Академическое образование что это простыми словами
Академическая степень бакалавра. Особенности обучения, подготовки и присваивания квалификации
Современная система образования состоит из нескольких ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Чтобы покорить каждую из них, нужно освоить азы предыдущей ступени и получить соответствующий документ (диплом).
Современная система образования состоит из нескольких ступеней: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Чтобы покорить каждую из них, нужно освоить азы предыдущей ступени и получить соответствующий документ (диплом).
Три основные ступени в современной системе образования
Любая образовательная программа независимо от ступени образования предполагает получение теоретических знаний, выполнение курсовых и дипломных работ, участие в научных конференциях и написание научных статей и пр. Сегодня специалисты Дисхелп рассмотрят особенности получения степени академического бакалавриата.
Академический бакалавриат: что это такое?
Всем известно, что бакалавриат – это начальная ступень высшего образования, но далеко не каждый понимает разницу между академическим и прикладным бакалавриатом. Более того, многие даже не знают, что существует два вида бакалавриата. Сегодня мы развеем все эти пробелы и недопонимания в этой статье.
Виды бакалавриата
Академический бакалавриат – это степень специалиста, которая предполагает, что индивид прошел соответствующий курс обучения и получил достаточные теоретико-методологические знания. Обучение здесь длится 4 года, но по мере его окончания выпускник не считается готовым специалистом, так как не обладает достаточными навыками. Он имеет лишь теоретические представления о своей специальности.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности обучения на академическом бакалавриате
Программа обучения академического бакалавриата специфична. На протяжении 4 лет студенты получают глубокие теоретические знания в рамках выбранной специальности. К сожалению, практические навыки они фактически не вырабатывают. Прохождению практики здесь уделено минимальное внимание. Она проводится лишь в учебных целях, чтобы показать студентам «быт» специалистов: чем они занимаются в повседневной жизни, какие задачи решают, на что опираются при выборе решения и пр.
Основная разница между бакалавриатами
Обучение на академическом бакалавриате предполагает, что в дальнейшем выпускники продолжат обучение в целях приобретения практических навыков, реальных профессиональных умений, чтобы полноценно выполнять свои рабочие обязанности. Если «новоиспеченные академические бакалавры» намерены устроиться на работу, то им придется пройти стажировку, в ходе которой они получат хотя бы минимальные умения. К сожалению, далеко не все работодатели готовы тратить свое время на переобучение молодых специалистов, поэтому неохотно берут в свой штат «академиков-бакалавров».
Первый год обучения у «академиков» и «прикладных» специалистов схож: они изучают общеразвивающие дисциплины, расширяющие их кругозор и подготавливающие их к профильным предметам. Начиная со второго курса, их образовательные программы кардинально разнятся: академические бакалавры изучают больше теоретические предметы, не делая упор на практике, а прикладные бакалавры наоборот – после получения основных знаний по профильным предметам практически ежегодно отправляются на практику.
Студенты, обучающиеся на академического бакалавра, довольно часто участвуют в научных конференциях, пишут научные статьи. Помимо этого, они обязаны успешно закрывать зачетную неделю и сессию, писать курсовые, контрольные работы, а на последнем курсе – выполнить ВКР и защитить ее.
Важно отметить, что академический бакалавр по мере получения соответствующего диплома может сразу же подать документы на поступление в магистратуру и участвовать в конкурсном отборе. Прикладные бакалавры такой возможности фактически не имеют. Сначала они должны наработать стаж работы (определенный период) и только после этого могут продолжить обучение. Прикладные бакалавры, по сути, приравниваются к «дипломированным специалистам» и считаются уже подготовленными к суровым реалиям профессионалам.
В целом процесс обучения академического бакалавра имеет много сходств с традиционной классической системой образования. Чаще всего академические бакалавры работают в научной среде, а прикладные специалисты пригодны для остальных отраслей.
Помощь специалистов студентам, обучающимся на академическом бакалавриате
Специалисты ОЦ Дисхелп готовы придти на помощь студентам, осваивающим ступень академического бакалавриата. Наша команда справится с любым заданием: контрольной, курсовой работой научной статьей рефератом или докладом, семинаром, ВКР.
ОЦ Дисхелп – одна из лидирующих компаний на рынке образовательных услуг Мы работает с 2003 года. За это время к нам тысячи клиентов, каждый из которых остался доволен полученными услугами и работами. Об этом свидетельствуют многочисленные положительные отзыв благодарных заказчиков на различных форумах.
Каждый заказ оформляется специальным договором, что гарантирует высокое качество услуг, конфиденциальность данных и индивидуальный подход. Убедитесь в этом лично! Оформить заявку можно в офисе или на сайте ОЦ Дисхелп.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Давайте называть вещи своими именами. Академическое образование — это не «программирование»
По следам недавно опубликованного поста о проектировании спецификаций и домов я решил перевести и их «ответ Чемберлену» от Джейсона Гормана. Ниже — только его текст.
Если мне не изменяет память, раньше я уже затрагивал эту тему, но сейчас хотелось бы подробно изложить, что я думаю об академическом преподавании «информатики» (далее в тексте — computer science).
Первое, о чем хочется спросить поборников академического подхода: «Господа, вы сейчас и правда говорите о computer science? Давайте признаем: многие люди, принимающиеся рассуждать о computer science и развитии, не вполне понимают, что это такое. Они любят рассказывать о том, как бум персональных компьютеров, случившийся в 80-е, зажег в душах моих сверстников страсть к computer science. Да ничего подобного. Это была страсть к программированию. Разумеется, computer science и программирование взаимосвязаны. Но это далеко не одно и то же. Программирование можно сравнить с сочинением и исполнением музыки, а computer science — с сольфеджио.
Итак, музыка или дома? Добро пожаловать под кат
Если вы пишете музыку и играете на каком-то инструменте, знания сольфеджио не помешают, но у многих выдающихся бардов и исполнителей эти знания минимальны. Некоторые поразительно одаренные и искусные музыканты создают превосходные произведения, просто играя на слух и интуитивно различая, какая нота хороша, а какая — нет. Некоторые из них не умеют читать ноты или часто не знают, что классный джазовый аккорд, который они исполняют, называется «большой мажорный септаккорд до-ми-соль-си». А мелодия на фоне аккомпанемента может звучать в лидийском звукоряде от ноты «до». Но музыкант просто знает, как это сыграть, и уверен, что получится красиво.
Разумеется, на каком-то этапе музыкального образования уже не обойтись без теоретических знаний (например, дилетант вряд ли разберется с оркестровой партитурой), но большинство ныне популярной музыки не требует никаких консерваторских знаний. Требуется талант. Если взглянуть на эту ситуацию с коммерческой точки зрения — то берусь утверждать, что большинство меломанов слушает музыку (и платит за нее деньги), которая написана умелыми самоучками. Таким исполнителям требуется минимум теории музыки, чтобы донести до аудитории некий «месседж».
Программирование в некоторых аспектах удивительно напоминает музыку. Вы даже не представляете, как много людей с музыкальным образованием среди великолепных разработчиков. То поколение программистов, которое начало формироваться в 80-е, в эпоху бума персоналок, — это, повторюсь, поколение самоучек, которые и сегодня в основном творят «по наитию». Некоторые, конечно, собрались и освоили computer science, но большинство без этого обошлось (лень-матушка — прим. переводчика).
Из всех математических дисциплин computer science, безусловно, самая нудная. Если бы отмотать все назад, то, несмотря на всю мою любовь к созданию кода, я все равно не стал бы учить computer science. Программировать стал бы. И стал бы потом покупать книги по computer science и узнавать из них, какой я молодец. Ведь все, что, по мнению книг, должен делать человек, дабы стать хорошим программистом, я делал, дойдя до этого своим умом.
Я очень обеспокоен тем, что мы рискуем отбить интерес к профессии у нового поколения разработчиков, если будем:
а) вдалбливать материал, который может им ни разу в жизни не пригодиться;
б) из-за этой ботвы отказываться от изучения действительно полезных вещей.
Предположим, что компьютерная отрасль — это пирамида. В основании ее располагаются обычные юзеры, которые, вероятно, составляют 99% всего этого сообщества. На следующем уровне будут специалисты, которые пишут программы (не будем здесь учитывать тех, кто занимается изготовлением аппаратного обеспечения — это уже электроника, знание computer science в ней — дело десятое). Допустим, такие разработчики занимают 0,9% пирамиды. Наконец, на самой верхушке этой пирамиды гордо восседают ученые — люди, которые развивают новые концепции, разрабатывают новые языки программирования и «расширяют горизонты» для тех 0,9%, кто зарабатывает программированием себе на жизнь.
Каждый год я имею дело с тысячами программистов. Большинство из них — самоучки. Но на деле порой бывает сложно отличить самоучку от обладателя диплома. Мне кажется, что академические знания computer science практически бесполезны, если от вас требуется написать транзакционный движок для банка или разработать физику для компьютерной игры (вот физическое образование здесь будет весьма кстати). А большинство студентов, поступающих на computer science, мечтают быть именно программистами, а не учеными. Что характерно, большинство из них ими и становится.
Учитывая, какие отзывы я получаю от дипломированных специалистов по computer science, которые работают в сфере программирования (а также от их работодателей), напрашивается обескураживающий вывод: академическое образование совершенно не готовит человека к разработке софта. Для большинства молодых специалистов время, ушедшее на изучение мета-мета-модели UML или концепции объекта Z, — это время, потраченное впустую. Гораздо разумнее было бы научиться писать хорошие автоматизированные тесты или эффективные и надежные сборочные скрипты.
«Действительно, — можете возразить вы, — computer science не сводится к программированию, эта отрасль знаний касается написания модульных тестов или автоматизации сборок». Соглашусь с вами. Но я не утверждаю, что факультет computer science — факультет ненужных вещей. Я лишь считаю, что там не место большинству студентов, которые желают стать программистами.
Полагаю, что та неразбериха, которая возникла в образовании из-за непонимания истинной роли computer science, лучше всего резюмирована в этой статье (blogpost). Она рассказывает о разнице между пареньком, мечтающем о дипломе бакалавра по computer science, и настоящим ученым. Наиболее интересен следующий абзац:
Выпускник должен уметь писать программы… но для чего? Без базового математического образования и знания алгоритмов умение программировать бесполезно, так как вы попросту не поймете, какой должна быть программа для решения конкретной проблемы! Вы также не будете иметь представления о языках программирования, машинном обучении, семантике, теории категорий. Да вообще у вас не будет никакого систематического образования. Много ли пользы в умении программировать, если вы совершенно не представляете, как решать проблемы?»
Налицо удручающее невежество и высокомерие, но, к сожалению, такая точка зрения довольно распространена среди ученых и преподавателей. Многие из них полагают, что мы в нашем реальном мире занимаемся надругательством над их наукой и не имеем на это никакого права.
Некоторые выпускники факультета computer science напоминают людей с энциклопедическими знаниями теории музыки, которые толком не умеют играть на инструменте. И в самом начале трудового пути их ожидает шок: оказывается, что выучили-то они немало, но не знают практически ничего из того, что требуется при написании программ для бизнеса или конечного пользователя.
Помню, как на одном собеседовании на должность типичнейшего техлида меня спросили, как бы я реализовал хеш-таблицу. Я сказал, что, скорее всего, сделал бы что-то с применением хешей, ассоциативных массивов и сегментов памяти, но честно признал, что с ходу не сформулирую точный алгоритм. А потом поинтересовался: «В проекте не предполагается использовать коллекции в Java-фреймворке»? И поспрашивал их немного о тонкостях кода, знаете, всякие детали — насколько он удобочитаемый, насколько модульный, есть ли там автоматизированные тесты компонентов. Но оказалось, что мои собеседники слишком заняты реализацией собственной версии java.util, чтобы размениваться на такие «идиотские» мелочи.
Соглашусь, бывают случаи, когда полезно разбираться в принципах функционирования хеш-таблиц, когда целесообразно разработать небольшой предметно ориентированный язык. Но такие случаи довольно редки (как правило, подобные навыки нужны при разработке компиляторов или крупных фреймворков, чем большинство из нас не занимается и никогда заниматься не будет). А если чего-то не знаете — гуглите и обрящете.
Я читал книги о структурах данных и об алгоритмах, языках и компиляторах и о других очень высоких материях computer science именно потому, что хочу совершенствоваться как программист. Если мне вдруг и вправду понадобится написать на заказ новый язык программирования, я найму тех, кто сумеет его создать. В большинстве случаев мне достаточно просто иметь представление о концепции и знать, что «есть люди, которые это умеют».
Итак, к чему я клоню.
Возвращаясь к нашей компьютерной пирамиде, следует признать, что 99% людей, для которых мы работаем, — обычные пользователи. И поэтому я полагаю, что нам нужно не просто «приобретать навыки работы с компьютером», а учиться думать более «логически» и «вычислительно». Думаю, именно эти знания и умения нужно преподавать в университетском курсе математики (изучать логику, теорию множеств, структуры данных, алгоритмы). А вот различные приемы работы с компьютером следует прививать с ранних лет, чтобы уже маленькие дети пользовались компьютерными программами для выполнения школьных заданий и собственных проектов.
Для 0,9% специалистов компьютер — орудие труда, и их интересует программирование, программирование и еще раз программирование с выборочным изучением теории в тех случаях, когда она помогает улучшить или ускорить процесс работы. Программирование как ремесло — что-то мастеришь, что-то производишь — вот на чем выросло мое поколение профессиональных разработчиков. Мы были в основном самоучками, работали по наитию, и нам очень, очень нравилось этим заниматься. Именно поэтому многие из нас разбираются в теории лучше, чем дипломированные специалисты. Вышло так, что мы изучили наиболее полезную часть теорию, так как учились лишь тому, что нам действительно требовалось. Если человек работает с упоением, у него быстро развивается потребность работать как можно лучше, и он начинает работать и развиваться по собственному творческому пути. Его так просто не остановишь!
Для оставшегося 0,1% — ученых, которых интересуют именно математические аспекты вычислений, кому нравится совершать открытия и развивать теорию, а не мастерить и создавать — и существует computer science. Но держу пари, что и многие такие исследователи начинали свой путь в академическую науку как программисты-самоучки.
Я думаю, что 99% пользователей нуждаются в гораздо более всестороннем компьютерном образовании. Информационные технологии должны незаметно и постоянно «просачиваться» как в обычные уроки, так и в повседневную жизнь. Такие уроки следует дополнять сжатым, но содержательным курсом математики, который поможет детям развивать «вычислительные» способы мышления. Честно говоря, школьная математика уже состоит из одной «воды», так что этот предмет можно и нужно концентрировать.
Для оставшегося 1% молодых людей, некоторые из которых станут разработчиками софта, нужно преподавать программирование в школах (и вне школ). И это должно быть интересно. Веселые, интересные проекты, которые позволят проявить себя, которые будут становиться все более «взрослыми» по мере того, как дети приобретают опыт и уверенность в работе. И так нужно работать до 18 лет, пока некоторые из этих вчерашних детей не начнут заниматься настоящей «разработкой программ». Нужно найти удобный и интересный способ изучения теории, такой теории, которая нужна для выращивания более умелых программистов, а впоследствии — практикующих разработчиков.
Также хотелось бы отметить, что разработчикам программ требуется достаточно широкое общее образование, без которого, в известной степени, может обойтись ученый. Умение общаться — и не только на языке программирования — а также умение рассуждать и быстро учиться, чтобы ориентироваться в самых разнообразных предметных областях — это, конечно же, не только и не столько навыки программирования. Вполне можно быть замечательным ученым и ничуть не представлять, как работает рынок фьючерсов, как течет газ по трубам или какое налоговое законодательство регулирует международные онлайновые продажи. Пока я трудился фрилансером, мне доводилось выполнять проекты во всевозможных областях — от инженерного дела до корпоративного права. Доводилось иметь дело и с розничной торговлей, и с телевидением, и с банковским делом. Полагаю, без хорошего общего «классического» образования некоторые из этих тем запросто могли бы вынести мне мозг. В некоторые из таких областей приходилось буквально «десантироваться», не имея времени даже на самую краткую подготовку.
Немногие из нас намерены серьезно заниматься математикой, но эти немногие нуждаются в особой поддержке: нельзя отказывать в доступном образовании тем людям, которым математика нужна и которые хотят в ней разбираться.
Поймите меня правильно, я совсем не пытаюсь сказать, что computer science — бесполезная штука. Если бы не достижения computer science, вы банально не смогли бы прочитать этот текст. Но я считаю, что мы несколько небрежны в наших формулировках (когда говорим computer science, а имеем в виду «программирование») и несколько зациклены на проблеме совершенствования академических курсов computer science, забывая о том, что нужно нашему брату, кроме «голой» computer science. И это «кроме» объединяет в основном совершенно другие вещи.
Что же касается тех ребят, которые просто любят возиться с компьютером, но не собираются после школы становиться учеными — мне очень хочется верить, что они смогут стать программистами, получив лишь профессиональное техническое образование. Разработка программ — это такое дело, которому можно научиться только на практике, и практики у программиста должно быть в избытке.
Разработчикам необходимо изучать и известный объем теории. К сожалению, мне не понаслышке известно, каким снобизмом отличаются в этом отношении многие работодатели. Итак, на мой взгляд, для обучения computer science необходим примерно пятилетний курс практического профессионального образования, совмещаемый с небольшим академическим курсом. То есть один день в неделю тратишь на академические занятия, а еще четыре — на работу над реальными проектами, возможно, в офисе.
Итак, спасибо за внимание. Можете начинать ломать стулья.
Хотите сообщить важную новость? Пишите в Телеграм-бот.
Что такое прикладной бакалавриат и в чем его отличие от академического
На первом уровне высшего образования есть разные виды программ: классический академический и экспериментальный прикладной бакалавриат.
Что значит «прикладной бакалавриат»
Идею учить в университетах профессионалов, без всякой дополнительной подготовки готовых сразу же после выпуска работать на производстве, в 2009 году предложило правительство. Концепцию эксперимента Кабмин представил в постановлении № 667. Более детально она изложена в приказе Минобрнауки № 423.
Суть эксперимента состояла в том, чтобы объединить программы СПО (среднего профобразования) и ВО (высшего образования) для того, чтобы за четыре года подготовить профессионала, хорошо подкованного теоретически и отлично обученного практически. Из уровня СПО в учебные планы включалась прикладная подготовка, от бакалавриата – академическая (то есть теория). Стажировкам и практике на производстве отводилось не меньше 50 % всего учебного времени – фактически в стенах вузов прикладные бакалавры проводили два года и столько же – на предприятиях и в организациях.
Прикладной бакалавр – по определению Минобрнауки, это образовательная квалификация, которую присваивают выпускникам основных образовательных программ уровня бакалавриата, разработанных с целью дать студентам компетенции для решения технологических задач в разных сферах социально-экономической деятельности. Сразу же после окончания вузов прикладные бакалавры готовы работать на производстве по полученной специальности.
Обучение в прикладном бакалавриате строилось по ФГОС высшего образования и с учетом профстандартов специальностей и направлений СПО и ВО. При этом программы вузы формировали при обязательном участии работодателей – они решали, к каким именно видам профессиональной деятельности надо готовить будущих выпускников (проще говоря, чему конкретно учить), и предоставляли базу для производственной практики.
Направления прикладного бакалавриата
Технологии взаимодействия колледжей, вузов и предприятий-работодателей при подготовке студентов в прикладном бакалавриате отрабатывались по 12 направлениям, в основном инженерным:
Для гуманитариев программы прикладного бакалавриата высшие учебные заведения разрабатывали в четырех укрупненных группах специальностей:
В общей сложности по этим 12 укрупненным группам дипломы прикладных бакалавров могли получить студенты, изучавшие 60 профилей. Среди них были пользующиеся популярностью у абитуриентов реклама и PR, гостиничное дело, юриспруденция, туризм, бизнес-информатика, нефтегазовое дело, дизайн архитектурной среды и другие.
На начальном этапе в эксперименте участвовали 44 вуза, среди которых были ведущие университеты страны: МИФИ, МИСиС, РАНХиГС, УрФУ им. Ельцина, РГСУ, НГТУ им. Алексеева, КНИТУ-КАИ (Казань). В 2013 году Минобрнауки выделило бюджетные места для приема на учебу прикладных бакалавров уже 80 вузам.
Различия прикладного и академического бакалавриата
Оба вида бакалавриата – это полноценное высшее образование. «Академистов» и «прикладников» готовили по программам, полностью соответствующим ФГОС ВО. Разница заключалась в том, что в вариативной части программ у прикладных бакалавров было больше практики, а у академических – теории, поэтому по одному и тому же направлению подготовки университеты и институты выпускали специалистов, готовых к выполнению разных профессиональных задач.
Сравнение программ прикладного и академического бакалавриата
Высшее, первого уровня
Высшее, первого уровня
Срок обучения (очно)
В основном очно – заочных и очно-заочных программ крайне мало из-за особенностей подготовки: много практики
Очно, заочно, очно-заочно
240 зачетных единиц
240 зачетных единиц
Удельный вес по ФГОС подготовки к разным видам профессиональной деятельности (в среднем по программам одних и тех же направлений, например, для дизайнеров архитектурной среды)