Что помогает придумывать загадки
Консультация для развития фантазии и речи дошкольников «Как сочинять загадки? Три простых способа»
Анастасия Сюзева
Консультация для развития фантазии и речи дошкольников «Как сочинять загадки? Три простых способа»
Зачем загадывают и отгадывают загадки?
Детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.
Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ. Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».
Гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.
Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).
Почему? Потому что существуют простые и действенные алгоритмы.
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких
Загадки по этим моделям могут придумывать даже дети 3-4 лет.
Модель 1
1. Придумать, о чем будет загадка,
2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4)
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на опорные слова. Пусть наша загадка будет про котенка.
Что бывает таким же?
Добавляем слова-связки и получаем загадку:
Ласковый, но не солнышко,
Мягкий, но не свитер,
Модель 2
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
У меня снова про котенка.
Что делает?
Кто, что делает так же?
Охотится, но не волк,
Умеет прыгать, но не мяч,
Модель 3
Здесь нужно выделить на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:
На что похоже?
Чем отличается?
Вот что получилось:
Похож на игрушку, но живой,
Похож на льва, но без гривы,
Похож на сову, но не летает.
Можно в одной загадке объединять две модели.
Консультация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.
Консультация для педагогов «Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников» Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются: Воспитание.
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» подготовила: воспитатель первой категории Захарова В. В.
Консультация для воспитателей «Мнемотехника, как метод развития речи дошкольников» Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих.
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.
Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи» Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения.
Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников» Сказка как средство развития речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать.
Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников» «Художественная литература как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» «Литература служит представительницей умственной.
Консультация «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников» Консультация ««Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»Современная школа предъявляет большие.
Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны. Сочинять загадки можно буквально обо всем.
Учимся детей сочинять загадки
Содержится в разделах:
Рекомендации родителям «Как научить ребенка отгадывать и составлять загадки» К.Д. Ушинский говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение». И это действительно так, потому что загадка является гимнастикой ума. Для того чтобы отгадать загадку, ребенку нужно наблюдать за жизнью, уметь сравнивать, сопоставлять явления, анализировать.
Мастер-класс для родителей «Учим детей придумывать и разгадывать загадки» Цель мастер-класса: Познакомить родителей с ролью загадки, в развитии речи ребенка. Задачи: Привлечь внимание родителей к загадке, как эффективной форме развития связной речи ребенка. Познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок. Способствовать.
Составление загадок по моделям Подготовила: Хрулева М.А. Последнее время можно наблюдать ситуации, когда воспитатели, предлагая детям отгадать загадку, начинают зачитывать рифмованный стишок по типу «доскажи словечко». Предлагаю вспомнить, что такое загадка. Загадка – это метафорическое выражение, в котором.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Придумывание загадок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Придумывание загадок » Цель: Развитие связной речи в процессе придумывания загадок. Задачи: 1. Обогащать круг представлений у детей; учить детей самостоятельно придумывать загадки; 2.
Статья «Консультация для воспитателей «Методика обучения детей дошкольного. » Консультация для педагогов на тему: «Методика обучения детей дошкольного возраста составлению загадок» Цель: познакомить педагогов ДОУ с методиками обучения детей составлению загадок. Ход консультации 1. Влияние загадок на развитие речи детей дошкольного возраста. Загадка– одна.
Технология обучения детей составлению загадок Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников.
Консультация «Сочиняем загадки вместе с малышом» Веселые сочинялки Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой.
Конспект занятия «Составление описательных загадок с помощью карточек-опор по теме «Цветы» Конспект занятия №1 по теме «Цветы». Цель: развитие связной речи. Задачи: 1.Продолжать учить детей составлять описательные загадки по теме с помощью карточек-опор. 2.Развивать умение детей самостоятельно составлять предложения по картинно-графическим схемам. 3.Закреплять умение.
Технология обучения детей составлению загадок
Технология обучения детей составления загадок
Пашкина Светлана Николаевна
Составление загадок — интересный творческий процесс, который решает много коррекционных задач и подходит для дошкольников и младших школьников. Алгоритм составления загадок не сложный. Результат — обогащение словарного запаса, развитие образных характеристик речи, умение сравнивать, анализировать, составлять сложные предложения.
Традиционно работа с загадками основывается на их отгадывании. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных детей или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Взрослый выступает в роли эксперта. Верный ответ на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей просто вспоминает ответ. Причем, методика составления и отгадывания загадок не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать восприятие, логическое мышление и связную речь детей.
А также, составление загадок – это развитие воображения, формирование положительного эмоционального настроя во время занятий, создание стойкой мотивации к языковым играми упражнениям.
А. А. Нестеренко предлагает несколько моделей составления загадок детьми.
1. На что похоже? Чем отличается?
2. Какой? Что такое же?
3 Что делает? Что такое же?
4. Название частей? Сколько? На что похоже? 5. Молчаливая загадка (рисунок). 1
6. Где живет? На что похоже жилище? 7. Где находится? На что похоже? Предмет? На что похож? 8. На противоречия? В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлятьзагадки и дошкольников. В процессе составления загадок развиваются все
мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчеста. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок.
допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.
Предлагаем детям составить загадку по данной модели о мяче.Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам: Какой мяч по цвету? (разноцветный, яркий);
Какой мяч по форме? (круглый);
Какой по материалу? (резиновый) Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же? Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга) Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин) Резиновый. Что бывает таким же? (шина) После заполнения таблицы воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Получилась загадка о мяче: Разноцветный, как радуга. Круглый, как арбуз. Резиновый, но не шина.
Модель 2: Что делает? Что (кто) делает так же? Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. «Как», «Но не»
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Например: Предлагаем детям составить загадку по данной модели о лягушке. Подбираем с детьми действия,которые может выполнять лягушка: Что делает лягушка? Скачет, плавает, ныряет. Далее просим детей подумать и сказать, кто или что может выполнять такие же действия. Скачет кто? (козленок, заяц.) Плавает кто? (лодка, рыба.) Ныряет кто? (рыба, водолаз.) После заполнения таблицы воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не». Получилась загадка о лягушке: Скачет, как заяц. Плавает, как рыба. Ныряет, но не водолаз.
Модель 3: На что похоже? Чем отличается? Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
Данная методика работы с загадками повышается интерес дошкольников к занятиям, у детей увеличивается словарный запас, развиваются такие мыслительные операции, сравнение, обобщение. Самостоятельное составление загадок помогает сделать процесс развития речи более увлекательным и стимулирует речевое творчество детей.
«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.
Картотека загадок о книге ко Дню загадок на МAAM КО ДНЮ ЗАГАДОК НА МААМ » КАРТОТЕКА ЗАГАДОК О КНИГЕ » Загадки про книги Я всё знаю, всех учу, А сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться,.
Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Ко Дню загадок на МAAM «Картотека загадок о зиме» Манвелова Мария Степановнавоспитатель разновозрастная (старшая-подготовительная) группа.
Методические рекомендации по составлению сценария и проведению праздника «Праздничная посылка» к 8 марта для детей 5–7 лет Хочу поделиться опытом составления сценария «Праздничная посылка» и проведения праздника ко Дню 8 марта для детей старшего дошкольного.
Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.
Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.
Фотоотчет «Приемы обучения детей составлению описательного рассказа» При подготовке к участию в Конкурсе «Эколята — друзья и защитники Природы!», предложила детям нарисовать творческие рисунки добрых дел,.
Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.
Сухой бассейн — простая технология оздоровления для всех детей. Сегодня придумано очень много интересных приспособлений для игр. Отличным местом развлечения, которое одновременно обладает оздоровительным.
Как научить ребёнка составлять загадки
Виктория Чаевская
Как научить ребёнка составлять загадки
Ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадокможно решить множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 5 летним детям.
Например: Круглый, как мяч;
Белый, как снег (шарик для настольного тенниса)
Светит, но не лампа;
Капает, но не дождь (свеча)
А теперь научимся загадывать предмет, указывая его части и их количество.
Существуют также «молчаливые» загадки. В данном случае рисуется только часть загаданного предмета (например, хвост от кота, а отгадкой будет кот).
Есть и другие варианты составления загадок, например, используя противоречия «Вчера мягкий, сегодня твердый» (хлеб).
Если ребёнок не умеет отгадывать загадки, он должен попробовать сделать это с другой стороны. Как поймет принцип составления загадок, так и сможет их и отгадывать и сам придумывать.
Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?» Главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь.
Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.
Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.
Презентация «Как научить ребёнка делать звуковой анализ слова» Обучение грамоте в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Важно, чтобы.
Советы родителям «Как научить ребёнка пользоваться ножницами» Дети рано проявляют интерес к ножницам. Но многие мамы боятся начать учить ребёнка ими пользоваться, так как обеспокоены безопасностью.
Советы родителям «Как научить ребёнка правильно вести себя в магазине» «Купи, купи, хоть что-нибудь купи!» – такие крики с плачем, к сожалению, часто можно услышать в магазине. Многие молодые родители сталкиваются.
Мастер-класс для воспитателей на тему «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»
Ирина Азарскова
Мастер-класс для воспитателей на тему «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»
Мастер-класс для воспитателей
Тема: «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий».
воспитатель 1кв. категории
Детский сад «Радуга», филиал МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанский район.
Цель: знакомство педагогов с алгоритмом составления загадок по методике ТРИЗ и РТВ технологий.
— познакомить с особенностями методики и алгоритмом составления загадок;
— показать на конкретных примерах способы составления загадок (электронная презентация и наглядные пособия) в работе по речевому развитию.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, а также родителям.
получение педагогами представления о методике составления загадокдетьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:
Поэтому сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать методический приём, который я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
Но прежде чем озвучить тему сегодняшнего мастер класса,я хотела бы вас спросить: о ком можно так сказать?
Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)
— Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? (ЗАГАДКА)
Итак, тема сегодняшнего мастер-класса «Составление загадок с использованием РТВ и ТРИЗ технологий»
Теоретически – демонстрационная часть.
Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ (или в более сложных случаях сам загадавший подсказывает до тех пор, пока кто – то не догадается). Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».
Но если копнуть глубже, то такое «знание» загадок и, соответственно, умение вспомнить нужную отгадку – это просто навык запоминания. Поэтому гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.
Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не только отгадывать их, а ещё их и придумывать. Для этого я использую ТРИЗ и РТВ технологию.
Объектами для составления загадок служат предметы,с которыми дети чаще всего сталкиваются и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д.
Детям предлагается назвать яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форму, величину, отметить те качества и свойства, которые дети хорошо знают.
При составлении загадок использую три основных модели и приёмы, которые вам сейчас покажу
Модель 1. Модель составления загадок с использованием сравнений (символическая аналогия) опора на сходство
Яблоко Какой? Какая? Что бывает таким же?
По цвету красное клубника
По форме круглое мяч
По вкусу сладкое конфета
2. Даем ему характеристики (по каким свойствам будем его характеризовать)
3. Далее определяем, какой но по цвету, по форме, по вкусу
4. Сравниваем, что бывает таким же? Красным – клубника и т. д.
5. Читаем загадку, используя между строк связку слов «а не»
Модель 2. Модель работы по прямой аналогии.
Что делает? Что делает так же?
светит (тусклая) лампочка
тает (небольшой) снег
капает (редкий) дождь
2. Описываем функции, которые он выполняет (рисуем)
3. Заполняем правую часть, что делает так же в прямом значении
4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «как»
Используя «завышение» или «занижение», описание объекта становится более подробным, а загадка – содержательнее.
Модель 3. Объект сравнивается с другими предметами и при этом указывается на отличие.
На что похож? Чем отличается?
похож на гриб П (но не природный мир)
Ю напоминает юлу не умеет крутиться
похож на колокольчик Д но может укрыть от дождя
2. Подбираем схожий объект (Значение признака в левой и правой частях таблицы можно обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в другой части допустима зарисовка объекта.Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом).
3. Далее думаем, чем он может отличаться?
4. Читаем составленную загадку, используя связки слов «но не»
Сейчас я предлагаю вам попробовать самостоятельно с помощью этой методики и этих моделей составить загадки по опорным таблицам, используя те приёмы, которые вам понравились.
У вас на столах лежат модели составления загадок, можете взять фломастеры, а можете признаки записать ручкой.
Давайте посмотрим, какие загадки у вас получились и загадаем их жюри.
А теперь посмотрите видеоролик, как загадки составляют наши дети в с. р. и «Магазин».
Рефлексия участников мастер-класса.
А теперь я бы хотела узнать ваше мнение от проведенного мастер – класса.
Когда мы получаем много новой информации, у нас в голове «винегрет». Я предлагаю вам сейчас подумать
— каких компонентов вам показалось много?
-может чего – то не хватило?
Спасибо за внимание и сотрудничество!
Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
С чего мы начинаем обучение составлению загадок?
Подготовительную работу начинаем уже в младшем возрасте: учим детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов;
В средней группе наши дети учатся составлять сравнение по двум – трём признакам.
А в старшей группе, где работаю я, мы уже самостоятельно сравниваем объекты по разным признакам, учимся выбирать наиболее удачно подобранные признаки, действия и самостоятельно составляем загадки по разным моделям.
У детей старшего дошкольного возраста значительно расширяется кругозор, следовательно, и тематика для составления загадок становится разнообразнее.
С детьми мы пробовали объединить в одной загадке две модели, использовали другие связки слов между строчками «как будто, «но без», «словно», эти загадки на мой взгляд даже интереснее по своему содержанию.
Составленные с детьми загадки мы к концу года оформим в «Книгу загадок», которая будет являться самостоятельным продуктом деятельности.
Применение ТРИЗ технологии по развитию творческого воображения позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи).Анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
А еще она хороша тем, что не требует больших затрат в оформлении, карточки – объекты легко применить при составлении загадки и наоборот.
Но применяя на практике, заметила, что дети больше любят сами рисовать загадку, с картинками использую только сначала для обучения.
На улице, идем мыть руки.
Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.
Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.
Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.
Мастер-класс для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования и самомассажа» Пробуждение — один из самых значимых моментов в распорядке дня любого человека. Особенно важен этот этап для детей. От того, как ребенок.
Картотека загадок на тему «Осень» Методическая разработка «Лукошко загадок для Осени» Давно не публиковала свои работы,но вот осень навеяла мне осеннее настроение и мои.
Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.