Активная жизненная позиция в чем выражается
Активная жизненная позиция — что это такое
Успешную адаптацию человека в любом социуме характеризует активная жизненная позиция. Принято считать, что личность только тогда социально приспособлена, если осмысленно участвует в общественной жизни, когда человек осознаёт и несёт ответственность за свои поступки, результаты которых соответствуют требованиям и нормам общепринятой морали.
Активная жизненная позиция
Что такое активная жизненная позиция (АЖП)
АЖП – это деятельность человека, вызванная определённой социальной ситуацией. Причём подобные действия обязательно должны иметь устойчивую форму проявления. При этом механизм их срабатывания базируется на таких чертах, как:
Сформированная таким образом АЖП является основным регулятором деятельности и поведения личности с социуме.
Важно! Отправная точка для активной жизненной позиции – это детство. Родители, воспитывая, прививают основы социальных норм и отношение к ним. Далее АЖП выстраивается самостоятельно в результате обучения, преодоления различных жизненных и социальных ситуаций.
Значение для общества активных жизненных взглядов выражается в повсеместном пропагандировании АЖП. Такое продвижение предполагает всевозможные поощрения со стороны социальных институтов: награды, грамоты и позитивную информацию о номинантах в средствах массовой информации.
Внимание! Различают две жизненных позиции: активная – направленная на преобразование общества и конформистская (пассивная) – основанная на подчинении обстоятельствам.
Пассивные и активные взгляды на жизнь
Отличия двух позиций
Активная позиция характерна для тех людей, кто не привык довольствоваться малым и плыть по течению жизненной реки. Здоровые амбиции, желание что-то изменить в этом мире и хоть в какой-то мере контролировать ситуацию отличают активного члена общества от его пассивного представителя.
Определение пассивности в жизни означает то, что у человека нет желания ни самому меняться, ни что-либо менять в лучшую сторону. Так как любые изменения требуют энергетических затрат, то пассивная жизненная позиция основана на экономии сил и жизненной энергии.
Кстати. Основной закон природы – закон сохранения энергии, говорит о том, что она никуда не девается, а просто видоизменяется в другие формы.
Это значит, если человек не будет предпринимать активных действий и вкладывать свои силы в самообразование, преобразование общественных процессов, его энергия будет способствовать снижению потенциала, произрастанию болезней и возникновению всевозможных социальных рисков.
Проявление активных жизненных взглядов
С чего начать формирование АЖП
Ещё в семидесятые годы двадцатого века в СССР перед психологами, социологами и педагогами ставились задачи по становлению у подрастающего поколения АЖП. Главной целью было вовлечение советского гражданина в общественно-политическую жизнь. Этому способствовали Всесоюзная пионерская организация и Ленинский комсомол.
Пионерская организация им В.И. Ленина
С изменениями в стране многие из направлений формирования АЖП перестали что-то значить. Школьники уже не пишут сочинений на характерные темы типа: «Почему я хочу быть похожим на Павла Корчагина». Однако, как показывают результаты собеседований с современными молодыми людьми, активные жизненные взгляды помогают им самоопределяться в обществе. АЖП часто отмечается в их резюме. Лишь собирание всех личностно-ориентированных позиций в одно целое позволяет делать карьеру, как профессиональную, так и политическую.
Важно! Только планомерное и методичное формирование взглядов на жизнь на всех этапах развития индивида впоследствии помогает ему самовыражаться в жизни и добиваться существенных успехов.
К. А. Абульханова-Славянская (советский и российский психолог-исследователь) объясняет понятие АЖП, как результаты личностных достижений и взаимосвязей индивида в жизни. Она считала, что это главный потенциал совершенствования личности.
Как известно, начинать новую жизнь у людей принято с понедельника или любой значимой даты. Поставив перед собой какую-либо цель, человек говорит себе: «Всё! С понедельника начинаю жить активно, ходить на собрания общественности, защищать животных и вообще!».
Внимание! С активной жизненной позицией такие фокусы не проходят, но, если определённый фундамент не был заложен с детства, отчаиваться не нужно.
Стоит сначала рассмотреть все этапы личностного формирования человека и найти интервал, в котором он находится, чтобы внести необходимые коррективы.
Основные этапы развития личности
Опираясь на то, что развитая личность – это взрослый человек, немецкие мастера психоанализа, Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон, придерживались возрастной градации. Каждый из психоаналитиков по-своему трактует различные периоды этих градаций, но во всех разъяснениях можно выделить общие позиции.
Интересно. З. Фрейд рассматривал развитие личности как процесс прохождения через психосексуальные стадии.
Фрейд считал, что всякая человеческая активность определена инстинктами и признавал только два из них: инстинкт жизни и инстинкт смерти. Психоаналитик считал главными в личностном развитии – сексуальные инстинкты.
Стадии развития по Фрейду
Если обращаться к общепринятой градации, то человеческое развитие претерпевает изменения, поднимаясь по следующим ступеням:
Можно подробнее рассмотреть период от младенчества до юности. Основу психики в младенческом периоде составляет формирование пропорции: «доверие – недоверие». В первые дни младенец нуждается в заботе матери, через которую пытается понять, доверять этому миру или нет. Если она укрепляет в нём осознание доверия, то малыш настроен позитивно, может спокойно выдерживать кратковременное отсутствие рядом с собой мамы. Он воспринимает всё положительно, и мир для него предсказуем. Если забота со стороны мамы недостаточна или отсутствует вовсе, то недоверие и страх к окружающему миру закладываются на подсознательном уровне.
В раннем детстве параллельно с физическим развитием проявляются способности ходить, бегать, выполнять самостоятельно другие приёмы.
Важно! В этом возрасте ребёнок пытается начинать все делать сам. Родители должны аккуратно предоставлять ему такую возможность. Начинается формирование таких личностных черт, как самоконтроль и воля.
Главное в этот момент – излишне не опекать ребёнка и позволить ему освоить этап становления своей автономии. В противном случае будут заложены такие свойства характера, как слабоволие и неуверенность в себе.
В дошкольном возрасте наступает самый подходящий момент для формирования активной жизненной позиции. Именно в этом «возрасте игры» дошкольники вступают в социальные взаимодействия со сверстниками. Они общаются и играют с товарищами, начинают осознавать половые различия, учатся налаживать отношения с другими взрослыми (кроме родителей). В этот период закладывается Супер-Эго.
Ребёнок уже может брать на себя ответственность за младших по возрасту, начинает понимать смысл социальных ограничений. Пытается стать защитником для мамы, младшей сестры или брата. Он получает удовольствие от своей самостоятельности и на базе этого уже формирует собственные цели.
К сведению. В фантазиях при выборе игр и придумывании своих сценариев развития ситуации проявляются инициативность, независимость и творческая изюминка.
В этот момент развития важно не навязывать ребёнку свои идеи и мечты. Возможно, вовремя подмеченные и тактично поддерживаемые природные задатки успешно перерастут в развитие определённых способностей.
Школьный возраст позволяет проявлять стремление к познанию внешнего мироздания и отодвинуть на второй план собственные психические переживания. Ребёнок пытается изучить всё то, что важно в обществе. Этот момент также продолжает способствовать формированию АЖП.
Главное! Это период привития дисциплины и постановки задач для самостоятельных решений. В этом возрасте возникают острая потребность обучаться и тяга к творчеству. Существует нужда в поддержке со стороны взрослых людей.
Юность – значимый этап собственной идентичности и самоопределения. Это поиск своего места в жизни, переоценка ценностей. Переходный период в психике может приводить к выявлению всех ошибок, допущенных при воспитании в более раннем возрасте. При закладке активной социальной позиции это опасный момент.
Осторожно! Даже правильно заложенные активные жизненные взгляды могут иметь преломление в результате негативной самоидентификации.
На пике этого возможно проявление девиантного поведения. Задача родителей, школы и общественности – провести необходимую коррекцию для направления психической энергии в нужное русло.
Пример направления девиации
Типы активной жизненной позиции личности
Активная социальная позиция бывает двух видов:
Например, доказательством негативной АЖП может служить позиция Адольфа Гитлера, который развязал войну на всех континентах и желал поработить весь мир.
АЖП необходима для усовершенствования окружающего мира при помощи личностных качеств и участия в общественных проектах. Главное, чтобы она была позитивной.
Видео
Жизненная позиция
Жизненная позиция – это определенное внешними рамками и внутренними установками действенное и эмоциональное отношение человека ко всем проявлениям в его жизни. Подобное отношение проявляется сразу на нескольких уровнях – в поступках, мыслях, высказываниях и даже бездействии в определенных моментах. Любая позиция подразумевает не только пассивную демонстрацию своего отношения, но обязательно активное действенное направление по реализации своей позиции.
Формирование жизненной позиции происходит в течение всей жизни, но начинается с детского возраста. Она включает особенности нервно-психической организации, тип мышления, полученные психологические травмы. Кроме этого непосредственное воздействие на жизненную позицию имеет ближайшее окружение (особенно в детском возрасте), поскольку близкие люди формируют ценности, смысловое пространство, цели и планы.
Жизненные позиции человека могут определяться им самостоятельно, в зависимости от планов и необходимых достижений. Во многих вариантах правильно выбранная позиция помогает развитию и более быстрому достижению целей, но предварительно для этого необходимо определиться с наиболее правильной и действенной относительно каждого конкретного человека и его индивидуальных жизненных особенностей.
Что это такое
Жизненная позиция формируется благодаря ближайшему окружению в течение первых лет жизни. Особенности его развития, установки, ориентиры и потребности, а также способы реагирования на ситуации транслируются родителями и воспитателями, становясь интериоризированными категориями. Впоследствии эти заложенные части проявляются во всех возможных отраслях человеческой жизни, определяя как нравственные жизненные позиции, так и рабочие, личностные и даже политические.
Однако это не означает, что сформировавшись однажды, жизненная позиция остается статичной категорией. Она может меняться под влиянием новых полученных знаний или жизненного опыта. Во многом, человек может сам формировать ее изменения посредством приложения психических и умственных усилий, меняя свое направление и привычные способы реагирования и оценки ситуации. К моменту достижения психологической зрелости формируется основная жизненная позиция, и если не происходит кардинальных изменений в личности и внешней социальной ситуации, то она остается ключевой, лишь немного корректируясь под воздействием ситуационных факторов.
Существует также категоризация позиций. Одна из таких классификаций придерживается концепции о том, что сама позиция формируется еще до рождения ребенка, поскольку обусловлена психологическим состоянием родителей. Имеется ввиду не генетическая обусловленность или действия, сколько призма восприятия. Грубо говоря, человек может оценивать себя, как кого-то хорошего или ощущать собственную ущербность, таким же базовым оценкам подвергается вся внешняя реальность. Подобные, глубоко заложенные убеждения, практически не поддаются последующей волевой коррекции. Изменения возможны только при условии прикладывания осознанных усилий, часто при помощи психотерапевта, и требуют не одного года усиленной внутренней работы.
Виды жизненных позиций
Типология позиций строится относительно способов взаимодействия человека с окружающим пространством. Относительно этого выделяется активная и пассивная разновидности.
Активная жизненная позиция всегда направлена на изменения, касающиеся как собственной личности (творчество, обучение, новые знакомства), так и общества (реформаторские идеи, касающиеся норм, стратегий и принципов решения определенных задач). На уровне взаимодействия она всегда проявляется лидерскими стремлениями и новаторскими идеями. Относительно собственного существования такие люди отличаются самостоятельностью и высоким уровнем ответственности за себя и тех, кто косвенно к ней причастен. При негативном развитии могут выявляться стремления к нарушению социальных норм, организации различных преступных формирований, революциям и оппозициям.
В любом из вариантов активная позиция исключает безразличное отношение к тенденциям и процессам собственной жизни. Эти люди призваны менять все, что считают неподобающим или неправильным. В зависимости от моральных устоев самой личности такая направленность может приводить либо к быстрому развитию и реформированию, либо к нарастанию анархии и вседозволенности. Активность, как характерная черта позволяет справляться со всеми трудностями, быстро находить решения всевозможных вопросов. Такие люди не боятся инициативности и ответственности, ложащейся за осуществление собственных идей.
Принимая сторону активного изменения мира, люди не зацикливаются на собственных переживаниях и трудностях, всегда находятся в движении и рады изменениям. Минусом можно посчитать такие же требования к окружающим – они не выносят длительного переживания по одному поводу и стремления сохранить все, как есть, лишь бы не подвергаться риску и неизвестности перемен.
Пассивная жизненная позиция придерживается конформистских идей, соблюдения всех социальных норм и правил, даже в ущерб себе и тогда, когда они неоправданно глупы. Стремление полагаться на волю случая, не менять свою жизнь, круг общения и интересов годами. Такой человек снимает с себя большую часть ответственности, предоставляя многие важные решения государству, значимым людям или вышестоящим.
Сложности у людей с пассивной позицией возникают при столкновении с трудностями и при решении творческих задач. Они, безусловно, являются хорошими исполнителями, но практически лишены лидерских качеств, поскольку всегда стремятся двигаться известной, проторенной дорогой.
Порой такая безынициативность приводит к нарастанию проблем и частому возникновению критических ситуаций, которые решают уже другие люди.
Статичность пассивной позиции на первый взгляд обеспечивает безопасность и известность ситуации, но проблемы начинаются тогда, когда внешние условия начинают меняться. Чтобы быть успешным и благополучным важным качеством является умение улавливать изменения и реорганизовывать свою жизнь относительно тенденций. Пассивным это практически недоступно и будут до конца сидеть в горящем доме, надеясь, что пожар сам прекратится.
По типу направления энергии позиции различаются на негативные и позитивные. В негативных проявлениях поведение и установки человека направлены на антисоциальные действия, стремления противостоять сложившемуся укладу. В форме активных изменений или пассивного саботажа зависит от первых двух вариантов, но это всегда фрустрирующие тенденции. Позитивные стремления направлены на гуманистические ценности, развитие и этические нормы. Причем если человеку недоступно самостоятельно введение и реализация подобных, то он будет поддерживать и соблюдать имеющиеся, передавая подобный подход своим детям.
Примеры
Детальнее разобраться и окончательно понять основные типы жизненных позиций помогут примеры. Так, активная жизненная позиция с позитивной направленностью выражается в собственной высокой самооценке, такой человек рад занимаемому месту, умеет ценить происходящее в его жизни. Он может быть увлечен многими делами, касающихся его и окружения. Это активные участники акций за мир и борьбу с бедностью, волонтеры и просто неравнодушные люди. Именно они останавливаются, чтобы помочь плачущему ребенку или упавшему на улице, при этом получают искренне удовольствие от своих поступков.
Кардинально противоположной является пассивная негативная позиция. В таком случае человек может оценивать себя, как жертву или неудачника, а окружающий мир воспринимать как враждебный, глупый, деградирующий. Жизненные решения не принимаются – люди смиряются с тем, что их увольняют, обижают, обманывают и списывают все на несправедливость судьбы. Собственных идей по улучшению ситуации у них, как правило, нет, а если есть, то они не собираются их реализовывать.
Пассивная позитивная позиция распространена довольно широко, особенно в хороших экономических и социальных условиях. Люди способны ценить то, что у них имеется, поддерживать традиции, укреплять имеющиеся достижения, но не вносить коррективы. Имея все задатки, такой человек не будет увольняться с низкооплачиваемой привычной работы только потому, что ему на все хватает, а перемены требуют энергии. Они подвержены массовым мыслям – голосуют, как большинство, слушают одинаковую музыку и не спорят. При этом уровень удовлетворенности достаточно высок, особенно если перемены и беды не касаются их лично.
Активная позиция с негативной направленностью представляет собой противостояние обществу. Это могут быть митинги протестов, отстаивание своей позиции через ссоры и драки.
Оппозиции, анархисты, преступники – яркие представители людей с подобными внутренними устоями. Вербальная агрессия и постоянные жалобы на происходящее, придирки к мелочам и завышенные требования к социуму делают в итоге из человека асоциальную личность.
Ради справедливости стоит отметить, что чистых видов позиций не встречается, можно говорить только о преобладании какого-то из них. В зависимости от ситуации человек может реагировать различными вариантами и именно это является наилучшей позицией, когда возможна гибкость. Ситуация когда человек всю жизнь реагирует типичным образом, без ориентации на собственное состояние и реальное положение дел является наиболее негативной, поскольку приводит к личностной деградации.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Активная жизненная позиция
Мы часто слышим выражение — «Требуется активная жизненная позиция» или «У меня активная жизненная позиция». А что под этим понимается? Что ощущает и как себя ведёт человек с такой позицией, и какие есть подводные камни? Давайте рассмотрим подробнее.
Активная жизненная позиция проявляется в двух аспектах:
Второе, ваше проявление во внешнем мире — это следствии вашего самоотношения, то, как вы себя ощущаете, ваше вИдение себя.
Надо сказать, что активная жизненная позиция — характеристика относительна. То есть мы говорим о тех внутренних и внешних отличиях, которые отличаются от поведения и внутреннего состояния большинства. И противопоставляются ему.
Например, когда все предпочитают молчать, а вы — нет, и вы высказываетесь в общей тишине, ваш голос может прозвучать громко или тихо, но всё же прозвучать.
Давайте проведём мини-тест. Вспомните 15 человек, с которыми вы общаетесь чаще всего. Не важно, насколько они любимые или не любимые: коллега, свекровь, любимый друг или подруга, соседка по трамваю. Ориентируемся при выборе на время, которое вы с ними общаетесь, проводите рядом.
Теперь вспомните, что вы чаще, чем они, что-то берёте и делаете: едете куда-то, общаетесь, осваиваете новое и т.д. Или, наоборот, вы отстаёте: все уже давно повыходили замуж, сделали ремонт, записались на курсы гонки на мотоциклах… Подсчитайте количество пунктов, по которым вы впереди и позади. И вычтите второе из первого.
Если количество баллов:
Первый аспект, который виден всем и сразу, когда речь идёт об активной жизненной позиции — это поведение. Когда есть два варианта делать или не делать — такой человек, скорее, делает. Второй аспект, который бросается в глаза — инициативность. Есть идея — выдвигает, продвигает, добивается результата. Инициативность в более «продвинутом» проявлении и в сочетании с другими качествами может проявляться как организаторские и лидерские качества.
Ещё одно, сразу заметное — личность с активной жизненной позицией более публичная, чем другие. Человек действует, а не прячется за спинами других. И, как правило, придерживается и сам проповедует такое поведение. Давай, делай, говорит он себе и другим.
Проявление активной жизненной позиции
Проявление активной жизненной позиции во внутреннем состоянии — сумма движений наших мыслей, настроев, мотивации, силы духа. И из неё мы получаем импульс для движения вперёд. Мы можем двигаться по течению, куда бы оно не текло, или грести в ту сторону, куда нам надо. Весло у нас всегда под рукой.
Пассивная жизненная позиция отвечает природному закону сохранения сил и экономии энергии. Она целесообразна в ряде случаев в простейшей природе, но используемая во вред развитию скорее создаёт множественные риски. В социальных джунглях мы получаем слабых духом, больных из-за отсутствия стремления иметь здоровый стиль жизни и игнорирующих реальность людей. И их процент — очень велик.
Первый признак болезни пассивной жизненной позиции, когда человек часто говорит: «Мне сложно что-то начать. Мне иногда так сложно решиться сделать шаг. Я подолгу не могу себя заставить позвонить, сделать, начать новую жизнь». Уже прошло 10000 понедельников и как минимум 10 Новых годов. А новую жизнь начать всё не получается. Вставать в 6:30 утра, радостно выходить на пробежку, быть бодрым и свежим, полным сил и задора, и твёрдо вести себя в прекрасное светлое завтра и особенно очаровательное сегодня. Это что-то вроде прокрастинации, но, пожалуй, не так масштабно. Продайте уже, наконец, мне эту волшебную таблетку, которая заставит меня действовать и день за днём менять свою жизнь к лучшему! А лучше измените мою жизнь за меня. И только человек с активной жизненной позицией в конце всё же добавит: «Ладно, пожалуй, не нужно. Минутная слабость. Я сам».
Второй признак болезни, когда человек говорит, что хорошо быть «богатыми здоровым, чем бедным и больным», но при этом у него нет действий, направленных на первую часть. Он стоит перед витриной, смотрит на кусочек тортика и проходит мимо этой витрины день за днём, десятилетием за десятилетием, и в его жизни всё медленно по естественным законам природы движется вниз и в ухудшение.
Движение вниз и в ухудшение — нормальное естественное состояние. При единственном условие — человек пассивен. Если не заниматься здоровьем — мышцы атрофируются. Таков закон природы. Если не учиться каждый день — мозг атрофируется. Таков закон природы. Если не убираться дома — вонять будет точно. Таков закон природы. А если в душе не убираться? Будет запах ещё хуже. Это как закон физики, который мы все изучали в школе, и он нам не на руку.
Самомотивация
Самомотивация — ещё одна грань активной жизненной позиции. Очень важно понять, получается ли у вас почувствовать драйв от изменений. Как известно, у нас с вами есть два мозга: это тот, о котором вы подумали в первую очередь, и нейроны, которые находятся в животе. И там, и там вырабатываются сильные гормоны и нейромедиаторы, в том числе гормоны, регулирующие эмоции и дающие нам энергию. Но не у всех они настроены. Иногда это обусловлено генетикой, иногда тяжёлым детством и скользким подоконником, иногда просто привычкой, которая становится второй шкурой и обретает такую инерцию, что для того, чтобы преодолеть её, нужны дополнительные вливания энергии в виде сверх мотивации.
Энергия для действия рождается из мотивации. И чем сильнее мотивация, тем больше вероятности, что действие будет совершено. Это, конечно, так. Но, положа руку на сердце, ведь абсолютно все хотят жить лучше. Вы видели хоть одного человека, который хотел бы жить хуже. Отчего же желание жить лучше не переходит в активное действие? Давайте сейчас обратим внимание на страх и вторичные выгоды от него. Что это такое? Это желание эго сохранить существующий статус-кво. Рассмотрим не то, что мешает, а то, что помогает. Что хорошего в мотивации? Мотивация даёт энергию. Но в некоторых случаях этой энергии явно недостаточно. Например, можно годами хотеть изучить английский, но так и не приступить ни к каким действиям. Где же взять энергии ещё, не прибегая к пыткам в виде посещения мотивационных тренингов?
Энергия для Действий, или Сила Духа
Человек — довольно сложно устроена структура. Пожалуй, каждый сходу может назвать два компонента: это тело и сознание. Немного подумав, можно включить сюда третий — это энергия. Что, если я скажу вам о том, что существует ещё кое-что? Это душа и Дух. Вполне себе реальные составляющие. С которыми точно также можно работать, как и с сознанием. Душа отвечает за чувства (и не только), дух за движение по жизни. То есть дух отвечает за творение вашей жизни, душа отвечает за то, как именно вы её творите. Потому что понятно — одних и тех же целей можно добиваться по-разному. Можно получить новую должность, пройдя по головам сослуживцев, а можно это сделать экологично. И в том, и в другом случае достигнутая цель будет одна и та же, методы — разные.
Дух, как структура, отвечает за делание, за достижения целей, то есть за творение своей жизни. В русском языке есть много устойчивых ассоциаций, связанных с силой духа. Попробуйте представить сильного духом человека. Вполне вероятно, что у вас возникнет некий образ человека сильного по характеру, деятельного, активного. То есть образ, кардинально отличающиеся от образа слабого духом человека. Это ещё раз говорит нам о том, что в сознании и социума эти понятия закреплены и всем очевидны и понятны.
Действия, поведение, невербальные сигналы зависят от ресурсов и внутренней энергии. Общеизвестным источником получения энергии является еда, хороший отдых и сон. Но это ещё не всё. Два человека, выспавшись и наевшись на десять лет вперёд, могут иметь диаметрально разные позиции по активности. Будем считать, что существует ещё один источник энергии, он подобен атомному реактору, находится непосредственно в человеке и способен сподвигать его на активные действия. Назовём это силой духа. Мощь нашей энергетики, которую чувствуют окружающие и которая влияет на ход социальных событий, напрямую зависит от того, в каком состоянии находится наш Дух. Если он горит жизнью, развитием, желанием достигать — то такой человек, скорее всего, будет ярко социально проявлен и успешен. Наличие силы духа, этой энергии не говорит о том, что всё ему будет даваться легко. Но у такого человека будет достаточный ресурс для преодоления трудностей.
Тренировка активной жизненной позиции
Активная жизненная позиция — это как раз и есть хорошее несогласие с тем, что есть на данный момент или желание изменить свою жизнь в лучшую сторону, готовность менять её и действия на перемены.
Можно ли приобрести её, или она задана изначально? Конечно, можно.
Есть три простых правила на каждый день:
Есть ли подводные камни у человека с активной жизненной позицией? Да, конечно.
Иногда такая характеристика себя говорит о том, что у человека есть пробелы в всестороннем развитии, какие-то дыры, которые заполняются движением к новому, постоянным деланием, но в одной сфере или постоянным праздником.
Это может быть форма защитной реакции, когда на душе что-то не в порядке. Убери её, и придёт уныние и депрессия. Гармоничный человек чувствует себя спокойно, и когда что-то происходит, и он что-то меняет, и когда в жизни «плато» — тишь да гладь. То есть у него нет зияющих брешей в его развитии как личности. Например, если вы можете сказать про себя: «У меня есть одно из: я некомфортно чувствую себя в отпуске, когда мне нечем заняться».
Как исправить? Просто позволить себе ничего не делать. Лениться. Дать возможность миру пожить своей жизнью. Поверьте, без вас он точно не рухнет. В конце концов, в отпуске масса других прекрасных занятий, никак не связанных с работой.
Или: «Мне не комфортно в одиночестве, я болезненно его воспринимаю». Вот тут нужно внимательно себя проанализировать и выписать все — «Почему мне рядом нужен кто-то?». В зависимости от ответов можно понять, чего именно вы ждёте от присутствия другого. Может быть, поддержки, заботы, восхищения? Тогда необходимо признать тот факт, что вы зависимы, и у вас нет той степени личной свободы, которая отличает взрослого человека от инфантильного человека. Это признаки нехватки ресурсов и мощности личности.