Автоквантум что это такое в кванториуме
АВТОКВАНТУМ: вводный модуль
Дополнительная общеобразовательная программа «Автоквантум» способствует приобщению учащихся к новейшим техническим, конструкторским достижениям, информационным, а так же формированию целостного, системного представления о транспорте и его составных частях и элементах и неразрывности связей между составными частями транспортной среды.
Обучение в Автоквантуме позволяет узнать о современных технологиях в сфере автомобильного транспорта и использовать полученные знания в проектировании и моделировании транспортных средств и элементов транспортных систем.
Образовательная программа «Автоквантум» создает благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся, расширяет и дополняет базовые знания, дает возможность удовлетворить интерес в избранном виде деятельности, проявить и реализовать свой творческий потенциал, что делает программу актуальной и востребованной.
Педагоги
Доможаков Иван Алексеевич
Содержание программы
Данная программа ориентирует обучающихся на погружение в транспортную проблематику. В рамках программы рассматриваются общие понятия современных транспортных средств, взаимодействие человека и машины, возможности автоматизации транспортных средств и перехода к автономному (беспилотному) движению. Предусмотрена реализация разнообразных проектов, в том числе моделирование транспортных средств, организация движения транспорта, человеко-машинные интерфейсы и другие.
Цели программы
Целью программы является создание условий для развития у учащихся целостного, системного представления о транспорте и его составных частях и элементах и неразрывности связей между составными частями транспортной среды; углубленное изучение устройства автомобиля, его комплектующих деталей, получение специализированных знаний и умений в данной области; изучение специализированного оборудования, используемого в процессе технического обслуживания, ремонте, тюнинге автомобиля.
Результат программы
Прохождение данного образовательного модуля должно сформировать у обучающихся компетенции, которые могут быть применены в ходе реализации проектов в данном модуле и последующих образовательных модулях.
Универсальные компетенции (Soft Skills):
˗ умение слушать и задавать вопросы;
˗ навык решения изобретательских задач;
˗ стратегическое мышление (на несколько шагов вперёд);
˗ осмысленное следование инструкциям, соблюдение правил;
˗ работа с взаимосвязанными параметрами;
˗ осознание своего уровня компетентности;
˗ осознание своих возможностей;
˗ поиск оптимального решения;
˗ внимательность и аккуратность;
˗ соблюдение техники безопасности.
Предметные компетенции (Hard Skills):
˗ знание техники безопасности.
˗ знания по истории, применению и устройству автомобиля;
˗ знание различий между видами двигателя;
˗ навыки моделирования механических устройств;
˗ знания о работе редуктора и простейшего двигателя;
˗ умение проектировать работу передающего редуктора.
Особые условия проведения
Обучаться могут все желающие в возрасте от 12 до 18 лет
Автоквантум что это такое в кванториуме
АВТОКВАНТУМ — это часть Кванториума, занимающаяся проблемами транспорта, транспортных систем, вопросами логистики и взаимоотношения человека и машины. Учебный курс автоквантума рассчитан на 2 года и состоит из вводного и углубленного модулей и проектной работы. Дети принимают участие в соревнованиях, олимпиадах, конференциях и летних образовательных школах.
Вводный модуль формирует:
Навыки проектирования, конструирования и тестирования устройств;
Навыки инженерного, аналитического и системного мышления;
Навыки работы с испытательным и измерительным оборудованием;
Знание Правил дорожного движения;
Знание устройства автомобиля.
Содержит тематические блоки о транспорте будущего, безопасности движения,
исследовании свойств автомобиля и взаимодействия автомобиля с человеком.
Углублённые знания по динамике, аэродинамике, проходимости автомобиля;
Базовые знания по конструкции автомобиля;
Базовые знания по материаловедению и прочности материалов;
Базовые навыки по 3D-моделированию;
Навыки публичного выступления;
Навыки работы с электронными устройствами;
Навыки работы с ручным инструментом и технологическим оборудованием.
Примерные темы проектов:
Роботизированный трактор, роботразведчик, автономный комплекс уборки, система адресной доставки грузов и пассажиров, система оповещения при ДТП, комплекс эвакуации космонавтов, электросамокат.
Гонки на автомоделях с водородным источником энергии;
Чемпионат по автомодельным гонкам с видеопилотированием;
Соревнования по беспилотным тракторам/вездеходам.
Новости
Автокванториумы России. Полный обзор
Быстрая навигация по статье:
Образование сегодня – одна из самых динамично меняющихся отраслей, предоставляющая самые разнообразные решения по организации обучающего процесса в удаленных субъектах регионов или в центре мегаполиса.
В связи с ростом популярности технического рынка идей и активным развитием дополнительного образования детей вне зависимости от их места жительства на данный момент открывается широкий спектр возможностей для юных исследователей, которые могут не только познакомиться с технологиями будущего, но и применить полученные знания на практике.
Мобильный детский технопарк планируется как федеральная инновационная площадка Министерства просвещения РФ, реализующая обучение детей по программам естественнонаучной и технической направленности и осуществляет практико-ориентированное обучение педагогов школ и учреждений дополнительного образования технического профиля. Реализация подобных проектов в сфере дополнительного образования детей открывает новые перспективы для промышленного и технологического развития и обеспечивает высокое качество предоставляемых образовательных услуг.
Решения для мобильных детских технопарков, представленные регионами
В регионах активно ведется работа по проектированию и созданию мобильных кванториумов.
Проект мобильного технопарка на базе трейлеров Airstream
Первым подобным проектом, который был представлен на ММСО 2018, стала разработка BUSINESS VAN на основе американских трейлеров Airstream.
Одними из первых регионов, которые взяли на вооружение эту модель, стали Калининград и Владивосток.
14 сентября 2018 г., в центре Владивостока запустили первый мобильный детский технопарк. Мобильный кванториум был куплен по инициативе главы Приморья Андрея Тарасенко ( PRIMPRESS ).
Анализируя этот вариант, сразу приходит понимание сезонности работы на нем. Учитывая, что фургон имеет открытую площадь, трудно представить себе работу в нем в зимнее время суток или плохую погоду.
Кроме того, полезная площадь весьма ограничена, поскольку автомобиль для перевозки фургона не является частью системы и не задействован в процессе обучения. Непонятно как решены вопросы безопасности и перевозки. Фургон и тягач функционально не связаны.
Решение для детского технопарка в Сургуте
По своему решили поступить в Сургуте. Небольшой микроавтобус с надписью: «Детский технопарк. Сургутский район». Это скорее не площадка для отработки инженерных навыков, а транспорт для перевозки оборудования. Сами занятия проводятся в помещениях учебного заведения под руководством педагогов.
Преподавателей мобильный технопарк с собой не возит, только оборудование. Предполагается, что в этом качестве будут выступать прошедшие специальную подготовку педагоги дополнительного образования и учителя по профильным дисциплинам (математики, химии, физики, технологий) из поселений. Всего планируется подготовить более 30 человек.
Но настоящей изюминкой кванториума можно считать собственный планетарий, которым может похвастать далеко не каждый мобильный технопарк. Помещается он в два чемодана и собирается за пару часов. Планетарий позволяет искать звёзды и планеты через телескоп и даже «сделать» несколько шагов по поверхности Луны. Впрочем, все эти познавательные возможности интереснее более старшим детям, а дошколятам предлагают просто посмотреть короткий фильм о звёздном небе, после чего задают вопросы об увиденном.
Анализируя возможности этого проекта, можно отменить, что полезная площадь для перевозки недостаточна, что бы осуществить перевозку оборудования согласно рекомендованного инфраструктурного листа «Фонда новых форм развития образования», а тем более расходных материалов для воплощения задуманных проектов. Данный автомобиль вместо обучения, скорее предназначен для просветительской миссии. Кроме того, непонятно каким образом сохраниться работоспособность оборудования при перевозке, ведь специальных мер для предотвращения падения, несанкционированного перемещения по салону, механических воздействий на хрупкую сложнотехническую технику не предусмотрено.
Мобильный технопарк «Кванториум» в Тюменской области
Комбинация вышеперечисленных вариантов планируется в Тюменской области. Недавно появилось сообщение, что передвижной детский технопарк «Кванториум» начнет работу в Тюменской области с октября 2019 года. Мобильный детский технопарк позволит значительно расширить охват ребят, желающих заниматься научным творчеством, а также решит проблему доступности новых моделей дополнительного образования для детей в сельской местности.
Мобильный (или передвижной) технопарк «Кванториум» – это практически полноценный «Кванториум» в миниатюре, созданный на базе перевозной автомобильной станции и представляющий собой настоящую технологическую лабораторию и опорный центр подготовки. Он будет оснащён всем необходимым оборудованием для обучения по следующим направлениям: Робоквантум, Промышленный дизайн, Аэроквантум, ITквантум, Геоквантум, Аэроквантум, Также в лаборатории будет представлен многофункциональный комплекс Хайтек, в котором установлены станки, 3D принтеры, сборочная и паяльная зона, чтобы дети могли воплотить свои проекты в действующие рабочие прототипы.
К сожалению, из за отсутствия достаточной информации, не удается посмотреть насколько комфортно планируется разместить перевозимое оборудование, тьюторов и расходные материалы, какие опции комфорта будут доступны, а значит проблематично сделать анализ продуманности автопоезда. Кроме того, непонятно на сколько эстетично будут смотреться тягач и прицеп, поскольку они имеют разные габариты, хотя на опубликованных изображениях, это не так.
Мобильный Кванториум Бурятии
Своеобразный подход декларирован в Бурятии. Сообщается, что мобильный кванториум появился в Бурятии в сентябре 2019 года. По имеющейся информации мобильный кванториум создан на базе Мерседеса с прицепом.
Благовещенск — мобильный Кванториум на базе КАМАЗа
Совсем недавно опубликован конкурс на поставку мобильного автокванториума в Благовещенске. Судя по описанию транспортного средства, автопоезд будет создан на базе КАМАЗа с полуприцепом. Кузов переменного объема предусматривает полноценное рабочее пространство для обучения не менее 15 учеников одновременно.
Учитывая действующие требования для образовательного пространства, трудно даже представить как можно обеспечить такую площадь и как будет размещено оборудование согласно инфраструктурного листа. Количество учеников тоже вызывает вопросы. К примеру, количество одновременно обучаемых в других мобильных кванториумах достигает 60 человек. Предположив, что часть обучающего процесса будет проходить вне автокванториума, возникает вопрос о сложностях, связанных с погрузкой – разгрузкой оборудования на автомобиль типа КАМАЗ. О стоимости такого решения не сообщается.
Безусловно, КАМАЗ сможет преодолеть практически любое бездорожье, но за это придется заплатить немалыми расходами на топливо и отсутствием комфорта. Кроме того, автомобиль имеет высокую базу, что безусловно скажется на удобстве и комфорте.
Кемеровский Кванториум — снова КАМАЗ
«Камаз» использован в качестве средства передвижения и в Кемерово. Создан автомобиль на заводе специализированной техники «ГИРД». Кузов – фургон автомобиля изотермический, выполнен из сендвич – панелей 60 мм. Для доступа в салон по правому борту расположена входная группа с лестницей трапом, оборудованная перилами. Для людей с ограниченными возможностями, в задней части фургона установлен гидробот с перилами и двустворчатые двери. Для естественного освещения и проветривания фургон оборудован окнами и форточками.
Комфортный климат поддерживают две тосольные печи и воздушный отопитель Планар 4-Д. Есть накрышный кондиционер и два инфракрасных облучателя. Салон автомобиля разделен на два отсека: основной, для обучения и технический.
В основном расположены столы, стулья и необходимое для обучения оборудование, шкаф, вешалки для одежды и даже умывальник. В техническом отсеке расположено все электрооборудование автомобиля обеспечивающее бесперебойную, в том числе автономную работу автомобиля в полевых условиях.
Кванториум-фургон во Владимирской области
Существует еще один вариант мобильного кванториума который начал работу с 1 октября 2019 года во Владимирской области.
Это специальный фургон на базе автомобиля ГАЗОН-Next с оборудованием, с помощью которого можно проводить мастер-классы для детей по разным наукам и предметам — физика, химия, биология, робототехника, инженерия.
Ездить «Мобильный Кванториум» будет по глубинкам Владимирской области, задерживаясь в каждом месте на две недели. Первой точкой экспедиции станет Уршельская средняя школа Гусь-Хрустального района.
Аналогичный автофургон запланировано приобрести и в Смоленской области.
Разумеется, в представленных фургонах предусмотрена только перевозка оборудования с последующим развертыванием учебного оборудования в школьных аудиториях. О количестве грузчиков, необходимых для подобных операций не сообщается.
Мобильный кванториум в Нижегородской области
Еще один вариант мобильного автокванториума был создан в Нижнем Новгороде.
В апреле 2019 года, готовый к работе мобильный кванториум был представлен» на Московском международном салоне образования (ММСО) компанией «СитиМедиа. ММСО это крупнейшее мероприятие в сфере образования России: открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений.
Представленный там «мобильный кванториум» снабжен всем необходимым как для транспортировки оборудования, так и для перевозки тьюторов. Это уникальная доработка серийных автобусов Газель Некст с прицепом, которую компания «СитиМедиа» вместе с компанией «Форвард» разрабатывала в течение нескольких месяцев.
«Мобильный кванториум» рассчитан на обучение школьников на любой площадке, хоть в чистом поле. Однако концепция использования мобильного кванториума предусматривает развертывание учебных классов в запланированных агломерациях. Оборудование лабораторного блока рассчитано на 60 учеников. Дети могут проводить эксперименты, заниматься веб- и промышленным дизайном, робототехникой, конструированием беспилотных летательных аппаратов.
В автопоезде стационарно установлено оборудование, которое проблематично было бы каждый раз выносить из автомобиля, если бы он использовался лишь как средство перевозки. С помощью 3D-принтера по ранее созданным макетам есть возможность распечатать придуманные модели, а благодаря 3D-граверу обработать и другие материалы. Станок с ЧПУ позволит создать сложные детали будущих механизмов. Само обучение может проходить и в привычных аудиториях. Для этого предусмотрены высокопроизводительные рабочие станции, средства отображения информации, инструменты для мозгового штурма и обсуждения. Для запуска же печати или производства детали, достаточно на флешке принести разработанную модель. И нет необходимости много часов находиться рядом со станками.
Автономные системы питания, размещенные в каждом модуле, обеспечивают восемь часов бесперебойной работы, а благодаря спутниковой антенне в передвижной лаборатории есть интернет.
Для многих детей из сельской местности современные технологии, связанные с 3D-реальностью, станут просто космосом — таким же, какой нарисован на самом автопоезде.
Комплекс состоит из тягача на базе Газели NEXT и двуосного прицепа.
Особенности комплекса Мобильный Кванториум от СитиМедиа:
Система хранения, реализованная в автопоезде, позволит рационально и безопасно разместить перевозимое оборудование, инструмент, запасные части и устройства.
В прицепе предусмотрены даже места для безопасной перевозки крупных деталей, закрепляемых натяжными ремнями.
Для проведения занятий, визуализации материалов, групповой работы и мозговых штурмов, предусмотрены интерактивная панель со встроенным компьютером и электронный флипчарт. Больше не нужно переписывать, фотографировать или запоминать всё, что создается в процессе обсуждения или мозгового штурма. Даже не обязательно находиться с маркерной доской в одном помещении, чтобы видеть записи. С помощью этих устройств есть возможность подключать к группе даже удаленных пользователей, а также рассылать участникам процесса материалы и этапы выработки решения.
Интерактивная панель с разрешением 4К, встроенным компьютером и полным набором средств коммуникации поможет не только демонстрировать материалы лекции, но и включить в интерактивный процесс выработки решений всех участников рабочей группы.
Для комфортной работы тьюторов предусмотрен откидной столик и два кресла с 3-х точечными ремнями безопасности и подлокотниками. В систему безопасности входят система видеонаблюдения, которая обеспечивает контроль обстановки в салоне тягача и прицепа, аптечка медицинская и огнетушители.
Отделка салонов МЛ производится из негорючих материалов. Потолок автомобиля с аварийно-вентиляционным люком. Автомобиль снабжен системой навигации с возможностью отслеживать нахождение ТС и его технического состояния в онлайн режиме. Для комфортной работы в различных климатических условиях, предусмотрен кондиционер и система подогрева.
Для удаления дыма при работе лазерного гравера, предусмотрена вытяжная вентиляция.
Для электропитания предусмотрен внешний ввод, позволяющий подключаться к внешним сетям электроснабжения 220 вольт, но даже если сеть обесточится, на помощь придет дизельный генератор, установленный на автомобиле, мощностью 5 кВт.
Предлагаемые опции, такие как спутниковый интернет, телескопическая лестница, система видеонаблюдения и отслеживания автомобиля, дополнительные обогреватели и системы отопления, позволяют сконфигурировать автопоезд с учетом эксплуатационных условий и доступных финансов.
Сравнение моделей «мобильных кванториумов»
Мы постарались сделать обзор всех мобильных детских технопарков России.
Наглядное сравнение существующих технических решений для организации мобильных кванториумов представлено в Таблице 1, где выделены основные параметры. Каждый параметр оценен по баллам от 1 до 5 по каждой модели:
Регион | Модель | Общая характеристика | Эксплуатационные характеристики | Комфорт обучения | Удобство учебного процесса | Цена | Примечание |
Калининград | BUSINESS VAN | фургон | 3 | 4 | 4 | 5 | открытый фургон |
Сургут | Ford Transit | 3 | 3 | 2 | 4 | только перевозка | |
Тюмень | Газель + BUSINESS VAN | тягач + фургон | 4 | 3 | 4 | ? | мало информации |
Бурятия | Ford Transit | тягач + фургон | 5 | 4 | ? | ? | мало информации |
Н.Новгород, Ярославль, Пермь | Газель + фургон | тягач + фургон | 5 | 5 | 5 | 4 | есть доп.опции |
Кемерово | КАМАЗ | 4 | 3 | 3 | 2 | большой расход, высокий борт | |
Благовещенск | КАМАЗ | 4 | 3 | 3 | 2 | большой расход, высокий борт | |
Владимир | Газон | 4 | 2 | 2 | 5 | только перевозка |
Таблица 1. Сравнение моделей мобильных кванториумов.
Из всех существующих предложений, при сравнении представленных в таблице важнейших характеристик и их оценок, предложение Нижегородской области на базе Газель Некст является наиболее продуманным, безопасным и функциональным для создания настоящего Мобильного Кванториума.
Заключение
В ближайшие годы в стране планируется закупка большого количества мобильных кванториумов в рамках нац.проекта «Образование». Каждый регион имеет возможность получить именно тот вариант, который покажется им более подходящим. Критерии для выбора для каждого свои. Кому то важна проходимость, кому то комфорт.
Некоторые регионы пытаются экономить даже на автомобиле, а некоторые пытаются добавить к утвержденному инфраструктурным листом оборудованию свои «хотелки» для расширения возможностей агломераций.
Общая же цель – одна. Это предоставление равных условий детям, проживающим вне крупных городов, их раннее профориентирование, популяризация инженерных специальностей, а значит построение нового индустриального цифрового будущего с передовой экономикой и высоким уровнем жизни.
Кванториум: как с умом потратить государственные деньги
Лера Романова
В 2015 году появился новый формат учреждений дополнительного образования — детские технопарки «Кванториум». Уже сейчас их более сотни, почти во всех регионах страны. К 2024 году подобные форматы должны появиться в каждом населенном пункте среднего размера. Вместе с Softline и руководителями технопарков, с которыми сотрудничает компания, подводим итоги развития амбициозного проекта, направленного на популяризацию инженерных, технологических и креативных профессий.
Из чего сделаны Кванториумы
«Кванториумы» появились в рамках реализации национального проекта «Образование» — государство решило вложить финансы в прорывные направления. Почему пошли не по пути апгрейда существующих учреждений допобразования, а создали принципиально новые? Рыночные условия диктуют свои требования к подготовке специалистов: нужно больше креатива, гибкости и мультипредметности.
«Кванториумы» в регионах поначалу приняли с осторожностью. Хотя те и выглядели привлекательно, и технически оборудованы идеально. Некоторые воспринимали их как инопланетные корабли: «На квадрокоптерах летают, копаются в виртуальной реальности!».
Впрочем, через несколько лет с момента появления в регионе технопарка все опасения обычно развеиваются. Возможно, это происходит потому, что «Кванториум» чаще всего открывают на базе уже существующих организаций — крупных вузов, станций юных техников, и работать туда зовут не инопланетян, а молодых, активных преподавателей из региона.
В «Кванториумах» представлены как классические направления начального технического образования (авиамоделирование или автомоделирование), так и инновационные, например, робототехника, биотехнологии и VR-технологии.
Стать кванторианцем может каждый школьник 12 лет и старше, но в некоторых регионах принимают и с 10 лет. Группы формируются в зависимости от возраста учеников, учитывается и расписание занятий. Количество ребят зависит от направления обучения, но обычно 8–10 детей. Технопарки ежегодно получают госзаказы на обучение будущих специалистов, поэтому все бесплатно и без конкурса.
Авторы идеи предусмотрели три модели построения технопарка в зависимости от размеров населенного пункта. Существуют еще и передвижные версии на колесах: например, в Нижнем Новгороде в мобильные «Кванториумы» превратились ГАЗели Next, часть из которых даже с прицепом с оборудованием. На практике это работает так: преподаватели регулярно приезжают, общаются с учениками, занимаются с ними в лабораториях и до следующего приезда поддерживают связь с подопечными через интернет.
Виталий Любимов, директор «Кванториума» в Тверской области, считает, что «технопарки являются квинтэссенцией инноваций в дополнительном образовании, потому что им удалось взять лучшее и от коммерческих кружков, и от традиционных советских секций». А его коллега из Омска Александр Голунов убежден: «На мой взгляд, важным показателем успеха является готовность педагогов привести на занятия собственного ребенка. Мой сын пока маленький, чтобы посещать «Кванториум», но он уже с удовольствием приходит посмотреть, чем занимаются наши ученики, и ждет, когда сможет к ним присоединиться».
Педагогика «Кванториума»
Создатели «Кванториумов» задумали их как среду ускоренного развития технических способностей детей, где они проявляют интеллектуальную смелость и формируют изобретательское мышление. Образовательная система ориентирована на практический результат. Дети проходят весь цикл создания собственного продукта от идеи до реализации и таким образом обучаются самостоятельно или друг у друга под руководством наставников.
Самостоятельность и самомотивация в решении задач ценятся здесь превыше всего. «Очень много зависит от возраста групп, — рассказывает наставник бионаправления омского «Кванториума» Милана Михайлиди. — Если дети помладше, их сложнее склонить к самостоятельной работе». Со старшими ребятами проще. По ее словам, они с учениками регулярно проводят занятия-дискуссии. Ребята делятся на три группы: тех, кто «за», тех, кто «против», и представителей экспертного мнения. В таком формате омские кванторианцы обсуждали, например, влияние ГМО на организм человека. Открытый диалог побуждает детей критически мыслить и избирательно относиться к источникам информации.
«На хай-тек направлении существуют некоторые задачи, которые стоят перед всеми детьми. Например, у нас все учатся 3D-моделированию, — рассказывает наставник из омского «Кванториума» Дмитрий Беляев. Но это не значит, что в результате у всех ребят получаются одинаковые вещи. Каждый ребенок сам выбирает для себя тему, исходя из собственных интересов. Скажем, я даю всем задание сделать брелок, а как его воплотить в жизнь, каждый решает сам».
Дмитрий Беляев и его подопечные.
Заместитель директора ростовского технопарка Наталья Вишнякова объясняет, что нет задачи набрать сверхталантливых и сверхспособных детей, самое главное —мотивация, вовлечение максимального числа увлеченных инженерией подростков. Ученики приходят в технопарк развивать свои интересы и делать то, что им кажется важным. «У нас был ученик, который увлекся сборкой музыкальных инструментов, и пришел в «Кванториум» только для того, чтобы ему помогли сделать сайт об этом».
«Я никогда не заставляю своих учеников делать что-либо. Если он не хочет выполнять текущую задачу, то пускай лучше займется чем-то другим. Например, вместо работы по проекту ребенок может изготовить подарок маме на 8 марта» — считает Дмитрий Беляев.
Милана Михайлиди рассказывает, что иногда проводит занятия, тему которых определяют сами ученики, и это очень продуктивно. Бывает, дети заинтересованы чем-то, но для самостоятельного изучения часто не хватает ресурсов, а в «Кванториуме» есть и оборудование, и единомышленники, и наставник, готовый помочь. Из спонтанных инициатив ребят рождаются новые проекты. Так, ученики био-квантума в Ростове-на Дону совместно с киностудией технопарка снимают фильм о влиянии на организм недостатка витаминов группы В».
По словам Натальи Вишняковой, проектная деятельность — то, что отличает занятия в «Кванториумах» от школьных уроков и кружков допобразования. «Решая конкретные задачи, дети быстрее учатся применять знания на практике. Мы считаем, что дети должны делать не абстрактные проекты, а максимально приближенные к реальности. Поэтому одно из главных условий Кванториума — сотрудничество в с промышленным сектором. В рамках партнерских отношений регулярно проходят мероприятия с предприятиями-партнерами!»
На защите проектов в «Кванториум»-Дон.
Виталий Любимов добавил, что многие тверские кванторианцы уже в школьном возрасте открывают свой бизнес, предлагают свои услуги, скажем в программировании и веб-дизайне. Для этого они даже открывают свой счет и регистрируются как самозанятые.
«Кванториум» — это полная противоположность подготовке к ЕГЭ, — считает Виталий — На экзамене необходимы четкие ответы на определенные вопросы, у нас же строится командная работа над решением таких, проблем, которые не имеют однозначного решения».
Все наши собеседники убеждены, что прелесть дополнительного образования в том, что все добровольно, дети изначально приходят мотивированными, не нужно их заставлять что-то делать. Со школой так не получится, потому что задача иная — научить максимальное количество детей каким-то базовым вещам. «Кванториумы» же предлагают заинтересованным ребятам глубже погрузиться в науку и бизнес, не переживая об оценках и рейтинге.
«Кванториумы» обычно нравятся ученикам больше, чем школы. Можно предположить, что технопарки могли бы заменить общеобразовательные учреждения, но это не так, потому что на нас возлагаются другие задачи. Мы занимаемся профориентацией подростков, показываем что-то уникальное, готовим будущих специалистов, а школа дает базу, необходимую всем. Кванториумы не могут заменить собой фундаментальную подготовку, которую дети получают в школе», — считает Александр Голунов.
Наставники «Кванториума»
В педагогических вузах не учат работать с VR-технологиями и создавать приложения с нуля, поэтому наставниками «Кванториумов» чаще всего становятся практикующие специалисты с техническим образованием. Они проходят профессиональную переподготовку, чтобы работать с детьми, но педагогические навыки — не самое главное. Увлеченность своим делом и молодой возраст помогают наставникам развить интерес к науке у своих подопечных.
Одна из задач наставников — построить процесс таким образом, чтобы коллективы работали слаженно, создавая проекты. Дети распределяются по командам в зависимости от целей каждого: кому-то хочется углубиться в программирование, других привлекает технология умного дома или выращивание осетров или кораллов. Педагоги учитывают, как каждый ученик повлияет на конечный результат.
«Большинству моих учеников по 15–16 лет. В этом возрасте для ребят самое главное — быть услышанными. Даже если по теме уже все сказано, нужно давать детям понять, что их мнение действительно важно, у них после этого как будто крылья раскрываются», — рассказывает Милана Михайлиди.
По мнению Николая Коваленко, наставника IT-квантума ростовского Кванториума, главное качество наставника — эмпатия. С этим согласны и преподаватели омского «Кванториума». Например, в начале занятий Милана Михайлиди почти всегда смотрит с подопечными короткометражный мультик, а потом дети по очереди рассказывают, как прошел их день. «Бывает, они рассказывают, что долго ехали, или, что в школьной столовой была невкусная еда. После того, как все ребята выговорятся и немного расслабятся, мы начинаем занятие»,
Преподавателями в «Кванториумах» часто работают молодые практикующие специалисты, магистранты и аспиранты технических вузов. Например, ростовский «Кванториум» сотрудничает с ДГТУ: почти все наставники являются его выпускниками, а руководство университета стимулирует интерес абитуриентов, проводит олимпиады и конкурсы для кванторианцев. По словам Натальи Вишняковой, с детьми проще работать, когда не чувствуешь возрастного барьера, и в этом преимущество молодых наставников. А еще здорово, если у педагога есть свой проект. Тогда уже сами дети становятся помощниками взрослого и его соавторами.
Дмитрий Беляев рассказывает, что у всех педагогов свой подход. Кто-то больше индивидуально занимается, кто-то раздает общие задания. «Мы являемся именно наставниками, старшими в классе, спрашивать у нас стоит только самые сложные вещи. Ребенок сам ставит себе задачу, а мы помогаем найти пути ее решения. Если ты чего-то не знаешь, то спроси у того, кто сидит рядом, обращаться к педагогу надо в последнюю очередь».
Важной частью работы наставников является создание сообщества единомышленников: дети учатся работать в команде. Такой подход быстро затягивает ребят: спустя некоторое время посещения «Кванториума «они начинают воспринимать его не просто как кружок, в котором надо отсидеть от звонка до звонка, а как важную часть своей жизни. К тому же, принято считать, что ребята, увлекающиеся техникой, чаще всего являются гиками и интровертами, но, как показывает практика, это не так. Наставники «Кванториумов» создают благоприятную среду для общения, поэтому ученики часто начинают дружить и за пределами технопарков.
Среда «Кванториума»
В детских технопарках создаются квантумы по направлениям, особенно востребованным в регионе. Например, в Ростовской области это IT-квантум, Энерджиквантум, Промробоквантум, Биоквантум, Аэроквантум, Промышленный дизайн, Хайтек-цех. Для каждого разработаны рекомендации и инфраструктурные листы, в которых очень подробно описаны требования к оборудованию и программному обеспечению. Под эти характеристики подходит довольно широкий список решений, выбрать подходящее из которых заказчику бывает сложно без привлечения ИТ-консультанта.
В ростовском технопарке выращивают осетров.
Компания Softline помогает руководству «Кванториумов» определиться с набором софта и оборудования для оснащения типовой части проекта, а также выбрать дополнительные решения, которые обеспечат ему уникальность. Мало найти решения с максимальной эффективностью при оптимальной цене, еще необходимо обосновать выбор перед наставниками, которые будут его использовать с детьми, а позднее — внедрить, осуществить пусконаладку, обучить персонал работе с ними. Все это входит в круг задач сервисного провайдера.
«Каждый технопарк по-своему уникален, и нашим специалистам постоянно приходится сталкиваться с решением нестандартных задач той или иной сложности, —рассказывает руководитель направления департамента комплексных проектов Softline Виталий Гаврицков. В некоторых регионах для того, чтобы занести станок в здание, нам приходилось в буквальном смысле разбирать часть конструкции здания, а позднее собирать ее обратно. Такое случилось, например, в Ростове-на-Дону, где „Кванториуму“ был необходим станок для вырезания деталей беспилотных летательных аппаратов с большой рабочей областью».
В каждом «Кванториуме» есть ИТ-квантум и высокопроизводительные рабочие станции, на базе которых возможно установить программное обеспечение для дистанционного обучения по ряду направлений. В период пандемии Softline помог многим своим заказчикам выбрать и внедрить необходимые решения для удаленной работы.
«У нас есть практически все виды очков виртуальной реальности, более 50 больших 3D-принтеров и еще много маленьких», — с гордостью рассказывает Виталий Любимов.
Все наши собеседники, как и Виталий, также с радостью рассказывали о Кванториумах и показывали лаборатории и цеха, оснащенные самыми чудесными и современными машинами и программным обеспечением. Самое главное, они не пылятся и не работают как образцово-показательные полигоны, а на них есть отпечатки детских рук.
Так выглядит умывальник для космонавтов, по версии ребят из Омска.
Партнерский материал