Что помогает птицам летать
Почему птицы летают и не падают?
Гравитация, или сила притяжения, действующая на все, что находится на нашей планете, конечно, распространяется и на птиц.
Для того чтобы удерживаться в воздухе, пернатым необходимо как-то противодействовать силе тяжести. Для противодействия природа наделила птиц крыльями. Особое строение крыла помогает птицам взлетать, удерживаться в воздухе, медленно парить или преодолевать большие расстояния.
Как устроено крыло?
Крыло птицы имеет не плоскую, а выгнутую форму. В полете воздух проходит над и под крылом, и оба потока достигают оконечности крыла одновременно. Но по верхней, выпуклой стороне крыла огибающая его струя воздуха проходит более длинный путь, чем по нижней. Поэтому и движется эта струя воздуха над крылом быстрее, чем та, что под крылом. Скорость движения струи воздуха над крылом выше, а давление ниже, чем под крылом.
Именно эта разница в давлении и рождает подъемную силу, противодействующую силе тяжести. Мощность подъемной силы зависит от формы и размера крыла. Имеют значение также скорость встречного потока воздуха и угол, под которым этот поток достигает переднего края крыла.
Птица имеет возможность регулировать подъемную силу, изменяя угол наклона крыла. К примеру, чтобы приземлиться, птице нужно повернуть крыло как можно круче по отношению к встречному потоку воздуха.
Огромное значение имеют для полета перья. Крыло птицы состоит из двух групп перьев: первостепенные, расположенные на тыльной стороне кисти, создают тягу во время полета. Эти перья крупные, в отличие второстепенных, прикрепленных к локтевой кости и составляющих несущую поверхность.
Второстепенные маховые перья расположены ближе к телу, и они лишь немного двигаются вверх и вниз. А длинные первостепенные перья своей формой напоминают пропеллер и двигаются с большой амплитудой.
Формы полета
Существуют разные формы полета, и самая распространенная из них – планирование и парение. Птица спускается с верхней точки (с крыши дома, вершины горы), и в движение ее приводит сила тяжести. Встречный воздушный поток создает подъемную силу, и птица по наклонной постепенно планирует вниз.
Если при этом на крылья действуют восходящие от земли потоки теплого воздуха, птица может не двигать крыльями и просто парить в небе. В таких потоках теплого воздуха подолгу могут парить степные орлы.
Интересно, что способность парить доступна только птицам, масса и размеры которых не меньше размеров вороны. У мелких птичек крылья небольшие. Их аэродинамические свойства не способны обеспечить парение, и таким птицам приходится энергично размахивать крыльями. Этот способ полета тоже имеет свое название – активный, или машущий.
Есть птицы, которые не могут летать. Например, в ходе эволюции крылья пингвинов трансформировались в ласты, которыми они помогают себе маневрировать в воде. Слишком тяжелы для полета страусы.
Чтобы подняться в воздух, им понадобились бы огромные крылья, но, чтобы управлять этими крыльями, страусам необходима была бы еще более развитая мускулатура, которая еще увеличила бы вес птиц. Вообще летать могут птицы весом не выше двадцати килограммов. Крупным дрофам, чтобы взлететь, нужно хорошо разбежаться.
Летные качества птиц
Они определяются формой и размером крыльев. Птицы с острыми и узкими крыльями летают очень быстро, с округлыми и широкими – могут легко маневрировать в полете; такими крыльями природа одарила птиц, живущих в кустарниках и лесных чащах.
Большие и широкие, закругленные спереди крылья журавлей и аистов позволяют этим птицам долго парить в слабых восходящих воздушных потоках. Чайки же, летающие над морем, справляются с мощными потоками воздуха, поэтому и крылья у них удлиненные и заостренные.
Скорость, с которой могут летать птицы, поразительна: у воробья она составляет 40 километров в час, а у стрижа – 80. Сапсан в пикирующем полете может развивать скорость до 30 километров в час, а крохотная колибри способна ускориться до 150 километров. Высота полета зависит от погоды и географических условий.
Птицы отряда воробьиных могут лететь на высоте от полуметра над морем до семи километров в горной местности. При перелетах птицы поднимаются на высоту от одного до полутора километров над уровнем моря, но многие летают не выше 150 метров. Интересный факт: гуси, которые перелетают в Индию над Гималаями, покоряют высоту 8830 метров.
В целом, помимо формы и размеров крыльев, а также типа перьев, к полету приспособлена и форма тела, и особенности строения скелета птиц. На внешней поверхности грудины у птиц есть большой вырост – киль, к которому крепятся мощные грудные мышцы. Именно они управляют движениями крыльев.
В позвоночнике птиц отдельные позвонки (поясничные, крестцовые, хвостовые) срастаются друг с другом для создания прочной опоры мышцам. Сам скелет птиц легкий, потому что часть их костей – полые. Вес мышц составляет до четверти всей массы тела птицы – это обеспечивает ей силу и выносливость, а также дает возможность запасти много кислорода.
Хорошее снабжение кислородом очень важно для полета, и природа мудро наделила птиц двойным дыханием: газообмен в их организме происходит при вдохе и при выдохе.
Теперь вы знаете, почему птицы летают. Это обусловлено не только крыльями и перьями, но и всеми системами организма. У многих возникает вопрос: а почему тогда многие птицы летают, а некоторые не летают вообще? Проблема заключается в массе и в строении тела нелетающих птиц. Небольшие птицы могут летать, потому что они мало весят, имеют хорошо развитую мускулатуру для полёта, и размер их крыльев пропорционален размеру их тел. У некоторых птиц, например у страуса и пингвина, нет такой хорошо развитой мускулатуры, да и масса их тел довольна большая для того, чтобы подняться в воздух. Зато отсутствие полёта они компенсируют передвижением по земле или воде. Такие птицы хорошо плавают, ходят, бегают, а некоторые даже лазают по деревьям! В отличие от летающих птиц, у них хорошо развиты нижние конечности, с помощью которых они и двигаются.
А почему птицы улетают на юг? Многие люди ошибочно предполагают, что птицы покидают нас в зимний период из-за холода. Безусловно, на юге птицам теплее, но главная причина заключается в другом. Это отсутствие еды.
Полёт — основной способ передвижения большинства видов птиц, помогающий им искать пищу, мигрировать и спасаться от хищников. Полёт является наиболее специфической формой передвижения птиц, определившей основные черты организации этого класса. Способность птиц к полёту вызвала ряд адаптаций для обеспечения полёта, взлёта и посадки, ориентирования в пространстве и навигации.
Характеристики полёта птиц в значительной мере зависят от величины птицы и её экологической ниши. Хотя определённые биологические адаптации (к примеру, минимизация массы тела) характерны для всех летающих птиц, другие (например, форма крыльев) характерны только для отдельных групп.
Содержание [скрыть]
1История исследования
2Эволюция
2.1Древесная теория, с деревьев вниз
2.2Наземная теория, с земли вверх
2.3Бег с помощью крыльев
2.4Новые альтернативные теории
2.5Потеря способности к полёту некоторыми видами птиц
3Адаптации к полёту
3.1Крыло
3.1.1Скелет крыла
3.1.2Перья крыльев
3.1.3Форма крыльев
3.2Хвост
3.3Прочие адаптации к полёту
4Физика полёта
5Этапы полёта
5.1Взлёт
5.2Посадка
6Типы полёта
6.1Машущий полёт
6.2Парящий полёт
6.2.1Статическое парение
6.2.2Динамическое парение
7Методы сохранения энергии в полёте
8Зависание
8.1Зависание на месте
8.2Зависание против ветра
9Маневрирование и скорость полёта
10Высота полёта
11Примечания
12Литература
13Ссылки
История исследования [править | править вики-текст]
Рисунок изображающий полёт птицы, сделанный Леонардо да Винчи.
Начало исследованиям полёта птиц заложил ещё Аристотель в работе «О частях животных», в четвёртой книге. Он считал, что скорость пропорциональна силе, которая действует на тело, поэтому для движения постоянно необходим «движитель», который двигает тело, а сам при этом остаётся недвижимым. Чтобы объяснить движение летающих объектов, Аристотель был вынужден ввести понятие передачи функции «движителя» частям воздуха. Понятия инерции, ускорения и аэродинамического сопротивления тогда ещё не были известны, поэтому фактически физика полёта осталась необъяснённой.
Лишь через два тысячелетия следующий значительный шаг в исследовании полёта птиц сделал Леонардо Да Винчи в своей работе «Кодекс о полёте птиц». Его заметки подробно описывали, что необходимо не только для равномерного полёта, но и для взлёта и посадки, при порывах ветра и в других ситуациях.
Его изображения детально показывали этапы движения разных частей тела птиц. Также он ввёл понятие давления воздуха и его изменений вокруг крыльев. Наблюдения за птицами натолкнули его на мысль, что основная тяга в полёте создаётся концевыми частями крыла [1]. Тем не менее, работы Леонардо Да Винчи о полёте птиц долго оставались малоизвестными — их опубликовали лишь в середине XX века [2].
В работе Джованни Альфонсо Борелли «О движении животных», опубликованной в 1680 году, подробно описана анатомия птиц с точки зрения механики и выдвинута модель, объясняющая образование подъёмной силы. Также Борелли опроверг идею Аристотеля о роли хвоста птиц в регулировании направления полёта.
Следующие этапы развития знаний о полёте птиц связаны со становлением гидродинамики. Так, Христиан Гюйгенс в ХVII столетии измерил зависимость аэродинамического сопротивления от скорости, а его ученик Готфрид Лейбниц фактически ввёл понятие закона сохранения энергии.
В 1738 году Даниил Бернулли в работе «Гидродинамика» опубликовал выведенный им закон, который связывал давление жидкости с её скоростью (сейчас известный как закон Бернулли), на основе которого Леонард Эйлер вывел набор дифференциальных уравнений, которые описывали движение жидкости. Эти уравнения впервые дали количественное описание полёта, хотя и не давали правдоподобных результатов из-за отсутствия в них вязкости. Лишь в 1843 году в работе Жан-Клода Барре Де Сен-Венана, и, независимо
Черты приспособления птиц к полёту:
· Превращение передних конечностей в крылья;
· Обтекаемое тело, покрытое перьями, черепицеобразно налегающих в крыле;
· Формирование грудины в виде киля, с мощной мускулатурой, управляющей крыльями;
· Двойное дыхание, обеспечивающее интенсивный метаболизм
· Облегчённый скелет (полые кости)
· Уменьшение массы тела благодаря отсутствию мочевого пузыря, одного яичника, зубов, прямой кишки
· Наличие высокой остроты зрения и прогрессивное развитие головного мозга, в частности мозжечка. Среди птиц нет чисто водных, чисто наземных видов. В связи с полётом в определённой среде различается и размер птиц.
Как и почему летают птицы?
Мы представляем, как двигаются по небу самолеты и вертолеты. У них есть крылья, пропеллер и мотор. А также куча всяких приборов. Но как удается держаться в воздухе, а также разгоняться до приличной скорости обычным пернатым птахам? Что придает им энергии для взлета, горизонтального перемещения, парения и посадки? Остается выяснить, как летают птицы.
Как возникает подъемная сила у птиц?
Воздух обтекает передние края органов, которые мы называем «крыльями». При каждом взмахе представитель орнитофауны как бы разрезает воздух.
Но как летающим «братьям» удается набирать высоту, если нет сильного встречного потока? Ведь самолет создает его искусственно, разгоняясь до 700 км/час. Крупным пернатым помогает падение с высокого дерева или со скал. Мелким (легким) достаточно и скачка. Если крупный «летатель» внизу (к примеру, степной орел), подняться в воздух без ветра он не сможет.
Как получается парить в воздухе?
Почему птицы летают? В чем заключается секрет?
Птицы могут парить. Их двигающиеся «приспособления» являются еще и инструментами, с помощью которых они парят как планер.
Набранной в «падении-взлете» энергии достаточно для того, чтобы перемещаться по выбранному уровню атмосферы (авиаторы называют эти уровни «эшелонами»). Но уже горизонтально – то есть, широко расставив крылья в плоскости, параллельной небу (так птица становится планером). Встречный ветер или потеря импульса (разгона) заставит махать крыльями, но под другим углом и другими перьями. Направление помогает корректировать хвост – он тоже аэродинамический.
На что влияет форма крыльев?
Секрет в конструкции крыльев. Мало того, что они состоят из перьев – легчайших материалов стреловидного контура (аэродинамической формы). Перья смонтированы с основной конструкцией хитрым образом. Расставляя перья в стороны под разным углом (с помощью 3 отделов-конечностей) птица может маневрировать. Причем так, как не получится ни у одного самолета. Каждая из 3 конечностей левого и правого крыла (плечевая, локтевая и лучевая) снабжена удобным скелетом и мощными мышцами.
Сами перья тоже разные – маховые (2 видов) и летательные. Вторые помогают регулировать парение и ускорение горизонтального полета. А вот первые отвечают за быстрый взлет но и за торможение при посадке. О них-то и будет далее.
Как птицы взлетают и садятся?
Как вы уже знаете, отталкиваться от воздуха для набора высоты помогает мах. Но старт взлета все же осуществляется падением с высоты. Маховые перья работают с появлением встречного (нижнего) потока, меняя высотный уровень. «Мелочь» (воробьи) взлетают благодаря скачку – поток воздуха подбирает их, они предельно легкие. Увы, на большой подъем не способны.
Как приземляться? Все лишь надо нырнуть головой вниз и уменьшить площадь крыльев (прижать все перья друг к другу, а сами крылья – к корпусу). Ближе к земле птица вновь переходит в режим планирования. Но уже наклонно-кругового. В конце опускается на ножки с коготками.
Передвижение птиц по земле и воде
Половина птиц могут передвигаться еще и на воде. Такие виды называют «морскими» или «водно-болотными». По земле они передвигаются также как и все прочие – на коротких лапках.
Что же касается воды, то перья и пух покрыты влагоотталкивающим слоем, а сама птица настолько легка, что ей легко держаться на плаву, отталкиваясь крыльями уже как веслами.
В заключении еще одно. Есть птицы утерявшие способность летать – страус и куриные. Страусам и казуарам эволюция подарила мощные («беговые») ноги. А куриные были одомашнены, «осели».
НОД по познавательному развитию «Что мы знаем о перелетных птицах?»
Лариса Ахременко
НОД по познавательному развитию «Что мы знаем о перелетных птицах?»
«Что мы знаем о перелетных птицах?»
1. Познакомить детей с особенностями биологии птицы.
2. Пополнить знания детей о строении и расположении гнезд птиц.
3. Уточнить знания детей о перелетных птицах, условиях их жизни; об их пользе; закрепить понятие «перелетные птицы«.
4. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Ход занятия
Залетает в приемную самолет. Обратить внимание, какой он необычный. На самолете что-то написано.
— Ребята, хотите узнать, кто отправил нам его? Отгадайте загадку.
Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса,
их под звон и гомон птичий Охраняет кто? (лесничий)
— Лесничий, ребята, предлагает отравиться на экскурсию в лес и быть его помощникамиюннатами. А чтобы все видели, что вы юннаты, он изготовил для вас эмблемы.
Звучат в грамзаписи «Голоса весеннего леса». Заходим в экологическую комнату, предлагаю вдохнуть, обратить внимание, какой воздух свежий, как светло и просторно в лесу.
1. Как вы думаете, почему в лесу так весело поют птицы?
2. Зачем птицы прилетают к нам весной? (свить гнезда, выкормить птенцов)
3. Как называют таких птиц? (перелетные)
4. Почему их называют перелетными? (они приспособлены к жизни в теплых краях, летом они легко находят себе корм, (какой, выводят птенцов; украшают нашу жизнь пением; оберегают посевы, леса от вредителей, а с похолоданием птицы улетают в дальние края, т. к. для них нет корма).
5. А как птицы находят дорогу обратно? (по звездам, солнцу, по приметным местам)
— Сейчас вы встретитесь с птицами, которые прилетают к нам весной. Как мы назовем их одним словом? (перелетные)
А загадки вам в этом помогут:
1. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по полю вскачь,
А зовется птица. (грач).
(дети рассказывают, что они знают о граче) 2. На шесте дворец,
А зовут его. (скворец)
(скворцы прилетают вслед за грачами, занимают скворечники, а кому не досталось скворечника, занимают дупла, селятся под крышей домов, имеют желтый клюв)
3. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (жаворонок)
4. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, Лепит домик над окном
Из травы и глины. (ласточка)
(ласточка прилетает к нам теплом, из далекой Африки, ловит насекомых на лету, вьет гнезда из травы и глины над крышей домов, хвост вилочкой)
В голубеньком беретике, Буро-красная манишка,
(ярко-окрашенное оперенье, устраивает гнезда на деревьях, гнездо в виде чашечки, певчая птица)
6. Гнездо не строит никогда, Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
(кукушка не вьет гнезд, подкладывает яйца в гнезда других птиц, питается мохнатыми гусеницами, которых другие птицы не клюют, тем самым приносит пользу лесу)
— А как поет кукушка? (звукоподражание)
— А знаете ли вы, что кукует только самец? Самки на его песню тихо отвечают «кли-кли-
кли». (предложить сначала мальчикам произнести «ку-ку», а девочкам тихо ответить «кли-кликли»)
— А сейчас мы с вами поиграем. Кто правильно ответит на вопрос, тот превратится в птицу:
1. Хвост вилочкой у кого? (шапочка ласточки дается ребенку)
2. Какая птица прилетает первой?
3. Желтый клюв у кого?
4. Устраивает гнездо в траве?
5. Певчая птица с ярким опереньем?
6. Подкладывает яйца в чужие гнезда?
После игры спросить детей:
— Дети, а что вокруг нас, чего мы не видим? А можно воздух почувствовать? Когда?
— А почему человек не может взлететь? (дети машут руками, подпрыгивают, пытаясь
Продемонстрировать падение двух листов бумаги. Один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Попросить объяснить, почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий лист медленно. (гладкий лист легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может немного лететь)
Детям предлагается подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. После высказываний предложить пройти в «ЛЕСНУЮ ШКОЛУ».
Предложить птичьи перья для рассматривания (маховые и пуховые).
1. Чем перышки отличаются друг от друга?
2. Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
3. Где на теле у птицы растут пуховые перья?
4. Какое перо помогает птице летать и называется маховым?
5. Легкое оно или тяжелое?
6. Почему оно легкое?
7. Где на теле у птицы есть маховые перья?
Затем показать на примере веера, как складываются и раскрываются перья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешает птице, поэтому она их складывает, крылья прилипают к телу.
Руки подняли и помахали Это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти стряхнули Ветер сбивает росу.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
вывод о том, что помогает птице летать по воздуху.
Птицы летают,потому что у них:
1. широкие крылья и хвост;
2. легкие перья с полым стержнем;
3. жесткие маховые перья;
4. птицы легкие, т. к. едят понемногу и часто.
Дети приглашаются на поляну, появляется волшебная птица, которая живет в лесу у Лесничего. Она говорит ребятам, что наблюдала за их экскурсией по лесу и была восхищена знаниями детей о перелетных птицах. Хвалит тех, кто хорошо рассказывал.
— А сейчас тот, кому птица на ладошку сядет, что интересного узнал, расскажет.
— Ребята, а у волшебной птицы есть птенцы, они уже подросли и хотят жить у вас, Лесничий
Дидактическая игра «Ох, уж эти пташки!». Ох, ух эти пташки!Дидактическое пособие для детей 4–6 лет. Цели:закрепить знания детей о птицах; познакомить с классификацией птиц (зимующие.
Работа с детьми с ОНР по лексической теме «Перелетные птицы» Работа по лексической теме: «Перелетные птицы» С 15 по 19 октября наша логопедическая группа работала по лексической теме «Перелетные птицы».
Как летают птицы
Все ли птицы летают
Для птиц характерно сращение костей, благодаря чему увеличивается жесткость скелета и создается прочная опора движущимся крыльям и ногам. Грудная клетка и позвоночник гораздо менее подвижны, чем у других позвоночных животных. Зато у птиц очень подвижная шея.
Как птицы зависают в воздухе
Обычно, когда птица машет крыльями, она движется вперед. Но некоторые виды, например скопы, нектарницы и зимородки, могут висеть в воздухе.
Удивительны в этом отношении крохотные колибри, которые зависают перед цветком, чтобы выпить нектар. При этом птичка как бы стоит на хвосте, а крылья быстро описывают восьмерку в горизонтальной плоскости. Колибри способны очень долго и с большой частотой махать крыльями благодаря тому, что их грудные мышцы огромны по отношению к размерам тела.
Почему парят орлы
Почти все птицы время от времени парят, хотя бы недолго. Даже колибри могут прервать свой жужжащий полет, чтобы спланировать с цветка на цветок на неподвижных крыльях.
В восходящем потоке птица поднимается кругами на большую высоту, перемещается в нужном направлении по горизонтали в процессе плавного спуска, достигает следующего потока и снова кругами поднимается вверх. Таким способом птицам за один день удается покрыть большое расстояние, преодолеть в итоге тысячи километров
Хищные птицы превосходно летают. Среди них есть настоящие воздушные акробаты, например полевой лунь, который передает пищу своей партнерше в полете. Самец и самка различаются по цвету, но у обоих белая гузка.
Самец бросает добычу самке, которая переворачивается вверх ногами, чтобы ее поймать.
Почему морские птицы так хорошо летают
Восходящие потоки воздуха, обеспечивающие парение птиц над сушей, отсутствуют над морем. Поэтому такие птицы, как альбатросы, буревестники и олуши, используют принципиально иную технику парения.
Морские птицы владеют особым планирующим полетом, использующим силу горизонтальных ветров и отраженных от волн струй воздуха. Воздушные течения у поверхности воды медленнее, чем на высоте. Птица планирует с высоты почти до самой воды, затем за счет ускорения от спуска взмывает вверх и резко поворачивает против ветра. Ветер создает подъемную силу, перенося птицу вверх, в полосу более мощных воздушных потоков. Наконец она разворачивается и снова планирует вниз.
Взлет и приземление птиц
Для многих птиц взлет и посадка являются самым трудным маневром. При взлете птице необходимо придать сильное ускорение, чтобы оторваться от земли или ветке. Например, маленький воробей перед взлетом подпрыгивает и начинает быстро махать крыльями. Более тяжелые пернатые, что бы взлететь, делают разбег с расправленными крыльями. Водоплавающие птицы, чтобы набрать скорость бегут по воде перед взлетом.
Властелины воздуха стрижи и фрегаты не способны подняться в воздух с земли, для взлета эти птицы падают с высоты расправив крылья.
При приземлении птицы планируют с помощью крыльев. Во время посадки их тело разворачивается вертикально, птица распускает хвост, а ноги опускает вниз, выставив вперед. Роль тормоза при приземлении у птиц выполняет крылышко, это пучок перьев на первом пальце крыла.
При посадке утка низко летит над водой и приводняется, тормозя своими перепончатыми лапами и создавая крыльями обратный ход, чтобы снизить скорость. Для взлета с воды или с суши птица создает крыльями поток воздуха. Так, нырок бежит по воде, хлопая крыльями, пока не наберет достаточной скорости для отрыва от поверхности.
Ласточки в полете
У ласточек очень длинные сезонные перелеты: ласточки-касатки перелетают из Норвегии в Южную Африку, покрывая 11 000 км. Преследуя летающих насекомых, ласточки почти все время изменяют направление полета. Ласточки на лету не только едят, но и пьют, очень широко раскрывая клюв.
Как птицы обходятся без рук
Какие органы чувств нужны для полета
У птиц прекрасное зрение. С помощью глаз они обнаруживают препятствия и пищу, определяют расстояние, ориентируются по звездам. По зрению птицы занимают первое место в животном мире. В полете важно также чувство равновесия и положения тела. Что касается птиц, то у них равновесие заложено анатомически: вес и взаимное расположение органов оптимальны для эффективного полета. Равновесие поддерживается при помощи заполненного жидкостью внутреннего уха, которое действует по принципу гироскопа: птица определяет отклонение от горизонта и может сохранять нужную высоту полета.
Не столь ясна роль осязания в полете. Воздушные потоки, непрерывно меняющие направление и силу, продувают перья птицы. В коже у основания пера имеются нервные окончания, чувствительные к вызванному воздушными потоками движению перьев. Птица может шевелить каждым пером в отдельности, сокращая мышцы у его основания. Осязание помогает уложить перья аэродинамически оптимально.
Почему птицы не устают
Крошечная славка, взмахивая крыльями несколько раз в секунду, может лететь безостановочно 10 часов и долее. Птицы покрывают гигантские расстояния без видимых признаков усталости. Выносливость обеспечивается удивительной синхронизацией всех систем организма. Мышцы, поднимая и опуская крылья, одновременно сжимают и расширяют грудную клетку, наполняя и опорожняя легкие. В результате дыхание совпадает по частоте с движением крыльев.
Строение и функционирование птичьих легких уникально. Когда птица дышит, некоторое количество воздуха через бронхи попадает сразу в легкие, где в губчатой ткани кислород воздуха поступает в кровь. Но большее количество воздуха проходит через легкие насквозь (почти без газообмена) в воздушные мешки, откуда при выдохе попадает в дыхательные трубочки легких и отдает свой кислород. Таким образом, птица получает кислород и на вдохе, и на выдохе.