Wss что это такое

Как работает JS: WebSocket и HTTP/2+SSE. Что выбрать?

Wss что это такое. Смотреть фото Wss что это такое. Смотреть картинку Wss что это такое. Картинка про Wss что это такое. Фото Wss что это такое

В этот раз мы поговорим о коммуникационных протоколах, сопоставим и обсудим их особенности и составные части. Тут мы займёмся технологиями WebSocket и HTTP/2, в частности, поговорим о безопасности и поделимся советами, касающимися выбора подходящих протоколов в различных ситуациях.

Введение

В наши дни сложные веб-приложения, обладающие насыщенными динамическими пользовательскими интерфейсами, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. А ведь интернету пришлось пройти долгий путь для того, чтобы достичь его сегодняшнего состояния.

В самом начале интернет не был рассчитан на поддержку подобных приложений. Он был задуман как коллекция HTML-страниц, как «паутина» из связанных друг с другом ссылками документов. Всё было, в основном, построено вокруг парадигмы HTTP «запрос/ответ». Клиентские приложения загружали страницы и после этого ничего не происходило до того момента, пока пользователь не щёлкнул мышью по ссылке для перехода на очередную страницу.

Примерно в 2005-м году появилась технология AJAX и множество программистов начало исследовать возможности двунаправленной связи между клиентом и сервером. Однако, все сеансы HTTP-связи всё ещё инициировал клиент, что требовало либо участия пользователя, либо выполнения периодических обращений к серверу для загрузки новых данных.

«Двунаправленный» обмен данными по HTTP

Технологии, которые позволяют «упреждающе» отправлять данные с сервера на клиент существуют уже довольно давно. Среди них — Push и Comet.

Один из наиболее часто используемых приёмов для создании иллюзии того, что сервер самостоятельно отправляет данные клиенту, называется «длинный опрос» (long polling). С использованием этой технологии клиент открывает HTTP-соединение с сервером, который держит его открытым до тех пор, пока не будет отправлен ответ. В результате, когда у сервера появляются данные для клиента, он их ему отправляет.

Вот пример очень простого фрагмента кода, реализующего технологию длинного опроса:

Эта конструкция представляет собой функцию, которая сама себя вызывает после того, как, в первый раз, будет запущена автоматически. Она задаёт 10-секундный интервал для каждого асинхронного Ajax-обращению к серверу, а после обработки ответа сервера снова выполняется планирование вызова функции.

Ещё одна используемая в подобной ситуации техника — это Flash или составной запрос HXR, и так называемые htmlfiles.

У всех этих технологий одна и та же проблема: дополнительная нагрузка на систему, которую создаёт использование HTTP, что делает всё это неподходящим для организации работы приложений, где требуется высокая скорость отклика. Например, это что-то вроде многопользовательской браузерной «стрелялки» или любой другой онлайн-игры, действия в которой выполняются в режиме реального времени.

Введение в технологию WebSocket

Спецификация WebSocket определяет API для установки соединения между веб-браузером и сервером, основанного на «сокете». Проще говоря, это — постоянное соединение между клиентом и сервером, пользуясь которыми клиент и сервер могут отправлять данные друг другу в любое время.

Wss что это такое. Смотреть фото Wss что это такое. Смотреть картинку Wss что это такое. Картинка про Wss что это такое. Фото Wss что это такое

Посмотрим, как установка такого соединения выглядит со стороны клиента:

Вот упрощённый пример заголовков исходного запроса.

После установки соединения в ответе сервера будут сведения о переходе на протокол WebSocket:

После этого вызывается событие open в экземпляре WebSocket на клиенте:

Теперь, после завершения фазы рукопожатия, исходное HTTP-соединение заменяется на WebSocket-соединение, которое использует то же самое базовое TCP/IP-соединение. В этот момент и клиент и сервер могут приступать к отправке данных.

Благодаря использованию WebSocket можно отправлять любые объёмы данных, не подвергая систему ненужной нагрузке, вызываемой использованием традиционных HTTP-запросов. Данные передаются по WebSocket-соединению в виде сообщений, каждое из которых состоит из одного или нескольких фреймов, содержащих отправляемые данные (полезную нагрузку). Для того, чтобы обеспечить правильную сборку исходного сообщения по достижению им клиента, каждый фрейм имеет префикс, содержащий 4-12 байтов данных о полезной нагрузке. Использование системы обмена сообщениями, основанной на фреймах, помогает сократить число служебных данных, передаваемых по каналу связи, что значительно уменьшает задержки при передаче информации.

Стоит отметить, что клиенту будет сообщено о поступлении нового сообщения только после того, как будут получены все фреймы и исходная полезная нагрузка сообщения будет реконструирована.

Различные URL протокола WebSocket

При построении URL-адресов используются определённые правила. Особенностью URL WebSocket является то, что они не поддерживают якоря ( #sample_anchor ).

В остальном к URL WebSocket применяются те же правила, что и к URL HTTP. При использовании ws-адресов соединение оказывается незашифрованным, по умолчанию применяется порт 80. При использовании wss требуется TLS-шифрование и применяется порт 443.

Протокол работы с фреймами

Взглянем поближе на протокол работы с фреймами WebSocket. Вот что можно узнать о структуре фрейма из соответствующего RFC:

Wss что это такое. Смотреть фото Wss что это такое. Смотреть картинку Wss что это такое. Картинка про Wss что это такое. Фото Wss что это такое

Если говорить о версии WebSocket, стандартизированной RFC, то можно сказать, что в начале каждого пакета имеется небольшой заголовок. Однако, устроен он довольно сложно. Вот описание его составных частей:

Данные во фреймах

API для передачи данных по протоколу WebSocket устроено очень просто:

Узнать, что находится внутри фреймов WebSocket-соединения, можно с помощью вкладки Network (Сеть) инструментов разработчика Chrome:

Wss что это такое. Смотреть фото Wss что это такое. Смотреть картинку Wss что это такое. Картинка про Wss что это такое. Фото Wss что это такое

Фрагментация данных

Логика объединения фреймов, в общих чертах, выглядит так:

Благодаря фрагментации сервер может подобрать буфер разумного размера, а, когда буфер заполняется, отправлять данные в сеть. Второй вариант использования фрагментации заключается в мультиплексировании, когда нежелательно, чтобы сообщение занимало весь логический канал связи. В результате для целей мультиплексирования нужно иметь возможность разбивать сообщения на более мелкие фрагменты для того, чтобы лучше организовать совместное использование канала.

О heartbeat-сообщениях

В любой момент после процедуры рукопожатия, либо клиент, либо сервер, может решить отправить другой стороне ping-сообщение. Получая такое сообщение, получатель должен отправить, как можно скорее, pong-сообщение. Это и есть heartbeat-сообщения. Их можно использовать для того, чтобы проверить, подключён ли ещё клиент к серверу.

Подобная схема обмена сообщениями может быть очень полезной. Есть службы (вроде балансировщиков нагрузки), которые останавливают простаивающие соединения.

Вдобавок, одна из сторон не может, без дополнительных усилий, узнать о том, что другая сторона завершила работу. Только при следующей отправке данных вы можете выяснить, что что-то пошло не так.

Обработка ошибок

Закрытие соединения

Вот как инициируют операцию закрытия WebSocket-соединения на клиенте:

Кроме того, для того, чтобы произвести очистку после завершения закрытия соединения, можно подписаться на событие close :

Серверу нужно прослушивать событие close для того, чтобы, при необходимости, его обработать:

Сравнение технологий WebSocket и HTTP/2

Хотя HTTP/2 предлагает множество возможностей, эта технология не может полностью заменить существующие push-технологии и потоковые способы передачи данных.

Первое, что важно знать об HTTP/2, заключается в том, что это — не замена всего, что есть в HTTP. Виды запросов, коды состояний и большинство заголовков остаются такими же, как и при использовании HTTP. Новшества HTTP/2 заключаются в повышении эффективности передачи данных по сети.

Если сравнить HTTP/2 и WebSocket, мы увидим много общих черт.

ПоказательHTTP/2WebSocket
Сжатие заголовковДа (HPACK)Нет
Передача бинарных данныхДаДа (бинарные или текстовые)
МультиплексированиеДаДа
ПриоритизацияДаНет
СжатиеДаДа
НаправлениеКлиент/Сервер и Server PushДвунаправленная передача данных
Полнодуплексный режимДаДа

Как уже было сказано, HTTP/2 вводит технологию Server Push, которая позволяет серверу отправлять данные в клиентский кэш по собственной инициативе. Однако, при использовании этой технологии данные нельзя отправлять прямо в приложение. Данные, отправленные сервером по своей инициативе, обрабатывает браузер, при этом нет API, которые позволяют, например, уведомить приложение о поступлении данных с сервера и отреагировать на это событие.

Именно в подобной ситуации весьма полезной оказывается технология Server-Sent Events (SSE). SSE — это механизм, который позволяет серверу асинхронно отправлять данные клиенту после установления клиент-серверного соединения.

Так как технология SSE основана на HTTP, она отлично сочетается с HTTP/2. Её можно скомбинировать с некоторыми возможностями HTTP/2, что открывает дополнительные перспективы. А именно, HTTP/2 даёт эффективный транспортный уровень, основанный на мультиплексированных каналах, а SSE даёт приложениям API для передачи данных с сервера.

Для того, чтобы в полной мере понять возможности мультиплексирования и потоковой передачи данных, взглянем на определение IETF: «поток» — это независимая, двунаправленная последовательность фреймов, передаваемых между клиентом и сервером в рамках соединения HTTP/2. Одна из его основных характеристик заключается в том, что одно HTTP/2-соединение может содержать несколько одновременно открытых потоков, причём, любая конечная точка может обрабатывать чередующиеся фреймы из нескольких потоков.

Wss что это такое. Смотреть фото Wss что это такое. Смотреть картинку Wss что это такое. Картинка про Wss что это такое. Фото Wss что это такое

Технология SSE основана на HTTP. Это означает, что с использованием HTTP/2 не только несколько SSE-потоков могут передавать данные в одном TCP-соединении, но то же самое может быть сделано и с комбинацией из нескольких наборов SSE-потоков (отправка данных клиенту по инициативе сервера) и нескольких запросов клиента (уходящих к серверу).

Благодаря HTTP/2 и SSE теперь имеется возможность организации двунаправленных соединений, основанных исключительно на возможностях HTTP, и имеется простое API, которое позволяет обрабатывать в клиентских приложениях данные, поступающие с серверов. Недостаточные возможности в сфере двунаправленной передачи данных часто рассматривались как основной недостаток при сравнении SSE и WebSocket. Благодаря HTTP/2 подобного недостатка больше не существует. Это открывает возможности по построению систем обмена данными между серверными и клиентскими частями приложений исключительно с использованием возможностей HTTP, без привлечения технологии WebSocket.

WebSocket и HTTP/2. Что выбрать?

Несмотря на чрезвычайно широкое распространение связки HTTP/2+SSE, технология WebSocket, совершенно определённо, не исчезнет, в основном из-за того, что она отлично освоена и из-за того, что в весьма специфических случаях у неё есть преимущества перед HTTP/2, так как она была создана для обеспечения двустороннего обмена данными с меньшей дополнительной нагрузкой на систему (например, это касается заголовков).

Предположим, вы хотите создать онлайн-игру, которая нуждается в передаче огромного количества сообщений между клиентами и сервером. В подобном случае WebSocket подойдёт гораздо лучше, чем комбинация HTTP/2 и SSE.

В целом, можно порекомендовать использование WebSocket для случаев, когда нужен по-настоящему низкий уровень задержек, приближающийся, при организации связи между клиентом и сервером, к обмену данными в реальном времени. Помните, что такой подход может потребовать переосмысления того, как строится серверная часть приложения, а также то, что тут может потребоваться обратить внимание на другие технологии, вроде очередей событий.

Если вам нужно, например, показывать пользователям в реальном времени новости или рыночные данные, или вы создаёте чат-приложение, использование связки HTTP/2+SSE даст вам эффективный двунаправленный канал связи, и, в то же время — преимущества работы с технологиями из мира HTTP. А именно, технология WebSocket нередко становится источником проблем, если рассматривать её с точки зрения совместимости с существующей веб-инфраструктурой, так как её использование предусматривает перевод HTTP-соединения на совершенно другой протокол, ничего общего с HTTP не имеющий. Кроме того, тут стоит учесть соображения масштабируемости и безопасности. Компоненты веб-систем (файрволы, средства обнаружения вторжений, балансировщики нагрузки) создают, настраивают и поддерживают с оглядкой на HTTP. В результате, если говорить об отказоустойчивости, безопасности и масштабируемости, для больших или очень важных приложений лучше подойдёт именно HTTP-среда.

Кроме того, во внимание стоит принять и поддержку технологий браузерами. Посмотрим, как с этим дела обстоят у WebSocket:

Wss что это такое. Смотреть фото Wss что это такое. Смотреть картинку Wss что это такое. Картинка про Wss что это такое. Фото Wss что это такое

Тут всё выглядит очень даже прилично. Однако, в случае с HTTP/2 всё уже не так:

Wss что это такое. Смотреть фото Wss что это такое. Смотреть картинку Wss что это такое. Картинка про Wss что это такое. Фото Wss что это такое

Тут можно отметить следующие особенности поддержки HTTP/2 в разных браузерах:

Wss что это такое. Смотреть фото Wss что это такое. Смотреть картинку Wss что это такое. Картинка про Wss что это такое. Фото Wss что это такое

Не поддерживают эту технологию лишь IE/Edge. (Да, Opera Mini не поддерживает ни SSE, ни WebSocket, поэтому поддержку в этом браузере мы можем, сравнивая эти технологии, и не учитывать.) Однако, для IE/Edge существуют достойные полифиллы.

Итоги

Как видите, у технологий WebSockets и HTTP/2+SSE есть, в сравнении друг с другом, и преимущества, и недостатки. Что же всё-таки выбрать? Пожалуй, на этот вопрос поможет ответить лишь анализ конкретного проекта и всесторонний учёт его требований и особенностей. Возможно, помощь при принятии решения окажет знание того, как эти технологии используют в уже существующих проектах. Так, автор этого материала говорит, что они, в SessionStack, используют, в зависимости от ситуации, и WebSockets, и HTTP.

Когда библиотеку SessionStack интегрируют в веб-приложение, она начинает собирать и записывать все изменения DOM, события, возникающие при взаимодействии с пользователем, JS-исключения, результаты трассировки стека, неудачные сетевые запросы, отладочные сообщения, позволяя воспроизводить проблемные ситуации и наблюдать за всем, что происходит при работе пользователя с приложением. Всё это происходит в режиме реального времени и не должно влиять на производительность веб-приложения. Администратор может наблюдать за сеансом работы пользователя прямо в процессе работы этого пользователя. В этом сценарии в SessionStack решили использовать HTTP, так как двунаправленный обмен данными тут не нужен (сервер просто передаёт данные в браузер). Использование в подобной ситуации WebSocket было бы неоправданно, привело бы к усложнению поддержки и масштабирования решения. Однако, библиотека SessionStack, интегрируемая в веб-приложение, использует WebSocket, и, только если организовать обмен данными по WebSocket невозможно, переходит на HTTP.

Библиотека собирает данные в пакеты и отправляет на сервера SessionStack. В настоящее время реализуется лишь передача данных с клиента на сервер, но не наоборот, однако, некоторые возможности библиотеки, которые появятся в будущем, требуют двунаправленного обмена данными, именно поэтому здесь и используется технология WebSocket.

Уважаемые читатели! Пользовались ли вы технологиями WebSocket и HTTP/2+SSE? Если да — просим рассказать о том, какие задачи вы с их помощью решали, и о том, как вам понравилось то, что получилось.

Источник

WebSockets — полноценный асинхронный веб

Wss что это такое. Смотреть фото Wss что это такое. Смотреть картинку Wss что это такое. Картинка про Wss что это такое. Фото Wss что это такое Пару недель назад разработчики Google Chromium опубликовали новость о поддержке технологии WebSocket. В айтишном буржунете новость произвела эффект разорвавшейся бомбы. В тот же день различные очень известные айтишники опробовали новинку и оставили восторженные отзывы в своих блогах. Моментально разработчики самых разных серверов/библиотек/фреймворков (в их числе Apache, EventMachine, Twisted, MochiWeb и т.д.) объявили о том, что поддержка ВебСокетов будет реализована в их продуктах в ближайшее время.
Что же такого интересного сулит нам технология? На мой взгляд, WebSocket — это самое кардинальное расширение протокола HTTP с его появления. Это не финтифлюшки, это сдвиг парадигмы HTTP. Изначально синхронный протокол, построенный по модели «запрос — ответ», становится полностью асинхронным и симметричным. Теперь уже нет клиента и сервера с фиксированными ролями, а есть два равноправных участника обмена данными. Каждый работает сам по себе, и когда надо отправляет данные другому. Отправил — и пошел дальше, ничего ждать не надо. Вторая сторона ответит, когда захочет — может не сразу, а может и вообще не ответит. Протокол дает полную свободу в обмене данными, вам решать как это использовать.

Я считаю, что веб сокеты придутся ко двору, если вы разрабатываете:
— веб-приложения с интенсивным обменом данными, требовательные к скорости обмена и каналу;
— приложения, следующие стандартам;
— «долгоиграющие» веб-приложения;
— комплексные приложения со множеством различных асинхронных блоков на странице;
— кросс-доменные приложения.

И как это работает?

Очень просто! Как только ваша страница решила, что она хочет открыть веб сокет на сервер, она создает специальный javascript-объект:

А что при этом происходит в сети?

GET /demo HTTP/1.1
Upgrade: WebSocket
Connection: Upgrade
Host: site.com
Origin: http://site.com

HTTP/1.1 101 Web Socket Protocol Handshake
Upgrade: WebSocket
Connection: Upgrade
WebSocket-Origin: http://site.com
WebSocket-Location: ws://site.com/demo

Если браузер это устраивает, то он просто оставляет TCP-соединение открытым. Все — «рукопожатие» совершено, канал обмена данными готов.
Как только одна сторона хочет передать другой какую-то информацию, она отправляет дата-фрейм следующего вида:

То есть просто строка текста — последовательность байт, к которой спереди приставлен нулевой байт 0x00, а в конце — 0xFF. И все — никаких заголовков, метаданных! Что именно отправлять, разработчики полностью оставили на ваше усмотрение: хотите XML, хотите JSON, да хоть стихи Пушкина.
Каждый раз, когда браузер будет получать такое сообщение, он будет «дергать» ваш колл-бек onmessage.

Легко понять, что КПД такого протокола стремится к 95%. Это не классический AJAX-запрос, где на каждую фитюльку приходится пересылать несколько килобайт заголовков. Разница будет особенно заметна если делать частый обмен небольшими блоками данных. Скорость обработки так же стремится к скорости чистого TCP-сокета — ведь все уже готово — соединение открыто — всего лишь байты переслать.

А картинку можно отправить?

Что значит «один или несколько байт»? Чтобы не создавать ограничений на длину передаваемого сообщения и в тоже время не расходовать байты нерационально, разработчики использовали очень хитрый способ указания длины тела сообщения. Каждый байт в указании длины рассматривается по частям: самый старший бит указывает является ли этот байт последним (0) либо же за ним есть другие (1), а младшие 7 битов содержат собственно данные. Обрабатывать можно так: как только вы получили признак бинарного дата-фрейма 0x80, вы берете следующий байт и откладываете его в отдельную «копилку», смотрите на следующий байт — если у него установлен старший бит, то переносите и его в «копилку», и так далее, пока вам не встретится байт с 0 старшим битом. Значит это последний байт в указателе длины — его тоже переносите в «копилку». Теперь из всех байтов в «копилке» убираете старшие биты и слепляете остаток. Вот это и будет длина тела сообщения. Еще можно интерпретировать как 7-битные числа без старшего бита.

Например, самую главную картинку веб-дизайна — прозначный однопиксельный GIF размером 43 байта можно передать так:

Не правда ли, очень элегантно?

Что это нам дает?

Скорость и эффективность

Высокую скорость и эффективность передачи обеспечивает малый размер передаваемых данных, который иногда даже будет помещаться в один TCP-пакет — здесь, конечно, же все зависит от вашей бизнес-логики. (В дата-фрейм можно засунуть и БСЭ, но для такой передачи потребуется чуть больше 1 TCP- пакета. 🙂 ).
Так же учтите, что соединение уже готово — не надо тратить время и трафик на его установление, хендшейки, переговоры.

Стандартность

Самим своим выходом WebSockets отправит на свалку истории Comet и все приблуды накрученные поверх него — Bayuex, LongPolling, MultiPart и так далее. Это все полезные технологии, но по большей части, они работают на хаках, а не стандартах. Отсюда периодески возникают проблемы: то прокся ответ «зажевала» и отдала его только накопив несколько ответов. Для «пробивания» проксей часто использовался двух-килобайтный «вантуз» — т.е. объем передаваемых данных увеличивался пробелами (или другими незначащими символами) до 2К, которые многие прокси передавали сразу, не задерживая. Периодически антивирусы выражали свое желание получить ответ полностью, проверить его, и только потом передать получателю. Конечно, сегодня все эти проблемы более-менее решены — иначе бы не было такого большого кол-ва веб-приложений. Однако, развитие в этом направлении сопряжено с появлением новых проблем — именно потому, что это попытка делать в обход стандарта.

Время жизни канала

В отличие от HTTP веб-сокеты не имеют ограничений на время жизни в неактивном состоянии. Это значит, что больше не надо периодически рефрешить соединение, т.к. его не вправе «прихлопывать» всякие прокси. Значит, соединение может висеть в неактивном виде и не требовать ресурсов. Конечно, можно возразить, что на сервере будут забиваться TCP-сокеты. Для этого достаточно использовать хороший мультиплексор, и нормальный сервер легко потянет до миллиона открытых коннектов.

Комплексные веб-приложения

Как известно в HTTP предусмотрено ограничение на число одновременных октрытых сессий к одному серверу. Из-за этого если у вас много различных асинхронных блоков на странице, то вам приходилось делать не только серверный, но и клиентский мультиплексор — именно отсюда идет Bayeux Protocol.
К счастью, это ограничение не распространяется на веб-сокеты. Открываете столько, сколько вам нужно. А сколько использовать — одно (и через него все мультиплексировать) или же наоборот — на каждый блок свое соединение — решать вам. Исходите из удобства разработки, нагрузки на сервер и клиент.

Кросс-доменные приложения

И еще один «камень в ботинке» AJAX-разработчика — проблемы с кросс-доменными приложениями. Да, и для них тоже придумана масса хаков. Помашем им ручкой и смахнем скупую слезу. WebSockets не имеет таких ограничений. Ограничения вводятся не по принципу «из-того-же-источника», а из «разрешенного-источника», и определяются не на клиенте, а на сервере. Думаю, внимательные уже заметили новый заголовок Origin. Через него передается информация откуда хотят подключиться к вашему websocket-у. Если этот адрес вас не устраивает, то вы отказываете в соединение.
Все! Конец кросс-доменной зопяной боли!

А руками пощупать можно?

UPDATE: Одной из открытых реализаций веб-сокетов является чат на www.mibbit.com (заметка в их блоге).
PHP-реализация сервера WebSocket также представлена модулем к асинхронному фреймворку phpDaemon, модуль называется WebSocketServer. Пример простейшего приложения, которое отвечает «pong» на фрейм (пакет) «ping» — ExampleWebSocket.
Вы можете попутно прослушать соедиение с помощью например tcpdump или любой другой программы и увидеть в действии всю ту механику, которую я описал выше.

Светлое будущее

И когда же оно настанет? На самом деле очень скоро. Гугл в очередной раз дал «волшебного пендаля» всей веб-индустрии, и все зашевелились. Вы удивитесь, но тут же люди вспомнили, что в багзилле фаерфокса уже год(!) висит задача на эту тему. В Хроме все изменения сделаны в WebKit — а значит очень скоро появится поддержка в Safari. Скоро подтянутся и остальные браузеры.

А если нельзя, но очень хочется?

На этот случай придуман временный заменитель — библиотечка web-socket-js с помощью флеша эмулирующая веб-сокеты. К сожалению, у нее есть небольшие проблемы с проксями и кросс-доменной работой. Но в качестве временного решения ее стоит опробовать.

Выводы

На мой взгляд, как только люди распробуют, эта технология получить очень широкое распространение. К весне-лету мы получим массу сайтов с ней. И как в свое время несколько лет прошло «под звездой AJAX», так и здесь год-другой мы будем слышать отзывы о внедрении WebSockets повсеместно.

Осторожно, двери закрываются. Не опоздайте на поезд в будущее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *