Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технология 6 класс.

Тестирование по теме: Основные этапы творческой проектной деятельности.

Какого этапа выполнения проекта не существует?

К какому этапу выполнения проекта относятся: обоснование выбора изделия, сбор и анализ информации?

Что такое потребность?

А) Совокупность потребителей, обладающих необходимыми средствами для приобретения товара.

Б) Нужды принявшие форму, соответствующую культурному уровню человека.

В) Все что предлагается рынком, с целью привлечения потребителя.

Изображение изделия с указанием точных размеров это?

А) Технический рисунок

К какому этапу выполнения проекта относится составление технологической карты?

Г) Этап изготовления изделия

Составление конструкторской документации. В ее комплект не входят?

Б) Эскизы вариантов конструкторского решения

В) Выбор темы проекта

Г) Перечень конструкционных материалов

Технологический процесс изготовления изделия отмечается в специальном документе, он называется?

В) Технологическая карта

Г) Технический рисунок

Строгое и точное соблюдение требований к технологии изготовления продукции это?

Б) Технологическая дисциплина

В) Организация рабочего места

Г) Эффективность труда

Часть творческого проекта, в которой рассчитываются затраты на изготовления изделия, называется?

А) Историческая справка

Б) Экологическое обоснование

В) Экономические расчеты

Процесс обобщения результатов проделанной работы, называется?

Б) Экологическое обоснование

В) Выводы по итогам работ

1-Б, 2-В, 3-Б, 4-Б, 5-В, 6-В, 7-В, 8-Б, 9-В, 10-В.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Рабочая программа для 3 класса «Технология»

Презентация по швейному делу «Промышленные швейные машины»

Рабочая программа по технологии

10.09.2021г.Технология 8 класс. Тема: Семья как экономическая ячейка общества

10.09.2021г. Технология 11 класс. Тема урока: Технология проектирования изделий

10.09.2021г. Технология 7класс. Тема урока: Физико-механические свойства древесины

08.09.2021г.Технология 10 класс Тема урока: Технологическая культура.

Тема урока: Экономические расчеты при выполнении проекта. Затраты на оплату труда.Тема урока: Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376536 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей

Время чтения: 1 минута

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сущность понятия «проектная деятельность» и ее классификация

В большом толковом словаре русского языка проект дословно с латинского projectus означает выступающий вперед. В словаре приводится несколько значений этого слова:

В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов [2].

Классификация проектной деятельности

Типология проектов очень разнообразна. На протяжении XX века зарубежные авторы разработали огромное количество классификаций. Приведем примеры основных из них:

У.Х. Килпатрик рассматривает классификацию по двум признакам:

1. по целевой установке

2. по количеству участников проекта

Э.Коллингс рассматривает классификацию проектной деятельности по видам деятельности:

— Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью;

— Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная);

— Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта [7].

В школе имени Линкольна проектную деятельность рассматривают по степени взаимосвязанности учебного материала с опорой на класс:

— Проекты, направленные на сравнение и изучение географии;

— Сельскохозяйственные проекты [8].

В классификации О.Декроли (метод центров интересов) деятельность делят по темам изучения:

— Социальные проекты [9].

Ф.Л. Штоллер классифицирует проектную деятельность следующим образом:

1. По способам сбора и источникам информации

— Исследовательский (работа с библиотечными ресурсами);

— Текстовой (работа с источниками информации, но не с людьми);

— Корреспондентский (сбор информации при помощи писем, факсов, телефонных звонков);

— Обзорный (сбор и обработка данных от других лиц посредством разработанного инструментария);

— Личный (контакты с людьми).

2. По характеру решаемой проблемы:

— Моделирующий реальные условия, проблемы;

— Основанный на интересах учащихся, независимо от реальной значимости.

3. По характеру координации проекта:

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

— Средней продолжительности (несколько недель);

— Долгосрочный (длящийся в течение семестра);

6. По характеру контактов:

— Внутренний (в рамках класса);

— Внешний (за пределами класса) [10].

Е.С. Полат предлагает систему основных критериев проектной деятельности:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

2. По признаку предметно-содержательной области:

3. По характеру контактов:

— Внутренние или региональные;

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

— Доклад, альбом, сборник, каталог;

— Макет, схема, план-карта;

А.С. Сиденко классифицирует проекты следующим образом:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, сборник творческих работ, стенгазета и т.д.);
2. По форме (видеофильм, телепрограмма);

3.По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный);

6. По уровню контактов (внутришкольные, межшкольные, региональные, международные);

7. По количеству участников (индивидуальные, групповые, парные);

Классификация проектов, предложенная Т.М. Мартыновой.

Первым признаком является уровень творчества, который выделяет следующие виды:

— Творческим проект является тогда, когда учащиеся самостоятельно выбирают тему, находят проблему и решают ее без чьей-либо помощи, выводя готовый продукт.

По второму признаку классификации проекты делятся на индивидуальные и групповые. При индивидуальной работе присутствуют элементы групповой работы, когда необходимо оценить первоначальные идеи друг друга или при проведении мозгового штурма. При групповой работе учащиеся обсуждают и принимают общее решение, развивают навыки сотрудничества и коллективной ответственности. Осваивают элементы организационной деятельности, которая им необходима при выборе лидера, сотрудника, исполнителя. Также при групповой работе присутствуют разделы, которые необходимо выполнять индивидуально.

Третий признак классификации рассматривается с позиции организации проведения проекта в одном классе, либо в разновозрастных группах. В таких проектах учителю необходимо дифференцировать темы по уровню сложности и уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников.

По четвертому признаку классификация делится на следующие виды:

— Монопроекты проекты в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами предполагает последующую индивидуальную или групповую работу во внеурочное время. При работе с данными проектами необходимо четко представлять структуру по каждому уроку. В монопроектах для решения проблемы применяются знания и из других областей, но сама проблема лежит в каком-то определенном знании. Для монопроектов необходимо выбирать наиболее сложные разделы.

— Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Такие проекты затрагивают 2-3 предмета, требуют квалифицированной координации со стороны учителей, слаженной работы между участниками проекта.

— Надпредметный проект в основном носит характер исследования. Выходит, за рамки изучения и содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения [13].

Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике. Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает мотивированность учащихся.

Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно находить решение поставленной перед ними проблемы, им необходимо овладеть определёнными навыками:

В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. Мы считаем, что в работе со студентами более целесообразным будет придерживаться классификации Е.С.Полат. В классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта; по результатам.

Список использованных источников.

Источник

«Понятие проектной деятельности».

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

Содержимое разработки

«Понятие проектной деятельности».

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦИР ЮВЕНТА

Понятие «проектная деятельность»

и его сущностная характеристика

История возникновения метода проектов

Значение проектной деятельности

Готовность младших школьников к проектной деятельности

Проектные задачи в начальной школе

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Разработка стандартов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом подчеркивается, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились [2, с.47]. Резко возросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные источники.

В современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями [1, с.63]. В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов, так как повсеместно внедрять проектную деятельность в программу начальной школы.

Понятие «проектная деятельность»

и его сущностная характеристика

Проектная деятельность содержит:

выбор средств ее достижения;

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков:

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

История возникновения метода проектов

Использование в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся (а это и есть сущность метода проекта) позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.

Значение проектной деятельности

Какое значение придают современные исследователи проектной деятельности младших школьников? Эта деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Метод проектов может быть индивидуальным, но чаще (особенно в начальной школе) он является деятельностью скоординированной группы, участники которой умеют распределять роли, руководить и подчиняться, объединять усилия для достижения поставленной цели, использовать вклад каждого в общее дело.

Современные исследователи (например, E.С. Полат, И.А. Сасова и др.) выделяют требования к использованию этого метода в начальной школе:

Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, поиска ее решения.

Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.

Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.

Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

При использовании метода проекта очень важно обратить внимание на роль учителя в организации и руководстве процессом проектной деятельности. Можно выделить следующие необходимые особенности педагогической позиции учителя:

Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).

Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.

Учитель в процессе руководства работой над проектом:

является источником информации;

поддерживает и поощряет участников;

обеспечивает непрерывность работы над проектом;

подготавливает необходимое оборудование;

осуществляет консультационную помощь.

Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ. Фото Что понимается под проектной деятельностью 6 класс ответ

В процессе реализации проекта у участников возникают трудности объективного характера (не хватает знаний, навыков в выборе информационных средств и т.п.). Однако именно их преодоление является одной из главных целей этого метода. При выполнении проекта ученик попадает в среду «неопределенности», что и активизирует его познавательную деятельность: в психологии известно, что интерес возникает скорее в «зоне незнания», чем знания.

По доминирующей деятельности различают следующие виды проектов [5] :

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов [6].

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий [7].

Классификация проектов по продолжительности.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время

По количеству участников различают индивидуальные и групповые проекты.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы [8] :

1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений [9] :

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

умение выражать свою точку зрения;

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, это сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя [10] :

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

возможность выделять общий способ действий;

перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Проектные задачи в начальной школе

Выделяя основные тенденции в современном образова­нии, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, име­ющие приоритетное значение над узкопредметными знани­ями и навыками. В системе образования начинают превали­ровать методы, обеспечивающие становление самостоятель­ной творческой учебной деятельности учащегося, направлен­ной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения».

Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Педагоги должны помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций, легко адаптироваться в современной социокультурной среде.

Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие:

Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим — умения слушать и слы­шать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие умения учиться как первого шага к самообра­зованию и самовоспитанию:

развитие широких познавательных интересов, иници­ативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование способности к организации своей учеб­ной деятельности (планированию, контролю, оценке).

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положи­тельного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Как видно из вышесказанного, решить современ­ные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образо­вательного процесса, с помощью которых можно дос­тичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность (основателями считаются американский психолог, педагог и философ Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик), которая способствует:

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

развитию творческих способностей и активности учащихся;

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты толь­ко через проектную деятельность школьников.

Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В деятельностной педагогике задачный принцип по­строения учебного содержания является ключевым. В об­разовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахож­дение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как прави­ло, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — соз­дать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.

Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смо­гут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практичес­ких задач, в процессе поиска которого происходят изме­нения в самих младших школьниках.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситу­ации, как правило, внутри конкретного учебного предме­та. Итогом решения такого типа задач является правиль­ное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постанов­ки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основ­ном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритми­зации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мыш­лением).

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ реше­ния либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;

стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;

содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы пред­лагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;

оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;

задать разные «стратегии» решения задачи с получе­нием «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирова­ния новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач — проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в ко­торой через систему или набор заданий целенаправлен­но стимулируется система детских действий, направлен­ных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе ре­шения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким об­разом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протя­жении пяти первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фак­тически задает «стратегию решения» этой задачи. В начальных классах целесообразно вместо упо­рядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае не­которые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.

Итак, проектная задача — это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Фактически проектная задача задает общий способ /проектирования с целью получения нового (до этого неиз­вестного) результата.

Почему задачи такого типа получили название «про­ектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производи­мый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проекти­ровщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых бу­дет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлага­ются все необходимые средства и материалы в виде набо­ра (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

имеет общий сюжет, задается реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

Задает реальную возможность организации взаимо­действия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятель­ностью учащихся в группе.

Учит (без явного указания на это) способу проекти­рования через специально разработанные задания.

Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных спосо­бов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных за­дач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. [11 ]

Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем, одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность. Проблема организации проектной деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся.

Проектная деятельность – деятельность, в процессе которой у учащихся происходит осознание проблемной области; построение алгоритма обдумывания; выработка идей, вариантов, альтернатив; выбор оптимального решения; разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; самоконтроль деятельности; при необходимости – коррекция; испытание изделия; самооценка, защита проекта.

Таким образом, проектная деятельность на уроках в начальной школе решает несколько задач:

Достигаются образовательные (предметные) задачи урока – дети в активной деятельности усваивают необходимые знания.

Реализуются метапредметные задачи за счет формирования проектных умений, которые являются универсальными учебными действиями.

Объект или процесс, лежащий в основе проектирования, а также полученные знания и опыт становятся для детей ценностными, так как ученики относятся к работе не формально, а прилагают фантазию, старание,

Формирование представлений о проектной деятельности и проектных умений позволяет в будущем учащимся самостоятельно работать над проектами уже по любым дисциплинам.

Проектная деятельность, являясь интегративной деятельностью, обеспечивает погружение учащихся в разнообразную активную деятельность, решает задачи усвоения предметных знаний различных дисциплин, позволяет формировать универсальные учебные действия проектного характера.

Важно, что благодаря проектной деятельности дети становятся активными участниками образовательной деятельности на уроке. Если проектная деятельность будет успешно организована не только во внеурочное, но и в урочное время, это позволит педагогам сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности//Дополнительное образование.— 2002.— №8.— С. 6 [7]

Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43. [9]

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995. с.23 [4]

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя. Под ред. А. Г. Асмолова. – 041C [11]

Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008. С.24 [6]

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004 С.7 [5]

Огурцова З. И. // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28. [8]

Поздеева С. И., Кузнецова Т. В., Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников / Педагогика начального и общего образования // Вестник ТГПУ, Выпуск 2 (92), 2010. [1]

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. [2]

Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 34–38 [10]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *