Что представляла родовая община греческая мифология
Что представляла родовая община греческая мифология
Античная мифология в ее историческом развитии
Предлагаемая вниманию читателей книга является попыткой наметить новые пути в подаче античной мифологии, которые не сводятся ни только на одно научное исследование, ни только на популярное изложение, как оно обычно понимается. Научное исследование в области античной мифологии обычно читается узким кругом специалистов. Кроме того, исследование по классической филологии требует от читателя не только знания первоисточников, знания нескольких языков, древних и новых, но еще и возможности сосредоточить в своих руках большое количество греческих и римских текстов, без владения которыми невозможно и думать об оценке и критическом восприятии такого исследования. С другой стороны, популярное изложение античной мифологии всегда понималось как пересказ для детей или для юношеского возраста античных мифов вне всякой их истории и толкования, с отбором этого материала в ограниченных условиях возрастного подхода и неизвестно на основании каких источников, не говоря уже о больших дозах субъективного вкуса и писательской манеры излагателя. Не отрицая этих двух подходов к античной мифологии целиком и даже признавая их необходимость с известных точек зрения, автор предлагаемой книги избрал несколько другой подход к предмету.
Автор предлагает вниманию своего читателя не что иное, как именно первоисточники античной мифологии, т. е. с самого начала становится на путь научного исследования. При этом, однако, он старается строить свое изложение так, чтобы читатель мог сам вместе с ним пройти по всем запутанным ходам этих первоисточников, чтобы он мог критически освоить предлагаемые тексты первоисточников и делать свои собственные выводы независимо от автора. Конечно, если вооружиться знанием
Автор книги, конечно, дает известное освещение материалов и первоисточников со своей точки зрения. Поскольку, однако, в этой книге широко применяется цитирование самих первоисточников, всякий читатель с некоторым гуманитарным образованием и с интересами в области литературы и истории вполне сможет уже и сам убедиться, насколько правильно толкование автора. Давая известное толкование мифам, автор предлагаемой работы считает свое освещение только одним из возможных подходов к античной мифологии. Свое толкование текстов из античной литературы он хочет рассматривать как призыв к свободной работе над ними, к творческому подходу к филологическим материалам.
Во вводной части работы автор знакомит читателя с тем подходом к античной мифологии, который, с его точки зрения, наиболее отвечает современному состоянию науки. Именно автор не мыслит античной мифологии вне строго проводимого историзма. Автор не мыслит античной мифологии вне ее связи с жизнью общества, с его материальными и духовными потребностями, с той или иной исторической базой. Автор считает такой подход к античной мифологии тем минимумом, без которого вообще нельзя о ней говорить как о научной дисциплине.
Но конечно, этот минимум не исключает, а, наоборот, предполагает и другие методы исследования, хотя бы, например, метод теоретико–литературный, эстетический, историко–культурный, сравнительно–мифологический, археологический, языковедческий и т. д. Пользоваться сразу всеми методами, которые только возможны при изучении античной мифологии, невыполнимо силами единоличного автора. Но известный минимум, необходимый для научной разработки предмета, здесь дается.
Две другие части работы имеют своей целью применить современную научную методологию на практике исследования двух больших, но совершенно конкретных проблем античной мифологии. Это — проблема Зевса, но опять–таки не всего Зевса, которого невозможно охватить в одном томе, но только одного из архаических Зевсов, именно Критского, с тем чтобы показать, как на лоне дикой архаики постепенно создавались красивые и пластические образы античной мифологии и как они потом входили в античное сознание, чтобы сохраниться по крайней мере на два тысячелетия.
Далее — проблема Аполлона. Сначала в его общенародном развитии, а потом специально и в его литературном развитии. Мы рекомендуем читателю обратить особенное внимание именно на историко–литературное развитие античного Аполлона. Приводимые здесь тексты для многих античных писателей являются исчерпывающими или близкими к этому; особенно это проводилось в отношении поздних и менее известных писателей. Иной раз автору приходилось ограничиваться только главнейшими текстами. Именно здесь, просматривая эти многочисленные тексты, иной раз повторяющие друг друга или содержащие разного рода смысловые оттенки, читатель может сам судить о том, как развивался Аполлон, что создавалось нового в ту или иную эпоху и что повторялось из прежних эпох, как постепенно возникала традиция для тех или иных мифологических мотивов и концепций, как эта мифология после своего яркого расцвета постепенно падала, превращалась в литературный прием, становилась общей фразой. С другой стороны, в последние века античности пытались реставрировать богатое прошлое в целях борьбы с новыми религиями и их новой мифологией.
Материалы первоисточников даются и в пересказе, и с критикой, а часто в их точном переводе. В книге использованы не только общеизвестные писатели вроде Гомера, трагиков, историков или философов, но и все малодоступные и никогда не переводившиеся ни на какие языки античные словари, все античные мифографы, у которых как раз и содержится систематическое изложение мифов с приведением множества всякого рода драгоценных деталей и вариантов. Так, целиком использованы Аполлодор, оба Гигина и все мифографы вплоть до так называемых Ватиканских мифографов, относящихся уже к VII в. н. э. Наконец, использованы все древние комментаторы античных писателей, так называемые схолиасты, от которых дошли до нас десятки объемистых томов комментариев. Особенно ценными оказались и потому наиболее использованы автором схолиасты к Гомеру, Пиндару, Эсхилу, Софоклу, Еврипиду, Каллимаху, Ликофрону и Вергилию. Ни один приводимый автором античный мифологический мотив не остался без–подкрепления цитатами из одного или из нескольких первоисточников.
Автор предлагаемой книги, переполненной античными материалами, конечно, не мог выражать на каждом шагу свое критическое к ним отношение. Критика источников — это специальная область, требующая для себя также и специального исследования. Тем не менее автор много думал над каждым источником, прежде чем использовал его в подобающем ему месте. Читатель сам убедится, что поздние авторы в целях реставрации старинной мифологии часто пользуются как раз наиболее старыми мифами. Это весьма ощутительно выступает особенно в историко–литературных частях работы, где фигурирует не та или иная догадка автора, но конкретный текст со своим вполне определенным содержанием. Но и без этого автор всегда старался отделить в позднем источнике черты, связанные с его поздним появлением, и дойти до того зерна, которое сохранилось с древних времен. Это и есть критика источников, которой автор постоянно пользовался, хотя ее систематическое проведение и не входило в его задачу.
Текст книги «Популярная история мифологии»
Автор книги: Елена Доброва
Жанр: Мифы. Легенды. Эпос, Классика
Текущая страница: 14 (всего у книги 39 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]
Значение греческой мифологии
В эпоху эллинизма греческая мифология оказала влияние на культуру многих государств. Не избежал ее влияния и Рим. В дальнейшем, когда христианство уже стало официальной религией, император Юлиан (IV век) попытался использовать языческую систему, рожденную в Древней Греции, для борьбы с новыми религиозными убеждениями.
Даже во времена Средневековья, когда церковь расценивала греческих богов как некие бесовские силы, эти легенды продолжали жить и сохранились вплоть до наступления эпохи Возрождения. Мифология стала неисчерпаемым источником вдохновения для европейских художников, а образы богов и героев рассматривались как нечто благородное и прекрасное. С их помощью человечество пыталось сбросить средневековые оковы и обратить внимание на свои личностные права.
Представляя мифологические образы как некий идеал, поэты и художники в то же время наделяли их чертами, свойственными человеку с его бурными чувствами и страстями («Венера и Адонис» У. Шекспира, 1593). Французский классицизм XVII столетия трактовал сюжеты греческой мифологии с точки зрения абсолютной монархии (трагедии Ж. Расина, П. Корнеля, сочинения Н. Буало).
Салонное искусство XVIII века использовало мифы для создания произведений легкого, изящного жанра. Имевшие вид шутливых, несколько непристойных анекдотов, они рассказывали о приключениях богов и героев. Зачастую главными персонажами становились Амур и Дионис (Вакх).
Когда в искусство пришел романтизм, мифологические сюжеты стали трактоваться в соответствии с глубокими человеческими страстями (произведения немецкого писателя Г. Клейста). Зачастую они становились символами революционной борьбы (поэзия англичанина П. Б. Шелли).
В конце XIX века главный интерес представляла уже не художественная сторона мифологических образов, их красота и пластика, а стихийные экстазы (философия Ф. Ницше). Такое понимание греческой мифологии было свойственно и русским поэтам-символистам И. Анненскому, В. Брюсову, Ф. Сологубу, В. Иванову.
Интерес к греческой мифологии не угасает и в наши дни.
РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Согласно древней легенде, город Рим был основан братьями Ромулом и Ремом примерно в 754–753 годах до н. э. С этого времени и началась точка отсчета в истории одной из самых знаменитых мировых цивилизаций.
Архаический период длился с 754 по 509 год до н. э. После Ромула, создавшего сенат из 100 патрициев, правителем Рима стал Нума Помпилий, учредивший несколько религиозных культов, к которым были приставлены жрецы. Благодаря Помпилию у римлян появился и свой календарь.
Настоящий расцвет Рима начался при правителях-этрусках. В городе были выстроены великолепные храмы, посвященные богам-покровителям Юпитеру, Юноне и Минерве.
Период с 509 по 264 год до н. э. принято называть временем ранней республики. Царская власть была упразднена, и управлять городом стали ежегодно избираемые консулы. В это время плебеи добились права заключать браки с патрициями, но занимать должности в сенате они по-прежнему не могли. Плебеи выбирали собственный совет и народных трибунов. В эту эпоху с помощью союзников, городов-соседей, Рим подчинил себе этрусков, кельтов, самнитов, а затем завладел колониями Греции в Южной Италии и Сицилии.
264–146 годы до н. э. стали временем средней республики. Под властью Рима оказался весь Апеннинский полуостров. Республика начала войну против Карфагена в Северной Африке (Первая пуническая война). Вторая пуническая война, которая велась против карфагенского полководца Ганнибала, принесла Риму победу. Затем он завладел Сирией, Македонией и западными эллинистическими государствами.
146–31 годы до н. э. называются периодом поздней республики. В это время границы влияния Рима расширились, он стал господствовать на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Испании. А в самом Риме власть захватили военные, превратившие римское войско в настоящую армию. Правителями государства были диктаторы Гай Марий, Сулла, Помпей, захвативший Иерусалим. Последним стал Юлий Цезарь, после убийства которого эпоха поздней республики завершилась. К власти пришел триумвират союзников Цезаря.
Рис. 76. Император Август. 20 год до н. э.
В 68–235 годах один римский правитель сменял другого, убирая предшественника со своей дороги. Наконец к власти пришел Веспасиан, вернувшийся с иудейской войны. В 70 году Тит, сын Веспасиана, захватил Иерусалим. Благоденствие в Риме наступило в эпоху правления Антонинов и Северов. Границы империи простирались на многие тысячи километров. Именно в это время были возведены такие грандиозные сооружения, как термы Тита, форум Траяна, Колизей, Пантеон, термы Каракаллы.
Но благополучие продолжалось недолго. 235–305 годы стали временем заката Римской империи, которую подтачивали внутренние противоречия, а также нападения соседей. В 268 году Спарту, Афины и Коринф захватили готы. В государстве вновь начались гонения на христиан. Напряженность смог уменьшить Диоклетиан. Он провел ряд реформ и разделил империю на две части: восточную и западную.
Западная империя, основанная в 305 году, просуществовала до 565 года. Константин Великий, устранивший соперников и ставший единственным властителем, принял христианство и перебрался в новую столицу – Константинополь. После смерти Константина воцарилось двоевластие. Империя начала распадаться под натиском внешних врагов. В 363 году персы овладели Месопотамией. Северные границы постоянно подвергались нападениям варваров. В 410 году готы захватили Рим и разграбили его. А вандалы в это время наступали на Испанию и Галлию. Вскоре они основали королевство в Северной Африке, там, где некогда был Карфаген, а в 455 году совершили грабительский набег на Рим. Аттила, предводитель гуннов, постоянно угрожал Италии и Галлии. Последним императором Западной империи стал Ромул Август. Его правление закончилось в 476 году, когда король остготов Теодорих стал властителем Италии. Восточная империя держалась еще долго, до 1453 года.
Письменных источников, дающих нам представления о древнейшем периоде развития римской мифологии, известно немного. Это жреческие книги «Индигитаменты», гимны коллегий Арвалских братьев и салиев, формулы, читавшиеся предводителем коллегии фециалов Патер Патратус перед объявлением войны, заключением мира и т. д. Упоминания о древних богах встречаются и в сочинениях авторов, живших в более поздние эпохи.
Римская мифология эпохи родовой общины
История Рима – это история войн и завоевательных походов. Возможно, поэтому многие считают, что римская мифология подражательна и основана на греческих сюжетах и образах. Боги Рима носят лишь другие имена, но все их функции остаются такими же, как у греческих прототипов. Конечно, то, что империя простиралась далеко за пределы Рима и включала в себя множество государств (в том числе Грецию и Египет), сыграло свою роль. Так, римляне почитали греческого Аполлона и египетскую Исиду, но это не значит, что они не имели собственных мифологических представлений и своих божеств.
С развитием Рима как государства изменялась и мифология. Легенды и сказания, возникшие в период существования общинно-родового строя, значительно отличаются от мифов, созданных в эпоху становления демократии.
О раннем периоде развития римской мифологии сведений сохранилось крайне мало. Большинство известных источников относится к более позднему времени – I веку до н. э. – IV веку н. э. Возможно, поэтому многие исследователи долгое время считали, что на раннем этапе развития римской мифологии божества еще не имели антропоморфных черт. Люди не наделяли их определенными функциями, не давали имен. К богам было принято обращаться примерно с такими словами: «Или бог, или богиня, или муж, или женщина, или каким бы другим именем ты не пожелал назваться». Такое мнение поддерживалось и существованием мужских и женских ипостасей одного и того же бога (Помона – Помон, Фавн – Фавна). Свою роль сыграли и сочинения римского писателя и ученого Варрона (116–27 годы до н. э.), который утверждал, что в древности у римлян боги имели облик вещей-символов. Так, воплощением Юпитера являлся камень, Марса – копье, Весты – огонь и т. д.
Новейшие исследования показали, что даже в период становления римской мифологии существовали изображения богов. Это доказывают раскопки, при которых были обнаружены глиняные фигурки божеств, относящиеся к началу I тысячелетия до н. э. Неопределенность изображений и неясность имен богов объясняется тем, что люди не знали, к кому обращаться в случаях непонятно кем вызванных природных катаклизмов, например, таких, как землетрясения. Нередко настоящее имя бога скрывали жрецы, опасаясь злоупотреблений. А существование парных божеств объясняется традиционными обрядами, проводимыми в крестьянской среде. Духи (растительности, весенних месяцев, жатвы и т. п.) изображались как мужчинами, так и женщинами, а иногда и парами.
С течением времени антропоморфный облик богов стал проявляться все более четко. Как и в других мифологиях, римские божества обитали в трех мирах: на земле, под землей и на небесах. Если в поздних мифах боги активно общались с людьми, то в ранних сказаниях божественная и человеческая жизни не соприкасались, хотя боги могли выражать свою волю в различных внешних проявлениях: громе, молнии и т. п. Эти знамения, посланные людям, толковали авгуры (augures) – представители коллегии жрецов, наблюдавших за поведением птиц, их полетами и криками. Священными птицами Рима считались дятел и орел (последний был спутником главного божества – Юпитера).
Рис. 77. Статуя Юпитера. III век н. э.
В Древнем Риме существовал также культ водных источников, в которых обитали лимфы (позднее – нимфы).
Среди животных особой популярностью у римлян пользовался волк, который в других мифологиях, например скандинавской и славянской, был воплощением злых сил. По мнению жителей Древнего Рима, это животное обладало множеством магических функций. Владелец его шерсти и кончика хвоста мог добиться успеха в любви. Если с правой стороны дорогу путнику переходил волк, следовало ждать удачи. Перед вступлением в дом новобрачной порог жилища натирался волчьим жиром: такая процедура помогала предохранить семью от болезней. Существовало поверье, что в волков могут обращаться и люди.
Волк стал символом Древнего Рима, ведь именно волчица вскормила близнецов Ромула и Рема – основоположников города. 15 февраля начинались луперкалии – «волчьи» празднества, связанные с очищением и плодородием. Главным героем являлся бог полей, лесов и пастбищ Фавн (тождествен греческому Пану), сын Пика (рис. 78). Он представлялся как в единственном, так и во множественном числе. Ему соответствовало женское божество – Фавна, или Фатуя. Некоторые мифы называли ее женой или дочерью Фавна, которую позднее стали именовать Бона Деа. Фавн обладал способностью прорицателя. Однажды римский царь Нума Помпилий, применив хитрость, поймал его и заставил открыть будущее.
Рис. 78. Фавн с козленком
Во время луперкалий возле северо-западного склона Палатинского холма, рядом с Волчьей пещерой, совершались торжественные жертвоприношения. Юноши-жрецы (луперки), опоясанные козьими шкурами, бегали вокруг холма с плетками, сделанными из шкур жертвенных животных. Ими они ударяли попадавшихся навстречу женщин. Это давало римлянкам благословение самого Фавна, а те, кто не имел детей, надеялись после таких ударов стать матерями.
Фавн был покровителем сельской жизни и скотоводства, поэтому особенно почитался крестьянами. Но его также называли и лукавым духом, воровавшим детей и посылавшим людям болезни и кошмарные сны. Как инкубы в других мифологиях, он соблазнял женщин, а также вступал в связь с животными. Люди приносили в жертву Фавну собаку и козла.
В римской мифологии есть легенды об отмене человеческих жертвоприношений, вместо которых стали устраиваться праздники Аргеев. Их главная церемония – шествование процессий жрецов к Тибру и сбрасывание в реку кукол. В это время появился и обычай вывешивать на перекрестках шары и кукол, которые символизировали свободных римлян и рабов. Календарь праздников Нумы Помпилия свидетельствует о том, что в древности существовали культы Вулкана, Флоры, Палатуи, Фуррины, Карменты, Помоны, Цереры и других божеств. О каждом из них были сложены мифы, но со временем они забылись. Боги, почитавшиеся отдельными общинами, сливались друг с другом, их функции смешивались. Некоторые божества исчезали, другие становились общими для всего Рима. Едиными стали обряды и жреческие коллегии.
С вытеснением родов фамилиями значительную роль стали играть фамильные культы, группировавшиеся вокруг богини Весты, ларов и пенатов. В дальнейшем появились и культы соседских общин-курий и пагов, а также культы всей римской общины. В них почитались одни и те же божества и совершались одинаковые обряды, их проведение контролировалось коллегией понтификов, во главе которой стоял великий понтифик.
Практически ни одно важное дело не начиналось, если человек не узнавал, как отнесутся к этому начинанию боги. Воля богов определялась не только по поведению птиц, но и по внутренностям животных, ударам грома, а также по необычным явлениям, например рождению уродов у людей или животных, появлению на небе двух солнц, комет, затмению и т. д. Пытаясь узнать волю богов, жрецы обращались к туманным стихотворениям сивиллиных книг, связанных с культом Аполлона. Считалось, что правитель Тарквиний Гордый купил их у пророчицы (сивиллы), получившей от Аполлона дар прорицания и долголетия. Согласно легенде, Кумская сивилла предложила царю за большие деньги купить у нее девять священных книг, но Тарквиний не согласился, и тогда она сожгла три из них. Затем пророчица повторила предложение, но правитель вновь отказался, и сивилла уничтожила еще три книги. И лишь три последние из них царь по совету авгуров все-таки купил. С этого времени сивиллины книги бережно хранились в храме Юпитера Капитолийского.
Римляне верили, что на сторону Рима можно переманить чужих богов, если использовать определенную функцию и утвердить в городе их культ. Именно так в Риме появились многие италийские божества.
Соблюдения обрядов требовали и мертвые, способные наказать потомков за пренебрежение к ним. Богом для сыновей становился умерший глава семьи. Существовали сословные культы и культы профессий. Так, торговцы почитали Меркурия, а ремесленники, художники, писатели и учителя – Минерву. Культовые обряды должны были соблюдать все члены фамилии. Ребенок, усыновляемый новой семьей, должен был принимать ее фамильный культ. Также поступала и молодая жена, входившая в семью мужа. Каждый гражданин также был обязан участвовать в культе своей гражданской общины.
Одним из самых древних римских божеств являлся Янус, изображаемый с двумя и даже четырьмя лицами. Вероятно, он был создателем космического мира и земли, других богов и людей. Его два лица говорят о том, что он знает и прошлое, и будущее. В ранних источниках – это бог дверей и ворот, позднее он стал покровителем всякого начала, поэтому каждый римлянин, прежде чем начать какое-то дело, просил Януса о содействии. Ему был посвящен первый день каждого месяца и первый месяц года, январь, названный именем бога. Имя Януса следовало произносить в начале молитв, обращенных к другим божествам. Этому богу посвящали храмы в виде бронзовой арки, опирающейся на колонны. Такие строения должны были символизировать небесный свод. Храм Януса стоял в северо-восточной части римского форума. Сквозь него проходили римские воины, отправлявшиеся на войну. Святилище Януса оставалось открытым до самого конца войны.
В более поздние эпохи римляне стали считать Януса древнейшим царем Лациума, правившим на холме Яникуле, который располагался на правом берегу реки Тибр. Когда Сатурн на своем корабле приплыл в Лациум, Янусу пришлось поделиться с ним властью.
Первоначально Сатурн был богом поля – вспаханного и засеянного озимыми. 17 декабря римляне устраивали сатурналии – веселые празднества по случаю окончания полевых работ.
Древнее святилище Сатурна находилось на римском форуме, у подножия Капитолия. Позднее на этом месте римляне выстроили храм, посвященный этому божеству. В нем хранили казну Рима и городской архив.
Древние римские мифы отождествляют Сатурна с греческим богом Кроносом. Свергнутый своим сыном Юпитером (у греков – Зевсом), он бежал в Лациум, где вместе с Янусом основал новое царство. Сатурн обучил людей земледелию, и время его правления получило название золотого века.
Женой Сатурна являлась богиня Опс, соответствующая греческой Рее. Она помогала людям выращивать большие урожаи. Опс также посвящались празднества, которые устраивались два раза в год – 19 декабря и 25 августа.
Позднее в Древнем Риме появились мифы о сыне Сатурна, Пике, или Пикусе (от латинского «дятел»). Его женой стала дочь Януса, нимфа Канента. Однажды на охоте Пика увидела волшебница Кирка. Она влюбилась в красивого юношу и предложила ему оставить Каненту и уйти с ней. Пик отверг любовь Кирки, и разгневанная волшебница превратила его в дятла. А нимфа Канента, напрасно искавшая своего мужа, пришла на берег Тибра и, исполнив свою последнюю песнь, умерла от горя.
Если первым в своих молитвах римляне называли Януса, то вторым был Юпитер, сын Сатурна и Опс. Он повелевал молниями, светом и тьмой, покровительствовал земледельцам и виноделам. Юпитер считался гарантом клятвенной верности. К нему обращались воины с просьбами о даровании победы над врагами.
Юпитеру посвящалось несколько праздников в году: празднование сбора винограда; иды, или дни полнолуний, отмечавшиеся 13 и 15 числа каждого месяца; а также Великие игры, позднее названные Римскими. Главным культ Юпитера стал после того, как царь Тарквиний Гордый воздвиг на Капитолийском холме храм Юпитера, Юноны и Минервы.
Во времена родовой общины Юпитер (рис. 79) являлся главой триады древних римских божеств (Юпитер, Марс, Квирин). С распространением на территории Рима древнегреческой культуры Юпитера начали отождествлять с греческим Зевсом, царем всех богов. А во времена империи его стали почитать как бога Рима и покровителя императора.
Женой Юпитера была Юнона (рис. 80). Одна из самых древних римских богинь, она покровительствовала супружеским узам и материнству, оказывала помощь при родах. Позднее Юнона стала отождествляться с греческой Герой. Ежегодно в первый день марта римляне устраивали матроналии – празднества, посвященные этой богине. Люди полагали, что у каждой женщины есть своя юнона – прародительница.
В главную триаду римских богов входила также Минерва, культ которой пришел в Рим из Этрурии, где богиня Минерва являлась покровительницей материнства, ремесел, а также защитницей этрусских городов. Позднее Минерва стала отождествляться с греческой Афиной и наделяться множеством других функций. Она являлась богиней мудрости, помогала художникам, мастерам, актерам, учителям, музыкантам и врачам. В ее честь во второй половине марта устраивались празднества – квинкватрии, длившиеся пять дней. В первый день учащиеся, освобожденные от уроков, должны были приносить плату своим преподавателям. В следующие несколько дней публика могла увидеть бои гладиаторов, а завершался праздник жертвоприношениями Минерве. Помимо храма на Капитолии, еще один храм богини находился на холме Авентин.
Наряду с Минервой, ремесленникам покровительствовал Меркурий (рис. 81). Это божество начали почитать с древности, еще в 495 году до н. э. в Риме был возведен его храм. Меркурий приносил удачу и богатство тем, кто его почитал. Позднее он был отождествлен с греческим Гермесом и стал выполнять дополнительные функции, в частности проводить умерших в подземное царство.
Одной из древнейших римских богинь была Теллус (Теллура) (рис. 82), воплощавшая землю-кормилицу и ее производительные силы. Считалось, что она также насылает на людей землетрясения и царствует в мире мертвых. Жреческая коллегия Арвальских братьев во второй половине мая совершала обряд жертвоприношения, обращаясь к Теллус с просьбами о хорошем урожае. К этой богине возносили молитвы также при бракосочетаниях, а если в семье кто-то умирал, ей приносились очистительные жертвы. Кроме того, римляне призывали ее, обрекая недругов на погибель.
Рис. 82. Теллус, рядом с ней – символы воды и воздуха
Существует миф, рассказывающий о том, как царь Нума лег спать в лесу, чтобы узнать во сне причину неурожаев. Ему приснился Фавн, велевший правителю учредить в честь Теллус новый праздник – фордицидии. Его стали отмечать 15 апреля. В этот день жрецы отдельных курий приходили на Капитолий и жертвовали богине стельную корову. А в декабре проходили празднества, посвященные Теллус и Церере. Для защиты озимых посевов обеим богиням приносилась жертва и призывались двенадцать богов, ответственных за определенные этапы деятельности землепашца. Перед началом уборки урожая Теллус и Церере жертвовали свинью.
Позднее культ Теллус был полностью вытеснен культом Цереры. Посвященные ей празднества (цереалии) начинались 11–12 апреля и завершались через восемь дней. Особенно почитали Цереру плебеи, одевавшиеся в белое и украшавшие себя цветами. В дальнейшем культ Цереры стал повсеместным. В 493 году до н. э. на Авентине римляне возвели храм в честь Цереры, Бахуса (Либера) и его жены Либеры. Бахус, соответствующий греческому Дионису, или Вакху, и его супруга считались богами виноградарства и виноделия, а также оплодотворяющей силы природы. В их честь устраивались празднества – либералии, во время которых римляне, спрятавшие лица под масками, изготовленными из коры деревьев, пели шуточные песни на перекрестках дорог. Позднее эти куплеты стали одним из многочисленных источников римской комедии.
Одной из самых древних богинь является Анна Перенна, воплощавшая наступление нового года. До реформы, проведенной Юлием Цезарем в 46 году до н. э., год начинался в марте, поэтому празднества, посвященные Анне Перенне, устраивались 15 марта. Простые римляне и правители приносили богине жертвы, а в священной роще на берегу Тибра проходили праздничные мероприятия, сопровождаемые пиром.
В дальнейшем Анну Перенну стали считать сестрой Дидоны, которая из Карфагена приплыла на корабле к Энею в Италию. Ревнивая жена героя, Лавиния, начала преследовать девушку, и она утопилась в реке Нумции, после чего превратилась в нимфу реки.
Существовала еще одна поздняя легенда, связанная с Анной Перенной, по которой она являлась старой женщиной, угощавшей пирогами плебеев, посещавших священную гору. За это они и установили в Риме ее культ.
К древнейшим богам относится и Марс, первоначально являвшийся богом растительности и плодородия. На этапах становления римской мифологии он входил в триаду главных богов: Юпитер, Марс, Квирин. Марс охранял римлян-путешественников, отправившихся в чужие страны, указывал дорогу тем, кто искал новые поселения, оказывал поддержку воинам-защитникам. С этим божеством также связывали очищения (земли, доспехов и т. д.). Согласно некоторым мифам, Марс был отцом Ромула, потому он являлся родоначальником и хранителем города. Марсу был посвящен месяц март.
В 336 году до н. э. у Капенских ворот появился храм, посвященный Марсу. Отсюда римское войско отправлялось на войну, а всадники начинали шествие на ежегодный парад. Позднее в центре римского форума Октавиан Август возвел в честь Марса-мстителя храм, выразив таким образом благодарность за свою победу над убийцами Юлия Цезаря.
Мирной ипостасью воинственного Марса был третий бог древней триады – Квирин. Его воспринимали как бога народного собрания, от имени Квирина идет и название римлян, звучавшее как «римский народ квиритов». Если храм Марса располагался за городскими стенами, то храм Квирина находился внутри них. Первоначально этого бога почитали на холме Квиринал италийские племена – сабины. В римском пантеоне он оказался после заключения Ромулом мира с сабинским правителем Титом Тацием.
В период поздней Республики распространилась легенда о том, что Квирин приходился сыном Марсу, т. е. Ромулом, основателем Рима, который был взят богами на небо.
В число самых почитаемых богов Рима входила Веста, соответствовавшая греческой Гестии. Веста покровительствовала священному очагу городской общины, курии и дома. В храме Весты поддерживали огонь жрицы-весталки, избиравшиеся из девочек в возрасте 6–10 лет. Весталки должны были в течение 30 лет хранить девственность, в противном случае их замуровывали живыми. Они не только следили за огнем, но и принимали участие в обрядах, изготавливали смеси из пепла жертвенных животных, муки и соли во время жертвоприношений. Огонь в храме Весты символизировал надежность и устойчивость государства, и если он случайно гас, это считалось плохим знаком. В то же время его специально гасили в первый день нового года и вновь зажигали с помощью трения священного дерева о дерево. Затем от этого огня зажигали очаги в каждой курии. В жилищах римлян Весте посвящался вход в дом – вестибул.
Позднее Весту стали причислять к римским пенатам, и вступавшие в должность магистраты должны были приносить жертвы и пенатам, и самой Весте. Изображалась богиня с лицом, закрытым покрывалом. В ее руках были чаша, факел, скипетр и палладий – изображение Афины Паллады со щитом и копьем. Согласно древнему сказанию, этот палладий был привезен Энеем, сыном Афродиты и Анхиса. Эней, переселившийся из Трои в Италию, стал основателем Рима. Палладий хранился в храме Весты на римском форуме.
Древнейшей римской богиней являлась Диана (рис. 83), первоначально воспринимавшаяся как богиня-мать, нимфа леса. Во время праздников изображения Дианы помещались на перекрестках, и, поскольку она обладала властью на земле, на небесах и под землей, ее именовали богиней трех дорог.
Рис. 83. Диана-охотница. II век н. э.
Считавшаяся олицетворением луны Диана впоследствии стала отождествляться с греческими Артемидой и Гекатой. Главным центром ее культа был город Арция. Рядом с ним лежало маленькое лесное озеро, называемое зеркалом Дианы, а на его берегу стояла священная роща со святилищем Дианы Немейской (Лесной). Одно из деревьев рощи охранялось царем-жрецом. Несмотря на такое громкое название, эта должность была доступна любому силачу, способному победить противника в открытом бою, поэтому царем-жрецом могли стать даже беглые рабы.
В легендах о Немейской роще (впрочем, как и во многих других римских сказаниях) отразилось влияние греческой мифологии. Согласному одному из мифов, основателем культа Дианы Немейской стал Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, бежавший из Тавриды вместе со своей сестрой. Другой миф рассказывает о том, что первым жрецом святилища Дианы стал греческий герой Ипполит, сын Тесея, погибший из-за навета своей мачехи Федры. Согласно этой версии, его оживил по просьбе Дианы Эскулап (у греков – Асклепий). Перенесенный своей покровительницей в Немейскую рощу, он воплотился к новой жизни под именем Вирбий. По мнению некоторых исследователей, Вирбий – дух дуба, женившийся на нимфе дуба Диане, который подвергался ритуальному уничтожению, после чего воскресал обновленным. В отличие от греческой Артемиды Диана не была богиней-девственницей, напротив, она считалась покровительницей деторождения и плодородия.
Празднества в честь Дианы проходили 13 августа, и в это время ее священная роща наполнялась людьми с горящими факелами в руках. На статуэтках, найденных в районе Немейской рощи, богиня также изображалась с факелом в руке. Это свидетельствует о том, что в ранние эпохи Диану отождествляли с Вестой.
Широкое распространение в Древнем Риме получил культ Венеры (рис. 84). В древнейшие эпохи она считалась богиней садов. После распространения мифа об Энее ее стали отождествлять с греческой Афродитой, матерью героя. С этого времени Венера представлялась богиней красоты и любви, а также прародительницей римлян и покровительницей их города. Люди именовали ее прекрасной, лучезарной, милостивой, очищающей. Существовал еще один, несколько странный эпитет богини: иногда ее называли лысой – в память о подвиге римлянок, которые в период войны с галлами жертвовали свои длинные волосы на изготовление канатов. Своей покровительницей Венеру считали такие римские правители, как Сулла, Помпей и Цезарь.
Внимание! Это не конец книги.
Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.