Агрессивный начальник что делать
Как поставить начальника на место? Что делать когда он ведет себя агресивно? 14 приемов как корректно себя вести с ним!
В статье мы расскажем:
Хорошие отношения с начальством — залог успешного карьерного роста. Есть немало людей, которые не умеют правильно общаться со своим руководителем. И как поставить начальника на место, если ситуация становится неприятной. Когда босс не сдерживает себя, начинает прилюдно оскорблять подчиненного и пользоваться своим положением.
Далеко не каждому нравится слышать в свою сторону упреки и терпеть хамское к себе отношение. Что делать в данной ситуации? Об этом ниже.
Все типы начальников
Одни люди рождены с качеством руководителя, а другим приходится учиться этому качеству не один год. Грамотный руководитель должен быть уверенным, общительным, организованным и стрессоустойчивым.
Если рабочая структура рушиться и в коллективе регулярно происходят стычки, стоит задуматься о профессионализме начальника. Возможно, есть хорошая перспектива занять его место.
Неумелые начальники останавливают не только продвижение компании, но и разрушают отношения в коллективе.
Ниже подобраны все виды руководителей:
Пресмыкающийся — руководитель среднего звена, настроение которого зависит от начальства свыше. Сегодня он может хвалить сотрудника, а завтра оскорблять его при всем коллективе.
Диктатор — его авторитарный режим вряд ли кому-то нравится. Он не хочет слышать критику и предложения, все должно быть так, как он скажет. Зачастую данному типу начальников не угодить, он всегда найдет, к чему придраться.
Разгильдяй — не умеет следить за коллективом и организовывать деловые встречи, мероприятия, следить за ходом работы, забывает о сроках получения з/п и т. д. В результате он срывается на сотрудников и во всем винит их.
Садист — использует свои знания в негативных целях. Все слабые стороны подчиненного применяет для оскорблений и унижений его прилюдно. Таким образом, он внушает чувства страха и в остальных.
Артист — не обладает компетентностью в руководстве, поэтому играет роль специалиста. Если потребуется показать свою власть, начнет оскорблять сотрудников.
Трус — боится любой конкурентной борьбы, поэтому заведомо уничтожает конкурентов путем их унижения.
Отец-наставник, мать-директор — профессионально справляется с обязанностями руководителя, однако периодично может срываться на подчиненных. Настроение восстанавливается быстро, поэтому серьезных разрушений подобное поведение не приносит.
Чтобы правильно подобрать ответ начальнику, необходимо определить его тип и проанализировать ситуацию.
Какие бывают поведения
Некомпетентный руководитель может вести себя следующим образом:
грубая форма изложения мыслей;
высмеивание и унижение подчиненных;
заигрывание, непристойные намеки;
саркастичное и двусмысленное поведение и т. д.
Все это показывает, что начальник крайне слаб на должности руководителя. Большинство некомпетентных боссов заняли свою должность благодаря силе или дружбе с другими начальниками.
Как правильно вести себя
Как поставить начальника на место, используя простые методы:
Спокойствие.
Нельзя эмоциям брать над собой верх и отвечать на грубость грубостью. Это не только позволит начальнику легче манипулировать ситуаций, но и может стать причиной плохого отношения к себе на протяжении долгого времени.
Перед разговором следует подготовиться и успокоиться. Достаточно закрыть глаза на несколько минут и ровно дышать, избегая негативных мыслей. Хладнокровное спокойствие позволит избежать хамского поведения начальника.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
4 метода общения с нервным и вспыльчивым начальником
4 стратегии поведения, которые можно использовать при общении с «плохим» боссом.
Начальник не всегда прав, но он всегда начальник.
Артур Блох. Законы Мёрфи
1. Возьмите инициативу в свои руки
Как сказал мне один клиент: «Когда босс вызывает нас на «экстренное» совещание, мы, как правило, понимаем, что она собирается нас чихвостить. Она либо рвет и мечет, либо холодна как лед. Иногда она находится в прекрасном расположении духа, однако нас не покидает ощущение, что вот-вот мы попадем в ловушку «.
Выход из ситуации – это предвидеть плохое поведение босса. Держите наготове план действий. Если босс начинает себя плохо вести, смело приводите свой план в действие. Если босс демонстрирует его/ее лучшее поведение, подкрепляйте его («Прекрасное собрание», «Спасибо!»).
Сталкиваясь с трудной ситуацией, будьте активны, мыслите позитивно. Демонстрируйте уверенность в себе и храните равновесие. Если ваш босс хулиган, это покажет ему, что вас нельзя запугать его издевательствами.
2. Будьте подготовлены
Вы, наверняка, знаете модель плохого поведения начальства, поэтому старайтесь его предвидеть и готовить свой ответ заранее. Организуйте свои ответы в картотеку и пробуйте применять их на практике.
Выступая против своего трудного начальника, нужно быть готовым к нежелательным последствиям. Босс может развернуть против Вас травлю, или дать какой-нибудь штраф, или даже уволить. Вот почему важно все обдумать заранее. На что Вы готовы? Каковы Ваши цели? Сможете ли Вы справиться с возможными наихудшими результатами?
3. Будьте профессиональны
4. Будьте настойчивы
Вряд ли ситуация с Вашим боссом изменится в одночасье, поэтому будьте готовы к длительному пути. Кроме того, будьте настойчивы, выявляя плохое поведение босса, сразу приводите свой план в действие. Ваши коллеги могут последовать Вашему примеру и также начать бороться с боссом (хотя вы должны быть готовы к тому, что босс будет пытаться настроить их против Вас, или наоборот Ваши коллеги не окажут Вам поддержку). Решение проблемы состоит в том, чтобы не позволить Вашему боссу продолжать его/ее плохое поведение.
Количество слов: 528 Время на чтение: 3 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 15 001 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 24 раз!
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
«Давайте поговорим об этом позже»: снижаем гнев начальника, который устраивает разнос
Сесть поближе
Если предстоит совещание, на котором начальник снова устроит разнос, попробуйте сесть рядом с ним. Находясь поблизости, вы можете заметить, что его агрессия удивительным образом снижается. Это означает, что вам удастся выйти сухим из воды.
Не принимать на свой счет
Очень часто причиной агрессии можете являться вовсе не вы, а предмет разговора или проблема, которую требуется решить. Постарайтесь отстраниться и не реагировать на крики. Обращайте внимание на суть того, что говорит ваш шеф, а не на тон, с которым он это делает.
Искать причины
Психологи считают, что крик обычно выдает слабость и неуверенность. Начальник, который повышает голос, на самом деле чего-то боится. Если сможете найти истинную причину, вы получите ключ к устранению гнева.
Не исключено, что вышестоящее начальство точно так же устраивает разнос вашему шефу. Возможно, он просто слишком эмоционален, и поэтому остро реагирует на все проблемы, реальные или даже мнимые.
Выбрать время
«Давайте поговорим об этом позже» – очень хорошая фраза для тех, кто хочет снизить гнев начальника. Если каждое утро босс приходит в офис в плохом настроении, подождите, пока он выпьет свой утренний кофе и будет расположен к разговору. Если недавно он проводил напряженные переговоры, лучше залечь на дно. Подождите, пока настроение шефа улучшится. Постепенно вы научитесь выбирать подходящие моменты для разговоров.
Записывать
Если начальник часто бывает агрессивен, при очередной вспышке достаньте блокнот и ручку и скажите: «Я записываю». На самом деле это хитрость, направленная на то, чтобы заставить собеседника говорить чуть медленнее. Шеф будет сосредоточен на том, чтобы контролировать собственную речь, а уровень агрессии снизится.
Сохранять спокойствие
Не вступайте в словесную перепалку с начальством, потому что данное поведение лишь ухудшит ситуацию. Старайтесь промолчать, как бы сильно ни хотелось ответить на претензии, особенно если они необоснованные. Если эмоции переполняют вас, найдите повод прервать разговор и покинуть комнату.
Назвать по имени
Эта еще одна хитрость, которую можно применить при общении с разгневанным начальником. Психологи утверждают, что каждому человеку приятно слышать собственно имя. Если вы несколько раз обратитесь к шефу, это подействует отрезвляюще. Он должен осознать, что нужно сменить тон.
Отстраниться
Если вы не можете остановить поток гнева, попробуйте просто переждать. Отстранитесь от ситуации, представляя, что вы небольшая муха, которая сидит на люстре, и ее совсем не беспокоит, что люди внизу не могут что-то решить. Переведите взгляд за окно и рассматривайте листья на деревьях. Так вы сможете мысленно перенестись в другую обстановку, где на вас никто не кричит.
Повторять одно и то же
Если с вашим начальником бесполезно спорить, когда он злится, используйте дежурную фразу и постоянно ее повторяйте. На каждую претензию или очередной упрек отвечайте: «Я понимаю». Нужно будет четыре-пять раз повторить одно и то же. За это время начальник выплеснет свою агрессию, и вы сможете общаться в нормальном русле.
Задать вопрос
Вы можете никак не реагировать, сделав вид, что ничего не поняли, или спросить «Что еще со мной не так?» Этот вопрос нужно произносить абсолютно нейтральным тоном без малейшего намека на сарказм. Агрессивный начальник поймет, что вы не собираетесь играть по его правилам.
Если все описанные приемы не помогают, никто не заставляет вас терпеть постоянное хамство в свой адрес. Если агрессивный начальник своими криками мешает нормально работать или подрывает ваше здоровье, не бойтесь решиться на увольнение. Подумайте о том, стоит ли тратить время на человека, который не уважает подчиненных и создает стрессовые условия.
Как противостоять агрессии начальника
Человеческая агрессия подчас совершенно не имеет смысла. И в этом ее уникальность. Мы проявляем агрессию не только для того, что бы защититься. Или продемонстрировать, что вот эта дама сегодня танцует со мной. Или эта пещера уже занята. В общем, зачастую мы используем агрессию не по назначению. И способов борьбы с ней у нас тоже множество. Но, увы, они далеко не универсальны. Почему?
Если в рабочей обстановке вспоминать об агрессии — большинство подчиненных как-то невольно припоминает, как получали разнос от начальства. «Показать зубы», как водится, этому субъекту, конечно, иногда ну очень соблазнительно. Но решиться на такое, как правило, можно не всегда. Начальственная же агрессия никуда при этом не денется.
Крики и вопли собственного патрона могут ох как сильно испортить рабочий настрой. Отпадает желание вообще что-либо делать, а уж говорить с начальником — и вообще не хочется до самого конца света. Даже если он настанет в виде потопа, и у патрона вдруг появится лишняя подводная лодка — сейчас вы прекрасно понимаете, что попроситься на борт вы не сможете, так не хочется вступать в коммуникацию с боссом.
А как с ним не разговаривать? Особенно, если вы сидите в его кабинете, и он машет у вас перед носом папкой, требуя конструктивного диалога (и требования эти не высказываются, а выкрикиваются)?
Как же бороться с агрессией, если она исходит от вышестоящего начальства?
«Помедленнее, пожалуйста. Я записываю»
Как только вы понимаете, что вот сейчас босс возопит, как Иерихонская труба — выхватывайте (без суеты, конечно) ручку и блокнот. С самым нейтральным и при этом — профессионально-невозмутимым видом говорите что-то вроде: «Да-да, я записываю». Кричать, когда твои слова записывают — практически невозможно.
«Наша песня хороша, начинай сначала»
Для того, что бы применять этот метод, нужна выдержка и некая доля смелости и упорства. Босс разоряется, делая передышки только для того, что бы перевести дух и грозно на вас поглядеть? Вы с апатичным спокойствием тут же говорите заранее заготовленную фразу, что-то вроде «Конечно, я вас понимаю, но давайте обсудим это попозже».
И так — постоянно. Аж пока начальник не выдохнется. Это, конечно, слишком «универсальная» форма, но двигаться нужно именно в таком направлении.
Сила мысли и воображения
«Медицина терпелива и любознательна»