Wardruna о чем поют
Wardruna: эпичный и аутентичный норвежский фолк, по тяжести не уступающий металу
Когда хочется эпичного, но аутентичного скандинавского фолка, Wardruna нужно включать в первую очередь. Они играют гипнотическую музыку, моментально перемещающую слушателя на драккар у берегов Норвегии тысячелетней давности. Столь же сильным эффектом обладает и великолепный саундтрек Assassin’s Creed: Valhalla — к которому также приложил руку участник проекта. На днях у Wardruna вышел новый диск Kvitravn, а значит, самое время рассказать о группе подробнее.
Wardruna — это проект блэк-металистов
Все началось с культовой группы Gorgoroth — с настоящего норвежского блэка старой школы. Громкая, пугающая, сатанинская, вызывающая музыка, а на концертах — огонь, пентаграммы и головы овец на кольях. Поначалу сложно поверить, что мелодичная фолк-группа могла выйти из такого. Однако блэк-метал и норвежская этника сильно связаны, о чем я уже писал в статье про викинг-метал (и там же впервые упомянул Wardruna).
Wardruna была основана барабанщиком Gorgoth Эйнаром Селвиком и вокалистом Гаалом в 2003 году. Эйнар проповедует неоязычество и анимизм, а Гаал придерживается скандинавского шаманизма — на этом они и сошлись. Сатанинская тематика для них, как и для большинства блэкеров, была лишь самой прямой формой протеста против христианства. Впрочем, хоть у Wardruna и два основателя, это всегда был проект Селвика, который в проекте и пел, и играл на всех инструментах, и сам сочинял музыку.
«Я долгое время размышлял над тем, чтобы сделать нечто более традиционное. Еще в детстве для меня были важны мои корни, поэтому я чувствовал потребность создать что-то, к чему лежало мое сердце. К тому же я, продолжал изучение эзотерики и древних северных традиций. Проект начал складываться в 2001 году, а в 2002 появились первые записи. И с тех пор Wardruna постепенно развивалась» — Эйнар Селвик.
Изначально Wardruna была для обоих музыкантов сайд-проектом
Гаал, к примеру, параллельно продолжал петь в Gorgoth до 2007 года. Но довольно быстро новая группа обросла музыкантами, привлекла к себе внимание и полностью заняла своих основателей. А ведь поначалу Эйнар и Гаал даже не собирались выступать с материалом Wardruna вживую — группа задумывалась как исключительно студийная.
«Концерт группы — это церемония, во время которой общение с публикой происходит в основном на языке музыки. Я почти не разговариваю, не импровизирую, не описываю инструменты — только музыка, от начала до самого конца» — Эйнар Селвик.
Известность группе принес сериал «Викинги»
Дебютник Wardruna, Runaljod – Gap Var Ginnunga, вышел в 2009 году. Банда потихоньку наращивала фан-базу и начала давать живые концерты — впечатляющие, стоит сказать. Но резкий скачок известности произошел именно из-за «Викингов». В 2014 году стало известно, что Эйнар Селвик напишет саундтрек ко второму сезону сериала вместе с композитором шоу Тревором Моррисом. В итоге вышедший в 2016 году третий альбом группы Runaljod – Ragnarok моментально взлетел на первое место чарта Billboard в категории «музыки народов мира».
И с тех пор банда хватку не ослабляет, даже несмотря на то, что в 2015 году она лишилась своего сооснователя — группу покинул Гаал. Впрочем, ссор и скандалов не было, он остался другом Wardruna. В 2018 году группа была уже настолько большой, что после выпуска альбома Scald их подписал мейджор Columbia, на котором и вышел новый диск. Пластинка Scald была рискованной: вместо эпичного фолка с богатой аранжировкой Эйнар записал сборник скальдских песен с минимальным музыкальным оформлением. Мощи его голоса хватило, чтобы на себе вытянуть всю запись — во времена викингов Селвик наверняка стал бы уважаемым скальдом!
У музыки Wardruna невероятный напор, из-за чего она часто звучит тяжелее иного фолк-метала
И новый альбом демонстрирует это с первого же трека, не затягивая — поэтому для знакомства с группой он подойдет идеально. Эйнар Селвик очень увлечен своей культурой и глубоко в нее погружен — он регулярно проводит лекции в университетах, где рассказывает об истории скандинавской музыки и народных инструментов. В результате музыка Wardruna звучит максимально аутентично, будто это действительно песни древней Норвегии. Поэтому Селвика позвали писать саундтрек для «Викингов» — и поэтому же он был среди трех композиторов, писавших музыку для Assassin’s Creed: Valhalla — уж в этом плане Ubisoft все сделали правильно.
Альбом Kvitravn хорош еще и своей плавающей динамикой. Он очень аккуратно следует от качающих боевых песен к спокойным, почти скальдским напевам. От экспрессивного вокала к убаюкивающим инструментальным секциям и обратно. Диск даже можно назвать кинематографичным — его просто интересно слушать.
«Несмотря на неразрывную связь с прошлым, я полностью отдаю себе отчет в том, что пишу современную музыку, на основе древних знаний создаю новые произведения. Это не диссертация по истории и не слепая переработка старых песен на современный лад. Это воссозданные с помощью древних инструментов идеи, которые сегодня не утратили актуальность» — Эйнар Селвик.
Wardruna о чем поют
Официальный сайт
Страна: Норвегия
Годы: 2003-.
Жанр: Дарк-фолк/неофолк/языческий фолк, норвежский фолк, дарк-эмбиент
Основной состав:
Квитрафн: вокал, все инструменты
Линди Фэй Хелла: вокал
Гаал: вокал
Хальвард Кливлэнд: норвежский фиддл
Дискография:
Runaljod – Gap Var Ginnunga (2009)
Runaljod — Yggdrasil (2013)
Runaljod — Ragnarok (2016)
Wardruna – это норвежский музыкальный ансамбль, созданный Kvitrafn’ом (в миру Айнар Сельвик), бывшим барабанщиком группы Gorgoroth. В проекте участвует также Gaahl в качестве вокалиста. Wаrdrunа – это группа музыкантов Норвегии, призванная познать и пробудить глубины древнескандинавской мудрости и духовности. Древняя норвежская / нордическая музыка – один из источников композиций, исполненных на аутентичных музыкальных инструментах.
Тема проекта – северные руны. Сажая новые зёрна, укрепляя старые корни. в 2009 году Wardruna очаровала слушателей своим дебютным альбомом «Runaljod – Gap Var Ginnunga», работа над которым длилась целых шесть лет и который являлся лишь первой частью из задуманной автором трилогии. Несмотря на то, что музыканты мало афишировали свой проект и не давали концертов, Wаrdruna уже получила известность благодаря тому, что именно эта музыка звучала в фильме Петера Бесте «True Norvegian Black Metal».
В последующие годы коллектив потратил много времени для того, чтобы адаптировать свою музыку к формату выступлений и создания «ансамбля» как такового. (отсюда)
Wardruna возрождает древнескандинавские традиции
В 80-ые и 90-ые радиостанции и МTV были единственным источником для поиска новой музыки. А сейчас чаще всего я нахожу любимых исполнителей с помощью саундтреков к фильмам и телесериалам.
Так случилось и с Wardruna, норвежским музыкальным проектом, созданным Эйнаром «Квитрафном» Селвиком.
Их второй альбом, Иггдрасиль (названный в честь дерева, соединяющего девять миров в скандинавской мифологии), был выпущен в марте 2013 года. Но только когда музыка Wardruna прозвучала в сериале Викинги на History Channel, группа начала набирать популярность. В итоге, продюсеры телесериала напрямую связались с Селвиком, предлагая сотрудничество с композитором Тревором Моррисом (главным композитором телесериала Борджиа) для создания саундтрека ко второму сезону. После того, как мы разыскали Селвика через его вебсайт, мы были раду шансу поговорить с ним о его интересе в скандинавской истории, проблемах в создании собственных репродукций древних инструментов и о том, как его успех в Викингах повлияет на третий альбом Wardruna, который он надеется выпустить в следующем году.
— ЧТО ИЗНАЧАЛЬНО ВДОХНОВИЛО ВАС НА СОЗДАНИЕ ЭТОГО ПРОЕКТА?
Еще ребенком меня захватили древнескандинавские рассказы и истории. Видение мира как разделение на белое и черное, добро и зло сильно отличается от монотеистического понимания. Здесь все намного сложнее. Я думаю, к этому относится большинство людей. Это только начало.
В подростковом возрасте мое увлечение эзотерикой и спиритизмом старых традиций усилилось. Но никто не интерпретировал эти вещи в музыке. Я захотел попробовать. Я чувствовал необходимость сделать что-то более значимое для меня лично. Я сделал первую запись Wardruna в 2002-2003. Из-за всего процесса изучения и создания инструментов, ушло семь лет, чтобы закончить тот альбом.
— КАК ВЫ НАШЛИ СВОИ ИНСТРУМЕНТЫ?
Когда я начал копаться в исходном материале, я натолкнулся на инструменты, которые были необходимы. В тот момент, было очень мало тех, кто делал или играл на них. Я вынужден был или найти того, кто сможет сделать это либо сделать все самому. Это был долгий и утомительный процесс, но это стоило того.
Инструменты из натурального материала отличаются от тех, с которыми мне приходилось работать. В некотором смысле они живые и имеют свою волю. При создании бубнов старым способом, я не охотился на животного, но сдирал кожу, обжигал ее и соскабливал.
Это очень монотонный и трудоемкий процесс, но на самом деле довольно красивый, так как ты медленно оживляешь животное в новой форме. После этого процесса, мое отношение к инструментам стало более личным и анимистическим.
— МУЗЫКА WARDRUNA ОСНОВАНА НА РУНАХ СТАРШЕГО ФУТАРКА. КАК ОНИ ВАС ВДОХНОВИЛИ?
Из-за того, что сохранилось мало информации о рунах Старшего Футарка, существует множество заблуждений. Даже названия рун базируются на реконструкции, сделанной одним рунологом в 1800-х годах.
Само слово «руна» имеет множество значений: оно может означать как фонетическую систему, так письмо, тайну, знание, умения, скрытую мудрость или магическую песню. В финской традиции народной медицины, магические песни всегда называются рунами. Считалось, что знание тайны рун это высший уровень познания, которым можно овладеть. Поэтому, это то к чему я подходил с большим уважением.
Существует три разные рунические поэмы – норвежская, исландская и англо-саксонская. Они похожи на обучающие пословицы или загадки. Воспроизводя их с помощью музыки, моя творческая концепция заключалась в истолковании их посыла.
Если я работаю с руной B, символизирующую березу, я иду в лес и играю на березе. Если я работаю с водой, я использую звук воды, стоя посередине реки, пока распеваюсь. Идея в том, чтобы поймать соответствующие места и воплотить их в музыке.
— ПОСЛЕДОВАЛИ ЛИ ЗА ВАМИ ФАНАТЫ ИЗ ВАШЕЙ КАРЬЕРЫ МЕТАЛЛИСТА В НОВЫЙ ЖАНР?
Хотя я и начинал как металлист, такие группы как Gorgoroth были всего лишь работой. Не считая мощное художественное выражение, я не был способен задействовать свой
творческое видение.
Когда я начал играть в Gorgoroth и поближе познакомился с Кристианом, оказалось, что у нас есть что-то общее: мы оба язычники и оба интересуемся своими корнями и историей. Когда я основал Wardruna, естественно, я пригласил его. С самого начала он был тем, с кем я обсуждал свои идеи. Всю концепцию мы создали вместе.
Я был удивлен увидеть, как много людей из мира металла увлечены Wardruna. Реакция была ошеломляющей.
— КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ ОНИ ТАК БУРНО РЕАГИРУЮТ?
Я занимаюсь этим проектом благодаря собственному побуждению. Все остальное это лишь дополнение Нечто другое становится индустриальным, будь то пищевая промышленность или музыкальная индустрия, исчезает идея.
Я думаю, все больше и больше людей хотят найти в музыке смысл. Раньше Black Metal был больше о замысле в музыке, техника и качество звука были чем-то второстепенным. Сегодня же внимание уделяется технике и тому, как хорошо звучат композиции.
Но музыка обладает совершенно уникальной способностью нести смысл, даже если мы ее не задействуем. Сила звука, сила слов и сила вашей воли являются ключевыми компонентами в северной эзотерической традиции.
— ЧТО ВАС ПОДТОЛКНУЛО К СОЗДАНИЮ МУЗЫКИ ДЛЯ ТЕЛЕСЕРИАЛА ВИКИНГИ?
В самом начале предполагалось, что фильм будут снимать здесь в Норвегии. Я пытался связаться с ними, так как думал, что им нужны некоторые мои записи, но мне никто не ответил. За три или четыре месяца до того, как первый сезон вышел в эфир, съемочная группа Викингов связалась с нами, чтобы лицензировать несколько наших песен. Они получили массу положительных отзывов по музыке.
Когда началась работа над вторым сезоном, авторы захотели использовать больше моей музыки в середине серий. Поэтому меня спросили, будет ли мне интересно работать с Тревором Моррисом, главным композитором сериала. Мы быстро обнаружили, что нам нравится работать вместе, и нравятся результаты нашего сотрудничества. Все это для меня стало уроком, и я действительно благодарен за то, как хорошо приняли мою музыку.
— КАКИЕ ПЛАНЫ ПО ПОВОДУ ТРЕТЬЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО АЛЬБОМАТРИЛОГИИ?
Самая главная задача сделать хороший альбом, который, надеюсь, будет готов к концу 2015 года. Это единственное, что имеет значение, когда создаю то, чем горжусь. Я был очень строг в следовании своей первоначальной концепции, однако, это весьма трудоемко.
Успех в музыкальной индустрии в первую очередь заключается в создании хорошей музыки, и только потом в признании. Быть частью Викингов это основная возможность для Wardruna привлечь новых слушателей. Я понимаю, что Wardruna в состоянии охватить гораздо более широкую аудиторию потому что, хотя я и работаю c скандинавским материалом, темы же универсальны. Все дело в отношении человека к природе, к друг другу и к чему-то большему, чем ты сам.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Эйнар Селвик заставил 1600 русских петь на древнеисландском
1600 русских выкрикивают во все горло строфы из «Речей Высокого» — совсем недалеко от офиса Путина в Москве. «Гибнут стада, родня умирает, и смертен ты сам; но знаю одно, что вечно бессмертно: умершего слава!» Древнеисландские слова эхом разносятся над закрытой фабрикой «Красный Октябрь» в самом сердце Москвы.
Эйнар «Квитрафн» Селвик (Einar «Kvitrafn» Selvik) и норвежская группа «Вардруна» (Wardruna) указывают преданным россиянам прямую дорогу к Хель (Hel) (Хель — повелительница мира мертвых в скандинавской мифологии — прим. ред.). Доведенная до экстаза российская публика поет строчки из «Речей Высокого» наизусть, как и многие другие песни «Старшей Эдды».
Анатолий и его товарищи приехали сюда из самой Сибири.
«Мы из маленького городка под Омском, проехали больше 2200 километров, чтобы попасть на Эйнара. „Вардруна“ — наш главный пример для подражания», — говорит Анатолий.
«Ничего, что пришлось проделать такой путь. Сегодня в Москве просто потрясный вечер».
Викингами одержимы и в степях, и в Москве
Дима из Новосибирска сбрасывает с себя свитер, демонстрируя какие-то древнеисландские татуировки, и с яростью смотрит на корреспондента Aftenposten, который снимает на мобильник поющих древнеисландских русских. «Кончай ты эту ерунду, слушай лучше музыку!» — строго приказывает Дима.
Потом он раскидывает руки в стороны, откидывает голову назад и поет дальше звучные строчки из «Речей Высокого». «Ты оторвался от своих корней», — вырывается у Димы.
Большинство фанатов — обычные российские девушки и парни, они остаются в одежде, но совершенно очевидно, что все они просто тащатся от древнескандинавских песен о богах.
Молодые русские платят за билет на концерт столько же, сколько стоит место в первых рядах партера в историческом здании Большого театра, где выступают лучшие в мире танцовщики и оперные певцы.
Контекст
Русская культура во львовском зазеркалье
Куда исчезла культура?
Германская культура и шутки об Эрдогане
Star gazete 13.04.2016 Звуки рожка разносятся над «Красным Октябрем»
После двух часов музыки — рожка, берестяного рога, норвежской скрипки хардингфеле, губной гармоники, таких исторических инструментов, как трещотки, барабаны из оленей шкуры, костяные флейты и древнейший норвежский струнный инструмент Кравикская лира, стены «Красного Октября» просто начинают дрожать. Русские хотят петь на древнеисландском еще.
«У меня было такое ощущение, что я оказалась в мистическом, темном, погруженном в туман и мокром от дождя лесу. А на поляне стоит „Вардруна“, исполняет языческие обряды и дает нам какую-то мощную энергию. Описать это невозможно», — написала одна русская девушка в группе «ВКонтакте» после концерта.
11 тысяч фанатов следуют за своими норвежскими героями-музыкантами в социальной сети.
В группе «Вардруна» больше членов, чем в фанклубе невероятно популярного биатлониста Уле Эйнара Бьёрндалена (Ole Einar Bjørndalen).
«Я потрясен приемом»
— Это потрясающе. Просто чума, — говорит Эйнар Квитрафн Селвик корреспонденту Aftenposten после концерта в ночь на понедельник.
— Русские — очень непосредственные и страстные. Реагируют потрясающе. Мы впервые исполнили песню сверх программы. Они это действительно заслужили, — говорит Селвик.
— А как тебе удалось заставить 1600 русских петь «Речи Высокого» и хотеть попасть в царство мертвых?
— Думаю, что у нас параллельные культуры. Если углубиться в историю, то наследие у нас общее. И я думаю, что люди это чувствуют. И хотя мы упакованы в древнеисландское, темы-то все равно универсальные. Об отношении к природе, отношениях между людьми, о том, что больше, чем мы сами, независимо от того, относится ли это к религии, или нет, — говорит он.
Древнеисландская музыка находит путь к миллионам молодых
Селвик начал музыкальный проект «Вардруна» в 2003 году, он пишет музыку, основанную на рунах, древних инструментах, которые использовали еще викинги, и тексты на норвежском, древненорвежском и древнеисландском.
«Я затеял „Вардруну“, потому что чувствовал, что, хотя многие стали заниматься этой частью нашего культурного наследия, они толковали древнеисландское по-своему, использовали соответствующие инструменты, язык и звуки», — говорит Селвик. На этой неделе его к тому же выдвинули на соискание премии за исполнение норвежской музыки.
«Честно говоря, тогда, когда я начинал, то не думал, что это будет что-то особенное. И поэтому такой отклик кажется совершенно невероятным».
В Москву он взял с собой Линди-Фэй Хелла (Lindy-Fay Hella), Эйлифа Гундерсена (Eilif Gundersen), Арне Сандволла (Arne Sandvoll), Йоргена Бёнстю Нюрённинга (Jørgen Bønstu Nyrønning) и Ханса Кристиана Далгорда (Hans Christian Dalgaard).
По следам Рагнара Лодброка
Важная причина того, что норвежская группа собирает в Москве полные залы, — грандиозный ирландско-канадский сериал про «Викинги» о герое Рагнаре Лодброке.
Когда группа исполняет песни «Helvegen» и «Fehu», играющие в сериале важную роль, зал буквально дрожит.
Только в США и Канаде сериал «Викинги» посмотрели 7 миллионов человек. «Квитрафн» (Kvitrafn) сам принимал участие во многих сериях и исполнял свои песни.
«Я обратил внимание на то, что у людей очень личное отношение к музыке. Мысли, чувства, выраженные в ней, ее дух не менее важны, чем сама музыка», — признается Селвик корреспонденту Aftenposten.
Опасались православных экстремистов
Культ древнеисландской культуры, язычества и мифологии — не шутка в России, где экстремистские православные группы — такие, как «Народный собор» — нападали на музыкантов и останавливали концерты, также и те, в которых участвовали иностранные группы.
На прошлой неделе группа «Бельфегор» (Belphegor), играющая металл, вынуждена была прекратить выступления в Санкт-Петербурге после того, как стала получать угрозы и распоряжения удалить кресты и скульптуры, а также велела солисту петь потише, поскольку его манера исполнения могла задевать чувства православных верующих.
И хотя у «Вардруны» совершенно иной посыл и музыкальное содержание, норвежцы перед концертом волновались из-за драматичной ситуации в Санкт-Петербурге.
«Не дадим религиозным экстремистам заставить нас замолчать», — написал фанклуб и призвал всех к осторожности в соцсетях, чтобы у российской прокуратуры не было повода начать реагировать.
Они поют только на древнеисландском
Анатолий и Сергей из сибирского Омска сами играют в группе «Nytt Land» и, как и «Вардруна», используют только древние норвежские музыкальные инструменты.
Им выпала честь играть на разогреве у норвежцев. Nytt Land тоже исполняла все песни на норвежские стихи из «Старшей Эдды».
— Что заставляет девушек и парней из Сибири петь на древнеисландском?
— В этой музыке мы узнаем себя, и в звуках, и в инструментах. И еще мы чувствуем, что это почти шаманизм, а у него в Сибири прочные корни, — отвечает Анатолий.
Во вторник восторженные российские фанаты уже принялись планировать в социальных сетях поездку к могилам хёвдингов в Борре (Borre) в Вестфолле (Vestfold), чтобы испытать, как «Вардруна» выступает «на своем поле».
«В Норвегии дорого. Но в этой стране прекрасно можно жить и в палатке — как туристы», — пишут энтузиасты.
Поэтому не исключено, что где-то на берегах Осло-фьорда летом могут появиться русские, говорящие на древненорвежском.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Ссылки по теме:
Викинги: жестокие и кровожадные
Викинги — пионеры глобализации
Викинги вновь стали зловещими
Лучшие
Все комментарии
Юнгер
Бухтяр
Hitrii_indeec
Юнгер
yarkedr
Юнгер
yarkedr
Бухтяр
Юнгер
Бухтяр
Юнгер
шаман
Пациент Склифасовского
Marabu
шаман
Илья Муромец
Табаки
laatokka
maxkrut
Из СПб
в ответ ( Показать комментарий Скрыть комментарий)
Популярное
Atlantico: мусульмане вывозили из Европы миллионы белых рабов. Но о расизме никто не говорит
SCMP: у Китая нет ни сил, ни желания помогать России воевать с Украиной
TNI: Россия не смирится с прозападной Украиной
The American Spectator: украинская игра не стоит свеч
Факты: России не страшно отключение от SWIFT. И вот почему
Atlantico: мусульмане вывозили из Европы миллионы белых рабов. Но о расизме никто не говорит
The Spectator: если Киев не попросит пощады, Россия начнет войну
TNI: Россия не смирится с прозападной Украиной
Die Welt: Германия откладывает «Северный поток – 2» в долгий ящик
Лiга: цены на газ взлетели после слов главы МИД Германии о «Северном потоке — 2»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на ИноСМИ.Ru обязательна (в интернете — гиперссылка).
Использование переводов в коммерческих целях запрещено
Ошибка
Произошла ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.
Факт регистрации пользователя на сайтах РИА Новости обозначает его согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на русском языке.
Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.
Комментарий пользователя может быть подвергнут редактированию или заблокирован в процессе размещения, если он:
В случае трехкратного нарушения правил комментирования пользователи будут переводиться в группу предварительного редактирования сроком на одну неделю.
При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.
Пожалуйста, пишите грамотно – комментарии, в которых проявляется неуважение к русскому языку, намеренное пренебрежение его правилами и нормами, могут блокироваться вне зависимости от содержания.