Что построил в китае ссср

Как СССР превратил Китай в великую ядерную державу

Что построил в китае ссср. Смотреть фото Что построил в китае ссср. Смотреть картинку Что построил в китае ссср. Картинка про Что построил в китае ссср. Фото Что построил в китае ссср

В китайском атомном проекте приняли участие сотни китайцев, проживающих за границей. Физики Ван Ганьпан и Чжао Чжуняо из Калифорнийского университета (последний работал и в советской Дубне), математик Хуа Логэн из университета штата Иллинойс, после долгих лет жизни за границей, оказались в Китае и внесли серьёзный вклад на первом этапе атомной программы. Китайские учёные, получившие образование и опыт за границей, привезли в страну многие секреты. Собственно, с того времени ничего не изменилось. Китайская иностранная община по-прежнему оказывает большое влияние на родину и связана с ней тысячью нитей. Китайцы не ассимилируются в «Большом Вавилоне», сохраняя свою самобытность.

20 января 1955 года было подписано соглашение, предусматривающее совместные геологические исследования в Китае (в Синьцзяне) и разработку урановых рудников. Советский Союз решал задачу увеличения урановой базы, поэтому Китай обязался в обмен на предоставленную помощь в геологоразведке передавать излишки урана советской стороне. В поисках урановых залежей участвовали советские и китайские специалисты, а также учёные из Восточной Европы. Это позволило выяснить, что Китай имеет хорошую урановую базу. Наибольшие запасы урана располагались в Синьцзяне, где в 1957 году в районе города Чугучак начали разрабатывать урановое месторождение.

7 апреля 1956 г. было заключено соглашение об оказании Москвой помощи Пекину в строительстве новых гражданских и военных объектов, среди них был и завод по производству ЯО. В этом же году ЦК компартии Китая принял решение «о развитии атомной энергетики». Среди приоритетов программы было создание атомной бомбы и стратегических ракет (средств доставки). В конце 1956 г. в Китае создали «атомное министерство» — т. н. «Третье министерство машиностроения» (в 1958 г. оно стало Вторым), ставшее аналогом советского Средмаша. Курировал проект «китайский Берия» — глава госбезопасности Кан Шэн.

В целом современная китайская военная промышленность и атомный проект родились в 1950-е годы при помощи СССР. По сути, Москва создала современный по тем временам военно-промышленный комплекс КНР, способный производить практически весь спектр вооружений. Так, советские специалисты построили в Китае более семи сотен полноценных заводов со всей инфраструктурой и оборудованием, 97 научно-технологических центров и 11 испытательных полигонов. В советских технических вузах по военным программам бесплатно обучили более 120 тыс. китайских студентов. Помощь Китаю в длительных командировках оказывали более 6 тыс. советских учёных, 85 тыс. разного рода технических специалистов. Только в сфере атомных исследований было задействовано около 10 тыс. советских специалистов. Многие построенные советскими специалистами и при их участии предприятия, включая авиационные комплексы в Шэньяне, Харбине, Сиане и Чэнду, танковый завод в Баотоу — завод №617 (Внутренняя Монголия) и т. д., до сих пор являются основной ВПК КНР. Москва передала Пекину лицензии на производство полного спектра вооружений и военной техники — от средств связи до самолетов.

Заложил СССР и атомный проект Китая, передав китайцам огромный массив документации и оборудования, которые необходимы для создания полного производственного цикла ЯО. Позаботился СССР и развитии ракетостроения в Китае. Китайцам были предоставлены образцы ракет «Р-1» и «Р-2», и технологии их создания.

Ещё в 1951 г. СССР стал принимать участие в развитие мирной атомной программы в Китае. В этом году между двумя странами было подписано секретное соглашение об оказании научно-технической помощи Китаю в области атомных исследований в обмен на поставки им урановой руды. В рамках этого соглашения Москва передала Пекину технологии по обогащению урана, строительству центрифуг и другие элементы производственного цикла. Надо сказать, что китайцы так и не смогли освоить самостоятельное производство центрифуг (на построенных советскими специалистами заводах). Их пришлось вместе с документацией завести из Москвы.

Хрущёв не испытывал сомнений по поводу решения вооружить Поднебесную, хотя такой поток благодеяний, без ответных преференций, был не в стратегических и национальных интересах Советского Союза. Многие в СССР это понимали. Так советские учёные пытались саботировать этот процесс. Они хотели передать Китаю более старые проекты, чтобы серьёзно затормозить процесс развития атомной программы КНР. Однако саботаж обнаружили и Китаю передали наиболее передовые советские технологии. Причем вскоре произошёл разрыв отношений Москвы и Пекина.

Москва отказалась передать Пекину только технологии создания атомной подводной лодки. В 1958 году Пекин уже не первый раз попросил Союз помочь в деле создания современного флота оснащенного АПЛ. Однако Москва сообщила, что это дело новое, сложное и дорогое даже для Советского Союза. Москва предлагал проект совместного строительства атомного подводного флота. Китай обладал благоприятными условиями для базирования советских АПЛ. Однако Мао Цзэдун отказался рассматривать вопрос о создании инфтраструктуры для базирования советских АПЛ в Китае. «Великий кормчий» предлагал Москве оказать помощь в строительстве флота, «хозяевами которого будем мы». Фактический Хрущёв позволил китайцам сесть на шею Советскому Союзу. Мао считал, что в мирное время Москва должна помогать КНР «создавать военные базы и строить вооруженные силы».

Десятилетиями ракетно-ядерные силы КНР не могли совершить качественный скачок. Поднебесная продолжала эксплуатировать советские технологии, переданные в 1950-1960-х годах. Несмотря на внимание правительства и многомиллиардные капиталовложения Пекин так и не смог получить полноценную ядерную триаду, способную реально противостоять ядерному потенциалу России или США. Долго основу стратегических сил КНР составляли устаревшие и громоздкие жидкостные МБР. Развал Советского Союза позволил китайцам поживиться на расхищении научно-технического наследия Красной империи. Технологии вывозились как с территории РФ, так и Украины.

В результате Китай смог обзавестись мобильными твердотопливными ракетами DF-31 и DF-31А («Дунфэн-31» и «Дунфэн-31-А»). Однако их боевые возможности ограничены из-за одной боеголовки, что снижает из возможности по преодолению ПРО. К тому же есть технологические проблемы, что замедляет процесс перевооружения ВС на новые ракеты. На основе украденных в России технологий (обвинять китайцев в этом не стоит, сами позволили украсть) был запущен проект создания твердотопливной МБР Дунфэн-41 (DF-41), которая имеет дальность 10-15 тыс. км и несет разделяющуюся головную часть (содержит до 10-12 боевых блоков). Эта ракета позволила бы КНР приблизиться к уровню России и США. Однако с учетом медленности развития ядерных программ КНР (с момента первого пуска до реального развертывания проходит обычно 20-30 лет), этого ждать не стоит. США по-прежнему способны испепелить большую часть ядерного арсенала КНР ещё до взлета, а уцелевшие ракеты не смогут причинить неприемлемого ущерба американской территории.

В стратегической авиации ситуация ещё более плачевная. Её основа — по-прежнему клоны советских самолетов Ту-16. Активно используя советско-русские «мозги», в 2011 г. китайцы приняли на вооружение новую модификацию Ту-16 — H-6K. Футуристические проекты Поднебесной по созданию нового стратегического бомбардировщика очень далеки от воплощения в жизнь.

Источник

Самые масштабные зарубежные стройки СССР

Индонезия

Что построил в китае ссср. Смотреть фото Что построил в китае ссср. Смотреть картинку Что построил в китае ссср. Картинка про Что построил в китае ссср. Фото Что построил в китае ссср
На момент сдачи в эксплуатацию «Сенаян» вмещал 100 800 зрителей. В 2007 стадион перестроили, снизив число посадочных мест до 80 тысяч человек, но и в таком виде подарок Хрущева остается крупнейшим стадионом «страны тысячи островов». Увы, в 1965 в Индонезии случился кровавый переворот и массовая резня коммунистов. Вслед за отказом от «политической концепции Насаком», объединявшей национализм, коммунизм и религиозность, советские проекты в регионе были немедленно свернуты.

Монумент Молодости

Любопытным примером «красного следа» является Patung Pemuda (Монумент Молодости). Огромная статуя работы советского скульптора Матвея Манизера символизирует вклад молодых поколений в развитие Индонезии и исполнена в жанре соцреализма. Находчивые горожане со временем переименовали стоящую на оживленном перекрестке фигуру в «доставщика пиццы».

Индия

«Хинди-руси бхай-бхай» — об особом, теплом характере отношений СССР с братской страной слонов и джунглей знал каждый советский гражданин.
Экономическая подоплека взаимной симпатии проста: в 50-60-е обе страны испытывали дефицит конвертируемой валюты (Индия испытывает его и сейчас), и находились под давлением Запада (негласных санкций). Соглашение о прямом обмене рубля на рупию при поставках товаров и оборудования позволило Индии обзавестись передовой промышленностью, а в магазинах Страны Советов появился «чай со слоном», и другие колониальные товары. В результате взаимовыгодного обмена к 1965 году СССР был вторым крупнейшим «вкладчиком» в промышленность и инфраструктуру Индии, а в 1967 с советским участием производилась четверть всей индийской стали, половина нефтепродуктов, и порядка 20% электроэнергии.
Перечислим лишь некоторые из наиболее масштабных производств, созданных при участии Союза.
Дамба Тери

Самая высокая в Индии, и одна из самых высоких в мире, дамба Тери была построена на реке Бхагирати по советскому проекту 1961 года. Строительство затянулось на десятилетия (насыпь начали сооружать в 1978, советских специалистов привлекли в 1986, а пуск гидроэлектростанции состоялся лишь в 2006). Сегодня ГЭС Тери поставляет электричество в девять индийских штатов, включая Дели.
Сталепромышленный завод Бхилаи

Построен по советскому проекту и на советский кредит в 1959 году. Первый в Индии завод такого масштаба, он и по сей день является крупнейшим в стране производителем стальных слябов, и большинства рельсов для индийской железной дороги. Кроме того, производит ряд продуктов коксохимической промышленности. Из нынешних активов Steel Authority of India завод Бихлаи — крупнейший и наиболее прибыльный.
Бокаро Стил Сити

Район Бокаро — один из наиболее индустриально освоенных в Индии, даже на официальном уровне переименованный в «Стальной Город». Крупнейшее предприятие в Бокаро — сталепромышленный комбинат, построенный СССР в 1965 г. Пять домен «сердца Стального Города» вмещают 4.5 миллиона тонн жидкой стали, а после модернизации этот объем рассчитывают нарастить до 10.
Нефтеперегонный завод Барауни

Нефтеперегонный завод Barauni Refinery построен при участии СССР и по румынским технологиям в 1964 году. Производит автомобильное топливо различных фракций, машинные масла, другую продукцию нефтехимии. На старте позволял обрабатывать миллион тонн легкой ассамской нефти в год. К 1969 этот объем нарастили до 6 млн, а завод сделали «всеядным», добавив соответствующие модули для переработки тяжелых сортов нефти с высоким содержанием серы.

Египет

Асуанская ГЭС

Сотрудничество СССР с Египтом неоднократно прерывалось внутриполитическими пертурбациями (военными переворотами) в этой североафриканской стране. Тем не менее, «красный след» заметен и здесь.
Две дамбы Асуанской ГЭС, построенной в 1960 г. при участии технических специалистов СССР по проекту инженера Н. А. Малышева, перегораживают великую реку Нил близ древнего города Асуан. В результате образовалось т.н. «озеро Насера» — крупнейшее из египетских водохранилищ площадью водного зеркала 5250 кв. км.
На момент постройки Асуанский гидроузел обеспечивал 50% электрогенерации в стране. С развитием энергетики Египта, эта доля упала до 12-15%. Зато водохранилище им. Насера по сей день служит предотвращению засух и наводнений, от которых регион периодически страдал на всем протяжении истории. Вокруг озера Насера также образовалось значительное количество рыбоводческих хозяйств.

Афганистан

Общий перечень объектов, построенных СССР в Афганистане (как до, так и во время «вторжения для оказания интернациональной помощи»), насчитывает 142 наименования. Это гидроэлектростанции и плотины, ТЭС, ЛЭП, газопроводы, домостроительный комбинат, речной порт, каналы и водозаборы, аэропорты, школы, вузы, дороги, мосты, включая знаменитый «Мост Дружбы» на границе с Узбекистаном…
Тоннель Саланг

Китай

В послевоенные годы «Красный Китай» получал львиную долю научно-технической помощи от Страны Советов — пока отношения не испортились в годы «хрущевского ревизионизма» и конфликтов из-за территориальной принадлежности о. Даманский.
Советский Союз поставлял в Китай горно-шахтное, нефтебуровое, подъемно-транспортное и энерготехническое оборудование, экскаваторы, дорожно-строительные машины, приборы, подшипники, инструменты. Поставлялось и комплектное оборудование для целых заводов. Советский Союз передал КНР более тысячи комплектов проектной документации для строительства. Более половины машин, выпускаемых промышленностью Китая в годы первых пятилеток, создано по советской технической документации.
При прямом содействии СССР в Китае было построено более 250 крупных промышленных предприятий, цехов и объектов. Вот лишь некоторые из них.
Аньшаньский металлургический комбинат

Согласно «Большой Советской Энциклопедии», «построен в 1916-18 японскими капиталистами, получившими концессию на разработку руды». В ходе военных действий против Японии, комбинат был разрушен, а после войны — восстановлен и расширен с помощью СССР. В 50-х годах комбинат производил порядка 60% всей продукции китайской черной металлургии, и даже к концу 80-х этот показатель упал лишь до 20%.
Чанчуньский автомобильный завод («Автозавод №1»)

Построенный по образу и подобию московского «Завода имени Сталина» (ЗиЛ), Чанчуньский «Автозавод №1» открылся в 1956. Над проектом работали более 20 советских организаций, изготовивших для Чанчуня 3736 единиц различных приспособлений, 236 кузнечных штампов, 6787 наименований специального инструмента.
Первый китайский грузовик «Цзефань» («Освобождение») представлял собой копию ЗиС-150 грузоподъемностью 4 тонны, а уже в 1958 Мао Цзэдун смог прокатиться на первой китайской «легковушке» модели «Дунфэн» («Ветерок с Востока»).
Сегодня «Автозавод №1» вернулся в Россию своей продукцией — отечественный автолюбитель знает ее под брендом FAW (First Automobile Works).
Каучуковые плантации, остров Хайнань

Неожиданным пунктом советских инвестиций на фоне предприятий тяжелой промышленности и энергетики смотрится создание каучуковых плантаций на острове Хайнань. Натуральный каучук долго оставался ценным и незаменимым товаром стратегического назначения.
Главным производителем каучука в мире тогда была британская колония Малайзия. Испорченные после начала Холодной войны отношения с Британией не позволяли СССР обеспечить стабильный доступ к этому ценному сырью.
Единственным «идеологически близким» регионом на планете, где имелись природные условия, подходящие для организации производства натурального каучука, оказался субтропический остров Хайнань. Осознавая этот потенциал, СССР и КНР последовательно двигались к тому, чтобы развивать каучуковую промышленность, о чем сохранилась обширная переписка между тов. Сталиным и тов. Мао. Программа включала в себя не только развитие, но и партизанскую борьбу китайских партизан против конкурентов в Малайзии.
Весной 1950 года части НОАК высадились на Хайнань, и включили его в состав КНР. Уже через год СССР предоставил Китаю значительный целевой кредит для развития каучуконосных плантаций на острове Хайнань, а также распространения посадок гевеи на материковый Китай. Советские растениеводы помогали китайским в добывании редких семян гевеи и грамотном уходе за насаждениями.
Советско-китайская плантаторская задумка удалась: предприятия на Хайнане послужили образцом для развития мощной каучуковой промышленности Китая. В настоящее время Китай занимает пятое место в мире по площади таких плантаций, и объему производства натурального каучука. В провинциях Хайнань, Юньнань и Гуандун созданы несколько зон посадок гевеи.

Перечисленными выше промышленными предприятиями «красный след» Советского Союза в Азии не исчерпывается. Мы много помогали Лаосу, Вьетнаму, Камбодже (главный рынок страны до сих пор называется «русским рынком»), многочисленным странам Африки…
Сегодня Россия возвращается на многие традиционные для СССР рынки — уже не как щедрый жертвователь, но как деловой партнер. Отечественные наука и техника до сих пор остаются для многих регионов мира недосягаемыми по своей высоте.
Возможно, со временем «русский след» в развивающихся странах окажется даже заметнее «красного».

Источник

История сотрудничества СССР и Китая в сфере ядерных технологий

Что построил в китае ссср. Смотреть фото Что построил в китае ссср. Смотреть картинку Что построил в китае ссср. Картинка про Что построил в китае ссср. Фото Что построил в китае ссср

Атомные фобии Вашингтона сказываются и на интересах Москвы, традиционно поддерживающей хорошие отношения с Тегераном и Пхеньяном. Правда, в истории уже был случай, когда потакания Москвы амбициям потенциального владельца «ядерной дубинки» принесли головную боль и нашей стране.

Но уже в начале 60-х внутренняя напряженность в отношениях между Китаем и СССР переросла в открытую конфронтацию. А десятилетие спустя, в 1969 году, китайские солдаты убивали советских пограничников на острове Даманский. Газета «Время новостей» публикует исследование авторитетного российского синолога о том, как Китай добился осуществления своей мечты о ядерной бомбе. В материале использованы ранее нигде не опубликованные данные из российских архивов.

Еще весной 1949 года, за полгода до официального провозглашения КНР, китайское коммунистическое руководство послало в Европу для участия в мирной конференции физика Цянь Саньцяня. Его целью было приобретение необходимых материалов и оборудования для института современной физики, что было осуществлено с помощью французского ученого Фредерика Жолио-Кюри.

В начале 1950 года в составе Академии наук КНР появился Институт современной физики, заместителем директора которого стал Цянь Саньцянь. Весной 1953-го делегация АН КНР из 26 человек направилась в СССР для расширения познаний в области ядерных технологий. Готовясь встречать гостей, президент АН СССР академик Александр Несмеянов посоветовал советским властям проявить благоразумие и ознакомить Цянь Саньцяня «лишь с некоторыми научными работами общего характера без малейшего введения в курс проблем, входящих в тематику Первого главного управления», курировавшего вопросы советских ядерных разработок.

Соглашение от 20 января 1955 года предусматривало совместные геологические исследования в Синьцзяне и разработку урановых рудников. В обмен правительство КНР обязалось поставлять излишки урана в СССР. Китайские, советские и восточноевропейские геологи начали исследование залежей редких и цветных металлов в Синьцзяне, а также поиски урановых месторождений на всей территории КНР. Выяснилось, что Китай неплохо обеспечен атомным сырьем. Первое место по его запасам принадлежит северо-западу, где в районе города Чугучак с 1957 года начал работать комплекс урановых шахт.

Изворотливый Мао и уступчивый Хрущев

Над перспективным 12-летним планом развития науки на 1956–1967 годы трудились лучшие умы Китая. К его созданию были привлечены также 640 ученых из СССР. Среди главных направлений значились мирное использование атомной энергии, изучение реактивной техники, создание полупроводниковой техники, разработка ЭВМ, а также «специальные проблемы оборонного характера». Для реализации этих грандиозных замыслов китайское правительство предполагало «просить СССР и страны народной демократии оказать в этих вопросах всестороннюю и ускоренную помощь». К тому времени СССР обязался построить в Китае около ста оборонных заводов.

Среди первоочередных просьб к советскому правительству была просьба помочь развить атомную и оборонную промышленность. В начале 1956 года ЦК КПК решил сделать ключевыми проектами в военной сфере ракетостроение и атомные исследования. Судя по имеющимся документам, Хрущев в 1954–1957 годы соглашался лишь на сотрудничество в области мирного атома. Мао Цзэдуну этого было мало.

15 октября 1957 соглашение было подписано. Как сообщает китайский историк Ню Цзюнь, СССР согласился предоставить учебный макет, а также чертежи и документацию атомной бомбы; однако отказался дать материалы по постройке АПЛ. В первой половине 1958 года в Китай начали прибывать советские специалисты, отвечавшие за передачу модели атомной бомбы и соответствующих производственных технологий. По китайским данным, Москва предоставила также в качестве образцов две ракеты ближнего радиуса действия типа «земля–земля».

К середине 1958 года китайские инженеры подготовили зал, где должен был моделироваться механизм действия атомной бомбы. Но советские эксперты несколько раз откладывали испытания из-за низкого уровня безопасности.

Дипломатические беседы о морских делах

В 1958 году китайское правительство вновь обратилось к СССР за помощью в создании современного военно-морского флота, оснащенного АПЛ. Советский посол в Пекине Павел Юдин на встрече с Мао Цзэдуном 1 июля сказал, что вопрос рассматривался в Москве, однако строительство современного подводного флота – дело новое и дорогостоящее даже для СССР. Юдин добавил, что в Москве считают возможным и целесообразным строить современный военный флот объединенными усилиями СССР и КНР. Посол указал, что «китайские моря по своему расположению являются важнейшими районами, создающими благоприятные условия для действия такого флота в районе Тихого океана», и предложил провести на эту тему совещание с участием премьера Чжоу Эньлая и министра обороны Пэн Дэхуая.

Мао отреагировал без энтузиазма. Он хотел знать, будет ли этот флот совместной собственностью СССР и КНР, а также кто будет им управлять. Юдин уклонился от обсуждения деталей и повторил приглашение Чжоу Эньлаю и Пэн Дэхуаю приехать в Москву для обсуждения вопроса.

На следующий день советскому послу поступило приглашение на беседу с Мао Цзэдуном. В большом павильоне закрытого плавательного бассейна в партийно-правительственной резиденции Чжуннаньхай собрались все находившиеся в то время в столице члены китайского политбюро. Мао хотел показать Юдину, что выражает мнение всей партийной верхушки.

В ответ Юдин выразил пожелание, чтобы затронутые в беседе вопросы ввиду их важности были обсуждены Мао Цзэдуном и Хрущевым при личной встрече. Мао согласился, но сделал важную оговорку: если вопрос о помощи СССР в строительстве китайского флота решить трудно, то его можно снять или отложить. И в этом случае личную встречу двух лидеров проводить вообще не стоит.

Нежданная встреча в Пекине

Содержание этой беседы обеспокоило Хрущева. Через день-два Юдин сообщил китайскому руководству, что Хрущев приехать в КНР не сможет. Однако всего через неделю, 31 июля 1958 года, Хрущев прибыл на закрытый военный аэродром близ Пекина. Информации в печати об этом не было. Переговоры лидеров шли в узком составе. По свидетельствам очевидцев, часть бесед происходила около бассейна, и собеседники возлежали в одних трусах. Темой были военные вопросы.

Еще до визита Хрущева в Китай министр обороны Родион Малиновский 18 апреля 1958 года обратился к своему коллеге маршалу Пэн Дэхуаю с письмом, в котором предложил совместно осуществить строительство длинноволновой радиостанции и радиопередающего центра, способных обеспечить связь с советским ВМФ на Тихом океане. СССР брал на себя 70% расходов. Предложение не понравилось высшему руководству КНР, которое намеревалось построить такие объекты самостоятельно. Во время упоминавшейся выше беседы с послом Юдиным Мао говорил, что Китай при содействии Москвы может построить собственную станцию слежения и предоставлять СССР результаты наблюдений.

«Русский национализм» на китайском побережье

Следующей темой бесед Хрущева и Мао Цзэдуна летом 1958 года было создание совместной группировки атомных подводных лодок (АПЛ).

По китайским данным, Мао Цзэдун заявил советскому лидеру, что Китай решил не строить собственные АПЛ и потому отзывает просьбу о помощи в их создании. «Но это не значит, что мы всю свою береговую линию передаем вам. Не надо путать то, что мы делаем совместно, с тем, что вы делаете сами и мы делаем сами. Мы всегда хотели иметь собственный флот», – заносчиво добавил кормчий.

«В военное время, – продолжал Мао Цзэдун, – обстановка меняется, вы можете использовать все наши морские порты, военные базы. Однако руководить операциями здесь будем мы. В свою очередь, наши военные смогут действовать на вашей территории, включая ваш порт и базы во Владивостоке. Наш флот меньше вашего и должен будет подчиняться вашему руководству. Мы можем подписать соглашение о сотрудничестве в военное время заранее, не дожидаясь начала военных действий. Такое соглашение должно содержать положение о том, что наши вооруженные силы могут действовать на вашей территории. Даже если мы и не пойдем на это, это положение надо зафиксировать, оно соответствует принципу равноправия. В мирное время, однако, в этом соглашении нет необходимости. В мирное время вы только должны помогать нам создавать военные базы и строить вооруженные силы».

В заключение Мао Цзэдун поддел собеседника, сказав Хрущеву: «Слушать мои слова не очень приятно. Вы даже можете сказать, что я националист, что появился второй Тито. Если вы так скажете, то я могу сказать, что ваш русский национализм распространился на китайское побережье».

По данным из отечественных источников, Хрущев при встрече с Мао Цзэдуном уточнил советское предложение о совместном строительстве флота. Он постарался развеять подозрения Мао, что Москва добивается создания флота под советским командованием.

Но Хрущев по-прежнему настаивал на базировании советских подлодок в Китае. «Наш флот сейчас выходит в Тихий океан, а главная наша база находится во Владивостоке. Нельзя ли договориться, чтобы наши подводные лодки могли базироваться у вас, заправляться, отдыхать и прочее?» – спросил он. Мао отказался, не скрывая недовольства. Тогда Хрущев предложил обмен: «Если нужно, мы дадим вам в Мурманске район, где вы сможете иметь свои подводные лодки». Но и на это Мао Цзэдун не согласился, указав, что в прошлом в Китае много лет «сидели англичане и другие иностранцы». Впрочем, предложенная Хрущевым китайцам база ВМФ находилась за многие тысячи километров от зоны «жизненных интересов» Поднебесной. И в наши дни у Китая по-прежнему нет своих АПЛ, способных обогнуть полмира и добраться до порта на Баренцевом море.

Без штанов, но с бомбой

К лету 1959 года стало ясно, что Москва не передаст Китаю полную технологию изготовления атомной бомбы. Чжоу Эньлай заявил: «Мы сами возьмемся за дело и, начав с азов, за восемь лет ее создадим». Однако успешное продвижение китайской ракетно-ядерной программы затормозилось из-за «большого скачка» и сопровождавших его политических кампаний.

Отзыв из Китая 1292 советских специалистов в 1960 году вызвал замешательство в Пекине. Сроки создания бомбы отодвинулись. В июле 1961 года на совещании работников военной промышленности разгорелась дискуссия: стоит ли продолжать разработку атомной бомбы и ракетоносителей в условиях трудного экономического положения?

Попутно Пекин пытался разжиться военными секретами у Москвы. Начиная с 11-й сессии советско-китайской комиссии по научно-техническому сотрудничеству в сентябре 1961 года КНР заявляла, что основным его содержанием должна стать специальная тематика, относящаяся к оборонной промышленности, ракетной технике и космическим полетам. Подобные запросы поступали от Пекина в 1962 и 1963 годах. Советская сторона не могла с этим согласиться, но многие просьбы Китая в области новейших достижений науки и техники удовлетворялись.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *