Что понимают под средой обитания и экологическими факторами 5 класс
Урок в 5 классе на тему «Среда обитания. Экологические факторы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ среда обитания. экол.факторы.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Реши тест 1.Классификацией живых организмов, их описанием занимается наука: а) экология; б) систематика; в) зоология; г) ботаника 2. Самым многочисленным типом среди животных является тип: а) кишечнополостные; б) хордовые в) членистоногие; г) моллюски 3. Самой крупной группой, в которую объединяют живые организмы по наиболее общим признакам, является: а) царство; б) отряд; в) семейство; г) вид 4. Наиболее сложным строением в царстве Растения обладают представители отдела: а) покрытосеменные; б) папоротники; в) мохообразные; г) водоросли. 5. Установите правильную последовательность групп в царстве Растения, начиная с самой крупной: Род; вид; класс; семейство; отдел; подцарство; порядок. *
Определи отдел растения *
Определи тип животных *
Среда обитания. Экологические факторы *
Обитают в кишечнике человека *
ВОДНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ *
Экология: ойкос – дом, логос – наука, учение Впервые ввел термин «экология» в 1869 году немецкий ученый Эрнст Геккель для обозначения науки о взаимосвязи организмов в природе. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. *
Экологические факторы Все свойства среды, которые влияют на организмы, называют экологическими факторами *
Проверь себя 1.В природе насчитывается сред обитания: а) 1 б) 3 в) 2 г) 4 *
2.Экологические факторы – это … а) взаимоотношения человека и животных б) условия, под воздействие которых обитает живой организм в) живые организмы г) среда обитания живых организмов *
3.К биотическим факторам относятся а) поедание медведем малины б) температура в) снег г) выхлопные газы автомобиля *
4.К абиотическим факторам относятся а) опыление цветка пчелами б) погоня тигра за зеброй в) повышение температуры воздуха г) бытовой мусор *
5.К антропогенным факторам относятся а) выброс сточных вод в реку б) сильный дождь в) солнечный свет г) поедание медведем малины *
ЗАДАНИЕ Назвать среды обитания данных организмов: корень моркови, лиса, медуза, водоросли, ель, клещ, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, дождевой червь, морская звезда, трутовик, личинка майского жука, вошь. *
Определите экологический фактор: лесной пожар, погоня волка за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, повреждение дерева оленем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь *
Определи экологический фактор *
Домашнее задание П. 5. По желанию: подготовить сообщение о том, как человек влияет на среду обитания. *
Выбранный для просмотра документ экологич. факторы.docx
08.10.2018 5 класс урок № 6
Тема: Среда обитания. Экологические факторы.
Цель: Сформировать представление обучающихся о средах жизни живых организмов и влиянии на них различных экологических факторов.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества.
Метапредметные: Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой
Предметные: Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы
Оборудование: Проектор, презентация, рабочая тетрадь, учебник.
Проверка и коррекция знаний
1. Работа с тетрадью (К.Н.Задорожный, О.С.Захарова, А.В.Терехова. «Биология. Живой организм. 5 класс») с.14-17.
2. Реши тест (слайд 1)
3. Определи отдел растений (слайды 2-3)
4. Определи тип животных (слайд 4-5)
Учитель: Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чем это стихотворение (Вывод стихотворения на экран) (Слайд 6)
У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.
Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
– Ребята, о ком и о чем это стихотворение? (О животных, об условиях, месте их жизни)
–Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке. C формулируем тему урока.
Сообщение темы урока, запись в тетради(слайд7)
Попробуйте поставить перед собой цели на урок.
Изучение нового материала
– Слайд(8) Назовите животных. Определите, где обитают данные животные.
Место обитания – наиболее благоприятные условия среды обитания (слайд 9)
Физминутка для глаз(слайд 10)
На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания служат также сами организмы, в которых живут другие. В зависимости от того, в каких средах живут представители разных видов, они испытывают действие разных факторов и вынуждены приспосабливаться к ним.
(Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь)
(Слайд 11) Среды обитания: почвенная, организменная, водная, наземно-воздушная.
Краткая характеристика сред обитания (слайд 12-15).
Обучающиеся приводят примеры живых организмов, обитающих в данных средах.
Физминутка (слайд 16)
Учитель: Живые организмы, населяя разную среду обитания, оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Вспомните, как называется эта наука. (слайд 17)
Экология (греч. сл. ойкос – дом, логос – наука, учение)
Впервые ввел термин « экология» 1869 году нем. ученый Эрнст Геккель, для обозначения науки о взаимосвязи организмов в природе.
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
3. Экологические факторы
А какие условия необходимы живым организмам? Давайте вспомним.
– Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует.
Все свойства среды, которые влияют на организмы, называют экологическими факторами (слайд 18)
Их можно оценить и измерить.
– Экологические факторы подразделяют на абиотические и биотические. Абиотические факторы имеют физико-химическую природу. Биотические факторы – все прямые и косвенные воздействия организмов друг на друга и среду обитания. В современном мире практически вся живая природа испытывает сильнейшее влияние человеческой деятельности. Часто это влияние намного перекрывает действие природных факторов. Поэтому кроме абиотических и биотических, отдельно выделяют и рассматривают антропогенные факторы. К ним относятся всевозможные формы воздействия человека на другие виды и на условия их жизни. Такие воздействия могут специально предусматриваться человеком или выступать как непредвиденные и случайные. (Слайд 19 )
4. Проблемный вопрос: Какой абиотический фактор является главным и почему?
– Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить значение света, воды, температуры на организм.
1) – Каково значение света для живых организмов?
2) – Каково значение воды для живых организмов?
3) – Каково значение температуры для живых организмов?
Вывод: Какой абиотический фактор является главным?
– Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов.
V . Закрепление изученного материала
1. Самооценка (слайды 20-25)
2. Назвать среды обитания (слайд 26)
3. Определите экологический фактор (слайды 27-29)
VI .Домашнее задание : (слайд 30)
п. 5. По желанию: подготовить сообщение о том, как человек влияет на среду обитания.
Среда обитания и экологические факторы
Среда обитания и условия существования
Среда обитания — часть природы (совокупность конкретных условий живой и неживой природы), непосредственно окружающая живой организм и оказывающая прямое или косвенное влияние на его состояние: рост, развитие, размножение, выживаемость и т.п.
Условия существования — это совокупность жизненно необходимых факторов среды, без которых живой организм не может существовать (свет, тепло, влага, воздух, почва и т.д.).
Экологические Факторы и их классификация
Экологические факторы — это отдельные элементы среды обитания, способные оказывать влияние на организмы, популяции и природные сообщества, вызывая у них приспособительные реакции (адаптации).
❖ Классификация экологических факторов по характеру действия:
■ периодические факторы (действуют постоянно и имеют суточную, сезонную и годичную цикличность: смена дня и ночи, приливы и отливы, чередование времен года и др.);
■ непериодические факторы (действуют на организмы или популяции внезапно, эпизодически);
❖ Классификация экологических факторов по происхождению:
■ абиотические факторы — все факторы неживой природы: физические, или климатические (свет, температура, влажность, давление), эдафические, или почвенно-грунтовые (механическая структура почвы, ее минеральный состав), топографические, или орографические (рельеф местности), химические (соленость воды, газовый состав воздуха, pH почвы и воды) и др.;
■ биотические факторы — разнообразные формы влияния одних живых организмов на жизнедеятельность других. При этом одни организмы могут служить пищей для других, быть для них средой обитания, способствовать размножению и расселению, оказывать механические, химические и другие воздействия;
■ антропогенные факторы — разнообразные формы деятельности человека, изменяющие природу как среду обитания других видов или непосредственно сказывающиеся на их жизни (загрязнение окружающей среды отходами промышленности, охота и др.).
Закономерности действия экологических Факторов на организмы
❖ Характер действия экологических факторов на организмы:
■ как раздражители они вызывают приспособительные изменения физиологических и биохимических функций;
■ как ограничители обусловливают невозможность существования тех или иных организмов в данных условиях;
■ как модификаторы определяют морфологические, структурно-функциональные и анатомические изменения организмов;
■ как сигналы они свидетельствуют об изменениях других факторов среды.
❖ По силе воздействия на организм экологические факторы подразделяются на:
■ оптимальные;
■ нормальные;
■ угнетающие (стрессовые);
■ предельные;
■ ограничивающие.
Пределы выносливости организма — это диапазон интенсивности фактора, в границах которого возможно существование организма. Этот диапазон ограничен крайними пороговыми точками минимума и максимума и характеризует толерантность организма. При интенсивности фактора, меньшей точки минимума (нижнего предела) или большей точки максимума (верхнего предела) организм погибает.
Биологический оптимум — наиболее благоприятная для организма интенсивность фактора. Значения интенсивности фактора, лежащие вблизи биологического оптимума, составляют зону оптимума.
Зоны стресса, угнетения (или пессимума) — диапазоны с резким недостатком или избытком фактора; в этих зонах интенсивность фактора лежит в пределах выносливости, но выходит за границы биологического оптимума.
Зона нормальной жизнедеятельности находится между зоной оптимума и зоной пессимума (стресса).
Толерантность — способность организмов выносить отклонения экологического фактора от оптимальных для себя значений.
■ Одна и та же интенсивность фактора может быть оптимальной для одного вида, угнетающей (стрессовой) для другого и выходить за пределы выносливости для третьей.
Эврибионты — организмы, способные выдерживать значительные отклонения от биологического оптимума (т.е. имеющие широкие пределы выносливости); пример: карась способен жить в различных водоемах.
Стенобионты — организмы, для существования которых необходимы строго определенные, относительно постоянные условия среды; пример: форель обитает только в водоемах с высоким содержанием кислорода.
Экологическая валентность — способность организма заселять разнообразные среды обитания.
Экологическая пластичность — способность организма адаптироваться к определенному диапазону изменчивости факторов среды.
Взаимодействие экологических Факторов. Ограничивающий Фактор
Комплексное воздействие факторов: экологические факторы воздействуют на живой организм комплексно, т.е. одновременно и совместно, причем действие одного фактора в определенной степени зависит от интенсивности другого фактора. Примеры: жара легче переносится в сухом воздухе, чем во влажном; замерзнуть можно быстрее при морозе с сильным ветром, чем в безветренную погоду и т. п..
Эффект компенсации — явление частичной компенсации недостатка (избытка) одного экологического фактора избытком (недостатком) другого фактора.
Независимое приспособление к действию факторов: к каждому из действующих факторов организмы приспосабливаются относительно независимым путем. Степень выносливости к какому-либо фактору не означает аналогичной выносливости к действию остальных факторов.
Экологический спектр — совокупность способностей организма существовать в условиях действия различных факторов среды.
Ограничивающий (лимитирующий) фактор — это фактор среды, значения которого выходят за пределы выносливости организма, что делает невозможным существование этого организма в данных условиях.
❖ Роль ограничивающих факторов:
■ они определяют географические ареалы видов;
■ они сильнее других факторов влияют на жизнедеятельность организма и действуют по правилу минимума;
■ их действие является жизненно важным для организма, несмотря на благоприятное сочетание остальных факторов. Примеры: распространение организмов в Арктике ограничивается недостатком тепла, в пустынях — недостатком влаги и др.
Биология 5 класс. Среда обитания. Экологические факторы.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Грустная история экологическая сказка.doc
Автор: Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней, когда пронизывающий ледяной ветер, выворачивая наизнанку листья деревьев, с силой сгибал до самой земли каждую травинку, а потом, будто оставшийся без присмотра озорной мальчишка, подбрасывал их в самую высь, встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища.
Кукушка: Да и мне пора посушить мокрые перышки.
Муравей: Куда уж хуже. По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!
Кукушка: А что с тобой случилось?
Муравей: Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья.
Мне обидно, что про меня люди только плохое говорят. А сколько я добра делаю и не вспоминают. Одних только волосатых гусениц, да жуков, да других вредителей леса каждая кукушка за лето тысячи съедает! Правильно ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет? Как ты, муравьишка, думаешь?
А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, туг мой дом, мои друзья и родные живут. Нельзя лес без защиты оставлять! Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду.
Автор: Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за тучи выгля нуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело.
Ёж: Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый.
Экологические факторы окружающей среды – схема, виды, примеры и адаптация организмов
Экологические факторы — совокупность всех признаков среды (температура, влажность, свет, давление воздуха, свойства почвы, состав воздуха, рельеф, живые организмы и др.), оказывающих воздействие на организм или экологическую систему в целом. Не все факторы одинаковые по своему значению, влияние некоторых из них является незначительным.
Классификация экологических факторов
Все известные экологические признаки среды в зависимости от их происхождения и характера влияния делят на три основные группы:
К абиотическим относятся факторы неорганической и неживой природы, к биотическим — воздействие живой природы (в том числе и человека), к антропогенным — влияние человека на природу как умышленное, так и неосознанное или неконтролируемое. Это разделение является условным, поскольку каждый фактор существует и проявляет себя как результат общего воздействия среды.
Давайте рассмотрим каждый вид экологических факторов среды более подробно.
Абиотические факторы (влияние неживой природы)
Неживая природа оказывает косвенное или прямое воздействие на всех живых существ. Значительные изменения условий окружающей среды (температура, свет, влажность, свойства почв, состав воздуха и т. п.) могут стать для живого организма критическими и даже привести к его гибели. К абиотическим факторам среды относятся:
Биотические факторы (влияние живой природы)
Живые организмы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, выстраивая различные типы внутривидовых и межвидовых отношений. В зависимости от того, к какому царству относиться живой организм, классификация биотических факторов осуществляется следующим образом:
Антропогенные факторы (влияние человека)
Антропогенные факторы — изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека. Осваивая природу и адаптируя ее к своим потребностям, люди воздействуют на флору и фауну преобразовывая среду обитания. Влияние может быть косвенное, прямое или условное.
Адаптация живых организмов к окружающей среде
Чтобы выжить и размножаться, все живые существа должны приспосабливаться к условиям, предоставляемым им средой обитания. Окружающая среда организма включает в себя все, что на него воздействует, а также все, на что воздействует сам организм. Соответствие между живым организмом и окружающей средой в биологии называют адаптацией.
Растения и животные адаптировались к окружающей среде генетически и посредством физиологической, поведенческой или эволюционной гибкости, включая как инстинктивное поведение, так и обучение. Адаптация имеет много измерений в том смысле, что большинство организмов должны одновременно приспосабливаться к многочисленным различным факторам окружающей среды. Адаптация включает в себя совладание не только с физической абиотической средой (свет, темнота, температура, вода, ветер), но и со сложной биотической средой (другие организмы, такие как конкуренты, паразиты, хищники и т.п.). Противоречивые требования этих различных компонентов экосистемы часто требуют, чтобы организм находил компромисс в своих адаптациях для каждого из них.
Соответствие любому заданному измерению требует определенного количества энергии, которая затем больше не будет доступна для остальных адаптаций. Присутствие хищников, например, может потребовать от животного осторожности, что, в свою очередь, снизит его эффективность кормления и, следовательно, его конкурентоспособность.
Организмы могут сравнительно легко приспособиться к хорошо предсказуемой среде и справляться с ней, даже если она регулярно меняется, при условии, что изменения не слишком экстремальные. Адаптация к непредсказуемой среде обычно труднее; адаптация к чрезвычайно неустойчивой среде может даже оказаться невозможной. Многие организмы развили в стадии покоя, которые позволяют им пережить неблагоприятные периоды, как предсказуемые, так и непредсказуемые. Креветки в пустынях и однолетние растения повсюду являются хорошими примерами. Яйца морских креветок годами сохраняются в соленой корке сухих пустынных озер. Когда редкий пустынный дождь заполняет одно из этих озер, из яиц вылупляются креветки, быстро вырастают и откладывают много новых яиц. Некоторые семена растений, которым уже много десятилетий, все еще жизнеспособны и способны прорасти.
Небольшие изменения в физической среде иногда могут улучшить адаптации организма к окружающей среде, но большие изменения почти всегда негативны. Изменения в экосистеме, снижающие общую адаптацию, в совокупности называются «деградацией окружающей среды». Такие изменения вызывают направленный отбор, приводящий к приспособлению к новой среде, или адаптации. Изменения в биотической среде (например, охотничья эффективность хищника) обычно направлены и, как правило, снижают уровень адаптации.
Презентация по биологии на тему «Среда обитания, экологические факторы» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проверь свои знания
Описание слайда:
Выберите один правильный ответ:
1. Наука, изучающая многообразие и классификацию организмов, называется
1) систематика
2) цитология
3) физиология
4) анатомия
Описание слайда:
2. Царством живых организмов являются
1) минералы
2) вещества
3) горные породы
4) растения
Описание слайда:
3. Наибольшей систематической группой при классификации живых организмов является
1) вид
2) царство
3) семейство
4) род
Описание слайда:
4. Клеточного строения не имеют
1) растения
2) животные
3) вирусы
4) грибы
Описание слайда:
5. Основная и наименьшая систематическая группа организмов — это
1) царство
2) вид
3) род
4) отряд
Описание слайда:
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Отметки:
«5» – нет ошибок
«4» – допущена 1 ошибка
«3» – допущены 2 ошибки
«2» – допущены 3 и более ошибок
Описание слайда:
Почему растения завяли?
Описание слайда:
Среда обитания. Экологические факторы
Описание слайда:
Что такое среда обитания?
Где узнать?
Учебник, §4 (с.20)
Запиши определение в свою тетрадь.
Описание слайда:
Описание слайда:
Какие бывают среды обитания?
Где узнать?
Учебник, §4 (с.20)
Составь в тетради схему «Среды облитания».
Описание слайда:
Описание слайда:
Что такое экологические факторы?
Где узнать?
Учебник, §4 (с.20)
Запиши определение в свою тетрадь.
Описание слайда:
Запиши в тетрадь:
Экологические факторы – это факторы (свойства) среды, которые оказывают влияние на организм.
Описание слайда:
Какие бывают группы экологических факторов?
Где узнать?
Учебник, §4 (с.20-22)
Составь в тетради схему «Экологические факторы».
Описание слайда:
Экологические факторы
Абиотические (факторы неживой природы)
Температура
Влажность
Давление
Плотность и т.д.
Биотические (факторы живой природы)
Различные типы взаимоотношений организмов друг с другом
Антропогенные (факторы деятельности человека)
Охота, рыбалка, сбор растений, загрязнение среды, вырубка лесов и т.д.
Описание слайда:
Что изучает экология?
Экология – наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.
Термин «экология» предложил в 1866 году немецкий учёный Эрнст Геккель.
Описание слайда:
Домашнее задание:
учить §4 (с.20-22) и записи в тетради,
прочитать рубрику «Для любознательных» (с.25),
устно отвечать на вопросы после параграфа (с.22).
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Контрольная работа по теме «Газообмен» 9 класс
Презентация к проекту по теме «Кальций в организме человека»
Проект по теме «Кальций в организме человека»
Работа с биологическим текстом «Земноводные»
Игра по биологии в 5 классе (обобщение по теме животные)
Презентация по биологии на тему «Кожа»
Презентация по биологии на тему «Бактерии»
Презентация по биологии на тему «Вирусы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5379296 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.