Что понимается под эффективностью предприятия

Управление эффективностью компании

«Проблема большинства организаций — это не то,
что они мало знают, а то, что они не знают,
что именно они знают.»

Повышение эффективности деятельности — и, как следствие, конкурентоспособности компаний — задача, от решения которой зависит успех развития в условиях рыночной экономики. Измерение и анализ эффективности важны для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях экономики.

Концепция эффективности, рассматриваемая в данном материале, носит обобщенный, универсальный характер и применима для любой организации, будь то промышленное предприятие; компания, работающая в сфере услуг; государственное учреждение.

Организация как система

Любая организация в конкурентной среде является открытой организацией, функционирующей во внешней среде; она взаимодействует с потребителями, поставщиками, конкурентами, законодательными и общественными организациями. Организация, как и каждый элемент ее внешней среды, имеет свои интересы. Неизбежно возникает необходимость их согласования, и организации важно действовать с учетом всех заинтересованных сторон и быть социально ориентированной на результаты своей деятельности. В этих условиях чрезвычайную важность приобретают такие понятия, как партнерство, стратегия, ориентированная на «выигрыш каждой» из сторон.

Исключительную ценность приобретает целостность системы — как основополагающий принцип современного менеджмента. «Ни один из структурных элементов организации, ни одно из подразделений не имеют значения сами по себе. Они важны только в совокупности, как интегрированное целое». Следовательно, с точки зрения эффективности следует рассматривать организацию в различных аспектах ее функционирования, во взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов. Важно учитывать, что повышение эффективности в каком-то отдельном элементе системы без учета последствий для других, может оказаться губительным для системы в целом.

Устойчивость позитивных изменений становится все более важным аспектом стратегии развития компаний, эффективность же является одним из индикаторов ее деятельности.

Факторы эффективности

Эффективность является мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов — труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. — при производстве товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. Ее измерение может стимулировать улучшение текущей деятельности компании, внедрение и функционирование могут повысить производительность труда на 5–10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Показатели эффективности помогают устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностики деятельности в процессе развития организации.

Все компании имеют структуру, отражающую различные функции, виды продукции или направления специализации. Целевая специализации показывает, кто именно и какая часть организации могут эффективно воздействовать на каждый ресурс. С целью принятия обоснованных управленческих решений в области повышения эффективности деятельности крайне важно классифицировать все факторы эффективности на группы и подгруппы. Это позволит выяснить «вес» и приоритетность каждого из них, а также определить ответственных лиц и организационные подразделения в компании.

Современные организации могут иметь многоаспектные задачи и стратегии их реализации, значит, и классификация факторов эффективности производства также должна быть многоаспектной и максимально соответствовать структуре организации и/или циклу изготовления продукции. Это соответствие может быть достигнуто: за счет более точной классификации факторов и за счет изменения структур организации в целях лучшего использования этих факторов. В теории менеджмента существуют разные модели классификации факторов эффективности.

Одна из моделей классификации факторов эффективности помогает разделить факторы на внешние: с точки зрения обслуживания потребителей и удовлетворения спроса, а также внутренние — повышение эффективности и производительности компании. Внешние факторы — те, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия, а внутренние — те, которые находятся под контролем руководства предприятия и на которые оно должно оказывать влияние; при этом важно знать и понимать значение и способы взаимодействия внешних и внутренних факторов.

Исследование, проведенное консультационной фирмой МсKinsey, определило, что 85% количественных параметров, влияющих на эффективность функционирования мировых компаний, являются внутренними и находятся под контролем руководства и только 15% — внешние факторы, находящиеся вне зоны его контроля. Однако даже если предприятие не в состоянии управлять внешними факторами, они должны представлять интерес для его руководства: понимание внешних факторов может стимулировать определенные действия, направленные в долгосрочном плане на изменение поведения предприятия и эффективности его функционирования.

Рассмотрим общие группы факторов, которые должны быть изучены в первую очередь, — это факторы, связанные с внешней и внутренней средой компании, влияющие на эффективность предприятия в целом.

Что понимается под эффективностью предприятия. Смотреть фото Что понимается под эффективностью предприятия. Смотреть картинку Что понимается под эффективностью предприятия. Картинка про Что понимается под эффективностью предприятия. Фото Что понимается под эффективностью предприятия

Рассмотрим более подробно каждую из групп факторов.

Внутренние факторы эффективности

1. Факторы, связанные с процессом производства

Производственный процесс — комплексная система. Повышение эффективности зависит от того, насколько успешно мы определяем и используем основные факторы системы.

Эти группы факторов должны быть хорошо сбалансированы и скоординированы. Обратная связь (в нашем случае — измерение и анализ эффективности) дает наилучшие критерии оценки сбалансированности и скоординированности факторов, воздействующих на процесс и его результаты.

Если менеджмент компании научится планировать и использовать на практике действенные системы стимулирования факторов, связанных с процессом производства, то неизменным результатом будет значительный рост эффективности производства.

Обратная связь может рассматриваться как средство измерения и контроля эффективности деятельности компании. На уровне предприятия необходимо контролировать соотношение затрат на приобретение исходных ресурсов и стоимость готовой продукции. Это измерение учитывает условия ведения бизнеса, уровень цен, производственную специализацию компании, степень вмешательства государства в экономику и т.д. Использование результатов измерения эффективности деятельности важно в целях принятия результативных управленческих решений.

Системный анализ эффективности и прибыльности деятельности компании позволяет отследить динамику прибыли компании в зависимости от изменений эффективности ее деятельности.

При этом задача руководства компании состоит в том, чтобы оценить те факторы, которые влияют на эффективность деятельности и принять соответствующие меры для их использования с выгодой для себя.

2. Факторы, связанные с исходными ресурсами

Эта группа факторов особенно важна, поскольку наиболее полно соответствует частным показателям эффективности производства, таким как производительность труда и капиталоотдача. Анализ соотношения капитал/труд и эффективности дает важную информацию для принятия управленческих решений в области улучшения качества и возможного сочетания ресурсов, а также методов их использования.

Повышение показателей эффективности деятельности компаний в значительной степени зависит от оптимального выбора сырья и материалов для производства собственной продукции. Материалоотдача (выход продукции на единицу потребляемых сырьевых ресурсов или энергоносителей) зависит от их правильного выбора, включает такие показатели, как количество, ассортимент, качество, рыночная цена; а также требует постоянного внимания к оптимизации складских запасов, сокращения накладных расходов и экономии энергоресурсов.

Технологические нововведения представляют важнейший источник роста эффективности производства. Повышение уровня автоматизации и применение информационных технологий помогут компании добиться прозрачности бизнеса для руководителей и собственников компаний, повысить эффективность принятия управленческих решений, увеличить объем выпуска товаров и услуг, повысить качество, внедрить новые методы маркетинга и т.д.

Человеческий фактор является ведущим ресурсом с точки зрения повышения эффективности деятельности компании. Следовательно, компании заинтересованы в найме хорошо образованной, квалифицированной и профессионально подготовленной рабочей силы, что позволит минимизировать издержки на внутрифирменное обучение.

3. Факторы, связанные с выпуском продукции

В данном случае продукцию рассматриваем с точки зрения потребительской стоимости для покупателей. Сочетание научных исследований, маркетинга и сбыта становится важнейшим фактором эффективности: наличие продукта в нужном месте, в нужное время и по разумной цене определяет его ценность для потребителя.

Важнейшие факторы эффективности на стадии выпуска продукции должны учитываться руководством компании, в особенности при проектировании маркетинга и сбыта, в целях более активного проникновения на рынок и совершенствования продвижения продукции к потребителю. Менеджменту компании важно учитывать обратную связь с потребителем, и незамедлительно реагировать на полученную информацию, реагируя на любые изменения рыночной среды, — способствуя тем самым повышению эффективности в долгосрочной перспективе.

4. Другие полезные факторы

Управленческие решения менеджмента нацелены на усиление воздействия позитивных факторов (таких, как заинтересованность, энтузиазм, наличие технологий и т. п.) и ликвидацию или уменьшение воздействия барьеров на пути роста эффективности (например, сопротивление переменам, риски в области безопасности, низкая мотивация персонала, нехватка квалифицированной рабочей силы и т. п.). Этот процесс нередко начинается с мозгового штурма и составления перечня барьеров и проблем на пути роста эффективности деятельности.

Внешние факторы эффективности

Внешние факторы эффективности — это макроэкономические факторы эффективности, которые либо ускоряют ее рост, либо препятствуют ему. Хорошо известно, что эффективность работы компании в значительной степени зависит от внешних экономических, социальных, политических и других связанных с инфраструктурой условий, которые оказывают влияние на эффективность и процесс принятия решений руководством предприятия. Внешние факторы должны осознаваться и приниматься во внимание руководством компаний при принятии им стратегических и оперативных решений. То, что в краткосрочном плане находится за пределами сферы контроля отдельных компаний, может оказаться контролируемым на более высоких уровнях общественных структур и государственных институтов.

1. Цикл деловой активности и структурные изменения

Наиболее важными структурными изменениями во внешней среде являются перемены в экономике и демографии. Структурные изменения в экономике связаны с переменами в характере занятости населения, структуре капитала, технологиях, экономии, обусловленной увеличением масштаба производства, и в конкурентоспособности. Еще одной исторически значимой структурной переменой в экономике стал сдвиг от сферы промышленности к сфере услуг — торговле, финансам, страховому делу, операциям с недвижимостью, услугам для бизнеса и отдельных граждан и т.д.

Изменения в структуре капитала, относительная капиталоемкость, возраст и тип основных фондов — влияет на эффективность. Увеличение капитала зависит от накоплений и инвестиций. Возраст основных фондов оказывает влияние на внедрение нововведений и зависит от технологических изменений, воплощенных в средствах производства. Однако капитальные затраты в расчете на одного рабочего выше среднего уровня совсем не обязательно обеспечат рост выпуска продукции на одного рабочего.

Конкурентоспособность воздействует на эффективность экономики в целом и отдельной компании в частности. В производительном секторе она зачастую ассоциируется со способностями и возможностями предпринимателей разрабатывать, производить и продавать на своих рынках товары, цены и качество которых более привлекательны, чем цены и качество товаров, предлагаемых конкурентами.

Важнейшими ресурсами являются рабочая сила, земля, сырье и энергоносители.

Важным источником роста компаний являются люди с их квалификацией, уровнем образования, профессиональной подготовкой, отношением к труду, мотивацией и стремлением к развитию. Земля является еще одним исходным ресурсом, ее использование требует надлежащего управления. Стоимость земли в городах влияет на эффективность ее использования, а также на промышленную и жилую архитектуру. Резкий рост цен на сырье и энергоносители, происшедший в последнее десятилетие, стал одной из причин, обусловивших падение темпов экономического роста. Большая часть капиталовложений, осуществленных в это десятилетие, имела мало общего с повышением эффективности производства и была предназначена для переоснащения экономики с целью ее приспособления к условиям возросших цен на энергоносители.

Цены на сырьевые ресурсы также подвержены колебаниям. По мере истощения богатых и легко доступных месторождений минерального сырья приходятся переходить к разработке месторождений с более низким содержанием руд, находящихся в более труднодоступных районах, что влечет повышение капитало- и трудоемкости производственных процессов. Что отрицательно скажется на темпах роста эффективности добывающей промышленности.

Поскольку стоимость материалов растет, все более очевидной становится экономическая целесообразность их восстановления, повторного использования и рециркулирования. С точки зрения долгосрочных интересов общества такой подход направлен на сохранение высококачественной природной среды обитания человека, в которой вопросы экологии играют существенную роль.

3. Роль государства. Правительственная политика

Многие структурные изменения, оказывающие влияние на эффективность компаний, — результат действия соответствующих законов, нормативных актов или институциональной практики государства. Кроме того, чрезвычайно важна эффективная работа самих органов государственного управления. Хотя государственный контроль и вмешательство необходимы, они эффективны только в том случае, если применяются с осторожностью и известной гибкостью. Возрастающая конкуренция, быстрая смена технологий, бюджетные дефициты и неэффективность государственных компаний побудили многие правительства к использованию корректирующих мер, включая дерегулирование и приватизацию предприятий, а также движение в направлении большей опоры на рыночные силы.

Поскольку эффективность зависит от многих факторов, находящихся или выходящих за рамки контроля отдельной компании или сектора экономики, крайне важно наличие таких экономических, социальных, политических, юридических и организационных условий, которые бы способствовали ее повышению. Перечисленные факторы взаимосвязаны, разработка и реализация единой региональной или государственной программы повышения эффективности может оказать катализирующее влияние на аналогичные программы, на уровне конкретных компаний.

Компании работают сегодня и сейчас, и вопросы эффективности волнуют их в текущем и стратегическом режиме, следовательно, руководителям компаний важно разрабатывать и внедрять систему критериев оценки эффективности деятельности. Наличие такой системы позволит компании создавать и контролировать адекватную стратегию развития компании.

Источник

Раздел 5. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности

Цель, задачи: Важную роль в организации хозяйственной деятельности предприятия играет оценка финансовых результатов и эффективности его функционирования. В данной теме раскрывается содержание основных финансовых результатов деятельности предприятия, приводится характеристика основных подходов к системному анализу хозяйственной деятельности и определяются пути повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Оглавление

1.1. Основные финансовые показатели деятельности предприятия

Результаты хозяйственной деятельности предприятия выражаются в финансовом состоянии предприятия и финансовых результатах его деятельности. Финансовые результаты складываются из финансовых результатов от реализации продукции, основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

ФР – финансовый результат, тыс. руб.;

ФРРП – финансовый результат от реализации продукции, тыс. руб.;

ФРИ – финансовый результат от реализации основных средств и иного имущества предприятия, тыс. руб.;

ДВО – доходы от внереализационных операций, тыс. руб.;

РВО – расходы от внереализационных операций, тыс. руб.

Прибыль (ФРРП) является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности коммерческой организации. Экономическая сущность прибыли состоит в том, что она является частью добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. По величине она представляет разницу между ценой продукции и себестоимостью, а в целом по предприятию – разница между выручкой от реализации продукции и издержками производства.

ВРП – выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг) тыс.руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость в составе валового дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб.;

ЭП – экспортные пошлины, тыс. руб.;

А – акцизы и аналогичные обязательные платежи в составе валового дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг),тыс. руб.;

ЗПР – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) тыс. руб.

Финансовый результат от реализации основных средств и иного имущества (ФРИ) определяется как разница между выручкой от реализации и первоначальной или остаточной (для основных фондов нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов) стоимостью, скорректированной с учетом индекса инфляции.

ФРИ – финансовый результат от реализации основных средств и иного имущества, тыс. руб.;

РИ – выручка от реализации основных средств и иного имущества, тыс. руб.;

С – первоначальная или остаточная стоимость основных средств и иного имущества, тыс. руб.;

Инфл. – индекс инфляции, ежеквартально рассчитываемый Госкомстатом РФ.

Балансовая прибыль включает прибыль от реализации продукции, доходы от внереализационных операций (дивиденды, доходы от сдачи имущества в аренду, положительные курсовые разницы и т. п.).

Валовая прибыль представляет собой скорректированную балансовую прибыль. Она является базой для определения налогооблагаемой прибыли.

Чистая прибыль = налогооблагаемая прибыль за минусом налога на прибыль.

Методы планирования прибыли

На практике применяют следующие методы: метод прямого счета, анализ лимита рентабельности, анализ перекрытия ликвидности, нормативный метод, метод экстраполяции, аналитический метод.

Метод прямого счета состоит в определении разницы между планируемой выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью продукции, реализуемой в предстоящем периоде. Наиболее широко этот метод используется при выпуске небольшого ассортимента продукции, а также при обосновании и осуществлении проекта.

Достоинством этого метода является простота и планирование прибыли на короткий период.

Анализ лимита рентабельности позволяет оценить взаимосвязь плановой прибыли и эластичности предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала.

Прогноз рентабельности вложенного капитала осуществляется следующим образом.

Определяется размер вложенного капитала как сумма капитальных вложений и оборотных средств. Затем рассчитывается коэффициент оборачиваемости капитала как отношение оборотных средств к вложенному капиталу. Вычисляются коэффициент прибыли как отношение оборота капитала к себестоимости и коэффициент рентабельности как отношение прибыли к обороту капитала.

Что понимается под эффективностью предприятия. Смотреть фото Что понимается под эффективностью предприятия. Смотреть картинку Что понимается под эффективностью предприятия. Картинка про Что понимается под эффективностью предприятия. Фото Что понимается под эффективностью предприятия,

Анализ перекрытия ликвидности основан на определении минимальной величины оборота капитала, необходимой для сохранения ликвидности предприятия.

Нормативный метод планирования прибыли основан на расчетах плановой прибыли с помощью нормативов. Нормативами являются: норма прибыли на собственный капитал, норма прибыли на активы предприятия, норма прибыли на единицу реализуемой продукции. Особенность этого метода состоит в необходимости рассчитать обоснованные нормативы.

Метод экстраполяции представляет анализ динамики прибыли за ряд лет, выявление тенденций развития и прогнозирование прибыли на плановый период. Этот метод достаточно эффективен в коротком периоде.

Аналитический метод состоит в построении многофакторных моделей и выявлении роли различных факторов на размер прибыли.

1.2. Системный анализ хозяйственной деятельности

Основными элементами методики системного анализа хозяйственной деятельности предприятия являются:

Наряду с этим комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия включает анализ технического уровня производства, анализ организации производства, анализ уровня организации управления хозяйственной деятельностью, анализ социального обслуживания и обеспечения работающих на предприятии.

Диагностика и анализ финансового состояния предприятия осуществляется на основе изучения баланса предприятия. Из баланса можно определить следующие характеристики финансового состояния предприятия:

Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов предприятия позволяет определить меры по улучшению баланса. Успешная текущая финансово-хозяйственная деятельность предприятия характеризуется следующими чертами:

Оценка показателей ликвидности необходима для выяснения способности предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет текущих активов.

Различают коэффициент ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент автономии.

Коэффициент ликвидности отражает достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных обязательств. Рассчитывается как отношение текущих активов (оборотных) к текущим пассивам (краткосрочным обязательствам). Его величина должна быть в диапазоне от 1 до 2. Нижняя граница отражает достаточность средств для покрытия своих обязательств. Верхняя граница свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании.

Коэффициент срочной ликвидности рассчитывается как отношение денежных средств и краткосрочных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам. Его величина должна быть больше 1. Низкие значения свидетельствуют о необходимости работы с дебиторами в целях обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов с поставщиками.

Коэффициент автономии (коэффициент ликвидности при мобилизации средств) отражает степень зависимости платежеспособности предприятия от материально-производственных запасов с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств. Рассчитывается как отношение материально-производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств. Его величина должна находится в диапазоне от 0,5 до 0,7.

Расчет показателей финансовой устойчивости необходим для выяснения стабильности деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. Выясняется финансовая структура предприятия, степень его зависимости от внешних обязательств. Оценка финансовой устойчивости включает расчет следующих показателей: соотношение заемных и собственных средств, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент маневренности собственных оборотных средств. Соотношение заемных и собственных средств отражает сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. Рассчитывается этот показателей как отношение всех обязательств предприятия к собственным средствам (собственному капиталу). Значение этого соотношения должно быть меньше 0,7. В противном случае это означает зависимость предприятия от внешних источников.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами отражает наличие собственных оборотных средств предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Рассчитывается он как отношение собственных оборотных средств к общей величине оборотных средств предприятия. Величина этого показателя не должна быть меньше 0,1. Чем выше этот показатель (около 0,5) тем лучше финансовое состояние предприятия.

Коэффициент маневренности собственных оборотных средств отражает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников. Этот показатель должен быть в диапазоне от 0,2 до 0,5. Чем ближе к верней границе его величина, тем больше возможность финансового маневра у предприятия.

Измерение деловой активности характеризует скорость оборота активов предприятия. Для оценки деловой активности рассчитывают коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, коэффициент оборачиваемости собственного капитала.

Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала отражает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период. Рассчитывается он как отношение объема чистой выручки от реализации к средней величине стоимости материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг. Предприятие должно стремиться к ускорению оборачиваемости оборотного капитала.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала отражает скорость оборота вложения собственного капитала. Рассчитывается он как отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала.

Выяснение рентабельности работы предприятия позволяет определить характеристику полученной прибыли. Одна и та же прибыль может быть получена за счет разных ресурсов и затрат. Рентабельность активов показывает эффективность использования средств, принадлежащих предприятию. Рассчитывается как отношение чистой прибыли от реализованной продукции к объему затрат на производство реализованной продукции. В качестве затрат может выступать имущество предприятия, уставный капитал, сумма основных и материальных оборотных средств, инвестиции, денежное выражение реализованной продукции. Динамика этих показателей может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за себестоимостью реализованной продукции. Кроме рентабельности могут рассчитываться фондо-, энерго-, материалоемкость продукции.

Анализ технического уровня производства представляет качественную и количественную характеристику состава средств производства. Наличный состав применяемых основных фондов изучается с помощью показателей структуры основных фондов (соотношения активной и пассивной части), удельного веса оборудования и машин в составе активной части основных фондов, удельного веса прогрессивных групп машин и оборудования, возрастной состава оборудования, доли модернизированного оборудования и т. д.

К показателям, характеризующим применяемые предметы труда, относятся структура сырья, материалов и энергии, удельный вес новых, прогрессивных материалов, удельный вес дефицитных материалов, удельный вес покупных полуфабрикатов и т. п.

Уровень применяемых технологий производства отражают показатели структуры технологических процессов, удельный вес основных технологических процессов, коэффициент использования материалов, уровень механизации и автоматизации технологий и т. д.

Анализ организации производства включает анализ работы на всех стадиях подготовки и осуществления производственного процесса от технической подготовки производства, экономической подготовки производства до организации хода производства на предприятии.

Анализ в области социального обслуживания и обеспечения работающих на предприятии включает характеристику рационального использования средства для помощи семьям, имеющим детей, для воспитания детей дошкольного возраста и создания условий профессиональной подготовки детей работников предприятия. Анализ использования ресурсов для организации условий труда и отдыха работающих и членов их семей.

1.3. Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия является одной из важных проблем в рыночной экономике. Это обусловлено необходимостью повышать конкурентоспособность, сохранять позиции на рынке. Сущность проблемы повышения эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования факторов производства.

Повышение эффективности производства достигается как за счет экономики текущих затрат, так и на основе лучшего использования ресурсов предприятия.

Определяющим результатом рыночной деятельности предприятия является максимальное получение прибыли на вложенный капитал. Это находит свое выражение в росте рентабельности производства.

Основными направления повышения эффективности производства выступают повышение производительности труда, рост фондоотдачи и снижение материалоемкости продукции.

Рост производительности труда отражает эффективное использование персонала предприятия. Это находит свое отражение в снижении удельного веса затрат на выплату заработной платы производственных работников в себестоимости единицы продукции.

Рост фондоотдачи проявляется в снижении доли затрат перенесенного прошлого труда в виде амортизационных отчислений в себестоимости единицы продукции.

Снижение материалоемкости продукции ведет к снижению доли материальных затрат в себестоимости единицы продукции.

Важным показателем эффективности производства является качество продукции. Эта характеристика продукта является объективным показателем состояния и использования основных производственных фондов и оборотных средств на предприятии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *