Что появилось у человека раньше сознание или язык
Философия. Тест 1
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
1. Основателем даосизма в Китае был
Мо Цзы
Лао Цзы
Конфуций
Чжуан Цзы
2. Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется
цзин (психофизическая энергия)
ци (материально-духовная)
инь/ян (сексуальная)
шэнь (духовная)
3. Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как
поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии (ци)
вегетарианство
совершенствование тела и души
соблюдение общественного порядка
4. Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями
отца и сына
матери и детей
друзей
сотрудников
5. Брахманы — это религиозно-философские тексты, восходящие к
Дао Дэ Цзин
Самаведе
Ригведе
упанишадам
6. Дхарма в древнеиндийской философии — это
понятие долга и предназначения
закон вечного круговорота бытия
абсолютное духовное освобождение
вид религиозно-духовной практики
7. Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической
ньяя
локаята даршана
миманса
йога
8. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию
надежду
любовь
желание
страдание
9. В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее
карма
нирвана
дао
сансара
10. Письменный источник философии буддизма
Махабхарата
упанишады
трипитака
Ригведа
11. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении
объективный идеализм
субъективный идеализм
диалектическый материализм
экзистенциализм
12. Человеческому сознанию присуще
пассивное отражение действительности
активная, творческая деятельность
непосредственное воздействие на действительность
порождение объективной реальности
13. В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это
рассудок
разум
мышление
ум
14. Что появилось у человека раньше — мышление или язык
мышление
язык
одновременно
они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен
15. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он
позволяет передавать и распространять информацию
способствует совершенствованию профессиональных знаний
является средством общения всех людей между собой
служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации
Ответы на тесты по философии: Проблема сознания в философии
Просмотр:
Проблема сознания в философии
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
а) объективный идеализм;
б) субъективный идеализм;
*в) диалектический материализм;
2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:
3. «Бессознательное» в современной философии это:
*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
б) рефлекторные процессы в организме человека;
в) опыт, не поддающийся логическому анализу;
г) нечто, присущее только отдельному человеку;
д) общественное, социальное в личности.
4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:
а) божественное озарение;
б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;
*в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;
г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»).
5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:
*б) постоянного конфликта;
в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;
г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;
д) «Я» постоянно контролирует «Оно».
6. Бессознательное в философии— это:
*а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
б) понятие, тождественное психическому;
в) высший уровень психики человека;
г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;
д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.
7. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
а) эмпирического познания;
б) логического познания;
в) интуитивного познания;
8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:
а) взросления человека;
*б) взаимодействия человека с реальностью;
в) получения образования;
г) научного познания.
9. Выберите правильный ответ:
а) сознание возникает еще в утробе матери;
*б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;
в) сознание предсуществует человеку;
г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.
10. Важнейшим условием появления сознания у человека является:
а) выработка трудовых навыков;
*б) общение с другими людьми;
в) обретение политической позиции;
г) взросление индивида.
11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:
12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:
13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?
14. Гегель полагал, что сознание:
а) порождается материей;
б) способ самопознания материи;
*в) автономно от материи;
г) зависит от материи.
15. Первым объединил сознание и психику:
16. Свойство отражения:
а) присуще только неживой материи;
б) присуще только живой материи;
в) присуще только человеку;
17. С точки зрения вульгарного материализма:
а) сознание есть свойство всякой материи;
б) сознание есть свойство живой материи;
*в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;
г) сознание есть свойство человека.
18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:
*а) наличием абстрактного мышления и речи;
б) наличием способности работать с реальными предметами;
в) наличием опережающего отражения;
г) наличием раздражимости.
19. Выделите три наиболее характерные функции языка:
*а) конструктивная (инструмент выражения мысли);
*б) отражательная (инструмент познания);
20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?
г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен.
21. Человеческое сознание отличается от психики животных:
а) способнотью более четко отражать окружающий мир;
б) способностью воздействовать на окружающий мир;
*в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.
22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:
*а) речевой деятельности;
б) социальной действительности;
в) божественного творчества;
г) творчества абсолютного духа.
23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:
4а) безусловные рефлексы у животных;
3б) условные рефлексы у животных;
2в) раздражимость у амебы;
5г) сознание человека;
1д) раскрывание и закрывание цветков у растений.
24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
4а) сознание – функция мозга по отражению действительности;
3б) сознание – свойство человеческого организма;
Проблема сознания в философии
10. Проблема сознания в философии
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
в) диалектический материализм;
2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:
3. «Бессознательное» в современной философии это:
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:
в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;
5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:
б) постоянного конфликта;
а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;
7. Философское понятие рефлексии относится к феномену:
8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:
9. Выберите правильный ответ:
б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;
10. Важнейшим условием появления сознания у человека является:
б) общение с другими людьми;
11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:
12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:
13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?
14. Гегель полагал, что сознание:
в) автономно от материи;
15. Первым объединил сознание и психику:
17. С точки зрения вульгарного материализма:
в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;
18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:
а) наличием абстрактного мышления и речи;
19. Выделите три наиболее характерные функции языка:
а) конструктивная (инструмент выражения мысли);
б) отражательная (инструмент познания);
20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?
21. Человеческое сознание отличается от психики животных:
в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:
23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:
в) раздражимость у амебы;
д) раскрывание и закрывание цветков у растений.
24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:
сознание – божественный дар;
сознание – свойство человеческого организма;
сознание – функция мозга по отражению действительности.
11. Теория познания. Философия науки
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) логический путь от общего к частному;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
10. В философии «агностицизм» понимается как:
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
15. Уровни научного познания (укажите все варианты):
16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):
27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:
28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:
30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?
г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
в) большой предсказательной способностью;
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:
д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):
38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
39. К основным концепциям истины относят:
40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):
41. Установите последовательность возникновения гносеологических установок:
«Я знаю, что ничего не знаю»;
«Я верю, чтобы знать»;
«Я мыслю, следовательно, я существую»;
«Мы живем внутри языка».
42. Установите соотвествие философских школ по отношению к пониманию ими значимости науки:
Сциентистские направления: неопозитивизм; неокантианство.
антисциентистские направления: экзистенциализм; неотомизм; «философия жизни».
43. Соотнесите термин с определением:
45. Определите какому периоду времени присущи те или иные исторические формы науки:
. Эмпирический: Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; Добыть новые экспериментальные факты;
Теоретический: Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой; Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов.
47. Установите соответствие определения тому или иному философскому направлению:
Мы не можем до конца познать мир, потому что наши чувства и разум несовершенны; скептицизм;
наука является лишь описанием потока наших восприятий и агностицизм;
не дает никакого знания о мире;
предметы существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются; солипсизм;
философия должна быть методом решения проблем, которые встают перед прагматизм.
конкретными людьми в жизненных ситуациях.
48. Установите соответствие критерия истины тому или иному философскому направлению:
. Непротиворечивое суждение в согласии с научным сообществом; конвенционализм;
Что было раньше, сознание или речь? Научная дискуссия Бабы Яги и упоротого биолога
В общем, на правах Бабы Яги я потроллила её немного. Переношу часть дискуссии сюда не ради её «светлой головы», а ради моих собственных ценных для меня инсайтов.
upuna_n
По-моему, при определении сознания как инструмента для анализа впечатлений действительности с использованием речи никаких вопросов с пониманием этого феномена не остаётся.
===
toropyggka
Что такое речь?
===
napoli
Наверное, это говорение ртом сложных звуков (или руками сложных жестов), в которых постулируется наличие сложных смыслов.
Короче, чем коммуникация (в идеале через рот) сложнее, тем существо сознательнее. А химическая коммуникация между растениями уже не катит.
===
А почему не катит химическая коммуникация? Потому что мы интуитивно считаем, что у растений нет сознания? И тут получается замкнутый круг.
Нужно пробовать плясать от этого.
===
upuna_n
Человек «начался» как Homo. Пляшите от Дарвина.
===
upuna_n
Повторяю: сознанием обладает только человек. Попытки искать его в другом месте недостойно сегодняшнего уровня знаний.
===
upuna_n
\\Короче, чем коммуникация (в идеале через рот) сложнее, тем существо сознательнее\\
Сознание есть только у человека.
===
napoli
Это реально как-то обосновать?
Или мы примем это как данное, как в своё время принимали как данное плоскую форму Земли и происхождение человека от Адама с Евой?
===
upuna_n
У меня написано, что «инструмент для анализа впечатлений действительности», названый сознанием, выполняет эту задачу с использование речи. Вспомните, что происходит, когда Вы в сознании :))
===
napoli
Когда я в сознании, я лично мыслю картинками, идеями (которые иногда, но не всегда, вербализирую), эмоциями и ономатопеями. Я сознательна или не совсем?
===
napoli
Несомненно. Это была игра слов.
Вы же постулируете сознание только у тех, кто умеет издавать сложные звуки ртом или, в случае мышления, вытаскивать из памяти и использовать те же «звуки», что издаются ртом. И вот я вам возразила что я мыслю не словами и не звуками. И думаю, что я не уникум. И вот такие как я, не вписываются в вашу модель сознания-через-речь.
===
upuna_n
Нет,это была «игра» смыслов. Точнее, со смыслами..
Не надо гадать о моих «постулатах»: выше я сказала вам, где вы можете о них узнать из первых рук.
===
upuna_n
Речь не имеет никакого отношения к ассоциациям.
===
napoli
То есть дорожные знаки и жесты смысл не передают?
Всю семиотику фтопку, чтобы сохранить устойчивость вашей теории?
===
napoli
Агрессивная поза и окраска у животных, несущая смысл «не подходи! не трогай!» тоже задаются словами?
===
upuna_n
Это элементы языка животных. Они имеют значение, но смыслом не наделены.
===
napoli
Пошла погуглить разницу между смыслом и значением. Мне кажется логичным следующее определение (я бы так сформулировала):
Значение — ассоциативная связь между знаком и предметом обозначения.
upuna_n
Выжимаете «1 параграф»? Градус агрессии снизился, немного скажу.
Выгнутая спина и шипение кошки означают угрозу (детали не объясняются), а слово «дождь» имеет смысл: «примите меры: можете промокнуть и заболеть!»
Будет понятен смысл картинки со знакомым содержанием.
Дался Вам этот рот! У человека богатейшая внутренняя речь.
===
napoli
Опять мы возвращаемся к определению речи и в частности внутренней речи. Внутри себя я могу говорить, а могу смотреть картинки или оперировать абстрактными не оформленными в слова идеями.
Выгнутая спина у кошки аналогично означает: «Примите меры: можете получить серьёзные повреждения тела». А уж какие меры примет адресат выгнутой спины зависит от принятого им в данной ситуации решения после анализа своих возможностей, окружающей обстановки и других невербальных сигналов владельца выгнутой спины: отступить, свернуться в клубок, спрятаться в панцирь, выгнуть спину ещё выше оппонента и вдобавок громко крикнуть, сослаться на авторитета заплакать и позвать маму.
===
upuna_n
Мне не к чему возвращаться. Сейчас Вы пересказали мне то, о чём я бегло сказала Вам несколько часов назад.
Я не узнала ничего нового.
===
napoli
Вот вы сейчас взяли и спрятались в панцирь перед отсутствием аргументов о том, что мыслить можно не только словами.
Ну, пусть это будет вашей личной стратегией выживания / сохранения ригидности и неприкосновенности ваших теорий. Которая, однако не способствует нахождению универсального определения сознания.
===
upuna_n
Вы не поверите, всё
===
upuna_n
Всё проще: мне просто неинтересен предложенный Вами разговор и мне смешно и неприятно видеть, как люди, в погоне за Призраком УНИВЕРСАЛЬНОГО сознания (от электрона до человека)готовы искать для этого «аргументы» и навязывать и
х тем, для кого они не секрет не один десяток лет.
upuna_n
Нет,это была «игра» смыслов. Точнее, со смыслами..
Не надо гадать о моих «постулатах»: выше я сказала вам, где вы можете о них узнать из первых рук.
===
napoli
А можно это как-то одним параграфом описать вашу точку зрения?
А то ведь я тоже могу посоветовать пойти почитать мой блог с сотнями многословных постингов, чтобы вы проникнулись убеждённостью, что сознание имеют не только люди. И плюс ещё порекомендовать подписаться на меня, т.к. новых мыслей на эту тему у меня ещё на больше букв, чем всё написанное до этого.
Но из уважения к вашему времени я этого не делаю.
===
upuna_n
Я написала таких параграфов штук 20 и устала.
Дискутировать с Вами на эту тему мне совершенно не хочется: с моей точки зрения, Вы агрессивно ведёте дискуссию.
===
napoli
С моей точки зрения вы агрессивно защищаете карточный домик.
Я просто пытаюсь вам показать слабые места в вашей теории, которые вы упорно не желаете замечать. Если бы вы с таким докладом поехали на какой-нибудь симпозиум, позора было бы больше, чем в ноунэйм-сообществе написать «Дааа? Блин, не подумала!»
===
upuna_n
Ясное дело: Всесоюзное совещание по поведению животных для Вас не уровень.
===
napoli
Да куда там простой бабе яге до чего-то там всесоюзного! Она даже словов таких не знает. Что это кстати? Очередное собрание «авторитетов с учебниками»?
Помнится, в Средневековье мою прародительницу сожгло одно такое собрание за то, чем сейчас психоаналитики и фармацевты вполне легально оперируют. Большие авторитеты были! На каких-то там государственных уровнях! Поважнее «всесоюзного», что бы это ни значило.
===
anonymous47
Речь – лишь одна из многих формальных систем, доступных разуму. Некоторые из них вербализуемы, некоторые – нет, но используются они более-менее равноправно.
===
napoli
Животные разве не принимают решения?
===
upuna_n
Они действуют инстинктивно, но них есть так называемая «элементарная рассудочная деятельность» (Л.В. Крушинский). Это позволяет корректировать поведение, например, стратегию избегания встречи с хищником.
===
napoli
Крушинский (без понятия, кто это) назвал это уничижительным термином «элементарная рассудочная деятельность», который, во-первых, усиливает позицию антропоцентризма, которая ни к чему хорошему нашу цивилизацию не привела, а во-вторых, лично вы считаете отражением реальности из-за вашего поклонения перед авторитетами. Поскольку я не поклоняюсь ему и не принимаю его точку зрения as is (сначала надо узнать, что за человек и заслуженно ли стал авторитетом), я не вижу препятствий, чтобы считать, что животные таки принимают решения, аналогичные человеческим, только в своём животном стиле.
napoli
Конечно без комментариев! Потому что ваша теория не даёт вам достаточно материала для комментирования того, что в неё не вписывается.
===
Дискуссия о различии смысла и значения. Вот тут реально полезно с умным человеком поговорить.
boldachev
«послание, несущее определённый смысл, явственно расшифровываемый любым представителем биосферы»
По-моему, я сами слова «смысл» и «значение» понимаю на каком-то другом уровне, и не могу уловить разницу с вашим пониманием 🙂
===
boldachev
«Не в том смысле, что это что-то глубокомысленное, а в том, что при восприятии у меня происходит атрибуция смыслов.»
Традиционная терминологическое рассогласование: мы с вами одно понятие называем разными терминами. Вы говорите: я вижу чашку и кошку и в моей голове (в мышлении) им соответствуют смыслы «Кошка» и «Чашка». А я наблюдая эту же картину отмечаю, что у меня в голове понятия «Кошка» и «Чашка». То есть тот мыслеобраз, который у нас возникает в голове при столкновении с предметом, вы называете термином «смысл», а я «понятие».
«А значение для меня может иметь какое-то слово.»
Ладно. Думаю, перед нами не стоит цель как-то корректировать лексиконы друг друга. Главное мы выяснили, что как всегда проблема непонимания имеет терминологическую основу. Могу лишь зафиксировать для вас значение используемых мной терминов:
Получается, что значением слова «кошка» является понятие «Кошка». А поскольку понятие мы фиксируем некоторым описанием (животное с хвостом и усами и пр.), то можно говорить, что значением слова «кошка» является и его словарное описание. В толковые словари мы заглядываем для того, чтобы узнать значение слова.
А смысл это также то, на что указывают слова, но не явно. Над смыслом мы задумываемся, пытаемся его разгадать, выявить (в отличие от значения, которое всегда очевидно, которое можно посмотреть в словаре).
Как в чужом тексте ищешь личные, доступные только тебе, смыслы, так и в облаке ищешь знакомые формы, которые можешь идентифицировать и назвать. Облако не специально складывалось в кошку, кошка просто из моей памяти спроецировалась на знакомую случайно образовавшуюся форму.