Что предшествует составлению бухгалтерской отчетности
Порядок составления бухгалтерской отчетности в 2021-2022 годах
Составление бухгалтерской отчетности — одна из основных задач, стоящих перед бухгалтером по окончании календарного года. Основные этапы и правила ее оформления рассмотрены в нашей рубрике «Составление бухгалтерской отчетности».
Основные этапы составления бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность представляет собой вид документации, которая полностью отражает финансовое состояние организации или ИП. В связи с этим при составлении бухгалтерской отчетности всегда требуется соблюсти последовательность этапов, начиная с подготовительных работ и заканчивая собственно ее формированием. Благодаря этому можно добиться корректности и достоверности отчетов.
Рассмотрим основные этапы составления бухгалтерской отчетности:
Правила составления бухгалтерской отчетности предприятия
Порядок составления бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 4/99 и включает следующие группы правил:
О порядке заполнения отчета о финрезультатах читайте в статье «Заполнение формы 2 бухгалтерского баланса (образец)».
Использование бухгалтерской отчетности предприятиями и ИП в упрощенном виде
П. 4 ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ предусмотрено формирование субъектами малого бизнеса упрощенного баланса. Для этого важно соблюсти условия отнесения к СМП, а именно:
Если указанные условия выполняются, порядок составления бухгалтерской отчетности может быть упрощен. В ее составе будут только 2 основных отчета: баланс и отчет о финрезультатах. При этом могут быть представлены дополнительные отчеты, о которых идет речь в статье «Упрощенная отчетность малого бизнеса».
При этом упрощенный бухбаланс будет включать:
Правильно заполнить упрощенный баланс вам поможет эта публикация.
Отчет о финрезультатах также заполняется малыми предприятиями в упрощенной форме, которая отражает:
При этом при составлении бухгалтерской отчетности информация в отчете о финрезультатах указывается за 2 года.
Кроме того, правила составления бухгалтерской отчетности в упрощенной форме требуют наличия в документе строгих граф. В связи с этим, если малому предприятию при составлении бухгалтерской отчетности понадобилось внести какие-то дополнительные расшифровки, упрощенную форму уже использовать нельзя (подробности — здесь).
Законодательство предусматривает 2 формата составления бухгалтерской отчетности: по стандартной и упрощенной форме. Определиться, можно ли вам применять нужный формат, а также правильно заполнить отчеты вам поможет наша рубрика «Составление бухгалтерской отчетности».
Понятие и состав бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.
Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации
Понятие бухгалтерской отчетности
Отчетность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:
Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.
Периодичность создания документа
Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:
Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.
Состав
В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:
Состав годовой бухотчетности утвержден ФЗ от 21.11 1996 г. №129:
ВАЖНО! Аудиторская проверка считается обязательной для ряда организаций. Однако некоторые компании принимают добровольное решение об аудите. В рассматриваемом случае итоги аудиторской проверки также включаются в отчетность.
Детали
Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:
Данный перечень является рекомендуемым. В записке имеет смысл указывать те сведения, которые могут быть интересными лицам, пользующимся отчетностью.
К СВЕДЕНИЮ! Отчетность формируется в расчете на внешних пользователей. К примеру, это могут быть контрагенты, различные коммерческие структуры.
Составление отчетности для компаний разных организационных форм
Компании, которые соответствуют признакам субъекта малого бизнеса, не использующие УСН и не обязанные осуществлять аудит, имеют право не включать в годовую отчетность:
Субъекты малого бизнеса, которые обязаны осуществлять аудит, могут не включать в отчетность:
НКО имеют право не формировать:
Рекомендуемым, но не обязательным, является включение отчета о целевом применении денег.
ВАЖНО! Общественные субъекты, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и, следовательно, не имеют оборота, могут не создавать промежуточную отчетность. Годовой документ оформляется, но в него не включаются отчеты о внесении изменений в капитал, движении финансов. Также не нужно прилагать к отчетности приложение к балансу и записку.
Пользователи бухгалтерской отчетности
Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:
Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.
Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них
Сложно различить ошибки, допущенные в бухучете, и те, которые содержатся в отчетности. Неправильная информация, изложенная в учете, «идет» в отчетность. Рассмотрим самые распространенные грубые ошибки, которые может допустить бухгалтер:
Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:
ВАЖНО! В последнем случае штраф не накладывается, если бухгалтер исправит ошибку до утверждения документа (согласно статье 15.11 КоАП РФ). Корректировки должны быть внесены по утвержденному порядку.
Составление годовой бухгалтерской отчётности: состав, требования, этапы
Работа любой компании сопровождается выполнением множества хозяйственных операций, информация о которых в конце каждого года используется при составлении годовой отчётности. Согласно законодательству, бухгалтерские отчеты обязаны формировать все экономические субъекты, вне зависимости от направления их деятельности. Единственное отличие может заключаться только в составе документации, варьирующемся согласно организационно-правовой форме предприятия и используемой им системе налогообложения.
Состав и значение финансовых отчетов для предприятий
Годовые бухгалтерские отчеты представляют собой тип документов, отражающих финансовое состояние компании или индивидуального предпринимателя на конец отчетного года. Они являются основным источником сведений о результатах работы организации, которые впоследствии можно использовать для экономического анализа, выявления внутренних резервов, принятия управленческих решений относительно дальнейшей деятельности предприятия.
В процессе составления годовой бухгалтерской отчётности нужно придерживаться принятой учетной политики и полностью отражать все операции, проводимые за отчетный период. Предоставляемая информация помогает определить, отвечает ли работа организации законодательству, правильно ли распределяются средства (в том числе из бюджета), применяются ли трудовые и другие ресурсы согласно установленным нормам.
Финансовое положение компании определяется ее активами, обязательствами и величиной капитала. Чтобы грамотно отразить эти сведения, необходимо подготовить пакет документов, в состав которого входят:
В качестве приложений могут использоваться документы о движении средств, изменениях капитала, обязательных нормативах. Если организация относится к некоммерческим, то составление годовой отчётности предусматривает подготовку бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств. Как и в случае с коммерческими предприятиями, пакет дополняется соответствующими приложениями.
Требования к составлению
За отчетный период принимается календарный год – с 1.01 по 31.12 включительно. Организации, созданные в течение года, подают документы от даты их внесения в ЕГРИП/ЕГРЮЛ. Формы для подготовки документации разрабатываются на основании образцов, представленных в приказе Минфина РФ № 67н. При формировании отчетов бухгалтеру следует придерживаться таких требований:
Следует помнить, если при составлении годовой бухгалтерской отчётности статьи искажаются более чем на 10 %, это может повлечь за собой административную ответственность. Кроме того, штрафы могут быть наложены в случае нарушения сроков, отведенных на предоставление документации в налоговую и органы Госстатистики. В соответствии со ст.18 ФЗ N №402, отчеты нужно передать контролирующим службам не позже 3 месяцев от даты завершения отчетного периода.
Этапы составления годовой отчётности
Подготовка и предъявление документов в ИФНС производится в несколько этапов:
Учетная политика
Под учетной политикой предприятия понимаются способы ведения бухучета, которые определяются руководством и закрепляются в соответствующем положении. Основными вопросами, отражаемыми в УП, могут быть:
Начальный баланс
Следующим этапом составления годовой бухгалтерской отчётности является начальный баланс. Он демонстрирует финансовое состояние организации на начало отчетного года и формируется на базе данных сальдо счетов, которые были зафиксированы на момент завершения прошлого периода. Вновь образованные предприятия составляют не начальный, а вступительный баланс, который определяет их имущественное положение на дату регистрации в органах ИФНС.
Регистрация
На данном этапе вся информация о работе предприятия включается в первичную документацию, посредством которой можно проанализировать деятельность организации, дать стоимостную оценку проведенным хозяйственным операциям, а также систематизировать имеющиеся сведения в рабочем плане счетов. Сформированная счетная запись отражается в учетных регистрах любого типа, будь то систематических, хронологических или скомбинированных. В первом случае все операции группируются по отдельным объектам наблюдения, во втором – по времени их выполнения, в третьем – и по тем, и по другим признакам.
Инвентаризация
Чтобы в рамках составления годовой отчётности использовать только достоверные данные, на предприятии проводится инвентаризация собственности и всех имеющихся обязательств. Обычно она выполняется на дату 1.11 или 1.12 отчетного года и включает в себя проверку:
Проверяются также все наличные средства, в том числе касса. Если полученный результат дает расхождения, их следует устранить. Это выполняется посредством корректирования с переносом недостачи или излишка на соответствующие счета.
Оборотная ведомость
В конце года производится подсчет оборотов по счетам в главной книге и определяются конечные остатки. Счета без сальдо необходимо закрыть. На основании проведенных манипуляций составляется оборотная ведомость, позволяющая проконтролировать работу бухгалтера. В нее входят обороты и остатки по каждому счету с подсчетом их итогов по дебиту/кредиту. Если эти данные совпадают, значит, учет был выполнен без ошибок.
Конечный баланс
Завершающим этапом составления финансовой годовой отчётности является подготовка конечного баланса, в рамках которой все показатели обобщаются в соответствующих формах. Бухгалтерский баланс делится на две части:
Параллельно составляется отчет о финдеятельности, отражающий чистую прибыль или убытки организации. Его формирование осуществляется с учетом выручки предприятия, себестоимости товаров/услуг, всех других расходов/доходов, включая выплаты процентов по кредитам, управленческих затрат, налога на прибыль. Также понадобится подготовить отчетность о движении средств и изменении капитала.
В том случае, когда компания подлежит обязательному аудиту, к отчетам следует приложить аудиторское заключение, подтверждающее правильность представленной информации. Если на момент предъявления документации контролирующим органам аудит еще не закончился, эту бумагу можно сдать позже, но не позднее 31.12 следующего отчетного года.
Финансовые отчеты на УСН
В отличие от формирования документов в общем порядке, составление годовой бухгалтерской отчётности на УСН осуществляется значительно проще. Это обусловлено тем, что компании на упрощенной системе освобождаются от некоторых сложных для учета налогов. В частности, от выплаты НДС, который при применении «упрощенки» может вменяться только предприятиям, занимающимся импортом продукции.
Порядок подготовки документов на УСН предусматривает формирование упрощенной версии бухбаланса и отчета о результатах. Если говорить о балансе, то в него вносятся обобщенные показатели финансовой деятельности (капитал, резервы, краткосрочные/долгосрочные заемные средства) и сокращенный список активов/пассивов. В бланках используются только строгие графы, то есть при необходимости внести пояснения к каким-либо показателям упрощенная форма документации применяться не может.
Отчет о финансовом положении отражает следующие данные:
Информация в данном документе при составлении годовой финансовой отчётности указывается за два минувших года. Для заполнения формы применяются дебетовые обороты по определенным счетам, вносимые в бланк нарастающим итогом. Если показатели имеют отрицательную величину, их указывают в круглых скобках.
В случае, когда предприниматель имеет работников, он должен отчитываться по более сложной схеме. Наряду с вышеуказанными документами, в ФНССН следует подавать ряд дополнительных бумаг:
Сведения, отражаемые во всех документах, должны быть существенными, своевременными и последовательными.
Составление годовой бухгалтерской отчётности от компании «АКРУС»
Подготовка итоговой документации имеет множество нюансов. Чтобы качественно выполнить эту работу, необходимо обладать опытом и знаниями в бухгалтерском учете. При формировании документов приходится изучать особенности расчетов всех показателей, тратить время на заполнение бланков, их предоставление налоговому инспектору. Кроме того, важно не забывать о сроках сдачи бумаг, чтобы не получить штрафов за опоздание.
Если вы испытываете трудности с составлением годовой отчетности, решить проблему можно с помощью юридической компании «АКРУСкрус». Мы предоставляем бухгалтерские услуги в Москве и готовы взять на себя все вопросы по формированию вашей отчетной документации. Штат высококвалифицированных сотрудников с многолетним опытом в экономической, аудиторской и налоговой сфере оперативно решит поставленные задачи с гарантией положительного результата.
Если вы хотите узнать больше об оказываемых услугах, оставьте заявку на консультацию в онлайн-форме или позвоните в нашу компанию по контактному телефону.
Что учесть при составлении годовой бухотчетности
Компаниям на упрощенке нужно проверить, были ли применены в учете поправки в ПБУ, остальным — не забыть отразить в бухотчетности оценочные обязательства. Всем стоит перепроверить проводки и операции за отчетный год на предмет ошибок и при их выявлении исправить в соответствии с установленным порядком.
Упрощаем бухучет и отчетность
В середине 2016 года в ряд ПБУ были внесены поправки (Приказ Минфина России от 16.05.2016 № 64н). Они существенно упрощают ведение учета и составление отчетности для юрлиц, у которых есть право применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Их можно применить ко всему 2016 году, если внести соответствующие изменения в учетную политику для целей бухучета хотя бы декабрем (п. 12 ПБУ 1/2008; Информационное сообщение Минфина России от 24.06.2016 № ИС-учет-3). Проверьте, были ли применены в учете и отчетности компании за 2016 год эти поправки. Кратко перечислим их:
Порядок исправления ошибок в годовой бухотчетности зависит, во-первых, от того, когда они выявлены: до или после утверждения отчетности. Во-вторых, если ошибки выявлены уже после утверждения отчетности, — от того, на упрощенке ли компания и насколько существенна выявленная ошибка
Исправляем выявленные ошибки
Порядок исправления ошибок в годовой бухгалтерской отчетности зависит прежде всего от того, когда они выявлены: до или после утверждения отчетности.
Если ошибки выявлены до утверждения отчетности, они исправляются в учете записями по соответствующим счетам в декабре 2016 года. Если бухотчетность с ошибками уже представлена пользователям (акционерам, органу госвласти и др.), она исправляется и заменяется (п. 6–8 ПБУ 22/2010).
Однако может быть и так, что ошибка в учете будет выявлена уже после утверждения бухотчетности за 2016 год. Для начала напомним порядок ее утверждения:
Порядок исправления ошибок в уже утвержденной отчетности зависит от двух факторов:
Если ошибка выявлена в учете компании, у которой есть право применять упрощенные способы ведения бухучета, или ошибка несущественна, то такая ошибка исправляется записью по соответствующему счету в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 14 ПБУ 22/2010). Причем исправительная проводка отражается в учете в периоде исправления, то есть в 2017 году (см. пример 1).
Три месяца удобного ведения учета и легкой сдачи отчетности через интернет в подарок
Если ошибка выявлена в учете компании, не имеющей права применять упрощенные способы ведения бухучета, и ошибка существенна, то такая ошибка исправляется записью по соответствующему счету в корреспонденции со счетом 84. Исправительная проводка отражается в учете в периоде исправления, то есть в 2017 году (см. пример 2). При этом компания ретроспективно отражает в бухотчетности последствия исправления ошибки (п. 9 ПБУ 22/2010).
Пример 1: ООО «Малыш» применяет упрощенные способы ведения бухучета
ООО «Малыш» является малым предприятием и применяет упрощенные способы ведения бухучета. После утверждения годовой отчетности за 2016 год (в мае 2017 года) бухгалтер обнаружил, что амортизация станка в 2016 году начислена на 12 000 ₽ меньше, чем нужно. Ошибка исправляется маем 2017 года, проводки смотрите в табл. 1.
Таблица 1. Отражение исправления ошибки в учете ООО «Малыш»
Дебет | Кредит | Сумма |
91.2 «Прочие расходы» | 02 «Амортизация основных средств» | 12 тыс. ₽ |
Пример 2: АО «Крепыш» не вправе применять упрощенные способы ведения бухучета
АО «Крепыш» не имеет права применять упрощенные способы ведения бухучета. После утверждения годовой отчетности за 2016 год (в августе 2017 года) бухгалтер обнаружил, что амортизация здания в 2016 году не начислена, сумма ошибки составляет 12 млн ₽, что составляет 6 % от валюты баланса. В учетной политике АО указано, что существенной признается ошибка, размер которой превышает 1 % валюты баланса. Ошибка исправляется августом 2017 года, проводки смотрите в табл. 2.
Таблица 2. Отражение исправления ошибки в учете АО «Крепыш»
Дебет | Кредит | Сумма |
84 «Чистая прибыль (непокрытый убыток)» | 02 «Амортизация основных средств» | 12 млн ₽ |
При формировании бухотчетности за 2017 год АО «Крепыш» приводит верные данные (то есть с учетом исправленной в 2017 году ошибки) об остаточной стоимости ОС на 31.12.2016 и финансовом результате за 2016 год. Также информация об ошибке и ее корректировке раскрывается в пояснениях к отчетности за 2017 год (п. 15 ПБУ 22/2010). Если придет требование от налоговиков о представлении пояснений о причине отклонения данных отчетности за 2016 год от данных отчетности за 2017 год в части сальдо и оборотов, АО «Крепыш» напишет в ответном письме, что расхождения вызваны исправлением в 2017 году ошибки 2016 года по правилам п. 9 ПБУ 22/2010.
Компании на упрощенке при подготовке годовой отчетности за 2016 год должны сформировать резервы по сомнительным долгам, а все остальные — не забыть отразить в бухотчетности оценочные обязательства. Их величина определяется организацией самостоятельно и требует документального обоснования.
Не забываем об оценочных обязательствах
Компаниям, которые не имеют права применять упрощенные способы ведения бухучета, нужно не забыть отразить в бухотчетности оценочные обязательства (п. 3 ПБУ 8/2010). Напомним, что оценочным является обязательство, размер или срок исполнения которого неизвестны, возникшее у компании в соответствии с условиями заключенных договоров, нормами законодательства и т.п. (п. 4 и 5 ПБУ 8/2010).
Оценочное обязательство отражается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» в корреспонденции со счетом учета расходов или активов (п. 8 ПБУ 8/2010). Величина оценочного обязательства определяется организацией самостоятельно и требует документального обоснования (раздел III ПБУ 8/2010).
Пример 3: «Крепыш» выдает гарантию выполнения «Малышом» своих обязательств
АО «Крепыш» 02.04.2016 выдало третьему лицу независимую безотзывную гарантию (ст. 368, 371 ГК РФ) выполнения ООО «Малыш» до 30.03.2017 своих обязательств по оплате поставленной третьим лицом продукции на сумму 10 млн ₽. 30.12.2016 ООО «Малыш» подало в суд заявление о собственном банкротстве.
По расчетам АО «Крепыш», после выплаты средств по гарантии АО не сможет взыскать данный долг с ООО «Малыш» в процедуре банкротства. 31.12.2016 АО «Крепыш» отражает оценочное обязательство по выданной гарантии (приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355), проводки смотрите в табл. 3.
Таблица 3. Отражение оценочных обязательств в учете АО «Крепыш» по выданной гарантии ООО «Малыш»
Дебет | Кредит | Сумма |
91.2 «Прочие расходы» | 96 «Резерв предстоящих расходов» | 10 млн ₽ |
Формируем резервы
В заключение отметим, что все компании, включая те, которые имеют право применять упрощенные способы ведения бухучета, обязаны при подготовке годовой отчетности за 2016 год сформировать резерв по сомнительным долгам (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ; п. 70 Положения по ведению бухучета, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), так как этот резерв не относится к оценочным обязательствам (пп. «в» п. 2 ПБУ 8/2010).
Проверьте себя
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Каким требованиям должна удовлетворять бухотчетность
Состав бухгалтерской отчетности
Согласно п. 1 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ бухотчетность должна давать в отношении отчитывающегося лица представление:
Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н для раскрытия информации по каждому из этих вопросов предназначаются, соответственно:
Иные формы, приведенные в приказе № 66н, раскрывают ту информацию, без которой невозможна правильная оценка итогов деятельности организации.
Для юрлиц, применяющих упрощенные способы бухучета, доступно составление упрощенной бухотчетности.
О лицах, которым доступны упрощенные бухучет, и об особенностях упрощенной бухотчетности читайте здесь.
Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
После подписания бухгалтерской отчетности руководителем она считается составленной (ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). Следовательно, подписание отчетности руководителем является обязательным.
Кто еще вправе/должен подписывать бухотчетность, смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
В последний раз формы отчетности были обновлены с 01.06.2019 (приказ Минфина от 19.04.2019 № 61н). Ключевые изменения баланса и других форм таковы:
Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.
В отчете о финансовых результатах (форма 2):
А совокупный финансовый результат теперь определяется как сумма строк:
В отчете о финансовых результатах упрощенной формы в строку «Налоги на прибыль (доходы)» необходимо включать текущий налог на прибыль и отложенный налог.
Изменения, касающиеся формы 2 (включая упрощенную), в обязательном порядке вводятся с отчетности за 2020 год, но компании вправе были начать применять их досрочно.
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
В общем случае организации обязаны не позднее трех месяцев после окончания отчетного года представлять годовую бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения. Исключением являются ситуации, когда.
Кто и куда, кроме ИФНС, обязан сдавать бухотчетность, узнайте в К+, оформив бесплатный пробный доступ.
Требование достоверности
Требование к достоверности бухотчетности прописано уже в законе № 402-ФЗ (п. 1 ст. 13). Чем обеспечивается его исполнение?
Достоверность данных бухучета, являющихся основой бухотчетности, подтверждается путем проведения инвентаризации активов и обязательств, в ходе которой проверяются их наличие, состояние и оценка.
Правила проведения инвентаризации содержат Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). Порядок и сроки проведения инвентаризации в организации определяются ее руководителем, за исключением случаев, когда такое проведение обязательно по законодательству.
Так, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным (кроме имущества, инвентаризация которого производилась не ранее 1 октября отчетного года) (пп. 26, 27 ПБУ по бухучету и бухотчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н; п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 30 закона № 402-ФЗ).
Требование полезности
Информация, представленная в отчетности, считается полезной, если она, в соответствии с пп. 6.1, 6.5.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997:
Информация уместна (п. 6.2 Концепции), если ее наличие или отсутствие оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) пользователей отчетности, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки.
Информация надежна (пп. 6.3, 6.3.1 Концепции), если она не содержит существенных ошибок. Существенности бухгалтерских ошибок посвящено ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утверждено приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н) и, в частности, его п. 3. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она относится.
Информация сравнима (п. 6.4 Концепции), если она предоставляет для пользователей отчетности возможность сравнивать показатели деятельности за разные периоды времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности.
Информация своевременна (п. 6.5.1 Концепции), если она удовлетворяет потребности пользователей, связанные с принятием решений.
О том, как по данным баланса проанализировать финансовую устойчивость юрлица, читайте в статье «Проведение анализа финансовой устойчивости организации».
Требование полноты
Бухгалтерская отчетность должна давать полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Полнота обеспечивается единством бухгалтерских отчетов, а также соответствующими дополнительными данными (п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н; абз. 2 п. 5.1.4, п. 6.3.5 Концепции).
Требование существенности
В бухгалтерскую отчетность включаются существенные показатели. Существенным считается показатель, если его отсутствие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе бухгалтерской отчетности. Существенность показателя бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов (п. 11 ПБУ 4/99; п. 6.2.1 Концепции; письмо Минфина России от 24.01.2011 № 07-02-18/01). Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным для раскрытия его в отчетности, зависит от оценки этого показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения.
Требование нейтральности
При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий (п. 7 ПБУ 4/99; п. 6.3.3 Концепции).
Требование последовательности
Организация должна при составлении отчетности придерживаться принятых ею содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним (к их числу приказ Минфина России № 66н относит отчет о движении денежных средств) допускается только в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности (п. 9 ПБУ 4/99; ч. 1 ст. 14 закона № 402-ФЗ).
О том, как обеспечивается сопоставимость показателей в отчетности при изменении учетной политики, читайте в материале «Бухгалтерский баланс предприятия за 3 года (нюансы)».
Итоги
Бухотчетность составляется не только с применением установленных Минфином России форм в их актуальной редакции, но и с соблюдением требований, предъявляемых к данным отчетности в части ее достоверности, уместности, надежности, сравнимости, своевременности, а также полноты, существенности, нейтральности и последовательности.