Что показывает коэффициент платного пробега
Методические рекомендации. Коэффициент технической готовности и выпускадля автомобилей-такси определяется
Коэффициент технической готовности и выпускадля автомобилей-такси определяется аналогично этим же показателям для автобусов.
Общий и платный пробеги использования автомобиля-такси.
Общий пробег автомобиля-такси определяется по формуле:
где Lпл – платный пробег – пробег автомобиля-такси с пассажирами или с включенным счетчиком, км.
Платный пробег определяется по формуле:
, км
где — пробег автомобиля-такси с пассажирами, км;
— пробег автомобиля-такси без пассажиров, км.
Коэффициент использования пробега, мероприятия по повышению коэффициента использования пробега.
Коэффициент использования пробега или коэффициент платного пробега характеризует степень использования пробега и определяется по формуле:
Время в наряде
Время в наряде в часах определяется по формуле:
Время простоя автомобиля-такси на линии включает: время простоя с включенным таксометром, оплаченное пассажирами; время простоя на стоянках в ожидании пассажиров; время простоя при наличии технических неисправностей на линии и время простоя по причинам уличного движения (при неоплаченном пробеге).
Время простоя по причинам уличного движения при поездке с пассажирами учитывается таксометром и включается в оплату проезда.
Время оплаченного пассажиром пробега tпл и время оплаченного простоя tпро составляет время полезного использования автомобиля-такси на линии:
Коэффициент использования полезного времени определяется по формуле:
Отношение полезного времени к количеству поездок за определенный промежуток времени (смену) характеризует среднюю продолжительность одной поездки:
,ч
где П – количество посадок за смену.
Коэффициент использования вместимости
где qср – среднее наполнение автомобиля-такси, пасс;
qн – номинальная пассажировместимость автомобиля-такси (количество пассажирских мест, установленное технической характеристикой автомобиля). Среднее наполнение автомобиля-такси qср определяется по формуле:
, пасс
где Q – объем перевозок, пасс;
П – количество посадок за смену.
Средняя дальность поездки пассажира
Средняя дальность поездки пассажира в автомобилях-такси определяется
,км
Скорости движения автомобиля-такси
Средняя техническая скорость
, км/ч
Средняя эксплуатационная скорость
, км/ч
Суточная выручка автомобиля-такси. Тарифы
Суточная выручка автомобилей-такси в рублях определяется по формуле:
где Д пл – выручка за платный пробег, руб;
Дп – выручка за посадку, руб;
где rп – тариф за посадку, руб.
где rкм – тариф за 1 км платного пробега, руб.
где rпр о – тариф за 1 час оплаченного простоя, руб;
Тпр о – время оплаченного простоя, ч.
Доходная ставка – выручка на 1 км платного пробега определяется по формуле:
, руб/км
Что показывает коэффициент платного пробега
Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением автомобиле-дней АДг в готовом к эксплуатации состоянии на календарные автомобиле-дни ЛДк:
ат = ЛДг/ЛДк
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяют отношением автомобиле-дней ЛДэ нахождения автомобилей в эксплуатации к автомобиле-дням АДп работы парка: ав — АДэ/АДп, при этом автомобиле-дни АДп определяют вычитанием из календарных автомобиле-дней АД к автомобиле-дней АДн
Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска автомобилей на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материально-техническое Снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества.
Коэффициент использования пробега определяют делением суммы пробегов с грузом или пассажирами на сумму общих пробегов за тот же период времени. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.
Коэффициент использования пробега повышают за счет улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.
Коэффициент статического использования грузоподъемности равен отношению количества перевезенного груза к количеству груза, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля. Коэффициент динамического использования грузоподъемности определяют делением количества фактически выполненных тонно-километров на количество тонно-километров, которые могли бы быть выполнены при полном использовании грузоподъемности автомобиля.
Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен правильным выбором автомобилей для перевозки соответствующих грузов, приспособлением кузова к роду груза (например, наращивание бортов при перевозке легковесных грузов), приспособлением тары и упаковки к условиям перевозки, группировкой сборных и мелких грузов в партии.
Коэффициентом платного пробега называется отношение оплаченного пробега к общему пробегу автомобиля-такси. нормированных простоев (количество выходных и праздничных дней, в которые парк не работает).
Автотранспорт СССР часть 1
Содержание материала
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Ниже приводятся перечень основных технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей, используемых при планировании и оценке деятельности автотранспортных организаций, и общепринятые формулы их расчета.
Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава
для всего парка подвижного состава за один день работы — отношением количества автомобилей Ат (прицепов), готовых к эксплуатации, к общему их инвентарному числу Аи (списочному составу), т. е.
для парка подвижного состава за любой период времени
Коэффициент выпуска подвижного состава ав характеризует выпуск подвижного состава на линию (на работу).
Коэффициент интенсификации К инт характеризует степень использования транспортных средств и определяется отношением произведения коэффициента выпуска подвижного состава на линию а, продолжительности работы на линии Т н и коэффициента динамического использования грузоподъемности yдин разности между постоянной величиной, соответствующей двухсменному режиму работы подвижного состава (16 ч), и произведением времени движения Т дв и коэффициента использования пробега β
Продолжительность работы подвижного состава на линии Т н (время нахождения в наряде) включает в себя время движения Т дв и время простоев Т пр для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, время простоя по техническим причинам (исключая время обеденного перерыва и длительного отдыха водителей),т. е. Т н = Т дв + Т пр и определяется отношением автомобиле-часов в наряде к автомобиле-дням в работе
Техническая скорость ит характеризуется количеством километров, проходимых подвижным составом за час движения. ‘
Определяется:
для единицы подвижного состава — отношением пройденного пути L к времени движения Т дв на этом пути:
для парка подвижного состава — отношением суммарного пробега к авто мобиле-часам в движении, т. е.
для парка подвижного состава — отношением суммарного пробега к авто-мобиле-часам в наряде, т. е.
Средняя длина ездки с грузом l er определяется отношением производительного пробега к числу сделанных за этот период ездок с грузом, т. е.
Среднее расстояние перевозки грузов или поездки пассажиров l определяется отношением выполненной транспортной работы Р к количеству перевезенных грузов или пассажиров Q т. е.
Средний суточный пробег l cc определяется отношением общего пробега к числу автомобиле-дней эксплуатации за тот же период, т. е.
Возможное количество тонно-километров рассчитывают умножением пробега с грузом l гр по каждому типу подвижного состава на его номинальную грузоподъемность g и суммированием полученных произведений:
Коэффициент использования пассажировместимости (коэффициент наполнения) учим определяется отношением количества пассажиров и, находящихся в автобусе, к числу мест М, предоставленных в соответствии с техническими нормами автобуса, т. е.
Время простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой Т пр исчисляется в зависимости от способов их производства, грузоподъемности подвижного состава и вида груза по нормам, установленным «Едиными тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом, на экспедиционные операции и другие услуги, оказываемые автотранспортными предприятиями».
Число ездок с грузом n er — отношение продолжительности работы подвижного состава на линии Т н к времени, затрачиваемому на одну ездку t е :
Производительность подвижного состава — объем перевозок и транспортная работа, выполненная в единицу времени. Рассчитывают на автомобиле-чае, автомобиле-день работы, списочный или ходовой автомобиль в год:
в тоннах в час
Кроме того, производительность подвижного состава определяют на списочную автомобиле-тонну в год:
в тоннах на автомобиле-тонну
в тонно-километрах на автомобиле-тонну
Транспортная работа Р определяется умноженном автомобнле-дней (автомобиле-часов) работы подвижного состава на дневную (часовую) производительность подвижного состава, т. е.
Количественно она выражается: для перевозки грузов со сдельной оплатой — в тонно-километрах, при почасовой оплате — в автомобиле-часах; при перевозке пассажиров автобусами — в пассажиро-километрах, автомобилями-такси — в платных километрах.
Технико-эксплуатационные коэффициенты
Коэффициент технической готовности парка автомобилей определяют делением автомобиле-дней АДг в готовом к эксплуатации состоянии на календарные автомобиле-дни ЛДк:
ат = ЛДг/ЛДк
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию определяют отношением автомобиле-дней ЛДэ нахождения автомобилей в эксплуатации к автомобиле-дням АДп работы парка: ав — АДэ/АДп, при этом автомобиле-дни АДп определяют вычитанием из календарных автомобиле-дней АД к автомобиле-дней АДн нормированных простоев (количество выходных и праздничных дней, в которые парк не работает).
Для повышения коэффициентов технической готовности и выпуска автомобилей на линию необходимы регулярное и качественное выполнение технического обслуживания, внедрение агрегатного метода ремонта автомобилей, хорошо налаженное материально-техническое Снабжение и эксплуатационные материалы высокого качества.
Коэффициент использования пробега определяют делением суммы пробегов с грузом или пассажирами на сумму общих пробегов за тот же период времени. Для грузовых автомобилей этот коэффициент зависит от размещения погрузочно-разгрузочных пунктов и организации работы на линии.
Коэффициент использования пробега повышают за счет улучшения организации диспетчерской службы, разработки рациональных маршрутов, смены водителей на линии, развития грузовых автостанций и других мер сокращения пробегов автомобиля без груза.
Коэффициент статического использования грузоподъемности равен отношению количества перевезенного груза к количеству груза, которое может быть перевезено при полном использовании грузоподъемности автомобиля. Коэффициент динамического использования грузоподъемности определяют делением количества фактически выполненных тонно-километров на количество тонно-километров, которые могли бы быть выполнены при полном использовании грузоподъемности автомобиля.
Коэффициент использования грузоподъемности может быть повышен правильным выбором автомобилей для перевозки соответствующих грузов, приспособлением кузова к роду груза (например, наращивание бортов при перевозке легковесных грузов), приспособлением тары и упаковки к условиям перевозки, группировкой сборных и мелких грузов в партии.
Коэффициентом платного пробега называется отношение оплаченного пробега к общему пробегу автомобиля-такси.
«Автомобиль категории «В»,
В.М.Кленников, Н.М.Ильин, Ю.В.Буралев
Пробег подвижного состава, его использование. Коэффициент использования пробега.
Пробегом называется расстояние, проходимое автомобилем за определенный период времени.
Общий пробег, совершаемый автомобилем, подразделяется на производительный и непроизводительный.
Производительный пробег грузовых автомобилей называется груженым пробегом. Непроизводительный пробег — пробег без груза (нулевой или порожний).
Н у л е в ы м называется пробег автомобиля от АТП (или другого места постоянной стоянки) до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП.
Порожним называется пробег автомобиля от пункта погрузки до следующего пункта разгрузки.
Общий пробег Lобщ.=Lгр.+Lп, км.
Н у л е в ой пробег за день складывается из
Lо дн.=Lо1+Lо2, км
Lобщ.=Lгр.+Lп, + Σ Lо км.
Использование пробега подвижного состава характеризуется отношением груженого пробега к общему. Эта величина называется коэффициентом использования пробега и показывает удельный вес груженого пробега в общем пробеге подвижного состава.
Коэффициент использования пробега за одну ездку
βе = ιег/ιе = ιег/(ιег + ιх).
Коэффициент использования пробега за день (смену)
β = Lгр/Lo6 = Lr / Lгр + Lx+ L.
Этот коэффициент зависит от следующих факторов: взаиморасположения автотранспортных пред-, приятии, грузообразующих и грузопоглащающих пунктов; направления грузопотоков (наличия грузопотоков, позволяющих использовать порожние пробеги подвижного состава); структуры грузопотоков (несмотря на наличие встречных грузопотоков, порожний пробег подвижного состава не может быть использован из-за несовместимости грузов, так как нельзя перевозить, например, на одном и том же подвижном составе в одну сторону нефтепродукты в бочках, а в другую — пищевые продукты); состава автомобильного парка (например, пробег подвижного состава со специализированными кузовами может быть, как правило, использован только в одном направлении); качества оперативного суточного/ планирования работы подвижного состава.
Тщательная разработка маршрутов движения подвижного состава способствует повышению коэффициента использования пробега.
Средние скорости движения подвижного состава. Различают техническую и эксплуатационную скорости движения подвижного состава.
Техническая скорость vт — это средняя скорость движения подвижного состава за определенный
период времени движения, определяемая отношением пройденного расстояния L к, времени/.движения Тдв:
При ее расчете во время движения включаются все кратковременные остановки, связанные с регулированием движения (остановки у светофоров, переездов и т. д.).
Техническая скорость зависит от динамических качеств подвижного состава и его технического состояния, степени использования грузоподъемности подвижного, состава, дорожных условий, интенсивности движения, транспортного потока, частоты остановок, связанных с регулированием движения, квалификации водителя, особенностей перевозимого груза, например негабаритного.
Повышение технической скорости движения (в пределах, обеспечивающих безопасность движения) может быть достигнуто применением передовых методов вождения (использованием разгона и наката, правильным выбором режима движения и т. д.)
Эксплуатационная скорость Vэ — это условная скорость движения подвижного состава за время его нахождения на линии, определяемая отношением пройденного расстояния L к общему времени нахождения на линии: Т:
Эксплуатационная скорость всегда меньше технической скорости, так как она учитывает время простоя под погрузкой-разгрузкой и по технической неисправности и зависит от технической скорости, способа выполнения ПРР и расстояния перевозки.
Использование грузоподъемности подвижного состава характеризуется коэффициентами использования грузоподъемности.
Коэффициент статического использования грузоподъемности γс определяется отношением количества фактически переведенного груза к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, т. е. к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.
За одну ездку коэффициент статистического использования грузоподъемности
γс = qф/qн,
где qф —количество фактически перевезенного за ездку груза, т.
За день (смену) этот коэффициент
где nе, —число выполненных ездок за день.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности γд определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом).
Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает нетолько количество перевезенного груза, но и расстояния, на которые перевозится груз;
За одну ездку коэффициент динамического использования грузоподъемности
γд = qф *ιег/ qн ιег = qф/qн
Сравнивая формулы 1 и 2, видим, что оба коэффициента за одну ездку равны.
За день (смену) коэффициент динамического использования грузоподъемности
γд =Р факт/Рвозм = Р/ qн Lдн.= Σqф ιег/ qн Σ ιег,
где Р— количество фактически выполненной транспортной работы, т • км;
За день (смену) коэффициенты γс и γд могут быть равны только в двух случаях:
Во всех других случаях их значения не равны.
Определение количества ездок
Zоб=
Определение дневной производительности автомобиля в тоннах и тонно – километрах.
По окончании работы сделать выводы.
Вопросы для самопроверки
1. Дать понятие ездки.
2. Написать и объяснить формулы:
-времени в наряде и на маршруте;
-производительности подвижного состава по количеству перевезённых тонн и выполненных тонно-километров;