Что посмотреть в петроградском районе
Петроградская сторона ч.1 Восточная часть
Так вот и мучаюсь, просто не могу придумать, как же выстроить рассказ? Сразу скажу, что не буду писать о главных достопримечательностях, которые всем известны и посещаемы. Но, не удержусь и покажу одно из моих самых любимых мест в городе, о котором мало кто знает, хотя находится оно в самом «сердце» Петропавловской крепости — войдя через Иоанновский мост в крепость и идя по аллее, чуть не доходя до собора надо повернуть направо и пройти мимо «Кладбища комендантов». Там, повернув налево вы попадете на чудную и тихую улочку (это ее отличительная особенность, несмотря на любые толпы в крепости), идущую вдоль собора с другой его стороны. В ее конце есть необычный «секретный проход», который видишь, только подойдя к нему (кажется, что там тупик) и по которому вы попадете прямо на площадь перед собором. Так что — будете гулять в крепости — блесните перед своими близкими знанием «петербургских тайн».
Только один малоизвестный, но — факт о крепости. В 1925 г. Ленинградский совет принял решение крепость снести (как тюрьму при царизме), а на ее месте построить… стадион. К счастью, быстро передумали.
А вообще — давайте гулять и смотреть по сторонам — только, держите голову, чтобы она не отвалилась от постоянных поворотов направо — налево:)
Исторически, к «Петроградской стороне» относятся и Каменный и Елагин острова, но если и их сюда впихивать — никогда не закончим. Так что, предлагаю ограничиться двумя главными островами — Петроградским и Аптекарским, еще заглянем на Петровский — собственно, на них все самое интересное. И пойдем мы исследовать район, ориентируясь на его главную доминанту — Каменноостровский проспект — сначала справа от него, потом — район между ним и второй доминантой — Большим пр. П.С., а уж потом и влево от Большого. Постараюсь — уж как получится.
Интересно, что идеи Петра при строительстве города претерпели сильные преобразования — как — то он не подумал, что ли, о том, что на пути его планов создания центра города стоИт такая серьезная преграда, как Нева. И, пока в городе не стали строить капитальные мосты через нее, развитие «северных территорий» просто не могло произойти — поэтому там и нет дворцов знати, там не жили цари и район этот кое- где был «дачным», но, в основном — промышленно — хозяйственным — этакой промзоной (особенно, конечно, в глубине). Вот представьте, как выглядела территория позади Петропавловской крепости — сплошные леса. А еще — обратите внимание на жуткие сараи на месте нынешней Английской набережной
Ну, а серьезное развитие его началось в конце XIX века, когда было принято решение о строительстве капитального моста через Неву на Петроградский остров вместо имеющихся временных плашкоутных. Интересно, что первый конкурс на строительство моста выиграла мастерская небезызвестного А.Эйфеля, даже премию денежную (точнее, выкуп за проект) получила. Но, потом, как водится, городская Дума несколько раз передумывала и в итоге был принят совсем другой проект, по которому и начали строить. Специальный пункт контракта предусматривал, что мост должен быть построен из русских материалов и русскими рабочими. Например, остатками красного валаамского гранита от облицовки моста впоследствии был отделан католический собор Нотр — Дам де Лурд в Ковенском переулке. Вы не поверите, но до 1965 — 67 г.г., когда проводилась крупная реконструкция моста, пролет для прохода судов через него был… поворотным. Но, поскольку, его размеры уже не соответствовали требованиям судоходства, он был заменен на нынешний, широкий и разводной. Видите, еще совсем недавно «разводка мостов» не была туристическим аттракционом и выглядела совсем не так привлекательно, как сейчас.
Ну, а вот он, красавец — Троицкий мост.
Давайте и пойдем по нему и прямо с него начнем оглядываться вокруг. Позволю себе цитату из «себя — любимого»:
«Стоя на мосту лицом к крепости, и поворачиваясь по часовой стрелке мы увидим совершенно невероятное для питерской архитектуры сооружение — самую северную в мире мечеть с голубым куполом и двумя минаретами „а-ля“ „Гур-Эмир“, далее — ближе к Неве — „первый питерский кондоминиум“ — Дом политкаторжан — построенный в 1933 г. для тех, кого стали расстреливать в 1937 — м, далее, на набережной, у спуска к воде (это место — первая пристань в городе) — мифические фигуры Ши-Цза (некий гибрид льва и лягушки — еще пара Ши-цза — в крошечном китайском саду на Литейном пр.), за ними, в сквере — домик Петра I — первое здание Петербурга, еще дальше — там где от Невы отходит Большая Невка — видны трубы крейсера „Аврора“. Еще правее, по этому же берегу Невы, недалеко от квадратной башни со шпилем — Финляндского вокзала, на набережной виден небольшой белый купол — церковь тюрьмы „Кресты“. Дальше, уже на другом берегу Невы, на самом горизонте — Смольный собор, ближе к нам, у Литейного моста, высокое серое кубическое здание с антеннами на крыше — знаменитый „Литейный 4“ — здание бывшего КГБ. Еще ближе к нам — Летний сад с Летним дворцом Петра I и великолепной решеткой, с обеих сторон которого — первые в Петербурге каменные мосты — Прачечный и Лебяжий, еще ближе — Марсово поле и памятник Суворову, за ним — Михайловский замок с золоченым шпилем и Михайловский дворец (Русский музей), Спас-на-крови. На набережной — Мраморный дворец и, далее, вся Дворцовая набережная, с Эрмитажем и Зимним дворцом, (а над крышами виден ангел с Александрийского столпа), Адмиралтейство, вдали — Исаакиевский собор, Дворцовый мост — рядом с ним Кунсткамера, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами. А сейчас появились и символы города XXI века — пилоны Вантового моста ЗСД (Западного скоростного диаметра) и потрясающее „перекрученное веретено“ самого высокого здания Европы — Лахта — центра. И все это, не говоря уже о фантастической панораме самой Невы и силуэтах кораблей». А еще — с него можно увидеть сразу 9 мостов.
Сойдя с моста мы сразу попадаем на место, которое, однозначно, можно назвать «центром» Петербурга, ибо, отсюда все и началось. На Троицкой площади, справа от моста, до 1933 г. стояла церковь, построенная на месте ПЕРВОЙ церкви города, которая была первым кафедральным собором — Троицким (Троице — Петровским) и именно в нем по окончании Северной войны в 1721 г. Петр I был провозглашен ИМПЕРАТОРОМ, здесь же отпевали царевича Алексея Петровича. На колокольне собора были установлены первые в городе ЧАСЫ, снятые с московской Сухаревой башни
В 2020 г. на месте исторического фундамента собора установили его макет, а постаментом для него послужил фрагмент Гром — камня, того самого, что служит постаментом Медному всаднику.
К 300 — летию города в память о соборе на углу площади установили часовню «Во имя Троицы Живоначальной».
В центре площади установлен камень, посвященной памяти жертв сталинских репрессий
А совсем рядом — ПУП ГОРОДА — первое его здание — домик Петра Первого, построенный для него за 3 дня — 24 — 26 мая 1703 г., там же 27 мая и отметили начало строительства и присоединения земель, что и стало датой основания города. Понимая его ценность для истории, над ним уже в 1784 г. построили каменный «футляр», чтобы сохранить для потомков. Внутрь «футляра» можно войти и увидеть сам домик — избушку с несколькими маленькими комнатами. Но это — чистая и незамутненная история города и государства.
Обратите внимание на белую полоску в правом верхнем углу дверной рамы. Она обозначает рост Петра.
Кстати, некоторые историки говорят, что к идее строительства ГОРОДА Петр пришел не сразу — гораздо важнее были крепость и верфи, которые постепенно обрастали домиками рабочих и ремесленников, а фразу про то, что «здесь будет город заложён», как и про «берег пустынных волн» за него придумал… Пушкин.
В этом рассказе я буду приводить много фактов из интереснейшей книги М. А. Григорьева «Петербург 1910 — х годов. Прогулки в прошлое» — я уже упоминал о ней в других рассказах. Автор жил в те годы в Петербурге и поэтому, все его описания это воспоминания очевидца. Так вот попытайтесь представить, что вокруг домика до начала ХХ века стояло лишь несколько одиноких домов, набережных никаких не было, примерно там, где сейчас стоит реконструкция крейсера «Аврора» был т.н.«Гагаринский буян» — комплекс пристаней и складов, а напротив самого Домика в первые годы после его строительства был первый в городе порт, куда приходили первые иностранные корабли. Развитие территории началось после строительства Троицкого моста (у самого съезда с моста рос огромный дуб, якобы, посаженный Петром I. Когда через мост проложили пути для конки — они его огибали. Но, потом посчитали, что дуб мешает — и спилили его. Подумаешь…)
В 1910 — 13 г. рядом с Домиком построили, как выясняется, последний великокняжеский дворец Санкт — Петербурга — дворец в.к. Николая Николаевича — младшего (был еще его отец — соответственно — старший). В советские времена здесь был один из Дворцов бракосочетаний, а сейчас в нем заседает полпред Президента.
Напротив дворца как раз в те годы была построена гранитная набережная, которую украшают мифические фигуры Ши — Цза, привезенные помощником приамурского генерал — губернатора генералом Н.Гродековым за свои деньги из Манчжурии и подаренные им городу.
Уже в советское время на этом «вкусном» и красивом месте появились новые здания — например, знаменитый «Дом политкаторжан», которых в него заселяли, а потом из него же изымали, как «врагов народа»
а советская элита жила в доме, известном, как «Дворянское гнездо» (он позади Домика Петра). Ирония еще и в том, что рядом находится ул. Куйбышева, бывшая Дворянская, на которой тоже есть что посмотреть. (После революции она получила феерическое название: 1 — я улица деревенской бедноты).
Среди элиты нашлось место и знаменитому театральному режиссеру Г. А. Товстоногову и только он удостоился памятника (кстати, совершенно неизвестного туристам) рядом с домом.
Ну и еще один пример архитектуры сталинизма — Дом Балтфлота, в котором жили морские военачальники и офицеры (в том числе — родители одного нашего одноклассника).
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
10 мест Петроградской стороны, которые заставят влюбиться в этот район
Для тех, кто никогда не понимал, в чём заключается шарм исторического сердца Северной столицы, раскрываем секретные места и показываем очарование самого парадоксального района города с выставками во дворе, восхитительными порталами и милыми скамейками для усатых-полосатых.
Лопухинский сад
Очень здорово прогуливаться по тихим улочкам вдоль водоёма и кормить уточек, которые живут тут в любое время года и всегда рады угощениям. Можно наблюдать за ремонтом прекрасного особняка и увидеть уже отреставрированную решётку.
ул. Академика Павлова, 13
Музей русского авангарда
На улице Профессора Попова среди каменных пятиэтажных зданий притаился дом Матюшина. Матюшин — один из лидеров русского авангарда первой половины XX века. Композитор футуристической оперы «Победа над Солнцем», 1913, прославившей Казимира Малевича. В любой день, корме среды, можно посетить музей и попытаться понять замысел авторов. Также можно отдохнуть в саду на милых скамеечках, выпить чая из термоса и вспомнить стихи Маяковского.
ул. Профессора Попова, 10
Мастерская Ветрогонского
Совсем рядом с Музеем авангарда расположена мастерская, которая хранит работы Владимира Ветрогонского — отца. Андрей Ветрогонский — сын, родившийся в 1956-м и здравствующий поныне. Во дворе вокруг мастерской в постоянно меняющейся экспозиции можно увидеть овечку из бетона и арматуры, подводную лодку из камней и куска старой водосточной трубы и другие затейливые работы из комбинаций различных предметов.
Литераторов ул., 15б
Особняк Марии Савиной
Блуждая по дворам Петроградского района, можно найти особняк Марии Савиной — с 1874 года она была ведущей актрисой Александринского императорского театра. Она играла в пьесах Островского, создававшего образы специально для неё. Особняк недавно отреставрировали, и он стал ещё больше выделяться в городской застройке. Раньше на шпиле не было аббревиатуры АЕ.
Первый жилой дом Ленсовета
Уникальный дом, стоящий особняком на Карповке. Мощное стильное здание выделяет себя необычной формой и «гаджетами ХХ века», которые в нём были в 1934 году. Некоторые квартиры были двухэтажными, лестницы на второй этаж — дубовыми. В проекте были предусмотрены механическая прачечная, парикмахерская, магазин, солярий, комнаты для обслуживающего персонала.
Дом с башнями
Дом, который так любят все петербуржцы. Он также известен как дом Розенштейна — Белогруда. При любой погоде можно посетить местный театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова и насладиться замечательный игрой актёров или выпить чашечку кофе в театральном кафе и получить шанс посидеть за столиком с одним из известных актёров театра.
Большой проспект ПС, 75
Доходный дом Эйлерса
Свернув с шумного Каменноостровского проспекта на улицу Рентгена, мы сможем увидеть доходный дом Г. Ф. Эйлерса в стиле северный модерн. Дом богато украшен различными элементами декора и выглядит даже сказочным, несмотря на северный стиль. Через двор можно выйти в сквер Низами Гянджеви.
Доходный дом Колобовых
Плутая по запутанным улочкам вдоль улицы Ленина, можно попасть к доходному дому Н. Я. и Ф. Я. Колобовых. «Дом на Малой Пушкарской улице поставлен где-то в глухом переулке так, что даже живущий годы в столице может его не увидеть, хотя его следовало бы поставить именно напоказ», — писал Г. К. Лукомский. Необычные интерьерные решения с круглыми комнатами позволяют, например, из одной точки увидеть сразу пять фасадных стен.
Особняк Добберт
Ещё один спрятанный среди типовых домов особняк, который принадлежал К. К. Греффа, — особняк Ю. К. Добберт. Участок дома занимал почти весь квартал. Немудрено, ведь тут жил тайный советник, который, вероятно, мог оставаться незамеченным для посторонних на такой территории, а сейчас незаметен особняк, спрятанный за домами. Под его крышей ныне расположилась Академия танца выдающегося российского балетмейстера Бориса Эйфмана.
Большая Пушкарская ул., 14
Особняк Тиса
У метро «Спортивная» на Съезжинской улице расположен интересный, необычный, похожий на пряничный домик особняк. Неоготический двухэтажный особняк принадлежал ранее владельцу шерстопрядильной фабрики Карлу-Вильгельму Тису, а после — его сыну Вильгельму. Здание знаменито не только великолепным убранством своих парадных и красивым стилизованным под средневековые дома фасадом, но и тем, что строилось оно по проекту двоюродного брата знаменитого Карла Фаберже. В настоящее время здесь располагается ФГУ «Федеральное управление автомобильных дорог „Северо-Запад“».
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Интересный маршрут вокруг станции метро «Петроградская»
Самое высокое сооружение Петербурга; чарующие своей красотой дворы, музей граммофонов, памятник печатному станку и множество впечатляющих старинных особняков — открываем для себя новые интересные места вокруг станции метро «Петроградская».
«Дом с башнями»
Фасад дома, чем-то напоминающего средневековый английский замок, украшают две массивные башни, благодаря которым здание и прозвали «Дом с башнями ». Принадлежало сооружение К. И. Розенштейну, им же оно и было построено вместе с А. Е. Белогрудом. Инженерное оснащение здания соответствовало самым современным требованиям той поры. На кухне квартир, располагавшихся под крышей дома, можно было найти газовые плиты. В комнатах — встроенные в стены шкафы, а во дворе были размещены гаражи. С 1921 года на нижнем этаже здания размещался кинотеатр, не раз менявший своё название: «Элит», «Конкурент», «Резец», «Арс». В 1972 году здесь начала свою работу студия Ленинградского телевидения, а с 1985 по 1995 год находился театр «Эксперимент». В 1996 году помещения были отданы новому творческому коллективу — «Русской антрепризе имени Андрея Миронова».
Каменноостровский пр., 35
«Музыкальный сквер»
Множество зеленых зон нашего города служат напоминаниями о известных и важных личностях, живших и творивших в Петербурге. Этот сквер посвятили памяти композитора Андрея Петрова, чью музыку можно услышать в картинах «Служебный роман», «Человек-амфибия» и во многих других отечественных фильмах. Здесь можно увидеть несколько скульптур-скрипок, при этом у каждой — свое лицо. Есть тут и девушка-скрипка, есть и скрипка-яблоко.
Каменноостровский пр., 28-32
Музей сновидений Зигмунда Фрейда
В старинном особняке XIX века расположен один из самых необычных музеев-инсталляций города, где посетители отправляются в захватывающее путешествие по миру грез, сквозь реальность и фантазии. Двери музея открылись 4 ноября 1999 года: аккурат к столетию со дня выхода в свет книги Фрейда «Толкования сновидений». При этом идея музея вынашивалась создателями более 10 лет. Экспозиция необычного пространства целиком и полностью посвящена сновидениям, теориям австрийского психолога и, кончено же, его безграничной любви к коллекционированию древностей. Кстати, петербургский музей не одинок. Подобные места можно найти в Вене и Лондоне. Последний расположился прямо в квартире известного австрийского ученого, где хранится его огромная коллекция древностей. В музее сновидений постоянно меняются экспозиции, проходят лекции, перформансы и концерты.
Большой пр. П.С., 18А, здание Института Психоанализа
Александровский лицей
В 1843 году в это здание переехал Царскосельский Лицей — тот самый, в котором учился Пушкин. После переезда Лицей получил новое название, однако сохранил прежние традиции.
Каменноостровский пр., 21.
Санкт-Петербургская телебашня
Считается самым высоким сооружением в городе на Неве. Высота пиковой точки телебашни достигает 326 метров, при этом обзорная площадка находится на отметке 186 метров. Построили телебашню в 1956-1962 годах по проекту «УкрНИИпроектстальконструкция» для теле- и радиовещания на Ленинград и Ленинградскую область.
ул. Академика Павлова, 3
«Дом трех Бенуа»
Проект в стиле неоклассицизма осуществили архитекторы Л. Н. Бенуа, К. Ю. Бенуа, А. Н. Бенуа и А. И. Гунст. Этот огромный жилой комплекс был одним из самых благоустроенных домов в дореволюционном Петербурге: кроме канализации, водопровода, парового отопления и телефонов, в здании были собственные электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь и даже снеготаялка. После революции некоторые квартиры превратились в коммунальные, а в других стали жить партийные деятели. С 1999 года в цокольном этаже дома работает театр «Остров».
Каменноостровский пр., 26-28
Особняк и оранжерея Эрнеста Игеля
Характерный представитель эклетики построен в 1897 году. Раньше в трехэтажном здании был дом петербургского коммерсанта Эрнеста Игеля, в особняке располагались оранжерея и ресторан. Сегодня здание полностью заброшено. Фасад старинного особняка почти разрушен, зато интерьеры очень хорошо сохранились.
Каменноостровский пр., 60
«Лабиринтум»
Одним из самых интересных интерактивных комплексов Петербурга по праву можно назвать первый в России музей занимательной науки «ЛабиринтУм», на площадке которого — около 100 удивительных экспонатов, наглядно демонстрирующих самые красивые явления окружающего мира. Под крышей музея на площади в 700 кв. м. посетителей ожидает увлекательное путешествие в мир науки. В экспозицию вошли самые разнообразные устройства, приспособления и объекты, объясняющие и демонстрирующие законы физики и природу возникновения впечатляющих явлений природы.
ул. Льва Толстого, 9А, МФЦ «Толстой Сквер» (6 эт. на лифте)
Музей граммофонов
Создатель музея — казак Владимир Дерябкин, бывший цирковой артист, дрессировщик и клоун, заслуженный артист России. Среди экспонатов пространства можно увидеть всевозможные модели граммофонов, патефонов, фонографов, музыкальных шкатулок и грампластинок. Все объекты находятся в рабочем состоянии, прослушать их звучание можно на специальных музыкально-литературных вечерах.
Каменноостровсикй пр., 32
Первый дом Ленсовета
Огромный комплекс построен в 1931-35 годы для работников Ленсовета как образец нового типа жилья («дома для специалистов»). Все сооружение приподнято на облицованную камнем платформу, что защищает его от возможного подъема воды во время наводнений. Помимо 76 квартир (в которых было от 2-х до 6-ти комнат) здесь располагались детский сад, прачечная, магазин, общежитие персонала, на крыше — солярий.
наб. реки Карповки, 13
Дача Громова
Деревянная двухэтажная усадьба постройки 1850 года расположилась посреди Лопухинского сада в Петроградском районе. В былые времена сад и особняк выглядели гораздо богаче. В саду работали фонтаны, набережная заканчивалась пароходной пристанью, в огромной оранжерее цвели экзотические растения, гостеприимные хозяева дачи частенько принимали городскую богему на пышных пирушках. К сожалению, все это было давно. С некоторых времен здание, выполненное в стиле ранней эклектики, заброшено, но не разрушено. Пустующая купеческая дача даже сегодня еще не растратила былой шарм. Здесь отлично сохранились лепнина, огромный камин и другие элементы декора. Однако все это стыдливо прикрыто советскими обоями в цветочек: эстетика коммунизма не терпела никакой роскоши. Осмотрев комнаты двухэтажной дачи, отправляйтесь прямиком в подвал — вот там и начнутся настоящие приключения. Самой удивительной частью особняка на сегодняшний день является нижний ярус помещения. Кирпичные стены особняка за долгие годы запустения начали обрастать фактурными сталактитами.
ул. Академика Павлова, 13
Музей-квартира Шаляпина
Ботанический сад
Ботанический сад — одно из удивительных мест нашего города, начало ему положил петровский «Аптекарский огород» в 1714 году. Старейшее научное учреждение Санкт-Петербурга интересно не только великолепной коллекцией растений со всего света, но и своей архитектурой. Не так давно в Ботаническом саду им. Петра Великого провели частичную реконструкцию. Здесь появилась зона отдыха, оборудованная удобными скамейками и бесплатной библиотекой. Также заработал бесплатный wi-fi.
ул. Профессора Попова, 4
Свято-Иоанновский монастырь
Иоанновский женский монастырь, что находится между берегом реки Карповки и улицей Профессора Попова, был основан Иоанном Кронштадтским в конце XX века. Предпосылкой его строительства было появление в 1899 году в селе Сура Иоанно-Богословской женской общины, которая была крайне бедна, что и привело Иоанна к мысли построить в Петербурге монастырское подворье.
Монастырь был открыт до 1923 года. Потом имущество было частично вывезено, частично разграблено, здание передано в ведение различным организациям, которые здесь обустраивали в разное время швейные мастерские, квартиры, общежитие и учебное заведение, а монахини — сосланы в лагеря. Реставрация храма началась в 1989 году. Пока восстанавливались помещения, постепенно возрождалась монашеская жизнь.
наб. реки Карповки, 45
Памятник печатному станку
Ленполиграфмаш занимает большую территорию, ограниченную набережной реки Карповки, проспектом Медиков, улицей Профессора Попова и Аптекарским проспектом. Во дворе установлен памятник печатному станку.
пр. Медиков, 5, во дворе
Несколько интересных дворов-колодцев близ станции метро
Такие чудеса встречаются на Петроградской стороне повсеместно.
«Восьмиугольник»
Гуляя по дворам Петроградской стороны на Малом проспекте, можно наткнуться на один очень интересный двор. Одни называют его «колодцем», другие — «восьмиугольником», но как его ни назови, двор все равно остается уникальным. С виду это абсолютно обычное пространство, но стоит лишь поднять голову вверх, замечаешь, что небо обрамляет восьмиугольный багет из зданий. Подобная форма — вовсе не причуда архитектора.
Двор восьмиугольной формы появился на Петроградской стороне во времена подорожания земли и увеличения плотности застройки. Посмотреть его стоит каждому уважающему себя любителю петербургских дворов-колодцев. А еще тут растет чугунное дерево, которое дополняет необычную атмосферу.
Библиотека им. А.С. Пушкина
Большой просп. П. С., 73
«Колобовский дом»
Дом-перевёртыш, который, с одной стороны ― пример парадного и возмутительно роскошного здания в элитной части Петербурга, а с другой — яркий представитель уличного современного искусства. Так, если обойти здание и встать напротив задней его части, можно увидеть брандмауэр, украшенный живописным граффити: рисунок представляет собой контуры домов, меж которых разливается разноцветная река — символ современного искусства, которое прокладывает себе дорогу на улицах старинного Петербурга.
Граффити Паши Wais
Граффити Паши Wais знакомы многим любителям уличного искусства в Петербурге — даже несмотря на то, что он живет в Гонконге и работает в Европе. Так, посмотреть его яркую работу можно в единственном в городе Музее стрит-арта. Взору петербуржцев открылась гигантская яркая абстракция размером 12 на 26 м.
Фото: Антон Ваганов, Виктор Сухоруков, Денис Гарипов, paperpaper.ru, oia-ya.livejournal.com