Что понимается под характером работы оператора
Понятие о профессии оператора
Ведущее место в СЧМ занимает человек-оператор. Профессия оператора является в условиях научно-технического прогресса одной из наиболее массовых, распространенных. Это дает основание некоторым авторам называть ее профессией века [133]. Под профессией (от лат. professio — род занятий) понимается вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии (в том числе и оператора) подразделяются на специальности. Специальность — это необходимая для общества и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека.
Становление профессии происходит в результате профессионализации; она представляет собой целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора и принятия будущей профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Профессионализация — это лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущий социализации личности. Ведущим из этих противоречий является степень соответствия между личностью и профессией. Это соответствие характеризуется прежде всего такими понятиями, как профессиональная пригодность и готовность к труду и выступает в качестве условия высокого профессионального мастерства работника, достижения им высокой эффективности деятельности [152].
Для оценки уровня профессионализации используются две группы критериев — объективные и субъективные (рис. 4.1). К первой из них относятся в первую очередь такие, которые характеризуют успешность (продуктивность) деятельности. Для каждого вида деятельности эти критерии приобретают специфическую форму.
Успешность деятельности есть ее характеристика, включающая в себя производительность труда, качество продукции, скорость, безошибочность трудовых действий и др. При оценке успешности деятельности следует учитывать также физиологические затраты, которые необходимы для решения профессиональной задачи. Успешность деятельности тесно связана с интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферой личности, она зависит также от индивидуальных психологических качеств.
Подбор критериев успешности деятельности осуществляется на основании ее изучения и последующего психофизиологического анализа (профессиографии).
Рис. 4.1. Классификация критериев профессионализации.
В общем случае выделяют два вида оценочных критериев — прямые и косвенные. С помощью прямых критериев можно непосредственно оценить результаты деятельности. К ним относятся точность и скорость выполнения трудовых приемов и операций, составляющих структуру профессиональной деятельности; ошибки в работе; производительность труда. Прямые показатели успешности деятельности оцениваются с использованием трех групп методик: элементарных, операциональных, интегральных.
У некоторых видов деятельности отсутствуют прямые показатели ее успешности. К ним, например, относятся многие виды операторской деятельности. При оценке успешности деятельности в этих случаях используют косвенные показатели. К ним относятся т. н. рабочие тесты, т. е. стандартизированные задания, которые являются элементами трудовых операций; аппаратурные методы исследования с использованием специальных средств (тренажеров, макетов и т. п.), моделирующих ту или иную профессиональную деятельность; оценки по специальной подготовке, стандартизированные характеристики, дающие исчерпывающую информацию об уровне профессиональной подготовленности оператора (теоретические знания, практические навыки), его общем развитии, дисциплине и т. д. с количественной оценкой соответствующих качеств [128].
Вторая группа критериев профессионализации выступает в форме показателей удовлетворенности трудом и профессией в целом, а также в форме показателей профессионального самоопределения и отношения к себе как к объекту профессиональной деятельности. По своему содержанию эти критерии относятся к группе самооценочных субъективных, изучение которых тесно связано с проблематикой сознания и самосознания личности, механизмами рефлексии, самооценки, самоконтроля и т. п. [152].
Удовлетворенность трудом определяет эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполненной работе и условиям ее протекания. От удовлетворенности трудом, совершенствования форм его организации, гуманизации содержания зависит экономическая эффективность труда. Согласно двухфакторной («мотивационно-гигиенической») теории удовлетворенности трудом, к «мотивационным» факторам относятся: содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалификационного роста. К «гигиеническим» факторам относятся условия труда, заработная плата, линия поведения администрации, взаимоотношения между работниками. При наличии благоприятных «гигиенических» факторов возникает состояние, которое приводит к уменьшению чувства неудовлетворенности характером работы, но не к повышению удовлетворенности трудом. Исследование удовлетворенности трудом, его динамики является одной из значимых проблем социальной психологии коллективов и психологии труда, где удовлетворенность рассматривается в качестве важного показателя психологического климата и эффективности деятельности.
Профессиональное самоопределение означает осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией. В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.
Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически профессиональное самоопределение можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс профессионального самоопределения не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня [152].
Результатом профессионализации является формирование профессиональной пригодности. Она представляет совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявляемым к нему профессией. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы профессиональной пригодности, т. е. особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности.
1. Способности или предрасположения к той или иной работе. Эти способности могут быть чисто физическими (ловкость, сила, скорость и т. п.) или психическими (память, внимание, реакция, общая одаренность и др.). Качества, определяемые этими способностями, называют профессионально важными качествами.
2. Знания, умения и навыки, необходимые для выполнения данной работы, т. е. необходимая профессиональная подготовленность.
3. Склонность и желание работать, т. е. определенный волевой настрой на работу.
Наряду с рассмотренными факторами выделяют и признаки, по которым можно судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной деятельности: достаточная производительность труда, высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требования), соблюдение безопасных условий труда, безвредность работы для организма человека. Включение в этот перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным. Рассмотренные признаки профессиональной пригодности носят объективный характер. Помимо них выделяют и субъективные признаки: самооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение), а также экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководителей, сослуживцев и др.).
Профессиональная пригодность не является врожденным качеством, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности и во многом зависит от стремления и желаний человека. Поэтому формирование ее носит строго индивидуальный характер. Однако возможности формирования профессиональной пригодности не всегда безграничны. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при наличии высокого уровня подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных качеств, являющихся профессионально важными.
Поэтому выделяют два типа профессиональной пригодности — абсолютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных черт) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). Соответственно этому и все профессии делятся на два вида. Для овладения первыми из них нужна абсолютная профессиональная пригодность, поэтому для их успешного выполнения необходимо проводить профессиональный отбор. Профессии второго вида требуют лишь относительной профессиональной пригодности [111].
Необходимо также отметить, что формируясь под влиянием обучения, деятельности и личностных качеств человека, приобретенная профессиональная пригодность оказывает и обратное влияние на человека: его облик, психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, его установка и ценностные ориентации.
Одним из важнейших факторов профессиональной пригодности являются профессионально важные (значимые) качества (ПВК). Они включают в себя отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие ее успешному овладению. ПВК не только косвенно характеризуют определенные способности, но и органически входят в их структуру, развиваясь в процессе обучения и деятельности.
Определение и оценка ПВК имеет большое психодиагностическое значение. Они оказывают существенное влияние на результаты деятельности, поэтому их обязательно следует учитывать при профессиональном отборе. По изменению уровня ПВК можно судить о функциональном состоянии оператора, поэтому они являются одним из показателей этого состояния.
При изучении ПВК следует учитывать, что некоторые из них могут быть природными и относительно стабильными (например, типологические свойства нервной системы), другие, наоборот, подлежат развитию и тренировке (многие психологические качества). Поэтому специально направленное формирование и совершенствование таких ПВК и их корригирование (корригирующая тренировка) могут активно проводиться при подготовке к будущей деятельности. Целесообразность проведения такой тренировки особенно возникает в тех случаях, когда достаточно высокая мотивация к овладению профессиональной деятельностью противостоит низкому развитию соответствующих ПВК.
В ряде других случаев низкий уровень некоторых ПВК может быть нейтрализован путем профессиональной компенсации. Под ней понимается возможность успешного выполнения деятельности при недостаточном развитии одних качеств за счет более высокого развития других качеств. Явление профессиональной компенсации следует обязательно учитывать в практической деятельности. Человек может компенсировать отдельные качества личности, причем с тем большей вероятностью, чем более упорно и настойчиво он к этому стремится. Результатом этого является выработка человеком индивидуального стиля деятельности.
Возможности профессиональной компенсации реализуются по двум основным направлениям. Во-первых, это компенсация недостаточно развитых психических функций другими, более выраженными. Такая компенсация, имея важнейшее значение в клинической практике, может быть использована и практически здоровыми людьми в их трудовой деятельности. Например, низкая подвижность нервных процессов, а следовательно и скорость реакции, в ряде случаев могут компенсироваться умением заранее планировать свою деятельность, больше внимания уделять прогнозированию нежелательных ситуаций, требующих экстренных действий. Это позволяет в ряде случаев предупредить возникновение таких ситуаций или заранее подготовиться к ним. Во-вторых, наряду с компенсацией одних психических свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Они в некоторых случаях могут маскировать отсутствие того или иного психического качества в структуре способностей или заменять его.
Однако возможности профессиональной компенсации далеко не безграничны. Есть целый ряд профессий, где низкий уровень того или иного профессионального качества не может быть компенсирован ни другими качествами, ни упорной тренировкой. В таких случаях, как уже отмечалось, необходим профессиональный отбор.
Другим важнейшим фактором профпригодности является профессиональная подготовленность оператора. Она представляет свойство человека, определяемое совокупностью специальных знаний, умений и навыков и обусловливающих его способность выполнять определенную деятельность с определенным качеством. Профессиональная подготовленность достигается путем профессиональной подготовки и является составным элементом готовности к действию. Последняя определяется состоянием мобилизации всех психофизиологических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.
В инженерной психологии понятие готовности к действию имеет несколько оттенков:
1) вооруженность человека необходимыми знаниями, умениями и навыками, т. е. его профессиональная подготовленность;
2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий;
3) решимость совершить действие;
4) нахождение оператора на рабочем месте в необходимый момент времени, т. е. возможность получения сигнала о необходимости осуществления действий.
Конкретное состояние готовности к действию определяется сочетанием факторов, характеризующих разные уровни, аспекты готовности: физическая подготовленность, необходимая нейродинамическая обеспеченность действия, психологические уровни готовности. В зависимости от условий выполнения действия ведущим может становиться один из этих аспектов.
Для большинства видов операторской деятельности на первый план выходит психологическая готовность, т. е. тот аспект общей готовности, который определяется психологическими факторами. В проблеме психологической готовности выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуационную (временную) готовности. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач действительности — ситуационная готовность. Она представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуационная готовность — это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизированность всех сил на активные и целесообразные действия.
Будучи целостными образованиями, общая и ситуационная готовности включают следующие компоненты:
а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т. п.);
б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели);
в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
Психологическая готовность человека (особенно к успешным действия в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности принимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Весьма важным средством для устранения этого явления может быть организация специальных подсказок оператору. Общим средством повышения психологической готовности является психологическая подготовка, предвидение хода протекания управляемого процесса [40].
Третьим фактором профессиональной пригодности является склонность и желание работать. Важное значение при этом имеет волевой настрой на работу, способность человека совершить волевое усилие. Под ним понимается сознательно совершаемое усилие, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, концентрации внимания на объекте, к исполнению принятого решения, к началу или остановке движения и т. п. Таким образом, волевое усилие проявляется на любом этапе волевого действия, связанного с его запуском или остановкой, с преодолением трудностей объективного или субъективного характера, возникающих в процессе профессиональной деятельности, с подавлением конкурирующих доминант, вызванных посторонними эмоциональными факторами, и т. д. Применение волевого усилия особенно важно в том случае, когда возникают препятствия на пути к поставленной цели.
Склонность и желание работать во многом определяются также интенциями человека. Важнейшее значение имеет здесь мотивация, предопределяющая желание работать. При этом мотивы могут быть как внутреннего (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству), так и внешнего характера (заработная плата, конкуренция и т. п.).
Основным приемом, используемом при анализе профессий является профессиография — изучение и описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Профессиография изучает цель и задачи конкретного вида профессиональной деятельности, условия и организацию выполнения отдельных этапов трудового процесса и всей работы в целом, а также психофизиологическую структуру профессии. Трудовая деятельность в профессиограмме выступает не только в качестве предмета объективного научного изучения, но и как предмет многоплановой оценки, которая осуществляется в соответствии с различными критериями: тяжесть, напряженность, эффективность и др.
С помощью профессиографии составляется про-фессиограмма — сводка знаний о профессии и о системе требований, предъявляемых ею к человеку. Важной частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ деятельности с целью определения требований, предъявляемых профессией к психике человека. Объем и содержание профессиограммы зависит от цели, с которой проводится изучение профессии. Такими целями могут являться профотбор, производственное обучение, рационализация режимов труда и отдыха и др.
При проведении профессиографии следует руководствоваться рядом принципов: компетентности, целенаправленности, активности (включение в профес-сиограмму элементов профпропаганды), личностного подхода, надежности (требования к помехоустойчивости личности), дифференциации (различение специальностей, входящих в данную профессию), типизации (объединение профессий в определенные группы), перспективности, реальности [132].
Учет этих принципов при проведении профессиографии предполагает: производственную характеристику профессии и указание на ее экономическую значимость; социально-психологическую характеристику (особенности межличностных отношений, особенности коллектива, престиж профессии); перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда; гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением профессиональных вредностей; перечень физиологических требований к человеку и медицинских противопоказаний к работе по данной специальности; составление психограммы [40].
Исследования влияния условий труда на зрительную работоспособность оператора пк
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный технический университет
С.Г. СМИРНОВ, Л.А. САФОНОВА
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ЗРИТЕЛЬНУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Методические указания к лабораторной работе
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Ознакомление с различными факторами, оказывающими влияние на работоспособность оператора ПК, и с их нормированием.
Работа с видеотерминалом персонального компьютера (ПК) по степени нарастания общего утомления оператора стоит в одном ряду с такими профессиями, как водитель городского автобуса. У пользователей ПК возникают частные жалобы на головные боли, резь в глазах, боли в шейном и поясничном отделе позвоночника и др. Статические данные говорят о неблагоприятном течении беременности у женщин профессионально работающих за компьютером.
Состояние здоровья оператора определяется тремя составляющими трудового процесса: характером работы, имеющимся оборудованием, состоянием окружающей среды (см. рис. 1)
ХАРАКТЕР РАБОТЫ оператора ПК отличается:
— повышенной нагрузкой на зрительный анализатор – продолжительная работа с объектами различения малого размера;
— интеллектуальной нагрузкой – необходимость быстрого принятия решений, творческая деятельность, постоянное восприятие и оценка новой информации, высокая степень сложности задания;
— эмоциональной нагрузкой – степень ответственности за выполняемое задание, дефицит времени, значимость ошибки;
— монотонность трудового процесса – многократное повторение однообразных действий, длительность сосредоточенного наблюдения;
— гиподинамией – длительным пребыванием оператора в одной позе без активных движений.
Видеодисплейный терминал (монитор) Качество представляемой зрительной информации зависит от следующих параметров:
— контраст объектов с фоном;
— отсутствие мерцаний, бликов, деформаций изображений.
Для создания благоприятных условий работы необходимо соответствие нормативам интенсивности электромагнитных полей и рентгеновского излучения, заряда статического электричества.
Условия безопасности должны обеспечиваться обеспечиваются наличием двойной электроизоляции корпуса и мерами по исключению поражения человека стеклянными осколками при разрушении колбы электроннолучевой трубки.
— двухуровневый стол с основной столешницей и площадкой для расположения клавиатуры;
— динамическое кресло, позволяющее регулировать положение оператора, в пространстве;
— подставка для ног способствующая снижения напряжения мышц ног и улучшению кровообращения.
СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
показатели микроклимата рабочего помещения:
-температура воздуха 23-25˚С,
-относительная влажность 40-60 %,
-подвижность воздушной среды ≤0,2 м/с
параметры световой среды рабочего места и рабочей поверхности:
-наличие естественного и искусственного освещения;
-освещенность экрана монитора 100-200 лк,
-освещенность горизонтальной поверхности стола 300-500 лк;
-отсутствие прямой и отраженной слепящей блескости источников света;
-отсутствие пульсации освещенности;
уровень шума и вибрации рабочих мест в пределах норм (уровень звука ≤50 дБА);
отсутствие в воздухе рабочей зоны вредных веществ достаточное количество аэроионов (1500-5000 пар ионов на 1см 3 )
Для повышения работоспособности человека, в первую очередь, необходимо обеспечить комфортные условия для работы глаз, т.к. основной поток информации о внешнем мире поступает через зрение (
Восприятие информации для пользователя ПК с экрана дисплея отличается от привычного чтения с бумаги по нижеследующим причинам:
1. При работе с дисплеем пользователь во многом зависит от положения дисплея в пространстве, тогда как при чтении печатного текста легко найти положение листа для наиболее комфортного восприятия информации.
2. Экран, выполнен из стекла, обладает зеркальным или смешанным отражением, является источником света и считается прибором активного контраста. При чтении с листа бумаги мы имеем дело с диффузно отраженным текстом, т.е. с пассивным контрастом, который в малой степени зависит от интенсивности освещения и угла падения потока света на бумагу;
3. Текст на бумаге является неизменным, а текст на экране периодически обновляется в процессе сканирования электронного луча по поверхности экрана. Достаточно низкая частота обновления (f РЕКОМЕНДАЦИИ
Чтобы условия труда оператора были благоприятными, снизились нагрузки на зрение, плечевой пояс и позвоночник
рабочее место должно соответствовать требованиям :
оптимальным является строго вертикальное или слегка наклоненное расположение дисплея, при этом уменьшаются блики на экране;
самая верхняя используемая строка на экране должна располагаться на горизонтальной линии взгляда, так снижается напряженность шейных мышц;
подставка для ног и подлокотники кресла способствуют меньшему напряжению мышц ног и рук и создают условия для лучшего кровообращения.
При работе с текстовой информацией наиболее благоприятным для зрительной работы оператора являются нижеследующие условия:
В обычных случаях рекомендуется, как правило, прямой шрифт. Курсив может быть использован для выделения отдельных мест. Надписи, спецификации, инструкции и т.д. могут быть выполнены готическим, спартанским, каллиграфическим шрифтами (узкие, средние и полужирные варианты).
Кегль (высота шрифта) 10 пунктов предпочтительнее, но допустимы кегли от 9 до 12 пунктов (1 пункт = 0,376 мм)
расстояние между строками
Не менее высоты шрифта
для многоцветного представления информации рекомендуется использовать одновременно не более 6 цветов. При этом цвет символов и цвет фона не должны быть дополнительными цветами (пары дополнительных цветов: красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый –фиолетовый).
ОЦЕНКА ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Количественная оценка зрительной работоспособности операторов ПК при различных условиях может проводиться при помощи тестовых исследований (таблицы Анфимова).
Тесты представляют собой последовательные ряды букв по 40 в каждом. В процессе исследований необходимо вычеркивать ил подчеркивать буквы в определенной последовательности. Например, при чтении каждой строчки в тексте: “ букву А вычеркивайте, а стоящую рядом Б подчеркивайте”.
Чтобы исключить привыкание каждый раз дается разное задание.
Комплексная оценка общей обстановки на рабочем месте, квалификации пользователя проводится по коэффициенту работоспособности R и скорости различения V.
Коэффициент работоспособности характеризует общий объем проделанной работы за фиксированное время (2 минуты) с учетом качества ее выполнения и наличия ошибок. Скорость различения оценивается количеством переработанной информации за единицу времени – 1 секунду.
Для расчета этих показателей необходимо:
Д – общее количество всех просмотренных букв;
а – количество правильно проверенных букв;
в – количество пропущенных букв;
с – количество допущенных ошибок ( неправильно отмеченных букв).
при условии выполнения теста в течение двух минут
Компьютерная программа позволяет автоматически рассчитывать показатели по окончании работы с очередным тестом.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Ознакомиться с описанием лабораторной работы. Подготовить протокол отчета по образцу (см. приложение 1, 2).
По заданию преподавателя каждому студенту выполнить один из вариантов тестирования:
Цвет текста – темный, цвет фона – светлый, варьируется вид шрифта – ARIAL, COMIC SANS MS, COURIER NEW.
Цвет текста – темный, шрифт – ARIAL, варьируется цвет фона – желтый, синий, розовый.
Цвет фона – темный, шрифт – TIMES NEW ROMANS, изменяется цвет текста – оранжевый, белый, голубой.
Цвет текста – темный, цвет фона – светлый, изменяется отвлекающий звуковой фактор – шум механического устройства, информационное сообщение, релаксирующая
музыка, отсутствие звуков (с использованием средств индивидуальной защиты).
Цвет текста – светлый, цвет фона – темный, изменяется уровень отвлекающего звуковой фактор– 100 дБА, 70 дБА, 40 дБА, отсутствие звуков (с использованием средств индивидуальной защиты).
Для выбора цвета текста нажмите клавишу “Цвет текста”, выберите указанный в задании цвет из основной палитры;
для выбора цвета фона нажмите клавишу “Цвет фона”, выберите указанный в задании цвет из основной палитры;
в верхней строке выберите указанный в задании вид шрифта;
после задания всех параметров нажмите клавишу “Начать тестирование”.
Для получения дополнительной информации подведите мышь к интересующей Вас клавише, нажмите левую кнопку мыши – высветится диалоговое окно “Что это такое?”. Выберите это окно мышью и нажмите правую кнопку – на экране появится комментарий.
Для удаления ошибочного выделения буквы необходимо повторно нажать на соответствующую кнопку мыши.
Для тренировки перед началом выполнения контрольных тестирований, указанных в задании проведите 1-2 пробных тестирования, результаты которых не заносите в протокол отчета.
Результаты контрольных тестирований записать в протокол отчета.
Показать графически зависимость показателей зрительной работоспособности от типа шрифта, цветовых сочетаний фона и шрифта, характера шума на рабочем месте. Пример построения диаграммы приводится в приложении 3.
Сделать выводы о влиянии условий труда на работоспособность операторов ПК
1. Что понимается под характером работы оператора?
2. Отличие интеллектуальной и эмоциональной нагрузки.
3. Каковы показатели безопасности применяемого оборудования?
4. Чем определяется состояние окружающей среды?
5. В чем отличие чтения с листа бумаги и с экрана монитора?
6. Каковы основные рекомендации по снижению утомления оператора?
8. Что характеризует коэффициент работоспособности и скорость различения?
Протокол отчета к лабораторной работе
дата выполнения _____________________ ___.___.200__ г.