Что предполагает профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации
Термины МЧС России
превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций весьма многочисленны и многоплановы и осуществляются по ряду направлений: строительство и использование защитных сооружений различного назначения; мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах; создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления, которое позволяет принять своевременные необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери. К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены: охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселение или эвакуация населения из неблагоприятных и потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Планирование предупредительных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В эти планы включаются мероприятия инженерно-технического, технологического характера, организационные и экономические меры. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Конкретные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Эта подготовка осуществляется путём проведения названных ранее отдельных мероприятий, реализации упомянутых планов и целевых программ, целенаправленной работы объектов и отраслей экономики в соответствующих режимах функционирования РСЧС.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Безопасность жизнедеятельности модуль 4 — ответы
Ответы на модуль 4 (ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ) по предмету безопасность жизнедеятельности.
1) Какие мероприятия, призванные решать задачи гражданской обороны объекта, предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и НАСФ по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании?
2) Что такое гражданская оборона?
система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
3) Какое объектовое формирование предназначено для проведения спасательных работ на объекте?
4) При какой работоспособности профессиональные обязанности в сфере умственной работы выполняются, однако число ошибочных действий составляет 10-15%, выполнение тяжелой физической работы затруднено (снижено на 50% от исходного уровня)?
при ограниченной работоспособности
5) Какие раны возникают под воздействием тупого ранящего орудия большой массы или обладающего большой скоростью?
6) Каким сигналом население предупреждается о непосредственной опасности поражения противником данного района (налет авиации, артобстрел)?
7) Что предполагает профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации?
проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них
8) Какие мероприятия, призванные решать задачи гражданской обороны объекта, предусматривают повышение устойчивости работы объекта путем таких изменений технологических процессов, которые способствовали бы обеспечению бесперебойного выпуска продукции, а также исключали бы возникновение вторичных факторов поражения?
9) Как называется организованный вывод и (или) вывоз персонала объектов экономики, членов их семей и населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации?
10) В каком случае в мирное время устанавливается режим повседневной деятельности (один из режимов функционирования РСГЗ)?
при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров
11) Какой контроль необходим для первичной диагностики степени тяжести лучевой болезни облученных?
12) Что не относится к основным методам защиты от воздействия поражающих факторов источников ЧС?
13) Какое требование безопасности при пользовании эскалатором метро сформулировано неверно?
стоять с левой стороны лицом по направлению движения
14) Какое правило поведения в случае аварии с АХОВ при нахождении в жилом доме, квартире сформулировано неверно?
защитите органы дыхания сухим полотенцем или другой тканью
15) Как называется форма участия граждан в организации предупреждения пожаров и их тушения в населенных пунктах и на предприятиях?
добровольная пожарная охрана
16) Какое правило поведения в случае автомобильной аварии сформулировано неверно?
пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом и расслабиться
17) Какие подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий?
18) При каком методе защиты от поражающих факторов источников ЧС поражающее действие определяется значением следующих параметров мощностью экспозиционной дозы излучения и длительностью его действия?
при защите от ионизирующих излучений
19) Какое правило поведения при пожаре сформулировано неверно?
открыть все окна и двери
20) В чем заключается суть принципа комплексности проведения мероприятий защиты?
все мероприятия по защите в ЧС должны выполняться, по возможности, параллельно с привлечением максимально возможного количества сил и средств
21) Какая служба является основным видом пожарной охраны и входит в МЧС России в качестве единой, самостоятельной оперативной службы?
Государственная противопожарная служба
22) Где осуществляется обучение населения, не занятого в сферах производства и образования (неработающего населения), мерам защиты в чрезвычайных ситуациях?
по месту жительства (при ДЭЗах, ЖЭКах, клубах и т. п.)
23) Какой уровень структуры органов РСЧС сформулирован неверно?
24) Как подразделяются формирования гражданской защиты (ГЗ) по срокам (степени) готовности?
на формирования повышенной и обычной готовности
25) К какой группе мероприятий защиты объектов экономики и населения относятся предупреждение чрезвычайных ситуаций; планирование защиты ОЭ и населения от ЧС; создание фондов средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания; обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС; подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС?
Предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС)
Предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и структур РСЧС, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций (ЧС), уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера. Большая часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях РСЧС.
Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются, как правило, в рамках региональных целевых программ по предупреждению ЧС и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях. Организация работы по предупреждению ЧС в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года» (постановление Правительства РФ от 6 января 2006 года № 1).
Предупреждение ЧС проводится по следующим направлениям:
Решение вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению ЧС, осуществляется путем планирования, которое проводится в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В планы включаются не только мероприятия инженерно-технического и технологического характера, касающиеся конкретных природных опасностей и опасных производств, но предусматриваются организационные и экономические меры. Наибольшую возможность практического осуществления получают плановые задания, включенные в перспективные и годовые прогнозы (планы) социально-экономического развития или решаемые в рамках федеральных или региональных целевых программ по предупреждению ЧС. Информационной базой выбора и обоснования планируемых мероприятий по предупреждению ЧС являются результаты оценки состояния безопасности населения и территорий.
Для организации деятельности всех ведомств в масштабах страны по предупреждению ЧС природного и техногенного характера отдельные результаты мониторинга и прогнозирования, сводится в единую базу данных, которая используется централизованно, на ее основе построены аналитические комплексные прогнозы ЧС, их результаты доводятся до всех подсистем и звеньев РСЧС, органов государственной власти и местного самоуправления, а также населения.
В интересах предупреждения ЧС проводятся превентивные меры, предпринимаемые заблаговременно по прогнозу времени и места возникновения опасных природных, техногенных и социальных явлений. Научно-методической основой принятия решений по уровню П.ЧС является анализ рисков техногенных аварий и катастроф. Превентивные меры защиты от ЧС подразделяются по целям, уровням принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам. Так, профилактика возникновения ЧС техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. Мониторинг состояния техногенных объектов (техногенный мониторинг) решает задачи производственной безопасности и заключается в ведении наблюдения и контроля за состоянием производственной базы объектов экономики и технологическими процессами на них с целью прогнозирования аварийности и принятие соответствующих мер по её предотвращению и смягчению последствий.
Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей. Главным результатом мониторинга и прогнозирования ЧС является оценка риска возникновения ЧС. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территории, деклараций безопасности промышленных объектов.
В деле по предупреждению ЧС важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, особенно имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управлению им. Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС проводится руководителями организаций, во владении или подчинении которых находятся данные объекты, под контролем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов управления МЧС России.
Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих ЧС и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении фронта, состава и объема профилактических работ.
Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.
Конкретные мероприятия по предупреждению возникновения ЧС реализуются также в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС. В ходе выполнения планов и целевых программ, при целенаправленной работе объектов и отраслей экономики по подготовке к функционированию в условиях ЧС.
При ЧС природного и техногенного характера размеры потерь во многом зависят от степени информированности населения в области ЧС. Поэтому информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территориях проживания непосредственно влияет на эффективность работы по уменьшению масштабов ЧС.
Вся информация о защите населения и территорий от ЧС, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» является гласной и открытой. Ограничение этой информации допускается лишь в законодательном порядке.
Информация, доводимая до населения в связи с ЧС, представляет сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, а также сведения о состоянии радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановки на соответствующих территориях.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрации организаций, а также органы управления РСЧС обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания, приемах и способах защиты населения от них, состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых вариантах развития возможных ЧС, а также о возникших ЧС, необходимых действиях населения и принимаемых мерах.
Предупреждение ЧС основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.
Профилактическая работа по предупреждению ЧС зависит от социально-экономического и политического положения в стране, состояния общества, природных условий и других факторов. Эти факторы глубинны и трудно поддаются влиянию, в результате чего возможности государства и РСЧС по обеспечению результативности предупредительных мер бывают ограниченными.
Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. – М., 1999; Предупреждение и ликвидация ЧС. – М., 2002.
Мероприятия по предупреждению ЧС
Мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций
Мероприятие по профилактике чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.
Деятельность мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.
Мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций— это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.
Мероприятие по профилактике чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
– мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
– рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
– предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
– предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
– разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
– декларированию промышленной безопасности;
– лицензированию деятельности опасных производственных объектов;
– страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
– проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
– государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;
– информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
– подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Огромный потенциал в деле снижения рисков чрезвычайных ситуаций заключается в использовании для оперативного информирования и оповещения населения комплексной системы, включающей в себя федеральные, региональные и местные информационные центры,соединенные с различными оконечными устройствами отображения информации. Такими устройствами в местах массового пребывания людей наружные и внутренние электронные табло с видеокамерами (для обеспечения обратной связи и профилактического наблюдения). В других местах оконечными устройствами могут служить мобильные телефоны, портативные компьютеры с беспроводным выходом в интернет, бытовые радио и телеприемники. На указанные устройства может выводиться информация о возможных чрезвычайных ситуациях, характере их поражающих факторов, правилах безопасного поведения, сигналы оповещения. Наличие обратной связи позволяет в этом случае осуществлять интерактивный процесс обучения, а также профилактическое наблюдение и мониторинг мест массового пребывания людей.
В настоящее время особое значение приобретает борьба с терроризмом.В связи с этим разрабатывается и осуществляется комплекс следующих мероприятий:
– уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;
– разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;
– внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;
– осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и повышение готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов; подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ,
– использование которых возможно при совершении террористических актов;
– определение перечня и разработка специальных мероприятий по обнаружению и обезвреживанию средств совершения технологических террористических актов.
В качестве профилактических мер на объектах целесообразно использовать следующее:
– ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию;
– установка систем сигнализации, аудио и видеозаписи;
– тщательный подбор и проверка кадров;
– использование специальных средств и приборов обнаружения взрывчатых веществ;
– организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий с работающим персоналом;
– регулярный осмотр территорий и помещений
При рассмотрении задач, возложенных в рамках ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на организации (объекты), в частности на метрополитены, можно выделить следующие:
– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
– проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
– выполнение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действии, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Реализация данных мер предполагает содержание всего оборудования метрополитена в постоянной готовности к задействованию при чрезвычайной ситуации. Согласно Федеральному закону «О гражданской обороне», руководителем ГО и ЧС на предприятии является его руководитель. Таким образом, начальник метрополитена несёт персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО, ЧС и ПБ на метрополитене [12].
Мероприятия по ликвидации последствий ЧС
Мероприятия по ликвидации последствий ЧС во времени делятся на две группы:
— меры оперативного реагирования (проведение аварийно-спасательных, эвакуационных и других неотложных работ; оказание экстренной медицинской помощи; организация первоочередного жизнеобеспечения населения).
—последующая реабилитация пострадавшего населения и проведение восстановительных работ.
Выбор системы действий в чрезвычайной ситуации, сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций зависит от масштаба и вида ЧС.
Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организации. Ликвидация местной ЧС осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления. Ликвидация территориальной ЧС осуществляется силами и средствами органа исполнительной власти субъекта РФ.
Ликвидация региональной и федеральной ЧС осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.
Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ.
Силы и средства ликвидации ЧС
1) военизированные и невоенизированные формирования федеральных органов исполнительной власти и организации РФ: — противопожарные; — поисково-спасательные; — аварийно-восстановительные;
2) учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздравмедпрома РФ;
3) территориальные аварийно-спасательные формирования Госинспекции по маломерным судам РФ Минприроды России;
4) подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;
5) соединения и воинские части Войск гражданской обороны
6) подразделения поисково-спасательной службы МЧС РФ;
7) подразделения органов внутренних дел и муниципальной милиции;
8) аварийно-технические центры и специализированные отряды атомных электростанций Минатома России;
9) аварийно-спасательные службы Военно-Морского Флота;
10) отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Аппараты для очистки выбросов в атмосферу
Пылеочистное оборудование можно разделить на четыре группы:
Пылеуловители различных типов, в том числе и электрофильтры, применяют при повышенных концентрациях примесей в воздухе.
Фильтры используются для тонкой очистки воздуха с концентрациями примесей менее 100 мг/м3.
К сухим пылеуловителям относятся все аппараты, в которых отделение частиц примесей от воздушного потока происходит механическим путем за счет сил гравитации, инерции. Конструктивно сухие пылеуловители разделяют на циклоны, ротационные, вихревые, радиальные и др.
Аппараты мокрой очистки газов характеризуются высокой эффективностью очистки от мелко дисперсных пылей, возможностью очистки от пыли горячих и взрывоопасных газов.
Фильтры широко используются в промышленности для тонкой очистки вентиляционного воздуха от примесей, а также для промышленной и санитарной очистки газовых выбросов. Процесс фильтрования состоит в задержании частиц примесей на пористых перегородках при движении дисперсных сред через них.
Для очистки воздуха от туманов кислот, щелочей, масел и других жидкостей используются волокнистые фильтры, принцип действия которых основан на осаждении капель на поверхности пор с последующим стеканием жидкости под действием сил тяжести.
Комплекс мероприятий по предотвращению и минимизации последствий ЧС природного характера.
Угроза возникновения ЧС вынуждает органы исполнительной власти осуществлять комплекс мероприятий по предупреждению ЧС, ликвидацию последствий ЧС, при этом основные усилия должны бать направлены на защиту людей и территорий.
Для этого создана ЕГС по предупреждению и реагированию на ЧС, созданы территориальные, местные и объектовые подсистемы которые имеют в своем составе органы управления, силы и средства необходимые для выполнения мероприятий ГЗ населения и территорий.
К ключевым направлениям работы в сфере экологической, техногенной безопасности и ГЗ населения относятся:
— создание надежных гарантий безопасной жизнедеятельности людей, технологической безопасности, обеспечение безаварийной работы на объектах повышенной опасности, достижение высоких норм и стандартов защиты населения и территорий от ЧС;
— решение проблем, причиненных Чернобыльской катастрофой и сверхвысокой нагрузкой окружающей среды, а также решение вопросов обращения с опасными отходами, внедрение новейших технологий их переработки, уничтожение химического оружия;
— предупреждение возникновения ЧС путем реализации государственных, региональных, местных и объектовых программ снижения уровня экологических рисков;
— внедрение новых механизмов влияния на снижение техногенной нагрузки объектов повышенной опасности, прежде всего путем усовершенствования разрешительной деятельности с обязательным страхованием от техногенных рисков;
— реформирование, соответствующее оснащение, обучение и воспитание профессиональных сил реагирования на ЧС;
— повышение безопасности проживания населения в сейсмически опасных районах;
— поддержка и содействие реализации совместных международных проектов по вопросам гражданской защиты населения;
— развитие и усовершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.
Для предотвращения и уменьшения последствий ЧС природного характера не обходимо обеспечение целого комплекса мероприятий:
В сфере метеорологии:
— оперативное оповещение центральных и местных органов власти об ожидаемых стихийных и опасных метеорологических явлениях;
— внедрение новейших технологий в системы наблюдения, сбора и обработки метеорологических данных (автоматизированных систем наземных наблюдений, радиолокационных и космических методов);
— прогнозирование погодных процессов на основе региональных числовых моделей развития атмосферных процессов, что дает возможность повысить эффективность предупреждений о неблагоприятных метеорологических явлениях;
— создание компьютеризованной базы данных метеорологических явлений, которые привели к значительным убыткам;
— создание действующей системы моделирования параметров ЧС, согласованных с фактическими и прогнозируемыми величинами метеорологических элементов и явлений.
В сфере сейсмобезопасности:
— прогнозирование землетрясений на основе проведенных сейсмических наблюдений и анализа их результатов;
— оперативное определение места, времени и параметров землетрясения;
— оперативное оповещение центральных и местных органов власти о возможном землетрясении и масштабах его последствий;
— организация центрального банка геофизических данных и обеспечение межрегионального и международного обмела информацией;
— информационное обеспечение работ с сейсмического районирования территорий, оценка потенциальной сейсмоопасности и сейсмостойкости строительства;
— разработка карт сейсморайонирования территорий.
В сфере предотвращения оползней и затоплений:
— мониторинг территорий, на которых существует вероятность риска затоплений и оползней грунта;
— разработка комплексной программы научно-технического обеспечения мероприятий по ликвидации затоплений городов и поселков городского типа;
— разработка архитектурно — планирующей и проектной документации и строительство защитных сооружений;
— обеспечение эксплуатации защитных сооружений и проведение систематических мероприятий инженерной защиты от процессов затопления и противооползневых мероприятий.
В сфере предупреждения катастрофических наводнений:
— укрепление и реконструкция существующих гидротехнических сооружений и защитных дамб в бассейнах рек;
— очистка опасных участков русла от природных преград (намывов, кустов, островов и тому подобное);
— оснащение органов гидрометеорологической службы (постов наблюдения) современной измерительной аппаратурой и надежной связью;
— техническая проверка и укрепление важных энергетических, гидродинамических и транспортных коммуникаций и тому подобное;
— регулирование использования земель в зонах возможного затопления.
В сфере пожарной безопасности:
— создание и эффективное функционирование системы наблюдения с целью своевременного обнаружения очагов горения и оперативного предоставления информации о них органам пожарной охраны МЧС и Гослесхоза;
— строгий контроль за организацией и исполнением мероприятий в отношении санитарной вырубки и очищения лесных массивов, создание системы противопожарных барьеров в лесах;
— материально-техническое оснащение служб наземной и авиационной разведки;
— модернизация средств для локализации и тушения очагов пожаров;
— формирование, подготовка (обучение) специализированных внештатных команд (отрядов) для эвакуационно — спасательных работ, особенно в сельской местности.
В сфере повышения уровня эпидемиологической безопасности:
— постоянный клинико-диагностический мониторинг стационарно опасных (неблагоприятных) пунктов и сельскохозяйственных угодий;
— режимно — ограничивающие и изоляционно-направленные на уничтожение (или изоляцию) источников инфекций;
— санитарно-гигиенические, дезинфицирующие и дезинсекционные – направленные на разрыв передачи возбудителя;
— иммунопрофилактические и мероприятия экстренной профилактики – направленные на повышение иммунитета организма.
ВЫВОДЫ.
Усовершенствование системы природно-техногенной безопасности связано с возможностью применения стратегического планирования как определенного алгоритма в реализации главных задач стратегии.
Такое планирование позволяет четко определить цель, оценить результаты действий, а также планомерно и эффективно распределить имеющиеся материальные и человеческие ресурсы по времени.
Оно дает возможность оперативного корректирования тактических решений с учетом условий, которые возникают непредвиденно, или учитывая ошибки предыдущих действий.
Основные мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения ЧС техногенного характера проводится комплекс мероприятий организационного, технического, правового характера, направленных на недопущение аварий и катастроф, прежде всего на потенциально опасных объектах и на транспорте. В 1993 году Международной организацией труда принята Конвенция по предотвращению промышленных катастроф.
Назовем основные мероприятия по предупреждению аварий и катастроф на потенциально опасных объектах хозяйствования:
Для предупреждения пожаров проводят профилактические организационные, технические, режимные и эксплуатационные мероприятия.
К организационным мероприятиям относятся: правильная эксплуатация машин и транспорта, правильное содержание зданий, территорий, своевременный инструктаж людей по пожарной безопасности, организация добровольных пожарных дружин, издание приказов по обеспечению пожарной безопасности.
К техническим мероприятиям относятся: соблюдение норм и правил при проектировании зданий, сооружений, устройстве электропроводки, отопления, вентиляции, освещения, правильное размещение оборудования.
К режимным мероприятиям относятся: запрет курения в не установленных местах, запрет производства огневых и сварочных работ в пожароопасных местах.
К эксплуатационным мероприятиям относятся: своевременная подготовка ремонта и испытания оборудования, профилактические осмотры.
Для предупреждения аварий и катастроф на транспорте проводят комплекс мероприятий организационного, технического и социального характера.
Основными мероприятиями являются:
Пассажиры различных видов транспорта часто являются также причиной аварий и катастроф.
Для предупреждения железнодорожных аварий и катастроф и предупреждения гибели самих пассажиров, последние должны соблюдать следующие правила: не открывать при движении поезда наружные двери, не стоять во время движения на подножках и не высовываться из окон; не срывать при крайней необходимости стоп-кран; необходимо помнить, что даже при пожаре останавливать поезд нельзя на мосту и в других местах, где осложнится эвакуация; не возить с собой горючие и взрывоопасные вещества; при запахе горелой резины или появления дыма необходимо поставить в известность проводника; курить только в установленных местах.
Для предупреждения автомобильных аварий и катастроф, обеспечения своей безопасности и выживания в случае катастрофы пассажиры должны предпринять следующие меры предосторожности:
Пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая после посадки должен принять следующие меры безопасности, помня, что:
Пассажир самолета после посадки в самолет должен принять следующие меры безопасности: быть в верхней одежде (она может спасти вас от ожогов); оставайтесь в обуви (возможно, вам придется идти по осколкам); необходимо снять галстук, шарф, очки, заколки, не держать в карманах авторучки; тщательно подогнать ремень безопасности; поинтересуйтесь, где находится кислородная маска.
Основные мероприятия по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
Проблемами предупреждения инфекционных и других заболеваний населения обычно занимаются соответствующие государственные структуры путем проведения следующих основных мероприятий на основе постоянного мониторинга и научных исследований: проведение комплекса санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий среди населения при угрозе инфекционных заболеваний; совершенствование медицинского оборудования и методик диагностики; вакцинация, синтез новых лекарств и препаратов; разъяснительная работа среди населения; оповещение населения об эпидемиях инфекционных болезней; объявление карантина или обсервации.
Наиболее эффективными способами не допустить распространения эпидемии являются карантин и обсервация.
Карантин объявляется, если вид возбудителя особо опасен.
В этом случае проводятся следующие мероприятия:
Обсервация объявляется, если вид возбудителя не особо опасен.
В этом случае проводятся следующие мероприятия:
Население также самостоятельно может применить средства неспецифической и специфической профилактики.
К средствам неспецифической профилактики относятся антибиотики и интерфероны, а к средствам специфической профилактики – сыворотки, вакцины, анатоксины, бактериофаги. Неспецифическая экстренная профилактика проводится с момента заражения территории бактериальными средствами до момента индикации вида возбудителя, специфическая – с момента установления вида возбудителя.
Для предупреждения инфекционных заболеваний домашних животных обычно проводят вакцинацию, ветеринарную обработку животных и дезинфекцию мест нахождения животных.
Для обработки используются различные дезинфицирующие растворы и приборы.
Для предупреждения поражения растений болезнями и вредителями проводят комплекс мероприятий с применением химических, биологических и агротехнических способов. Приведем примеры только некоторых из них. Чтобы уменьшить количество болезней и вредителей растений проводят: обязательное чередование культур в севообороте; глубокую зяблевую вспашку; очистку полей от послеуборочных остатков; правильный выбор сроков сева; сжатые сроки уборки урожая; внесение в почву микроэлементов и минеральных удобрений; известкование кислых почв; применение химических препаратов, уничтожающих возбудителей болезней и насекомых-вредителей.