Что понимается под направленностью личности понимается
Определение и особенности направленности личности в психологии
Особенности структуры личности, которые определяют ее доминирующие потребности в той или ной сфере называются направленностью личности.
Как человеку найти хорошее дело по душе? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что это такое: понятие
Направленность личности представляет собой совокупность доминирующих интересов и потребностей, которые структурируют деятельность личности в определенной сфере этой деятельности.
Иными словами направленность представляет собой цель и задачи человека в каком-либо аспекте, а также все психологические формы и инструменты, которые используются личностью для реализации этих целей.
В направленности личности заключена мощная мотивационная база, которая определяет насколько человек амбициозен, и что представляет его доминирующие черты в реализации этих амбиций.
Личность человека представляет собой очень сложную и многоуровневую систему. Направленность работает как соединяющее звено между другими сторонами личности, как то мышление, эмоции, интеллект, темперамент.
При помощи и под влиянием всех этих характеристик личность реализует свои основные желания и потребности. Таким образом направленность объединяет и структурирует психологический мир человека.
Также под направленностью в психологии подразумевают ряд взаимосвязанных понятий:
Все эти понятия так или иначе определяют главенствующее положение какого-либо элемента или же его желательное наступление. Ими оперируют при описании человеческой направленности в различных сферах.
Таковыми может быть:
Эти стороны деятельности личности представляют собой так называемое ",поле действия", направленности, тот материал, который эта характеристика изменяет и систематизирует для выполнения какой-то главенствующей задачи.
Формы
Формами направленности считаются определяющие мотивы деятельности личности. Они характеризуются разной степенью личной значимости для личности, желаемости наступления результата и волевым отношением.
Выделяют следующие формы:
Стремление более растянуто во времени, и нередко имеет практическое значение: найти более подходящую работу или выиграть в состязании.
Из убеждений формируется мировоззрение, которое представляет собой уже целостную систему, подчиняющую все сферы личности.
Также компонентом этой формы является установка: она представляет собой эмоционально окрашенное убеждение, которое непосредственно мотивирует личность на действие.
Видом направленности называют сторону или сферу жизни человека, в пределах которой она реализуется.
Под видом понимается совокупность внешних условий и факторов, форм направленности человека, его характера и других особенностей внутреннего мира, которые определяют основное направление личности.
Выделяют следующие виды:
Это разделение было предложено А. Бассом. Определение направленности Басса является основным этапом в характеристике этого аспекта личности.
Личная представляет собой все элементы личного комфорта человека. Сюда относят его реализацию как личности со всеми ее потребностями. При этом основной установкой является человек и его потребности и желание.
Мировоззрение складывается из собственно выработанных убеждений и принципов на основе особенностей характера, воспитания, наследственности.
Личная направленность сохраняет уникальность человека и его действий, но также сопряжена с такими понятиями как эгоизм и эгоцентризм, поскольку человек делает все, направленное на достижение личного комфорта.
Социальная направленность относится ко всем формам взаимодействия личности: в семье, в рабочем или дружеском коллективе. При этом цели и задачи неизбежно соотносятся с таковыми у других членов общества.
Социальное давление формирует некоторые ограничения для желаний и влечений. А мировоззрение находится в динамическом равновесии с общественными нормами и событиями. Социальная направленность формирует личность как члена какого-либо сообщества.
Деловая направленность является более узкой сферой и относится к профессиональной реализации личности. В этом поле деятельности человек использует специфические цели и задачи, а также установки.
На смену личным убеждениям приходят какие-либо факты и независящие от личности положения. К примеру, установка продавца реализовать как можно больше товара может идти в разрез с его собственным убеждением в необходимости такого товара для других людей.
Некоторые психологи выделяют также эмоциональную направленность, которая в большей степени характерна для женщин и творческих людей.
Этот вид характеризуется доминирубщим значением эмоционального компонента, который может менять цели и мотивы личности.
Это определение включает в себя основную характеристику направленности и общий способ ее реализации. Типы делятся на:
Гуманистический тип направленности характеризуется высокими моральными и этическими ценностями. Преобладает социальная направленность деятельности, а мировоззрение личности основано на достижении максимального общественного комфорта.
При эгоистическом типе человек ставит свои собственные интересы на первое место, доминирует личная сфера.
При этом личные мотивы всегда оцениваются как правильные и положительные, даже если реализуются во вред другим.
Депрессивная направленность отличается тенденцией к саморазрушению, а также к общественному негативизму. То есть человек оценивает себя как нечто плохое, при этом пытаясь безуспешно интегрироваться в общество с подобной установкой.
Суицидальная направленность отличается крайней степенью отторжения не только себя, но и социума. Для личности негативным становится и он сам, и окружающая его обстановка.
Структура
В основе направленности лежит система интересов, влечений и желаний личности.
Они представляют собой базу личности в проявлении ее оригинальности. То есть это та сторона, которая происходит из самой личности.
На возможность реализации этих форм влияет множество факторов, что приводит к ограничению интересов и влечений. Формируется более узкий круг склонностей и потребностей.
Вместе с тем они приобретают большее значение для личности. Совокупность этих элементов формирует мотивацию личности и ее цели. Из убеждений складывается мировоззрение личности, как высшая форма направленности.
Отдельно стоят идеалы и меты, как наиболее недостижимые результаты. Они с одной стороны мотивируют личность, а с другой стороны определяют высший уровень направленности и критерии его достижения. Идеалы необходимы для гармоничного развития личности и постоянной ее активности.
Что включает подструктура?
Подструктура личности относится к ее собственным характеристикам и вырастающим из них особенностям. Сюда относятся все черты характера и темперамента, особенности эмоциональных и волевых реакций.
Также в подструктуре формируются взгляды личности, как постоянно корректирующийся компонент. При помощи таких компонентов становится возможным удовлетворить потребность или исполнить желание.
Сила характера, интеллекта или развитая интуиция или предчувствие помогают личности добиться целей и задач в сфере своей направленности, хотя и относятся к другим характеристикам личности.
Особенности
Этот аспект психики характеризуется:
Как называется направленность личности на самого себя?
Если все мотивы человека имеют целью его собственное адаптивное поведение и комфорт, то такая направленность называется эгоистичной, а человека называют эгоистом.
Он считает свои потребности важнее других. Если же при этом человек убежден, что и другие вокруг должны осуществлять деятельность, направленную на его комфорт (",мне все должны",), то такая установка называется эгоцентрической.
Направленность личности на себя зачастую является причиной межличностных конфликтов и подлежит коррекции, уравновешиваясь социальным видом.
Методика: кратко
Для определения направленности личности была разработана ориентационная анкета Басса.
Она состоит из тридцати пунктов, характеризующих тот или иной выбор в определенных ситуациях.
На листе ответов нужно указать наиболее и наименее приемлемый ответ на вопрос в графах ",больше всего ", и ",меньше всего",. На каждый вопрос дается три варианта ответа.
Нужно давать ответы быстро, не задумываясь. По результатам выделяют направленность на себя, на дело и на общение.
Направленность личности формирует устойчивый круг ее интересов и потребностей, а также путей их реализации.
Выявление направленности помогает в решении личностных и общественных конфликтов. Для этого можно воспользоваться специальными опросниками.
Этот аспект личности имеет сложную структуру и задействует также другие черты внутреннего мира человека, являясь одним из связующих личность звеном.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Под направленностью личности понимается ее свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации. Выделяется три типа направленности личности: на взаимодействие, на задачу и на себя, которые одновременно присутствуют в той или иной степени у большинства людей.
Направленность личности на задачу, по-другому называемая деловой, предполагает, что для человека главное — достижение цели, причем неважно — собственной, или заданной руководителем. Эти люди всегда добросовестно исполняют свои обязанности и готовы, как говорится, «расшибиться в лепешку», чтобы успешно завершить начатое дело.
Наконец, направленность на себя состоит в стремлении людей в первую очередь решать свои собственные проблемы, добиваться личного благополучия, престижа и при возможности делать это за счет других или создавать видимость работы.
Знание направленности людей, определяемой с помощью специальных тестов, значительно облегчает процесс управления. Например, с учетом направленности подбираются наиболее подходящие исполнители для той или иной работы, методы стимулирования результатов.
Так, людей, ориентированных на себя, необходимо заинтересовывать, прежде всего, деньгами; ориентированных на задачу — интересной работой; ориентированных на общение — возможностью участия в коллективном творчестве.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Направленность личности — это свойство, обеспечивающее устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации.
Виды направленности: на задачу; на взаимодействие; на себя.
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!
• Способности и их виды
У многих детей любящие родители вдруг не обнаруживают те или иные способности — к музыке, рисованию, иностранным языкам — и всячески пытаются их развивать, часто насильно. Принято считать, что способности как склонность к тому или иному виду деятельности даются человеку от природы. На самом деле это не совсем верно — от природы даются задатки, требующие своего развития.
Задатки бывают двух уровней. Низший уровень позволяет усваивать определенный объем знаний и опыта и применять их в неизменном виде. Иными словами, здесь имеет место своего рода «обезьянничание». Высший уровень задатков позволяет человеку творить, создавать нечто новое, необычайное.
Превратятся ли задатки в способности к выполнению того или иного конкретного вида деятельности, позволяющие добиться в нем успеха, во многом зависит от воспитания и образования.
Способности человека, сформировавшиеся на основе задатков, могут быть: общими, элементарными частными и сложными частными.
Общие способности (работать, думать, ощущать, действовать) присущи в той или иной мере всем людям и составляют основу любой деятельности. Они во многом: связаны с типом мышления, который может быть художественным, логическим или смешанным.
Художественному мышлению свойственна, образность, яркость, богатая фантазия, но одновременно импульсивность, непоследовательность, прерывность. Чаще всего им обладают предприниматели и лица, склонные к занятию литературой и искусством.
Логическое мышление характеризуется, наоборот, критичностью, ясностью, последовательностью, глубиной, однако зачастую излишней отвлеченностью, теоретичностью, которые бывают не всегда понятны окружающим.
Смешанному же типу мышления присущи черты предыдущих, хотя и не столь ярко выраженные. Это дает его обладателям необходимую широту взглядов, самостоятельность и быстроту в деле принятия решений, позволяющие им успешно справляться с различными управленческими проблемами.
Элементарные частные способности (решительность, настойчивость, музыкальный слух, критичность мышления и пр.) — это способности: к отдельным сферам деятельности.
Сложные частные способности. Здесь выделяют профессиональные (к отдельным видам деятельности, например к бухгалтерии) и специальные способности.
Специальные способности связаны с выполнением определенного типа. работы и по своему характеру могут быть двух видов. Интерсоциальные ориентированы на организацию взаимодействия людей, управление ими. Такие способности необходимы руководителям среднего и низшего звена, а также работникам, занятым рекламой, маркетингом, проведением переговоров, широкими контактами с людьми.
Другой вид специальных способностей — конструктивные, связанные с созданием конкретных объектов в тех или иных сферах деятельности: естественной, технической, знаковой, художественной и пр. Их реализация не требует широких и активных контактов с окружающими. В сфере управления такие способности нужны руководителям высшего звена, вырабатывающим политику организации, а также специалистам. Можно говорить о трех уровнях развития частных способностей: одаренности, талантливости, гениальности. Одаренность позволяет людям особо успешно осуществлять деятельность в определенной области, что-то улучшать, совершенствовать. Талант дает возможность творить, создавать новое, необычное. Гениальность является высшей степенью одаренности, когда результаты творчества субъекта имеют общеисторическое значение.
Практика показывает, что люди, обладающие одинаковыми способностями, должны занимать равноценные должности, что позволяет наиболее полно использовать их потенциал и предотвратить внутренние конфликты. Разрыв же в способностях руководителей и их непосредственных подчиненных в один уровень обеспечивает при прочих равных условиях хорошее взаимопонимание, а также естественность руководства и подчинения.
Способность людей автоматически выполнять отдельные элементы трудового процесса называется навыком. Чем больше у человека навыков, тем меньше он затрачивает сил, рациональнее и ритмичнее работает. Имеющиеся навыки могут не только облегчать процесс приобретения новых (всем известно, что второй язык усваивается быстрее), но и стать для этого помехой, затрудняя в необходимых случаях восприятие нового.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Способности — развитые в процессе образования и воспитания природные склонности к тому или иному виду деятельности.
Способности бывают общими, элементарными частными и сложными частными (к отдельным профессиям, сферам и характеру деятельности).
Уровнями развития частных способностей являются: одаренность, талант, гениальность.
Личность и ее индивидуально-психологические особенности. — НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.
Под направленностью личности в психологии обычно понимается ее ориентированность на те или иные сферы жизни. Все сферы, в которых человек действует, представляют для него значительную ценность. Если убрать хотя бы одну из них, личность не сможет полноценно развиваться и двигаться вперед.
Определение направленности личности подразумевает в своей основе четкое следование личности своим потребностям. Что такое направленность? Это осознанно осуществляемое движение на пути к решению определенной задачи.
Психологи о личном: определения
Психологи, говоря о методике определения направленности личности, обычно понимают под этим термином ориентированность сознания человека на те или иные жизненные сферы. В особенности на те из них, которые обладают определенной ценностью в человеческом сознании, те сферы, в которых формы деятельности являются ведущими. Без них индивидуум не способен был бы к полноценному, гармоничному развитию, к тому, что называется личностным ростом. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности актуально сегодня и для крупных современных корпораций.
Человек как существо в первую очередь социальное проявляет направленность своей личности, ее потребности и мотивы в самых разных аспектах. В их числе и нравственные ценности, и симпатии, и привязанности, вкусы и склонности. Данная психологическая характеристика направленности личности определяет для человека практически все сферы существования — от его политических убеждений до особенностей семейной жизни. Свой отпечаток она накладывает и на выбор профессии. Влияет и на отношения человека с окружающей его действительностью. Позитивная направленность личности определяет для индивида такие важные в социальном взаимодействии качества, как трудолюбие, социальная активность, умение добиваться поставленных целей.
Специалисты сегодня считают направленность одной из наиболее важных ведущих характеристик человека. Ее исследованием занимались многие известные ученые и психологи. Существует несколько концепций различных научных работ, отражающих различные трактовки и подходы к описанию этого свойства личности: исследователи называют его и «смыслообразующим мотивом» личности (советский психолог и педагог А. Н. Леонтьев), и «основной жизненной направленностью» (ученый, создавший современную концепцию факультета психологии в Санкт-Петербургском университете — Б. Г. Ананьев), и «динамической организацией сущностных сил человека» (доктор психологических наук, профессор А. С. Прангишвили). Кратко же все эти подходы характеризуют направленность как общее свойство личности, которое в сумме определяет ее психологические качества.
Несмотря на то что определения этого понятия различаются в некоторых деталях, мнения ученых сходятся на утверждении, что направленность личности — это основа системы ценностей человека, ее психологические проявления; она является ведущей характеристикой при составлении психологического портрета. Таким образом, именно направленность выражает те цели, во имя которых человек действует, обусловливает мотивы его поступков и те задачи, которые он ставит перед собой.
От данного аспекта зависит темперамент человека, устойчивость к стрессам, специфика многих других психологических процессов и психических состояний. Направленность можно считать основным вектором, по которому будет двигаться человек в процессе достижения своих целей. При этом направленность — не только выбор направления, цель движения, но и тот путь, который — осознанно или бессознательно — выберет для себя человек.
Качества направленности
Основные формы направленности личности
Те устойчивые мотивы, которыми в человеческой психологии обусловливается данная психологическая модель, не зависят от конкретных частных ситуаций. Формируются они в основном посредством воспитания. Установки, которые даются в детстве ребенку родителями, с течением времени становятся свойствами его личности. Таким образом, направленность всегда определяется той средой, в которой осуществлялось формирование личности человека. Ту систему ценностей, те приоритеты, которые родители подчеркивали для ребенка как наиболее важные, он в той или иной форме воплотит в свою жизнь уже во взрослом возрасте.
Структура направленности, утверждают психологи, является сложной и многоплановой и включает в себя несколько пластов. Схема их построения выглядит следующим образом. Наиболее примитивный из них — влечение, которое зачастую является инстинктивным, бессознательным. За ним следует желание — на этом этапе потребность уже осознается человеком как нечто определенное. Следующий этап — стремление. На этом уровне к желанию подключается волевой компонент. Человек готов прикладывать определенные усилия к тому, чтобы желаемая цель оказалась им достигнута.
Перечисляя виды направленности личности, ее познавательной формой психологи считают интерес. При подключении к интересу волевого компонента мы получаем склонность. В сумме же вся система склонностей и стремлений человека становится тем, что называют мировоззрением: четким жизнеопределяющим комплексом философских, этических взглядов и эстетических предпочтений.
По мнению специалистов, высшая форма направленности личности — это убеждение. Именно убеждения входят в мировоззренческую систему человека, соотнося ее с его взглядами, ценностями и принципами. Убеждение — это та психологическая установка, которая лежит в основе патриотического, религиозного подвига, это то незыблемое, что человек готов отстаивать и защищать практически любой ценой.
Мотивы могут как осознаваться индивидом, так и оставаться на уровне бессознательного. Но даже не будучи осознаваемыми, они все равно побуждают человека действовать определенным образом, хотя зачастую он может не отдавать себе отчета в этом.
Более значимы, конечно, осознанные мотивы, придающие направленность конкретной деятельности индивида, обеспечивая в итоге ее реализацию. Показателями целеполагающих функций мотива можно считать формирование конкретных смыслов: ответов на вопрос «зачем выполнять то или иное действие». При отсутствии осознанного ответа на такой вопрос само действие теряет осмысленность. Подобное формирование смысла становится основой для целей и задач, которые человек ставит перед собой. Именно поэтому психологические исследования, направленные на изучение типа личности, ее направленности, помогут не только определить осознанные мотивы наших поступков, но и приоткрыть дверь в бессознательное, во все то, что остается для нас «за кадром»
Разновидности направленности
В психологии выделяют несколько видов направленности личности. Они зависят от поведения индивида:
Ни одну из этих направленностей нельзя назвать плохой. Каждая из них затрагивает ту или иную сферу общества и помогает её развивать.
Ценности и потребности
Отношение человека к действительности определяется в первую очередь теми потребностями, которые он считает для себя необходимыми. Потребности создают конкретные желания и запросы, а это, в свою очередь, складывается в общую психологическую ориентацию личности. Основной из ее компонентов — это ценностно-смысловые образования, основанные на тех потребностях и притязаниях человека в соответствии с его уровнем жизни, запросами и отношениями с окружающими. Сюда можно отнести желание власти и влияния, потребность в определенном социальном статусе, те ценности, которые хочет иметь человек в результате своих стараний и усилий. Сюда же относится и самооценка — способность человека адекватно оценивать себя в соотношении с окружающей действительностью.
Помимо тех целей, которые ставит перед собой человек, важны также и способы их реализации. Все мы много раз могли наблюдать это на практике. Для кого-то «цель оправдывает средства», а для кого-то конкретные методы окажутся недопустимы с этической точки зрения. Такое различие является следствием в первую очередь родительских установок. Львиную долю своей системы ценностей родители передают детям, показывая на своем примере ребенку с раннего детства. Хотя порой и делают это неосознанно. Поэтому многие известные психологи и советуют уделять максимальное внимание особенностям детской психологии, детско-родительским отношениям и вопросам педагогики. Ученые-психологи В. А. Сластенин и В. П. Каширин рассматривают, например, такие проблемы, как личностная психология, теоретико-методологические аспекты воспитания и обучения детей, общие вопросы педагогики, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений. Особое внимание ученые уделяют профессиональной детской психологии.
Примечания
Воспитание как основа формирования личности
Воспитание ребенка должно быть целенаправленным и методически организованным процессом. Воспитывая ребенка, родители дают ему определенные нравственные ориентиры, прививают некую систему ценностей — чаще всего используя в этих целях ту же модель, которая является доминирующей для них самих. Главной задачей родителей в этой ситуации является адекватное отображение действительности и меры соотношения «идеальной» воспитательной модели с силами, возможностями, характером и склонностями своего ребенка. Ведь главное, что может дать семья новому человеку — чувство защищенности, уверенности в себе, поощрение (ту обратную связь, которая даст ребенку возможность вырасти уверенным в себе, целеустремленным человеком, способным добиваться поставленных перед ним задач, не вступая в «этический конфликт» с окружающим миром).
Культура взаимоотношений с окружающими и с собой, общая культура личности — это в первую очередь задача семейного воспитания. Именно поэтому психологии детства сегодня исследователи уделяют особенное внимание, так как именно детская психология закладывает основные формы дальнейшего поведения и формирует психотип человека.
Постановка цели и уверенность
Чтобы добиться успеха, личности нужно определиться со своими желаниями и целями. Достигнуть необходимых результатов ей поможет чёткий план. Кроме того, для достижения эффективности рабочей деятельности индивиду надо представлять будущий итог решённых задач. Человек сможет добиться успеха только с уверенностью в себе. Тот, кто уверен в своих силах и возможностях, способен делать шаги к желаемому.
Результат деятельности зависит и от мотивации, которая может быть внутренней и внешней. Первый вариант заключается в необходимости одобрения окружающих. Внутренняя мотивация связана с интересами самой личности выполнить конкретную задачу. Этот вид побуждения к действию оказывает лучшее влияние на человека, поскольку он помогает ему самосовершенствоваться. Чем лучше мотивирована личность, тем больше она верит в свои силы и старается добиться желаемого.
Направленность личности отражает содержание человека как участника общественной жизни. Она показывает отношение индивида к своим обязанностям и окружающим, а также его ценность для общества. От направленности зависит качество и успешность личности в работе, общении и жизни в целом.
Характеристика направленности личности
Определяя типы направленности личности в психологии, специалисты учитывают различные группы характеристик: основная деятельность человека, важные для него цели, те мотивы, которым он руководствуется, пути достижения своих целей, субъективные потребности индивида и, конечно, его психологическое состояние.
В зависимости от того в какой сфере проявляется направленность, ее подразделяют на профессиональную, нравственную, бытовую, политическую, творческую и т.п.
Характеристика тех целей и мотивов, которые побуждают человека к действию, в первую очередь учитывает то, что называют уровнем зрелости личности. Уровень зрелости показывает, насколько значимы устремления человека с общественной, идеологической точки зрения. Важна и широта диапазона тех сфер, в которые направлены стремления желания человека. Один из важных аспектов — интенсивность тех усилий, которые человек готов затратить для достижения своих целей. Инфантильный и нецелеустремленный человек, даже обладая широким диапазоном потребностей, не способен долго и методично затрачивать усилия для того, чтобы своих целей достигнуть. А ярко выраженная направленность и устремленность к цели способны дать импульс именно к таким методичным усилиям.
Формы направленности личности могут проявляться в различных сферах жизни человека. В зависимости от того как именно они проявляются, их делят на бытовую, творческую, нравственную и другие различные типы. Но для каждого типа она несет определяющее значение.
Все усилия, затрачиваемые человеком на достижение своих целей, в различной степени мотивированы его психологическим состоянием. У разных людей они могут быть различными. Мотивы могут как осознаваться индивидом, так и оставаться на уровне бессознательного. Но даже, не будучи осознаваемыми, они все равно побуждают человека действовать определенным образом, хотя зачастую он может не отдавать себе отчета в этом. Именно поэтому психологические исследования, направленные на изучение типа личности, ее направленности, помогут не только определить осознанные мотивы наших поступков, но и приоткрыть дверь в бессознательное, во все то, что остается для нас «за кадром.»
Типы личности
Любая профессия требует от человека определённых черт характера, которые помогут ему достичь успехов в выбранной деятельности. Профессиональная направленность бывает нескольких типов:
Когда человек знает свой тип профессиональной направленности, ему легче найти подходящую сферу деятельности. Индивиду следует выбирать ту область, в которой он сможет раскрыть свой талант. Если у личности не будет качеств, необходимых для той или иной специальности, она не сможет самореализоваться.
Определение направленности личности
В современной психологии существует уже выработанная методика определения социальной направленности личности. Чаще всего для того, чтобы определить личностные устремления человека, специалисты используют анкету, которую впервые создал психолог Б. Брасс в 1967 году. В этой ориентационной анкете имеется 27 пунктов, для каждого из которых опрашиваемый должен выбрать 1 из 3 вариантов ответа, наиболее близкого ему по характеру суждения, и 1, напротив, наиболее далекий. «Приближенный» к размышлениям опрашиваемого ответ получает отметку в 2 балла, несхожий — 0 баллов. Для каждого типа ответов баллы суммируются отдельно. Благодаря данной методике направленность личности достаточно легко определяется специалистами, позволяя им сделать вывод о том, какой вид деятельности будет для человека более комфортным.
Вот 3 наиболее часто встречающихся типа.
Содержание
Значение и значимость:
В современном мире учитывать психологические особенности направленности личности человека необходимо. В крупных корпорациях, к примеру, такие явления стали уже достаточно часты — психологический портрет работника составляется и изучается специалистами.
Определение направленности личности, психотипа человека, его склонностей, целей, темперамента — все это крайне важно, поскольку позволяет психологу или специалисту по отбору кадров сформировать для себя понятие о направленности личности и мотивации деятельности сотрудника, с которым он работает. Такой подход позволяет найти подходящую мотивацию, обеспечивающую комфортную работу и максимальную продуктивность деятельности в любой сфере. Но и вне профессиональной сферы современный человек должен стремиться разобраться в себе, определить для себя те качества, решить те задачи, которые позволят ему гармонично развиваться в любом из аспектов своей жизни.
Направленность как система
Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).
Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности.
Направленность на взаимодействие
Направленность на взаимодействие
имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность.
Деловая направленность
отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.
Личная направленность
создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег.