Алтайская сказка страшный гость чему учит

Роль животных в алтайских сказках

Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!- сказал А.С.Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться-почувствовать всей душой.

Очень многих людей сегодня привлекает Алтай, но понять истинную красоту этого уголка природы не так-то просто. Чудо на Алтае можно встретить в любом месте и в любое время. Надо уметь вовремя остановиться, уметь разглядеть, уметь понять. Всему этому учат алтайские сказки.

С тех самых пор и не отказываются коровы пить мутную, грязную воду из любой ямы, а кони утоляют жажду только чистой и светлой водой.

Многие сказки о животных объясняют черты внешних отличий разных животных, их повадки, взаимоотношения в природе. Бесхитростные сюжеты легко запоминаются, встречаются знакомые образы лисы, журавля, зайца, барсука, кота и др. В сказках животные имеют душу, они выражают мысли и чувства человека, его взгляды на жизнь, все это помогает понять окружающий мир.

Так в сказке «Три маралухи» рассказывается о происхождении созвездия Орион, эта сказка не только учит распознавать это созвездие на небесном своде, но и ориентироваться по нему в тайге, находить путь домой. Эта познавательная сторона присутствует практически во всех сказках. В некоторых сказках обращается особое внимание, на каком- либо отличительном свойстве животного, птиц или явления природы. Например, в сказке «Лягушка и муравьи» объясняется, почему такие выпученные глаза у лягушки.

Если в волшебных сказках животные и птицы являются лишь помощниками главного героя, то в этих сказках они способны думать и говорить и являются главными героями сказки. Характер каждого героя передан через его речь, описание. Характеристика основана на наблюдениях за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом.

К лисе в алтайских сказках двойственное отношение. Она умнее и хитрее многих зверей, имеет яркий наряд, но у нее трусливый и лицемерный характер и поэтому в сказке она часто попадает впросак и становится добычей охотника.

В сказке «Страшный гость» представлено богатство характеров. В сказке использован эффект неожиданности. Барсук и все другие «когтистые» звери испугались храпа трусливого зайца, случайно попавшего в нору барсука. В сказке осмеиваются сильные звери.

В сказках о животных сюжет строится так, чтобы в коротких эпизодах был раскрыт характер взаимоотношений героев.

Детские алтайские сказки отличаются небольшим объемом, оригинальным построением сюжета, ограниченным числом персонажей, краткостью описаний, простотой языка, раскрытием характеров через речь героев.

Очень много сказок посвящено животным. Все многообразие животного мира отражено в сказках, дают объяснение их внешнему виду, объясняют их поведение.Мы даже иногда не задумывались над теми вопросами, которые объясняются в сказках. Что можно сказать о такой птице как сорока?

Сорока

А сказка «Страшный гость» объясняет почему у барсука лоб и щеки белые.

Муравей

Кто его не знает? В энциклопедии о нем говорится:

….Как и стебельчатобрюхие перепончатокрылые муравьи обладают узкой перетяжкой — стебельком — между грудкой и брюшком.

А в сказке «Скупая лягушка» объясняется, почему у муравьев перетянутое брюшко. Лягушка пригласила муравьев к себе на обед и обманула их. Они долго ждали угощения, однако лягушка так и не появилась. С тех пор и поныне муравьи ходят с брюшком перетянутым туго- натуго. Это они с того случая все еще не отъелись.

Кабарга

Пятна на спине у кабарги согласно сказке появились от того, что кабарга вылила себе на спину казан молока. Стыдясь своей отметины кабарга и теперь к серым камням жмется. И только по ночам выходит она еду поискать.

Глухарь

А сказка про глухаря рассказывает от чего у глухаря красные глаза. Глухарь пропустил день отлета птиц и остался на зимовку один. Заплакал глухарь и лапкой глаза тер. До того натер глаза, что стали они у него красные.

Такой знакомый всем Заяц-беляк так описывается в энциклопедии: зимой беляк чисто-белый, за исключением чёрных кончиков ушей; окраска летнего меха в различных частях ареала — от рыжевато-серой до аспидно-серой с бурой струйчатостью. Голова обычно окрашена несколько темнее спины; бока светлее. Брюхо белое.

Наличием на кончиках ушей черных пятен заяц обязан медведю, который в сказке «Горностай и заяц» потрепал выпачканной в саже лапой его уши. Спасаясь от злой старухи, заяц лишился длинного и пушистого, как у белки, хвоста в «Сказке о зайце»

Горностай

В сказке « Горностай и заяц» горностай получил себе черный хвост. Когда он хотел убежать, то медведь его поймал лапой в саже за хвост. «Вычернился у горностая хвост».

А в энциклопедии о внешнем облике горностая говорится: Окраска меха покровительственная: зимой чисто белая, летом двухцветная верх тела буровато-рыжий, низ желтовато-белый. Зимняя окраска характерна для районов, где минимум 40 дней в году лежит снег. Кончик хвоста чёрный в течение всего года.

Много интересного можно узнать из сказок о том, как живут животные, какие между ними взаимоотношения. Начав знакомство со сказками Алтая я понял, что впереди меня ждет интересная работа. И хотя я еще на первом этапе, но все равно уже много нового узнал и когда вновь с родителями поеду на Алтай, то уже совсем по-другому буду смотреть на окружающую меня природу.

Источник

Страшный гость

Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть фото Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть картинку Алтайская сказка страшный гость чему учит. Картинка про Алтайская сказка страшный гость чему учит. Фото Алтайская сказка страшный гость чему учит

Один раз ночью барсук охотился. Посветлел край неба. До солнца к своей норе спешит барсук. Людям не показываясь, прячась от собак, держится, где трава глубже, где земля темнее.

Бррк, бррк… — вдруг услышал он непонятный шум.

«Что такое?». Сон из барсука выскочил. Шерсть к голове поднялась. А сердце чуть ребра не сломило стуком.

«Я такого шума никогда не слыхивал: бррк, брррк… Скорей пойду, таких, как я, когтистых зверей позову, зайсану-медведю скажу. Я один умирать не согласен».

Пошел барсук всех на Алтае живущих когтистых зверей звать:

— Ой, у меня в норе страшный гость сидит! Кто осмелится со мной пойти?

Собрались звери. Ушами к земле приникли. В самом деле — от шума земля дрожит.

У всех зверей шерсть вверх поднялась.

— Ну, барсук, — сказал медведь, — это твой дом, ты первый туда и лезь.

Барсук оглянулся; большие когтистые звери ему приказывают:

А сами от страха хвосты поджали.

Побоялся барсук главным ходом к себе домой войти. Стал сзади подкапываться. Тяжело скрести каменную землю! Когти стерлись.
Обидно родную нору ломать, Наконец проник бурсук в свою высокую спальню. К мягкому моху пробрался. Видит — белеет там что-то.
Бррк, бррк…

Это, сложив передние лапы поперек груди, громко храпит белый заяц.

Звери со смеху на ногах не устояли. Покатились по земле. —

— Заяц! Вот так заяц! Барсук зайца испугался!

— Стыд свой куда теперь спрячешь? «В самом деле, — думает барсук, — зачем я стал на весь Алтай кричать?»

Рассердился да как пихнет зайца:

— Пошел вон! Кто тебе позволил здесь храпеть?

Проснулся заяц: кругом волки, лисы, рысь, росомахи, дикая кошка, сам зайсан-медведь здесь. У зайца глаза круглыми стали. Сам дрожит, словно тальник над бурной рекой. Вымолвить слова не может.

Приник бедняга к земле — и прыг барсуку в лоб! А со лба, как с холма, опять скок — ив кусты. От белого заячьего живота побелел лоб у барсука. От задних заячьих лап прошел белый след по щекам барсука.

Смех зверей еще звонче стал.

«Чего они радуются?» — не может барсук понять.

— Ой, барсук, лоб и щеки пощупай! Какой ты красивый стал!

Барсук погладил морду — белый пушистый воре пристал к когтям. Увидав это, барсук пошел жаловаться медведю.

— Кланяюсь вам до земли, дедушка медведь-зайсан! Сам дома не был, гостей не звал. Храп услыхав, испугался. Скольких зверей я из-за этого храпа обеспокоил! Сам свой дом из-за него сломал. Теперь видите: голова и челюсти побелели. А виноватый без оглядки убежал. Это дело рассудите.

Взглянул медведь на барсука. Отошел подальше — еще раз посмотрел да как рявкнет:

— Ты еще жалуешься? Твоя рожа раньше, как земля, черная была, а теперь твоей белизне даже люди позавидуют. Обидно, что не я на том месте стоял, что не мое лицо заяц выбелил. Вот это жаль! Вот это в самом дел очень жаль!

И, горько вздыхая, побрел медведь в свой теплый, сухой аил.

А барсук так и остался жить с белой полосой на лбу и на щеках. Говорят, что он привык к этим отметинам и даже очень часто хвастает:

— Вот как заяц для меня постарался! Мы теперь с ним на веки вечные друзьями стали.

Источник

Конспект НОД по ОО «Социализация» в старшей группе «Страхи детей»

Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть фото Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть картинку Алтайская сказка страшный гость чему учит. Картинка про Алтайская сказка страшный гость чему учит. Фото Алтайская сказка страшный гость чему учит Ольга Ефимова
Конспект НОД по ОО «Социализация» в старшей группе «Страхи детей»

Конспект занятия «Детские страхи»

Цель: Попытаться выяснить, чего боятся дети; помочь детям избавиться от возможного чувства страха.

Текст русской народной сказки «Бабушка, внучка да курочка», алтайской сказки «Страшный гость»; листы белой бумаги с квадратом посередине, фломастеры.

Ход занятия

Дети входят в комнату и становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пришли в необычную комнату и занятие наше будет тоже необычное. Для начала мы совершим с вами ритуал приветствия. Дети стоят в кругу держась за руки. Воспитатель поворачивается к одному из детей и произносит: «Я очень рада видеть тебя сегодня здесь, желаю тебе успехов». Улыбнулась. И так по кругу каждый ребенок передает приветствие другому.

Воспитатель: Вот мы с вами поприветствовали друг друга. А сейчас мы с вами поговорим о страхах. Кто знает, что такое страх? (Ответы детей). Правильно, страх – это когда человек чего-то боится, чувствует опасность какую-то. Ребята, страхи бывают разные:

-боязнь оказаться в центре внимания;

-страх перед каким–либо сказочным персонажем;

-страх перед животными;

-страх смерти близких и другие.

Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, о собственном страхе и откуда он появился? Может вас кто-то испугал или увидели что-то страшное? (Дети рассказывают о своих страхах, откуда они появились. Все внимательно выслушивают.)

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать сказку, а потом мы обсудим, что же случилось с главным героем. (Дети садятся на мягкие пуфики и слушают русскую народную сказку «Бабушка, внучка да курочка» и алтайскую сказку «Страшный гость»).

После прочитанного идет обсуждение: Как произошло, что все герои так сильно напугались? Обоснованно ли они подверглись страху? По настоящему ли было страшно?

Воспитатель: Вот так и вы, напридумывали, нафантазировали себе и боитесь, а на самом деле бояться–то и нечего. Конечно же страхи бывают разные, существуют реально опасные ситуации, которые действительно нужно бояться.Например: опасно ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте, дразнить незнакомую собаку.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю нарисовать свой страх и мы от него попытаемся избавиться.

— Раз, два, три свое место займи! Дети расходятся по разным углам, где расположен лист белой бумаги с квадратом в середине и черный фломастер.

Воспитатель: Дети, в этом квадрате нарисуйте свой страх. (Пока дети рисуют, воспитатель включает спокойную тихую музыку). После того, как дети выполнят свою работу, предложить рассказать им что они нарисовали, чего они бояться.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами будем избавляться от страха. Я предлагаю вам уничтожить свой страх – разорвать бумагу с рисунком на мелкие кусочки. (Дети рвут свои рисунки на мелкие кусочки).

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в круг и проведем вот такое упражнение. Ребята, давайте поддержим друг друга и поделимся своей храбростью и смелостью. Приложите руки к груди и мысленно представьте смелость в виде теплого облака, а теперь протяните руки с облаком в центр. У нас получилось большое облако храбрости, а теперь каждый возьмет частичку храбрости себе. (Дети прижимают ладони обратно к себе). Теперь вы стали на много смелее и не будете больше бояться выдуманных страхов.

Дети стоят в кругу держась за руки.Воспитатель начинает: «Я надеюсь, что сегодняшнее занятие помогло тебе. Желаю удачи!» Каждый ребенок произносит эти слова, поворачиваясь к соседу.

Воспитатель: Наше занятие закончилось, желаю вам успехов!

Источник

Сказка «Страшный гость»

Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть фото Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть картинку Алтайская сказка страшный гость чему учит. Картинка про Алтайская сказка страшный гость чему учит. Фото Алтайская сказка страшный гость чему учитАлтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть фото Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть картинку Алтайская сказка страшный гость чему учит. Картинка про Алтайская сказка страшный гость чему учит. Фото Алтайская сказка страшный гость чему учит

Прочитав алтайскую сказку «Страшный гость» вы узнаете, как у барсука появились полосы на спине, лбу и щеках.
Однажды барсук вернулся домой с охоты и услышал странный шум, доносившийся из его норы. Испугался барсук и отправился к другим зверям за помощью. Только хищные звери не осмелились первыми залезть в дом барсука и отправили его самого. Оказалось, что там спал белый заяц и громко храпел.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Страшный гость

Жил-был барсук. Днем он спал, ночами выходил на охоту. Вот однажды ночью барсук охотился. Не успел он насытиться, а край неба уже посветлел.
До солнца в свою нору спешит попасть барсук. Людям не показываясь, прячась от собак, шел он там, где тень гуще, где земля чернее.
Подошел барсук к своему жилью.
— Хрр… Бррр… — вдруг услышал непонятный шум.
«Что такое?»
Сон из барсука выскочил, шерсть дыбом встала, сердце чуть ребра не сломило стуком.
«Я такого шума никогда не слыхивал…»— Хррр… Фиррлить-фью… Бррр…
«Скорей обратно в лес пойду, таких же, как я, когтистых зверей позову: я один тут за всех погибать не согласен».
И пошел барсук всех, на Алтае живущих, когтистых зверей на помощь звать.Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть фото Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть картинку Алтайская сказка страшный гость чему учит. Картинка про Алтайская сказка страшный гость чему учит. Фото Алтайская сказка страшный гость чему учит— Ой, у меня в норе страшный гость сидит! Помогите! Спасите!
Прибежали звери, ушами к земле приникли — в самом деле от шума земля дрожит:
— Брррррк, хрр, фьюу…
У всех зверей шерсть дыбом поднялась.
— Ну, барсук, это твой дом, ты первый и полезай.
Оглянулся барсук — кругом свирепые звери стоят, подгоняют, торопят:
— Иди, иди!
А сами от страха хвосты поджали.
В барсучьем доме было восемь входов, восемь выходов. «Что делать? — думает барсук. — Как быть? Которым входом к себе в дом проникнуть?»
— Чего стоишь? — фыркнула росомаха и подняла свою страшную лапу.
Медленно, нехотя побрел барсук к самому главному входу.
— Хрррр! — вылетело оттуда.
Барсук отскочил в испуге, к другому входу-выходу заковылял.
— Бррр!
Изо всех восьми выходов так и гремит.
Принялся барсук девятый ход рыть. Обидно родной дом разрушать, да ослушаться никак нельзя — со всего Алтая самые свирепые звери собрались.
— Скорей, скоррей! — приказывают.
Горько вздыхая, царапал барсук землю когтистыми передними лапами.
Наконец, чуть жив от страха, пробрался в свою высокую спальню.
— Хррр, бррр, фррр…
Это, развалясь на мягкой постели, громко храпел белый заяц.
Звери со смеху на ногах не устояли, покатились по земле:
— Заяц! Вот так заяц! Барсук зайца испугался!
— Ха-ха-ха! Хо-хо-хо!
— От стыда куда теперь спрячешься, барсук? Против зайца какое войско собрал!
— Ха-ха-ха! Хо-хо!
А барсук головы не поднимает, сам себя бранит:
«Почему, шум в своем доме услыхав, сам туда не заглянул? Для чего пошел на весь Алтай кричать?»
А заяц знай себе спит-храпит.
Рассердился барсук да как пихнет зайца:
— Пошел вон! Кто тебе позволил здесь спать?
Проснулся заяц — глаза чуть не выскочили! — и волк, и лисица, рысь, росомаха, дикая кошка, даже соболь здесь!
«Ну, — думает заяц, — будь что будет!»
И вдруг — прыг барсуку в лоб. А со лба, как с холма, — опять скок! — и в кусты.
От белого заячьего живота побелел лоб у барсука. От задних заячьих лап прошли белые следы по щекам.
Звери еще громче засмеялись:
— Ой, барсу-у-ук, какой ты красивый стал! Хо-ха-ха!
— К воде подойди, на себя посмотри!
Заковылял барсук к лесному озеру, увидал в воде свое отражение и заплакал:
«Пойду медведю покажусь».
Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть фото Алтайская сказка страшный гость чему учит. Смотреть картинку Алтайская сказка страшный гость чему учит. Картинка про Алтайская сказка страшный гость чему учит. Фото Алтайская сказка страшный гость чему учитПришел и говорит:
— Кланяюсь вам до земли, дедушка-медведь. Защиты у вас прошу. Сам я этой ночью дома не был, гостей не звал. Громкий храп услыхав, испугался… Скольких зверей обеспокоил, свой дом порушил. Теперь посмотрите, от заячьего белого живота, от заячьих лап — лоб и щеки мои побелели. А виноватый без оглядки убежал. Это дело рассудите.
Взглянул медведь на барсука. Отошел подальше — еще раз посмотрел, да как зарычит:
— Ты еще жалуешься? Твоя голова раньше черная была, как земля, а теперь белизне твоего лба и щек даже люди позавидуют. Обидно, что не я на том месте стоял, что не мое лицо заяц выбелил. Вот это жаль! Да, жалко, обидно…
И горько вздохнув, замолчал медведь.
А барсук так и живет с белой полосой на лбу и на щеках. Говорят, что он привык к этим отметинам и даже похваляется:
— Вот как заяц для меня постарался! Мы теперь с ним друзья на веки вечные.
Ну, а что заяц говорит? Этого никто не слыхал.

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие сказки.

Источник

Чему учит сказка «страшный гость»?

пан тыбурций в рассказе «дети подземелья» короленко: образ и характеристика, описание в цитатах

пан тыбурций является нищим бродягой:

» – тыбурций, а он – валек. я нищий, и он «

» тыбурция, который занимал «с семейством» описанное выше «

о внешности пана тыбурция известно следующее:

» пана тыбурция не имела в себе ничего аристократического. роста он был высокого, крупные черты лица были грубо‑выразительны. короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что‑то «

» своею безобразной головой к ее маленькой «

» все, здесь находящиеся, страдаем скорее излишнею «

» пана тыбурция были грубы и покрыты мозолями, большие ноги ступали по‑»

» жилистой рукой ее белокурые «

» широкая ладонь любовно погладила мою опущенную «

о глазах тыбурция известно следующее:

«, сверкавшие из‑под нависших бровей, смотрели упорно и «

» то время как на его лице сменялся целый ряд гримас, эти глаза сохраняли постоянно одно «

» нас обоих своими острыми, рысьими «

» уходили под вечер, утопая в сумерках, и другие темные «

» драба было покрыто мраком самой таинственной «

» не знал, откуда они пришли в наш «

судя по всему, у героя были крупные проблемы с законом:

» беда моя в том, что у меня с законом вышло когда‑то, давно уже, некоторое столкновение… то есть, понимаешь, неожиданная ссора… ах, малый, это была крупная «

» тыбурций драб, самая замечательная личность из всех не ужившихся в старом «

тыбурций является странным человеком:

» обывателей не признавало за ним аристократического «

человек существо непонятное. и скорее всего мы его так никогда и не поймём.

я думаю что стародум

потому что он самый мудрый и умный человек в этой комедии)

слово «ягуар» происходит из языка племени индейцев гуарни, где когда-то процветал культ этого животного. другие племена индейцев тоже поклонялись этой величественной кошке. культ ягуара в древних племенах индейцев доходил даже до того, что к головам новорожденных малышей привязывали специальные дощечки, чтобы их облик становилась похож на ягуара.

в наше время ягуару уже никто не поклоняется, но до сих пор он остается самым не уловимым и скрытным охотником джунглей. ему приписывают множество разных способностей и качеств, так ли это расскажут интересные факты о ягуаре.

ягуар – самая большая кошка и самая неуловимая кошка, обитающая в америке.

пятнистый узор на теле ягуара уникален, как отпечаток пальца человека.

вес ягуара достигает 70-140 кг. был даже зафиксирован ягуар весом 160 кг.

ягуары умеют добывать пищу в воде, а также отлично плавают и ныряют.

охотничий участок ягуара по форме напоминает треугольник. на нем животное охотится 3-4 дня, а затем уходить на другой участок.

самка имеют преимущество при выборе самца.

ягуары часто встречаются путешествующими по воде на бревнах.

несколько ягуаров на одной территории можно встретить в том случаи, если это самка своим потомством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *