Что представляет жидкость у основания фитиля
Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки
Урок 4. Химия. Вводный курс. 7 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки»
Наверняка, каждый из вас видел картины с изображением свечи. Например, картину Готфрида фон Ведига «Натюрморт со свечой» или Владимира Волосова «Свеча горела на столе».
Свеча – это приятный способ организовать праздник себе и близким, например, поставив на стол красивый подсвечник с зажжённой свечой за ужином и положив рядом подарок. Представьте себе на миг: в Новый год на праздничном столе радостно сияют разноцветные свечи. Светом, сиянием свечи мы поздравляем, желаем благ своим близким. Или в день рождения дорогого нам человека. Такой пустяк, а сколько радости вы ему подарили. Горящая свеча – символ отдыха, комфорта, безопасности. Можно ли себе представить храм без свечей? С их помощью верующий говорит с Богом, прося о милостынях для живых и почитая память усопших.
В старших классах каждый из вас познакомится с прекрасным стихотворением Бориса Пастернака «Зимняя ночь», в котором также упоминается о свече.
Мело, мело по всей земле
Свеча горела на столе,
Как летом роем мошкара
Слетались хлопья со двора
Метель лепила на стекле
Свеча горела на столе,
Великий английский физик и химик М. Фарадей писал: «Рассмотрение физических явлений, происходящих при горении свечи, представляет собой самый широкий путь, которым можно подойти к изучению естествознания».
Если посмотреть на свечу, то можно заметить, что она состоит из воска и фитиля. Воск при нагревании плавится, имеет специфический запах и светлый цвет. Пламя свечи состоит из трёх частей. В нижней части пламени – тёмная зона, следующая – яркая часть пламени, где температура выше, и верхняя часть – бесцветная зона, самая горячая. При горении фитиля воск плавится. В процессе горения фитиль обугливается и находится в тёмной зоне пламени. В процессе горения происходит нагрев верхней части свечи, слышится небольшой треск и выделяется теплота. При движении воздуха пламя свечи отклоняется. Скорость горения свечи зависит от её толщины и длины. В процессе горения фитиль постепенно сгорает. Жидкость у основания фитиля – это расплавленный воск. При поглощении воска материалом фитиля происходит его сгорание. Если капли воска стекают вниз, то они затвердевают.
Большинство химических процессов идут при нагревании, но пламя свечи при этом не используют. Для этих целей применяют спиртовку. Спиртовка состоит из стеклянного резервуара, его заполняют спиртом не более чем на ⅔ объёма. В спирт погружают фитиль, который изготовлен их хлопчатобумажных тканей. Фитиль удерживается с помощью специальной трубочки с диском.
Зажигать спиртовку следует только спичками. Использовать для этого другую горящую спиртовку запрещено, так как спирт может разлиться и вспыхнуть. Пламя спиртовки следует тушить при помощи колпачка, дуть на спиртовку, чтобы её потушить, строго запрещено.
Для нагревания пробирок можно использовать ещё электронагреватель. Он подключается к источнику постоянного электрического тока. Подключать электронагреватель следует после того, как пробирки установлены в нагреватель.
СТАРТ В ХИМИЮ
7 класс
Продолжение. Начало см. в № 1/2006
§ 2. Наблюдение и эксперимент как методы
изучения естествознания и химии
Знания о природе человек получает с помощью такого важнейшего метода, как наблюдение.
Наблюдение – это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.
С помощью наблюдения человек накапливает информацию об окружающем мире, систематизирует ее и ищет закономерности в этой информации. Следующий важный шаг – поиск причин, которые объясняют найденные закономерности.
Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий.
1. Нужно четко определить предмет наблюдения, на что будет обращено внимание наблюдателя, – конкретное вещество, его свойства или превращение одних веществ в другие, условия осуществления этих превращений и т.д.
2. Наблюдатель должен знать, зачем он проводит наблюдение, т.е. четко сформулировать цель наблюдения.
3. Чтобы достигнуть поставленной цели, можно составить план наблюдения. А для этого лучше выдвинуть предположение о том, как будет происходить наблюдаемое явление, т.е. выдвинуть гипотезу. В переводе с греческого «гипотеза» (hypo’thesis) означает «предположение». Гипотеза может быть выдвинута и в результате наблюдения, т.е. тогда, когда получен какой-то результат, который нужно объяснить.
Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причем условия эти можно изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении – лаборатории (рис. 6).