014 году доход Virgin Atlantic достиг отметки 2,93 млрд фунтов, при этом среднее количество пассажиров, пользующихся услугами авиакомпании, превысило отметку в 4,5 млн человек.
Работа в этой отрасли продемонстрировала некоторые важные качества Брэнсона как бизнесмена и модели работы конгломерата в целом. Предприниматель не боится начинать новое дело, даже если не является в нем экспертом. Открывая новое направление, он подбирает качественных специалистов и стремится начать работу с оптимальным уровнем затрат.
В 1990-х годах также стартовал еще один проект Ричарда Брэнсона — Virgin Trains, который в итоге стала ядром Virgin Rail Group. Эта группа железнодорожных компаний не только объединяет популярнейшие британские маршруты, но также и предоставляет своим клиентам чрезвычайно высокий уровень сервиса, что полностью соответствует стилю работы, принятому в Virgin Group.
Virgin Trains стартовала в 1998 году и быстро развивалась, увеличивая количество клиентов за счет широкого выбора направлений. Изначально компания получила две франшизы для создания железной дороги на пересечённой местности, что в итоге позволило осуществлять перевозки пассажиров в Северный Уэльс, Шотландию, а также соединить Лондон с другими английскими городами. Общее количество городов в 1998 году достигло 30.
Одним из главных преимуществ компании было использование новейших британских составов Class З90 Pendolino.Тем не менее, в 2007 году на Virgin Trains обрушились серьезные неприятности, когда у города Грейригг потерпел крушение поезд. Пострадало 88 пассажиров, и один погиб. Это происшествие вызвало нешуточный резонанс в обществе.
На данный момент Virgin Trains является одной из лучших железнодорожных компаний в Великобритании и стремится к дальнейшему продлению договора с государственным департаментом транспорта, который заканчивается в 2017 году.
В 1999 году начала свою работу еще одна компания конгломерата — Virgin Mobile. Причиной ее основания Брэнсон назвал необходимость обеспечения качественной сотовой связи по всему миру. Компания является первым в мире виртуальным мобильным оператором, который, не имея собственных вышек, использует сети уже существующих.
В 2001 году услугами Virgin Mobile пользовались уже более 1 млн абонентов. В дальнейшем компания не сбавляла обороты, пытаясь зайти на новые рынки. К 2011 году она работала уже на территории США, Великобритании, Франции, Канады, Австралии и даже в Южной Африке. Общее количество ее абонентов превысило отметку 15 млн. На данный момент Virgin Mobile сконцентрировалась на Южной Америке. Компания уже работает в Аргентине, Чили и Перу, но до покорения региона еще далеко.
Главной проблемой продвижения проекта является недоверие человечества к подобным идеям и отсутствие проверенных технологий по отправке обычных пассажиров в космос.
Изначально Ричард Брэнсон собирался осуществить первый коммерческий полет в 2008 году. Но за неимением специальной структуры и качественного корабля пришлось перенести старт на более поздний период. Фактически, реальная возможность коммерческих рейсов появилась только после того как компания приобрела права на SpaceShipTwo, который был протестирован несколько десятков раз и признан пригодным для космических полетов.
В 2014 году после изменения состава топлива было решено провести контрольный тест, который закончился аварией и гибелью одного из пилотов. Это происшествие вызвало существенный резонанс в обществе. Потенциальные клиенты Virgin Galactic были шокированы настолько, что начали требовать возвращения внесенных предоплат на планируемый полет. Еще большее недовольство вызвала попытка Virgin Group дистанцироваться от происшествия, обвиняя в ошибках пилотов. Тем не менее, Ричард Брэнсон не огорчился неудачами и продолжил направлять работу компании для достижения поставленного результата.
В 2011 году холдинг Virgin Group дал жизнь еще одной компании, которая связана с любовью Ричарда Брэнсона к риску. Она называется Virgin Oceanic и направлена на обеспечение глубоководных погружений. Брэнсон считает, что путешествия на океаническое дно так же интересны, как и в космос. С этой целью был приобретен специальный батискаф DeepSea Challenger (именно на нем режиссёр Джеймс Кэмерон достиг дна Марианской впадины в 2012 году).
Первоначально погружение было запланировано на 2011 год, но тщательный подход к обеспечению безопасности и желание создать более функциональный транспорт привел к переносу погружения.
Дальнейшее тестирование DeepSea Challenger показало, что он не будет пригоден для нескольких погружений на большую глубину. Именно поэтому компания изменила направление, принявшись создавать новые средства для погружения, заморозив проект на некоторое время. На данный момент компания планирует изобрести собственный транспорт для глубоководных путешествий и провести соответствующие тесты, чтобы гарантировать безопасность пассажиров.
Virgin Galactic и Virgin Oceanic пока не стали лидерами в своих отраслях — более того, возникшие трудности наталкивают на мысль, что их запуск был совершенно не оправдан. Тем не менее, если рассматривать историю компаний Ричарда Брэнсона, то у них всегда был период спада, после которого начинался бурный рост, приводящий к успеху.
Своим нетипичным для англичанина поведением в бизнесе он получил мировое признание. Королева Елизавета провозгласила предпринимателя рыцарем Британской Империи. Деяния Ричарда Брэнсона невероятны, ведь он не только глава огромного конгломерата, но и рекордсмен по преодолению Атлантического океана на воздушном шаре и лодке.
Его эксцентричные выходки превратили предпринимателя в любимца прессы. СМИ долго смаковали появление бизнесмена, которому королева жаловала рыцарство, на официальном приеме в свитере, а также его приход в подвенечном платье на открытие свадебного салона, который принадлежит его компании.