Что понимается под репрезентативностью получаемых данных в криминологии
§ 4. Выборочный метод в криминологии
Из предыдущих параграфов настоящей главы известно, что основная форма сбора криминологической информации — статистическая отчетность правоохранительных и других юридических учреждений.
Методика выборочного наблюдения досконально разработана математической статистикой. Оно получило широкое признание и распространение в различных отраслях науки и практики как метод, во многих случаях замещающий сплошное изучение тех или иных явлений и процессов. Выборочный метод
относительно прост, экономичен, оперативен, надежен и имеет вполне определимую ошибку выборки.
Выборочными данными часто пользуются криминологи. Но выборочный метод до сих пор не находит необходимого применения в практической деятельности правоохранительных органов. Даже в некоторых научных исследованиях термины «выборочное исследование», «выборочные данные» чаще всего означают не более как синонимы неполных и отрывочных показателей. Выборочные данные действительно получают при неполном изучении, но они не отрывочны. Они достаточно полно отражают особенности генеральной совокупности изучаемых явлений.
Теория выборочного наблюдения базируется на статистических закономерностях, которые формируются и обнаруживаются в массовых явлениях и процессах. Это свойство закономерностей получило название закона больших чисел. Математической основой закона больших чисел, да и статистических методов в целом, служит теория вероятностей. Последняя представляет собой раздел математики, в котором изучаются случайные явления (события), имеющие устойчивую частоту (повторяемость), а следовательно, и вероятность, что помогает выявлять закономерности при массовом повторении явлений. Теория и практика выборочного наблюдения подробно излагаются в юридической статистике. Поэтому в криминологии оно рассматривается лишь в плане его основных возможностей получения необходимой информации.
Выборочный метод помогает решить две главные задачи: 1) определить ошибку выборки, когда неполное исследование произведено и нужно знать, насколько полученные результаты отличаются от данных сплошного наблюдения; 2) определить величину выборочной совокупности при заданной ошибке выборки.
Определение ошибки выборки. При выборочном наблюдении регистрируется только часть единиц генеральной совокупности. Но эта часть по объему должна быть такова, чтобы получаемые сведения оказались репрезентативными, т. е. достаточно верно отражали содержание и закономерности изучаемого явления в целом. Под репрезентативностью понимается свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности.
Разность между данными генеральной и выборочной совокупности называют ошибкой репрезентативности, или ошибкой
выборки. Проиллюстрируем это на упрощенных примерах. Предположим, генеральная совокупность правонарушителей составляет 500 человек. Удельный вес лиц, воспитанных в неполной семье, среди них равен 30%. При выборочном наблюдении было изучено 50 человек, среди которых удельный вес таких лиц оказался 25%. Ошибка выборки равна: 30% — 25% = 5% (0,5). Аналогичным образом выводится ошибка репрезентативности и для количественного признака.
Ошибки бывают тенденциозными, или систематическими, и случайными. Первые — результат неправильного или преднамеренного отбора исследователем тех или иных показателей, вторые — результат случайностей неполного отбора.
Тенденциозные ошибки возникают тогда, когда исследователь неправильно сформировал выборку, не знал научных правил отбора единиц совокупности, сознательно отобрал наиболее показательные единицы. Например, исследуя правосознание граждан, анкетер в целях экономии времени воспользовался аудиторией студентов-юристов и опросил их. Полученные данные, естественно, отражали правовые взгляды лишь этих респондентов и не соответствовали взглядам всех граждан. Выводы, сделанные на основе тенденциозных выборок, будут ошибочными.
Истории известны многие курьезы, связанные с пренебрежением правилами выборочного наблюдения. Один из них произошел в США в 1936 г. при прогнозировании исхода президентских выборов. Журнал «Литерари Дайджест», используя телефонные книги, опросил свыше 2 млн человек. По итогам опроса президентом должен был быть избран А. Ландон. Социологи по руководством Дж. Геллапа и другие опросили только 4 тыс. жителей и пришли к однозначному выводу: победит Ф. Рузвельт. Их прогноз оправдался. Первая выборка отражала мнение лишь состоятельных консервативных слоев населения, которые имели телефоны, вторая — все слои населения. И она оказалась более представительной, хотя была в 500 раз меньше первой. Роковую роль сыграли тенденциозные ошибки.
Научно-практическая задача выборочного наблюдения сводится не только к тому, чтобы при малых затратах сил и средств максимально приблизить данные выборки к данным всей генеральной совокупности, но и к тому, чтобы точно из
мерить, в каких пределах результаты выборки отличаются от данных генеральной совокупности. И вот здесь-то и встает вопрос о характере ошибок.
Тендециозные (систематические) ошибки нельзя измерить. Они могут быть различны по величине и содержанию. Их тем меньше, чем выше квалификация исследователя, чем лучше он знаком с объектом изучения и возможными источниками систематических ошибок. Измеряются лишь случайные ошибки, т. е. ошибки, обусловленные неполнотой изучения реально существующей совокупности. Случайные ошибки — непреднамеренные неточности статистического наблюдения, которые могут быть направлены как в сторону преувеличения показателей признака, так и в сторону их преуменьшения. При относительно большом изучении случайные ошибки взаимопогашаются, в результате чего данные выборочной совокупности становятся близкими к данным генеральной совокупности. Оставшиеся различия можно относительно точно измерить на основе теории вероятностей, закона больших чисел и закономерностей распределения случайных величин.
Необходимо строго соблюдать правила случайного отбора единиц выборочной совокупности, чтобы избежать тенденциозных ошибок. Случайные ошибки в выборочном наблюдении объективны. Их нельзя избежать, но их можно уменьшить путей увеличения объема выборки, правильного ее определения и точного вычисления.
При правильном отборе выборочной совокупности даже при ее небольшом объеме в 100 единиц ошибка репрезентативности может быть признана допустимой, а при выборке в 400 единиц тем более. Даже при максимальной дисперсии (колеблемости) качественного признака в 50% (пример максимальной колеблемости признака: в общем числе выявленных правонарушителей, совершивших преступление в нетрезвом состоянии, — 50% и в трезвом — 50%) и выборке в 100 единиц ошибка выборки не превышает ±5%. При уменьшении дисперсии (например, пары: 40 и 60%, 30 и 70, 20 и 80%) совокупность становится более однородной и ошибка выборки уменьшается. И эти величины постоянные, что и используется в заранее рассчитанных таблицах.
Дисперсия и ошибка выборки количественных признаков выражаются не в относительных числах (процентах, долях), как у качественных показателей, а в именованных числах, т.
считать заранее безотносительно к конкретному признаку, а значит, и не может быть готовых таблиц ошибок выборки для количественных признаков. Их рассчитывают по соответствующим формулам применительно к каждому случаю.
Расчет выборочной совокупности. Каждый исследователь, желающий получить достоверные данные о генеральной совокупности изучаемых явлений и процессов, стоит перед проблемой определения объема выборочной совокупности. Он определяется исходя из заданных и наличных показателей. Заданными показателями в этом случае будут предельная ошибка репрезентативности (выборки) и некоторые другие данные.
Для определения объема выборки по качественному признаку можно использовать имеющиеся таблицы о числе наблюдений, необходимом для того, чтобы ошибка выборки не превысила заданного предела. Как и таблица о пределах ошибок, определение объема выборки давно рассчитано и может применяться для любого объема выборки[105].
Мы говорили, что отбор единиц выборочной совокупности должен быть случайным. Понятие «случайный отбор» нельзя понимать в обыденном значении слова: все, что случайно попадет в поле зрения исследователя, то и изучается. Нет. Случайность здесь не синоним беспорядочности, поскольку и при беспорядочном отборе единиц совокупности может проявиться та или иная тенденциозность.
Случайный способ выборки предполагает строгую процедуру ее организации и проведения. Для обеспечения независимости изучения от субъективных желаний исследователя отбор единиц совокупности необходимо производить так, чтобы каждая единица исследуемой генеральной совокупности имела одинаковые шансы попасть в выборку наравне со всеми другими единицами данной совокупности. Например, случайную выборку граждан для опроса можно произвести по списку избирателей. Исходя из величины общей генеральной совокупности всех избирателей и намеченного числа выборки, для того чтобы получить данные с точностью +3%, мы намечаем, что необходимый объем выборки можно получить, если опрашивать каждого пятого по списку.
образованию, месту жительства и т. д., а те, кто случайно оказывается каждым пятым.
Случайный отбор при правильной организации и проведении гарантирует от тенденциозных ошибок. Но он не гарантирует от неточностей, заложенных в исходных юридических материалах. Если, например, мы изучаем мотивы преступлений, а последние неполно, поверхностно и искаженно отражены в уголовных делах или в статистических карточках на лицо, совершившее преступление, или других материалах, то никакой отбор здесь не поможет. Важное значение также имеет статистическая и методическая квалификация самих исследователей, наблюдателей, анкетеров и т. д. Все эти вопросы необходимо учитывать при оценке достоверности выборочных изучений.
Выборочное наблюдение получило самое широкое распространение в мире[106]. Освоение его методик лицами, занимающимися изучением и анализом криминологических и других массовых общественных явлений и процессов, с чем связана любая юридическая деятельность, является для них жизненно необходимым. Грамотное применение этих методик помогает получить надежные данные, отсутствующие в официальной отчетности, за короткое время и с использованием малых сил и средств. Например, мы часто видим, как перед выборами опрашивается выборочное число будущих избирателей, которое может быть в 10—20 раз меньше всей генеральной совокупности избирателей города, но при научно определенной выборке можно получить почти точные данные о желаниях всех избирателей.
Криминологическое исследование
Понятие, задачи и организационные основы криминологического исследования
Криминологическое исследование направлено на выявление и объяснение закономерностей развития преступности и ее причин, процесса формирования личностных особенностей преступников и их влияния на совершение преступления, а также эффективности предупреждения преступности. Оно является одновременно и процессом познания неизвестных науке фактов криминальной реальности, и средством апробации, проверки или внедрения уже полученных результатов. Объектом криминологического исследования может стать любой из вопросов, входящий в предмет науки криминологии. Задачи криминологического исследования вытекают из практических потребностей борьбы с преступностью, а также из самой сущности науки как познающей субстанции. Так, например, при изучении преступности задачами исследования являются выявление негативного тренда и прогнозирование уровня и структуры преступности по видам и группам преступлений, при изучении личности преступника — криминологические характеристики типов личности преступника, при изучении предупреждения преступности — эффективность деятельности конкретных субъектов профилактики.
Как и любое исследование, криминологическое исследование представляет собой упорядоченную последовательность определенных действий, направленных на решение конкретных задач. Таким образом, организация криминологического исследования — это последовательность действий исследователя, определенные этапы процесса изучения криминологических проблем, которые необходимо соблюдать, чтобы с наибольшей эффективностью добиться ответа на поставленные цели и задачи исследования.
Обычно выделяют следующие этапы криминологического исследования: 1) подготовительный этап; 2) разработка программы исследования; 3) пилотажное исследование; 4) сбор первичной информации и количественная обработка собранных данных; 5) анализ и интерпретация результатов, формулирование выводов и практических рекомендаций.
Остановимся подробнее на первых трех этапах. Подготовительный этап занимает в исследовании особое место. Выбор проблемы исследования, ее целей и задач предполагает необходимость предварительного ознакомления с объектом, с известной социальной практикой, результатами других исследований. На этом этапе решаются многие организационно-технические вопросы — например, осуществляется формирование исследовательской группы, распределяются обязанности, происходит составление необходимых документов.
Следующим этапом является написание программы исследования. Без программы нельзя проводить сколько-нибудь серьезное криминологическое исследование, ибо только она обеспечивает организованность, целенаправленность, надежность и систематичность исследования. Программа представляет собой научно-методическую основу исследования, в рамках которой осуществляются сбор, анализ и интерпретация фактического материала с целью получения в итоге новых теоретических и практических реализуемых выводов. Она включает в себя методологический и процедурный разделы.
Методологический раздел программы, в котором должны учитываться уже имеющиеся научные знания и анализ результатов ранее проведенных исследований содержит описание самой проблемы исследования. В этом разделе в обязательном порядке формулируются рабочие гипотезы, без которых данное исследование обречено повторить исследования предшественников и в лучшем случае подтвердить уже полученные результаты. Гипотеза — это научно обоснованное предположение о характере изучаемого предмета (данные о преступности, социально-экономические показатели и т. д.), его структуре и связях с изучаемым явлением. Гипотезы могут быть генеральными и частными. Далее в программе определяются цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, которыми будут оперировать исследователи, а также источники информации по изучаемой проблеме.
Процедурный раздел программы содержат описание и разработку конкретных методов (методика), которые будут использованы для сбора и анализа полученной информации, поэтапный план и сроки исследования. Например, методика может включать анкету для изучения мнения граждан по вопросу, становились ли они жертвами преступлений, или опросный лист для экспертов по вопросу уточнения причин, оказавших влияние на негативную динамику преступности.
Для установления надежности разрабатываемой методики перед ее использованием с целью сбора информации она подвергается предварительной проверке, которая называется пилотажным, то есть пробным, исследованием. Особенно важно производить его, когда используется метод опроса в форме анкетирования законопослушных граждан или осужденных, метод экспертных оценок. Не вызывает сомнения то, что методика, не проверявшаяся на надежность, по сути не имеет права называться таковой, ибо нет никаких гарантий, что будет получена информация, соответствующая задачам исследования. На этапе пилотажа происходит своеобразная репетиция процесса сбора и обработки информации, и его результатом является уточнение используемых методов, корректировка выборочной совокупности, уточнение рабочих гипотез.
Выборочное исследование
Криминологическое исследование, как правило, является выборочным. Обусловлено это тем, что исследователям затруднительно проводить сплошное обследование всей массы изучаемых фактов, выступающих единицами генеральной совокупности, которое требует много времени, сил и средств. Сущность выборочного исследования состоит в том, что целое описывается на основе части. То есть изучается только часть всей совокупности фактов, отражающих объект исследования, а полученная информация используется для характеристики объекта в целом.
Теория статистики утверждает, что при достаточно большом числе наблюдений могут быть установлены и измерены закономерности, которые характерны для всей генеральной совокупности. Конечно, между результатами сплошного и выборочного изучения всегда будут определенные расхождения, называемые ошибкой репрезентативности. Однако такая ошибка не будет критичной, если не нарушаются пределы допустимой ошибки. Исходя из задач исследования, в тех случаях, когда требуется повышенная точность результатов, допускается ошибка репрезентативности от 2 до 3%, в остальных случаях достаточно, чтобы эта ошибка была в пределах 3–10%.
Исчисление ошибки репрезентативности основано на формулах, разработанных в теории статистики, и при этом исследователь одновременно получает ответ, какой будет величина выборки, то есть какое число единиц, включенных в выборку, должно быть изучено. Следует иметь в виду, что чем больше выборка (в процентном отношении ко всей генеральной совокупности), тем точнее результаты и меньше ошибка репрезентативности, но чем более однородная совокупность, тем меньше может быть выборка.
При выборочном исследовании важно, чтобы единицы, составляющие выборку, были отобраны в таком порядке, при котором каждая из них имела бы возможность войти в выборку независимо от желания или пристрастий исследователя. Для того чтобы каждая единица генеральной совокупности имела одинаковую возможность быть отобранной, используется ряд способов, среди которых часто применяются такие способы определения выборки, как случайная выборка и выборка по принципу квот. При случайной выборке заранее не определяется единица наблюдения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборочную совокупность любой и каждой единицы наблюдения. Например, если исследование краж чужого имущества проводится на основе изучения материалов уголовных дел, то с помощью случайной выборки из общего количества таких материалов отбирается каждое десятое дело.
Выборочное исследование используется, например, при выявлении причин совершения преступлений путем опроса осужденных, при изучении уровня правосознания граждан опять же путем опроса, при исследовании личности преступника с использованием материалов уголовных дел.
Методы криминологических исследований
Все методы подразделяются на методы сбора информации и методы анализа информации. Совокупность используемых в криминологическом исследовании методов называется методикой. Таким образом, методика — это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, ее причинах и личности преступников, а также о мерах борьбы с ней.
При проведении криминологического исследования используются разнообразные методы. Выбор того или иного метода зависит от предмета исследования, его целей и задач. Например, для изучения динамики преступности используется метод построения динамических рядов, для изучения причин совершения преступления — документальный метод, для изучения личности преступника — документальный метод или метод тестирования. Универсального метода нет, и поэтому в криминологическом исследовании используется определенная совокупность методов.
Все методы условно можно разделить на следующие группы. В первую группу входят общенаучные методы — например, анализ исторический, сравнительный, логический, системный, статистический. Во вторую группу входят социологические методы, например опрос, метод экспертных оценок, метод контрольной группы, эксперимент, изучение документов, наблюдение. В третью группу входят психологические методы, например метод социометрического зондирования, тестирование.
Статистический метод часто применяется в криминологическом исследовании. Он используется при любом виде исследования — сплошном или выборочном. Статистика является важным методом познания социальных явлений. Преступность — это массовое социальное явление, поэтому именно с помощью статистического метода можно собрать и обобщить информацию о количественных характеристиках преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника. Эта информация позволяет обнаружить закономерности, типические черты изучаемых явлений, зависимости между изменениями одних и других.
Статистический метод в криминологическом исследовании включает в себя, как правило, три этапа. Первый этап — сбор необходимой первичной информации. Исследователь может получить ее из статистических карточек первичного учета и статистических отчетов, имеющихся в органах МВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, уголовных дел и т. д.
Второй этап заключается в сводке и группировке (классификации) всей массы собранных данных первичного учета. На этом этапе первичные данные систематизируются, подсчитываются и затем группируются по различным признакам (например, по видам преступлений, по полу и возрастным группам). В результате полученные данные отражаются в статистическом отчете, таблицах, схемах, диаграммах. Группировку изучаемых данных нельзя рассматривать лишь как прием для придания этим данным наглядности. Группировка есть прием исследования, позволяющий получить новые сведения. Для этого применяются разные виды группировок: типологические, вариационные, аналитические.
Типологические группировки — это группировки, распределяющие изучаемую совокупность на однородные в качественном отношении типы (например, группировки по видам преступлений, по месту совершения преступлений). Вариационные группировки распределяют исследуемые явления по количественному (варьирующему) признаку. Этот вид группировок применяется при изучении возрастного состава преступников, сроков лишения свободы, рецидива и т. д. Аналитические группировки ставят перед собой цель установить связь между изучаемыми явлениями. Например, между преступностью и пьянством, преступностью и семейным положением, преступностью и образованием и т. д.
На третьем, завершающем этапе происходит анализ собранных и сгруппированных данных при помощи обобщающих показателей. Абсолютные величины, даже будучи сгруппированными, часто не позволяют выявить реально существующие взаимосвязи. Поэтому прежде, чем приступить к качественному анализу группированных абсолютных данных, необходимо привести их в сравнимый вид, то есть преобразовать в обобщающие показатели. Последние в статистике подразделяются на средние и относительные. В криминологическом исследовании средние показатели применяются редко (например, для определения средних сроков наказания, среднего возраста преступников, средних сроков прохождения уголовных дел в судах). Относительные же показатели используются очень часто. Например, при исследовании состояния преступности рассчитываются количественные и качественные показатели, к которым относятся коэффициент преступности, удельный вес того или иного вида преступлений, темп роста и темп прироста преступности, средний ущерб от преступлений против собственности и т. п.
Таким образом, на завершающем этапе применения статистического метода на основе обобщающих показателей происходит интерпретация полученной цифровой информации, в ходе которой формулируются выводы о существующих связях и зависимостях между теми и другими явлениями и процессами и вырабатываются рекомендации и предложения практического характера.
Опрос является одним из распространенных методов криминологического исследования. Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). В криминологии при помощи опроса изучаются, например, причины и условия, способствующие совершению преступлений, личность преступника, уровень виктимизации, эффективность применяемых мер предупреждения преступлений, уровень правосознания населения и осужденных.
Опрос проводится в виде анкетирования или интервьюирования. При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанные вопросы, включенные в анкету. При интервьюировании информация получается из беседы, при этом вопросы опрашиваемому задаются в свободной форме.
Качество получаемой информации при анкетировании и интервьюировании зависит от четкости сформулированных вопросов, которые являются своеобразным инструментом регистрации первичных фактов. Нужно обращать серьезное внимание на организацию опроса и технику составления анкеты. Характер вопросов определяется целями и задачами исследования. Они могут быть открытыми, когда ответ излагается в свободной форме, или закрытыми, когда предусмотрены определенные варианты ответов.
В анкете должны быть в общей форме изложены цель и задачи данного исследования, названа организация, его проводящая. Вопросы в анкете располагаются последовательно. Они могут быть объединены в блоки, если такой способ их расположения отвечает содержанию предмета исследования. Место для ответа не должно определяться исходя из правила экономии бумаги. В заключение анкеты, как правило, предлагается респонденту сообщить общие сведения о себе (пол, возраст, образование и т. п.).
Интервьюирование используется в тех случаях, когда необходимо исследование узкой проблемы и когда заранее сформулированные вопросы будут препятствовать ее углубленному изучению. Например, при опросе осужденных с целью изучения мотива совершения ими преступления. Отсутствие заранее сформулированных вопросов вовсе не означает, что исследователь ведет беседу как ему вздумается. Интервьюер должен очень хорошо ориентироваться в проблеме, не навязывать свою позицию. Это означает, что у него всегда существует предварительный план беседы и он обладает искусством извлечения из нее объективной информации.
Метод экспертных оценок состоит в получении квалифицированного заключения на основе индивидуальных мнений группы специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих предмет исследования. Этот метод используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования состояния преступности, оценки эффективности применяемых мер предупреждения преступности, составления перечня причин, оказавших влияние на состояние преступности в изучаемый отрезок времени, и др. При использовании данного метода важной задачей является формирование группы экспертов и профессиональное составление вопросов. Как правило, в группу экспертов могут входить от 20 до 50 человек. Разработано несколько видов организации экспертного опроса. Обычно используется индивидуальный опрос экспертов (может быть и групповой), который проходит в один или два тура. Второй тур необходим в том случае, если полученные от экспертов ответы не поддаются выведению среднего мнения. Поэтому во время второго тура экспертам предлагается объяснить причины возникших разногласий в ответах и вновь сформулировать свою позицию.
Метод контрольной группы применяется тогда, когда необходимую информацию можно получить лишь путем сравнения. Главное в этом методе заключается в том, что отбираются две группы, одна из которых является основной (то есть изучаемой), а другая — контрольной. Причем обе группы должны быть сходными по общим признакам. Сравнение результатов исследования основной и контрольной групп должно показать, что является типичным для обеих групп и что — особенным для основной группы. При этом контрольная группа является тем необходимым фоном, на котором ведется анализ количественных и качественных признаков изучаемого предмета. Например, пусть предметом исследования будут социальные условия жизни несовершеннолетних и их влияние на совершение правонарушений; для этого формируется две группы несовершеннолетних — из правонарушителей и законопослушных. Сравнение двух групп показало, что 78% из несовершеннолетних правонарушителей на момент совершения правонарушения проживали с родителями в собственных квартирах. Из контрольной группы подростков, состоящей из законопослушных, таковых оказалось 75%. Отсюда можно сделать вывод, что жилищные условия как криминогенный фактор не играют большой роли при совершении правонарушений несовершеннолетних.
При применении метода контрольной группы имеет значение выравнивание групп по определенным признакам. Пренебрежение к выравниванию групп может привести к недостоверности результатов по всем исследуемым параметрам. Данный метод применяется для установления причин и условий, способствующих совершению конкретных преступлений; для определения основных факторов, влияющих на криминализацию личности; для определения личностных особенностей конкретных видов преступников; для установления антикриминогенных факторов.
Метод изучения документов применяется в тех случаях, когда предметом исследования является, например, латентная преступность, характеристики личности конкретных видов преступников, причины и условия, способствующие совершению преступлений. К изучаемым документам могут относиться материалы уголовных дел, отчеты о без вести пропавших лицах, личные документы (дневники и т. п.).
Методы эксперимента и наблюдения сравнительно редко применяются в криминологическом исследовании.
Социометрия является методом психологии и социологии. Социометрическое измерение представляет собой количественную оценку влияния социальных и эмоционально-психологических особенностей, проявляющихся у людей, объединенных в микросоциальные группы.
С помощью социометрического метода получается «снимок» динамики внутренних взаимоотношений членов группы, определяются их симпатии и антипатии, наличие лидера и его качества, обеспечивающие статус лидера, качества аутсайдера в группе. В основе данного метода лежит социометрический опрос — набор вопросов, которые задаются испытуемым, который должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к опросу.
В криминологическом исследовании социометрия применяется весьма редко. Например, он применим при изучении криминогенных семей для выявления факторов внутрисемейного насилия, при изучении неформальных норм поведения в среде осужденных, с целью определения факторов депривации, фрустрации и призонизации осужденных.
Тестирование как метод криминологического исследования предназначен для обнаружения в предмете исследования какого-либо отклонения. Вопросы теста представляют собой задачу или ситуацию, которая предлагается для анализа обследуемым. Целью тестирования является, например, выяснение психологических отклонений преступника, его интеллектуальных возможностей, творческих способностей, склонности к риску, самоконтролю, жестокости, способности к быстрому реагированию в определенной ситуации и т. д. Тестовые обследования дают возможность глубже изучить особенности личности отдельных категорий преступников, таких как хулиганы, убийцы, мошенники и т. д.