Автор считает что человек в некотором смысле аномальное существо используя текст

Инструкция по выполнению работы

Практическая работа по обществознанию № 1

Тема «Биологическое и социальное в человеке»

Инструкция по выполнению работы

Практическая работа состоит из 5 заданий. На выполнение работы по обществознанию отводится 1 урок.

Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется. При выполнении работы можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

О каждом живом существе на нашей планете в принципе можно сказать: оно сложилось окончательно. Животное действует так, как записано в его инстинктуальной программе: пауки безошибочно мастерят орудия лова; птицы совершают дальние перелеты без навигационных приборов. Жесткая генетическая запрограммированность приводит к тому, что на многие поступки, которые легко совершает человек, животное просто не способно. Они не совершают преступлений, убийств, которые предваряются расчетом, выгодой. Нет среди животных такого понятия, как изнасилование.

Лишь люди действуют по свободной программе. Многие их инстинкты природны и в то же время парадоксально неорганичны. У животного все отправления тела и психологические реакции на окружающий мир нормальны и естественны. Животное знает меру. У человека пищевые ограничения нарушены. Человек не только переедает. Он потребляет множество вредных продуктов. Потребности человека не заданы всецело инстинктом. В целом разрушение органики человека связано, судя по всему, с разрастанием искусственных потребностей. Человек едва ли не единственное на свете создание, которое уничтожает себе подобных.

Когда ученые сравнивают психику человека и животного, они приходят к выводу: человек в некотором роде аномальное существо. Он отражает в своем сознании бесконечное многообразие окружающего. Он творит мир культуры. В нем самом – удивительное сплетение природных и социальных качеств. Человек безмерно сложен и неисчерпаем.

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Используя текст, выпишите любые три отличия человека от животных.

3. Автор считает, что человек в некотором смысле аномальное существо. Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснение этой мысли.

4. На основе знаний обществоведческого курса и текста покажите два любых случая преобладания социальных норм над биологическими потребностями у современных подростков.

5. Н.А. Бердяев пишет: «Ужасен не зверь, а человек ставший зверем». Как вы понимаете это утверждение? Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснение этой мысли и приведите пример.

Практическая работа по обществознанию № 1

Тема «Биологическое и социальное в человеке»

Инструкция по выполнению работы

Практическая работа состоит из 5 заданий. На выполнение работы по обществознанию отводится 1 урок.

Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Для выполнения заданий дополнительного оборудования не требуется. При выполнении работы можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Источник

Сейчас философские антропологи все чаще с тревогой говорят о роковой черте, к которой, вероятно, подошел биологический вид homo sapiens.

Когда ученые сравнивают психику человека и животного, они приходят к выводу: человек в некотором роде аномальное существо. С первого взгляда видно – в нем нарушен какой-то баланс. Он может продуцировать и получать удовольствие от страданий других, сознательно творить зло, мучить, разрушать. Откуда в нас это уникальное зло? Мудрецы разных времен пытались разгадать тайну. Пожалуй, только в ХХ в. обнаружили некоторые грани проблемы, позволяющие судить о разрушительном в человеке. Феномен был переосмыслен как зло в индивиде, в социуме, в истории, в жизни всего человеческого рода. По мнению Н.А.Бердяева, существование зла – величайшая тайна мировой жизни и величайшее затруднение для официальной теологической доктрины и дя всякой монистической философии.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) верил в живительную силу истории. Она, думал он, создаст более человеческие условия жизни. Потеснится и жестокость. Фрейд склонялся к мысли, что деструктивное – результат непростой жизни. Однако, вероятно, пройдет тысяча лет, прежде чем люди перерастут свою дочеловеческую историю.

Но последователь Фрейда философ и психолог Эрих Фромм (1900-1980) сделал поразительное открытие: людям вовсе не нужно перерастать дочеловеческую историю. они ни в коей мере не разрушители по своей сути. Присущая им деструктивноть – благоприобретение… истории. Именно она совратила человека, породив в нем погромные и погибительные страсти. И хотя комплекс разрушительности не выражает человеческую природу без остатка, он готов погубить все вокруг себя.

Раньше считали: агрессивное поведение человека имеет филогенетические корни, оно запрограммировано в нем, связано с врожденным инстинктом. По мнению некоторых современных философов, например, того же Э.Фромма, появление человеческой деструктивности относится скорее к истории, нежели к предыстории.

Личность, индивид, индивидуальность. Эти понятия нередко употребляются как однозначные. действительно, человек, всегда являясь индивидом, обладает индивидуальностью, или наличием единичных, неповторимых черт. Но различия между терминами «индивид» и «индивидуальность «есть. С позиций логики первое понятие называется конкретным, поскольку оно отражает «предмет», а именно человек, а второе понятие – абстрактным выражающим свойства этого «предмета». Индивидуальность характеризует самобытность, непохожесть, оригинальность индивида. Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью, и в чем-то не поход ни на кого на свете. Абсолютно тождественного нет не только у людей, но и любых представителей животного и растительного мира. Разумеется, наряду с сугубо индивидуальными чертами у каждого человека есть множество черт, которые роднят его со всем человечеством, с определенными историческими общностями, социальными группами и т.п.

Под личностью подразумевается, во-первых, человеческий индивид, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений. Во-вторых, под личностью понимают социальную значимость индивида, его социально-этический и психологический облик. В данном контексте понятие личности, фиксируя меру социального в индивидуальном, употребляется в аксиологическом (оценочном) смысле. О достойном человеке говорят: «Это личность!». Личность может быть признана великой, выдающейся, самостоятельной, волевой и т.п. Или же – недостойной, жалкой, ничтожной.

Личность формируется в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс «вхождение индивида в социальную среду», усвоение им социальных влияний, приобщение к системе социальных связей и т.п.

Человек не просто усваивает социальный опыт, но преобразовывает его в множественные ценности, установки, ориентации. Человек является одновременно и объектом и субъектом общественных отношений. Социализация личности предполагает процесс построения ею определенной стратегии деятельности, процесс мобилизации сил и возможностей субъекта.

В процессе социализации человек становится личностью. У него возникает самосознание, или образ собственного Я, отличного от других людей и остального мира. По мнению психологов, самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности. Образ Я включает в себя сознание тождественности самому себе, социально-нравственную самооценку и самоуважение.

Все формы самоутверждения в процессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.

Успех

Автор считает что человек в некотором смысле аномальное существо используя текст. Смотреть фото Автор считает что человек в некотором смысле аномальное существо используя текст. Смотреть картинку Автор считает что человек в некотором смысле аномальное существо используя текст. Картинка про Автор считает что человек в некотором смысле аномальное существо используя текст. Фото Автор считает что человек в некотором смысле аномальное существо используя текст

Самоуважение =

Притязания

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Т.Карлейль по этому поводу говорил: «Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих». Этот принцип культивировали также античные философы – стоики и сторонники ряда восточных философских систем.

3.ЧЕЛОВЕК В МИРЕ. ПОИСКИ СМЫСЛА СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Человек всегда пытается стать кем-то (ученым, художником, пожарником…), и вполне естественно пытается привести себя к конкретному виду деятельности или образу жизни. И только став кем-то по-настоящему, постигнув все искусы и тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: любви, красоте, сострадании.

Все серьезные философские концепции, всемировые религии видят свою главную цель в раскрытии и объяснении тех путей, тех усилия, благодаря которым человек может вырваться из животного, бессмысленного, автоматического состояния и удержаться в своем человеческом (богочеловеческом) естестве. С точки зрения Ф.Ницше, человек в массе своей еще и не возник, он продолжает пребывать в животном состоянии. В массе своей люди – это «супершимпанзе», их отличие от обезьян только количественное: они более умны, более хитрые, они более изобретательны и в собственном благоустройстве, и в жестокости и насилии.

Людьми в полном смысле слова являются, по Ницше, только философы, художники и святые. Не в профессиональном смысле, а в жизненном – те, кто живет, обдумывая свою жизнь, те, кто пытается внести в свою работу красоту и мастерство, те, кто пытается стать выше животных потребностей и животного эгоизма.

Большую часть времени обычный человек живет в автоматическом режиме, почти рефлекторно: ходит на работу, благоустраивает свое жилье, жизнь его подчинена сложившимся стереотипам поведения и мышления. В строгом смысле слова он и не приходит в сознание. Отсюда – возникающая рано или поздно мертвящая скука существования, представление о бессмысленности жизни. Лишь в редкие минуты человек выпадает – случайно или намеренно- в другой режим бытия, когда он действительно чувствует, что живет: например, когда любит, когда решается на поступок, когда творит, когда чувствует острую потребность в вере и начинает верить, когда его осеняет состояние благодати. Это и есть подлинно человеческий режим бытия, здесь мы у самих себя, здесь мы в стихии свободы. Но моменты, когда мы приходим к себе, очень редки.

Увидеть впервые необычайно трудно, потому что наша память тотчас все именует, транслирует в уже известные термины и понятия. Попробуйте просто посмотреть на цветок, не называя его, не относя к определенному классу, разряду, без утилитарных соображений и сентиментальной умиленности. Но именно все эти моменты чаще всего и дают нам ощущением того, что мы видим.

Нужно изменить отношение ко всему известному, прошлому, чтобы получить возможность действительно увидеть настоящее. Это не значит, конечно, что мы должны стереть память, нужно только перестать реагировать, исходя исключительно из прошлых знаний и привычек. Недаром и философы, и поэты различают «память рассудка» и «память сердца», т.е. те достигшие глубины души «живейшие впечатления», которые мы действительно получили и почувствовали в мире сами. Без памяти и прошлых знаний, без преемственности человек не может существовать и развиваться.

Если утром, писал Кришнамурти, вы смотрите на солнечный свет, отражающийся от реки, на всю ширину танцующей воды, не рассуждая, не переводя все это в какие-нибудь обозначения, то вы сами входите в этот свет, в его бесконечное движение, похожее на прилив моря, растворяетесь в нем, чувствуете охватывающую вас красоту мира, а себя и свой разум просветленным до самых глубоких основ. Это и есть то, что называется созерцанием, с него начинается и мысль, и действие, и сам человек, почувствовавший смысл своего существования и свою опору в природе.

Точно так же и звуки. Они могут раздражать нас, как плач ребенка или лай собаки, а могу и радовать, как игра оркестра, исполняющего наше любимое произведение. Но все это внешнее наблюдение, внешнее слушание. А вот когда звук, допустим, вечернего колокола перед закатом подхватывает нас и несет через долину над холмами, то мы чувствуем, что мы и звук неразделимы, что мы – часть звука, а его красота – часть нашей души.

И, наконец, еще одним необходимым условием самотворчества или поиска самого себя является воспитание, культивирование в себе отношения к природе, миру, космосу в целом как к живому бесконечно таинственному целому, необходимой частью которого являешься ты сам, и в тебе, как в микрокосме, заложены все возможности мира, и твоя судьба незримо связана со всем окружающим, и смерти на самом деле нет, а есть лишь ряд незаметных переходов, превращений, в которых твой дух будет жить вечно. Творить самого себя – значит в каждом своем стремлении и в каждом поступке стремиться к максимуму выражения своей человечности – стремиться к максимально доступной тебе доле святости, добра и любви, постоянно стараться пребывать в бодрствующем состоянии предельной внимательности и открытости ко всему окружающему.

Для многих жизнь, связанная с Богом, есть цель и смысл. Он для них, вера в него питает их жизнь, наполняет ее смыслом, просветляет и преображает ее. Эта вера дает же им и творческие силы и энергию жизни.

Чаще всего, когда человек пытается стать кем-то, обрести определенный смысл в своем существовании он «проходит» несколько этапов поиска самого себя. Себя в самом себе и одновременно осуществляет сразу несколько целей в своей жизни. Как биологическое существо он может найти смысл в рождении ребенка и обретении семьи, т.е. продолжении рода или сохранения своего биологического здоровья и долголетия. Не зря А.Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости» писал, что «девять десятых нашего счастья основаны на здоровье». Как социальное существо он может всю жизнь стремиться к совершенствованию в профессии, науке, искусству, служению другим, игре, некоторые посвящают себя «служению» духовному – вере, Богу, искусству. Этими и другими осмысленными делами можно действительно наполнить свою жизнь содержанием, которое приносит и внутреннее удовлетворение и благодарность семьи, общества, радость самому себе. Жить в радости – большое искусство, умение и труд. Культивировать в себе радость, радостно смотреть на мир, не пускать в свою жизнь гнев, зависть, уныние – это трудный выбор, но он приносит оптимизм и внутреннее просветление, гармонию, спокойствие, желание жить и помогать всему живому во Вселенной, также наполняет дополнительным смыслом наши житейские устремления.

Осуществление осмысленной жизненной программы требует немало усилий и определенных условий: это и проявление силы воли, соответствующий уровень притязаний, образование, внутренние и внешние условия, здоровье, возраст и т.д. Поэтому не все могут сделать то, о чем мечтали, строили планы.

Чем определяется ценность самого человека? Уровнем его духовного развития, вкладом в общественный прогресс, полезностью для других? Очевидно, что с этой точки зрения большей ценностью обладают жизни гениев науки и искусства, люди, с именами которых связаны целые эпохи в развитии человечества, определяющие развитие человеческой духовности. Однако такой подход не отвечает принципу гуманизма, согласно которому уникальна и бесценна жизнь любого человека, ибо каждый человек наделен индивидуальными неповторимыми чертами и свойствами, Ценность личности есть высшая иерархическая ценность в мире, ценность духовного порядка. Принцип гуманизма должен распространяться даже на преступников.

Источник

Тема «ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК»Текст 1

Республиканский многопрофильный лицей

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(задания с высоким уровнем сложности)

ЧАСТЬ 1

Авторы-составители: к.и.н. Данилюк М. Ю., Ханикалова Л. А.

Данилюк Марина Юрьевна – кандидат исторических наук, учитель высшей категории РМЛ; Ханикалова Луиза Абдуллаевна – учитель высшей категории РМЛ.

Данилюк М. Ю., Ханикалова Л. А.МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (задания с высоким уровнем сложности)ЧАСТЬ 1. Махачкала 2014.

Книга адресована учащимся старших классов средних школ, гимназий, лицеев для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Книга окажет помощь учителям при организации систематической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Различные формы тестовых испытаний давно вошли в школьную практику. Вам, наверно, уже приходилось писать и аттестационные тесты, и итоговые. На сегодняшний день введен Единый Государственный экзамен, также предполагающий использование тестовых заданий. Предлагаемое издание познакомит Вас с заданиями высокого уровня сложности (С1 – С4), а также даст необходимые рекомендации по выполнению каждого из типов заданий.

В конце книги приводятся ответы ко всем заданиям и приводятся критерии оценивания.

В часть С входят задания с развернутым ответом, который формулирует сам экзаменующийся. Здесь включены задания только повышенного и высокого уровней сложности. Именно эти задания, по замыслу составителей материалов единого государственного экзамена, позволяет продемонстрировать особые знания по предмету, выходящие за рамки базовой подготовки. Также ее можно назвать «вузовской», ориентированной на требования к поступающим в вузы. Оценивание результатов выполнения этой части осуществляет специальная экспертная комиссия. Ориентируясь на разработанные предметной комиссией экзамена ключи, эксперты выносят решение об оценивании работы. В часть С включаются ряд типов заданий, ответы к которым вписываются в отдельные листы.

Задания С1-С4 являются составными. Они включают в себя текст и четыре вопроса к нему.

Содержание заданий: анализ источников. Вопросы различаются своим уровнем. Первые два – базовый и повышенный уровни, которые главным образом ориентированы на понимание содержание текста, умение находить в нем необходимую информацию, а также преобразующе воспроизводить и интерпретиро­вать текст без привлечения контекстных знаний. Третий и четвёртый вопросы – высокий уровень сложности, нацеливают на интерпретацию материала текста, его дополнение знаниями обществоведческой теории и социальной практики использовать информацию текста в другой познава­тельной ситуации, аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста.

Разновидности заданий:

— задание, направленное на осмысление фрагмента текста во всей его полноте, выявление контекста источника, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что наибо­лее важным автор считает эмпирический уровень науки? Свой вывод обоснуйте;

— задание, нацеленное на раскрытие смысла отдельной части текста, сложного положения (авторской фразы), например: Как вы понимаете мысль автора о том, что образование способствует совер­шенствованию и укреплению правового государства?;

— задание, связанное с правильной интерпретацией авторской фразы, например: Можно ли на основании приведённого фрагмента утверждать, что. Свой вывод обоснуйте;

— задание, требующее установления прямой связи с курсом обществознания, например: На основе знания обществоведческого курса и авторского текста назовите три фактора, влияющие на про­изводительность труда; Опираясь на текст документа и знание обще­ствоведческого курса, укажите, какие из проблем экологии человека являются естественными, а какие стали следствием научно-техни­ческой революции;

— задание, требующее подтвердить или проиллюстрировать оп­ределённую авторскую мысль примерами, фактами из жизни челове­ка и общества, например: Подтвердите тремя примерами вывод ав­тора о том, что чем выше уровень промышленного развития страны, тем сильнее развито в ней разделение труда;

— задание, ориентированное на анализ фактов, явлений, про­цессов современности, например: Опираясь на определения различ­ных обществ, данные в тексте, объясните, в каком обществе живёт современная российская молодёжь;

— задание, нацеленное на применение знаний, полученных из текста и из курса обществознания, в конкретной жизненной ситуа­ции, например: Опираясь на текст закона и знание обществоведчес­кого курса, определите, кто будет участвовать в административных правоотношениях в случае появления несовершеннолетнего в состо­янии алкогольного опьянения на стадионе. Каковы права и обязан­ности участников этих правоотношений?;

— задание, требующее выражения своего собственного мнения и его аргументации, например: Возможно ли, на ваш взгляд, в обоз­римом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бед­ными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение сваей позиции.

Алгоритм выполнения заданий

· Внимательно прочитать как приведённый текст, так и задания и вопросы к нему.

Совет: умение концентрировать внимание на приведённом тексте, формулировках заданий и вопросов к нему даст возможность сориенти­роваться в его содержании, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами

· Определить тематическую принадлежность (к какому разделу курса обществознания относится: «Человек и общество», «Эконо­мика», «Социальные отношения», «Политика», «Право») приве­дённого текста. Такое соотнесение необходимо, поскольку часть за­даний предполагает привлечение контекстных знаний.

· Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящен этот текст?»).

· Выполнять задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе (от первого (С1) к четвёр­тому (С4)): выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

Совет: если возникли затруднения, не следует останавливать ра­боту над текстом. Оценивается выполнение каждого задания, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элемен­ты, заслуживающие дополнительного балла.

· Определить, искать ли ответ на задание непосредственно в тексте или необходимо привлечь знания, полученные при изучении курса обществознания: внимательно прочитать формулировки зада­ний, в которых даны соответствующие указания: «Найдите в тек­сте. »; «Что говорит автор. »; «Какие признаки называет автор. »; «Опираясь на знание курса обществознания и собственный опыт, охарактеризуйте. »; «Конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса обществознания. »

Напоминаем: при выполнении заданий к тексту важно:

— понять, что именно требуется для успешного ответа;

— уяснить, из каких частей складывается задание (как правило, за­дания являются двусоставными, т. е. состоящими из двух частей, например: «В чём авторы видят роль брачно-семейных отношений? (первая часть). Чем они отличаются от других социальных отношений? (вторая часть).);

— не забывать о выполнении не только первой, но и второй части задания;

— стараться выполнить все задания;

— если возможно ответить только на часть задания, обязательно записать ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесёт лишние баллы);

— не выходить за рамки вопроса, не пытаться написать всё, что из­вестно по проблеме, не оценивать мнение автора и не стремиться вы­сказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

— сформулировать и представить логически связный ответ, отли­чающийся полнотой, опорой на материал, изученный в курсе обществознания, соответствующий поставленному вопросу, а также осно­ванный на личном опыте

· Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст и найдя в нём ключевые фразы, подтверждающие собственные суждения.

· Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С1, а затем ответ на него, далее — номер задания — С2 и ответ на него и т. д.

Время, отводимое на выполнение заданий CI, С2: до 7 минут, задания СЗ: до 10 минут, задания С4: до 15 минут.

Оцениваниекачества выполнения заданий CI, С2: правильное выполнение каждого задания оценивается в 2 балла; неполный пра­вильный ответ — 1 балл; неправильный ответ — 0 баллов; заданий СЗ, С4: правильное выполнение каждого задания оценивается в 3 балла; неполный правильный ответ — 2 или 1 балл; неправиль­ный ответ — 0 баллов. Всего на их правильном выполнении можно набрать десять баллов.

Тема «ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК»Текст 1

Глобализация — процесс складывания единого финансово- (информационного пространства. Снятие формальных барьеров привело, наряду с интеграцией наиболее развитой части человечества, к формированию барьера, в первую очередь технологического, между развитыми странами и остальным миром. Этот барьер практически непреодолим для слабых стран из-за качественного ужесточения конкуренции, ведущейся буквально на уничтожение.

Ситуация усугубляется общим падением эффективности управления, связанным с глобализацией и превращением формирования сознания в наиболее прибыльный вид коммерческой деятельности.

С 1 Какие последствия снятия формальных барьеров в процессе глобализации отметил автор? Назовите два последствия.

С 2 Что, по мнению автора, способствует развитию международного терроризма? Назовите любые три предпосылки.

С 3 В чём, по мысли автора, проявляется взаимосвязь развития процветающих обществ и слаборазвитых стран? Назовите два проявления. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной • жизни, проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером.

С 4 Автор утверждает, что «восстановление возможностей прогресса для всего населения Земли кардинально сузит социальную базу терроризма». Согласны ли вы с этим утверждением? Сопорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

Текст 2

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 50-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создаёт предпосылки для появления на. Исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 90-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

С1 Формирование, какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

С2 Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 50-х гг. в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргументу, которые он приводит в обоснование своей позиции.

С3 Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор

С4 С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.

Текст 3

Общение – сложный многоплановый контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии и взаимодействия.

Общение обычно включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.) и обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Если отношения определяются через понятия «связи», то общение понимают как процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения его участники обменпиваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями и т.д. В повседневной жизни человек учится общению с детства, овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует, причем происходит это стихийно, в житейском опыте. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивного и цивилизованного общения.

По этой причине необходимо совершенствовать знание его закономерностей, накапливать навыки и умения их учета и использования.

Каждая общность людей располагает своими средствами воздействия, которые используются в разнообразных формах коллективной жизни. В них концентрируется социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, ритуалах, праздниках, танцах, песнях, сказаниях, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти своеобразные массовые формы общения обладают мощным потенциалом взаимовлияния людей. В истории человечества всегда служили средствами воспитания,… включения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека находится в центре внимания всех аспектов общения. Увлечение лишь инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно-коммуникативной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении общения на составляющие элементы важно не терять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других.

Общение по своему содержанию – сложнейшая психологическая деятельность партнёров.

С1На основе текста назовите три характеристики понятия «общение».

С2Что, по мнению автора, влияет на обучение человека продуктивному и цивилизованному общению? (Назовите на основе текста любые три фактора влияния).

С3Автор указывает на «своеобразные массовые формы общения, которые всегда служили средствами воспитания, включения человека через общение в духовную атмосферу жизни». Опираясь на текст, знания истории, обществознания, социальный опыт, назовите любые две формы коллективного общения. Объясните на примерах, в чем проявляется воздействие каждой из них на людей.

С4 По мнению автора, увлечение лишь инструментальной стороной общения (обменом информации) может заслонить его духовную (человеческую) сущность. Опираясь на текст, знания курса и личный социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих ограниченность понимания общения только как информационно-коммуникативной деятельности.

Текст 4

Каждый исторический период определяет особенности социализации. Для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Особенности современной социализации человека определяются новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые необходимы для нормального функционирования в качестве полноправного члена общества.

В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса. Кроме того, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида. Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъектсоциальных отношений.

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм подражания, имитации, идентификации. Его сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей. Выделяют механизм полоролевой идентификации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определённого пола. Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля. Он работает на основе чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей.

С1 Автор рассматривает механизмы социализации. Назовите три таких механизма.

С2 Какие три особенности присущи, по мнению автора, социализации в современном обществе? В тексте говорится о новых требованиях к характерологическим чертам человека как полноправного члена общества. Опираясь на знания обществоведческого курса, материалы СМИ и собственный социальный опыт, укажите одно из таких требований.

С3 Автор перечисляет группы, являющиеся институтами социализации. Выберите из этих групп две первичные неформальные группы и укажите два любых признака, общих для выбранных Вами групп.

С4 Автор пишет об активной и пассивной позициях в социализации. Раскройте суть каждой из этих позиций. Опираясь на знания обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждую ИЗ ЭТИХ ПОЗИЦИЙ.

Текст 5

Человек биологический, человек социальный, человек духовный. В разных соотношениях все три персонажа живут в каждом человеке.

Человек биологический – существо, озабоченное удовлетворением своих потребностей. Так и хочется написать: элементарных потребителей.Ведь речь идет о еде, о жилье, об одежде, воспроизводстве своего рода, которое опять же требует питания, одежды, жилища. Казалось бы, при нынешнем уровне цивилизации и прогресса удовлетворение всех этих потребностей рода человеческого должно было уже перестать быть существенным. Увы, за этими заботами десятки миллионов усталых людей забыли о своем высоком предназначении, и не видят иных ценностей, кроме первичных потребностей. Нет, нельзя эти потребности называть элементарными, ибо они ещё не удовлетворены.

Человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло, оценивать свои помысли и поступки, формулировать для себя нравственные предписания, требовать от себя их исполнения. Человек духовный преодолел в себе опаснейшее искушение видеть смысл существования только в удовлетворении своих всё более изощренных потребностей. Благодаря этому он обрёл новую грань свободы, которая делает его способным служить высшим ценностям культуры, поискам смысла бытия. Разумеется, он понимает огромную роль экономических и социальных проблем общества, но он всегда видит в них цель, а не средства.

С1Автор рассматривает три персонажа, живущих в каждом человеке. Назовите их и укажите, что является ведущим мотивом деятельности каждого персонажа.

С2Что, по мнению автора, может служить регулятором общественного поведения человека социального? Предположите, в чём опасность подобного регулирования.

С4Автор считает, что человек духовный обрёл новую грань свободы. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения мнения автора.

Тема «ПОЛИТИКА»Текст 6

Отличительную особенность государства как особой формы человеческого общения составляет принудительное властвование. Государство есть, прежде всего, властвование. Этот признак государственного общения так ярок, стоит вне спора. Вопрос лишь в том, достаточен ли этот признак? Можем ли мы им одним отличить государство от всех других форм человеческого общения? В составе любого государства мы находим общественные союзы, осуществляющие в отношении к своим членам принудительную власть. Такова, прежде всего, семья: члены ее подчинены принудительной власти главы семьи. Таковы, далее, общины и другие местные союзы, осуществляющие функции управления, а вместе с тем и принудительную власть. Всё это так, но власть, осуществляемая этими союзами, несамостоятельна. Глава семьи властвует над своими домочадцами лишь настолько, насколько это допускает государство.

Точно так же не самостоятельно и властвование местных союзов, входящих в состав государства. Деятельность их может быть очень широка, их власть очень значительна; но и они поставлены под контроль государства, предоставляющего им права властвования и наблюдающего не только за соблюдением установленных законом пределов власти, но и за тем, чтобы предоставленные полномочия власти осуществлялись согласно указанной государством цели.

Совершенно в иные условия поставлено властвование самого государства. Никакой другой союз не предоставляет ему прав власти, никакой другой союз не указывает ему целей его деятельности. Власть государства не есть кем-либо другим предоставленная ему власть, а власть самостоятельная. Государство властвует не по делегации, не по поручению другого союза, а по собственному праву, самостоятельно. Таким образом, для характеристики государства необходимо добавить, что оно представляет собою самостоятельное принудительное властвование.

Государство предполагает мирный порядок, признанный в целом обществом, составляющим государство. Где из-за власти идет колеблющаяся борьба, там или война, или анархия, но не государство. Государственное властвование есть установившееся, признанное, мирное властвование, предполагающее монополизацию всякого принуждения за органами государственной власти.

С1 Какие три формы человеческого общения назвал автор?

С2 Как государство, по мнению автора, контролирует негосударственные формы власти? Укажите два направления контроля.

С3 Опираясь на текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые две характеристики государства, приведенные автором.

С4 Автор утверждает, что «военное занятие территории может перейти в государственное господство, но оно с ним не тождественно». На основании текста приведите три аргумента, подтверждающие эту идею.

Текст 7

Большинство учёных сходится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально-экономических слоёв. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не только от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоёв начинают принимать определённое участие в принятии решений,но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.

В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего, к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её центральную роль в управлении государством и обществом. В число основных функций включается также формирование и представление групповых интересов различных слоёв населения. Следует указать и на необходимость продуцирования элитой разнообразных политических ценностей.Формируя различные идеологии, мифы или социальные проекты, политическая элита пытается мобилизовать граждан, взять под контроль их энергию для решения необходимых общественных задач. (А.И. Соловьёв)

С1 Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая социальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством? Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.

С2 На основании текста назовите три группы элитарных слоёв общества. Укажите ещё одну любую группу, которая входит в элиту.

С3 Автор утверждает, что в обществе могут возникать противоречия между элитарными и неэлитарными группами. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три возможные причины возникновения противоречий. Какая указанная автором функция политической элиты призвана устранить эти противоречия?

С4 Почему необходимо обновление состава политической элиты (выскажите два довода)? На основании обществоведческих знаний, информации СМИ и личного социального опыта назовите любые два социальных лифта, которые решают задачу обновления состава политической элиты.

Текст 8

Политическая стабильность общества обусловливается: наличием и последовательным осуществлением конструктивной политической программы, признанной основной частью населения данной страны; согласованием интересов основных социальных групп (классов), субъектов политики; своевременным разрешением и предупреждением назревших и назревающих проблем и конфликтов; консолидацией общества, всех политических сил, социальных групп и классов на основе коренной, признанной общенародной цели.

Между стабильностью и консолидацией общества много общего. Но хотя эти понятия близки, они не тождественны. Стабильность общества немыслима без его консолидации. Последнюю следует воспринимать в этой взаимосвязи прежде всего как процесс, тогда как стабилизация является его качественной стороной, его результатом. Консолидация как бы предшествует стабильному состоянию общества, является его непременным условием. Консолидация представляет собой такое состояние общества, которому присущи признание общей цели, согласованность действий, направленных на её достижение, на сохранение, укрепление и критическое переосмысление важнейших социальных ценностей.

Политическая стабильность, как правило, достигается двумя способами: либо путём диктатуры, либо путём широкого развития демократии. Стабильность, достигаемая путем насилия, страха, подавления, как правило, исторически недолговечна и непрочна, ибо она покоится на преследовании (достижении) корпоративных интересов и целей. Поэтому она приобретает иллюзорный характер: она может обеспечить лишь временный успех определённой политической силы, но не стабильное состояние общества. Такая «стабильность» достигается «сверху», без участия народных масс и оппозиции.

Иное дело стабильность на основе демократии.

С1 Что обеспечивает и чего не дает, народу власть установленная путём диктатуры?

С2 Что, по мысли автора, сближает понятия «стабильность» и «консолидация»? Что отличает консолидацию общества от его стабильности (укажите два отличия)?

С3 Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный опыт, назовите четыре условия политической стабильности и проиллюстрируйте примерами любые два из них.

С4 Почему, на взгляд автора, стабильность, достигаемая в условиях диктатуры, недолговечна и непрочна? Опираясь на знание курса, материалы СМИ, приведите ещё два аргумента в защиту этого мнения.

Текст 9

— это совокупность организованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне её, подчинённых реализации общих интересов и целей социальной системы.

В область политической деятельности включается лишь взаимодействие социальных групп, классов, слоёв, элит и институтов по поводу политической власти. Необходимо отличать политические группы, являющиеся участниками политического действия, от социальных групп: во-первых, различные слои одной и той же социальной группы или класса нередко оказываются ориентированными на неодинаковые, а иногда и противоположные политические цели и ценности; во-вторых, политические группы, в отличие от социальных, являются непосредственными участниками политических процессов. Политическая деятельность так или иначе связана с противоречиями между частными и общими интересами общественных групп и предназначена для их разрешения. Объективные противоречия интересов и возникающие на этой почве конфликты есть основной источник и стимул политической активности в любых её формах и видах.

С1 Используя текст, укажите основной источник и стимул любой политической деятельности. Приведите любое определение политической деятельности из текста.

С2 На основании текста укажите пять субъектов политической деятельности. Как автор аргументирует необходимость отличать политические группы, являющиеся участниками политического действия, от социальных групп? (Приведите два аргумента.)

С3 В тексте говорится о многообразных видах политической деятельности и дана классификация видов деятельности. Определите любые два критерия классификации. Используя обществоведческие, исторические знания, факты общественной жизни и личный опыт, конкретизируйте своими примерами любые два вида деятельности.

С4 Используя текст, назовите три подхода к определению феномена политической деятельности и проиллюстрируйте примером каждый из них.

Текст 10

Чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Странам со сложным этническим или каким-либо еще составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка

С1 В каких странах, по мнению автора, демократия утверждается легче, а в каких странах этот процесс происходит сложнее?

С2 В чем, с точки зрения автора, состоит буквальное понимание демократии? Что такое демократия в действительности?

С3 Какие две очевидные опасности угрожают демократии в период ее становления? К каким негативным последствиям они могут привести? Укажите два последствия

С4 Автор полагает, что цель демократии — «обеспечить тем, кто правит, поддержку народа». Как народ выражает в условиях демократии свое отношение к власти? Назовите три способа выражения этого отношения.

Текст 11

Хотя идея демократии получила в современном мире широчайшее распространение и признание, в условиях этой формы правления живёт пока меньшинство населения Земли. Во многих странах демократия служит лишь респектабельным фасадом для преимущественно авторитарной власти. Часто демократические формы правления оказываются нежизнеспособными и терпят крах. Какие же факторы делают возможным переход к демократии? Многочисленные научные исследования, осуществлённые на основе сравнительного анализа обширного статистического материала, выявили целый ряд экономических, социальных, культурных, религиозных и внешнеполитических предпосылок демократии.

Одной из важнейших экономических предпосылок демократии удаляется относительно высокий уровень индустриального и экономического развития в целом. По экономическим показателям демократические страны значительно опережают авторитарные и тоталитарные государства. Однако прямой причинной зависимости между уровнем экономичной развития и демократией нет. Это доказывает целый ряд исторических фактов. От индустриального развития зависит такая предпосылка как высокая степень урбанизации. Жители крупных городов больше подготовлены к демократии, чем сельское население, отличающееся консерватизмом, приверженностью традиционным формам правления.

С1 Укажите три экономические предпосылки демократии, названные автором.

С2 Как влияет рыночная экономика на власть? Какое влияние оказывает рыночная экономика на политический статус индивида?

С3 В тексте говорится, что наряду с экономическими предпосылками становлению демократии способствуют социальные. культурные, религиозные и внешнеполитические условия. Проиллюстрируйте примерами любые три из названных условий.

С4 Назовите три индивидуальных качества, развитие которых, по мнению автора текста, необходимо для демократа и докажите еще одно качество; без которого, по Вашему мнению, не может быть демократии, и аргументируйте свое мнение.

Текст 12

Когда говорят о территориальном или территориально административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме.

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств. Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

С1 Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется

С2 Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты.

С3 Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 8268 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *