Агротехнологический класс что это
АГРОКЛАССЫ
Актуальность проекта обусловлена реализацией национального проекта «Образование» на 2019-2024 гг., социально-экономическими процессами, происходящими в России, возрождением и инновационным развитием АПК; социально-экономическим развитием Краснодарского края как Центра продовольственной безопасности России.
В МБОУ СОШ № 15 им. Гусева В.В. 25 % учатся дети близ лежащих сельских поселений(п. Асфальтовая гора, х. Красная горка, п. Станционный). Поэтому наша главная миссия – сохранить и развить возможности влияния на формирование сельского социума, основу которого в будущем должны составлять жители, ориентированные на производственную и социальную культуру села.
В своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации уделил особое внимание работе по возрождению школьной профориентации, а также повышению привлекательности сельских территорий для жизни и работы. Таким образом, с целью реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) стало актуальным открытие агропрофильных групп на базе нашей школы.
Введение агротехнологического профиля предполагает переосмысление целей, содержания, способов трудового обучения школьников и построение такой системы, которая обеспечивает подготовку целостной личности хозяина земли, владеющего комплексом знаний и умений для осуществления научно обоснованной технологии сельскохозяйственного труда по избранному направлению.
Агротехнологический класс что это
СОВРЕМЕННЫЕ АГРОКЛАССЫ И ИХ РОЛЬ
Гракова Ирина Юрьевна, студентка 3 курса
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Оренбургский экономико-юридический колледж»
Научный руководитель: к.ю.н. Ры саев Ф. Б.
В современном мире все больше студентов перестают поступать на агрономические факультеты различных вузов страны, это может быть связано с неактуальностью среди молодого поколения данной профессии. Из-за этого, как правило, происходит недобор на данном факультете. Как привлечь внимание современной молодежи к данному факультету? Как повысить роль агроклассов в современном обществе? Эти и многие другие вопрос мы рассмотрим в данной статье.
На сегодняшний день среди молодого поколения не так популярны сельскохозяйственные специальности и этому может предшествовать множество различных причин. Одной из таких причин, может быть недостаток информации по данной отросли, многие даже не знают о важности и необходимости такой специальности в современной России. Современное школьное образование не даёт основополагающий базис по данной отрасли. В некоторых регионах нашей страны уже находят выход из данной проблемы, постепенно в школах вводятся классы сельскохозяйственного профиля, где ребята знакомятся с основополагающими началами некоторых профессий по данной отрасли.
Чтобы проследить положительное влияние введения агроклассов в средних общеообразовательных учебных заведениях на более высокую востребованность направления подготовки «Агрономия» приведем примеры. С 1 сентября 2015 года в Усть-Лабинском районе Кубани открыли классы сельскохозяйственного профиля, где обучаются более 400 школьников 7-11 классов. В следующем учебному году краевое Министерство образования и науки планирует открыть как минимум по одному классу агротехнической специализации в крупных городах и станицах региона.
Аграрное направление для учебных классов было выбрано, потому что на Кубани всегда были, есть и будут востребованы представители сельскохозяйственных специальностей. Идею усть-лабинских педагогов поддержало крупное районное сельхозпредприятие, предоставив для практических занятий собственные производственные подразделения.
Учебные программы были разработаны при поддержке регионального сельскохозяйственного университета. С 1 сентября 2015 года в школах стали более детально изучать биологию и химию, а также в их расписании появились агротехника, животноводство, растениеводство, агроэкология и даже дисциплина под названием «Хозяйство сельского дома». Ведут эти предметы школьные учителя и сотрудники районных сельскохозяйственных компаний.
Сельская школа является важным компонентом системы образования Российской Федерации, которая играет большую роль в процессе социализации выпускников сельских школ, а это в свою очередь способствует формированию всего сельского сообщества, которое составляют жители, участвующие в производственной, бытовой и информационной культуре села. Данные условия введения предпрофильной подготовки в школах оказывается особенно актуальным и является компонентом новой образовательной среды, которая обуславливается самоопределением молодого поколения, самореализацией школьников, предоставляет возможность реализации профессиональных проб, подготавливает к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения.
Также еще в одной из калужских школ была разработана специальная программа «Введение в агробизнес». Благодаря данной программе школьники получают возможность ознакомиться с мировым опытом организации агробизнеса, узнают тонкости аграрного законодательства и основы рационального природопользования. Школьники стали изучать такие дисциплины как основы маркетинга и организация предпринимательской деятельности. К тому же данная программа также предусматривает возможность индивидуального подхода в обучении, учитывая интересы учеников по различным блокам: биология и экология, юриспруденция и экономика, механизация, ветеринария. Важной особенностью данной программы является четкая практическая направленность, а также она дает возможность применения теоретических знаний для анализа проблематики сельскохозяйственной практики, выявить сущность в биологическом, экономическом и технологическом отношениях. Анализ материалов программы содействует целенаправленному изучению и подготовке обучающихся к поступлению в учебные заведения аграрной направленности.
Программа профильного аграрного класса «Введение в агробизнес» включает в себя следующие аспекты: проведение учебно-теоретических занятий, профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов, бизнес-планов.
С момента организации класса школа сотрудничала с различными учебными заведениями Калуги и области: Калужским филиалом РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, Детчинским Губернаторским аграрным колледжем, Калужским аграрным колледжем. Преподаватели и студенты аграрного колледжа приезжают в школу и проводят занятия, мастер-классы.
«Агроклассы Оренбургской области» – проект, реализуемый совместными усилиями Оренбургского государственного аграрного университета, Министерства образования Оренбургской области и Министерства труда и занятости населения Оренбургской области для более качественной и всесторонней профориентации выпускников сельских школ Оренбуржья.
В последние годы в Российской Федерации наиболее важными стали две проблемы: демографический кризис и высокий уровень снижения численности сельского населения. Аграрным вузам одним из первых довелось испытать воздействие данных негативных факторов. Значительно снизилось количество выпускников школ. Это подтверждает статистические данные: так в 2009 году количество выпускников составило 1,3 млн. человек, а уже в 2011 году – 727 тыс. человек. В связи с этим в системе высшего профессионального образования наблюдается недостающее количество абитуриентов. В данном случае сказывается непопулярность аграрного образования у выпускников школ. Следует заметить, что одними из наиболее востребованных направлений обучения являются экономика, юриспруденция, а также государственное управление. Но даже если значительное количество студентов освоят данную специальность не факт, что в будущем они будут работать по специальности. А на сельскохозяйственные профессии у работодателей по-прежнему большой спрос, что часто позволяет выбирать первое место работы, имея несколько предложений.
Оренбургский государственный аграрный университет, рассмотрев данное разногласие между желаниями абитуриентов и потребностями работодателей, выделил следующие причины неактуальности сельскохозяйственных специальностей:
· отсутствие у школьников и их родителей знаний о перспективе получения аграрного образования;
· существование стереотипного понимания, что сельское хозяйство – это тяжелый ручной труд с применением устаревших техник и и технологий;
Агроклассы впитали в себя все лучшие традиции практико-ориентированного обучения.
Результат от введения в систему образования классов с профильной направленностью заключается в следующем:
· рост числа восстановленного подсобного хозяйства и индивидуального предпринимательства, также крестьянско-фермерских хозяйств в сфере агробизнеса на муниципальном уровне;
· значительное увеличение числа выпускников, которые трудоустроились в комплексе агропромышленности;
· увеличение высококвалифицированных кадров в сфере сельского хозяйства;
· уменьшение социальной напряженности на муниципальном уровне;
Список использованных источников:
2. Аргументы и факты. Электронный журнал. Режим доступа: http://www.kuban.aif.ru/society/education/pervyy_raz_v_agroklass_v_shkolah_kubani_vveli_uroki_selskogo_hozyaystva. – 26.11.2015.
[1] Аргументы и факты. Электронный журнал. Режим доступа: http://www.kuban.aif.ru/society/education/pervyy_raz_v_agroklass_v_shkolah_kubani_vveli_uroki_selskogo_hozyaystva. – 26.11.2015.
Образовательная программа профильных аграрных классов «Введение в агробизнес»
Программа профильных аграрных классов «Введение в агробизнес» адресована учащимся 7-11 классов, проявляющим интерес к специальностям сельскохозяйственного профиля.
Программа предполагает вовлечение детей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе Волгоградской области.
Программа «Введение в агробизнес» позволяет школьникам познакомиться с лучшим мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентноспособных экологически безопасных технологий и продуктов питания.
Содержимое разработки
МКОУ Сергиевская СШ
Даниловского муниципального района
Егорова Галина Сергеевна – д-р с.-х. наук, профессор по кафедре селекции, семеноводства и общей биологии, заслуженный работник высшей школы РФ, академик МААО, декан: АТФ
Директор МКОУ Сергиевской СШ
профильных аграрных классов
«Введение в агробизнес»
Автор : Шеломанова Ольга Ивановна
учитель физики и технологии
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Диагностика результативности работы по программе
Примерный перечень предприятий АПК и производственной базы предпринимателей, на территории которых планируется проведение экскурсий для учащихся профильных аграрных классов
1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика программы
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» и проекта «Наша новая школа» является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения.
Современное российское село значительно отличается от села, которое было десять лет назад. Оно находится на пороге серьезных преобразований, поэтому остро нуждается в притоке молодых, квалифицированных специалистов. Многие выпускники МКОУ Сергиевской СШ, закончив школу и получив профессиональное образование, возвращаются в родную станицу и занимаются предпринимательством в сельскохозяйственной сфере, организуют фермерские хозяйства. Поэтому одной из важных задач нашей школы, находящейся в сельской местности, является вооружение учащихся максимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им реализовать себя как будущего хозяина земли, как минимум успешно организовать и вести личное подсобное хозяйство, тем самым укреплять агробезопасность нашей Родины.
В этих условиях введение профильного аграрного обучения и предпрофильной подготовки в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Сергиевской средней школе Даниловского муниципального района становится особенно актуальным и является компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля обучения. А так как в Волгоградской области на первом месте находится развитие сельского хозяйства, то введение агрокласса в школе поможет нашим учащимся выбрать нужную профессию и не остаться без работы в условиях ослабления экономики страны.
Создание аграрного класса в МКОУ Сергиевской СШ – это инновационная форма работы с учащимися школы, объединяющая усилия педагогов и производственников Даниловского района, Волгоградской области: ООО «Возрождение», Волгоградский государственный аграрный университет», ГБПОУ «Арчединский лесной колледж», ПУ № 40 р.п. Даниловка, ГУ СО Центр занятости населения Даниловского муниципального района.
Программа профильных аграрных классов «Введение в агробизнес» адресована учащимся 7-11 классов, проявляющим интерес к специальностям сельскохозяйственного профиля.
Программа предполагает вовлечение детей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе Волгоградской области.
Программа «Введение в агробизнес» позволяет школьникам познакомиться с лучшим мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентноспособных экологически безопасных технологий и продуктов питания. В рамках курса школьники изучают основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных организационно-правовых формах, особенности функционирования малых форм хозяйствования и современных агротехнологий.
Программа предусматривает возможность дальнейшей индивидуализации обучения с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся по следующим блокам: биология и экология, агрономия, юриспруденция и экономика, механизация, ветеринария. Комплексный подход к ознакомлению с аграрным сектором способствует углубленному изучению отдельных учебных предметов при возникшем интересе школьника и обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием.
Школа сопровождается учебно-методическим и материально-техническим обеспечением ресурсами, имеющимися в МКОУ Сергиевской СШ.
Программа имеет четко выраженную практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах. Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся к поступлению в высшие учебные заведения аграрного профиля.
Программа профильного аграрного класса «Введение в агробизнес» предусматривает проведение учебно-теоретических занятий, профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов, бизнес-планов.
Экскурсии для учащихся профильного аграрного класса в рамках образовательных стандартов организуются в передовые предприятия агропромышленного комплекса Даниловского района, имеющие современное оборудование, прогрессивные технологии для организации проведения практических занятий учащихся профильных аграрных классов. Важной частью программы является исследовательская деятельность. Она включает обучение основным методам исследований, работу с литературными источниками, формирует навыки публичной защиты работы.
Важную часть исследовательской работы составляют основные положения методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, которые учитывают современные запросы сельского хозяйства, основные направления научно-исследовательской работы.
Введение в программу блока исследовательской деятельности учащихся дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого старшеклассника и является фундаментом для самоопределения личности, предпрофильной и профильной подготовки.
1.2. Этапы реализации программы
2018-2019 учебный год – мотивационно-подготовительный: 7 класс.
2019-2020 учебный год – практико-ориентированный: 8 класс.
2020-2021 учебный год – проектно-ориентированный: 9 класс.
2021-2022, 2022-2023 учебные годы – научно-исследовательский: 10-11 классы.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для осознанного выбора профессии сельскохозяйственного профиля, формирование у учащихся основ предпринимательской деятельности.
Формировать систему знаний учащихся, включающих знания основ растениеводства и животноводства, современных технологий сельскохозяйственного производства, видов оборудования и сельхозмашин и др.;
формировать основные понятия экономики, основ бизнес-планирования, современных форм ведения агробизнеса;
изучить правовые и экономические основы предпринимательства в сельском хозяйстве;
формировать профессиональную компетентность учащихся через знакомство с профессиями аграрного направления;
подготовить старшеклассников к свободному ориентированию относительно сельскохозяйственных, агропромышленных, социально-экономических процессов, происходящих в Волгоградской области;
подготовить учащихся к грамотному ведению личного хозяйства и организации фермерского семейного хозяйства;
формировать учебно-исследовательскую компетентность (освоение основного инструментария для проведения исследования, методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, средств исследования, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов);
обучить правилам техники безопасности и специальным умениям и навыкам при проведении практических работ;
научить разрабатывать бизнес-план, защищать его и организовывать собственное дело.
развивать эмоциональную, мотивационную сферы учащихся в области профессиональных знаний;
развивать основы современного пространственно-аналитического мышления, исследовательской деятельности;
развивать общеучебные умения и навыки учащихся: работать с учебной, научно-популярной и справочной литературой, интернет-ресурсами, систематизировать материал, делать выводы;
развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
развивать потребность в профессиональном самоопределении, предпринимательской деятельности.
воспитывать трудолюбие через вовлечение учащихся в значимый для них производственный труд и систему современных рыночных отношений;
воспитывать предприимчивого, конкурентоспособного хозяина, фермера;
прививать чувство любви к родной земле;
вырабатывать у школьников активную жизненную позицию.
1.4. Ожидаемые результаты
При успешной реализации программы формируется «сельскохозяйственная грамотность», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им выжить в период кризиса за счет грамотного хозяйствования на земле. Выпускники сельской школы станут биологически, экологически и экономически грамотными землепользователями как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.
Увеличение количества вновь созданных ИП и ФХ в сфере агробизнеса в муниципальном образовании Даниловского района.
Увеличение доли абитуриентов, поступающих в Волгоградский аграрный университет.
Увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в фермерских хозяйствах Даниловского района.
Снижение социальной напряженности в Даниловском муниципальном районе.
Увеличение доли квалифицированных кадров с инновационным мышлением и бизнесподходом к сельскохозяйственному производству.
1.5. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате обучения по программе профильных аграрных классов «Введение в агробизнес» учащиеся должны знать:
рынок труда по сельскохозяйственному направлению;
правила приема в аграрные вузы Краснодарского края и России;
особенности аграрного производства;
особенности организации предпринимательской деятельности;
природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства;
производство сельскохозяйственной продукции;
современные технологии сельскохозяйственного производства;
экологические аспекты интенсификации земледелия;
основные источники загрязнения в агросфере;
проблемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции и пути их решения;
проблемы охраны земельных ресурсов в Краснодарском крае;
виды оборудования и сельхозмашин, применяемые в агропроизводстве, их назначение и современные тенденции модернизации;
правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном комплексе;
правовые нормы природопользования в системе агропромышленного комплекса;
структуру и современные формы ведения агробизнеса;
понятия: франшиза; аутсординг, себестоимость, рентабельность, валовая и товарная продукция в сельском хозяйстве;
технологию закладки опытов в полевых условиях, на опытном участке;
алгоритм разработки исследовательской работы, проекта, бизнес-плана.
работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;
самостоятельно работать с Интернет-ресурсами по заданной теме;
ориентироваться в понятийном аппарате растениеводства, животноводства, экономики, экологии, права;
определять тип почв по образцам разными методами;
определять вредных насекомых, болезни растений, сорняки;
давать органолептическую оценку качеству кормов;
определять различные виды минеральных удобрений;
выявлять и описывать виды антропогенного воздействия на природу;
уметь анализировать влияние различных видов хозяйственной деятельности людей на состояние природной среды;
уметь раскрывать взаимосвязь экономики и экологии;
решать задания по экономике;
проводить элементарные маркетинговые исследования рынка;
разрабатывать основные формы бизнес-плана;
владеть методиками исследовательской работы;
проводить защиту исследовательской работы, проекта, бизнес-плана.
1.6. Диагностика результативности работы по программе
Для проверки знаний, полученных учащимися профильных аграрных классов в ходе обучения, учителями школы разрабатываются тесты для входного, промежуточного и итогового контроля.
Итогом обучения по программе является разработка и защита бизнес-планов, проектов и исследовательских работ по сельскохозяйственному направлению «Мое собственное дело». Защита будет проходить в мае на школьном конкурсе исследовательских работ учащихся профильных аграрных классов. Учащиеся с лучшими работами могут принимать участие в муниципальных и региональных конкурсах и конференциях «Юных исследователей окружающей среды», краевого эколого-биологической центра и др.
Перспективы дальнейшего развития:
Развитие малого и семейного бизнеса по переработке с/х продукций; освоение элитных и новых агрокультур, установление связи с начальными профессиональными учебными заведениями с целью расширения профилизации.
2. План реализации программы «Введение в агробизнес»
Агротехнологический класс что это
Учебный план для 10-11-х специализированных агротехнологических классов ориентирован на двухлетний нормативный срок обучения, построен с учетом использования базовых и профильных учебных предметов. Такой подход представляет широкие возможности организации профильного обучения, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов (рисунок 1).
Рисунок 1. Расположение специализированных классов в Новосибирской области.
Обучение реализуется по профилям, обусловленным договорными обязательствами.
Исходя из существующих условий образовательного процесса школы и образовательных запросов учащихся и их родителей, учитывая специфику учебного заведения с целью подготовки выпускника к выбору своего дальнейшего пути, к определению своей профессиональной деятельности, в учебные планы 10 – 11 классов введены элективные курсы:
Центр довузовской подготовки тесно сотрудничает с администрациями районов и Управлениями общего образования Новосибирской области. На сегодняшний день заключены договора о совместной организации довузовской подготовки школьников 9-11 классов с 27 средними учебными заведениями (Таблица2). По этому договору университет и школа разрабатывают совместные учебные планы и рабочие программы учащихся по агротехнологическому профилю, привлекают учащихся к участию в научных конференциях, семинарах, конкурсах, исследовательских проектов, олимпиадах.