Что предполагают сенсорные дефекты у ребенка с овз
Особенности сенсорного развития ребенка с ОВЗ
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:
-дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-дети с нарушением речи (логопаты);
-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-дети с умственной отсталостью;
-дети с задержкой психического развития;
-дети с нарушением поведения и общения;
-дети с комплексными нарушениями психофизического развития.
У детей с отклонениями в развитии выявляются специфические особенности в проявлении сенсорных функций, качественное своеобразие зрительного, слухового и осязательного восприятия. Сенсорное развитие предопределяет полноценность развития психических функций и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
А. А. Катаева считала, что общее психологическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от развития сенсорной сферы дошкольника.
Проблема сенсорного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, весьма актуальна в наше время. Существует большое количество методической литературы, однако у разных авторов можно найти довольно-таки противоречивые и непохожие временные рамки, последовательность, а так же предложенные этапы развития.
Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольный период жизни имеет свои качественные особенности. С точки зрения физиологии зрительный и слуховой анализаторы практически сохранены,в большей степени нарушается процесс восприятия: нарушается его точность, уменьшен объем и снижается темп. В большой степени снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затрудняется исследовательно-ориентировочная деятельность, которая направлена на исследование и фиксацию свойств и качеств предметов.
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чаще всего зрительное восприятие отстает в своем развитии при наличии нарушений в речи, данная психическая функция характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Дети в усложненных условиях воспринимают образ предмета,испытывая при этом такие трудности как: увеличение времени для принятия решения, неуверенность в правильности своих ответов и ошибки при опознании.
Немалую роль в становлении сенсорной сферы играет развитие речи. Именно через слово взрослого человека у ребенка фиксируется и обобщается уже приобретенный сенсорный опыт.
На основе чувственной сферы, вместе с непосредственным влиянием слова взрослого человека, формируются речь и восприятие. С одной стороны постоянство и целостность восприятия, с другой стороны подвижность зрительных образов.
Очень важно уделять большое внимание развитию сенсорной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей формирование сенсорного развития проходит неравномерными периодами, при этом значительно отставая по срокам формирования в целом. Как следствие, нарушается формирование понятий о сенсорных эталонах, к которым относятся величина, форма, цвет.
Среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка довольно распространены проблемы сенсорной интеграции.
У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).
Нарушения сенсорнойинтеграции проявляются в:
• эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
• уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались;
• сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;
• раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т. д. ;
• избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами, или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;
• делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.
• медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;
• испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
• боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
• пугаются, когда находятся вниз головой.
• умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
• шлепают ногами во время ходьбы;
• любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;
• трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
• жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
• трудно понимают расположение тела в пространстве, поэтому они часто падают;
• трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;
• плохо удерживают позу;
• не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.
В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:
• фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,
• чувство физической и психологической небезопасности,
• трудности в освоении знаний.
Таким образом, при ОВЗ можно выделить следующие симптомы нарушения сенсорной интеграции: чрезмерная сенсорная чувствительность, трудности в формировании пространственно-временных представлений, нарушения координации и концентрации, быстрая истощаемость организма от сенсорных впечатлений от окружающего мира.
Игры для сенсорного развития детей «Игры для сенсорного развития детей» Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.
Образовательная среда для сенсорного развития СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах.
Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».
Коврик для сенсорного развития О том, что у меня появился сенсорный коврик, созданный руками практикантов я писала в предыдущей публикации. Сегодня хочу поподробнее остановиться.
Дидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.
Создание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.
Волшебные коробочки для сенсорного развития Наряду с хорошо известными игрушками для развития сенсорных навыков ребенка приобретают популярность сенсорные коробки. Они представляют.
Статья- консультация»Сенсорное развитие детей с ОВЗ»
Сенсорное развитие детей с ОВЗ
Толстобокова Наталья Викторовна
учитель-дефектолог МКУ Детский дом №6 « Огонёк»
Познание окружающей среды начинается с анализа информации, которую ребенок получает при зрительном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие, является базой для развития всех психических функций, ребенка с ОВЗ ( Ограниченные возможности здоровья ).
Виды ОВЗ утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.
1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.
3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.
4. Изменения статодинамической функции. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы анализатор не был задействован (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется недостаточная точность, односторонность полученной информации.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с ОВЗ зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.
Работа по развитию моторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;
восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
кинестетическое и кинетическое развитие;
развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
Графический диктант можно выполнять двумя способами. Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух. Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя. Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться:
-В графическом копировании предложенной картинки.
-Рисовании по клеточкам в соответствии с инструкцией со стрелками, указывающими направление.
-Симметричном повторении половины фигуры:
«Отгадай цифру» (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.
Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную букву», «Покажи букву». Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
Дидактическая игра « Какого цвета предметы в нашей группе»
Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.
Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому оброзу.
Материал: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой- на столе.
Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.
Дидактическая игра «Опиши по памяти».
Цель: развивать зрительную память у ребёнка.
Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т.д.
Дидактическая игра « Где ты находишься»
Цель: ориентирование в пространстве.
Ход игры. Дети находятся в детском саду в разных помещениях, с использованием сохранных анализаторов( обоняние, слуха, осязания) должны сказать где они находятся и найти дорогу в группу.
Дидактическая игра « Найди на ощупь названную часть тела»
Цель: Формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.
Ход игры. Дети должны стать парами и с закрытыми глазами найти друг у друга названные педагогом части тела, объяснить где они находятся, используя в речи «выше», «ниже», «впереди», «сзади».
Дидактическая игра « Узнай друга».
Цель: Развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти.
Ход игры.Одной половине детей завязывают глаза и дают возможность походить. Далее им предлагается не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук. Затем дети меняются местами.
Упражнение « Что я увидел из окна».
Цель: Формировать зрительно- двигательные умения; учить планомерно обследовать предложенные объекты, называть в процессе наблюдения близкие и дальние предметы.
Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Цель: Развивать у детей слух, внимание, узнавать по голосу сверстника.
Ход игры. Дети сидят полукругом. На некотором расстоянии спиной к ним сидит ребёнок. Один из сидящих детей зовёт, и ребёнок должен найти того кто его позвал. Если задача решена правильно, другие дети хлопают в ладоши.
Что предполагают сенсорные дефекты у ребенка с овз
Общайтесь с ребенком с самого рождения, разговаривайте с ним, пойте песенки, качайте под музыку, глядя ему в глаза; приближайте свое лицо к личику ребенка, чтобы он лучше вас разглядел.
Младенцы лучше всего концентрируют взгляд ярких предметах, расположенных поблизости. Больше всего их привлекает контраст белого и черного, а также красный цвет. Кроме того, дети с рождения с повышенным интересом относятся к человеческим лицам. Позвольте малышу чаще разглядывать ваше лицо, мимику, пока вы разговариваете с ним или поете ему песенки. Старайтесь, чтобы ребенок как можно дольше концентрировал внимание на вашем лице: стройте рожицы, издавайте всякие забавные звуки. Поставьте на кровать зеркало, лягте рядом с ребенком и стройте рожицы, пусть малыш разглядывает ваше лицо и свое. Подражайте мимике ребенка.
Если ребенок не смотрит на вас, не смотрит вам в глаза, осторожно подвиньте его головку так, чтобы ему было удобнее. (Некоторые мамы советуют класть ребенка себе на колени.)
Малыши с синдромом Дауна отличаются низким тонусом мышц и позднее начинают держать головку, поэтому позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно разглядывать ваше лицо. Подключайте братиков и сестричек. Постепенно добивайтесь того, чтобы малыш как можно больше времени мог сосредоточиться на предлагаемом ему «зрелище».
Приближайтесь к личику ребенка, а затем отодвигайтесь. Проделывайте это медленно.
Иногда можно пошалить – надеть смешной головной убор, очки или приклеить себе на щеку или на лоб наклейку. Малышу будет интересно: а что он увидит в следующий раз?
Когда малыш освоил взгляд «глаза в глаза», и может удерживать взгляд на вашем лице, играйте с ребенком в прятки и их простейший вариант «ку-ку», когда вы прячете свое лицо за ладонями, или личико младенца под пеленкой.
Умение следить взглядом за движущимся предметом возникает не сразу. Предоставляйте ребенку возможность научиться этому с помощью ярких предметов, издающих интересные звуки. Например, водите перед глазами ребенка вправо-влево игрушечную собачку и приговаривайте «ав-ав». Для более старшего ребенка можно выдувать мыльные пузыри и следить за тем, как они летят, или играть с воздушным шариком. Постепенно добивайтесь того, чтобы ребенок все больше времени мог уделить рассматриванию объекта и наблюдению за движущимися объектами.
Чтобы тренировать умение фиксирование взгляд на объекте, вначале вам придется просто называть каждый предмет, на котором случайно задержался взгляд младенца. «Это кукла», «Вот твоя бутылочка». Ищите вместе с ребенком нужный предмет: «Где бутылочка? Вот она! Вот бутылочка!». Далее ребенок должен научиться посмотреть на вас, проследить, на что вы смотрите, и также уделить внимание этому предмету («Посмотри, какая птичка!»). Это умение в дальнейшем пригодится для основного этапа в развитии речи – когда вы будете говорить ребенку, как называется тот или иной предмет.
Возьмите яркую игрушку, например, мяч, и держите ее рядом со своим лицом; когда ребенок посмотрит на вас, медленно отводите игрушку от своего лица и сами следите за ней взглядом. Комментируйте «уход» игрушки, модулируя громкость и высоту голоса, это побудит ребенка следить за движущимся объектом. Эмоционально называйте слово, повторяйте название неоднократно: «Мяч, мяч, смотри на мяч!».
Всем родителям хочется видеть ответную реакцию. Некоторые дети с синдромом Дауна будут очень живо реагировать на все, тогда как другие младенцы будут лежать безучастно. Не опускайте руки, старайтесь вызвать реакцию, рано или поздно вы увидите интерес в глазах ребенка! Постепенно он научится фокусировать взгляд, рассматривать ваше лицо, радоваться вам, если вы будете проводить больше времени с ним, давая ему возможность научиться это делать.
Для зрительной стимуляции поиграйте с выключателем, включая и выключая свет в темной комнате (темно-светло).
Если у ребенка есть проблемы со зрением – обязательно обратитесь к специалисту.
Малышам с синдромом Дауна предстоит научиться не только слышать разнообразные звуки, но и концентрироваться на их восприятии (подобно тому, как младенцы учатся фокусировать взгляд). Старайтесь, чтобы ребенку предъявлялось не слишком много разнообразных звуков в каждый отдельный момент. Многим детям мешают слишком громкие звуки, другим же трудно выделять наиболее важные звуки (голос матери) на фоне шума.
Старайтесь имитировать звуки, которые издает ваш младенец. Повторите так точно, как только можете, а потом поиграйте, повторив его высоким, тонким голосом, потом низким, грубым голосом.
Устанавливайте для ребенка связь между объектом и производимым им звуком. Взяв игрушечную утку, назовите ее «утка, уточка», сообщите ребенку: «Утка говорит: кря-кря. Как говорит утка? Кря-кря». Привлекайте игрушки в форме зверюшек, детские музыкальные инструменты (колокольчик динь-динь, барабан бам-бам). Конечно, малыш еще долго не сможет повторить это за вами, но стимуляция не пропадет даром.
Приготовьте побольше погремушек, колокольчиков, издающих разнообразные звуки. Играя с ними, давайте малышу послушать и сравнить эти звуки, но не забывайте также давать ему возможность самому их извлечь. Постепенно он установит логическую связь между источником звука и звуком!
Пришейте бубенчики на резинку для волос и наденьте ее младенцу на ручку или на ножку. Он поймет, что звуки раздаются тогда, когда он двигает ручкой/ножкой. Только не оставляйте ребенка без присмотра с этой игрушкой!
Часто называйте ребенка по имени. Если он пока не отзывается на свое имя, привлеките его взгляд яркой игрушкой и снова несколько раз назовите его по имени.
Разговаривая с ребенком, держите лицо так, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит, когда плачет или гулит. Повторите то, что он «сказал», потом сделайте паузу, как бы ожидая от него ответа. Это должно стать вашим золотым правилом. Разговаривая с ребенком во время одевания, купания и т.д., всегда делайте паузы, как бы ожидая ответа от него. Если он издаст какой-то звук, отвечайте естественно, например, «Да что ты говоришь!» или «Неужели?». Старайтесь, чтобы ваша беседа выглядела, как настоящий разговор.
Важно добиться того, чтобы ребенок обращал внимание на окружающие его звуки. Ставьте для него различную музыку, пойте песенки, рассказывайте ритмичные стихи. Очень хороши в этом плане песенки и стихи с действиями («Вот идет корова», «Мишка косолапый»), они учат ребенка уделять внимание тому, что он слышит.
В работе над слуховым восприятием, важно научиться определять, откуда же исходит привлекший ребенка звук. Чтобы научить его этому, используйте различные источники звука: свистки, колокольчики, мятый целлофан, кастаньеты, маракасы, хлопайте в ладоши и так далее. Сначала издавайте звук в поле зрения ребенка, прямо перед его лицом. Затем переместите источник звука вправо или влево от ребенка. Если он не обращает внимания, скажите ему: «Слушай! Что это? Ну-ка посмотри!». Тренируйте малыша, чтобы он следил взглядом, а затем и поворачивался к источнику звука. Если малышу трудно поворачиваться, посадите его к себе на колени так, чтобы источник звука был вне его поля зрения. Прослушайте звук, скажите: «Ой, что это?» и сами поверните ребенка лицом к источнику звука. Наградите малыша улыбкой и объятием за то, что он повернулся. Играйте в такие маленькие игры несколько раз в течение дня. Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.
Ребенку необходимо понять, какие звуки имеют смысл, на какие звуки надо обращать внимание (голос мамы), а на какие – не обязательно (шум холодильника, тиканье часов). Если малыш не научится этому, может произойти «перегрузка» и даже «отключение» сенсорной системы. В более старшем возрасте это умение не раз ему пригодится, например, во время занятий в школе: надо слушать, что говорит учитель, а не что говорят одноклассники.
Давайте ребенку возможность слушать голоса родных по телефону. Комментируйте: «Это баба говорит. Слышишь, это баба!». Разговаривайте с ребенком или издавайте смешные звуки, передвигаясь по комнате.
Соберите «звуковую шкатулочку». Туда можно положить свисток, колокольчик, дудочку, маракас, две деревянные ложки, контейнер из-под киндер-сюрприза с фасолью или крупой внутри и так далее. Поиграйте с ребенком.
Старайтесь постепенно увеличивать период времени, в течение которого малыш может сосредотачиваться на активном слушании: пойте ему более длинные песенки, разговаривайте с ним подольше.
Многие родители говорят с малышами так, как нужно, не задумываясь об этом. Однако все же отметим, как именно следует говорить с младенцем: высоким (тонким) голосом, короткими предложениями, гораздо медленнее, чем обычно, повторяя слова и фразы по многу раз. Когда ребенок станет старше (2-3 года), вы уже не будете пищать при разговоре с ним, однако необходимость в коротких фразах и повторениях не отпадет еще долго.
Если у вашего ребенка есть какие-то проблемы со слухом, обязательно обратитесь к специалисту.
Если малыш сам не тянет предметы в рот, можно использовать мягкую зубную «щеточку» для массажа десен, внутренней поверхности щек и язычка ребенка.
Приобретите или сделайте специальную книжку, в которой на каждой странице будет кусочек какого-то материала, который можно потрогать (мех «киски», наждачная бумага и так далее). Она вам пригодится и в дальнейшем, когда вы будете работать над расширением словарного запаса ребенка (мягкий, пушистый, шершавый…).
Позволяйте ребенку играть с различными на ощупь предметами, например, желе, взбитыми сливками или вареными макаронами.
Прикасайтесь к ребенку предметами различной текстуры. Растирайте личико ребенка мягким, а потом более жестким полотенцем, например. Для разнообразия используйте массажное масло или лосьон.
Чистите зубы и десны ребенка специальной детской зубной щеткой.
Растирайте и массируйте тело ребенка. Можно ласково или быстро потереть лицо, щеки и язычок ребенка чистым полотенцем. Прикасайтесь к лицу малыша ваткой, кусочком бархата, кусочком жесткой ткани… Играйте с ребенком в игры, требующие прикосновений к лицу («Лес, полянка, горка, ямка…» и прочие). Умывайте личико ребенка, дотрагиваясь до разных частей лица («водичка, водичка, умой мое личико».
Побуждайте ребенка имитировать ваши мимические движения: облизывание губ, прищелкивание языком и т.п. Старайтесь держать лицо поближе к лицу ребенка, чтобы ему было хорошо видно, что именно вы делаете.
Старайтесь подражать действиям ребенка. Если он хлопнул по столу, и вы хлопните. Тогда у него будет больше мотивации подражать вашим действиям. Пробуйте разные действия и побуждайте ребенка подражать вам. Выбирайте такие действия, которые ребенок может выполнить (хлоп-хлоп по столу, топ-топ по полу ножкой, плюх-плюх по воде в ванной). Поначалу можно помогать ребенку, махать его руками, шагать его ножками и т.п., чтобы он понял, что от него требуется.
Скажу несколько слов о таком важном виде деятельности, как кормление ребенка.
Помните, что кормление важно не только само по себе, для роста и развития ребенка, но и как способ тренировки всех тех органов, которые нужны для речи, а также, для коммуникации ребенка со взрослым!
Зачастую родители детей с синдромом Дауна сталкиваются с проблемами при налаживании кормления. Это может быть связано с низким тонусом (гипотонусом) мышц. Если малышу трудно сомкнуть губы на соске, потрите его губки, помассируйте подбородок и участок под ним. Когда ребенок не занят едой, можете попробовать приложить к ротику кусочек льда, чтобы помочь ему почувствовать свои губки и язык. Можете попробовать помассировать язычок: ритмично похлопайте по нему сосочкой или чистым пальцем. Когда тонус языка улучшится, вы это почувствуете. Тогда можете попробовать стимулировать движения язычка вверх-вниз, вправо-влево, стимулировать язычок прогнуться – сформировать центральный «желобок».
Постепенно младенец осознает, как именно движутся его губы, язычок и другие органы.
Когда ребенок начинает есть с ложки, рекомендуется использовать маленькую и неглубокую ложечку, давая небольшие «порции». Старайтесь давать ребенку разнообразную по фактуре пищу для стимуляции тактильных ощущений внутри рта: детскую растворимую кашку, фруктовое пюре, овсянку, творожок, картофельное пюре, затем пюре из мяса, йогурт, супы. Как только ребенок будет готов к поглощению более твердой пищи, вы должны предоставлять ему возможность научиться жевать, совершать и совершенствовать движения язычка в горизонтальной плоскости.
Дети с повышенной чувствительностью могут оказаться большими привередами в еде. Они могут отказаться есть блюдо, для которого вы смешали несколько ингредиентов. Они могут предпочитать только горячее или только теплое, отказываясь от еды другой температуры.
Как и чем заниматься с ребенком в период с одного года до трех лет.
В повседневной жизни нужно продолжать заниматься сенсорной стимуляцией, формировать сенсорные эталоны и закреплять познавательные навыки. Такие как:
Усвоение ребенком понятия величины.
Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую; сравнивать два колечка от пирамидки и выбирать большое, чтобы нанизать его первым;
играть с большим и маленьким мишкой, укладывать их спать в большую и маленькую кроватки; учить подбирать крышки к двум кастрюлям по размеру и т.д.
Усвоение ребенком понятия формы.
Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных форм, вызывающих интерес и внимание ребенка: мячики, кубики. Использовать совместную игру с ребенком и комментировать, что «Мяч катится. Смотри как. Покатай мяч», «Кубик не катится. Поставим кубик на кубик. Получилась башня» и т.д.
Для обучения соотнесению форм используем различные сортеры, вкладыши с геометрическими фигурами, доску Сегена, рамки Монтессори и т.д.
Усвоение ребенком понятия цвета.
Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных цветов, вызывающих интерес и внимание ребенка.
Сортировать по цветам мячики двух цветов, прищепки, крышечки от питания «Фрутоняня», кубики, детали Лего и т.д.
Для этого обращать внимание ребенка на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.)
Развитие вкусовых ощущений:
Для этого предлагать ребенку, если нет пищевой аллергии или других ограничений, продукты различного вкуса (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.
Помните, что сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с физическим развитием ребенка: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. Организация зарядок, ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна, поскольку, формирование крупной и мелкой моторики- неотъемлемая часть сенсорной интеграции.
Обучение детей с синдромом Дауна использованию в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую работу, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается.
При обучении навыкам самообслуживания развиваются сенсорные анализаторы, когнитивные навыки, речь, умение пользоваться жестами и многое другое.
Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию.
Огромную роль в развитии детей играет создание условий для сенсорного развития.
Для тактильной, вестибулярной и проприоцептивной стимуляции эффективно использование специального оборудования:
утяжеленных одеял, гамаков, батутов, тоннелей, тележек, гимнастических мячей, сухого бассейна и др.
природных материалов: песка (кинетического, обычного), каштанов, морской гальки, шишек, фасоли, воды и пр.
разнообразных колючих мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни.
Важно понимать, что ребенок сам интуитивно выбирает те виды сенсорной стимуляции, которые нужны для развития именно ему. Мы, взрослые, должны лишь дать ему возможность изучать потенциал собственного тела, формировать адаптивные ответы и, главное, найти для этого время и место.
Учеными отмечено, что даже обычные объятия дают большой положительный эффект в сенсорном развитии ребенка.
Необходимо внимательно отнестись к потребностям ребенка к игре и не заменять ее ранним обучением, компьютером и телевизором. Сначала ребенок должен все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигаться в пространстве, проползти, подлезть или залезть на все, что манит, – только так он приобретет опыт, необходимый для развития.
Последнее время все чаще и чаще сравнивают жизнь детей поколения шестидесятых-семидесятых годов и жизнь нынешних малышей. И приходят к неутешительным выводам. Отсутствие и недостаточность сенсорного опыта и замена естественных для детского возраст игр на компьютерные, в значительном мере усиливают сенсорную дезинтеграцию детей, отрицательно влияют на развитие познавательных навыков, воображения, фантазии. Многие ли из сегодняшних дошкольников смогут придумать, как сделать все оборудование для игры в магазин из подручных средств и «доставить» туда продукты из песка, глины, листьев, палочек и прочего мусора, и грязи, сколько мальчишек в три года сумеют придумать, как приладить ложку к грузовику, чтобы получилась снегоуборочная машина? Сколько малышей смогут все это до того, как родители купят им блестящие пластмассовые игрушки, в которых за них всё уже сделали, – и игрушечные пакетики, и весы для магазина, и все виды уборочной и прочей техники?
Как было сказано выше, сенсорная интеграция нужна всем детям. Конечно, ребенку с двигательными нарушениями или с нарушениями зрения нужна будет дополнительная помощь специалистов, чтобы дать ему необходимый сенсорный опыт, помочь «изучить» окружающую среду, схему тела, понять, как он может двигаться в пространстве, взаимодействовать с окружающей средой.
Во время занятий постоянно разговаривайте с ребенком, даже, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его сигналы, почувствовать его намерения и желания. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, отмечайте любые его попытки в приобретении самостоятельного опыта, хвалите его действия, радуйтесь его успехам. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты.
В Санкт-Петербурге успешно работают центры по развитию сенсорной интеграции, где эффективно реализуются множество программ по сенсорному развитию детей с особыми потребностями. Это широко известное Пространство для детей и родителей «Каштан» и Центр помощи детям с нарушениями восприятия и адаптации «Сова-Нянька».
Д. Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»
Е. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Л. Кумин «Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна»