Акт обследования заявленного адреса юридического лица что значит
Акт обследования заявленного адреса юридического лица что значит
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 мая 2021 г. № П/0217 “Об установлении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке”
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344), пунктом 1 и подпунктом 5.26(7) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2020, N 7, ст. 855), приказываю:
форму и состав сведений акта обследования согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
требования к подготовке акта обследования согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
2. Установить, что в течение девяти месяцев с даты вступления в силу настоящего приказа для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество могут быть представлены акты обследования, подготовленные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера
в соответствии с формой и требованиями к подготовке акта обследования, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. N 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке» (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2015 г., регистрационный № 40274) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 г. № 742 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный № 44772), от 26 марта 2019 г. N 166 (зарегистрирован Минюстом России 8 июля 2019 г., регистрационный № 55172), от 25 сентября 2019 г. № 592 (зарегистрирован Минюстом России 27 декабря 2019 г., регистрационный N 57021).
Руководитель | О.А. Скуфинский |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 сентября 2021 г.
Приложение N 1
к приказу Росреестра
от “24” мая 2021 г. № П/0217
Форма и состав
сведений акта обследования
Приложение N 2
к приказу Росреестра
от “24” мая 2021 г. № П/0217
Требования
к подготовке акта обследования
3. Все записи, за исключением установленных законодательством случаев, осуществляются в Акте на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.
4. В реквизите 1 «Общие сведения о выполненных кадастровых работах» Акта указываются сведения о виде объекта недвижимости, в отношении которого выполнены кадастровые работы, и его кадастровом номере, а также сведения о наличии (отсутствии) в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости.
5. В реквизите 2 «Дата (число, месяц, год) или год прекращения существования объекта недвижимости (гибели, уничтожения, сноса)» Акта при наличии у заказчика кадастровых работ сведений о дате прекращения существования объекта недвижимости указывается дата (в формате число, месяц, год) или год прекращения существования объекта недвижимости, в отношении которого осуществлена подготовка Акта.
6. В реквизите 3 «Сведения о кадастровом инженере» Акта приводятся следующие сведения:
2) уникальный регистрационный номер члена саморегулируемой организации кадастровых инженеров в реестре членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров и дата внесения сведений о физическом лице в такой реестр;
3) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (СНИЛС);
4) контактный телефон кадастрового инженера;
5) почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером;
6) наименование саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер;
7) полное или (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица, адрес местонахождения юридического лица;
8) наименование, номер и дата документа, на основании которого выполняются кадастровые работы.
7. В реквизите 4 «Сведения о заказчике кадастровых работ» Акта приводятся сведения о заказчике кадастровых работ:
8. В реквизите 5 «Заключение кадастрового инженера» Акта в виде связного текста в случае если, по мнению кадастрового инженера, необходимо дополнительное обоснование результатов кадастровых работ, приводится соответствующая информация или пояснения кадастрового инженера относительно прекращения существования объекта недвижимости.
9. В реквизите 6 «Дата подготовки акта обследования (число, месяц, год)» Акта указывается дата подготовки окончательной редакции Акта кадастровым инженером (дата завершения кадастровых работ в формате число, месяц, год). В случае если документом, на основании которого выполняются кадастровые работы, дополнительно предусмотрено изготовление Акта в форме документа на бумажном носителе, в указанном реквизите проставляются подпись и печать кадастрового инженера, подготовившего Акт.
10. Акт подготавливается на основании сведений, указанных в пункте 2 Требований, а также с учетом сведений, содержащихся в следующих документах (при наличии таких документов у заказчика кадастровых работ):
1) решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования о признании многоквартирного дома или иного объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу;
2) решение об изъятии земельного участка и находящихся на данном земельном участке объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
3) решение о комплексном развитии территории, на которой был расположен объект недвижимости;
4) решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
5) решение суда о сносе самовольной постройки или решение суда о сносе объекта капитального строительства, принятое в связи с недостижением соглашения о возмещении убытков при сносе объекта капитального строительства в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
6) соответствующий раздел проектной документации объекта капитального строительства в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства для обеспечения строительства, реконструкции других объектов капитального строительства;
7) решение собственника объекта недвижимости о сносе объекта капитального строительства, принятое собственником объекта капитального строительства или собственниками помещений, машино-мест в нем (подготовленное в произвольной письменной форме и подписанное таким собственником (такими собственниками), нотариальное удостоверение такого решения не требуется), в случае необходимости сноса объекта вне связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, либо в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, либо в связи с заключением соглашения о возмещении убытков, причиненных ограничением прав указанных собственника объекта капитального строительства или собственников помещений, машино-мест в нем в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
8) документы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью такого объекта недвижимости либо прекращения существования помещения, машино-места в связи с гибелью здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью части здания или сооружения, в пределах которого такое помещение, машино-место было расположено, по причинам, не зависящим от воли собственника такого объекта недвижимости;
9) уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства, направленное в орган местного самоуправления поселения, муниципального района или городского (муниципального) округа по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, если объект капитального строительства прекратил существование в результате его сноса после 4 августа 2018 г.
обеспечивающих выполнение действий, направленных на прекращение существования объекта недвижимости, при выполнении кадастровых работ и подготовке Акта не используются, в реквизите 7 «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» Акта не указываются, копии таких документов в Приложение не включаются.
12. При отсутствии у заказчика кадастровых работ документов, указанных в пункте 10 Требований, подготовка Акта осуществляется без учета сведений таких документов, и данное обстоятельство не является нарушением Требований. В этом случае в реквизите 5 «Заключение кадастрового инженера» Акта указывается причина их неиспользования.
При изменении нормативных правовых актов, устанавливающих форму, состав сведений Акта и требования к его подготовке, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии изменяет XML-схему, при этом обеспечивает на официальном сайте возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям, в отношении предыдущих версий XML-схемы указывается дата утраты актуальности соответствующей версии XML-схемы. Доступ к утратившей актуальность XML-схеме обеспечивается в течение шести месяцев со дня введения в действие актуальной XML-схемы.
15. Средства усиленной квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы со средствами усиленной квалифицированной электронной подписи, применяемыми Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами.
Информация о требованиях к совместимости, сертификату ключа подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера размещается на официальном сайте.
16. Документы, подготовленные на бумажном носителе, которые включаются в Приложение, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего Акт.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять
в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов используется монохромный режим с разрешением 300 dpi.
17. В случае если законодательством допускается подготовка документа, подлежащего включению в Приложение, в форме электронного документа, такой документ включается в Приложение в форме электронного документа.
18. Акт дополнительно подготавливается в форме документа на бумажном носителе, если это предусмотрено документом, на основании которого выполняются кадастровые работы.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 27, ст. 4294.
Обзор документа
Росреестру были переданы полномочия Минэкономразвития по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию ведения ЕГРН, кадастрового учета, госрегистрации прав на недвижимость, предоставления сведений из ЕГРН. Кроме того, был расширен перечень лиц, по заявлению которых возможны кадастровый учет и (или) госрегистрация прекращения прав на объекты капстроительства. В связи с этим Служба обновила форму акта обследования и требования к его подготовке.
В течение 9 месяцев с даты вступления в силу приказа для кадастрового учета и (или) госрегистрации прав могут быть предоставлены акты обследования, подготовленные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера в соответствии с прежними требованиями и формой.
Приказ вступает в силу с момента признания утратившим силу приказа Минэкономразвития, которым утверждены прежние форма акта и требования к его подготовке.
Зачем и как проверять адреса юридических лиц на массовость
У такого явления, как «адрес массовой регистрации», есть свои критерии, несмотря на то, что законодательного определения этого понятия не существует. Есть также несколько причин, по которым следует проверять адрес регистрации фирмы-партнера, чтобы избежать неприятностей.
Регистрация по массовому адресу нередко ассоциируется с фирмами-однодневками. И это имеет свое объяснение.
В 2018 году ФНС отметила значительное сокращение фирм-однодневок — до 7,3 %. Двумя годами ранее на них приходилось 35,5 % от общего числа зарегистрированных компаний. Эксперты объясняют эти показатели не только внедрением автоматизированного контроля за возмещением НДС, но и внесением поправок в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ, который открыл налоговикам больше возможностей для исключения организаций из ЕГРЮЛ.
В Письме ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84 дается следующее определение фирме-однодневки: «это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не предоставляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д.».
Компания c отметкой о недостоверности данных в ЕГРЮЛ рассматривается налоговиками как контрагент, с которым опасно иметь дело. Такая пометка возникает в случае представления в налоговую инспекцию заявления о недостоверности сведений руководителем компании или в результате проверки и выявления ФНС недостоверной информации — об адресе, участниках компании, ее руководителе.
Критерии массовости адреса
Приказ ФНС РФ от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ предусматривает, что для признания адреса массовым достаточно факта регистрации пяти организаций по одному адресу. Если такой факт установлен налоговой, то проверки сведений в ЕГРЮЛ на достоверность при первичной регистрации или смене адреса юрлица не избежать.
Часто возникает вопрос о регистрации ООО или ИП по адресу большого бизнес-центра. Поскольку в нем размещается множество организаций, то адрес может быть признан массовым. В Письме ФНС РФ от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ содержится рекомендация, которая детализирует, как именно нужно регистрироваться, чтобы не вызвать подозрений.
Так, в п. 14.2.05.60 Письма утоняется, что в документах, представляемых на государственную регистрацию, при заполнении заявления должны вноситься детальные элементы адреса, являющегося местом нахождения юрлица. Речь идет об адресных ориентирах объекта: дом (владение), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.).
Если в документах нет конкретных элементов адреса, то это отсутствие не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес компании.
Итак, можно выделить два ключевых критерия массового адреса:
1. По одному адресу зарегистрировано множество юрлиц. При этом «множество» может подразумевать разное количество — в зависимости от субъекта РФ.
Согласно Приказу ФНС РФ от 29.12.2006 N САЭ-3-09/911@, каждое Управление ФНС России по субъекту РФ выдает свой минимальный критерий отбора адреса массовой регистрации. С этой целью издается соответствующий распорядительный акт. Например, один и тот же адрес указан при государственной регистрации в качестве последнего места нахождения 10-ю и более юридическими лицами, 5-ю и более юридическими лицами и т.п.
2. С юрлицами, зарегистрированными по одному адресу, нет связи. Это свидетельствует о том, что представители юрлица по конкретному адресу не располагаются, а корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» (Письма Минфина РФ от 14.11.2017 N 03-12-13/75024, N 03-12-13/75027).
Роль банков в процессе борьбы с фирмами-однодневками
Признаки фирм-однодневок стали проверять в том числе и банки. Некоторые даже предоставляют услугу по проверке контрагента в банке-клиенте. Такая опция обычно представляет собой сервис-светофор, который предупреждает о наличии подозрительной информации красным цветом.
С тех пор как банки «присоединились» к практике выявления фирм-однодневок, над предпринимателями и организациями нависла еще одна угроза — теперь их счет могут заблокировать. Для этого достаточно такой причины, как перевод денег сомнительным бизнес-партнерам, которые могут «располагаться» в местах массовой регистрации.
Риски работы с контрагентом с массовым адресом
Для самих юрлиц использование адреса массовой регистрации может повлечь отказ в госрегистрации или во внесении изменений в ЕГРЮЛ при смене местонахождение или адреса. Верховный суд в Определении от 23.01.18 № 306-КГ17-21112 подтвердил, что если в заявлении на регистрацию изменений в учредительных документах указан адрес массовой регистрации, то налоговые органы могут ответить отказом в регистрации. По мнению суда, место нахождения юрлица имеет существенное юридическое значение, поскольку оно фактически определяет место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, а также возможность осуществления надлежащего налогового контроля. Исходя из этого, суд считает, что подача заявления, оформленного с заведомо недостоверными сведениями приравнивается к непредставлению такого документа.
Сделку с контрагентом, зарегистрированным по массовому адресу, налоговые органы могут расценить как попытку получения необоснованной налоговой выгоды. Хотя сама по себе регистрация контрагента по «массовому» адресу не используется налоговыми органами как самостоятельное основание для признания налоговой выгоды необоснованной.
Этот факт становится одним из доказательств недобросовестности контрагента в совокупности с такими признаками, как отсутствие у контрагента официального сайта, отзывов клиентов, рекламы в СМИ, а также вывесок по месту регистрации контрагента и др. Подробнее о признаках недобросовестности контрагента читайте в статье «Нечестная игра: 15 признаков того, что контрагент вас обманывает».
Если будет доказано получение вами необоснованной налоговой выгоды, то вам грозят следующие последствия:
Как проверить адрес на массовость
Проверить адрес контрагента можно на сайте налоговой, а также с помощью сервиса «Прозрачный бизнес». Система осуществляет поиск по введенным реквизитам (регион, район, город, населенный пункт, улица, дом) и выдает информацию о зарегистрированных по адресу лицах.
Выяснить, сколько компаний зарегистрировано по адресу контрагента, можно и с помощью сервиса Контур.Фокус. Проверка также позволит определить, является ли директор или учредитель компании «массовым». Просто введите адрес в поисковую строку сервиса.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Юридический адрес: новые правила и нюансы
Проблема юридических и фактических адресов существует уже давно, хотя, казалось бы, все необходимые нормы для ее решения действуют. Однако если раньше проверить достоверность юридического адреса налоговым органам было не всегда под силу, то сейчас у них появились для этого новые инструменты.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический». Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).
Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).
…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…
Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г. норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.
При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический. Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу. Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения
Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.
Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.
Проверка достоверности сведений, заявленных при регистрации
Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена статья 51 ГК РФ. Пункт 3 этой статьи теперь гласит, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.
Параллельно перечень условий для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона № 129-ФЗ, был значительно расширен. И теперь подпунктом «р» пункта 1 этой статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.
На вопрос о том, при каких условиях сведения о юридическом адресе могут быть признаны недостоверными, поспешил ответить Пленум ВАС.
Что разъяснил Пленум
Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61).
Судьи в первую очередь отметили, что поскольку адрес местонахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).
Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).
Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru.
При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы. А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).
По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию
У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть договоры аренды помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.
Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган. Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).
Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).
Чем грозит недостоверный адрес
Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:
Ликвидация юридического лица
Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 постановления № 61);
Расторжение договора банковского счета
Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее – Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора. Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);
Неполучение документов от налоговых органов
Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);
Нарушение порядка постановки на учет у налоговиков
Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
Таким образом, если организация ведет деятельность по адресу, отличающемуся от юридического, то этот адрес формально является местонахождением ее обособленного подразделения. О таком обособленном подразделении организация должна сообщить в налоговый орган в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ). Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (письмо Минфина от 03.09.2012 г. № 03-02-07/1-211, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 г. по делу № А40-123199/11-20-500). Хотя не исключено, что налоговые органы воспользуются разъяснениями Минфина, данными в письме от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946, и привлекут организацию к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ). Тогда размер штрафа составит всего 200 рублей за каждый непредставленный документ. Однако рассчитывать на такую лояльность налоговых органов, по нашему мнению, не стоит.
Кроме того, если организация фактически не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ей следует «перерегистрироваться» по достоверному (фактическому) адресу, а не регистрировать «мнимое» обособленное подразделение. За указание недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе, предусмотрена административная ответственность.
Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.
Юлия Синицына, ведущий эксперт-юрист Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»
Процесс госрегистрации без труда
С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью реорганизуете свою фирму, создадите новую, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки. Узнайте больше >>